Содержание
№ п/п
|
Название раздела программы
|
Стр.
|
1
|
Пояснительная записка
|
3
|
2
|
Характеристика образовательного процесса
|
5
|
3
|
Учебно-тематический план
|
7
|
4
|
Содержание программы
|
15
|
5
|
Ожидаемые результаты и оценка их эффективности в реализации программы
|
57
|
6
|
Ресурсное обеспечение программы
|
64
|
7
|
Список используемой литературы
|
65
|
8
|
Приложения к программе
|
71
|
1. Пояснительная записка
Общеразвивающая программа «Инструктор-проводник по туризму» в своей туристско-краеведческой деятельности нацелена на всестороннее развитие личности ребенка, и поэтому имеет важное социально-педагогическое значение в деле воспитания человека современного общества. Направленная на совершенствование интеллектуального и духовного мира ребенка, его физического состояния, программа способствует изучению им истории Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, формирует жизненно важные качества – упорство, мужество, взаимовыручку, честность, ответственность, патриотизм.
Современное постмодерновое общество XXI века столкнулось с множеством проблем – всемирная глобализация, приводящая к нарушению ранее стабильных эконациональных сообществ, экстра индивидуализм, все сильнее вступающий в противоречие с общечеловеческими ценностями и доходящий до терроризма, самозамкнутость современного поколения, разрыв и взаимное непонимание поколений. Однако туристско-краеведческая деятельность позволят частично решать данные проблемы, пусть и рамках отдельного экосоциума.
И актуальность данной программы не только в решение выше озвученных проблем, но и в воспитании в подрастающем поколении патриотизма и гражданственности, которые способствуют формированию в человеке любви к Родине, уважения к другим людям, толерантности, широкого кругозора, желания постоянно самообразовываться.
Кроме того, туризм дает огромные возможности в деле профессиональной ориентации детей, как через походное самообслуживание, так и через научно-краеведческую деятельность в путешествиях. Трудовая деятельность учащихся в туристском походе занимает ведущее место, так как дети здесь находятся на полном самообслуживании, и трудовое воспитание сливается с получаемыми практическими навыками.
Занятия туризмом формируют у ребенка базу для общей физической подготовки, необходимой в любом виде спорта. В туризме, как и в других видах спорта, достижение результатов невозможно без постоянной физической подготовки, которая составляет основное содержание тренировок и, в то же время, неразрывно связана с укреплением и повышением общего уровня функциональных возможностей организма.
Другими словами, сама обстановка организации и проведения туристских мероприятий способствует выявлению и развитию этих качеств, и программа «Инструктор-проводник по туризму» логически вытекает из самой сути туристско-краеведческой деятельности. В ней учащийся, научившись сам основам туризма, впоследствии помогает педагогу в обучении младших, новичков. И эта деятельность при благоприятной обстановке может стать определяющей в выборе будущей профессии.
Программа объединения «Инструктор-проводник по туризму» рассчитана на учащихся 10-16 лет и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в туризме; необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму (туристскому многоборью, спортивному ориентированию) и званий «Юный турист России», «Турист России», «Юный судья», «Младший инструктор туризма». В ходе образовательного процесса учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки для участия в категорийных походах и соревнованиях по спортивному туризму в качестве участников и капитанов команд, а по достижению 18 лет – в качестве руководителей походов и тренеров, судей и организаторов соревнований.
Занятия по программе дают возможность самоопределения личности подростка и апробации его в разных социальных ролях: в роли лидера (капитана команды или походной группы), ответственного лица в походе (завхоза, медика, фотографа, картографа, летописца и т.д.), а также в роли подчиненного лица (дежурного по приготовлению пищи, кострового и т.д.). Туризм дает возможность подростку почувствовать свою значимость, а также важность и ответственность дела, которым он занимается.
В основе данной программы лежит программа для системы дополнительного образования детей «Туристы-проводники» 2004 г. Ю.С. Константинова. Из этой программы взяты учебный план и краткое описание тем, но изменены (объем материала, количество тем, порядок изучения тем и распределение часов), и при этом сделан акцент на практическое применение получаемых знаний.
Новизна программы в том, что в классическую программу «Туристы-проводники» для наиболее полного и всестороннего развития личности воспитанников добавлены отдельные блоки (темы) из программ «Юные туристы-краеведы» 2006 г. Д.В. Смирнова, Ю.С. Константинова и А.Г. Маслова, «Юные инструкторы туризма» 1982 г. А.Г. Маслова, «Пешеходный туризм» 1982 г. В.М. Куликова и Л.М. Ротштейна, «Туристы-водники» 1982 г. В.В. Титова. Ведь инструктор-проводник не только опытный турист – он обязан владеть навыками в различных видах туризма (пешеходном, лыжном, водном и т.д.), а также хорошо знать район путешествия и отлично в нем ориентироваться (краевед). Все добавления органично вписаны в обучающе-педагогический процесс, синергично образуя многоплановую развивающе-воспитательную туристско-краеведческую программу.
Цель программы:
Формирование личности ребёнка посредством туристско-краеведческой деятельности.
Задачи программы:
Образовательные
Сформировать знания, умения и навыки туристско-краеведческой деятельности.
Воспитательные
Удовлетворить естественную потребность учащихся в познании мира (родного края) и показать его уникальность, прививая любовь к Родине и навыки самообеспечения и безопасности в природной среде.
Развивающие
Создать условия для социализации, профориентации и расширения кругозора личности воспитанника посредством приобщения к туристско-краеведческой деятельности.
Способствовать формированию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе, а также выявлению и закреплению навыков обучения младших участников объединения.
Улучшить функциональные возможности организма воспитанников, укрепив их физическое здоровье.
2. Характеристика образовательного процесса
Программа «Инструктор-проводник по туризму» рассчитана на 4 года обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 144 (первый год) и 216 (со второго по четвертый года) часа в год из расчета первый год обучения 4 часа в неделю, а последующие – 6 часов в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Теоретические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Особенно для проведения теоретических занятий рекомендуется привлекать учителей-предметников, научных работников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей и спортсменов.
Практические занятия проводятся в 1-3-х дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В каникулярные периоды практические навыки отрабатываются в многодневных степенных или категорийных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.
Первый год обучения (начальный) по программе называется «Юный турист». Учащиеся получают основы знаний по туристкой подготовке и пешеходному туризму, топографии и ориентированию, краеведению, правилам оказания доврачебной помощи. Второй год обучения (базовый) имеет название «Турист и краевед», и помимо продолжения изучения тем первого года обучения включает изучение лыжного туризма. Занятия третьего и четвертого года обучения (специализированные), называемые «Младший инструктор туризма», направлены на подготовку инструктора детско-юношеского туризма: учащиеся изучают водный туризм, а также получают знания и практические навыки по обеспечению безопасности в походах и путешествиях. То есть, весь процесс обучения происходит по спирали – возвращаясь к старым темам, ребята глубже погружаются в их изучение. В прохождении многих тем программы используется игровая, соревновательная форма, которая дает детям возможность проявить свои знания и умения.
Следует отметить, что важным элементом программы является учет достижений каждого воспитанника, заключающийся в ведении на каждого из них «Паспорта туриста» (Приложение №3), где отмечаются все походы, соревнования и мероприятия, а также характер обязанностей учащегося и оценка его работы. При этом если поступающие на обучение дети до этого уже занимались туризмом в какой-либо секции (кружке) и имеют спортивный разряд, то они зачисляются сразу на второй год обучения. Также, при прохождении воспитанниками объединения курсов вожатых и участие их в туристско-краеведческих мероприятиях в качестве вожатых в течение года, срок обучения им уменьшается на год.
Все четыре года в учебно-тематический план включаются занятия по общей и специальной физической подготовке. Кроме того, особое внимание при реализации программы уделяется соблюдению техники безопасности. Типовые инструкции по технике безопасности представлены в Приложении №1.
Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения – 15 человек, второго года – не менее 10 человек, в последующие годы – не менее 8 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев. Наиболее качественный возрастной состав групп – 12-16 лет. Для освоения программы могут приниматься и дети 9-11 лет, но они остаются на первом году обучения до достижения 12-летнего возраста. Также после завершения курса обучения воспитанники могут продолжать заниматься еще 1-2 года после совершеннолетия в качестве младших инструкторов туризма и помощников руководителя.
Реализация программы в течение года подвержена корректировке в связи со следующими причинами:
Эпидемии различного характера.
Низкие температуры и другие природные явления.
Участие педагога и воспитанников в городских, региональных или межрегиональных мероприятиях.
Занятость детей (дополнительные занятия в школе).
Для предотвращения негативных последствий от перечисленных факторов предполагается:
Проведение дополнительных занятий с предварительным согласованием с учащимися, особенно в каникулярный период и выходные дни.
Изучение отдельных тем самостоятельно.
Ожидаемый результат освоения программы – это формирование социально адаптированной физически, психически и нравственно здоровой личности.
Промежуточные итоги усвоения программы проводятся в форме:
Педагогически-направленного наблюдения.
Тестирования (Приложение №5).
Опроса.
Контрольных упражнений (участие в соревнованиях 1,2,3 классов, участие в многодневных походах).
Индивидуальных и коллективных отчетов (оформление летописей похода, фото и видео презентаций соревнований и походов).
3. Учебно-тематический план
1 год обучения (начальный) – «Юный турист»
№ п/п
|
Наименование тем и разделов
|
Общее
количество часов
|
В том числе
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Азбука туризма
|
1.1
|
Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктаж по технике безопасности.
|
4
|
4
|
—
|
1.2
|
Туризм в формировании современной личности и общества.
|
2
|
2
|
—
|
1.3
|
Личное и групповое туристское снаряжение.
|
5
|
2
|
3
|
1.4
|
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
|
6
|
2
|
4
|
1.5
|
Питание в туристском походе.
|
10
|
2
|
8
|
1.6
|
Туристские должности в группе.
|
6
|
2
|
4
|
1.7
|
Туристские слеты и соревнования.
|
12
|
6
|
6
|
|
45
|
20
|
25
|
2
|
Топография и ориентирование
|
2.1
|
Понятие о топографической и спортивной карте.
|
4
|
2
|
2
|
2.2
|
Условные знаки.
|
6
|
2
|
4
|
2.3
|
Ориентирование по горизонту, азимут.
|
4
|
2
|
2
|
2.4
|
Компас. Работа с компасом.
|
4
|
2
|
2
|
2.5
|
Измерение расстояний.
|
4
|
2
|
2
|
2.6
|
Способы ориентирования.
|
4
|
2
|
2
|
2.7
|
Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.
|
10
|
3
|
7
|
|
|
|