Защита населения путем эвакуации
(учебное пособие)
Оглавление
Перечень обозначений и сокращений 2
2. Состав эвакуационных органов и их задачи 26
Литература 104
Перечень обозначений и сокращений
АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы
АХОВ - аварийно химически опасное вещество
Д - доза облучения
ДДС - дежурно-диспетчерская служба
ДУ - домоуправление
ДЭЗ - дирекция эксплуатации зданий
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба
ЖЭК - жилищно-эксплуатационная контора
ЗЗ - загородная зона
КБ - конструкторское бюро
МОСЧС - Московская областная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
МЧС России - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
НАСФ - нештатные аварийно-спасательные формирования
НИИ - научно-исследовательский институт
НИУ - научно-исследовательские учреждения
ПВР - пункт временного размещения
ПДП - пункт длительного проживания
ПОО - потенциально опасный объект
ППЭ - промежуточный пункт эвакуации
ПРУ - противорадиационное укрытие
ПРХН - пункт радиационного, химического и биологического наблюдения
ПЭП - приемный эвакуационный пункт
РОО - радиационно опасный объект
РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
РХБЗ - радиационная, химическая и биологическая защита
СЗ - санитарное звено
СЗК - средства индивидуальной защиты кожи
СИЗ - средства индивидуальной защиты
СИЗОД - средства индивидуальной защиты органов дыхания
СНиП - строительные нормы и правила
СНЛК - сеть наблюдения и лабораторного контроля
СЭП - сборный эвакуационный пункт
УВД - управление внутренних дел
ХОО - химически опасный объект
ЭК - эвакуационная комиссия
ЭПК - эвакоприемная комиссия
Актуальность эвакуации как одного из основных способов защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени не только не снизилась, но и в значительной степени сохраняется.
Несмотря на снижение угрозы военной опасности, этому способствуют опасности, которым подвергается население в результате:
стихийных бедствий;
аварий и катастроф в промышленности и на транспорте;
участившихся террористических актов, угрозы взрывов, пожаров и т.д.
Таким образом, организация планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения является одной из важнейших задач руководителей, должностных лиц и специалистов ГО и уполномоченных работников РСЧС.
1. Основные положения по проведению эвакуации населения в мирное
и военное время
Особенности эвакуации в мирное время
Эвакуация населения в мирное время – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС или вероятной ЧС природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах.
Безопасный район – территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной ЧС, установленной для населенных пунктов, имеющих ПОО и объекты иного назначения, подготовленная для размещения населения, эвакуированного из зоны бедствия или зоны ЧС.
Зона бедствия – часть зоны ЧС, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Эвакуация населения организуется, планируется и осуществляется по производственно-территориальному принципу.
Эвакуация проводится в два этапа:
1-й этап – эвакуация населения из зон ЧС на пункты временного размещения (ПВР), расположенные вне этих зон. Под ПВР используются кинотеатры, учебные заведения, клубы и другие соответствующие здания и сооружения;
2-й этап – при затяжном характере ЧС или невозможности возвращения в места постоянной дислокации проводится перемещение населения с ПВР на пункты длительного проживания (ПДП), расположенные на территории своего муниципального образования или на территории соседнего муниципального образования (по решению главы исполнительной власти субъекта РФ). Под ПДП используются санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, гостиницы, оздоровительные лагеря и другие соответствующие здания и сооружения, а также не исключается возможность подселения эвакуированного населения на жилую площадь.
Проведение эвакуации населения из зон ЧС определяется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.
В зависимости от времени и сроков проведения вводятся следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов ЧС (прогнозируемых зон ЧС) проводится при получении достоверных данных о вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения проводится в случае возникновения ЧС.
При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.
В зависимости от сценариев развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.
Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или в не пострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города (50-100 тысяч человек), отдельные районы крупных городов (от 250 тысяч до 1 млн. человек), сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах вблизи зон ЧС.
Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют общую эвакуацию и частичную эвакуацию.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и ПТУ.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным критериям для каждого вида опасности.
Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения функционирования объектов систем жизнеобеспечения населения в ЧС приведены в таблице 1.
Критерии принятия решения на эвакуацию населения из зон химического заражения приведены в таблице 2.
Критерии принятия решения на эвакуацию населения из зон радиоактивного заражения (загрязнения) приведены в таблице 3.
Решение на проведение эвакуации населения в зависимости от масштабов ЧС принимается руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, главами муниципальных образований, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.
В случаях, требующих безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.
Общее руководство эвакуацией населения осуществляют соответствующие руководители, а организацию и проведение эвакуационных мероприятий – эвакуационные органы и органы управления ГОЧС.
Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в зоне ЧС населения, наличия транспорта и других местных условий.
Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанном на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остального населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.
Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС, а также в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей.
Таблица 1
Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения функционирования объектов систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени
Виды ЧС
|
Основные объекты систем жизнеобеспечения, выходящие из строя
при ЧС
|
Жизненно важные потребности человека
|
Минимально
допустимые
нормы потребления, обеспечиваемые функционированием рассматриваемой
системы
жизнеобеспечения
|
Время, в течение
которого человек
без ущерба для здоровья
может существовать
без удовлетворения
данных
потребностей
|
Критерии
для принятия
решения
об эвакуации
|
Крупные аварии
на ХОО и РОО
Крупные аварии,
лавины,
землетрясения,
крупные аварии
на РОО
|
Водоснабжение
Система
обеспечения продуктами
питания
|
Вода
питьевая
Питание
|
2,5 л (в жарком климате - 4 л) - 3-5 суток;
10-15 л - 10-15 суток;
далее для всех нужд 22,5-27,5л (из расчета на 1 человека в сутки)
Калорийность пищи в сутки от 1000-3000 ккал.
Суточная потребность в белке 58-61 г
(из расчета на 1 человека в зависимости от пола и возраста)
|
1-2 дня
3 суток
|
Возможный уровень удовлетворения
жизненно важных потребностей ниже допустимого.
Время восстановления
систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, превышает время, которое он может прожить
без удовлетворения этих потребностей, или удовлетворения их
на уровне, значительно
более низком,
чем допустимый
|
Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятий из зон ЧС (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.
Эвакуированное население размещается в безопасных районах на пунктах временного размещения (ПВР) или пунктах длительного проживания (ПДП).
На территории муниципального образования необходимо иметь учет зданий и сооружений, которые могут быть использованы для размещения и расселения населения в качестве ПВР и ПДП, то есть, исходя из возможной обстановки, ПВР и ПДП подбираются заблаговременно и должны отвечать следующим основным требованиям:
обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов источника ЧС (вне зон их действия);
обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей (по первоочередному жизнеобеспечению населения);
соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Особенности эвакуации населения при авариях на химически опасных объектах
Оповещение о производственной аварии с выбросом (проливом) АХОВ осуществляет дежурный диспетчер химически опасного объекта (ХОО).
Критерии принятия решения на эвакуацию населения из зон химического заражения приведены в таблице 2.
Ответственность за организацию оповещения несет руководитель объекта.
Эвакомероприятия при авариях на химически опасных объектах проводятся в экстремальных условиях в крайне ограниченные сроки. При этом, как правило, создаются эвакуационные группы с включением в их состав подвижных групп службы ООП, центральные диспетчерские пункты подачи транспорта и определяются ПВР (ПДП) за пределами зон химического заражения.
Таблица 2
Критерии принятия решения на эвакуацию населения
из зон химического заражения
№
п/п
|
Наименование АХОВ
|
Критерий
(средняя пороговая токсодоза),
мг мин
л
|
1.
|
Азотная кислота
|
1
|
2.
|
Аммиак
|
15
|
3.
|
Ацетонитрил
|
21,6
|
4.
|
Ацетонциангидрин
|
0,54
|
5.
|
Водород хлористый
|
2
|
6.
|
Водород фтористый
|
4
|
7.
|
Водород цианистый (синильная кислота)
|
0,2
|
8.
|
Диметиламин
|
4,8
|
9.
|
Метиламин
|
4,8
|
10.
|
Метил бромистый
|
3,5
|
11.
|
Метил хлористый
|
90,0
|
12.
|
Нитрилакриловая кислота (акрилонитрил)
|
0,75
|
13.
|
Оксид этилена
|
41
|
14.
|
Сернистый ангидрид
|
1,8
|
15.
|
Сероводород
|
16,1
|
16.
|
Сероуглерод
|
45
|
17.
|
Соляная кислота (концентрированная)
|
2
|
18.
|
Формальдегид
|
0,6
|
19.
|
Фосген
|
0,6
|
20.
|
Хлор
|
0,6
|
21.
|
Хлорпикрин
|
0,02
|
22.
|
Гептил
|
|
|