Скачать 330.87 Kb.
|
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об организации обучения неработающего населения в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Белгородской области г. Белгород, 2013 г. ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации обучения неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Методика) является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данная Методика определяет основы организации и порядок обязательного обучения неработающего населения в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, с учетом специфических особенностей административных и экономических регионов. В Методике изложены методика обучения неработающего населения, тематика и расчет часов, определяющих базовое содержание подготовки, а также методические рекомендации по созданию учебно-консультационных пунктов и уголков гражданской защиты. I. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Обучение неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в соответствии с требованиями федеральных законов от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне», от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Правительства Российской Федерации от 4.09.2003 г. № 547 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 2.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказов и указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, «Организационно-методическими указаниями по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы». Обучение неработающего населения, организовывается на учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и в уголках гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – УКП по ГОЧС). УКП по ГОЧС создается по месту жительства людей, как правило, на базе жилищно-эксплуатационных и социальных учреждений, на предприятиях, в их структурных подразделениях и организациях, учебных заведениях, местах массового пребывания людей, объектах здравоохранения, в досугово-развлекательных и торговых комплексах. Основная цель УКП по ГОЧС – в максимальной степени привлечь к учебе неработающие население, добиться, чтобы каждый гражданин мог грамотно действовать в любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так военного времени. Подготовка осуществляется наряду с другими способами обучения неработающего населения (информирование через средства массовой информации, распространения листовок и буклетов). Основное внимание при обучения неработающего населения следует обратить на его моральную и психологическую подготовку, к умелым и решительным действиям по сигналам гражданской обороны и в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания. Воспитать чувства высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от опасных явлений, способны оказывать первую медицинскую помощь себе и другому пострадавшему. Обучаемые должны знать места расположение пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и защитных сооружений гражданской обороны, правила проведения эвакомероприятий в ЧС. В обучения неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях различного большое место должны занимать видеофильмы. Они обладают широким возможностями морально-психологического воздействия на людей, является одним из эффективных средств пропаганды и подготовки населения. Значительную часть учебного времени следует отводить практическим занятиям с неработающего населением. Участие неработающего населения в тренировках позволяет практически отработать действия его в ЧС. Тренировки целесообразно организовать с участием работников органов управления ГОЧС или членов КЧС и ПБ муниципального уровня. Рекомендуемая тематика тренировок представлена (Приложение № 1). Вопросы защиты в чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера изучаются при отработке каждой темы программы обучения в УКП по ГОЧС. В результате подготовки обучения населения, должны: а) знать: — основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях; — основные средства и способы защиты от аварийно химически опасных веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; — порядок действий по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС на местах; — правила поведения и основы организации эвакуации в ЧС мирного и военного времени; — методы формирования у людей психологической устойчивости к стрессовому воздействию факторов чрезвычайных ситуаций, пути привития навыков управления своим психологическим состоянием; б) уметь: — пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания и кожи; — правильно действовать по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф; — оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях; — защищать детей и обеспечивать их безопасность при выполнении мероприятий ГО. Подготовку этой категории населения надо проводить с учётом возраста, состояния здоровья и других факторов. Поэтому и методика должна быть несколько отличной от обычных занятий. Здесь преобладают такие формы: — практические занятия, беседы, уроки в форме вопросов и ответов; — просмотр учебных видеозаписей и фильмов; — привлечение на учения и тренировки по месту жительства; — самостоятельное изучение учебно-методических пособий и памяток; — прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Вопросы создания, оснащения и организации работы УКП по ГОЧС возлагаются на органы местного самоуправления. Глава муниципального района или городского округа издает нормативно-правовой акт, в котором определяется:
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ Основным документом, планирующим обучение населения, является комплексный план мероприятий по обучению неработающего населения в области гражданской защиты, составляемый на год. Для проведения занятий в УКП по ГОЧС создаются следующие документы: - приказ руководителя организации, при котором создан УКП по ГОЧС, об организации его работы (Приложение № 2); - положение об УКП по ГОЧС; - план работы УКП по ГОЧС на учебный год (Приложение № 3); - распорядок дня работы УКП по ГОЧС (Приложение № 4); - график дежурства по УКП по ГОЧС его сотрудников (Приложение № 5); - программа подготовки (с содержанием тем) неработающего населения. Документы по учету подготовки: - расписание занятий и консультаций на учебный год (на каждого инструктора-консультанта) (Приложение № 6); - журнал учета проведения занятий и посещаемости обучаемых (Приложение № 7); - журнал учета неработающего населения, обратившегося за консультацией в области безопасности жизнедеятельности (Приложение № 8). Учебно-методические материалы: - методические разработки по проведению занятий, согласно утвержденных программам; - планы проведений занятий; - памятки, листовки, буклеты и др. материалы для распространения среди населения. Руководители органов местного самоуправления могут изменять рекомендуемую тематику занятий (темы и количество часов на их изучение) с учетом территориальных особенностей, отраслей производства и степени подготовленности населения. III. ОБЯЗАНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА УКП ПО ГОЧС Для проведения учебных занятий приказом руководителя организации, на базе которого организуется деятельность в УКП по ГОЧС, назначаются инструкторы (консультанты) и создаются учебные группы. Инструктор (консультант) обязан: - повышать квалификацию в учебных центрах федеральной противопожарной службы (далее – УЦ ФПС), УМЦ ГОЧС или на курсах ГО; - осуществлять контроль за ходом самостоятельного обучения людей и оказывать индивидуальную помощь обучаемым; - составлять заявки на приобретение учебных и наглядных пособий, соответствующей литературы; - следить за содержанием УКП по ГОЧС; - поддерживать постоянное взаимодействие по вопросам обучения с органами, специально уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты от ЧС муниципального образования; - разрабатывать программу подготовки (с содержанием тем) неработающего населения; - готовить расписание занятий и консультаций на учебный год; - вести журнал учета проведения занятий и посещаемости обучаемых; - вести журнал учета населения, обратившегося за консультацией в области безопасности жизнедеятельности. Для сотрудников УКП по ГОЧС, работающих по совместительству или на общественных началах, обязанности уточняются (разрабатываются применительно к своим штатам) руководителем учреждения, при котором создан УКП по ГОЧС. IV. УГОЛОК ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ Оформление уголков гражданской защиты целесообразно выполнять по следующим тематическим разделом: - информация о вероятных ЧС природного и техногенного характера (буклеты, листовки), а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, характеристика поражающий факторов; - список ссылок на WEB-страницы, содержащие информационный и обучающий материал по гражданской обороне и действиям при ЧС различного характера; - инструкция по применению простейших средств защиты; - сигналы оповещения, порядок действия населения по сигналам, маршруты движения к конкретным защитным сооружениям гражданской обороны, порядок подготовки и проведения эвакуации, адрес сборного эвакопункта на схеме, маршрут движения (транспорта или пешей колоны), пункты посадки и высадки населения, пункт размещения рассредоточиваемых и эвакуируемых, порядок движения к нему и т.п. Содержание стендов должны быть просты в оформлении, доступны в понимании, убеждать людей в реальности защиты от поражений при возникновении чрезвычайных ситуаций, воспитывать высокие морально-психологические качества. Стенды должны содержать обязательную информацию: - о характерных нарушениях пожарной безопасности, причинах пожара, основных поражающих факторах пожара, характерных нарушениях, профилактике и противопожарных мероприятиях в жилом доме; - по эксплуатации котельного отопления, а так же первичных средствах пожаротушения, порядок их использования, действия населения при пожаре, правила оказания само- и взаимопомощи при ожогах и при поражении электрическим током. V. ПЕРЕЧЕНЬ НАЛИЧИЯ ОБОРУДОВАНИЯ И ИМУЩЕСТВА УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
VI. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ, НЕ ЗАНЯТОГО В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБСЛУЖИВАНИЯ, К ДЕЙСТВИЯМ В ЧЕРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Примечание: В рекомендуемой тематике указаны основные темы, подлежащие изучению. Однако, в зависимости от местных условий и специфики отраслей экономики соответствующим руководителями ГО муниципальных уровней разрешается вносить изменения и дополнения в тематику в объеме программы, утвержденный МЧС России. Содержание тем обучения: |
Методические рекомендации по курсовому обучению работающего населения... Методические рекомендации предназначены для организации курсового обучения персонала (далее работающего населения) предприятий, учреждений... |
Методические рекомендации по организации курсового обучения работающего... Методические рекомендации по организации курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных... |
||
Примерная программа обучения работающего населения Воронежской области... Воронежской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Примерная программа обучения работающего населения Приморского края... Приморского края в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
||
Методические рекомендации по реализации требований федерального законодательства... На решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всех уровней, при реализации... |
Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению... Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов), руководителей объектов, а также освобожденных (совместителей)... |
||
Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению... Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов), руководителей объектов, а также освобожденных (совместителей)... |
Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению... Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов), руководителей объектов, а также освобожденных (совместителей)... |
||
Белгородскаяобласт ь м униципальный район «шебекинский район и город... Белгородской области в области защиты от чс природного и техногенного характера и с целью своевременного оповещения населения об... |
Методическая разработка для обучения работающего населения в области... Т е м а №1: «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей... |
||
1. Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального... ... |
Обоянского района курской области постановление Фз «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от 12. 02. 1998г.№28-фз «О гражданской... |
||
Постановление главы муниципального образования темрюкский район Правительства от 04 сентября 2003 года №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного... |
Методическая разработка для обучения работающего населения в области... Довести до слушателей основные требования нормативно-методических документов в области пожарной безопасности предприятия |
||
Доклад по правоприменительной практике органов надзорной деятельности... I. Федеральный государственный надзор в области гражданской обороны и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций... |
Типовая программа профилактики нарушений обязательных требований... Профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций... |
Поиск |