НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ОХРАНЫ ТРУДА
Серия: Обучение требованиям охраны труда отдельных
категорий застрахованных работников
ОХРАНА ТРУДА
КУРС ЛЕКЦИЙ
для руководителей
образовательных учреждений
Том 1
Москва 2008
УДК 331.45+331.458 (075)
О 926
Охрана труда: курс лекций для руководителей образовательных учреждений / д.э.н., профессор А.Л. Сафонов, В.К.Свиридов, д.э.н., профессор Н.П. Пашин, д.т.н., профессор. Г.З. Файнбург, д.т.н., профессор С.С. Тимофеева, к.т.н., профессор Ю.А. Федченко., к.т.н., доцент Л.А. Ботвенко, к.ф-м.н. С.П. Ворошилов, к.э.н. В.Е. Рябова, Т.В. Абызова, Т.Л. Правдивая, Е.Н. Смирнова, засл. деятель науки РФ, д.т.н., профессор А.П. Лапин, к.т.н., доцент Б.М. Тюриков, к.б.н., доцент Ю.Н.Баранов – Под общей редакцией д.э.н., проф. А.Л. Сафонова- М., 2008. – Т.1.- 526с.
Курс лекций предназначен для преподавателей учебных центров охраны труда, ведущих обучение охраны труда руководителей образовательных учреждений.
Курс лекций дополняет базовый комплект учебных пособий серии «Охрана труда», входящих в федеральный базовый учебно-методический комплекс.
Курс лекций подготовлен в соответствии с примерными учебными планами и программой проведения 40-часового обучения охране труда и последующей проверки знаний требований охраны труда работников организаций отдельных категорий застрахованных.
Том 1.
Собственно курс лекций состоит из четырех частей:
Часть 1 – Основы охраны труда;
Часть 2 – Основы управления охраной труда
Часть 3 – Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности.
Часть 4 – Социальная защита работников на производстве.
Том 2.
Во 2 томе приведены некоторые документы практического использования – инструкции по охране труда и безопасности образовательного учреждения.
Каждая часть курса состоит из лекций сгруппированных по темам, сориентированных на 1 академический час, каждая лекция сопровождается слайдами, который могут использоваться как графический материал для раздачи слушателям. Лекции имеют резерв по времени для включения дополнительных материалов.
Курс лекции одобрен и рекомендован к печати Советом Национальной Ассоциации центров охраны труда (НАЦОТ) для обучения и проверки знаний по охране труда и для использования в качестве одной из составляющих базового пакета учебной, учебно-методической и нормативно-справочной литературы.
Рецензенты: Алыменко Н.И., д.т.н. профессор (Пермский государственный университет)
Сурков Н.И., к.т.н., доцент (Администрация Кемеровской области)
Национальная ассоциация центров охраны труда
Москва, 105043,4-я Парковая ул., д. 29 Тел./Факс: (495) 164 39 59
E-mail: vcot-nnn@mail.ru http://www.nacot.ru
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ
ЧАСТЬ 1 Основы охраны труда 8
ЧАСТЬ 2 Основы управления охраной труда в организации 138
ЧАСТЬ 3 Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности 277
ЧАСТЬ 4
Социальная защита пострадавших на производстве .374
ЛИТЕРАТУРА 497
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Настоящий курс лекций разработан на основе Примерных учебного плана и программы от 17 мая 2004 г., с сохранением возможности для создания в органах управления охраной труда и образованием различных региональных примерных учебных планов и программ, а в обучающих организациях – различных рабочих учебных планов и программ, отражающих практические потребности и запросы конкретной аудитории и разрабатываемых с учетом отраслевых, региональных и корпоративных особенностей.
В основу примерного курса лекций положена практическая направленность обучения, определяющая его эффективность – предотвращение производственных травм и профессиональных заболеваний работников, травматизма воспитанников и обучающихся, а также аварий и инцидентов в образовательных учреждениях.
Курс обучения состоит из четырех разделов программы, тематически объединяющих группу однонаправленных вопросов.
В качестве таких разделов выделены:
1) Основы охраны труда;
2) Основы управления охраной труда в организации;
3) Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности;
4) Социальная защита пострадавших на производстве.
Содержание и логика последовательности рассмотрения этих разделов хорошо видны из их названий.
Длительность раздела, как правило, составляет один учебный день, увеличиваясь до полутора дней или уменьшаясь до половины учебного дня для отдельных категорий слушателей. Практика показала, что такое временное деление курса с одновременным логическим делением на относительно обособленные (самостоятельные) разделы наиболее целесообразно как по условиям организации учебного процесса, так и для лучшего усвоения материала слушателями.
Каждый раздел разбит на последовательно изучаемые темы. Тема – это группа тесно связанных вопросов. Практика показывает, что наилучшим вариантом разбиения курса обучения на темы является такой вариант, при котором длительность каждой темы составляла бы один академический час и/или была бы кратной ему. К сожалению, выдержать этот принцип удается не всегда.
В примерных учебных планах длительность тем составляет четверть часа, полчаса, час, два часа и три часа.
Наименьшей учебной единицей является вопрос. Вопросы, из которых состоят темы, можно использовать в качестве вопросов на экзамене (собеседовании) в конце курса обучения. В качестве таких экзаменационных вопросов, в принципе, можно использовать и названия тем, но следует помнить, что тема – как правило, большой комплекс вопросов, и редко – один вопрос.
Детальное разбиение тем на вопросы, осуществленное в примерной программе структурирование (разбиение), необходимо для лучшего усвоения и запоминания слушателями содержания курса, а также для большей унификации (стандартизации) читаемого преподавателем курса.
Такое детальное структурирование программы обучения на разделы, темы и отдельные вопросы педагогически обосновано многолетней практикой, узаконено как обязательное нормативно-методическими документами системы образования России и широко используется при разработке программ в образовательных учреждениях.
Исходя из многолетнего опыта обучения, курс лекций максимально унифицирован для разных категорий слушателей по своей структуре и последовательности изложения тем. Варьирование и конкретизация положений любого раздела и темы учебного плана и программы достигаются при помощи перераспределения учебного времени, отведенного на изучение отдельных тем, либо при помощи акцентирования преподавателем внимания на тех или иных вопросах внутри тем.
Изменение времени, отведенного на различные темы, фактически меняет глубину и содержательность изучаемого курса. Окончательно делает это преподаватель в процессе проведения занятий: понятные и знакомые слушателям вопросы он излагает более сжато, на разъяснении новых и непонятных вопросов должен остановиться подробнее. Часть сведений при этом может повториться, поскольку реальное обеспечение требований охраны труда – комплексная и многогранная проблема.
Являясь «примерным», курс лекций допускает, в принципе, исключение ряда тем (не более 25% от общего числа) и/или замены их на новые темы, исходя из специфики потребностей слушателей. Такие нововведения наиболее целесообразно производить на третий день занятий. В этот день целесообразно рассматривать и специальные отраслевые проблемы, которые по своему объему не могут быть педагогически корректно включены в содержание тем общей тематики.
Курс лекций, как и Примерные учебные планы и программа, построен в соответствии с естественной логикой рассмотрения вопросов охраны труда: от общего к частному; от причины к следствию; от опасных и вредных производственных факторов условий труда и учебы к мерам защиты от них, вплоть до первой помощи и социальной защиты пострадавших; от правовых основ охраны труда как элемента социальной политики государства до конкретных деталей организации работы по охране труда на рабочем месте.
Базисная организация обучения по охране труда (профессиональной подготовки) предусматривает 40 часовую программу, включающую 32 часа (4 дня) аудиторных занятий и 8 часовую проверку знаний с самопроверкой и последующей экзаменационной проверкой знаний.
Стандартная организация занятий укладывается в одну рабочую неделю (5 рабочих дня). Занятия разбиты по принципу: лекции и/или собеседования – 4 акад. часа, обед, лекции и/или собеседования – 4 акад. часа. Возможна и другая организация образовательного процесса при сохранении его общего объема и содержания.
Содержание и структура курса лекций в принципе позволяют дополнительно использовать модульные системы обучения и компьютерные обучающие и контролирующие программы.
В процессе обучения слушателям (для повышения качества обучения и в соответствии с установившимися педагогическими традициями дополнять лекции самостоятельной работой с учебником) необходимо выдавать (можно временно, но лучше в постоянное пользование) учебную, учебно-методическую и другую специальную литературу.
Введение в курс лекций
Логикой жизни и законодательством Российской Федерации определено, что вся непосредственная работа по охране труда работников, по обеспечению безопасности и безвредности учебного процесса на здоровье обучающихся и/или воспитанников, а также по обеспечению безопасности имущества образовательного учреждения возложено на само образовательное учреждение, все обязанности которого выполняют его работники. За всю эту работу отвечает, в первую очередь, руководители учреждения, особенно первый руководитель.
Вот здесь-то руководитель, занятый основной деятельностью образовательного учреждения, сталкивается с постоянно сопутствующими ей проблемами обеспечения безопасности этой деятельности, от которых, с одной стороны, он никак не может отмахнуться, а, с другой стороны, и разрешить их один до конца не в состоянии.
Дело в том, что абсолютной безопасности не существует, и всегда есть опасность получения производственной травмы или профессионального заболевания работником, т.е. «невыполнение» требований охраны труда.
Кроме того, поведение работника (пострадавшего/жертвы) в 80% всех несчастных случаев оказывается либо случайно ошибочным, либо намеренно рискованным, а руководитель не может быть «нянькой» всем своим работникам постоянно и одновременно!
Если учесть, что вопросы охраны труда в образовательных учреждениях переплетаются с проблемами обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников, то становится ясна МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ в образовательных учреждениях.
Безопасность нормального функционирования образовательного учреждения – это состояние защищенности жизненного важных интересов личности (обучающихся, воспитанников и сотрудников/работников) и общества (включая собственников образовательного учреждения).
Обеспечение безопасности – сложная организационно-техническая задача, успешное решение которой возможно только при условиях, не позволяющих реализоваться опасностям. Одним из таких важнейших условий является постоянное продуманное целенаправленное противостояние опасностям, требующее постоянных затрат организационных (человеческих), материальных (овеществленных) и финансовых (денежных) ресурсов.
Неся персональную ответственность, никакой руководитель не может и не должен выполнять ВСЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ (или образовательного учреждения) ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ лично. Для этого у него есть подчиненные. Многие их них грамотные специалисты и также заняты организацией обучения на своем уровне или в своем секторе обязанностей и ответственности.
А потому руководитель должен, во-первых, организовать безопасный труд своих подчиненных и безопасное функционирование образовательного учреждения, а, во-вторых, организовать работу по охране труда и безопасности в руководимом им учреждении/подразделении.
Но сделать это можно, если знаешь ЧТО делать и КАК делать.
Именно этому и посвящен настоящий курс обучения. Он содержит все основные сведения по охране труда и безопасности образовательного учреждения в пределах минимума, необходимого руководителю образовательного учреждения или его подразделения.
Напомним, что основной причиной производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников являются неблагоприятные условия труда, нарушения элементарных требований охраны труда и безопасности производства.
Подчеркнем, что «охрана труда» включает в себя «безопасность труда» и «гигиену труда» и касается только наемных работников, работающих по трудовому договору с работодателем.
Для образовательных учреждений работодателем выступает учреждение – юридическое лицо, заключившее договор с работником. При этом функции работодателя перераспределяются между работниками – должностными лицами работодателя. Наибольшие обязанности и ответственность естественно несет первый руководитель учреждения, а в подразделении – руководитель данного подразделения.
Заметим, что руководитель образовательного учреждения отвечает и за безопасность самого образовательного учреждения (в первую очередь от пожара), и за безопасность всех его сотрудников и обучающихся/воспитанников (в первую очередь от массового отравления и от инфекционных заболеваний, а также «детского» и производственного травматизма).
ОХРАНА ТРУДА
Курс лекций
для руководителей образовательных учреждений
в 5 частях
Часть 1.
Основы охраны труда
(первый день занятий)
Содержание
ОХРАНА ТРУДА 1
Тема 1.1.
Трудовая деятельность человека 23
Вопрос 1.1.1.
Общие понятия о трудовой деятельности человека 23
Вопрос 1.1.2.
Общие сведения об организме человека 26
Вопрос 1.1.3.
Организм человека и внешняя среда 32
Вопрос 1.1.4.
Условия труда 35
Тема 1.2.
Основные принципы обеспечения безопасности 43
Вопрос 1.2.1.
Понятие «безопасность» и «безопасность труда» 43
Вопрос 1.2.2.
Идентификация опасностей и оценка риска 46
Вопрос 1.2.3.
Основные принципы обеспечения безопасности 48
Тема 1.3.
Основные принципы обеспечения охраны труда 50
Вопрос 1.3.1.
Понятие «охрана труда» 50
Вопрос 1.3.2.
Понятие социально приемлемого риска 51
Вопрос 1.3.3.
Основные принципы обеспечения охраны труда 52
Вопрос 1.3.4.
Состояние условий труда в Российской Федерации 53
Вопрос 1.3.5.
Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда 54
Вопрос 1.3.6.
Экономическое обеспечение охраны труда 56
Тема 1.4.
Основные положения
трудового права 60
Вопрос 1.4.1.
Основные понятия трудового права 60
Вопрос 1.4.2.
Международные трудовые нормы 62
Вопрос 1.4.3.
Нормы российского трудового права 64
Вопрос 1.4.4.
Трудовой договор между работником и работодателем 66
Вопрос 1.4.5
Дисциплина труда и методы ее обеспечения 78
Вопрос 1.4.6.
Внутренний трудовой распорядок 79
Вопрос 1.4.7.
Соблюдение режима труда и отдыха 80
Вопрос 1.4.8.
Социальное партнерство 83
Вопрос 1.4.9.
Особенности регулирования труда женщин 87
Вопрос 1.4.10.
Особенности регулирования наемного труда молодежи 91
ТЕМА 1.5.
Правовые основы обеспечения безопасности и охраны труда 94
Вопрос 1.5.1.
Правовые источники безопасности и охраны труда 94
Вопрос 1.5.2.
Нормативные документы МОТ по охране труда 95
Вопрос 1.5.3.
Государственная политика в сфере охраны труда 96
Вопрос 1.5.4.
Гарантии права работников на безопасный труд 99
Вопрос 1.5.5.
Правовые основы безопасности образовательного учреждения 100
Вопрос 1.5.6.
Правовые основы обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников, персонала 102
Тема 1.6.
Государственное регулирование
в сфере охраны труда 104
Вопрос 1.6.1.
Основные принципы государственного регулирования
в сфере охраны труда в рыночной экономике 104
Вопрос 1.6.2.
Государственное управление охраной труда 106
Вопрос 1.6.3.
Регулирование деятельности работодателя через региональные рынки услуг по охране труда 109
Вопрос 1.6.4.
Государственный контроль и надзор за соблюдением
трудового законодательства и охраной труда 110
Вопрос 1.6.5.
Органы государственного специализированного надзора 111
Вопрос 1.6.6.
Государственная экспертиза условий труда 113
Вопрос 1.6.7.
Организация общественного контроля 114
Тема 1.7.
Государственные нормативные требования охранЫ труда 116
Вопрос 1.7.1.
Основы принятия и применения
государственных нормативных требований охраны труда 116
Вопрос 1.7.2.
Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда 117
Вопрос 1.7.3.
Нормативные акты по безопасности 120
Вопрос 1.7.4.
Закон о техническом регулировании 125
Вопрос 1.7.5.
Действие локальных нормативных актов,
содержащих нормы трудового права 126
Тема 1.8.
Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка 128
Вопрос 1.8.1.
Основные типы работников 128
Вопрос 1.8.2.
Трудовые обязанности работника 136
Вопрос 1.8.3.
Права и трудовые обязанности работника
по охране труда 138
Вопрос 1.8.4.
Ответственность работников по соблюдению требований охраны труда 141
Тема 1.9.
Обязанности и ответственность
должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда 144
Вопрос 1.9.1.
Должностные лица и их обязанности 144
Вопрос 1.9.2.
Ответственность должностных лиц 149
Тема 2.1.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда 157
Вопрос 2.1.1.
Обязанности работодателя по охране труда 157
Вопрос 2.1.2.
Основные мероприятия по организации работы по охране труда и безопасности образовательного учреждения 161
Вопрос 2.1.3.
Служба охраны труда образовательного учреждения и ее функции 165
Вопрос 2.1.4.
Распределение обязанностей работодателя
по охране труда среди работников 171
Вопрос 2.1.5.
Организация контроля по охране труда 172
Вопрос 2.1.6.
Использование услуг специализированных организаций
в сфере охраны труда 175
Тема 2.2.
Управление внутренней мотивацией работников на безопасный труд и соблюдение требований охраны труда 176
Вопрос 2.2.1.
Общие понятия о внутренней мотивации человека 176
Вопрос 2.2.2.
Человеческий фактор в обеспечении безопасности 177
Вопрос 2.2.3.
Общие принципы подбора работников 178
Вопрос 2.2.4.
Управление мотивацией деятельности работников
по охране труда 180
Вопрос 2.2.5.
Организация смотров-конкурсов по охране труда 183
Вопрос 2.2.6.
Понятия «культура охраны труда», «культура безопасности» 185
Вопрос 2.2.7.
Всемирный день охраны труда 185
ТЕМА 2.3.
Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда 186
Вопрос 2.3.1.
Работники и их доверенные лица 186
Вопрос 2.3.2.
Комитеты (комиссии) по охране труда 187
Вопрос 2.3.3.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда 190
Вопрос 2.3.4.
Планирование мероприятий по охране труда и разработка программ по улучшению условий и охраны труда в учреждении 191
Вопрос 2.3.5.
Коллективный договор 191
Тема 2.4.
Организация системы управления охраной труда 196
Вопрос 2.4.1.
Внедрение современных систем управления –
веление времени и глоболизации экономики 196
Вопрос 2.4.2.
Основные принципы, элементы, понятия и термины современных систем управления 201
Вопрос 2.4.3.
Основные документы по системам управления охраной труда 204
Вопрос 2.4.4.
Требования к системе управления охраной труда 207
2.4.4.1 Общие требования 207
2.4.4.2. Политика учреждения в области охраны труда 208
2.4.4.3. Идентификация опасностей, оценка риска и управление им 209
2.4.4.4. Планирование мероприятий и функционирования системы управления охраной труда 210
Вопрос 2.4.5.
Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда 211
2.4.5.1. Структура работ и распределение ответственности 211
2.4.5.2. Распределение обязанностей по охране труда 212
2.4.5.3. Обучение, квалификация и компетентность персонала 213
2.4.5.4. Информирование и инструктирование персонала 213
2.4.5.5. Подготовленность к аварийным ситуациям 214
2.4.5.6. Передача и обмен информацией 214
2.4.5.7. Документация системы управления охраной труда 214
2.4.5.8. Управление производственно-технологическими операциями 216
Вопрос 2.4.6.
Контроль результативности охраны труда 217
2.4.6.1. Методы периодической оценки состояния охраны труда 217
2.4.6.2. Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия 218
2.4.6.3. Аварии, несчастные случаи и происшествия 219
2.4.6.4. Записи и управление записями 219
2.4.6.5. Аудит системы управления охраной труда 219
Вопрос 2.4.7.
Рассмотрение (анализ) руководством образовательного учреждения функционирования системы управления охраной труда 221
Вопрос 2.4.8.
Действия по совершенствованию СУОТ 222
2.4.8.1. Предупреждающие и корректирующие действия 222
2.4.8.2. Непрерывное совершенствование 222
Вопрос 2.4.9.
Создание и внедрение СУОТ 223
Тема 2.5.
Аттестация рабочих мест по условиям труда 225
Вопрос 2.5.1.
Цели и задачи аттестации рабочих мест 225
Вопрос 2.5.2.
Порядок проведения аттестации рабочих мест 226
Вопрос 2.5.3.
Оценка травмобезопасности рабочих мест 234
Вопрос 2.5.4.
Оценка обеспеченности работников средствами
индивидуальной защиты 237
Вопрос 2.5.5.
Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте 239
Вопрос 2.5.6.
Итоговая (результирующая) оценка условий труда 240
Вопрос 2.5.7.
Карты аттестации рабочего места 241
Вопрос 2.5.8.
Реализация результатов аттестации рабочих мест
по условиям труда 242
Тема 2.6.
Разработка инструкций по охране труда 243
Вопрос 2.6.1. Назначение инструкций 243
Вопрос 2.6.2.
Порядок разработки и утверждения инструкций 244
Вопрос 2.6.3.
Содержание и написание инструкции 248
Тема 2.7.
Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда 255
Вопрос 2.7.1.
Порядок обучения 255
Вопрос 2.7.2.
Обучение безопасным методам и приемам труда. Инструктирование 257
ТЕМА 2.8.
Обеспечение работников средствАМИ индивидуальной защиты 261
Вопрос 2.8.1. Общие требования к средствам индивидуальной защиты 261
Вопрос 2.8.2.
Средства защиты головы 262
Вопрос 2.8.3.
Средства защиты лица 263
Вопрос 2.8.4.
Средства защиты тела 263
Вопрос 2.8.5.
Средства защиты рук 264
Вопрос 2.8.6.
Средства защиты ног 264
Вопрос 2.8.7.
Особые виды средств индивидуальной защиты 265
2.8.7.1. Средства защиты органов дыхания 265
2.8.7.2. Средства защиты органов зрения 266
2.8.7.3. Средства защиты органов слуха 267
2.8.7.4. Дерматологические средства защиты кожи 268
2.8.7.5. Средства защиты от падения с высоты 268
Вопрос 2.8.8.
Обязанности должностных лиц работодателя по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты 269
Вопрос 2.8.9.
Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты 271
Тема 2.9.
Основы предупреждения профессиональной заболеваемости 276
Вопрос 2.9.1.
Основы профилактики профессиональных заболеваний 276
Вопрос 2.9.2.
Профессиональный отбор работников 277
Вопрос 2.9.3.
Предварительные и периодические медицинские осмотры 279
Вопрос 2.9.4.
Обеспечение работников молоком
и другими равноценными продуктами 281
Вопрос 2.9.5.
Правила выдачи бесплатного лечебно-профилактического питания 285
Вопрос 2.9.6.
Санитарно-бытовое обслуживание работников 287
Тема 2.10.
Документация и отчетность по охране труда 287
Вопрос 2.10.1.
Перечень необходимой документации по охране труда 287
Вопрос 2.10.2.
Перечень необходимых документов по охране труда
на рабочих местах 288
Вопрос 2.10.3.
Отчетность в области охраны труда 289
Тема 2.11.
Сертификация ОРГАНИЗАЦИИ работ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА 290
Вопрос 2.11.1.
Цели и задачи сертификации организации работ по охране труда 290
Вопрос 2.11.2.
Основные положения системы сертификации работ
по охране труда 291
Тема 3.1.
ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА 299
Вопрос 3.1.1.
Основные причины производственных травм 299
Вопрос 3.1.2.
Общие принципы обеспечения безопасности труда 304
Вопрос 3.1.3.
Основные виды средств коллективной защиты 307
Тема 3.2.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 311
Вопрос 3.2.1.
Основные направления обеспечения безопасности процесса производства 311
Вопрос 3.2.2.
Основные меры по обеспечению безопасности производственных процессов 312
Вопрос 3.2.3.
Учет мер безопасности при проектировании 313
Вопрос 3.2.4. Разработка технологических регламентов 314
Вопрос 3.2.5. Безопасность эксплуатации зданий и сооружений 314
Вопрос 3.2.6.
Содержание производственных и вспомогательных помещений 317
Вопрос 3.2.7.
Безопасность производственного оборудования 317
Вопрос 3.2.8.
Безопасная эксплуатация инструмента, приспособлений и инвентаря, предохранительных и оградительных устройств 319
Вопрос 3.2.9.
Требования к хранению и транспортированию материалов 321
Тема 3.3.
СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ 322
Вопрос 3.3.1.
Воздушная среда 322
Вопрос 3.3.2.
Вентиляция 324
Вопрос 3.3.3.
Защита от шума 326
Вопрос 3.3.4.
Вибрация и защита от нее 327
Вопрос 3.3.5.
Освещение 329
Вопрос 3.3.6. Неионизирующие излучения 333
Вопрос 3.3.7.
Ионизирующие излучения и защита от них 335
Тема 3.4.
ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 338
Вопрос 3.4.1.
Опасные производственные объекты 338
Вопрос 3.4.2.
Российское законодательство в области промышленной безопасности 339
Вопрос 3.4.3.
Общие мероприятия промышленной безопасности 339
Вопрос 3.4.4.
Организация и осуществление производственного контроля 342
Вопрос 3.4.5.
Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин 345
Вопрос 3.4.6.
Требования безопасности при эксплуатации сосудов, баллонов, трубопроводов 346
Вопрос 3.4.7.
Основные мероприятия контрольно-пропускного режима 346
Тема 3.5.
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТЬЮ 353
Вопрос 3.5.1.
Перечень работ с повышенной опасностью 353
Вопрос 3.5.2.
Порядок допуска к работам с повышенной опасностью 354
Вопрос 3.5.3.
Проведение работ с повышенной опасностью 357
Тема 3.6.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ 358
Вопрос 3.6.1.
Основные причины и виды электротравматизма 358
Вопрос 3.6.2.
Поражающее действие электрического тока на организм человека 359
Вопрос 3.6.3.
Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током 360
Вопрос 3.6.4.
Защита от поражения электротоком 362
Вопрос 3.6.5.
Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током 364
Вопрос 3.6.6.
Защитное заземление, зануление, отключение 364
Вопрос 3.6.7.
Организация безопасной эксплуатации электроустановок 367
Вопрос 3.6.8.
Организация обучения правилам электробезопасности в образовательных учреждениях 368
Тема 3.7.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 372
Вопрос 3.7.1.
Общие понятия пожарной безопасности 372
Вопрос 3.7.2.
Потенциальные источники зажигания 374
Вопрос 3.7.3.
Опасные факторы пожара и взрыва 375
Вопрос 3.7.4.
Основы пожарной профилактики 376
Вопрос 3.7.5.
Обязанности и ответственность администрации образовательного учреждения в области пожарной безопасности 379
Вопрос 3.7.6.
Средства оповещения о пожаре 381
Вопрос 3.7.7. Средства пожарно-технической защиты
и средства тушения пожаров 382
Вопрос 3.7.8. Требования пожарной безопасности
в образовательных учреждениях 383
Тема 3.8.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ В АВАРИЙНЫХ ситуациях 387
Вопрос 3.8.1.
Основные виды аварийных ситуаций 387
Вопрос 3.8.2.
Основные требования по обеспечению готовности
к аварийным ситуациям 389
Вопрос 3.8.3. Действия работников в аварийных ситуациях 390
Вопрос 3.8.4. Действия работников при пожаре 391
Тема 4.1.
Общие правовые принципы возмещения причиненного вреда 398
Вопрос 4.1.1.
Правовые основы возмещения вреда пострадавшему 398
Вопрос 4.1.2.
Порядок возмещения вреда, причиненного жизни
и здоровью граждан 400
Вопрос 4.1.3.
Общие основания ответственности за причинение вреда 403
Вопрос 4.1.4.
Возмещение морального вреда 408
Тема 4.2.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 411
Вопрос 4.2.1.
Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании 411
Вопрос 4.2.2.
Страхование как способ компенсации вреда 412
Вопрос 4.2.3.
Правовые основы страхования профессиональных рисков 415
Вопрос 4.2.4.
Права, обязанности и ответственность субъектов страхования 420
Вопрос 4.2.5.
Средства на осуществление страхования
от профессиональных рисков 425
Вопрос 4.2.6.
Определение размера страховых тарифов 428
Вопрос 4.2.7.
Определение скидок и надбавок к тарифам 428
Вопрос 4.2.8.
Частичное использование страхователями страховых взносов на профилактику страховых случаев 433
Вопрос 4.2.9.
Обеспечение по страхованию 434
Тема 4.3.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве 437
Вопрос 4.3.1. Производственные травмы и их классификация 437
Вопрос 4.3.2.
Квалификация несчастных случаев на производстве 438
Вопрос 4.3.3.
Обязанности работников и работодателя при несчастном случае на производстве 441
Вопрос 4.3.4.
Порядок расследования несчастных случаев на производстве 443
Вопрос 4.3.5.
Особенности формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, происшедших в отдельных отраслях и организациях с отдельными категориями работников (граждан) 447
Вопрос 4.3.6.
Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет 450
Вопрос 4.3.7.
Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве 453
Тема 4.4.
Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний 454
Вопрос 4.4.1.
Профессиональные заболевания и их классификация 454
Вопрос 4.4.2.
Квалификация профессиональных заболеваний 457
Вопрос 4.4.3.
Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания 460
Вопрос 4.4.4.
Порядок оформления акта о случае профессионального заболевания 462
Тема 4.5.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ 463
Вопрос 4.5.1.
Роль первой помощи пострадавшему при несчастном случае 463
Вопрос 4.5.2.
Требования, предьявляемые к оказывающему первую помощь 464
Вопрос 4.5.3.
Краткие сведения об организме человека 465
Вопрос 4.5.4.
Общий порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему на месте происшествия 467
Вопрос 4.5.5.
Оценка состояния пострадавшего 469
Вопрос 4.5.6.
Транспортировка пострадавшего 471
Вопрос 4.5.7.
Повязки, используемые при травмах различной локализации 475
ПОВЯЗКИ НА ГОЛОВУ 475
ПОВЯЗКА НА ГЛАЗ 476
ПОВЯЗКИ НА ГРУДНУЮ КЛЕТКУ 477
ПОВЯЗКИ НА КОНЕЧНОСТИ 477
Вопрос 4.5.8.
Минимально необходимые средства для оказания первой помощи при травмах и других неотложных состояниях 479
Вопрос 4.5.9.
Краткие сведения о состояниях, наиболее угрожающих жизни и здоровью при травмах 480
КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ 480
ОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ 481
КОМА 481
КОЛЛАПС 481
ШОК 482
ОБМОРОК 482
КРОВОТЕЧЕНИЕ 483
ТРАВМА ГОЛОВЫ 484
ТРАВМА ГРУДИ 486
ТРАВМА ПОЗВОНОЧНИКА 486
ТРАВМА ЖИВОТА 487
ТРАВМА ТАЗА 488
ТРАВМЫ КОНЕЧНОСТЕЙ 489
ОЖОГИ 492
ОТМОРОЖЕНИЯ 494
ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ 494
ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ 495
ЭЛЕКТРОТРАВМА 495
БОЛИ В СЕРДЦЕ 496
БОЛИ В ЖИВОТЕ (острый живот) 497
Вопрос 4.5.10.
Основы сердечно-легочной реанимации 498
Вопрос 4.5.11.
Остановка кровотечения 503
Вопрос 4.5.12.
Защита раны от инфицирования 507
Вопрос 4.5.13
Алгоритмы действий при оказании первой помощи пострадавшему 508
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИИ 508
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМЕ ГОЛОВЫ 509
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМЕ ПОЗВОНОЧНИКА 510
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМЕ ГРУДИ 510
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМЕ ЖИВОТА 512
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМЕ ТАЗА 512
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ КОНЕЧНОСТЕЙ 513
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ТРАВМАХ 514
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ СОСТОЯНИЯХ СВЯЗАННЫХ С ПОТЕРЕЙ СОЗНАНИЯ 517
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ 518
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЭЛЕКТРОТРАВМЕ 519
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ БОЛИ В СЕРДЦЕ 520
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ БОЛИ В ЖИВОТЕ 520
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
для обучения по охране труда 521
Лекция 1
|