Санкт-Петербургский государственный университет
|
Председатель ГАК,
профессор
__________________ О.А. Пикулева
|
Особенности эмоциональной регуляции у детей в доме ребенка с семейным окружением
Диссертация
на соискание степени Магистра по направлению 030300 – Психология
основная образовательная программа «Психология здоровья»
1-ый рецензент Исполнитель
К.пс.н, доцент Студент
Пальмов О.И. Петрова О.В.
______________(подпись) ______________(подпись)
2-ый рецензент Научный руководитель
К.пс.н., педагог-психолог К.пс.н., доцент
Борковская О.Л. Солодунова М.Ю.
______________(подпись) ______________(подпись)
Санкт-Петербург
2016
Содержание
Аннотация 3
Обозначения и сокращения 5
Введение 7
Глава 1. Литературный обзор 10
1.1 Эмоциональное регулирование как предмет исследования 10
1.1.1Понятие эмоционального регулирования: зарубежные исследования 10
1.1.2 Понятие эмоционального регулирования: отечественные исследования 13
1.1.3 Факторы, влияющие на формирование эмоционального регулирования 18
1.2 Исследования эмоциональной регуляции у детей раннего возраста. 27
1.3 Исследования эмоциональной регуляции у детей раннего возраста, воспитывающихся в учреждениях 34
1.3.1 Психическое развитие детей в домах ребенка 34
1.3.2. Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка 39
Глава 2. Методы и организация исследования 44
2.1 Цели и задачи исследования 44
2.2 Описание выборки 44
2.3 Методы психологического обследования 46
2.3.1. Индекс функциональных способностей (Functional Ability Index, Simeonsson & Bailey, 1988; Мухамедедрахимов, Пальмов, Истомина, 2000) 46
2.3.2 «Руководство по оценке эмоций в паре «ребенок-близкий взрослый» (Dyadic Affect Manual, DAM, Osofsky, Muhamedrahimov, Hammer, 1998) 46
2.4 Процедура исследования 48
2.5 Математико-статистические методы обработки данных 49
2.6 Экспериментальные данные 50
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 51
3.1 Описательные статистики и сравнение средних значений характеристик эмоций и поведения детей 51
3.2 Изучение показателей эмоций и поведения детей из двух домов ребенка в зависимости от пола и возраста в ситуациях взаимодействия и разлучения с близкими взрослыми 53
3.3 Изучение возрастной динамики интенсивности эмоций и поведения у детей 59
3.3.1 Изучение возрастной динамики интенсивности эмоций и поведения у детей в семейном и традиционном домах ребенка в ситуациях взаимодействия и разлучения 60
3.3.2 Различия возрастной динамики эмоций и поведения у детей в семейном и традиционном домах ребенка 70
3.4 Изучение стратегий эмоциональной регуляции у детей из семейного и традиционного домов ребенка 74
Обсуждение результатов 77
Выводы 83
Заключение 84
Список использованной литературы: 85
Приложения 92
Аннотация
В рамках проекта по изучению влияния ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка мы провели исследование, направленное на изучение эмоциональной регуляции детей в домах ребенка с различным социальным окружением. Целью данного исследования было изучить особенности эмоциональной регуляции у детей, проживающих в доме ребенка с семейным окружением. В исследовании приняли участие 63 ребенка младенческого и раннего возраста, проживающие в двух домах ребенка города Санкт-Петербурга. Для выделения группы типично развивающихся детей в обоих домах ребенка был использован «Индекс функциональных способностей» (FAI, Simeonsson & Bailey, 1988), а для изучения характеристик выражения эмоций у детей использовалась методика «Оценка эмоций в паре «ребенок – близкий взрослый»» (Dyadic Affect Manual, DAM, Osofsky, Muhamedrahimov, Hammer, 1998). Анализ результатов показал, что характеристики выражения эмоций у детей из двух домов ребенка при взаимодействии и разлучении с близким взрослым отличаются: дети в доме ребенка с семейным социальным окружением демонстрируют большую эмоциональную активность, выражая интерес, возбуждение, агрессию на объекты и используя мелко-моторную активность большей интенсивности в ситуациях взаимодействия, а при разлучении со взрослым – печаль большей интенсивности по сравнению с детьми из традиционного дома ребенка. Было показано, что в доме ребенка семейного типа не происходит формирования особых паттернов эмоциональной регуляции с возрастом детей, тогда как в традиционном доме ребенка формируется специфическая стратегия эмоционального реагирования, связанная с увеличением интенсивности позитивного тона и активности и угнетением использования негативного тона.
Также было обнаружено, что для детей из обоих домов ребенка характерно проявлять узкий диапазон эмоциональных реакций, в то же время, для детей в семейном доме ребенка характерны более разнообразные стратегии эмоциональной регуляции в ситуациях взаимодействия и разлучения с близкими взрослыми, в то время как большинство детей из традиционного дома ребенка используют стратегию “подавления” с угнетением негативных эмоций и регуляцией эмоционального напряжения за счет большой двигательной активности и стереотипных движений.
ABSTRACT
This research was a part of a scientific project «Impact of Early Deprivation on Bio-Behavioral Indicators of Child Development». The research aim was to study emotional regulation in children from two orphanages. The first one was an orphanage with family-like social-emotional environment, the second one – a traditionally organized orphanage. Participants: 63 typically-developing young children. Method: The Functional Abilities Index (FAI, Simeonsson & Bailey, 1988), Dyadic Affect Manual (DAM, Osofsky, Muhamedrahimov, Hammer, 1998). Results. Emotional expressions in free play-separation-reunion with primary caregiver episodes were different in children from two orphanages: children from the family-like orphanage showed more intensive emotional activity, expressing interest, excitement, aggression to objects and using manipulations of greater intensity in the interaction episodes, and sadness of higher intensity when separated from primary caregivers than children from traditional orphanage. In traditionally-organized orphanage children developed specific regulation strategy with increasing positive tone and activity level, and decreasing negative tone. It was also found that children from both orphanages showed a narrow range of emotional reactions; at the same time, children in the family-like orphanage were characterized by a variety of emotional regulation strategies in interaction/separation with primary caregivers, while the majority of children from the traditional orphanage demonstrated a strategy of negative emotions "suppression" and the regulation of emotional stress through the gross motor activities and stereotype movements.
|