Раздел 1. Пояснительная записка
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении «Дизайна периодических изданий»: знание основ типологии СМИ, законодательства в сфере журналистики, способность определять специфику медиатекстов.
Требования к знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения дисциплины «Дизайна периодических изданий»: способность интегрировать сведения о технологиях журналистской деятельности, умение применять технологические приемы журналистики, исходя из специфики журналистского продукта, умение создавать дизайн-макеты СМИ различного типа. Полученные компетенции пройдут апробацию в ходе учебных и производственных практик.
Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности.
Дисциплина «Дизайн периодических изданий» входит в вариативный цикл (дисциплины по выбору) учебного плана направления подготовки бакалавра 031300 Журналистика.
Логически и методически раздел «Дизайн периодических изданий» взаимосвязан с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ООП, а именно с «Основами теории журналистики», «Основами журналистской деятельности», «Техникой и технологиями СМИ» и «Современные технические средства журналиста».
Цели изучения дисциплины.
Цель курса – ввести студентов в сферу журналистской деятельности, дать представление о технике и технологии производства периодических изданий.
Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи:
Сформировать навыки работы с издательскими пакетами;
Выработать умение создавать медийный продукт «с нуля»;
Освоить методику анализа содержательной и графической модели издания.
Воспитательные цели и задачи курса:
Курс нацелен на развитие и закрепление выработанных навыков профессионального отношения к СМИ, текстам СМИ с ориентацией на высокие нравственные ценности, воспитание высококлассного специалиста-журналиста, творчески мыслящей личности, интегрированной в систему национальной и мировой культур.
-
Учебные задачи дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность выпускника эффективно осуществлять журналистскую деятельность в условиях определенных технологических требований, принятых в СМИ различных типов, используя современную технику и оборудование, – по ФГОС ОК-9, ОК-10, ПК-35, ПК-36, ПК-37, ПК-43.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: особенности технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в медиа различных типов; специфику работы в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики; методы и технологию подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, фото-, графика и т.п.); современные тенденции дизайна и инфографики в СМИ.
Уметь (владеть): использовать в профессиональной деятельности цифровые и IT–технологии, цифровую технику, пользоваться основными операционными системами, программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической информации, системами передачи и обмена информации, оперативно готовить материалы, используя различные знаковые системы (текстовую, графическую, фото-) для размещения на различных мультимедийных платформах (печатных, вещательных, традиционных и он-лайновых, мобильных), приводить печатные тексты, интернет- материалы в соответствие со стандартами, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; участвовать в производственном процессе выхода издания (верстке номера и т.п.) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий.
Аудиторные занятия (лекции, семинары) и самостоятельные занятия (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т.д.).
Опросы, проверка домашних заданий, учебно-тренировочное тестирование, подготовка рефератов и презентаций, модульные контрольные работы.
Методика формирования результирующей оценки.
Выполнение письменных домашних заданий (до 4 баллов).
Конспектирование научной литературы (до 3 баллов).
Реферирование научной литературы (до 10 баллов).
Подготовка сообщений (до 5 баллов).
Выступление на практических занятиях (от 3 до 5 баллов).
Выполнение контрольных мини-работ (до 5 баллов).
Выполнение модульной контрольной работы, включающей: а) развернутые ответы на 2 теоретических вопроса (по 4 балла за каждый вопрос с учетом полноты и правильности ответа); б) выполнение 3-х заданий (по 4 балла за каждое с учетом полноты и правильности ответа).
Раздел 2. Структура изучения дисциплины
Всего часов (общая трудоемкость в часах)
|
72
|
в том числе
|
|
Аудиторных занятий
|
34
|
Лекций
|
34
|
Семинарских/практических занятий
|
-
|
Лабораторных занятий
|
-
|
Практикумов
|
-
|
Самостоятельных занятий
|
38
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
10
|
Написание курсовых работ, эссе, рефератов
|
10
|
Выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов
|
10
|
Выполнение контрольных работ, тестов
|
7
|
Подготовка к зачету, зачет
|
1
|
Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины
Тема
|
Содержание
(перечень дидактических единиц)
|
Вид занятий (аудиторные, самостоятельные)
|
Форма занятий (лекции, семинары, практические занятия), (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т.д.)
|
Количе-ство часов
|
Форма контроля (опрос, проверка домашних заданий, защита проектов, контрольное тестирование и т.д)
|
1. Программы верстки и обработки изображений
|
Программы пакета Adobe (InDesign, Photoshop)
|
Аудиторные
|
Лекция
|
4
|
Опрос, проверка домашних заданий
|
2. Композиционно-графическое моделирование
|
Создание КГМ, стандартных макетов. Редакторская «формула». Подготовка пилотного номера.
|
Аудиторные
|
Лекция
|
4
|
Опрос, проверка домашних заданий
|
3. Обложка периодического издания как часть лица издания.
|
«Лицо издания». Обложка СМИ различного типа. Оформление обложки.
|
Аудиторные
|
Лекция
|
4
|
Опрос, проверка домашних заданий
|
4. Текстовой комплекс и его оформление
|
Комплексы элементов: самостоятельные и служебные. Особенности оформления текста в изданиях различного типа.
|
Аудиторные
|
Лекция
|
4
|
Опрос, проверка домашних заданий
|
5. Заголовочный комплекс периодического издания и его оформление
|
Заголовки, виды заголовков. Лиды, врезки, буквицы. Приемы оформления заголовков.
|
Аудиторные
|
Лекция
|
4
|
Опрос, проверка домашних заданий
|
6. Иллюстративный комплекс.
|
Иллюстрация в периодическом издании. Фотоиллюстрации, рисунки. Приемы оформления.
|
Аудиторные
|
Лекция
|
4
|
Опрос, проверка домашних заданий
|
7. Инфографика
|
Инфографика как иллюстрация и жанр. Виды инфографики. Методика создания инфографических материалов.
|
Аудиторные
|
Лекция
|
4
|
Опрос, проверка домашних заданий
|
8. Цвет в дизайне
|
Цвет и его образование. Функции цвета. Цветовой круг. Свойства цвета. Цвет в дизайне.
|
Аудиторные
|
Лекция
|
4
|
Опрос, проверка домашних заданий
|
Дизайн рекламы в СМИ
|
Приемы оформления рекламы в изданиях различного типа.
|
Аудиторные
|
Лекция
|
2
|
Опрос, проверка домашних заданий
|
Раздел 4. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Тип издания и дизайн СМИ.
Оформление печатных изданий: история и современность.
Форматы журналов и газет.
Шрифт в пресс-дизайне. Требования к выбору шрифта.
Дизайн как средство визуализации сообщения.
Содержание и форма в газете. Лицо газеты. Факторы формообразования газеты.
Психологические особенности восприятия газетной (журнальной) полосы.
Оформление заголовочного комплекса.
Оформление текста. Шрифтовые и нешрифтовые выделения на полосе.
Иллюстрации на полосе. Виды иллюстраций.
Типы фотографий. Фотоштампы и приемы их устранения.
Верстка полос без иллюстраций.
Принципы верстки страниц с иллюстрациями (одно фото, несколько фото, горизонтальное/вертикальное размещение иллюстраций).
Дизайн первой полосы.
Элементы планирования полосы. Приемы макетирования.
Использование цвета в пресс-дизайне. Психология восприятия цвета.
Комплексное моделирование газетной деятельности.
Стандартные макеты: создание и применение.
Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение программы
Базовый учебник
Тулупов, В. В. Дизайн периодических изданий. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006.
Основная литература
Тулупов, В. В. Техника и технология СМИ : печать, радио, телевидение, Интернет . СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006.
Галкин, С. И. Техника и технология СМИ : художественное конструирование газеты и журнала. М.: Аспект Пресс, 2007.
Дополнительная литература
1. 2. Волкова, В.В. Дизайн газеты и журнала [Текст] / В.В. Волкова, С.Г. Газанджиев, С.И. Галкин, В.П. Ситников. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 224 с.
4. Дэбнер, Д. Школа графического дизайна [Текст] / Дэвид Дэбнер. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 192 с.
5. Кириленко, А.П. Самоучитель по компьютерной верстке [Текст] / А.П. Кириленко. – К.: ВHV, 2000. – 608 с.
6. Кнабе, Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа [Текст] / Г.А. Кнабе. – М.: Вильямс, 2006. – 736 с.
7. Комолова Н.В. Компьютерная верстка и дизайн / Н.В. Комолова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 512 с.
8. Курушин, В.Д. Графический дизайн и реклама [Текст] / В.Д. Курушин. – М.: ДМК Пресс, 2001. – 272 с.
9. МакВейд, Джон. Дизайн страниц Befor&After [Текст] / Джон МакВейд. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006. – 272 с.
10. Маккей, Дженни. Все о журналах [Текст] / Дженни Маккей. – М.: Университетская книга, 2008. – 338 с.
11. Малышкин, Е.В. Настольная книга издателя [Текст] / Е.В. Малышкин, А.Э. Мильчин, А.А. Павлов, А.Е. Шадрин. – М.: АСТ; Олимп, 2005. – 811 с.
12. Ныркова, Л.М. Как делается газета [Текст] / Л.М. Ныркова. – М.: Генладьф, 1998. – 68 с.
13. Ньюарк, К. Что такое графический дизайн? [Текст] / К. Ньюарк. – М.: АСТ Астрель, 2005. – 255 с.
14. Рожкова, Н.Г. Графический дизайн и реклама на компьютера. Краткое руководство [Текст] / Н.Г. Рожкова, П.П. Данилов, В.Н. Шитов. – М.: Вильямс, 2006. – 320 с.
15. Самара, Тимоти. ДПП: Дизайн публикаций. Практикум. Каталог актуального дизайна [Текст] / Тимоти Самара. – М.: РИП-холдинг, 2006. – 240 с.
16. Самара, Тимоти. Типографика цвета. Практикум [Текст] / Тимоти Самара. – М.: РИП-холдинг, 2006. – 258 с.
17. Тулупов, В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты [Текст] / В.В. Тулупов. – Воронеж: Воронежский ун-т, 200. – 336 с.
19. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн [Текст] / Дж. Феличи. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 496 с.
20. Фрост, Крис. Дизайн газет и журналов [Текст] / Крис Фрост. – М.: Университетская книга, 2008. – 231 с.
21. Harrower, Tim. The newspaper designer’s handbook [Text] / Tim Harrower. – NY.: McGraw-Hill, 2002.
Реестры электронных библиотечных ресурсов
Библиотеки:
http://www.rsl.ru (Российская государственная библиотека)
http://www. nlr.ru (Российская национальная библиотека)
http://lib.volsu.ru/bibl/lib.php (Научная библиотека ВолГУ)
Образовательная и специализированная информация по журналистике
www.poynter.ru (Институт Пойнтера)
www.ruj.ru (Союз журналистов России)
www.cjes.ru (Центр экстремальной журналистики России)
www.gdf.ru (Фонд защиты гласности)
www.evartist.narod.ru (библиотека работ по журналистике)
www.gipp.ru (Гильдия издателей периодической печати (ГИПП)
www.journalist-virt.ru (журнал "Журналист")
www.mediareview.by.ru (Интернет-журнал медиакритики и медиаобразования)
www.mediasprut.ru (проект "МедиаСпрут")
www.pdi.ru (Институт развития прессы (ИРП)
http://Witrina.ru (портал печатных СМИ России)
http://edu.of.ru/mediaeducation/ (Российский общеобразовательный портал)
http://www.mediascope.ru/ (МЕДИАСКОП (Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ).
http://lib.walla.ru (Публичная Электронная Библиотека)
http://www.iqlib.ru (Электронная библиотека IQlib)
http://www.gumer.info (Библиотека ГУМЕР - гуманитарные науки)
Ссылка на ПТК «УМКа».
Материалы курса «Дизайн периодических изданий» представлены в виде учебно-методического комплекса на сайте Волгоградского государственного университета (http://new.volsu.ru/).
РАЗДЕЛ 6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
6.1. ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Дизайн периодических изданий
|
ФГОС 031300 ЖУРНАЛИСТИКА
|
Цель дисциплины
|
ввести студентов в сферу журналистской деятельности, дать представление о технике и технологии производства периодических изданий.
|
Задачи
|
познакомить студентов с современной техникой, используемой в медиаотрасли, дать общеориентирующие знания об особенностях и технологических циклах создания медиапродуктов и выпуска СМИ различных типов (печатных и электронных), помочь овладеть основными навыками с текстовыми и аудивизуальными материалами.
|
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
|
Общекультурные и профессиональные компетенции:
|
КОМПЕТЕНЦИИ
|
Перечень компонентов
|
Технологии формирования
|
Форма оценочного средства
|
Ступени уровней освоения компетенции
|
ИНДЕКС
|
ФОРМУЛИРОВКА
|
ОК-9,
ОК-10
ПК-35
ПК-36
ПК-37
ПК-43
|
понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности
способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности
знание основ паблик рилейшнз в сфере СМИ
знание основ рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты)
представление о технологии текстового и внетекстового продвижения публикаций СМИ
осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43).
|
Знать: особенности технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в медиа различных типов; специфику работы в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики; методы и технологию подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, фото-, графика и т.п.); современные тенденции дизайна и инфографики в СМИ.
Уметь (владеть): использовать в профессиональной деятельности цифровые и IT–технологии, цифровую технику, пользоваться основными операционными системами, программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической информации, системами передачи и обмена информации, оперативно готовить материалы, используя различные знаковые системы (текстовую, графическую, фото-) для размещения на различных мультимедийных платформах (печатных, вещательных, традиционных и он-лайновых, мобильных), приводить печатные тексты, интернет- материалы в соответствие со стандартами, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; участвовать в производственном процессе выхода издания (верстке номера и т.п.) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий.
|
Лекция
Самост. работа
Самост. работа
|
Идз
К/р
ТСп
Реф
Зач
Идз
К/р
ТСп
Реф
|
Пороговый уровень
Знает технологию производства медийной продукции различных видов и типов,
специфику конвергентной журналистики.
Умеет производить журналистскую продукцию в различных знаковых системах.
Повышенный уровень
Осуществление профессиональной деятельности с учетом специфики СМИ различнх типов.
Подготовка журналистских материалов в различных жанрах в соответствии с их форматами, типами СМИ, особенностями аудитории.
Умение использовать на практике возможности компьютерных технологий, офисных приложений, необходимых при обучении в вузе и в будущей практической деятельности.
Профессиональное владение основными технологическими инструментами и журналистскими навыками. Владение программами верстки и обработки изображений.
|
Технологии формирования: практическое занятие, самостоятельная работа.
Форма оценочного средства: индивидуальные задания Идз; контрольная работа К/р; тестирование письменное ТСп, реферат Реф; зачет Зч.
6.2. Самостоятельная работа
6.2.1. Критерии формирования оценок.
Реферат
Цель написания реферата заключается в детальном освещении одного из теоретических вопросов.
Критерии оценки реферата:
Знание и понимание теоретического материала – 3 балла:
- студент определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.
Анализ и оценка информации – 5 баллов:
- студент способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- достаточный диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации).
Оформление работы – 2 балла:
- работа отвечает основным требованиям к оформлению работ подобного рода;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского и английского литературного языка;
-соблюдение структурных требований к реферату: титульный лист, оглавление, введение, главы, параграфы, заключение, список используемой литературы, при необходимости – приложения
Максимальное количество баллов за реферат – 10 баллов.
6.2.2. Типовые вопросы для подготовки рефератов
1. Понятие «лицо издания» и его графическое выражение.
2. Дизайн в аспекте типологии СМИ.
3. Обложка журнала и первая страница газеты.
4. Дизайн: история и современность
5. Историческая и современные классификации шрифтов.
6. Редизайн издания: принципы и технологии.
7. Основные направления в истории дизайна.
8. Использование цвета в дизайне.
9. Дизайн издания (по выбору студента).
10. Современные программы верстки и обработки изображений.
11. Дизайн в аспекте коммуникативных стратегий издания.
12. Фотография: история и современность.
13. Инфографика как жанр и иллюстрация.
6.2.3. Рекомендации студентам по оформлению рефератов.
Рефераты оформляются в виде рукописи (печатного текста), излагающей постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. Текст реферата должен демонстрировать:
знакомство автора с основной литературой вопроса;
умение выделить проблему и определить методы ее решения;
умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем изложения.
Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, введение, главы, параграфы, заключение, список используемой литературы, при необходимости – приложения. Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы.
Титульный лист реферата должен содержать название факультета, направления подготовки магистра или специальность аспиранта, название темы, фамилию, имя, отчество автора, фамилию, инициалы научного руководителя, год выполнения.
Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.
6.3. МОДУЛЬНЫЕ РАБОТЫ
6.3.1. Критерии формирования оценок.
Модульная контрольная работа призвана проверить усвоение студентами логически структурированной учебной информации.
Критерии оценки:
Каждая модульная контрольная представляет собой письменную работу. Студентам предлагается ответить на теоретические вопросы и выполнить практические задания. Максимальное количество баллов за выполненную работу – 10.
6.3.2. Типовые контрольно-измерительные материалы по модулям
Пример:
Модульная контрольная работа (1 модуль)
Разработка концепции журнала
Разработать концепцию издания («редакторскую формулу»), КГМ журнала. Подготовить тексты для отдельных рубрик.
Максимальное количество баллов: 10 баллов.
Модульная контрольная работа (2 модуль)
Элементы дизайна
Представить варианты обложки журнала, макеты внутренних и тематических страниц. Подготовить тексты для отдельных рубрик.
Максимальное количество баллов: 10 баллов.
Модульная контрольная работа (3 модуль)
Выпуск журнала
Представить макет всего журнала. Подготовить его к размещению в электронной оболочке (вариант электронного размещения).
Максимальное количество баллов: 10 баллов.
6.4. ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН
Зачет – это форма итоговой отчётности, цель которой заключается в конечной проверке и оценке полученных студентами знаний по изучаемой дисциплине.
Каждый семестр разбит на 3 модуля, каждый их которых заканчивается контрольной работой по теме пройденного материала. Итоговая оценка по курсу «Основы журналистской деятельности» определяется по сумме баллов, полученных студентом при различных формах текущего и промежуточного контроля. Студенты, набравшие в течение семестра 60 баллов, автоматически получают зачет, который выставляется в зачетную книжку и зачетную ведомость. Студенты, набравшие менее 60 баллов, зачет не получают.
6.4.1. Критерии формирования оценок.
Зачет студент получает при количестве баллов, равном 60. В случае дифференцированного зачета студент может набрать общую сумму баллов:
61-70 баллов – «удовлетворительно»;
71-90 баллов – «хорошо»;
91-100 баллов – «отлично».
На экзамене студент может получить максимум 40 баллов. Баллы, полученные на экзамене, суммируются с баллами, полученными за три семестровых модуля. Минимальное количество баллов для допуска к экзамену – 20 (за три модуля). Итоговое (суммированное) количество баллов переводится в следующую оценку:
61-70 баллов – «удовлетворительно»;
71-90 баллов – «хорошо»;
91-100 баллов – «отлично».
Методика формирования результирующей оценки.
Выполнение письменных домашних заданий (до 4 баллов).
Конспектирование научной литературы (до 3 баллов).
Реферирование научной литературы (до 10 баллов).
Подготовка сообщений (до 5 баллов).
Выступление на практических занятиях (от 3 до 5 баллов).
Выполнение контрольных мини-работ (до 5 баллов).
Выполнение модульной контрольной работы, включающей: а) развернутые ответы на 2 теоретических вопроса (по 3 балла за каждый вопрос с учетом полноты и правильности ответа); б) выполнение практического задания (4 балла за каждое с учетом полноты и правильности ответа).
6.4.2. Материалы для зачета / экзамена
Тип издания и дизайн СМИ.
Оформление печатных изданий: история и современность.
Форматы журналов и газет.
Шрифт в пресс-дизайне. Требования к выбору шрифта.
Дизайн как средство визуализации сообщения.
Содержание и форма в газете. Лицо газеты. Факторы формообразования газеты.
Психологические особенности восприятия газетной (журнальной) полосы.
Оформление заголовочного комплекса.
Оформление текста. Шрифтовые и нешрифтовые выделения на полосе.
Иллюстрации на полосе. Виды иллюстраций.
Типы фотографий. Фотоштампы и приемы их устранения.
Верстка полос без иллюстраций.
Принципы верстки страниц с иллюстрациями (одно фото, несколько фото, горизонтальное/вертикальное размещение иллюстраций).
Дизайн первой полосы.
Элементы планирования полосы. Приемы макетирования.
Использование цвета в пресс-дизайне. Психология восприятия цвета.
Комплексное моделирование газетной деятельности.
Стандартные макеты: создание и применение.
6.5. ТЕСТЫ
6.5.1. Критерии формирования оценок.
Тестирование знаний студентов осуществляется в письменной форме в виде ответов на вопросы по теме лекционных и семинарских занятий.
Цель тестирования заключается в более глубоком знакомстве с некоторыми ключевыми вопросами соответствующего раздела изучаемой дисциплины; развитии навыков научного анализа изучаемого материала; развитию общекультурных и профессиональных компетенций курса.
Критерии оценки:
2 балла – студент четко, внятно и логично отвечает на вопрос по теоретической части дисциплины;
1 балл – студент не владеет в полном объёме информацией и не может дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос; в речи допускает лексические и/или грамматические ошибки.
Максимальное количество баллов за 1 тестовое задание – 2 балла.
6.5.2. Фонд типовых тестовых заданий
Пример:
1. Тестовые задания (контрольные вопросы):
Тема 1. Понятие пресс-дизайна. Категориальный аппарат газетного дизайна.
1. Как разграничиваются понятия «дизайн» и «оформление»?
2. Охарактеризуйте этапы становления пресс-дизайна.
Тема 2. Размерные характеристики периодических изданий.
1. Чему равны пункт, цицеро, квадрат?
2. Что такое условный печатный лист? Физический печатный лист? Авторский лист?
Тема 3. Типографика.
Что такое цифровой шрифт?
Чем характеризуется начертание шрифта?
Какие особенности шрифтов нужно учитывать, составляя шрифтовое расписание?
Тема 4. Содержание и форма в СМИ.
Назовите принципы и задачи пресс-дизайна.
Назовите факторы формообразования СМИ.
Что такое «лицо издания»? Чем оно характеризуется?
Тема 5. Виды верстки. Модульная сетка.
Назовите виды верстки. Проиллюстрируйте примерами.
Для чего используется модульная сетка? Приведите образцы различных модульных сеток, используемых в СМИ. Постройте свою модульную сетку, на ее основе создайте дизайн-макет одной полосы.
Тема 6. Комплексы элементов в периодическом издании.
Охарактеризуйте принципы и приемы оформления текстового комплекса.
Охарактеризуйте принципы и приемы оформления заголовочного комплекса.
Тема 7. Иллюстрации на полосе.
Каковы тенденции использования иллюстраций в газетах и журналах? В электронных СМИ?
Фотографические штампы и их преодоление.
|