Скачать 409.37 Kb.
|
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Профилактика нарушений голоса педагогов дошкольных учреждений» Учитель дефектолог-логопед Никонорова Е.В. Голос и речь педагога — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а также средство реализации методических и дидактических задач. Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность воспитательно-образовательного процесса. Организация процесса воспитания и содержание воспитательно-образовательной работы в ДОУ требуют от педагога большого диапазона вариативных коммуникативных умений: • подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации; • изменять силу и интенсивность голоса; • использовать эмоционально-выразительные средства речи для создания благоприятной обстановки в группе; • стимулировать ситуации коммуникативного взаимодействия между детьми; • строить индивидуальное общение с ребенком с учетом его речевых возможностей и личностных особенностей; • выбирать речевой материал, соответствующий теме НОД, возрасту и познавательным возможностям детей и др. Безусловно, грамотная, благозвучная, четкая, мелодичная речь важна для осуществления воспитательно-образовательного процесса в каждой группе ДОУ. Однако особенно недопустимо плохое голосообразование и голосоведение для педагогов, работающих в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. В таких группах, помимо выполнения общеразвивающих функций, воспитатель совместно с учителем-логопедом и другими специалистами работает над коррекцией нарушенной функции, активизацией компенсаторных возможностей каждого ребенка и устранением вторичных нарушений развития. Такой педагог должен владеть приемами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий. Обозначенные функции требуют от педагога и дополнительных коммуникативных умений: • строить общение с ребенком, опираясь на его речевые и познавательные возможности; • подбирать темп и громкость речи, учитывая особенности группы детей; • выбирать лексико-грамматический материал на занятиях адекватно коммуникативным возможностям воспитанников; • стимулировать речевое общение между детьми, помогать им правильно строить фразы; • грамотно сочетать в воспитательно-образовательном процессе словесные и наглядные методы в соответствии с характером нарушения и этапом коррекционной работы. В последнее время количество детей в группах ДОУ увеличивается, в связи с этим, нагрузка на голос педагогов существенно растет. Поэтому педагогам важно знать способы оптимизации голосо-речевого режима и использовать их на практике. Изменение голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты. Рабочий день воспитателя начинается с приема детей. В ходе данного режимного момента педагог решает разноплановые задачи: формирует у воспитанников положительный настрой, организует игровую деятельность, общается с их родителями. Благозвучная, грамотная, спокойная речь воспитателя обеспечивает доброжелательную обстановку в группе с первых минут пребывания в ней ребенка, помогает вызвать у родителей позитивное отношение к детскому саду, что, в свою очередь, способствует формированию положительного отношения к ДОУ и у детей. Прием воспитанников всегда требует от педагога повышенной концентрации внимания, т. к. приходится одновременно работать с детьми и их родителями. Необходимо постоянно сохранять самообладание, потому что даже незначительное повышение голоса может испугать дошкольников и обострить ситуацию. В качестве дополнительных нагрузок на голосо-речевую функцию в ходе данного режимного момента нужно отметить необходимость общаться сразу с несколькими людьми разных возрастов и переключаться с одной деятельности на другую. Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей: • размещайте на стендах группы памятки для родителей о том, как нужно готовить детей к детскому саду после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка; • используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает»; • разговаривайте с родителями негромко, создавая положительный эмоциональный фон для общения. После приема воспитанников в режиме дня следуют: завтрак, непрерывная образовательная деятельность, прогулки, сон и другие режимные моменты. Каждый из них решает ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач и предъявляет определенные требования к голосо-речевым возможностям воспитателя. В режиме дня группы четко определено место занятий, их продолжительность и примерная последовательность, предусматривающая смену видов детской деятельности и чередование интенсивности голосо-речевой нагрузки воспитателя. Со сменой вида деятельности меняется и голосо-речевая нагрузка воспитателя. Ее максимум приходится на занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, где воспитателю приходится объяснять детям новые понятия, комментировать их ответы, инсценировать фрагменты рассказов и сказок и др. Менее интенсивна голосовая нагрузка на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Однако и здесь воспитателю приходится менять силу и интенсивность голоса, то поясняя выполнение той или иной операции всем детям, то комментируя деятельность отдельного ребенка. В процессе занятий необходимо применять индивидуальный подход к каждому воспитаннику независимо от того, справляется он с заданием или нет, ведь эмоциональный контакт со взрослым и оценка деятельности важны для всех детей. При реализации коммуникативной функции речи для воспитателя ДОО большое значение имеет владение невербальными средствами общения, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Для них гораздо большую эмоциональную нагрузку несет интонация взрослого, его взгляд, улыбка, жест, чем слова. Применение чрезмерно громкой речи и переход на крик на занятиях недопустимы, т. к. это не только не организует детей, но и создает неблагоприятный эмоциональный фон, что снижает усвоение дошкольниками программного материала. Вместе с тем форсирование, повышение воспитателем голоса, приводит к его перенапряжению и срыву, а следовательно, к риску возникновения профессиональных заболеваний голосового аппарата. Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях: • создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (например: если зазвенит колокольчик — садимся за столики; если воспитатель взял фонарик — бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.); • используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность; • постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина); • назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения; • включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов. Фонограммы, записанные голосами профессионалов, станут для дошкольников образцом грамотной, красивой речи. Но не увлекайтесь использованием технических средств на занятиях. Помните, что только живое слово педагога может передать детям все краски, яркость и выразительность русского литературного языка. В ходе самостоятельной деятельности детей важно, чтобы все они были заняты. В этот режимный момент, не нарушая детских замыслов, воспитатель осуществляет индивидуальную работу: советует, объясняет, обсуждает ход действий, стимулирует активность и самостоятельность каждого ребенка. При организации самостоятельных детских игр необходимо создать развивающую среду для каждого ребенка, отталкиваясь от его интересов и потребностей. С учетом игровой ситуации педагог подбирает соответствующие интонации: одному воспитаннику представляется доброй волшебницей, которая разукрасила лист бумаги разными красками, другому — злой Гингемой, которая варит зелье, и т. п. Поэтому свободная игра детей таит для воспитателя такие «опасности», как быстрая смена высоты и силы голоса, необходимость говорить на несвойственной высоте и с непривычной силой, подражая различным персонажам. Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей: • не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников; • делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них; • привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса; • напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки — но не криком, находясь в другом углу помещения, а с помощью разных педагогических приемов. Огромный воспитательный и развивающий потенциал несут в себе прогулки. На прогулке во время наблюдений воспитатель поясняет детям те или иные природные явления, загадывает загадки, проводит викторины, беседы, подвижные игры. Ему приходится постоянно координировать движение и фонацию, а, организовывая самостоятельную деятельность детей, повышать силу и интенсивность голоса. Воспитанники часто находят занятия в разных местах площадки и всех их нужно охватить вниманием. Кроме того, дополнительную нагрузку на голос создает необходимость работать в холодную и ветреную погоду, а также высокий уровень психоэмоционального напряжения. В качестве способов снижения голосо-речевого напряжения на прогулках можно предложить выполнение особых упражнений, координирующих дыхание, фонацию и артикуляцию, а также специальную подготовку детей к прогулкам, в т. ч. выработку системы жестов и знаков. Например, предложите воспитанникам представить, что воспитатель — это регулировщик. Когда он поднимает правую руку вверх — надо подойти к нему; когда поднимает обе руки вверх — построиться парами и идти в группу; когда разводит прямые руки в стороны — можно самостоятельно поиграть на площадке и т. д. Для быстрого построения воспитанников парами используйте игры «Ручеек» или «Золотые ворота». Во время обеда и слова, и тон, и улыбка воспитателя должны способствовать созданию комфортного психологического климата в группе. В то же время дети осваивают элементарные этические нормы, а произнесенные педагогом названия ингредиентов блюд развивают их словарный запас. Подготовка ко сну также предусматривает речевое взаимодействие с детьми. Как правило, они засыпают не сразу: приходится прочитать им сказку, с мягкой настойчивостью попросить тишины, спеть колыбельную песенку. Здесь большое значение имеет мелодичность и суггестивность речи воспитателя. Детский сон — время отдыха для голоса воспитателя. Но не все педагоги рационально используют его, не давая своему главному «инструменту труда» отдохнуть. Часто воспитатели общаются с коллегами по телефону. В некоторых ДОО во время сна детей проводятся методические совещания, что не дает педагогам снять голосовое и общее утомление. Дать своему голосо-речевому аппарату необходимый отдых и при этом рационально использовать рабочее время воспитатели могут, заполняя во время тихого часа документы, изготавливая дидактические пособия или подготавливая группу к занятиям. После тихого часа воспитатель ДОО снова занят детьми: он следит за их опрятностью, формирует гигиенические навыки. Подъем после дневного сна и одевание воспитанников, как правило, сопровождаются индивидуальным общением с каждым. Воспитатель выявляет настроение воспитанников, их готовность к дальнейшей игровой деятельности. Параллельно он ведет мониторинг, осуществляя диагностическую и коррекционную функции, отмечает сформированность навыков опрятности, особенности моторики, динамику развития каждого дошкольника. После полдника, как правило, проводятся подвижные игры, игры-драматизации или прогулка. Часто воспитатель готовит детей к различным праздникам, разучивает с ними стихи, песни. Здесь он демонстрирует не только речевое, но и вокальное мастерство, умение имитировать голоса разных персонажей и животных, что требует дополнительной голосо-речевой подготовки. Во второй половине дня детей начинают постепенно забирать родители, и с каждым из них воспитатель проводит беседу, комментирует поведение ребенка, делится своими наблюдениями, дает советы, рекомендации. Общение с родителями требует от педагога безукоризненного владения своим голосом: ничто не должно показать усталость или тревогу, иначе ухудшится коммуникативное взаимодействие между участниками образовательных отношений. Конец рабочего дня, по мнению некоторых воспитателей, не имеет больших голосовых нагрузок: детей в группе остается мало, они легко находят себе занятие, не надо проводить игры, требующие координации речи и движения, а также часто повышать голос. Однако, когда в группе остаются два-три ребенка, им необходима особая забота, ведь они не могут долго самостоятельно организовывать свою деятельность, постоянно задают вопросы и требуют внимания. При этом воспитатель не должен показывать накопившееся за день утомление или заниматься своими делами. Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце рабочего дня: • организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку; • предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня; • выполните упражнения на релаксацию. Умение проводить тихие игры с дошкольниками и саморелаксацию позволят снизить усталость, следовательно, уменьшить напряжение голосового аппарата. Таким образом, в течение всего рабочего дня воспитатель испытывает большую голосо-речевую нагрузку. Важно отметить, что на состоянии голоса также отрицательно сказывается влияние и других факторов: возрастные изменения, происходящие с гортанью, различные патологические процессы, протекающие не только в органах голосообразования, но и во всем организме, внешние факторы макро- и микроклимата (повышенная влажность, сквозняки), курение, злоупотребление слишком острой или горячей пищей и т. д. Поэтому для полноценной реализации коммуникативной функции в профессиональной деятельности воспитателям нужно запомнить и выполнять несложные правила: • следить за своим здоровьем; • соблюдать правила гигиены голоса; • контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня: использовать «педагогические уловки», давать отдых голосо-речевому аппарату; • не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации; • проводить релаксационные минутки, в организации которых может помочь педагог-психолог ДОО. Помимо использования общепедагогических методов и приемов, необходимо знать и использовать специальные дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, приемы для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, выработки рациональных способов голосоподачи и голосоведения. Специальные упражнения для укрепления голоса педагогов • на снятие голосового и общего напряжения; • развитие фонационного (речевого) дыхания; • формирование правильных, физиологичных навыков голосообразования и голосоведения; • развитие артикуляционного аппарата; • совершенствование мелодико-интонационной организации речи. Остановимся подробнее на некоторых комплексах специальных упражнений.
Упражнения для снятия мышечного напряжения и укрепления голоса воспитатели могут выполнять самостоятельно, и при достаточном уровне овладения ими включать в занятия с детьми. Заниматься нужно ежедневно, в спокойной обстановке. Упражнения на общее расслабление необходимо выполнять в конце рабочего дня или перед сном. |
Исследование успешности начального школьного обучения детей, закончивших... Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа |
«Реализация единой методической темы районных объединений учителей... Материалы сборника будут интересны руководителям образовательных учреждений, учителям начальных классов, учителям-предметникам, педагогам... |
||
Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30. 12. 2001 №195-фз... ... |
«Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Целью проекта является разработка комплекса мероприятий направленных на сохранение психического здоровья педагогов |
||
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида... Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей |
Лор-заболевания у детей. Заболевания носо-и ротоглотки у детей Профилактика... Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста |
||
Лекция по гигиеническому обучению заведующих и воспитателей детских... Дистанционного гигиенического обучения заведующих и воспитателей детских дошкольных учреждений (самостоятельная подготовка по методическим... |
Лекция по гигиеническому обучению заведующих и воспитателей детских... Дистанционного гигиенического обучения заведующих и воспитателей детских дошкольных учреждений (самостоятельная подготовка по методическим... |
||
Лекция по гигиеническому обучению помощников воспитателей детских... Дистанционного гигиенического обучения помощников воспитателей детских дошкольных учреждений (самостоятельная подготовка по методическим... |
Образовательная программа познавательно речевой направленности: «Профилактика... «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего и подготовительного к школе возраста» |
||
Распоряжение о проверке, акт о выявленных нарушениях, предписание... Перечень образовательных учреждений, получивших в 2015 году предписания об устранении нарушений от Госпожнадзора, в том числе учреждений... |
«Эмоциональное выгорание педагогов. Внешние факторы и внутренние... Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы... |
||
Пояснительная записка (I полугодие) Программа коррекционного курса... Программа коррекционного курса «Профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся второго класса с системным недоразвитием речи... |
Профилактика нарушений обязательных требований в системе «умного»... Организация работы по подготовке и осуществлению профилактической деятельности, в том числе требования к разработке ведомственных... |
||
Методическая разработка теоретического занятия оп. 07. Основы неврологии... На данном теоретическом занятии изучается материал, имеющий большое значение для сохранения здоровья, профилактики нарушений мозгового... |
Программы очно-заочного гигиенического обучения работников дошкольных образовательных учреждений При организации гигиенического обучения декретированного контингента дошкольных образовательных организаций могут быть использованы... |
Поиск |