Скачать 247.48 Kb.
|
"Уроки для будущего" разработаны муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением муниципального образования "Город Архангельск" "Эколого-биологический лицей имени академика Н.П. Лаверова" Тематические экологические занятия (уроки) для дошкольников и младших школьников направлены на то, чтобы помочь детям осознать: - экологичное поведение ведет к улучшению экологического состояния окружающей среды; - улучшение экологического состояния окружающей среды обеспечивает рост качества жизни. Главная цель "Уроков для будущего" Помочь сформировать у детей чувство причастности к сохранению жизни на Земле Содержательные модули (линии) уроков:
Основные содержательные компоненты модулей Раздел "Разберемся по понятиям" включает в себя занятия, призванные актуализировать имеющиеся у детей знания о природе и ее ресурсах. Ребята узнают, что такое "устойчивое развитие", из чего оно складывается, что значит сегодня "охранять природу", какие законодательные документы обеспечивают охрану природы. Занятие 1. "Что мы знаем о природе?" Занятие 2. "Что такое устойчивое развитие?" Раздел "Природа не терпит пренебрежения к себе" призван активизировать интерес обучающихся к проблемам загрязнения окружающей среды, в том числе твердыми коммунальными отходами (ТКО). Дети найдут ответ на вопрос "А зачем нужна чистота в природе?" Занятие 1. "SOS! Планета в опасности!" Раздел "Очистим планету от мусора" позволит детям познакомиться с тем, что может стать мусором, с дальнейшей судьбой ТКО, проанализировать воздействие ТКО на природу и здоровье человека Занятие 1. "Откуда ты взялся?" Занятие 2. "Как на нас влияет мусор?" Занятие 3. "И что с тобой, ТКО, делать?" Занятие 1. "Что мы знаем о природе?"
Методические рекомендации к занятию
Занятие 2. "Что такое устойчивое развитие?"
Методические рекомендации к занятию
…Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал: - Нет, этот барашек уже совсем хилый. Нарисуй другого. Я нарисовал. Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся. - Ты же сам видишь, - сказал он, - это не барашек. Это большой баран. У него рога… Я опять нарисовал по-другому. Но он и от этого рисунка отказался: - Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго. Тут я потерял терпение - ведь мне надо было поскорей разобрать мотор - и нацарапал ящик. И сказал малышу: - Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется. Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял: - Вот это хорошо! Как ты думаешь, много этому барашку надо травы? - А что? - Ведь у меня дома всего очень мало… - Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка. - Не такой уж он маленький… — сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. — Смотри-ка! Он уснул… Так я познакомился с Маленьким принцем……….. Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете, о том, как он ее покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову. Так, на третий день я узнал о трагедии с баобабами. Это тоже вышло из-за барашка. Казалось, Маленьким принцем вдруг овладели тяжкие сомнения, и он спросил: - Скажи, ведь правда, барашки едят кусты? - Да, правда. - Вот хорошо! Я не понял, почему это так важно, что барашки едят кусты. Но Маленький принц прибавил: - Значит, они и баобабы тоже едят? Я возразил, что баобабы — не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и, если даже он приведет целое стадо слонов, им не съесть и одного баобаба. Услыхав про слонов, Маленький принц засмеялся: - Их пришлось бы поставить друг на друга… А потом сказал рассудительно: - Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие. - Это верно. Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы? - А как же! - воскликнул он, словно речь шла о самых простых, азбучных истинах. И пришлось мне поломать голову, пока я додумался, в чем тут дело. На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.]. Этот фрагмент можно поставить как небольшой спектакль и с него начать разговор об устойчивом развитии. Можно показать видеоролик с канатоходцем либо можно предложить детям пройти по узенькой "тропинке". В любом случае: устойчив тогда, когда есть равновесие! Можно выполнить упражнение "Хозяева планеты"*
* Упражнение "Хозяева планеты" Цель: сформировать у участников представления об ограниченности ресурсов, зависимости между уровнем потребления и состоянием планеты, необходимости думать о будущем. Предварительные приготовления: необходимо перед упражнением распечатать нужное количество инструкций и принести три кекса (булочки) с изюмом, шесть листов бумаги формата А1, маркеры, девять листов формата А4. План упражнения: участники тренинга делятся на три группы (жители трех планет). В каждой группе назначается или выбирается правитель. После этого всем членам группы дается распечатанная на отдельном листе инструкция. Правитель получает инструкцию №1, один член группы получает инструкцию №3 и один член группы получает инструкцию №4. Все остальные члены группы получают инструкцию №2. Группы расходятся по отдельным помещениям или по углам большой комнаты, так, чтобы не мешать друг другу. Инструкция № 1. Вы правитель планеты. На вашей планете политические условия сложились так, что уже давно сформировалось одно государство. Правители меняются, народ и планета остаются. Так жило уже несколько десятков поколений ваших предков. Планетой правит наимудрейший. Сейчас именно вам народ оказал такое доверие. Вы надеетесь жить в достатке и хотите создать такие же хорошие условия для своих детей и внуков, конечно, это относится ко всему вашему народу. По соседству в этой же системе находятся еще две планеты, с жителями которых ваш народ постоянно соревнуется "кто лучше живет". Последние сто лет жители вашей планеты с каждым годом живут все лучше и лучше. Это всегда достигалось за счет того, что большинство важных решений, от которых зависит будущее, в вашем государстве принималось сообща: народ высказывал свои идеи и пожелания, а правитель на основе этого принимал решения. Сегодня наступил день, когда в очередной раз принимаются решения о том, как жить в ближайшие десять лет. Ваша задача – выслушать мнение народа и, с учетом его, спланировать уровень потребления ресурсов (сколько ресурсов необходимо для одного человека, из расчета "одна изюмина – один ресурс"). Распределение "одна изюмина на одного человека" соответствует бедности, "две изюмины на одного человека" – достатку, три изюмины на одного человека – процветанию, "четыре изюмины на одного человека" – богатству. Не забывайте о соревновании между планетами. Ваши соседи сегодня также собрались на совет, и они думают, как жить лучше вас. Инструкция № 2. На вашей планете политические условия сложились так, что сформировалось одно государство. Оно существует уже давно. Правители меняются, народ и планета остаются. Планета процветает. Так жило уже несколько десятков поколений ваших предков. Вы надеетесь жить также в достатке и хотите создать такие же хорошие условия для своих детей и внуков. По соседству в этой же системе находятся еще две планеты, с жителями которых ваш народ постоянно соревнуется "кто лучше живет". Последние сто лет жители вашей планеты с каждым годом живут все лучше и лучше. Это всегда достигалось за счет того, что большинство важных решений, от которых зависит будущее, в вашем государстве принималось сообща: народ высказывал свои идеи и пожелания, а правитель на основе этого принимал решения. Сегодня наступил день, когда в очередной раз принимаются решения о том, как жить в ближайшие десять лет. Ваша задача – спланировать уровень потребления ресурсов (сколько ресурсов необходимо для одного человека, из расчета "одна изюмина – один ресурс"). Распределение "одна изюмина на одного человека" соответствует бедности, "две изюмины на одного человека" – достатку, "три изюмины на одного человека" – процветанию, "четыре изюмины на одного человека" – богатству. Не забывайте о соревновании между планетами. Ваши соседи сегодня также собрались на совет, и они думают, как жить лучше вас. Инструкция № 3. На вашей планете политические условия сложились так, что сформировалось одно государство. Оно существует уже давно. Правители меняются, народ и планета остаются. Планета процветает. Так жило уже несколько десятков поколений ваших предков. Вы надеетесь жить также в достатке и хотите создать такие же хорошие условия для своих детей и внуков. Они должны жить еще богаче вас. У них должно быть все, чего душа пожелает. Планета вашего народа, а следовательно, ресурсы общие. Чем больше их добыли, тем лучше живет народ. По соседству в этой же системе находятся еще две планеты, с жителями которых ваш народ постоянно соревнуется "кто лучше живет". Они постоянно стараются вас "обойти". Вот и сейчас кое-кто призывает правителя снизить добычу ресурсов, якобы это хорошо для Планеты. Но кто знает, может эти "Зеленые" наняты правительством одной из соседних планет? Большинство важных решений, от которых зависит будущее, в вашем государстве всегда принималось сообща: народ высказывал свои идеи и пожелания, а правитель на основе этого принимал решения. Сегодня наступил день, когда в очередной раз принимаются решения о том, как жить в ближайшие десять лет. Важно, чтобы правитель принял правильное решение. Ваша задача – спланировать уровень потребления ресурсов (сколько ресурсов необходимо для одного человека, из расчета "одна изюмина – один ресурс"). Распределение "одна изюмина на одного человека" соответствует бедности, "две изюмины на одного человека" – достатку, "три изюмины на одного человека" – процветанию, "четыре изюмины на одного человека" – богатству. Вы стараетесь, чтобы жители вашей планеты жили с каждым годом все лучше и лучше. Не забывайте о соревновании между планетами. Ваши соседи сегодня также собрались на совет, и они думают, как жить лучше вас. Инструкция № 4. На вашей планете политические условия сложились так, что сформировалось одно государство. Оно существует уже давно. Правители меняются, народ и планета остаются. Планета процветает. Так жило уже несколько десятков поколений ваших предков. Вы надеетесь жить также в достатке и хотите создать такие же хорошие условия для своих детей и внуков. Однако в последние годы было замечено, что ресурсы на планете подходят к концу, и такое большое население, которое есть на планете сейчас, нельзя обеспечить большим количеством ресурсов без значительного вреда для планеты. Надо либо уменьшать население, либо понижать уровень потребления ресурсов (например, планировать не по три изюмины на человека, а по две изюмины на человека). По соседству в этой же системе находятся еще две планеты, с жителями которых ваш народ постоянно соревнуется "кто лучше живет". Вы считаете, что уже достаточно бессмысленной конкуренции с жителями соседних планет, у них свой путь, свои ресурсы. Вам важнее сохранить вашу планету для потомков. Последние сто лет жители вашей планеты с каждым годом живут все лучше и лучше. Это всегда достигалось за счет того, что большинство важных решений, от которых зависит будущее, в вашем государстве принималось сообща: народ высказывал свои идеи и пожелания, а правитель на основе этого принимал решения. Сегодня наступил день, когда в очередной раз принимаются решения о том, как жить в ближайшие десять лет. Ваша задача – спланировать уровень потребления ресурсов (сколько ресурсов необходимо для одного человека, из расчета "одна изюмина – один ресурс"). Распределение "одна изюмина на одного человека" соответствует бедности, "две изюмины на одного человека" – достатку, "три изюмины на одного человека" – процветанию, "четыре изюмины на одного человека" – богатству. Вы должны найти пути убедить своего правителя выбрать минимальный уровень потребления, не допустив при этом голода и бедности. Не забывайте о соревновании между планетами. Ваши соседи сегодня также собрались на совет, и они думают, как жить лучше вас. После прочтения инструкций участникам дается 1-2 минуты на размышление. Затем жители планеты высказывают свои мысли на тему "как распорядиться тем, чем они владеют". Здесь удобно заранее выбрать секретаря, который ведет протокол всего заседания – записывает все высказывания участников дискуссии на лист формата А1. Десять минут на высказывание и запись мыслей (высказывания сейчас не обсуждаются!). После того, как все мысли зафиксированы, дается десять минут на их обсуждение. Правитель может участвовать в обсуждении, а может просто слушать. После обсуждения правитель в течение трех минут принимает решение, обосновывает его, а секретарь записывает решение на листе формата А1 или на доске. После того, как во всех группах принято решение, правители со своими планетами в руках (кекс с изюмом) выходят в центр помещения и демонстрируют свое решение. Кекс – планета, изюм – ресурсы. Правитель добывает из планеты такое количество ресурсов, которое он запланировал. Изюм складывается на первый лист А4, маленькие крошки – отходы добычи ресурсов – складывает на другой лист, оставшиеся крупные куски – изуродованную, обезображенную планету – на третий. Важно то, что у жителей планеты нет права на реплики во время действий правителя. Как правило, у наблюдателей уже на середине процесса добычи ресурсов правителем появляется понимание всей неразумности добычи большого количества ресурсов. После окончания процесса "истязания планеты", обычно, задается вопрос: "Какая планета победила?" При этом каждый из участников может высказаться. Ведущий подводит к следующим критериям выигрыша: Планета с незначительными повреждениями, всем жителям хватило ресурсов на запланированном уровне, уровень достатка населения не соответствует бедности и выше, чем у других планет. Если все планеты потеряли верхний слой, то выигрывает та планета, которая менее разрушена. А в случае одинакового уровня разрушений, побеждает та планета, жители которой имеют более высокий уровень достатка. Если планета разрушена полностью (остались куски размером менее половины планеты), то жители ее безоговорочно проиграли. Итогом упражнения является обсуждение причин выигрыша или проигрыша, причин поведения (решения) правителя. Кроме того, очень хорошо обсудить "правильные" решения, предложить свод правил для правительства планеты (страны). Здесь же можно начать разговор про отходы, которые образовались при "добыче полезных ископаемых". Именно крошки, отходы теперь уже не являются частью планеты и никому не нужны. Такие отходы также составляют экологическую проблему. Возможен другой, более простой, вариант этого же упражнения. Несмотря на свою простоту, он также имеет серьезную смысловую нагрузку. Для реализации этого варианта требуется меньшее количество участников – достаточно 7–8 человек (еще лучше 9–10 человек). Три добровольца занимают подготовленные им места так, чтобы были видны всем участникам. Это три кандидата на роль правителя планеты. В руки они получают по одному кексу с изюмом, которые символизируют планету. Остальные участники должны выбрать из этих троих претендентов того, кто станет правителем. Будущие правители за одну минуту должны продемонстрировать свою стратегию того, как они будут кормить, одевать и обеспечивать всякими благами свой народ. Достав изюм, они могут раздать его весь остальным участникам (развалив при этом "планету"), они могут достать по одной изюминке на каждого участника и раздать их, а остальную "планету" оставить в покое. Также возможен вариант, когда правитель вовсе не собирается добывать ресурсы, а хочет оставить планету в покое. Конечно, могут быть и другие варианты, здесь приведены только наиболее часто встречающиеся. После истечения одной минуты, ресурсы добыты и розданы "жителям планеты". Начинается этап голосования. Часто большинство голосов набирает самый щедрый правитель – тот, который добыл больше всего ресурсов и раздал их участникам. На этом этапе упражнение не заканчивается. Здесь стоит дать высказаться всем претендентам на роль правителя. Они могут теперь озвучить мотивы своего поведения по отношению к "планете" и к "жителям планеты". Как правило, в этот момент среди участников появляются те, кто желает изменить свое мнение и проголосовать уже по-другому. Поэтому следующим этапом можно дать возможность второго голосования. Результаты именно этого голосования и являются решающими. По окончании упражнения стоит обсудить разные модели развития цивилизации. Здесь же можно прийти к понятию "Устойчивое развитие" и побеседовать о правах будущих по- колений. (Твой след на планете / Пахоменко А.Н., Пахоменко Е.И. – Могилев: Могилев. обл. укруп. тип., 2006 – 96 с.) ** Экологический ролик " Человек и мусор" https://www.youtube.com/watch?time_continue=159&v=B1y8-WEaYnc " Недалекое будущее" https://vk.com/video8448958_166375818 "Мальчик и Земля" https://www.youtube.com/watch?v=49x9qCDcF_s Занятие 3. "SOS! Планета в опасности!"
Методические рекомендации к занятию
Занятие 4. "Откуда ты взялся?"
Методические рекомендации к занятию 1. Мотиватором этого занятия может стать упражнение "Поле чудес" (вспомним сказку "Буратино"). Такое "поле чудес" есть в каждом городе, в том числе и нашем. Педагог показывает фотографию (слайд) городской свалки. А 30 лет назад в Тихом океане появился "остров чудес" - фотография (слайд) мусорного острова (Восточный мусорный континент). Кто же создал эти "чудеса"? (Ответы детей). А как вы думаете, откуда берётся мусор? Да, мусор "изобретение" человечества. У природы нет мусора. Ни животные, ни растения не создают мусора. Мусор, или как его ещё называют твёрдые коммунальные отходы (ТКО), создал и продолжает создавать человек. 2. Упражнение "Созидаем мусор". Разыгрываем сценку: на кухне жители дома бросают в мусорное ведро (пакет) все, что оказалось ненужным: очистки (кожуру), бутылки, пакеты, баночки, тряпки, батарейки и т.п. Далее в ходе обсуждения дети приходят к выводу, что всё, что перестало нам быть нужным: пищевые отходы, пустые консервные банки, бутылки, пластиковые упаковки, картонные коробки, разбитые стеклянные предметы, старые игрушки, одежду, рваные ботинки и много-много других ненужных нам вещей, превращаются в мусор – твердые коммунальные отходы. А дальше мусор из ведра выносим на помойку, в контейнер. Очистили свой дом и опять начинаем копить мусор. И так каждый день! А кто из вас, ребята, задумывался, куда девается мусор из контейнеров? Мусор из контейнеров вывозят мусоровозы, скажете вы. А куда они его везут? 3. Домашнее задание: "Мусор у меня дома" - определить количество мусора, которое образуется дома за один день (взвесить, измерить объем); какие виды мусора; какой самый часто встречаемый. 4. Можно заложить эксперимент, результаты которого могут быть использованы на последнем занятии: взять разные виды мусора (пищевые отходы, бумагу, фрагмент пластиковой бутылки, фрагмент коробки Тетра Пак, стекло), поместить в небольшие контейнеры с увлажненной плодородной почвой (лучше взять компост или почву, обогащенную биогумусом), поставить в темное теплое место. Через месяц можно посмотреть, что произошло. 5. Рефлексия Занятие 5. "Как на нас влияет мусор?"
Методические рекомендации к занятию
Автор: Грустный доктор Айболит, Он под деревом сидит. Все зверушки заболели, Жалуются даже ели, Даже птички-невелички И комарики. Говорят виной всему Свалка мусора в лесу. С каждым днём она растёт Человек туда везёт Весь свой мусор городской, Отравляя дом лесной. Айболит: Это что же за народ, Весь свой хлам к нам в лес везёт! Завалили всю опушку, Всё чадит, воняет жуть, Ядовитые отходы Проникают в землю вглубь, Там грунтовая вода, Вот и выплыла беда. Заболели звери, птицы Все, кто воду в речке пил, Занемог сегодня даже Здоровяк наш крокодил. Рыбы жалуются мне, Что в итоге грязь с помойки Оказалась и в реке. Задыхаются мальки, Рыб редеют косяки. Автор: И пришли к Айболиту жучки, Червячки, муравьи, паучки. Жучки: Добрый дедушка наш Айболит, Это что ж человек здесь творит. Было раньше в лесу хорошо: И свежо, и чисто, и сытно. Жили в почве мы много лет, До сих пор мы не ведали бед. Но теперь стала жизнь не мила, Завалили все наши дома Горы мусора, горы стекла, Горы пластика, банок, тряпья. Надо прятаться нам поскорей От таких неразумных людей. Айболит: Ах, букашечки вы мои, Без сомнения, вы правы. Муравейники все И дома под землёй Всё разрушено Чьей-то неумной рукой. Автор: Прилетели свиристели И запели, и запели Свиристели: Мы ведь тоже приболели Семена вчера поели Мы из шишечек на ели, Оказалось, что они Несъедобны и вредны. Ёлка вся стоит в расстройстве, А вчера видали мы слёзы даже у сосны. Что творится, что творится! Как мы будем выживать? Надо как-то человека Нас заставить уважать. Айболит: Это даже в интересах Человека самого, Без животных, без растений, Без природы он ничто!.. Автор: Тут пришёл к Айболиту медведь, Да как начал, как начал реветь. Медведь: Кто посмел осквернить Добрый лес? Кто нечистою лапой залез? Кто нарушил покой вековой? Берегись, задеру сам не свой! Айболит: Ты, медведушка, поостынь, Разве можно быть злым таким? С этой свалкой вопрос Мы решим всё равно, Но нельзя отвечать злом на зло. Медведь: Да в сердцах я сказал чуток, Заболел медвежонок-сынок, Мёдом лакомился в лесу, Я потом расспросил пчелу, Та сказала, нектар и пыльцу Собирала на том лугу, Что от свалки чуть в стороне. Медвежонок так слаб. Горе мне! Айболит: Не кручинься, косолапый, Медвежонку помогу. Но решить вопрос со свалкой Невозможно одному. Выходите звери, птицы Пусть услышит человек Голос леса, голос неба, Голос полноводных рек. Автор: - Человек, остановись! Человек, подумай! - Ты же сам провозгласил, Что ты самый умный. - На планете только ты Мусор производишь. - Свалки делая в лесу, Сам себя хоронишь. - Всё вернётся и тебе С пищей и водою. - С грязным воздухом, С землёй, ядом заражённой. - Будь мудрее, сбереги Жизнь на всей планете. - Благодарные слова Тебе скажут дети. - Ребята, а вам жалко лес и его обитателей? (Ответы детей). Кто виноват в том, что заболели и деревья, и звери, и птицы, и рыбы, и насекомые? (Ответы детей). Как вы думаете, а влияет ли мусор на наше здоровье? Нарисовать плакат (листовку) "Он мешает нам жить!" Использован материал: http://docplayer.ru/43097655-Ekologicheskoe-zanyatie-dlya-detey-starshey-gruppy.html Занятие 6. "И что с тобой, ТКО, делать?"
Методические рекомендации к занятию
|
Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки родителей являются тем фундаментом,... |
Пояснительная записка рабочая программа «Уроки нравственности. 1-4класс» Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» |
||
Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе,... |
Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни.... |
||
Программа оздоровительного центра «Остров сокровищ открывает тайны» Сохранение и укрепление здоровья детей – будущего нации, является важным компонентом для развития страны. Укрепление здоровья будущего... |
А. С. Пушкин Эта книга история одной школы. Школа как школа не более... Здесь, как и везде, школьные труды и веселые проказы, юные споры и первая любовь, ожидание будущего и сожаление о прошедшем, всегдашнее... |
||
Формирование транспортного будущего: форум по цифровым технологиям связи Campus Connectivity Форум по цифровым технологиям связи будущего: подключенный к сети грузовой автомобиль Daimler рецепт успеха для предприятий и водителей,... |
О жилье будущего (помечтаем!) Добавлено: 06 Янв 2007 00: 09 Заголовок сообщения: о жилье будущего (помечтаем!) |
||
Руководство по использованию тестов информационного ресурса «Команда Будущего» уфа «Руководство по использованию тестов информационного ресурса «Команда Будущего»» подготовлено специалистами ано дпо «Центр профессиональной... |
Уроки доброты |
||
«Уроки логопеда» Е. Косинова тесты на развитие речи для детей от Карточки с текстом, для упражнения в согласовании речи с движением, по всем лексическим темам |
Уроки для России Проблемы вич и спид и семейное благополучие нации: материалы международной конференции. 29-30 мая 2008 г. / Отв редактор |
||
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия (5 класс) Локальная версия (для установки на 1 компьютер) 1 cd, инструкция, dvd -box.,,Dvd |
Пришельцы из шамбалы Все дается Богом для учебы, для совершенствования души, для самопознания, для работы над собой и приобретения конкретных качеств... |
||
Пояснительная записка Программа «Школа будущего первоклассника разработана... Программа Школа будущего первоклассника разработана разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному... |
Уроки культуры здоровья Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ |
Поиск |