"Уроки для будущего"


Скачать 247.48 Kb.
Название "Уроки для будущего"
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
"Уроки для будущего"

разработаны муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением муниципального образования "Город Архангельск"

"Эколого-биологический лицей имени академика Н.П. Лаверова"

Тематические экологические занятия (уроки) для дошкольников и младших школьников направлены на то, чтобы помочь детям осознать:

- экологичное поведение ведет к улучшению экологического состояния окружающей среды;

- улучшение экологического состояния окружающей среды обеспечивает рост качества жизни.

Главная цель "Уроков для будущего"

Помочь сформировать у детей чувство причастности к сохранению жизни на Земле

Содержательные модули (линии) уроков:

  1. "Будем делать хорошо, и не будем – плохо", ориентирован на дошкольников.

  2. "Я в ответе за свою планету" - на младших школьников.



Основные содержательные компоненты модулей

Раздел "Разберемся по понятиям" включает в себя занятия, призванные актуализировать имеющиеся у детей знания о природе и ее ресурсах. Ребята узнают, что такое "устойчивое развитие", из чего оно складывается, что значит сегодня "охранять природу", какие законодательные документы обеспечивают охрану природы.

Занятие 1. "Что мы знаем о природе?"

Занятие 2. "Что такое устойчивое развитие?"
Раздел "Природа не терпит пренебрежения к себе" призван активизировать интерес обучающихся к проблемам загрязнения окружающей среды, в том числе твердыми коммунальными отходами (ТКО). Дети найдут ответ на вопрос "А зачем нужна чистота в природе?"

Занятие 1. "SOS! Планета в опасности!"
Раздел "Очистим планету от мусора" позволит детям познакомиться с тем, что может стать мусором, с дальнейшей судьбой ТКО, проанализировать воздействие ТКО на природу и здоровье человека

Занятие 1. "Откуда ты взялся?"

Занятие 2. "Как на нас влияет мусор?"

Занятие 3. "И что с тобой, ТКО, делать?"
Занятие 1. "Что мы знаем о природе?"

Для проведения занятия понадобятся:

- карточки с изображениями разных и природных и неприродных объектов;

- диаграмма для размещения карточек (природа живая и неживая)

- подборка фотографий (слайдов) с разными природными ресурсами

Это занятие позволит развивать важные метапредметные навыки и способность выполнять универсальные учебные действия:

  • Умение анализировать и сортировать информацию;

  • Умение работать в сотрудничестве;

  • Умение выражать свое мнение и аргументировать его;

  • Умение оценивать результаты своей работы


Методические рекомендации к занятию

  1. Это занятие первое в цикле уроков по образованию в интересах устойчивого развития, поэтому было бы полезно организовать какой-нибудь мотиватор (мотиваторы — это факторы, способные дать человеку удовольствие от выполняемой деятельности за счет удовлетворения врожденной потребности психологического роста и стремления к повышению своей компетентности). Таким мотиватором может стать какой-либо литературный или сказочный персонаж, например, Маленький принц, Лунтик, Домовенок, Фиксики и т.п., который заинтересует детей, активизирует их познавательную деятельность.

  2. Разделите детей на группы по 3-5 человек. Количество групп для работы – не больше 5. Формировать группы с количеством более пяти участников нежелательно, так как именно в группах численностью от 3 до 5 человек условия для работы наиболее оптимальные: есть достаточное количество разных мнений при обсуждении и в тоже время каждый участник получает возможность высказаться и включится в работу.

  3. Объясните правила работы во время занятия.

  4. Задание 1. "Что такое природа?" Это может быть работа с картинками, на которых изображены разные природные объекты. Это может быть игра "Ассоциации" - назвать слова или словосочетания, которые приходят на ум, когда ты слышишь слово "природа". После высказываний провести обобщение: "Это все, что нас окружает и не создано человеком"

  5. Задание 2. "Компоненты природы" ("Живое-неживое"). Разложить карточки на группы; выбрать живые организмы; выбрать объекты неживой природы. В ходе обсуждения заполнить диаграмму:

  6. Задание 3. "Природные ресурсы". Возможны варианты заданий:

  • группа получает набор карточек с каким-либо одним видом природного ресурса (например, лекарственные растения, ягодные кустарники и кустарнички, деревья) и нужно назвать этот ресурс, пояснив его значение для человека;

  • каждая группа получает набор карточек с разными природными ресурсами и необходимо из разделить на группы;

  • задание может быть выполнено как домашний проект

  1. Рефлексия


Занятие 2. "Что такое устойчивое развитие?"

Для проведения занятия понадобятся:

- видеоролик с канатоходцем или экологическими мультфильмами;

- маркеры, фломастеры, листы бумаги

Это занятие позволит:

- познакомить детей с понятием "устойчивое развитие";

- привлечь внимание к вопросам охраны природы;

- обратить внимание на законодательную базу для перехода к устойчивому развитию.

Кроме того поможет в развитие важных метапредметных навыках и способности выполнять универсальные учебные действия:

  • Умение анализировать и сортировать информацию;

  • Умение работать в сотрудничестве;

  • Умение выражать свое мнение и аргументировать его;

  • Умение оценивать результаты своей работы


Методические рекомендации к занятию

  1. Не забудьте о мотиваторе! Можно продолжить использовать литературного персонажа. Например, в сказке А. Экзюпери "Маленький принц" есть эпизод с барашком, баобабом и планетой.маленький принц - baran2.png

…Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:

- Нет, этот барашек уже совсем хилый. Нарисуй другого.

Я нарисовал.

Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.

- Ты же сам видишь, - сказал он, - это не барашек. Это большой баран. У него рога…

Я опять нарисовал по-другому. Но он и от этого рисунка отказался:маленький принц - baran3.png

- Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.

Тут я потерял терпение - ведь мне надо было поскорей разобрать мотор - и нацарапал ящик.

маленький принц - box.png

И сказал малышу:

- Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется.

Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:

- Вот это хорошо! Как ты думаешь, много этому барашку надо травы?

- А что?

- Ведь у меня дома всего очень мало…

- Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.

- Не такой уж он маленький… — сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. — Смотри-ка! Он уснул… Так я познакомился с Маленьким принцем………..

Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете, о том, как он ее покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову. Так, на третий день я узнал о трагедии с баобабами.

Это тоже вышло из-за барашка. Казалось, Маленьким принцем вдруг овладели тяжкие сомнения, и он спросил:

- Скажи, ведь правда, барашки едят кусты?

- Да, правда.

- Вот хорошо!

Я не понял, почему это так важно, что барашки едят кусты. Но Маленький принц прибавил:

- Значит, они и баобабы тоже едят?

Я возразил, что баобабы — не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и, если даже он приведет целое стадо слонов, им не съесть и одного баобаба.

Услыхав про слонов, Маленький принц засмеялся:

- Их пришлось бы поставить друг на друга…

А потом сказал рассудительно:

- Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.

- Это верно. Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?

- А как же! - воскликнул он, словно речь шла о самых простых, азбучных истинах.

И пришлось мне поломать голову, пока я додумался, в чем тут дело.

На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.].

Этот фрагмент можно поставить как небольшой спектакль и с него начать разговор об устойчивом развитии. Можно показать видеоролик с канатоходцем либо можно предложить детям пройти по узенькой "тропинке". В любом случае: устойчив тогда, когда есть равновесие! Можно выполнить упражнение "Хозяева планеты"*

  1. Задание 1. Посмотрите фотографии (слайды презентации, экологический мультфильм**. Можем ли мы говорить о том, что сегодня природа находится в равновесии. Приведите свои аргументы.

  2. Рассказать о концепции устойчивого развития (видеоролик "Что такое устойчивое развитие https://www.youtube.com/watch?v=BhkKT8SwlVU)

  3. Задание 2. Правила перехода к устойчивому развитию. Создать плакат "Устойчивое развитие". Дети, используя заготовленные иллюстрации, фломастеры, маркеры выполняют плакат. Каждая группа представляет результаты своего творчества. (Задание может быть выполнено как домашний проект).

  4. Рефлексия.


* Упражнение "Хозяева планеты" Цель: сформировать у участников представления об ограниченности ресурсов, зависимости между уровнем потребления и состоянием планеты, необходимости думать о будущем. Предварительные приготовления: необходимо перед упражнением распечатать нужное количество инструкций и принести три кекса (булочки) с изюмом, шесть листов бумаги формата А1, маркеры, девять листов формата А4. План упражнения: участники тренинга делятся на три группы (жители трех планет). В каждой группе назначается или выбирается правитель. После этого всем членам группы дается распечатанная на отдельном листе инструкция. Правитель получает инструкцию №1, один член группы получает инструкцию №3 и один член группы получает инструкцию №4. Все остальные члены группы получают инструкцию №2. Группы расходятся по отдельным помещениям или по углам большой комнаты, так, чтобы не мешать друг другу.

Инструкция № 1. Вы правитель планеты. На вашей планете политические условия сложились так, что уже давно сформировалось одно государство. Правители меняются, народ и планета остаются. Так жило уже несколько десятков поколений ваших предков. Планетой правит наимудрейший. Сейчас именно вам народ оказал такое доверие. Вы надеетесь жить в достатке и хотите создать такие же хорошие условия для своих детей и внуков, конечно, это относится ко всему вашему народу. По соседству в этой же системе находятся еще две планеты, с жителями которых ваш народ постоянно соревнуется "кто лучше живет". Последние сто лет жители вашей планеты с каждым годом живут все лучше и лучше. Это всегда достигалось за счет того, что большинство важных решений, от которых зависит будущее, в вашем государстве принималось сообща: народ высказывал свои идеи и пожелания, а правитель на основе этого принимал решения. Сегодня наступил день, когда в очередной раз принимаются решения о том, как жить в ближайшие десять лет. Ваша задача – выслушать мнение народа и, с учетом его, спланировать уровень потребления ресурсов (сколько ресурсов необходимо для одного человека, из расчета "одна изюмина – один ресурс"). Распределение "одна изюмина на одного человека" соответствует бедности, "две изюмины на одного человека" – достатку, три изюмины на одного человека – процветанию, "четыре изюмины на одного человека" – богатству. Не забывайте о соревновании между планетами. Ваши соседи сегодня также собрались на совет, и они думают, как жить лучше вас.

Инструкция № 2. На вашей планете политические условия сложились так, что сформировалось одно государство. Оно существует уже давно. Правители меняются, народ и планета остаются. Планета процветает. Так жило уже несколько десятков поколений ваших предков. Вы надеетесь жить также в достатке и хотите создать такие же хорошие условия для своих детей и внуков. По соседству в этой же системе находятся еще две планеты, с жителями которых ваш народ постоянно соревнуется "кто лучше живет". Последние сто лет жители вашей планеты с каждым годом живут все лучше и лучше. Это всегда достигалось за счет того, что большинство важных решений, от которых зависит будущее, в вашем государстве принималось сообща: народ высказывал свои идеи и пожелания, а правитель на основе этого принимал решения. Сегодня наступил день, когда в очередной раз принимаются решения о том, как жить в ближайшие десять лет. Ваша задача – спланировать уровень потребления ресурсов (сколько ресурсов необходимо для одного человека, из расчета "одна изюмина – один ресурс"). Распределение "одна изюмина на одного человека" соответствует бедности, "две изюмины на одного человека" – достатку, "три изюмины на одного человека" – процветанию, "четыре изюмины на одного человека" – богатству. Не забывайте о соревновании между планетами. Ваши соседи сегодня также собрались на совет, и они думают, как жить лучше вас.

Инструкция № 3. На вашей планете политические условия сложились так, что сформировалось одно государство. Оно существует уже давно. Правители меняются, народ и планета остаются. Планета процветает. Так жило уже несколько десятков поколений ваших предков. Вы надеетесь жить также в достатке и хотите создать такие же хорошие условия для своих детей и внуков. Они должны жить еще богаче вас. У них должно быть все, чего душа пожелает. Планета вашего народа, а следовательно, ресурсы общие. Чем больше их добыли, тем лучше живет народ. По соседству в этой же системе находятся еще две планеты, с жителями которых ваш народ постоянно соревнуется "кто лучше живет". Они постоянно стараются вас "обойти". Вот и сейчас кое-кто призывает правителя снизить добычу ресурсов, якобы это хорошо для Планеты. Но кто знает, может эти "Зеленые" наняты правительством одной из соседних планет? Большинство важных решений, от которых зависит будущее, в вашем государстве всегда принималось сообща: народ высказывал свои идеи и пожелания, а правитель на основе этого принимал решения. Сегодня наступил день, когда в очередной раз принимаются решения о том, как жить в ближайшие десять лет. Важно, чтобы правитель принял правильное решение. Ваша задача – спланировать уровень потребления ресурсов (сколько ресурсов необходимо для одного человека, из расчета "одна изюмина – один ресурс"). Распределение "одна изюмина на одного человека" соответствует бедности, "две изюмины на одного человека" – достатку, "три изюмины на одного человека" – процветанию, "четыре изюмины на одного человека" – богатству. Вы стараетесь, чтобы жители вашей планеты жили с каждым годом все лучше и лучше. Не забывайте о соревновании между планетами. Ваши соседи сегодня также собрались на совет, и они думают, как жить лучше вас.

Инструкция № 4. На вашей планете политические условия сложились так, что сформировалось одно государство. Оно существует уже давно. Правители меняются, народ и планета остаются. Планета процветает. Так жило уже несколько десятков поколений ваших предков. Вы надеетесь жить также в достатке и хотите создать такие же хорошие условия для своих детей и внуков. Однако в последние годы было замечено, что ресурсы на планете подходят к концу, и такое большое население, которое есть на планете сейчас, нельзя обеспечить большим количеством ресурсов без значительного вреда для планеты. Надо либо уменьшать население, либо понижать уровень потребления ресурсов (например, планировать не по три изюмины на человека, а по две изюмины на человека). По соседству в этой же системе находятся еще две планеты, с жителями которых ваш народ постоянно соревнуется "кто лучше живет". Вы считаете, что уже достаточно бессмысленной конкуренции с жителями соседних планет, у них свой путь, свои ресурсы. Вам важнее сохранить вашу планету для потомков. Последние сто лет жители вашей планеты с каждым годом живут все лучше и лучше. Это всегда достигалось за счет того, что большинство важных решений, от которых зависит будущее, в вашем государстве принималось сообща: народ высказывал свои идеи и пожелания, а правитель на основе этого принимал решения. Сегодня наступил день, когда в очередной раз принимаются решения о том, как жить в ближайшие десять лет. Ваша задача – спланировать уровень потребления ресурсов (сколько ресурсов необходимо для одного человека, из расчета "одна изюмина – один ресурс"). Распределение "одна изюмина на одного человека" соответствует бедности, "две изюмины на одного человека" – достатку, "три изюмины на одного человека" – процветанию, "четыре изюмины на одного человека" – богатству. Вы должны найти пути убедить своего правителя выбрать минимальный уровень потребления, не допустив при этом голода и бедности. Не забывайте о соревновании между планетами. Ваши соседи сегодня также собрались на совет, и они думают, как жить лучше вас. После прочтения инструкций участникам дается 1-2 минуты на размышление. Затем жители планеты высказывают свои мысли на тему "как распорядиться тем, чем они владеют". Здесь удобно заранее выбрать секретаря, который ведет протокол всего заседания – записывает все высказывания участников дискуссии на лист формата А1. Десять минут на высказывание и запись мыслей (высказывания сейчас не обсуждаются!). После того, как все мысли зафиксированы, дается десять минут на их обсуждение. Правитель может участвовать в обсуждении, а может просто слушать. После обсуждения правитель в течение трех минут принимает решение, обосновывает его, а секретарь записывает решение на листе формата А1 или на доске. После того, как во всех группах принято решение, правители со своими планетами в руках (кекс с изюмом) выходят в центр помещения и демонстрируют свое решение. Кекс – планета, изюм – ресурсы. Правитель добывает из планеты такое количество ресурсов, которое он запланировал. Изюм складывается на первый лист А4, маленькие крошки – отходы добычи ресурсов – складывает на другой лист, оставшиеся крупные куски – изуродованную, обезображенную планету – на третий. Важно то, что у жителей планеты нет права на реплики во время действий правителя. Как правило, у наблюдателей уже на середине процесса добычи ресурсов правителем появляется понимание всей неразумности добычи большого количества ресурсов. После окончания процесса "истязания планеты", обычно, задается вопрос: "Какая планета победила?" При этом каждый из участников может высказаться. Ведущий подводит к следующим критериям выигрыша: Планета с незначительными повреждениями, всем жителям хватило ресурсов на запланированном уровне, уровень достатка населения не соответствует бедности и выше, чем у других планет. Если все планеты потеряли верхний слой, то выигрывает та планета, которая менее разрушена. А в случае одинакового уровня разрушений, побеждает та планета, жители которой имеют более высокий уровень достатка. Если планета разрушена полностью (остались куски размером менее половины планеты), то жители ее безоговорочно проиграли. Итогом упражнения является обсуждение причин выигрыша или проигрыша, причин поведения (решения) правителя. Кроме того, очень хорошо обсудить "правильные" решения, предложить свод правил для правительства планеты (страны). Здесь же можно начать разговор про отходы, которые образовались при "добыче полезных ископаемых". Именно крошки, отходы теперь уже не являются частью планеты и никому не нужны. Такие отходы также составляют экологическую проблему. Возможен другой, более простой, вариант этого же упражнения. Несмотря на свою простоту, он также имеет серьезную смысловую нагрузку. Для реализации этого варианта требуется меньшее количество участников – достаточно 7–8 человек (еще лучше 9–10 человек). Три добровольца занимают подготовленные им места так, чтобы были видны всем участникам. Это три кандидата на роль правителя планеты. В руки они получают по одному кексу с изюмом, которые символизируют планету. Остальные участники должны выбрать из этих троих претендентов того, кто станет правителем. Будущие правители за одну минуту должны продемонстрировать свою стратегию того, как они будут кормить, одевать и обеспечивать всякими благами свой народ. Достав изюм, они могут раздать его весь остальным участникам (развалив при этом "планету"), они могут достать по одной изюминке на каждого участника и раздать их, а остальную "планету" оставить в покое. Также возможен вариант, когда правитель вовсе не собирается добывать ресурсы, а хочет оставить планету в покое. Конечно, могут быть и другие варианты, здесь приведены только наиболее часто встречающиеся. После истечения одной минуты, ресурсы добыты и розданы "жителям планеты". Начинается этап голосования. Часто большинство голосов набирает самый щедрый правитель – тот, который добыл больше всего ресурсов и раздал их участникам. На этом этапе упражнение не заканчивается. Здесь стоит дать высказаться всем претендентам на роль правителя. Они могут теперь озвучить мотивы своего поведения по отношению к "планете" и к "жителям планеты". Как правило, в этот момент среди участников появляются те, кто желает изменить свое мнение и проголосовать уже по-другому. Поэтому следующим этапом можно дать возможность второго голосования. Результаты именно этого голосования и являются решающими. По окончании упражнения стоит обсудить разные модели развития цивилизации. Здесь же можно прийти к понятию "Устойчивое развитие" и побеседовать о правах будущих по- колений. (Твой след на планете / Пахоменко А.Н., Пахоменко Е.И. – Могилев: Могилев. обл. укруп. тип., 2006 – 96 с.)

** Экологический ролик " Человек и мусор" https://www.youtube.com/watch?time_continue=159&v=B1y8-WEaYnc

" Недалекое будущее" https://vk.com/video8448958_166375818

"Мальчик и Земля" https://www.youtube.com/watch?v=49x9qCDcF_s
Занятие 3. "SOS! Планета в опасности!"

Для проведения занятия понадобятся:

- видеоролик или мультфильмы экологической тематики;

листы бумаги, клей, карандаши, маркеры

Это занятие поможет обратить внимание детей на основные экологические проблемы, которые ставят под угрозу существование самой планеты: глобальное загрязнение, глобальное изменение климата.

В ходе занятия будет продолжено развитие метапредметных навыков и способности выполнять универсальные учебные действия:


Методические рекомендации к занятию

  1. Используем мотиватор! Возможно использовать упражнение "Яблоко". Цель: сломать бытующий стереотип об огромных размерах планеты и доступности ее для человека, дать участникам представление об ограниченности природных ресурсов. Предварительные приготовления: необходимо перед упражнением подготовить одно или два крупных яблока и нож. План упражнения: ведущий представляет участникам яблоко и поясняет, что оно символизирует нашу планету. Обычно Земля представляется большой планетой, где всем хватит места и для всех людей достаточно ресурсов. Ключевой вопрос, на который должны ответить участники, это "Какую часть Земли мы можем использовать?" После того, как все желающие участники выскажут свои версии, разрежьте "Землю" на четыре части и откажитесь от трех из частей, представляющих океаны соленой воды – 75 % планеты. Оставшуюся часть разделите пополам. Одна из этих двух частей символизирует землю, занятую пустынями, ледниками и скалами. Последний оставшийся сектор (1/8 Земли) надо разделить еще на это: области слишком каменистые, слишком крутые или слишком холодные для того, чтобы на них выращивать сельскохозяйственные культуры. Когда участники обрадуются хоть небольшому кусочку планеты, который может использовать человек, возьмите в руки нож и срежьте кожуру. Именно кожура символизирует поверхность планеты – плодородный слой, который кормит человека. Неграмотное ведение сельского хозяйства и эрозия почв ежегодно убирают из этого, и так небольшого, количества 24 миллиарда тонн верхнего слоя почвы. После этого упражнения стоит обсудить ограниченность планеты и ее ресурсов.

  2. Задание 1. "Найди проблему". В игровой форме ребята формулируют с помощью педагога основные экологические проблемы: сокращение биоразнообразия; глобальное загрязнение; глобальное изменение климата

  3. Задание 2. "Спаси планету". Работа в группах – найти решение проблемы. Оформляется плакат.

  4. Рефлексия


Занятие 4. "Откуда ты взялся?"

Для проведения занятия понадобятся:

- конфеты в обертках, картофель/банан, пластиковые бутылки с водой, сок в пачках, полиэтиленовые пакеты и т.п.

- пакеты для мусора;

- видеоролик и мусорном острове, экологические мультфильмы;

- фотографии свалки

Это занятие позволит сформировать понятие о твердых коммунальных отходах, а также продолжит развивать важные метапредметные навыки и способность выполнять универсальные учебные действия:


Методические рекомендации к занятию

1. Мотиватором этого занятия может стать упражнение "Поле чудес" (вспомним сказку "Буратино"). Такое "поле чудес" есть в каждом городе, в том числе и нашем. Педагог показывает фотографию (слайд) городской свалки. А 30 лет назад в Тихом океане появился "остров чудес" - фотография (слайд) мусорного острова (Восточный мусорный континент). Кто же создал эти "чудеса"? (Ответы детей). А как вы думаете, откуда берётся мусор? Да, мусор "изобретение" человечества. У природы нет мусора. Ни животные, ни растения не создают мусора. Мусор, или как его ещё называют твёрдые коммунальные отходы (ТКО), создал и продолжает создавать человек.

2. Упражнение "Созидаем мусор". Разыгрываем сценку: на кухне жители дома бросают в мусорное ведро (пакет) все, что оказалось ненужным: очистки (кожуру), бутылки, пакеты, баночки, тряпки, батарейки и т.п. Далее в ходе обсуждения дети приходят к выводу, что всё, что перестало нам быть нужным: пищевые отходы, пустые консервные банки, бутылки, пластиковые упаковки, картонные коробки, разбитые стеклянные предметы, старые игрушки, одежду, рваные ботинки и много-много других ненужных нам вещей, превращаются в мусор – твердые коммунальные отходы. А дальше мусор из ведра выносим на помойку, в контейнер. Очистили свой дом и опять начинаем копить мусор. И так каждый день! А кто из вас, ребята, задумывался, куда девается мусор из контейнеров? Мусор из контейнеров вывозят мусоровозы, скажете вы. А куда они его везут?

3. Домашнее задание: "Мусор у меня дома" - определить количество мусора, которое образуется дома за один день (взвесить, измерить объем); какие виды мусора; какой самый часто встречаемый.

4. Можно заложить эксперимент, результаты которого могут быть использованы на последнем занятии: взять разные виды мусора (пищевые отходы, бумагу, фрагмент пластиковой бутылки, фрагмент коробки Тетра Пак, стекло), поместить в небольшие контейнеры с увлажненной плодородной почвой (лучше взять компост или почву, обогащенную биогумусом), поставить в темное теплое место. Через месяц можно посмотреть, что произошло.

5. Рефлексия
Занятие 5. "Как на нас влияет мусор?"

Для проведения занятия можно использовать:

- мультфильмы: Фиксики.Батарейки. https://www.youtube.com/watch?time_continue=45&v=-Q2j-4CvkNg

Животные спасают планету https://www.youtube.com/watch?time_continue=116&v=GZf0lKs7Y6o

Как мусор уничтожил мир https://www.youtube.com/watch?v=oSwKGHA64Vk

Мусор https://www.youtube.com/watch?v=Bh2dKvrSCww

Куда уходит мусор https://www.youtube.com/watch?v=X9Fw28RlG7U


Это занятие позволит сформировать у детей представление о пагубном влиянии свалок на живую и неживую природу развивать важные метапредметные навыки и способность выполнять универсальные учебные действия:



Методические рекомендации к занятию

  1. Давайте посмотрим постановку "Айболит бьёт тревогу".



Автор:

Грустный доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Все зверушки заболели,

Жалуются даже ели,

Даже птички-невелички

И комарики.

Говорят виной всему

Свалка мусора в лесу.

С каждым днём она растёт

Человек туда везёт

Весь свой мусор городской,

Отравляя дом лесной.
Айболит:

Это что же за народ,

Весь свой хлам к нам в лес везёт!

Завалили всю опушку,

Всё чадит, воняет жуть,

Ядовитые отходы

Проникают в землю вглубь,

Там грунтовая вода,

Вот и выплыла беда.

Заболели звери, птицы

Все, кто воду в речке пил,

Занемог сегодня даже

Здоровяк наш крокодил.

Рыбы жалуются мне,

Что в итоге грязь с помойки

Оказалась и в реке.

Задыхаются мальки,

Рыб редеют косяки.
Автор:

И пришли к Айболиту жучки,

Червячки, муравьи, паучки.
Жучки:

Добрый дедушка наш Айболит,

Это что ж человек здесь творит.

Было раньше в лесу хорошо:

И свежо, и чисто, и сытно.

Жили в почве мы много лет,

До сих пор мы не ведали бед.

Но теперь стала жизнь не мила,

Завалили все наши дома

Горы мусора, горы стекла,

Горы пластика, банок, тряпья.

Надо прятаться нам поскорей

От таких неразумных людей.
Айболит:

Ах, букашечки вы мои,

Без сомнения, вы правы.

Муравейники все

И дома под землёй

Всё разрушено

Чьей-то неумной рукой.
Автор:

Прилетели свиристели

И запели, и запели
Свиристели:

Мы ведь тоже приболели

Семена вчера поели

Мы из шишечек на ели,

Оказалось, что они

Несъедобны и вредны.

Ёлка вся стоит в расстройстве,

А вчера видали мы слёзы даже у сосны.

Что творится, что творится!

Как мы будем выживать?

Надо как-то человека

Нас заставить уважать.
Айболит:

Это даже в интересах

Человека самого,

Без животных, без растений,

Без природы он ничто!..



Автор:

Тут пришёл к Айболиту медведь,

Да как начал, как начал реветь.

Медведь:

Кто посмел осквернить

Добрый лес?

Кто нечистою лапой залез?

Кто нарушил покой вековой?

Берегись, задеру сам не свой!
Айболит:

Ты, медведушка, поостынь,

Разве можно быть злым таким?

С этой свалкой вопрос

Мы решим всё равно,

Но нельзя отвечать злом на зло.

Медведь:

Да в сердцах я сказал чуток,

Заболел медвежонок-сынок,

Мёдом лакомился в лесу,

Я потом расспросил пчелу,

Та сказала, нектар и пыльцу

Собирала на том лугу,

Что от свалки чуть в стороне.

Медвежонок так слаб.

Горе мне!

Айболит:

Не кручинься, косолапый,

Медвежонку помогу.

Но решить вопрос со свалкой

Невозможно одному.

Выходите звери, птицы

Пусть услышит человек

Голос леса, голос неба,

Голос полноводных рек.
Автор:

- Человек, остановись!

Человек, подумай!

- Ты же сам провозгласил,

Что ты самый умный.

- На планете только ты

Мусор производишь.

- Свалки делая в лесу,

Сам себя хоронишь.

- Всё вернётся и тебе

С пищей и водою.

- С грязным воздухом,

С землёй, ядом заражённой.

- Будь мудрее, сбереги

Жизнь на всей планете.

- Благодарные слова

Тебе скажут дети.

- Ребята, а вам жалко лес и его обитателей?



(Ответы детей). Кто виноват в том, что заболели и деревья, и звери, и птицы, и рыбы, и насекомые? (Ответы детей).

Как вы думаете, а влияет ли мусор на наше здоровье?

Нарисовать плакат (листовку) "Он мешает нам жить!"
Использован материал: http://docplayer.ru/43097655-Ekologicheskoe-zanyatie-dlya-detey-starshey-gruppy.html
Занятие 6. "И что с тобой, ТКО, делать?"

Для проведения занятия понадобятся:

- мусор (пластиковые бутылки, газеты, баночки из-под йогурта, жестяные консервные банки, стеклянные банки, кожура, батарейки и т.п.), перчатки, небольшие контейнеры или фотографии;

- мультфильм Свинка Пеппа. Переработка. https://www.youtube.com/watch?v=6wAKBF4ydww

Это занятие позволит раскрыть сопричастность детей к решению одной из важнейших экологических проблем – загрязнению


Методические рекомендации к занятию

  1. Мотиватор. Можно использовать уже знакомые фотографии (слайды) с изображением мусорных свалок. "Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы не утонуть в мусоре? Как видите, горы мусора растут с каждым днём и, если человек не научится грамотно от него избавляться, то в скором времени наша планета превратится в одну большую свалку."

  2. Упражнение "Анализ мусорной корзины". Работа в группах. Ребятам предлагается разложить мусор на разные его виды. В ходе обсуждения получают следующие группы мусора: пищевые отходы; бумага и картон; стекло; металл; пластик, полиэтилен, полимеры; тряпки.

  3. Упражнение "Что с этим делать?" Можно провести эксперимент по получению бумаги, с полиэтиленом (нагревание и изменение формы), со стеклом (нагревание и изменение формы); результаты эксперимента на занятии "Откуда ты взялся?". Вывод: часть мусора легко разлагается, превращаясь в компост (пищевые отходы, бумага); часть мусора можно переработать, получив новые продукты (стекло, металл, бумагу, полиэтилен)

  4. "Как помочь или что мы можем". Снова используем наполненный разным мусором пакет. "Что нужно сделать, чтобы мусор пошел на переработку?" ("Почему большая часть мусора все-таки идет на свалку?"

  5. Ребятам предлагается посмотреть на картинки (на экран проецируются изображения чистый город и грязный город) и ответить на вопрос "В каком городе вы хотели бы жить и почему?" (ответы детей). Составьте кодекс борца с мусором (ТКО). Каждая группа представляет свой кодекс, на основе которых составляется общий кодекс. Его можно оформить в виде памятки для родителей.

Похожие:

\"Уроки для будущего\" icon Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения
Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки родителей являются тем фундаментом,...
\"Уроки для будущего\" icon Пояснительная записка рабочая программа «Уроки нравственности. 1-4класс»
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
\"Уроки для будущего\" icon Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций
Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе,...
\"Уроки для будущего\" icon Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения
Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни....
\"Уроки для будущего\" icon Программа оздоровительного центра «Остров сокровищ открывает тайны»
Сохранение и укрепление здоровья детей – будущего нации, является важным компонентом для развития страны. Укрепление здоровья будущего...
\"Уроки для будущего\" icon А. С. Пушкин Эта книга история одной школы. Школа как школа не более...
Здесь, как и везде, школьные труды и веселые проказы, юные споры и первая любовь, ожидание будущего и сожаление о прошедшем, всегдашнее...
\"Уроки для будущего\" icon Формирование транспортного будущего: форум по цифровым технологиям связи Campus Connectivity
Форум по цифровым технологиям связи будущего: подключенный к сети грузовой автомобиль Daimler рецепт успеха для предприятий и водителей,...
\"Уроки для будущего\" icon О жилье будущего (помечтаем!)
Добавлено: 06 Янв 2007 00: 09 Заголовок сообщения: о жилье будущего (помечтаем!)
\"Уроки для будущего\" icon Руководство по использованию тестов информационного ресурса «Команда Будущего» уфа
«Руководство по использованию тестов информационного ресурса «Команда Будущего»» подготовлено специалистами ано дпо «Центр профессиональной...
\"Уроки для будущего\" icon Уроки доброты

\"Уроки для будущего\" icon «Уроки логопеда» Е. Косинова тесты на развитие речи для детей от
Карточки с текстом, для упражнения в согласовании речи с движением, по всем лексическим темам
\"Уроки для будущего\" icon Уроки для России
Проблемы вич и спид и семейное благополучие нации: материалы международной конференции. 29-30 мая 2008 г. / Отв редактор
\"Уроки для будущего\" icon Уроки русского языка Кирилла и Мефодия (5 класс)
Локальная версия (для установки на 1 компьютер) 1 cd, инструкция, dvd -box.,,Dvd
\"Уроки для будущего\" icon Пришельцы из шамбалы
Все дается Богом для учебы, для совершенствования души, для самопознания, для работы над собой и приобретения конкретных качеств...
\"Уроки для будущего\" icon Пояснительная записка Программа «Школа будущего первоклассника разработана...
Программа Школа будущего первоклассника разработана разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному...
\"Уроки для будущего\" icon Уроки культуры здоровья
Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск