Департамент
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
Обобщенные ответы на вопросы,
полученные во время проведения публичных обсуждений
правоприменительной практики надзорной деятельности Департамента на территории Нижегородской области
В основном Вопросы касались следующих направлений деятельности:
- вопрос, касающийся обращения с отходами производства и потребления;
- производственный экологический контроль.
Хозяйствующий субъект
|
Вопрос
|
Ответ
|
ОАО «НИИК»
|
1. Можно ли поставить объект НВОС на учет при наличии следующих документов:
- результаты замеров на источнике выбросов;
-программа производственного экологического контроля;
- том инвентаризации
|
Согласно п. 5 постановлению Правительства от № 572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов НВОС» необходимо представить следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;
к) сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
л) сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
м) сведения о программе производственного экологического контроля;
н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
о) информация о применяемых технологиях на объектах, отнесенных к I категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;
п) информация о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
р) сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
с) информация о консервации, ликвидации объекта, об изменении его местонахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект.
|
Филиал
ООО «Тубор»
|
1. Какая процедура возврата уплаченных средств за НВОС за размещение ТКО за 2016 год?
|
Излишне (ошибочно) уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащие возврату (зачету), подтверждаются актом проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Для проведения контроля за исчислением платы Вам необходимо направить в адрес Департамента заявление на проведение сверки взаимных расчетов с указанием реквизитов организации и контактных данных.
Рекомендуемые формы заявлений о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду и др. размещены на сайте Департамента в разделе «Реквизиты» http://52.rpn.gov.ru/.
В случае корректировки суммы платы за размещение ТКО за 2016 год необходимо представить корректирующую Декларацию о плате за НВОС за 2016 год.
|
АО ПО «Оргхим»
|
1. Нет четкого механизма зачета или возврата платы за НВОС.
|
1. Излишне (ошибочно) уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащие возврату (зачету), подтверждаются актом проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Для проведения контроля за исчислением платы Вам необходимо направить в адрес Департамента заявление на проведение сверки взаимных расчетов с указанием реквизитов организации и контактных данных.
Рекомендуемые формы заявлений о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду и др. размещены на сайте Департамента в разделе «Реквизиты» http://52.rpn.gov.ru/.
Порядок зачета переплаты по плате за НВОС в счет будущих платежей не утвержден.
|
2. С чего следует начинать внедрение автоматических систем контроля промышленных выбросов и когда? Какие источники выбросов и загрязняющие вещества подлежат автоматическому контролю?
|
2. Стационарные источники на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ, концентрации этих веществ в таких выбросах, а также техническими средствами передачи информации об объеме или о массе таких выбросов в атмосферный воздух, о концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), создаваемый и используемый в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к автоматическим средствам измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах, а также к техническим средствам передачи информации об объеме или о массе таких выбросов, о концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения единства измерений.
Перечень стационарных источников и перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах, а также технических средств передачи информации об объеме или о массе таких выбросов, о концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
|
3. Необходимо ли составлять Инструкции по обращению с отходами на каждый отход, образующийся у предприятия при наличии программы ПЭК при условии, что организация не имеет лицензии в области обращения с отходами (на своей территории только накапливаются)?
|
3. Разработка Инструкции по обращению с отходами не зависит от наличия Лицензии на деятельность в области обращения с отходами I-IV класса опасности. Инструкция по отходам является очень важным документом, который не только регулирует порядок обращения с отходами, но и делает безопасной работу с ними. Кроме того, данная инструкция – это тот документ, разработка которого обязательна. Инструкцию требуют предъявить при проверке контролирующие органы. Инструкция – это перечень правил, какие необходимо соблюдать при осуществлении той или иной работы, и порядок поведения в случае наступления аварийной ситуации. Инструкция по обращению с отходами не является исключением, а потому в общем виде должна содержать следующие разделы:
1. Общие положения. Обычно в этом разделе описывается, на основании каких нормативных документов происходит разработка инструкции по обращению с отходами. В частности, на основе:
федерального закона «Об охране окружающей среды», №7-ФЗ;
федерального закона «Об отходах потребления и производства», №89-ФЗ;
и иных документов, которые регламентируют специфические условия по работе с конкретными видами отходов. В частности, СанПиНов.
2. Условия хранения отходов. В этом разделе инструкции по обращению с опасными отходами перечисляется, в каком виде и как можно хранить эти вещества и изделия. Причем, указывается данный порядок в разрезе разрешенных и запрещенных мероприятий относительно каждого вида отходов, поименованного в разделе инструкции «Общие положения».
3. Учет отходов.
4. Порядок сдачи на утилизирование, утилизации и перевозки отходов.
5. Разработка инструкции по обращению с опасными и малоопасными отходами возлагается на лицо, которое на предприятии ответственно за охрану окружающей среды.
Однако все вышеуказанные правила составления инструкции – это общий порядок. Поэтому свои нюансы учета, хранения и перевозки прописываются уже при подготовке инструкции для конкретного вида отходов.
|
АО ННПО
им. М.В.Фрунзе
|
1. Надо ли производить оплату за 2017год за сброс сточных вод на рельеф местности?
|
Федеральным законом от 21.07.2015 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты РФ» сброс сточных вод на рельеф местности исключен из видов негативного воздействия на окружающую среду.
"Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду»
1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
размещение отходов производства и потребления
|
|
АО «Арзамасский приборостроительный завод
им. П.И.Пландина»
|
1. Комплексные экологические разрешения - кому нужно получать?
|
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон) введено понятие «комплексное экологическое разрешение».
Законом определены субъекты, обязанные получать комплексное экологическое разрешение, а также субъекты, имеющие право при соблюдении определенных условий обращаться за получением такого разрешения (ст. 31.1).
Пункт 2 статьи 31.1 определяет объекты, в отношении которых должна подаваться заявка на оформление комплексного экологического разрешения, - отдельные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (в том числе линейные объекты). С учетом положений пункта 1 статьи 31.1 подача заявки обязательна в отношении объектов I категории, а в отношении объектов II категории - заявка может подаваться при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п. 12 ст. 31.1).
|
2. Сколько выпусков учитывать в проекте НДС в канализацию: все, что указаны в договоре с Водоканалом или только фактические?
|
Существенными условиями договора водоотведения является, в числе прочих порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются такие нормативы или лимиты), требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 № 333, расчет НДС абонентов разрабатывается, в том числе на основе договора водоотведения и является неотъемлемой частью расчета. Таким образом, разработка Расчета НДС ведется на основе договора водоотведения.
|
3. Как сдавать отчет по ПЭК за 2017 год?
|
3. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 года N 73 "Об отмене приказа Минприроды России от 16 марта 2017 г. N 92" отменяет действие Приказа от 16.03.2017 №92.
Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ, ПОРЯДКА И СРОКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ" – находится на регистрации.
Однако, продолжают действовать ГОСТ Р 56062-2014 "Производственный экологический контроль. Общие положения", ГОСТ Р 56061-2014 "Производственный экологический контроль, так же закон Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
|
ООО «Николь-Пак Империал»
|
1. Ответственность производителей – экосбор. Распоряжение Правительства №2391-р от 04.12.2015 года отменено. По каким коэффициентам считать экосбор за 2017 год? В Постановлении 2971-р от 28.12.2017 года коэффициенты прописаны только на 2018-2020 годы.
Какими документами можно доказать факт утилизации отходов 5 класса опасности? Сборщики вторсырья не выдают Акты утилизации, а для передачи напрямую переработчику нет достаточных объемов отходов, пригодных для вторичной переработки.
|
1. Исчисление и уплата экологического сбора регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.24.2 и ст.24.5 которого установлено, что экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.
Нормативы утилизации отходов от использования товаров, реализованных в отчетном 2017 году, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 2491-р.
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 № 1886-р (далее – Распоряжение).
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, установленных Распоряжением, является исчерпывающим.
Согласно ст.24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» выполнение нормативов утилизации подтверждается:
- договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;
- актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.
Сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.
В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке..
Дополнительно сообщаем, что производитель товаров, импортер товаров не обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из Российской Федерации. Требование по уплате Экологического сбора в отношении количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из Российской Федерации также не установлено.
|
|