ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ ДОМ «СЕМЬЯ»
Рассмотрено: Утверждаю:
на методическом совете директор МКУ «Детский дом» Семья»
МКУ «Детский дом» Семья» В.С.Белоцерковец
Протокол № 1 от 01.09.2016 «________»_________2016г.
Учебный план по дополнительному образованию
МКУ детский дом «Семья» на 2016 - 2017 учебный год
НОЯБРЬСК
2016 г.
Пояснительная записка
Учебный план по дополнительному образованию МКУ «Детский дом «Семья» составлен в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный уровень:
Конвенцией о правах ребёнка;
Конституцией Российской Федерации;
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка учреждения и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 февраля 2015 г. № 8 «Об утверждении СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Окружной уровень:
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
Муниципальный уровень:
-
Постановлением Администрации города Ноябрьска № П – 219 от 07.04.2016 г. «Об утверждении Порядка организации предоставления дополнительного образования детей на территории муниципального образования город Ноябрьск»;
Локальные акты учреждения:
Уставом муниципального казенного учреждения “Детский дом «Семья» (утверждён постановлением Администрации города от 14.03.2016г. № П- 134);
Лицензией на осуществление образовательной деятельности от 28.06.2016г. № 2613 (с приложением «Дополнительное образование детей и взрослых);
Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014г. № 481 г. Москва);
Положением о дополнительном образовании воспитанников в детском доме (утверждено приказом директора МКОУ детский дом «Семья» № 256-од от 09.09.2015г.);
Должностной инструкцией педагога дополнительного образования от 31.12.2015г.
Основной целью деятельности дополнительного образования детей в муниципальном казенном учреждении “Детский дом «Семья», является обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования, профилактика асоциального поведения воспитанников, развитие творческого потенциала, формирование физически и психологически здоровой личности, сохранение культурно-исторических и национальных традиций, воспитание патриотизма, гражданственности и любви к Родине. В условиях детского дома, дополнительное образование дает воспитаннику реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости в школе. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором воспитанники детского дома могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Программы дополнительного образования, реализуемые в детском доме, решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к категории детей с ОВЗ и детей – инвалидов, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.
Получение детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.
Кроме того, особое значение имеет дополнительное образование в условиях детского дома для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения воспитанников.
Задача дополнительного образования - помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому большим спросом, особенно у старших воспитанников, пользуются знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, знания в сфере экономики и т.п.).
Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в условиях детского дома, выпускник будет лучше подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
Для социальной адаптации воспитанников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: воспитанники могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других, что немаловажно для воспитанников детского дома.
Дополнительное образование детей организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
В своей деятельности дополнительное образование в детском доме реализует следующие задачи:
обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни
в обществе после выпуска из детского дома;
обеспечение организованного досуга;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В 2016-2017 учебном году дополнительное образование в детском доме имеет следующие направленности:
Художественная, которая представлена творческими объединениями «Модница» и «Кудесники».
Объединение «Модница» реализует авторскую дополнительную общеразвивающую программу «Основы рукоделия и швейное дело» (автор Михайлова Е.Е., рецензия Института дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических работников, г. Челябинск), адаптированную педагогом Гуральник З.Г.
Содержание деятельности данного объединения направлено на реабилитацию, оказание помощи при адаптации ребенка в условиях детского дома, подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, создание наиболее благоприятных условий для реализации творческого потенциала воспитанников, формирование интереса к результатам своего труда, дифференцированного подхода к обучению на основе психофизических и возрастных особенностей обучаемых.
Программа «Основы рукоделия и швейное дело» является профессионально- прикладной и рассчитана на 3-летний период, который предполагает трудовое обучение детей по четырем разновозрастным группам, в возрасте от 6 до 18 лет с различным уровнем психического и физического развития:
группа - дети одаренные и талантливые, овладевающие профессиональными навыками, выполняющие сложные, объемные работы, в том числе в бригадно-звеньевой форме, хорошо усваивающие навыки работы на бытовых и производственных швейных машинах, электрическое оборудование мастерской;
группа - воспитанники, способные к рукоделию, легко воспринимающие и осваивающие программу на достаточном уровне, спокойные, усидчивые, с хорошо развитой мускулатурой пальцев рук, имеющие необходимую координацию движений, обладающие развитым глазомером;
группа - дети, не способные к быстрому восприятию швейного дела и рукоделия, требующие повышенного внимания, неусидчивые, невнимательные, непостоянные в выборе вида деятельности, быстро устающие и раздражающиеся.
IV- V группа – как групповую форму работы, так и индивидуальную работу.
Дополнительное образование в детском доме осуществляется в течение всего учебного года, включая каникулярное время (38 учебных недель).
Таким образом, в 2016-2017 учебном году по программе «Основы рукоделия и швейное дело»:
Год обучения
|
Группа
|
Количество часов в неделю на одну учебную группу
|
Количество часов в год на одну учебную группу
|
3-й
|
1
|
1 - 6ч
|
228
|
3-й
|
2
|
2 – 6ч
|
228
|
3-й
|
3
|
3 – 3ч
|
114
|
3-й
|
4
|
4 – 3ч
|
114
|
2-й
|
5
|
5 – 2 ч
|
76
|
1-й
|
нет
|
нет
|
нет
|
Предполагается, что воспитанники первой и второй групп (13-17 лет) занимаются 3 раза в неделю: 2 занятия по 40 минут с 10-минутным перерывом для проветривания помещения и отдыха воспитанников, согласно требованиям 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Воспитанники третьей группы (13-15 лет) занимаются 2 раза в неделю с продолжительностью занятий 40 минут с 10-минутным перерывом.
Воспитанники четвёртой группы (9 – 12 лет) занимаются 2 раза в неделю с продолжительностью занятий 30 минут с 10-минутным перерывом.
Воспитанники пятой группы (7-15 лет) занимаются один раз в неделю с продолжительностью занятий 40 минут с 10-минутным перерывом.
Такой режим занятий был предложен автором программы (Михайловой Е.Е.) и обусловлен тем, что одной из главных задач учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, успешной социализации в обществе, а занятия по программе «Основы рукоделия и швейное дело» как раз способствуют этому, исходя из содержания учебных тем. Развитие навыков самообслуживания в умении отремонтировать собственную одежду, умение работать с тканью, участие в занятиях по профориентации, обслуживании детского дома, способствуют активной подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Практика показала, что за 40 минут занятия в первой, второй и третьей группах невозможно завершить изделие (укоротить брюки, выпороть и вставить молнию в куртку, пришить все пуговицы на рубашку, сделать декоративную заплатку на порванные джинсы и т.д.), поэтому у автора возникла необходимость сделать продолжительность занятий в данных группах в режиме: 2 по 40 минут 2 - 3 раза в неделю.
Творческое объединение «Кудесники» реализует программу по работе с соленым тестом «Тестопластика», которая планируется с разновозрастной группой воспитанников (возраст от 7 до 15 лет) с режимом 1ч 36 мин в неделюI, что за год составляет 58ч. Данное объединение реализует авторскую программу педагога дополнительного образования Гуральник З.Г. «Тестопластика», утвержденную к реализации методическим советом детского дома 03.09.2009г., протокол № 1 и имеющую внешнюю рецензию кандидата педагогических наук О.В. Межиной.
Актуальность программы и ее новизна для детского дома определяется ее направленностью на повышение сенсорной чувствительности детей с ОВЗ и детей-инвалидов (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций), развитие общих умений, мелкой моторики, пространственного мышления и воображения, формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Срок реализации программы: 2 года. За этот период, возможно, сформировать необходимые умения и навыки при работе с соленым тестом. В результате обучения, по данной программе предполагается, что воспитанники смогут выполнять самостоятельно:
лепку простых и сложных элементов;
создавать различные фактуры поверхности;
эстетически оформлять готовые изделия;
составлять композиции и аранжировки цветов;
изготавливать поделки по творческому замыслу.
Для подтверждения результативности курса обучения разработан «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе». Показатели и критерии, которого необходимы для определения уровня освоения и продвижения обучения:
теоретическая подготовка;
практическая подготовка;
учебные знания и навыки ребенка;
достижения воспитанника.
Мониторинг проводится по результатам полугодия и рассчитан на весь период реализации программы и позволяет своевременно корректировать образовательный процесс.
Техническая направленность дополнительного образования представлена объединениями «Инфознайки», «Виртуальный дизайн» (руководитель Сусляева Н.В.) Содержание деятельности объединений технической направленности способствует обеспечению освоения воспитанниками детского дома всех этапов дизайнерской обработки изображений в программе Photoshop, а также основных приемов оптимизации графики для размещения в Интернет. Объединение «Инфознайки» реализует образовательные программы Третьяк Т.М., Анеликова Л.A. «Photoshop. Творческая мастерская компьютерной графики» (72ч), Демина Г.Ю. «Photoshop для подготовки Web-графики» (42ч) - 3 ч/в неделю. В данных программах осуществляется преемственность в содержании учебного материала.
Год обучения
|
Группа
|
Количество часов в неделю на одну учебную группу
|
Количество часов в год на одну учебную группу
|
1-й
|
1
|
3
|
114
|
1-й
|
2
|
3
|
114
|
В детском объединении «Виртуальный дизайн» реализуется авторская программа Сусляевой Н.В. «Основы дизайна с использованием компьютерной графики», рассмотренную методическим советом детского дома, утвержденную приказом директора детского дома, и имеющую внешнюю рецензию кандидата педагогических наук Пашковской Л.A. Данная программа предполагает освоение:
основ дизайна одежды с использованием компьютерных технологий (дизайн одежды, особенности конструирования с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР) с помощью cad.assyst);
основ подбора стиля с использованием компьютерной графики (подбор стиля с помощью программы «Виртуальный стилист»);
основ дизайна интерьера с использованием компьютерной графики и программы MicrosoftOfficeVisio 2007).
Срок реализации данной программы 3 года, режим занятий 4 ч/в неделю.
Таким образом, в 2016 - 2017 учебном году по программе «Основы дизайна с использованием компьютерной графики»:
Год обучения
|
Группа
|
Количество часов в неделю на одну учебную группу
|
Количество часов в год на одну учебную группу
|
3-й
|
3
|
4
|
152
|
3-й
|
4
|
4
|
152
|
1-й
|
5
|
4
|
152
|
Воспитанники первой (7-10 лет) и третьей (7 -10 лет) групп занимаются 2 раза в неделю 2 занятия по 30 минут, с 10-минутным перерывом.
Воспитанники четвертой группы (14-16 лет) и воспитанники пятой группы (16-18) занимаются 2 - 3 раза в неделю по два занятия по 45 минут с 10-минутным перерывом.
На 1 году обучения особое внимание уделяется основам компьютерной графики с использованием программы Adobe PhotoshopI. Графический редактор Adobe Photoshop на сегодняшний день является мощнейшим инструментарием графического дизайна. Он может использоваться как для реалистичного фотомонтажа, так и для художественной обработки с применением различных эффектов и техник. Данный редактор применяется как средство предподготовки изображений для использования в других дизайнерских областях и программных продуктах. Владение Adobe Photoshop необходимо в любой, профессиональной, дизайнерской работе, и полезно для собственных нужд.
На 2-ом году обучения учебная программа предлагает проектную деятельность для ребят, такую как дизайн одежды, основы подбора стиля, имиджа на основе компьютерных программ: Adobe Illustrator CS5, «Виртуальный стилист», «Виртуальный макияж». С помощью данных составляющих компонентов программы у воспитанников формируется эстетическое восприятие действительности, развивающее позицию ребят в отношении к моде, как общественному явлению, побуждение к созданию художественного образа, своего стиля.
На 3-ем году обучения программа предлагает для ребят основы дизайна современного интерьера с помощью компьютерной программы 3D Конструктор 1.3 («Современный дизайн интерьера»). Данные занятия способствуют научению воспитанников создавать и проектировать интерьер дома.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям воспитанников: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется проектная работа, планируется время для теории и практики.
Учебная нагрузка обучающихся соответствует минимальной обязательной и не превышает предельно допустимую учебную нагрузку и предполагает продолжительность занятий с использованием компьютерной техники для детей:
7- 10 лет – 1-2 занятия по 30 минут с 10 минутным перерывом (I, III группы);
11-18 лет – 1-2 занятия по 45 минут с 10 минутным перерывом (II, V группы);
14 – 16 лет – 3 занятия по 45 минут с 10 минутным перерывом (IV) для подвижного отдыха, кроме того, в рамках занятия для профилактики зрительного утомления предполагается после каждых 20 минут непрерывной работы на компьютере комплекс упражнений гимнастики для глаз (1-2 минуты) согласно требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
УТВЕРЖДАЮ:
Директор «Детский дом «Семья» Белоцерковец В.С.
______________________________
(подпись и печать)
|