Промежуточная аттестация 5 класс
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году промежуточной аттестации по биологии в 5 классе
Спецификация
контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации в 2018 году для учащихся 5 класса по учебному предмету «биология»
Назначение КИМ для промежуточной аттестации - оценить уровень освоения программного материала по биологии за курс 5 класса.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», локальными актами учреждения.
Содержание КИМ определяет Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа от 31.12.2015 года №1577 ).
Подходы к отбору содержанию, разработки структуры КИМ
Основой разработки КИМ является инвариантное ядро содержания биологического образования курса 5 класса, которое
находит отражение в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта и в учебниках по биологии, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
КИМ направлены на проверку усвоения учащимися 5 класса важнейших знаний, представленных в разделах курса биологии «Биология наука о живом мире», «Многообразие живых организмов», «Жизнь организмов на планете Земля», «Человек на планете Земля».
4.Связьэкзаменационноймодели КИМ с КИМ ОГЭ
Эта связь проявляется в отборе контролируемого содержания
и построении структуры контрольных измерительных материалов.
Содержание КИМ в 5 классе проверяет знания, умения
и виды деятельности по блокам, аналогичным блокам курса биологии
в основной школе.
5.ХарактеристикаструктурыисодержанияКИМ
Работа включает в себя 13заданий.
Задания 1-8 базового уровня сложности с ответом виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа;
Задание 9 на установление соответствия;
Задание 10 выписать понятие, являющееся лишним в перечне, и объяснить почему;
Задание 11 выписать три перечисленных растения относящиеся к указанному отделу;
Задание 12 рассмотреть животное, изображенное на рисунке, ответить на вопросы.
Задание 13 прочитать текст. Установить черты сходства.
Распределение заданий КИМ по частям и по типам заданий с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом приведены в таблице 1.
Таблица 1. «Распределение заданий КИМ по частям и типам заданий.
-
№п/п
|
Максимальный первичный балл
|
Процент максимального первичного балла
|
Тип задания
|
1-8
|
8
|
45
|
С кратким ответом
|
9
|
2
|
11
|
С кратким ответом
|
10
|
2
|
11
|
С кратким ответом
|
11
|
2
|
11
|
С кратким ответом
|
12
|
2
|
11
|
С кратким ответом
|
13
|
2
|
11
|
С развернутым ответом
|
6. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
КИМ включает в себя четыре содержательных блока, которые соответствуют блокам Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии.
Первый блок « Биология — наука о живом мире» включает в себя задания, кон-
тролирующие знания: Роли биологии в практической деятельности людей. Отличительных признаках живых организмов. Методах изучения живых организмов: наблюдении, измерении, эксперименте. Клеточном строении организмов. Многообразии клеток. Особенностях химического состава живых организмов. Роли питания, дыхания, транспорта веществ, удалении продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Росте и развитии организмов. Размножении.
Второй блок «Многообразие живых организмов» включает в себя задания, контролирующие знания: о разнообразии организмов. Принципах их классификации. Отличительных признаках представителей разных царств живой природы. Бактериях. Их многообразии. Бактериях — возбудителях заболеваний. Мерах профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роли бактерий в природе и в жизни человека. Растениях. Многообразии растений. Значении растений в природе и в жизни человека. Животных. Строении животных. Многообразии животных, их роли в природе и в жизни человека. Многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека. Приёмах оказания первой помощи при отравлении грибами. Лишайниках. Роли лишайников в природе и в жизни человека. Разнообразии организмов.
Третий блок «Жизнь организмов на планете Земля» включает в себя задания, контролирующие знания: взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роли биологического разнообразия в природе и в жизни человека. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влиянии экологических факторов на организмы. Пищевых связях в экосистеме. Круговороте веществ и превращения энергии. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособлениях к различным средам обитания. Разнообразии организмов.
Четвертый блок «Человек на планете Земля» включает в себя задания, контролирующие знания: о место человека в системе органического мира. Природной и социальной среде обитания человека. Особенности поведения человека. Речи. Мышлении. Роли человека в биосфере. Экологических проблемы. Последствиях деятельности человека в экосистемах.
7. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях:
воспроизводить знания; применять знания и умения в знакомой, измененной
и новой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими
учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы,
явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться
биологическими терминами понятиями. Задания на воспроизведение
обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии
на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более
сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать,
распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы
и явления.
8. Продолжительность промежуточной аттестации по биологии
На выполнение работы отводится 40 минут.
9. Система оценивания выполнения заданий
За правильное выполнение каждого из заданий 1-8 выставляется 1 балл, в другом случае 0 баллов;
За правильное выполнение каждого из заданий 9 – 13 выставляется 2 балла;
Максимальный балл всей работы – 18 баллов.
Оценка «5» выставляется за -18-17 набранных баллов;
Оценка «4» - за 16-13 баллов;
Оценка «3» - за 12-9 баллов;
Оценка «2» - за 8 и менее баллов.
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню обучающихся для проведения промежуточной аттестации учащихся 5 класса по учебному предмету «биология»
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения промежуточной аттестации является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки учащихся 5 классов и проверяемых элементов содержания.
Кодификатор составлен на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа от 31.12.2015 года №1577
Кодификатор состоит из двух разделов:
Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по биологии»;
Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательную, адаптированную программы за 5 класс».
Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по биологии».
В первом и втором столбце указаны коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс биологии. В первом столбце обозначены коды разделов. Во втором столбце указаны коды контролируемых элементов содержания, в третьем столбце даны названия разделов с описанием их содержания.
Код раздела
|
Код контролируемого элемента
|
Элементы содержания, проверяемые задания
|
1.
|
|
Биология – наука о живом мире
|
|
1.1
|
Наука о живой природе. Свойства живого. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Строение клетки. Ткани. Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели.
|
2.
|
|
Многообразие живых организмов.
|
|
2.1.
|
Царства живой природы. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и для человека. Растения. Животные. Грибы. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Значение живых организмов в природе и жизни человека.
|
3.
|
|
Жизнь организмов на планете Земля.
|
|
3.1
|
Среды жизни планеты Земля. Экологические факторы среды. Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества. Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.
|
4.
|
|
Человек на планете Земля
|
4.1.
|
Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира.
|
Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательную, адаптированную программы за 5 класс».
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся достижение которого проверяется на промежуточной аттестации по биологии, составляет основу раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования.
В первых двух столбцах даны коды требований, в третьем – требования
к уровню подготовки обучающихся, достижение которого проверяется на
промежуточной аттестации.
Код требований
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
1
|
|
знать\понимать
|
1.1.
|
признаки биологических объектов:
|
1.1.2.
|
живых организмов;
|
1.1.3.
|
генов, хромосом, клеток;
|
1.1.4.
|
сущность биологических процессов;
|
1.1.5.
|
популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;
|
1.1.6.
|
обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность, изменчивость;
|
2
|
.
|
уметь
|
2.1.
|
объяснять:
|
2.2.1.
|
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;
|
2.2.2.
|
родство, общность происхождения живых организмов;
|
2.2.3.
|
взаимосвязи организмов с окружающей средой
|
Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной (годовой) аттестации
по предмету «Биология» для 5 класса
Вариант
Инструкция для учащихся
Итоговая контрольная работа состоит из 13 заданий. На её выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Желаю успеха!
Для заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа. Для заданий 9, 10, 11,13 запишите ответ в указанном месте.
|
1. Изучение влияния света на рост и развитие растений проводят с помощью метода:
1)Наблюдение 2) Эксперимент 3) Измерение
2 Самым первым из предков человека появился
1)Человек прямоходящий 2)Человек умелый 3) Неандертальцы 4) Кроманьонцы
3. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначены хлоропласты
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. К исчезнувшим животным не относится : 1) дронт 2)зубр 3) морская корова 4) тарпан
5.У всех грибов есть 1) шляпка и ножка 2) плодовое тело 3) грибница
6. Семена не образуются у : 1) сосны 2) сфагнума 3) ромашки 4) яблони
7. Черепаха относится к: 1) земноводным 2) пресмыкающимся 3) птицам 4) млекопитающим
8. К ядовитым животным не относится :
1) тарантул 2) уж 3) каракурт 4) гадюка
9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Дождевой червь 1) Водная
Б) Тюлень 2) Почвенная
В) Аист 3) Наземно-воздушная
Г) Медведь
Д) Окунь
-
-
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
карликовая береза, кедр, белая сова, северный олень
Ответ: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к голосемянным?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
1) сирень 2) сосна 3) липа 4)ель 5) кедр 6)огурец
Ответ: ________________.
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы
А. В какой среде обитания живет тигр?
1) водная 2) почвенная 3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить тигра в естественных условиях
1) Южная Америка 2) Евразия 3) Африка 4) Северная Америка
В. Укажите природную зону, в которой проживает
1) тундра 2) саванна 3) тропический пояс 4) тайга
13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.
Кроманьонцы внешне были похожи на современного человека. Они владели членораздельной речью, изготавливали сложные костяные и каменные орудия. Эти люди умели украшать свои пещеры, оставляя на стенах удивительные рисунки.
1)_______________________________
2)_______________________________
3)_______________________________
4)_______________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Сирина Н.И.»
г. Ханты - Мансийск, 2018
|