Скачать 4.72 Mb.
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ОХРАНЫ ТРУДА Серия: Обучение требованиям охраны труда отдельных категорий застрахованных работников ОХРАНА ТРУДАКУРС ЛЕКЦИЙ для руководителей организаций здравоохранения Москва 2008 УДК 331.45+331.458 (075) О 926 Охрана труда: курс лекций для руководителей организаций здравоохранения / д.э.н., профессор А.Л. Сафонов, В.К.Свиридов, д.э.н., профессор Н.П. Пашин, д.т.н., профессор. Г.З. Файнбург, д.т.н., профессор С.С. Тимофеева, к.т.н., профессор Ю.А. Федченко., к.т.н., доцент Л.А. Ботвенко, к.ф-м.н. С.П. Ворошилов, к.э.н. В.Е. Рябова, Т.В. Абызова, Т.Л. Правдивая, Е.Н. Смирнова, засл. деятель науки РФ, д.т.н., профессор А.П. Лапин, к.т.н., доцент Б.М. Тюриков, к.б.н., доцент Ю.Н.Баранов – Под общей редакцией д.э.н., проф. А.Л. Сафонова- М., 2008. – 265 с. Курс лекций предназначен для преподавателей учебных центров охраны труда, ведущих обучение требованиям охраны труда руководителей организаций здравоохранения. Курс лекций дополняет базовый комплект учебных пособий серии «Охрана труда», входящих в федеральный базовый учебно-методический комплекс. Курс лекций подготовлен в соответствии с примерными учебными планами и программой проведения 40-часового обучения охране труда и последующей проверки знаний требований охраны труда работников организаций отдельный категорий застрахованных. Курс лекций состоит из четырех частей: Часть 1 – Основы охраны труда; Часть 2 – Основы управления охраной труда Часть 3 – Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности. Часть 4 – Социальная защита работников на производстве Каждая часть курса состоит из лекций сгруппированных по темам, сориентированных на 1 академический час, каждая лекция сопровождается слайдами, который могут использоваться как графический материал для раздачи слушателям. Лекции имеют резерв по времени для включения дополнительных материалов. Курс лекций одобрен и рекомендован к печати Учебно-методическим объединением и Советом Национальной Ассоциации центров охраны труда (НАЦОТ) для обучения и проверки знаний по охране труда и для использования в качестве одной из составляющих базового пакета учебной, учебно-методической и нормативно-справочной литературы, необходимого для организации и проведения качественного обучения по охране труда. Рецензенты: Алыменко Н.И., д.т.н, профессор (Пермский государственный университет) Сурков Н.И., к.т.н., доцент (Администрация Кемеровской области) Национальная ассоциация центров охраны труда Москва, 105043,4-я Парковая ул., д. 29 Тел./Факс: (495) 164 39 59 E-mail: vcot-nnn@mail.ru http://www.nacot.ru ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Настоящий курс лекций разработан на основе Примерных учебного плана и программы от 2004 г., которые должны способствовать унификации образовательных планов и программ дополнительного профессионального образования /обучения/ подготовки по охране труда работников (руководителей и специалистов) с сохранением возможности для создания в органах управления охраной труда и образованием различных региональных примерных учебных планов и программ, а в обучающих организациях – различных рабочих учебных планов и программ, отражающих практические потребности и запросы конкретной аудитории и разрабатываемых с учетом отраслевых, региональных и корпоративных особенностей. В основу примерного курса лекций положена практическая направленность обучения, определяющая его эффективность – предотвращение производственных травм и профессиональных заболеваний, а также аварий и инцидентов. Курс обучения состоит из четырех разделов программы, тематически объединяющих группу однонаправленных вопросов. В качестве таких разделов выделены: 1) Основы охраны труда; 2) Основы управления охраной труда в организации; 3) Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности; 4) Социальная защита пострадавших на производстве. Содержание и логика последовательности рассмотрения этих разделов хорошо видны из их названий. Длительность раздела, как правило, составляет один учебный день, увеличиваясь до полутора дней или уменьшаясь до половины учебного дня для отдельных категорий слушателей. Практика показала, что такое временное деление курса с одновременным логическим делением на относительно обособленные (самостоятельные) разделы наиболее целесообразно как по условиям организации учебного процесса, так и для лучшего усвоения материала слушателями. Каждый раздел разбит на последовательно изучаемые темы. Тема – это группа тесно связанных вопросов. Практика показывает, что наилучшим вариантом разбиения курса обучения на темы является такой вариант, при котором длительность каждой темы составляла бы один академический час и/или была бы кратной ему. К сожалению, выдержать этот принцип удается не всегда. В примерных учебных планах длительность тем составляет четверть часа, полчаса, час, два часа и три часа. Наименьшей учебной единицей является вопрос. Вопросы, из которых состоят темы, можно использовать в качестве вопросов на экзамене (собеседовании) в конце курса обучения. В качестве таких экзаменационных вопросов, в принципе, можно использовать и названия тем, но следует помнить, что тема – как правило, большой комплекс вопросов, и редко – один вопрос. Детальное разбиение тем на вопросы, осуществленное в примерной программе структурирование (разбиение), необходимо для лучшего усвоения и запоминания слушателями содержания курса, а также для большей унификации (стандартизации) читаемого преподавателем курса. Такое детальное структурирование программы обучения на разделы, темы и отдельные вопросы педагогически обосновано многолетней практикой, узаконено как обязательное нормативно-методическими документами системы образования России и широко используется при разработке программ в образовательных учреждениях. Исходя из многолетнего опыта обучения, курс лекций максимально унифицирован для разных категорий слушателей по своей структуре и последовательности изложения тем. Варьирование и конкретизация положений любого раздела и темы учебного плана и программы достигаются при помощи перераспределения учебного времени, отведенного на изучение отдельных тем, либо при помощи акцентирования преподавателем внимания на тех или иных вопросах внутри тем. Изменение времени, отведенного на различные темы, фактически меняет глубину и содержательность изучаемого курса. Окончательно делает это преподаватель в процессе проведения занятий: понятные и знакомые слушателям вопросы он излагает более сжато, на разъяснении новых и непонятных вопросов должен остановиться подробнее. Часть сведений при этом может повториться, поскольку реальное обеспечение требований охраны труда – комплексная и многогранная проблема. Являясь «примерным», курс лекций допускает, в принципе, исключение ряда тем (не более 25% от общего числа) и/или замены их на новые темы, исходя из специфики потребностей слушателей. Такие нововведения наиболее целесообразно производить на третий день занятий. В этот день целесообразно рассматривать и специальные отраслевые проблемы, которые по своему объему не могут быть педагогически корректно включены в содержание тем общей тематики. Курс лекций, как и Примерные учебные планы и программа, построен в соответствии с естественной логикой рассмотрения вопросов охраны труда: от общего к частному; от причины к следствию; от опасных и вредных производственных факторов условий труда к мерам защиты от них, вплоть до первой помощи и социальной защиты пострадавших; от правовых основ охраны труда как элемента социальной политики государства до конкретных деталей организации работы по охране труда на рабочем месте. Базисная организация обучения по охране труда (профессиональной подготовки) предусматривает 40 часовую программу, включающую 32 часа (4 дня) аудиторных занятий и 8 часовую проверку знаний с самопроверкой и последующей экзаменационной проверкой знаний. Стандартная организация занятий укладывается в одну рабочую неделю (5 рабочих дня). Занятия разбиты по принципу: лекции и/или собеседования – 4 акад. часа, обед, лекции и/или собеседования – 4 акад. часа. Возможна и другая организация образовательного процесса при сохранении его общего объема и содержания. Содержание и структура курса лекций в принципе позволяют дополнительно использовать модульные системы обучения и компьютерные обучающие и контролирующие программы. В процессе обучения слушателям (для повышения качества обучения и в соответствии с установившимися педагогическими традициями дополнять лекции самостоятельной работой с учебником) необходимо выдавать (можно временно, но лучше в постоянное пользование) учебную, учебно-методическую и другую специальную литературу. Введение в курс лекций Логикой жизни и законодательством Российской Федерации определено, что вся непосредственная работа по охране труда возложена на работодателя (организаций здравоохранения). Ясно, что все обязанности работодателя-организации выполняют ее работники организации, а отвечает за всю эту работу, в первую очередь, ее руководитель. Вот здесь-то руководитель организаций здравоохранения, сталкивается с постоянно сопутствующими ей проблемами обеспечения безопасности этой деятельности, от которых, с одной стороны, он никак не может отмахнуться, а, с другой стороны, и разрешить их один до конца не в состоянии. Дело в том, что абсолютной безопасности не существует, и всегда есть опасность получения производственной травмы или профессионального заболевания работником, т.е. «невыполнение» требований охраны труда. Кроме того, поведение работника (пострадавшего/жертвы) в 80% всех несчастных случаев оказывается либо случайно ошибочным, либо намеренно рискованным, а руководитель не может быть «нянькой» всем своим работникам постоянно и одновременно! Если учесть, что вопросы охраны труда в организациях здравоохранения переплетаются с проблемами обеспечения безопасности клиентов, то становится ясна МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ в этих организациях. Следует подчеркнуть, что охрана труда, имея (среди комплекса всяческих других своих составляющих) в целом юридический и социально-экономический характер, связанный с ВЫПЛАТОЙ денежных компенсаций пострадавшим, требует ГРАМОТНОГО ОФОРМЛЕНИЯ массы ДОКУМЕНТОВ (особенно необходимых для расследования и квалификации (юридического признания и идентификации) несчастных случаев для последующего оформления права на получение компенсаций). И за все это руководитель организаций здравоохранения несет ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! А руководитель подразделения – соответственно за состояние дел в своем подразделении. Неся персональную ответственность, никакой руководитель не может и не должен выполнять ВСЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА лично. Для этого у него есть подчиненные. Многие их них грамотные специалисты и также заняты организацией «производства» на своем уровне или в своем секторе обязанностей и ответственности. А потому руководитель должен, во-первых, организовать безопасный труд своих подчиненных и, во-вторых, организовать работу по охране труда в руководимой им организации/подразделении. Но сделать это можно, если знаешь ЧТО делать и КАК делать. Именно поэтому «Все работники организации, в том числе руководители организаций здравоохранения, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда…» (статья 225 «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда» Трудового кодекса Российской Федерации). Именно этому и посвящен настоящий курс обучения. Он содержит все основные сведения по охране труда в пределах минимума, необходимого руководителю медицинского учреждения. Напомним, что основной причиной производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются неблагоприятные условия труда, нарушения элементарных требований охраны труда и безопасности производства. Подчеркнем, что «охрана труда» включает в себя «безопасность труда» и «гигиену труда» и касается наемных работников, работающих по трудовому договору с работодателем. При этом функции работодателя перераспределяются между работниками – должностными лицами работодателя. Наибольшие обязанности и ответственность естественно несет первый руководитель организации, а в подразделении – руководитель данного подразделения. Являясь непосредственным организатором деятельности возглавляемой им организации, руководитель от лица работодателя, используя рабочую силу полноправных членов общества – работников, несет ответственность перед обществом за их безопасность в процессе труда, а потому (по закону) должен: а) принимать все меры для предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, б) компенсировать ущерб от вреда, наступившего при выполнении работниками трудовых обязанностей. Подчеркнем, что ОХРАНА ТРУДА жизненно нужна и работнику, и работодателю, и обществу в целом, и каждый из них обретает в охране труда свою «выгоду». С этих позиций и только с этих позиций должна строиться реальная работа по организации охраны труда на уровне работодателя, т.е. в Вашей организации. |
Курс лекций для руководителей организаций агропромышленного комплекса Москва 2008 Л. А. Ботвенко, к ф-м н. С. П. Ворошилов, к э н. В. Е. Рябова, Т. В. Абызова, Т. Л. Правдивая, Е. Н. Смирнова, засл деятель науки... |
Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1 Л. А. Ботвенко, к ф-м н. С. П. Ворошилов, к э н. В. Е. Рябова, Т. В. Абызова, Т. Л. Правдивая, Е. Н. Смирнова, засл деятель науки... |
||
Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1 Л. А. Ботвенко, к ф-м н. С. П. Ворошилов, к э н. В. Е. Рябова, Т. В. Абызова, Т. Л. Правдивая, Е. Н. Смирнова, засл деятель науки... |
Курс лекций Педагогическое общество России Москва 2001 Б 53 Социальное прогнозирование. Курс лекций.— М.: Педагогическое общество России 2002. — 392 с |
||
Рабочая программа составлена Курс лекций и методические разработки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций для обучения работников организаций... |
Рабочая программа составлена Курс лекций и методические разработки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций для обучения работников организаций... |
||
Курс лекций ббк20. 1 я7 к 17 Калыгин В. Г К а л ы г и н В. Г. Промышленная экология. Курс лекций. М.: Изд-во мнэпу, 2000. 240 с |
Курс лекций по дисциплине: «Санитария и гигиена» 2015г Курс лекций предназначен для изучения дисциплины «Санитария и гигиена» обучающимися 1 курса специальности «Парикмахер» |
||
Курс лекций, прочитанный для студентов Московской Духовной Академии «Духовная Библиотека» Когда я по благословению церковных властей читал курс лекций в Академии, то не предполагал, что они когда-нибудь будут изданы |
Курс лекций по дисциплине оп. 13 «автомобильные эксплуатационные материалы» 2016 г Курс лекций содержит основные сведения по производству и применению автомобильных эксплуатационных материалов. В данном курсе рассмотрены... |
||
«техническая инвентаризация объектов недвижимости» курс лекций для... Курс лекций по дисциплине «Техническая инвентаризация объектов недвижимости» [Текст] / О. Г. Дмитриева, Армавир, 2011 |
И. В. Бестужев Лада, Г. А. Наместникова «Социальное прогнозирование. Курс лекций»: Педагогическое общество России; Москва; 2002 |
||
Полный курс лекций по русской истории Петроград. 5 Августа 1917 г Печатный источник: С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Издание 10-е |
Учебное пособие общеобразовательный цикл информатика курс лекций... Разработчик чубыкина М. М., преподаватель информатики Ульяновского авиационного колледжа |
||
Авторский курс Андрея Захарова для руководителей и собственников... Программа предназначена для собственников, директоров, руководителей среднего звена |
Т. Голикова Единый квалификационный справочник должностей руководителей,... Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г.... |
Поиск |