Скачать 1.88 Mb.
|
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике О состоянии прав человека и гражданина в местах принудительного содержания, подведомственных МВД по Чувашской Республике Чебоксары – 2016 «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (часть 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 18 Конституции Чувашской Республики) Введение Специальный доклад «Об обеспечении конституционных гарантий соблюдения прав человека в местах принудительного содержания МВД по Чувашской Республике» подготовлен в соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Чувашской Республики от 02.10.2012 №54 «Об Уполномоченном по правам человека в Чувашской Республике» и направлен Главе Чувашской Республики, в Государственный Совет Чувашской Республики, прокуратуру Чувашской Республики, МВД по Чувашской Республике, Общественную палату Чувашской Республики и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. В основу доклада положены факты, ставшие известными Уполномоченному по правам человека в Чувашской Республике в ходе мониторинга состояния прав человека в местах изоляции от общества, входящих в систему органов внутренних дел, проведенного путем посещения отдельных из них, участия в мероприятиях по обозначенной тематике, получения сведений из официальных источников, анализа жалоб и других открытых данных. Информация обо всех выявленных нарушениях оперативно доводилась до руководства МВД по Чувашской Республике, отделов полиции и администрации специальных учреждений, а также до государственных надзорных органов. Целевые системные мониторинги соблюдения прав человека в региональных подразделениях МВД России, где осуществляются функции принудительного содержания, за последние годы не проводились. Этим, на наш взгляд, в определенной мере объясняется недостаточная на сегодняшний день степень исследованности деятельности специальных учреждений полиции на предмет соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность мест предварительного заключения долгое время была скрыта под завесой ведомственной закрытости, поэтому большая часть населения до сих пор имеет слабое представление о специфике содержания под стражей и особом правовом статусе арестованных. Общество нуждается в объективной и проверенной информации, базирующейся не только на официальных данных министерств и ведомств, но и на основе сведений, полученных государственными органами правовой защиты и институтами гражданского контроля в результате изучения ситуации в местах принудительного содержания. Уполномоченный рассматривает информацию, изложенную в докладе, как очередную возможность привлечь внимание государственных контрольных и надзорных органов, общественности и средств массовой информации к проблемам обеспечения прав граждан, размещенных в местах изоляции от общества. Подготовке специального доклада предшествовало проведение 02 июня 2016 года «Круглого стола», организованного под эгидой Уполномоченного, на тему «Проблемы обеспечения прав человека в местах предварительного заключения органов внутренних дел и органов уголовно-исполнительной системы в Чувашской Республике». При всей общественной значимости данной проблемы в новейшей истории Чувашии подобное мероприятие (с попытками ее глубокого и всестороннего обсуждения) ранее не проводилось. В работе «Круглого стола» приняли участие представители депутатского корпуса республиканского и муниципального уровня, Администрации Главы Чувашской Республики, судебных органов, органов прокуратуры, органов исполнительной власти федерального и регионального подчинения, институтов общественного (гражданского) контроля (Общественной наблюдательной комиссии Чувашской Республики, Общественных советов МВД по Чувашской Республике и УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии), средств массовой информации. В рамках широкой дискуссии на мероприятии состоялся предметный и конструктивный разговор по обсуждаемой проблеме, были высказаны различные предложения об улучшению ситуации по защите прав лиц, подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, содержащихся в изоляторах временного содержания МВД России и в следственных изоляторах ФСИН России, дислоцированных на территории региона. При подведении итогов «круглого стола» его участники сошлись во мнении, что раскрытие преступлений, изобличение виновных ради защиты потерпевших и восстановления справедливости, должно проходить при безусловном обеспечении права арестованных на гуманное обращение. Особо было подчеркнуто, что стремление к взаимодействию в этой сфере должно быть фундаментом понимания того непреложного факта, что решение проблем с соблюдением прав человека в местах предварительного заключения должно иметь комплексный характер, при условии обязательного привлечения общественности. Как позитивный следует отметить тот факт, что 15 июля 2016 года между Министром внутренних дел по Чувашской Республике и Уполномоченным по правам человека в Чувашской Республике было заключено обновленное Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в области соблюдения и восстановления нарушенных прав и свобод человека. Это позволило выйти на более высокий уровень доверия и взаимопонимания в вопросах обеспечения прав человека и гражданина в многогранной сфере деятельности полиции. Согласно законодательству на службу государственной правовой защиты возложена первостепенная функция по дополнению контрольных механизмов за соблюдением прав граждан в местах изоляции от общества. Ключевые вопросы соблюдения международных стандартов обращения с заключенными и требований федеральных законов, были и остаются краеугольным камнем в работе всех омбудсменов. В представленных в органы государственной власти Ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике (за 2013 год, за 2014 год и за 2015 год) вышеуказанные вопросы обобщались, систематизировались и традиционно включались в самостоятельные разделы, являясь предметом обстоятельного изучения и критического анализа. В специальном докладе дана достаточно беспристрастная оценка правовому положению лиц, в той или иной степени вовлеченных в орбиту полицейской деятельности в статусе задержанных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, арестованных в административном порядке. Доклад содержит некоторые предложения омбудсмена практического характера для достижения надлежащего уровня обеспечения прав, свобод и законных интересов арестованных граждан и предоставляет справочные сведения заинтересованным должностным лицам для определения приоритетов в работе в данной сфере и использования в текущей деятельности. Проблематика вопроса соблюдения прав граждан, помещенных в места принудительного содержания Провозгласив себя демократическим и правовым государством, Россия, тем самым, объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. Право на личную свободу является фундаментальным правом человека и, поэтому, подлежит ограничению только в исключительных случаях. Вхождение России в международное правовое пространство и присоединение к общепризнанным правовым принципам, тенденции к мировой унификации права, а кроме того, возникновение таких международно-правовых институтов и организаций, как Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), Комитет ООН против пыток и Европейский комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращений или наказания (ЕКПП) стали отправной точкой в деле активизации работы по внесению изменений в федеральное законодательство и существующую практику с позиции обязательного учета требований соблюдения прав и достоинства человека. Именно после трансформации основных международных норм в российскую правовую систему, стало очевидным определенное несоответствие обязательств государства по отношению к своим гражданам и сложившейся объективной правоприменительной действительности [1]. Пожалуй, в наиболее значительной форме неготовность органов охраны правопорядка функционировать, приоритетно руководствуясь принципом соблюдения прав и свобод человека, проявляется в отношениях, связанных с уголовным преследованием. В первую очередь, это касается тех систем общественных отношений и объектов, которые принято называть "закрытыми". Другими словами, тех систем, в которых человек не выступает полноправным субъектом перед государством, а является зависимым, подконтрольным. К их числу относятся и места изоляции от общества. Особенно следует выделить достаточно распространенную проблему нарушения права граждан не подвергаться негуманному обращению со стороны правоохранительных органов. На необходимость строгого соблюдения конституционных прав граждан и создания в местах принудительного содержания системы МВД России приемлемых условий для лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, лиц, подвергнутых административному аресту, и задержанных лиц в различных форматах обращений неоднократно указывалось Уполномоченными по правам человека в Российской Федерации, региональными омбудсменами, институтами гражданского контроля и правозащитными организациями. Объекты, призванные обеспечивать изоляцию от общества, должны иметь такие условия пребывания, которые сохраняют здоровье человека, его физические и духовные силы. Это предусмотрено базовыми принципами международного права. Данное положение закреплено в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. К числу ключевых международно-правовых актов, принятых в рамках Организации Объединенных Наций и определяющих стандарты гуманного обращения, относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.). Кроме того, международным сообществом был принят ряд специализированных актов, устанавливающих общие принципы, правила и особенности обращения с заключенными. В частности, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 году), Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.). Российская Федерация в 1996 году была официально принята в Совет Европы, что закономерно привело к ратификации европейских международно-правовых соглашений, в том числе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Европейских пенитенциарных правил (1987 г.). Это обстоятельство окончательно определило юридическую необходимость приведения содержания арестованных в нашей стране к общепризнанным международным стандартам. Также надо заметить, что места принудительного содержания в России открыты для их инспектирования Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращений или наказания, действующим под эгидой Совета Европы. Международно-правовые принципы обращения лицами, с изолированными от общества, базируются на необходимости обеспечивать права арестованных, которые неотделимы от важнейших естественных прав человека (право на жизнь и личную неприкосновенность, на здоровье, на неприменение к ним пыток или иного бесчеловечного обращения, на уважение человеческого достоинства). Ограничения прав указанной категории лиц должны быть законными и необходимыми, то есть допустимы ограничения только тех прав, которые используются с точки зрения целей задержания или устранения помех для хода расследования, либо поддержания безопасности и правопорядка в месте задержания. Пользование же остальными правами не может быть ограничено (кроме, как на общих для всех граждан правовых основаниях), и, поэтому их обеспечение является обязанностью государства [2]. Согласно положениям части 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Содержание под стражей должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, а также международными договорами и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий арестованным. Федеральным законом «О полиции» императивно определено, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. В российской действительности так исторически сложилось, что наиболее остро проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина проявляются именно в условиях принудительного содержания. Именно поэтому в нашем обществе по-прежнему живучи негативные стереотипы о тюрьме. Народная память о репрессиях продолжает вызывать у граждан стойкое убеждение в том, что до сих пор учреждения системы органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы - это места не только ограничения свободы, но и умаления человеческого достоинства, физического насилия и глумления над личностью. Безусловно, пребывание под арестом в моральном и психическом плане является очень тяжелым испытанием, приводящим к тому, что человек озлобляется, усиливается депрессия, он настраивается против государства, теряет нравственные идеалы. Неблагоприятные последствия испытывают не только сами подозреваемые и обвиняемые, но и члены их семей, родственники и близкие. Очевидно, что лица, содержащиеся под стражей, находятся в уязвимом и заведомо проигрышном положении по сравнению с оппонирующей стороной в лице администрации. Как утверждают специалисты, на обеспечение прав человека в местах изоляции от общества оказывают влияние два узловых фактора. Во-первых, это условия содержания, которые должны отвечать требованиям международного и национального законодательства. Во-вторых, это отношение персонала к лицам, помещенным в учреждения полиции. Если в первом случае, проблемы постепенно разрешаются путем денежных ассигнований, используемых на ремонты и переоборудование помещений, то во втором, их решение почти полностью зависит от мировоззрения сотрудников, свободного от восприятия арестованных как «лиц, заслуженно несущих кару». Сообщения о тех или иных чрезвычайных ситуациях в местах принудительного содержания с непредсказуемой и пугающей регулярностью появляются в прессе, и становятся источником активного общественного обсуждения и социального напряжения. Нелицеприятные факты показывают, что сотрудники полиции, к сожалению, нередко используют в своих целях уязвимость гражданина оказавшегося в иных статусных и материальных условиях, остро переживающего личную и информационную изолированность, осознающего создавшуюся психическую ущербность и ограниченность своих возможностей изменить ситуацию. Да и, собственно не секрет, что массированное давление персонала ОВД на арестованного (задержанного) человека порой превышает установленные законом ограничения. Наиболее остро эта проблема высветилась после трагического происшествия в казанском отделе полиции «Дальний». Данное подразделение полиции приобрело свою печальную известность в марте 2012 года, когда его сотрудниками до смерти был замучен задержанный. По данным следствия, он был жестоко изнасилован бутылкой из-под шампанского, что и привело к мучительной смерти. После этого инцидента следствие выявило еще несколько эпизодов преступной деятельности в этом отделе. При этом в качестве потерпевших по делу прошло 14 человек. В зависимости от роли каждого обвиняемым инкриминировались превышение должностных полномочий, а также причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. Примечательно, что ни в ходе следствия, ни в последнем слове никто из экс-полицейских не признал свою вину в содеянном. В результате судебных разбирательств девять бывших сотрудников скандально известного отдела полиции получили от 2-х до 15-ти лет лишения свободы за издевательства над задержанными лицами. Организационные и практические выводы из громкого происшествия были сделаны на региональном, и, разумеется, на федеральном уровне. Серьезной ревизии подверглись правила, на основе которых функционировали места принудительного содержания, была разработана новая концепция развития этих подразделений, для их укрепления стали выделяться дополнительные финансовые средства. Одними из главных положений новой концепции явились - требование обязательного видеоконтроля в местах изоляции от общества и предложения по реконструкции и переоборудованию служебных помещений. Кроме того, МВД России были четко поставлены задачи территориальным органам внутренних дел по повышению эффективности предупредительно-профилактической работы с личным составом по недопущению подобных вопиющих случаев. |
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Чувашской... Он, не располагая властно-распорядительными функциями, содействует восстановлению нарушенных прав человека и гражданина посредством... |
Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Чувашской... Анализ обращений граждан к Уполномоченному по правам ребёнка в Чувашской Республике за 2014 год 3 |
||
Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике... История показывает, что каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как... |
Государственный доклад «о состоянии условий и охраны труда в чувашской... |
||
Доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Ивановской... ... |
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Удмуртской... Удмуртской Республике (далее Уполномоченный) за 2016 год подготовлен в соответствии со статьей 17 Закона Удмуртской Республики от... |
||
Доклад по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Взаимодействие уполномоченного с органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченным по правам человека... |
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской... Закона Московской области от 12. 01. 2001 №4/2001-оз «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области». В нем представлена... |
||
Бюллетень уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия)... «Образование». Необходимо вспомнить, что первыми в Республике Саха (Якутия) Уполномоченный по правам человека в рс(Я) и его аппарат... |
Общественная палата российской федерации Учебно-методическое пособие предназначено для членов общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля... |
||
Общественная палата российской федерации Учебно-методическое пособие предназначено для членов общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля... |
Годовой отчет Ленинского района г. Чебоксары за 2017 год «О муниципальной службе в Чувашской Республике», Уставом муниципального образования города Чебоксары столицы Чувашской Республики,... |
||
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Приморском крае в 2013 году Статистическая и социологическая характеристика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека |
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике... В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение |
||
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике... В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение |
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском... В свою очередь, успех страны – это гарантия реализации каждым из нас основных прав и свобод человека и гражданина. В этой связи чрезвычайно... |
Поиск |