Профилактика суицидального поведения обучающихся


Скачать 0.88 Mb.
Название Профилактика суицидального поведения обучающихся
страница 1/7
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки

Краснодарского края
Краснодарский краевой институт

дополнительного профессионального

педагогического образования


ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические рекомендации

Краснодар 2013

.


По данным Всемирной организации здравоохранения Россия находится на третьем месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на первом месте по числу суицидов среди молодежи (14-24 года). Одними из наиболее суицидально опасных возрастов являются подростковый и юношеский, когда происходит формирование сексуально-ролевой идентификации, особо остро переживаются неразделенная любовь, конфликты с друзьями, родителями, школьные проблемы. Клинико-эпидемиологические исследования показывают, что у детей суицид занимает 10-е место среди причин смерти, а в подростковом возрасте суициды обусловливают примерно 12 % обшей летальности. В возрастной группе от 15 до 25 лет завершенный суицид стоит на втором - третьем месте среди причин смерти. По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского на 2010 год в России частота подростковых суицидов составляет 19,8 случаев на 100 000 подростков.

Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в крупных населенных пунктах. Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов. Мощным фактором, влияющим на подростка, является система его социальных связей, прежде всего семья. Вместе с тем именно для подростков все большее значение приобретают отношения со сверстниками (дружеские связи, первые влюбленности и т.п.).

Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения. Кроме того, подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, с чем мы имеем дело в настоящее время, как правило взывает «эффект заражения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе. Такое положение нельзя оставить без внимания.

В большинстве случаев суициды совершают вполне нормальные дети. Так среди общего числа совершающих суициды лишь 20% детей, которые относятся к группе психически больных, остальные 80% – психически здоровы. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Вместе с тем, поскольку большая часть времени жизни современного подростка связана с образовательным учреждением, то именно система образования может стать реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения учащихся. Решение этих задач можно существенно продвинуть через деятельность школьной социально-психологической службы.

Учитывая сложность проблемы детско-подросткового суицида, многообразие его причин, необходим комплексный подход к оценке суицидального поведения и его профилактики. В представленных методических рекомендациях подобран материал, позволяющий педагогическому коллективу понять психологические механизмы суицидального поведения и предпринять необходимые действия для его предупреждения у детей и подростков.

Что нужно знать участникам образовательного процесса о суицидах
В научной литературе различаются понятия суицида и суицидального поведения.

Под суицидом понимаются два разнопорядковых явления: во-первых, индивидуальный поведенческий акт, умышленное лишение себя жизни конкретным человеком; во-вторых, относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей добровольно уходят из жизни. Не признается суицидом лишение себя жизни лицом, не осознающим смысл своих действий или их последствий (невменяемость, дети в возрасте до пяти лет), и в этом случае фиксируется смерть от несчастного случая. Таким образом, суицид это умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта; в снятии эмоционального напряжения; в уходе от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Каждый индивидуальный суицидальный акт имеет свои причины, мотивы, может объясняться социально-психологической дезадаптацией личности, депривацией, фрустрацией, психическими отклонениями и т.п.

Суицидальное поведение — термин, обозначающий все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь. В самом широком смысле суицидальное поведение – вид саморазрушительного (аутодеструктивного) поведения (наряду с пьянством, курением, потреблением наркотиков и т.д.). Соответственно суицидальное поведение можно классифицировать на прямое и непрямое. Прямое суицидальное поведение — суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершённые суициды. Непрямое суицидальное поведение — подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное поведение, некоторые экстремальные виды спорта).

Человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности называется суицидентом.

Парасуицид (Kreitman N., 1969, 1970) — несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982) парасуицид - синоним суицидальной попытки. N. Kreitman определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью.

Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку.

В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией.

К особенностям суицидального поведения у детей и подростков психиатры и психологи относят:

  1. Недостаточно адекватная оценка ими последствий своих суицидальный действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть, и предвидения смертельного исхода.

  2. Отсутствие в этом возрасте четких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями.

3. Несоответствие между внешним поводом и реакцией на него, т. е. «незначительность», «мимолетносгь», «несерьезность», с точки зрения взрослых, мотивов суицидальных попыток, - отсюда «неожиданность» факта.

  1. Решающим фактором является не столько степень выраженности тех или иных психопатологических нарушений, сколько опосредующее влияние неблагоприятной, психотравмирующей, микросоциальной среды (семьи, школы, ближайшего окружения сверстников).

  2. Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с некоторыми проявлениями отклоняющегося поведения: побегами из дома, интерната, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и др.

Психиатры и суицидологи выделяются следующие признаки повышенного риска самоубийства:

А. Попытки самоубийства в анамнезе.

1. Угрозы и попытки самоубийства обычно бывают повторными. По разным данным, от 20 до 60% покончивших с собой ранее уже предпринимали попытку самоубийства. Попытки, совершенные в состоянии аффекта, нередко повторяются. Те, кто действительно пытались покончить с собой, чаще предпринимают повторные попытки, чем лица, симулировавшие самоубийство для того, чтобы привлечь чье-то внимание или добиться иных выгод. Попытки самоубийства совершаются в 10 раз чаще, чем собственно самоубийства.

2. Повторные попытки чаще заканчиваются смертью, чем первая.

3. Вторая попытка обычно совершается в течение 3 месяцев после первой.

Б. Личностные особенности подросткового возраста - некоторая импульсивность, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, растерянность в конфликтных ситуациях, — создают «суицидальную предиспозицию» подростков.

В. Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации.

Г. Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории или дистимии.

Д. Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении.

Е. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения.

Ж. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами; в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких.

З. Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции, и сопровождающиеся депрессивными переживаниями.

Основные факторы риска суицида у детей и подростков:

Суицидальное поведение у детей и подростков зачастую вызвано сложной мотивацией, и включает:

  • Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами. Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома, чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства.

  • Крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы и иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.

  • Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.

  • У подростков такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве могут потенциально увеличить риск суицида.

  • В совершенных самоубийствах молодежи можно отметить более высокий процент психиатрических заболеваний в семье, недостаток поддержки семьи, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом, проблемы с соблюдением дисциплины или с правоохранительными органами.

  • Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.

  • Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи тоже существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.

  • Среди подростков в возрасте 16 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств.

  • С диагнозом расстройство личности совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза, и порядка 80% совершивших самоубийство подросткам можно было бы поставить диагноз посттравматического стресса, или проявления симптомов насилия и агрессии. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как импульсивность-агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.


Основные принципы профилактики

суицидов у детей и подростков
Сочетания микросоциальных (социально-психологических) причин и индивидуально-психологических особенностей личности подростка, обусловливающие суицидальные формы реагирования на психологически трудные обстоятельства, предполагают индивидуализацию работы, особенно с учащимися группы риска. Как следует из сказанного, предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков — это задача воспитателей, осуществляющих психолого-педагогическую коррекционную работу с учащимися группы риска. Вот некоторые пути реализации этой задачи:

— неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;

  • освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

  • раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

  • активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

  • неразглашение фактов суицидальных случаев в школьных коллективах;

  • рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;

  • усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

  • проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

  • формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

— повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;

— психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервно-психических расстройств.

Для осуществления этого перечня необходимо:

  • повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей;

  • увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;

  • создание различных внешкольных форм психологической помощи: территориальных психологических консультаций, включающих в свою структуру психиатра, психотерапевта, юриста и других специалистов; «телефон доверия» для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях и др.

Таким образом, для создания системы профилактики суицидов у детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который бы на деле обеспечил реализацию провозглашаемых принципов гуманизации в воспитании и образовании. Одним из шагов на пути решения этой задачи является углубление знаний о причинах возникновения состояний психической дезадаптации у школьников.

Для предупреждения суицидов часто необходимы неотложные меры и кризисное вмешательство. Суицидальное поведение, как правило, требует стационарного лечения с учетом основного психического заболевания (например, депрессивного синдрома, острой реакции на стресс, посттравматических расстройств, биполярных или шизофренических психозов, вызванных приемом наркотиков, нарушений пищевого поведения, нарушений социального поведения и т. д.) и факторов семейного и психосоциального стресса. В зависимости от основного заболевания требуется определенное медикаментозное лечение, например, при психотическом состоянии или депрессивном синдроме.
Оценка риска суицидального поведения
Каждая оценка суицидального поведения должна включать в себя:

- проверку имеющих отношение к суициду факторов риска;

- историю проявлений суицидального поведения;

- неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия, или состояние здоровья;

- степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения безнадежности;

- внезапные сильные факторы стресса;

- уровень импульсивности и самоконтроля;

- защитные факторы (антисуицидальные факторы).

Защитные (антисуицидальные) факторы личности - это установки и переживания, препятствующие реализации суицидальных намерений, они, как изоляционный материал, предохраняют от самоубийства. Среди них следует отметить следующие:

•Поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей.

•Религиозные, культурные и этнические ценности.

•Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе.

•Социальная интеграция, например, через учебную деятельность, конструктивное использование досуга.

•Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким.

•Выраженное чувство долга, обязательность.

•Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба.

•Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности, греховности суицида.

•Представление о неиспользованных жизненных возможностях.

•Наличие творческих планов, тенденций, замыслов.

•Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти).
Маркеры суицидального состояния:


  • Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;

  • фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;

  • активная предварительная подготовка к  выбранному способу совершения суицида  (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

  • сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств;

  • стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;

  • раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков  страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие;

  • угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего;

  • необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

  • стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

  • снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение  домашних заданий;

  • приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;

  • символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость;

  • попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Программа профилактики суицидального поведения подростков "Жизнь"...
«О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков»; Письмо Минобразования России «О мерах по профилактике суицидального...
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Профилактика суицидального риска среди детей и подростков
А. Я. Тишурова, старший методист по научно-методической работе согбоу «Центр диагностики и консультирования»
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет
Теоретический материал для ведущих и специалистов, работающих по данному направлению
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска»
Наименование программы: «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска»»
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения...
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст...
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Казанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие...
Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения...
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Инструкция по охране труда «Правила поведения обучающихся на каникулах»
Инструктаж «Правила поведения учащихся на каникулах» проводит классный руководитель с учащимися своего класса четыре раза в год (перед...
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Правила поведения обучающихся в моу оош №35 Общие правила поведения
Обучающийся приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий, чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную...
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса...
Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи...
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon 2 профилактика асоциального поведения подростков
Материалы могут быть использованы при проведении родительских собраний Материалы представлены из сми, интернет-ресурсов
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Правила поведения учащихся приняты педагогическим советом школы
Настоящие правила поведения учащихся, далее именуемые «Правила», распространяются на обучающихся в мбоу «Белоярская средняя общеобразовательная...
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon В статье "Психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений...
«Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников» автора Л. А. Ясюковой,...
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Подраздел Содержание Историческая справка 1
Результативность профилактической работы по предупреждению асоциального поведения обучающихся
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Профилактика и лечение гриппа и орви профилактика заболеваний у детей. Советы Комаровского
Профилактика и лечение гриппа и орви становится достаточно острым вопросом особенно в осенне-зимний период. Обратим внимание на советы...
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon «Структура профилактической работы с различными группами населения». Профилактика
Профилактика – это поступательный процесс качественных изменений на всех уровнях функционирования личности: психологическом, ценностном,...
Профилактика суицидального поведения обучающихся icon Инструкция по правилам безопасного поведения в умывальной и туалетной...
С целью ознакомления воспитанников с правилами безопасного поведения в образовательном учреждении и за его пределами, с целью профилактики...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск