Скачать 0.84 Mb.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Групповое занятие по теме № 3:“Основные мероприятия гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Учебные цели: 1. Научить обучаемых действиям при оповещении о чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время. 2. Приобретение обучаемыми навыков по повышению защитных свойств дома (квартиры) от проникновения радиоактивных, отравляющих и аварийно химически опасных веществ. 3. Совершенствовать практические навыки в пользовании СИЗ, МСЗ, по защите продуктов питания и воды. Время: 2 часа. Метод проведения: групповое занятие Место проведения: учебный класс Учебные вопросы и примерный расчет времени: I. Вводная часть - 5 мин. II. Основная часть - 80 мин.
III. Заключительная часть - 5 мин. Методические пособия и литература:
1-й учебный вопрос: “Оповещение. Действия населения при оповещении о ЧС в мирное время и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий”. Оповестить население - значит предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе; Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи. В Российской Федерации, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы не было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций. Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в ряде производственных помещений, Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, дает возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях. В Великую Отечественную войну для оповещения населения об опасности нападения с воздуха использовались главным образом городская радиотрансляционная сеть и сирены. В целом такая система оповещения удовлетворяла требованиям того времени. Сигналы воздушной тревоги и ее отбоя подавались своевременно, население слышало и отчетливо. Сигнал "Воздушная тревога" предупреждал о непосредственной угрозе нападения с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои дома, квартиры, рабочие места, транспортные средства и укрыться в защитных сооружениях (убежищах, подвалах, погребах, укрытиях простейшего типа). Шло время, менялась международная обстановка, появлялись новые потребности. Нужно было не только изменить, но и расширить систему оповещения. В конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. Сигнал "Внимание всем!" В настоящее время звук сирены или прерывистые гудки предприятий означают новый сигнал "Внимание всем!", а не "Воздушная тревога", как это предусматривалось прежде. Услышав звуки сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного хозяйства переводятся на круглосуточную работу. Речевая информация На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами по делам ГОЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям. К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население? Возможен такой вариант: "Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в... (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают... (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах... (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза, стелется по земле и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах... (таких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы... (пе-речисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды. Сообщайте об этом соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями". Такая информация, с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин. Другой пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия - наводнения. В этом случае сообщение может быть таким: "Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды в реке... (называется) ожидается затопление домов по улицам... (перечисляются). Населению, проживающему там, перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Быть в готовности покинуть дома и выходить в направлении.,. (указывается). Перед уходом отключить электричество, газ, воду, погасить огонь в печах. Не забудьте захватить с собой документы и деньги. Оповестите об этом соседей. Окажите помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие, порядок и хладнокровие. Если вода застанет вас в поле, лесу, надо выходить на возвышенные места, если нет такой возможности, заберитесь на дерево, используйте все предметы, способные удержать человека на воде, бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомобильные шины. Следите за нашими сообщениями. Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин. Отсутствие информации или ее недостаток способствуют возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы "очевидцев". Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Еще очень важно, чтобы информация, доведенная до населения, была правильно понята и из нее были сделаны разумные выводы. В военное время при возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует речевая информация. Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время — при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное. Каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях. Решается это с помощью создаваемых систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи и проводного вещания (радиотрансляционной сети), специальной аппаратуре П-164 и электросиренах. Речевая информация передается по сетям проводного вещания, через квартирные и наружные громкоговорители. Аппаратура П-164 предназначена для объединения всех средств по доведению звуковых сигналов и речевой информации в единую систему централизованного оповещения в городах, сельских районах, на объектах народного хозяйства. Используя ее, можно дистанционно управлять электросиренами, циркулярно (одновременно) оповещать должностных лиц по квартирным и служебным телефонам, автоматически включать радиотрансляционные узлы и переключать их на передачу программ (сообщений) по линиям Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Локальные системы оповещения Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность аварий и катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения. Приходится констатировать, что постановление Правительства "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" выполняется неудовлетворительно. Только 7% объектов имеют такие системы предупреждения. Ответственность за организацию оповещения несут министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты. Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал "Внимание всем!". Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции. Локальная система должна включаться очень быстро, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты( НЗСП – 1 очередь, Нч. ГРЭС). Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте. Ответственность за организацию связи и оповещения несут руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ (руководители органов местного самоуправления), а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов народного хозяйства, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования (команды, группы, бригады, звенья). 2-й учебный вопрос: «Эвакуация и рассредоточение. Цели, принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации». Эвакуация как способ защиты населения используется давно. Особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны, когда из европейской части страны были эвакуированы многие предприятия и учреждения вместе с рабочими, служащими и их семьями. Но и в настоящее время население подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте, участившихся террористических актов, угроз взрывов, пожаров и т.п. При стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях, сходах снежных лавин, массовых лесных пожарах, почти всегда приходится прибегать к эвакуации. При аварии на Чернобыльской АЭС в апреле-мае 1986 года пришлось эвакуировать население из 30-километровой зоны. Население вывозили из городов Чернобыль, Припять и еще 300 населенных пунктов. Эвакуация в таких случаях имеет ряд особенностей. Для ее осуществления обязательно используется крытый транспорт. Выбираются кратчайшие маршруты движения по местам с наименьшими уровнями радиации. Рекомендуется не выходить на улицу, плотно закрыть окна, двери, форточки, заделать щели и строго выполнять режим радиационной защиты до прибытия транспорта. При авариях на предприятиях, производящих или использующих СДЯВ, образуются зоны заражения. В таких случаях рабочим и служащим следует немедленно надеть средства индивидуальной защиты и выходить в сторону, перпендикулярную ветру. Также необходима эвакуация из тех населенных пунктов, в направлении которых движется ядовитое облако. Таким образом, в некоторых чрезвычайных ситуациях эвакуация крайне необходима и порой является единственным надежным способом защиты. |
Методические рекомендации об организации обучения неработающего населения... Методика является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций... |
Методическая разработка для обучения работающего населения в области... Т е м а №1: «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей... |
||
Методические рекомендации по курсовому обучению работающего населения... Методические рекомендации предназначены для организации курсового обучения персонала (далее работающего населения) предприятий, учреждений... |
Методическая разработка для обучения работающего населения в области... Довести до слушателей основные требования нормативно-методических документов в области пожарной безопасности предприятия |
||
Примерная программа обучения работающего населения Приморского края... Приморского края в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Примерная программа обучения работающего населения Воронежской области... Воронежской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
||
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области... ... |
Методическая разработка для обучения сотрудников университета (населения)... Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту. Инструктаж по пожарной безопасности. Инструкция по введению... |
||
1. Перечень и характеристика основных факторов риска возникновения... Xiv. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций |
Постановление главы муниципального образования темрюкский район Правительства от 04 сентября 2003 года №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного... |
||
Методические рекомендации по реализации требований федерального законодательства... На решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всех уровней, при реализации... |
Типовая программа профилактики нарушений обязательных требований... Профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций... |
||
Доклад о состоянии защиты населения и территорий ханты-мансийского... Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Доклад о состоянии защиты населения и территорий российской федерации... Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
||
Доклад о состоянии защиты населения и территорий ханты-мансийского... Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
1. Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального... ... |
Поиск |