Скачать 0.88 Mb.
|
Министерство образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Методические рекомендации Краснодар 2013 . По данным Всемирной организации здравоохранения Россия находится на третьем месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на первом месте по числу суицидов среди молодежи (14-24 года). Одними из наиболее суицидально опасных возрастов являются подростковый и юношеский, когда происходит формирование сексуально-ролевой идентификации, особо остро переживаются неразделенная любовь, конфликты с друзьями, родителями, школьные проблемы. Клинико-эпидемиологические исследования показывают, что у детей суицид занимает 10-е место среди причин смерти, а в подростковом возрасте суициды обусловливают примерно 12 % обшей летальности. В возрастной группе от 15 до 25 лет завершенный суицид стоит на втором - третьем месте среди причин смерти. По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского на 2010 год в России частота подростковых суицидов составляет 19,8 случаев на 100 000 подростков. Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в крупных населенных пунктах. Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов. Мощным фактором, влияющим на подростка, является система его социальных связей, прежде всего семья. Вместе с тем именно для подростков все большее значение приобретают отношения со сверстниками (дружеские связи, первые влюбленности и т.п.). Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения. Кроме того, подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, с чем мы имеем дело в настоящее время, как правило взывает «эффект заражения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе. Такое положение нельзя оставить без внимания. В большинстве случаев суициды совершают вполне нормальные дети. Так среди общего числа совершающих суициды лишь 20% детей, которые относятся к группе психически больных, остальные 80% – психически здоровы. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Вместе с тем, поскольку большая часть времени жизни современного подростка связана с образовательным учреждением, то именно система образования может стать реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения учащихся. Решение этих задач можно существенно продвинуть через деятельность школьной социально-психологической службы. Учитывая сложность проблемы детско-подросткового суицида, многообразие его причин, необходим комплексный подход к оценке суицидального поведения и его профилактики. В представленных методических рекомендациях подобран материал, позволяющий педагогическому коллективу понять психологические механизмы суицидального поведения и предпринять необходимые действия для его предупреждения у детей и подростков. Что нужно знать участникам образовательного процесса о суицидах В научной литературе различаются понятия суицида и суицидального поведения. Под суицидом понимаются два разнопорядковых явления: во-первых, индивидуальный поведенческий акт, умышленное лишение себя жизни конкретным человеком; во-вторых, относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей добровольно уходят из жизни. Не признается суицидом лишение себя жизни лицом, не осознающим смысл своих действий или их последствий (невменяемость, дети в возрасте до пяти лет), и в этом случае фиксируется смерть от несчастного случая. Таким образом, суицид это умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта; в снятии эмоционального напряжения; в уходе от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Каждый индивидуальный суицидальный акт имеет свои причины, мотивы, может объясняться социально-психологической дезадаптацией личности, депривацией, фрустрацией, психическими отклонениями и т.п. Суицидальное поведение — термин, обозначающий все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь. В самом широком смысле суицидальное поведение – вид саморазрушительного (аутодеструктивного) поведения (наряду с пьянством, курением, потреблением наркотиков и т.д.). Соответственно суицидальное поведение можно классифицировать на прямое и непрямое. Прямое суицидальное поведение — суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершённые суициды. Непрямое суицидальное поведение — подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное поведение, некоторые экстремальные виды спорта). Человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности называется суицидентом. Парасуицид (Kreitman N., 1969, 1970) — несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982) парасуицид - синоним суицидальной попытки. N. Kreitman определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью. Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку. В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией. К особенностям суицидального поведения у детей и подростков психиатры и психологи относят:
3. Несоответствие между внешним поводом и реакцией на него, т. е. «незначительность», «мимолетносгь», «несерьезность», с точки зрения взрослых, мотивов суицидальных попыток, - отсюда «неожиданность» факта.
Психиатры и суицидологи выделяются следующие признаки повышенного риска самоубийства: А. Попытки самоубийства в анамнезе. 1. Угрозы и попытки самоубийства обычно бывают повторными. По разным данным, от 20 до 60% покончивших с собой ранее уже предпринимали попытку самоубийства. Попытки, совершенные в состоянии аффекта, нередко повторяются. Те, кто действительно пытались покончить с собой, чаще предпринимают повторные попытки, чем лица, симулировавшие самоубийство для того, чтобы привлечь чье-то внимание или добиться иных выгод. Попытки самоубийства совершаются в 10 раз чаще, чем собственно самоубийства. 2. Повторные попытки чаще заканчиваются смертью, чем первая. 3. Вторая попытка обычно совершается в течение 3 месяцев после первой. Б. Личностные особенности подросткового возраста - некоторая импульсивность, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, растерянность в конфликтных ситуациях, — создают «суицидальную предиспозицию» подростков. В. Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации. Г. Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории или дистимии. Д. Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении. Е. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения. Ж. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами; в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких. З. Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции, и сопровождающиеся депрессивными переживаниями. Основные факторы риска суицида у детей и подростков: Суицидальное поведение у детей и подростков зачастую вызвано сложной мотивацией, и включает:
Основные принципы профилактики суицидов у детей и подростков Сочетания микросоциальных (социально-психологических) причин и индивидуально-психологических особенностей личности подростка, обусловливающие суицидальные формы реагирования на психологически трудные обстоятельства, предполагают индивидуализацию работы, особенно с учащимися группы риска. Как следует из сказанного, предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков — это задача воспитателей, осуществляющих психолого-педагогическую коррекционную работу с учащимися группы риска. Вот некоторые пути реализации этой задачи: — неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
— повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей; — психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервно-психических расстройств. Для осуществления этого перечня необходимо:
Таким образом, для создания системы профилактики суицидов у детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который бы на деле обеспечил реализацию провозглашаемых принципов гуманизации в воспитании и образовании. Одним из шагов на пути решения этой задачи является углубление знаний о причинах возникновения состояний психической дезадаптации у школьников. Для предупреждения суицидов часто необходимы неотложные меры и кризисное вмешательство. Суицидальное поведение, как правило, требует стационарного лечения с учетом основного психического заболевания (например, депрессивного синдрома, острой реакции на стресс, посттравматических расстройств, биполярных или шизофренических психозов, вызванных приемом наркотиков, нарушений пищевого поведения, нарушений социального поведения и т. д.) и факторов семейного и психосоциального стресса. В зависимости от основного заболевания требуется определенное медикаментозное лечение, например, при психотическом состоянии или депрессивном синдроме. Оценка риска суицидального поведения Каждая оценка суицидального поведения должна включать в себя: - проверку имеющих отношение к суициду факторов риска; - историю проявлений суицидального поведения; - неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия, или состояние здоровья; - степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения безнадежности; - внезапные сильные факторы стресса; - уровень импульсивности и самоконтроля; - защитные факторы (антисуицидальные факторы). Защитные (антисуицидальные) факторы личности - это установки и переживания, препятствующие реализации суицидальных намерений, они, как изоляционный материал, предохраняют от самоубийства. Среди них следует отметить следующие: •Поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей. •Религиозные, культурные и этнические ценности. •Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе. •Социальная интеграция, например, через учебную деятельность, конструктивное использование досуга. •Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким. •Выраженное чувство долга, обязательность. •Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба. •Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности, греховности суицида. •Представление о неиспользованных жизненных возможностях. •Наличие творческих планов, тенденций, замыслов. •Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти). Маркеры суицидального состояния:
|
Программа профилактики суицидального поведения подростков "Жизнь"... «О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков»; Письмо Минобразования России «О мерах по профилактике суицидального... |
Профилактика суицидального риска среди детей и подростков А. Я. Тишурова, старший методист по научно-методической работе согбоу «Центр диагностики и консультирования» |
||
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет Теоретический материал для ведущих и специалистов, работающих по данному направлению |
Программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска» Наименование программы: «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска»» |
||
Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения... Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст... |
Казанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие... Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения... |
||
Инструкция по охране труда «Правила поведения обучающихся на каникулах» Инструктаж «Правила поведения учащихся на каникулах» проводит классный руководитель с учащимися своего класса четыре раза в год (перед... |
Правила поведения обучающихся в моу оош №35 Общие правила поведения Обучающийся приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий, чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную... |
||
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса... Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи... |
2 профилактика асоциального поведения подростков Материалы могут быть использованы при проведении родительских собраний Материалы представлены из сми, интернет-ресурсов |
||
Правила поведения учащихся приняты педагогическим советом школы Настоящие правила поведения учащихся, далее именуемые «Правила», распространяются на обучающихся в мбоу «Белоярская средняя общеобразовательная... |
В статье "Психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений... «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников» автора Л. А. Ясюковой,... |
||
Подраздел Содержание Историческая справка 1 Результативность профилактической работы по предупреждению асоциального поведения обучающихся |
Профилактика и лечение гриппа и орви профилактика заболеваний у детей. Советы Комаровского Профилактика и лечение гриппа и орви становится достаточно острым вопросом особенно в осенне-зимний период. Обратим внимание на советы... |
||
«Структура профилактической работы с различными группами населения». Профилактика Профилактика – это поступательный процесс качественных изменений на всех уровнях функционирования личности: психологическом, ценностном,... |
Инструкция по правилам безопасного поведения в умывальной и туалетной... С целью ознакомления воспитанников с правилами безопасного поведения в образовательном учреждении и за его пределами, с целью профилактики... |
Поиск |