МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научно-инновационной работе
_______________________ А.А. Максименко
«____»____________ 2016 г.
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
по основной образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров по направлению
38.06.01 Экономика
для профиля:
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
Квалификация: Исследователь. Преподаватель исследователь
Барнаул 2016
Настоящая программа утверждена на заседании кафедры ТМ (протокол №___ от ________ апреля 2016 г)
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Цели и задачи ГИА
Целью государственной итоговой аттестации (далее ГИА) является является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Задачами ГИА являются проверки уровней сформированности компетенций, определенных ФГОС, ООП АлтГТУ по направлению 38.06.01 Экономика и отнесенных учебным планом ООП к освоению на завершающем этапе в процессе государственной итоговой аттестации.
1.2 Виды государственных аттестационных испытаний
Государственная итоговая аттестация аспирантов проходит в соответствии с «Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации аспирантов в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова» и осуществляется в форме:
– подготовки к сдаче и сдачи государственного экзамена;
– представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).
Государственный экзамен проводится в форме двух испытаний:
устного междисциплинарного экзамена по комплексу дисциплин (модулей):
- ряду разделов специальной дисциплины, одноименной с названием профиля обучаемых,
- общепрофессиональным дисциплинам направления:
«Профессиональные компетенции преподавателя технического вуза»;
«Методы статистической обработки в научных исследованиях»;
«Методология подготовки написания диссертации»;
«Язык и стиль научного изложения»;
«Педагогическая практика»,
с распределением вопросов перечисленных дисциплин по разным экзаменационным билетам.
2) защиты (с презентацией) индивидуального творческого задания по разработке рабочей программы учебной дисциплины, одноимённой с названием научно-квалификационной работы (диссертации).
1.3 Сроки проведения государственной итоговой аттестации
Сроки проведения ГИА зафиксированы в календарном учебном графике ООП по направлению 38.06.01 Экономика в пределах норм установленных ФГОС.
1.4 Виды профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники данного направления подготовки согласно ФГОС:
- научно-исследовательская деятельность в области экономики:
- фундаментальные исследования в области экономической теории и финансов;
- исследования в области истории экономических процессов, истории экономических учений и развития методологии экономического анализа;
- исследования национальной и мировой финансовых систем;
- общегосударственных, территориальных и местных финансов;
-финансов хозяйствующих субъектов;
- финансов домохозяйств;
- рынка ценных бумаг и валютного рынка;
- рынок страховых услуг;
- денежного рынка, денежной системы и денежного оборота;
- оценочной деятельности;
- кредитных отношений, банков и иных финансово-кредитных организаций;
- разработка и совершенствование математических и инструментальных методов экономического анализа, методов анализа экономической статистики и бухгалтерского учета;
- прикладные экономические исследования на основе фундаментальных методов экономического анализа;
- исследование проблем становления и развития теории и практики управления организациями как социальными и экономическими системами с целью вскрытия устойчивых связей и закономерностей, определяющих природу и содержание этих проблем, логику и механизмы их разрешения;
- выявление, анализ и разрешение проблем инновационного развития национальной экономики, управления основными параметрами инновационных процессов в современной экономике, научно-технического и организационного обновления социально-экономических систем, а также методов и инструментов оценки результатов инновационной деятельности;
- планирование, организация и управление потоками материальных, информационных, финансовых и людских ресурсов с целью их рационализации;
- спрос и предложение, структура и развитие рынков, их исследование и сегментация, рыночное позиционирование продуктов и компаний, конкурентоспособность и конкуренция, концепции маркетинга, методы и формы управления маркетинговой деятельностью в организации в современных условиях развития российской экономики и глобализации рынков;
- исследования, раскрывающие источники и механизмы достижения фирмами конкурентных преимуществ на современных рынках, новейшие явления и тенденции мировой практики управления компаниями;
- фундаментальные и прикладные исследования отраслевых, региональных и мировых рынков;
- организационно-хозяйственной деятельности субъектов рынка;
- разработка теоретических и методологических принципов, методов и способов управления социальными и экономическими системами;
- анализ современных тенденций и прогнозов развития экономики, определение научно обоснованных организационно-экономических форм деятельности;
- совершенствование методов управления и государственного регулирования;
- изучение закономерностей и тенденций развития системы ведения предпринимательской деятельности;
- методологии, теории формирования и развития предпринимательства.
- преподавательская деятельность:
- разработка учебных курсов по областям профессиональной деятельности, в том числе на основе результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований, включая подготовку методических материалов, учебных пособий и учебников;
- преподавание экономических дисциплин и учебно-методическая работа по областям профессиональной деятельности;
- ведение научно-исследовательской работы в образовательной организации, в том числе руководство научно-исследовательской работой студентов.
2 ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЕМОМУ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ НА ЭТАПЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
2.1 Перечень компетенций, уровень сформированности которых оценивается ГЭК
Универсальные:
способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
Общепрофессиональные:
способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);
готовность организовать работу исследовательского коллектива в научной отрасли, соответствующей направлению подготовки (ОПК-2);
готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-3).
Профессиональные:
владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-1);
владение методами стратегического анализа отраслей, промышленных комплексов и предприятий (ПК-2);
владение методами исследований экономических отношений, возникающих в процессе развития народного хозяйства; методами, механизмами и технологиями институциональных преобразований в условиях рыночной экономики (ПК-3);
умение разрабатывать корпоративную стратегию, использовать современные методы управления в экономических системах (ПК-4);
способность выявлять методические проблемы экономики промышленности как науки, разрабатывать методические основы и методы их решения (ПК-5);
способность предоставлять результаты исследований в виде научного отчета (диссертации, научного доклада, статьи в научных изданиях) (ПК-6);
владение современными методами и методиками преподавания экономических и управленческих дисциплин (ПК-7);
готовность к преподавательской деятельности в области профессиональных дисциплин по профилю «Экономика и управление народным хозяйством» (ПК-8).
2.2 Показатели освоения результатов образовательной программы
Таблица 1
Код компетенций
|
Показатели освоения
|
знать
|
уметь
|
владеть
|
УК-5
|
этические нормы, применяемые в соответствующей области профессиональной деятельности (организация НИР)
|
принимать решения и выстраивать линию профессионального поведения с учетом этических норм, принятых в соответствующей области профессиональной деятельности (организация НИР)
|
навыками организации работы исследовательского и педагогического коллектива на основе соблюдения принципов профессиональной этики (организация НИР)
|
УК-6
|
содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда (организация НИР)
|
формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей (организация НИР)
|
осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом (организация НИР)
|
ОПК-1
|
современные способы использования информационно-коммуникационных технологий в выбранной сфере деятельности
|
выбирать и применять в профессиональной деятельности экспериментальные и расчетно-теоретические методы исследования
|
навыками поиска (в том числе с использованием информационных систем и баз данных) и критического канализа информации по тематике проводимых исследований;
навыками представления и продвижения результатов интеллектуальной деятельности
|
ОПК-2
|
базовые принципы и методы организации работы исследовательского коллектива в научной отрасли, соответствующей направлению подготовки.
|
составлять общий план работы исследовательского коллектива по заданной теме, предлагать методы исследования и способы обработки результатов;
проводить исследования по согласованному с коллективом плану, представлять полученные результаты
|
навыками поиска (в том числе с использованием информационных систем и баз данных) и критического анализа информации по тематике проводимых исследований;
навыками планирования научного исследования,
анализа получаемых результатов и формулировки выводов;
навыками представления и продвижения результатов интеллектуальной деятельности
|
ОПК-3
|
цели и задачи учебной дисциплины, методические приемы, применяемые при проведении конкретного вида учебной работы.
(апробация и публикация)
|
доходчиво доносить до студентов содержание тем изучаемой учебной дисциплины; организовать работу группы студентов при проведении практических занятий; осуществлять организацию самостоятельной работы студентов и контролировать ее результаты (апробация и публикация)
|
культурой организации педагогического труда, техникой информативного, демонстрационного и речевого воздействия, совокупностью умений эффективного использования педагогических приемов и средств в целях качественного решения учебно-воспитательных задач (апробация и публикация)
|
ПК-1
|
закономерности функционирования современной экономики на макроуровне
основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам макроэкономики;
современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач;
(апробация и публикация)
|
применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач
использовать современное программное обеспечение для решения экономико-статистических и эконометрических задач; формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на макроуровне (апробация и публикация)
|
методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере
навыками самостоятельной исследовательской работы; навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением современных инструментов (апробация и публикация)
|
ПК-2
|
закономерности функционирования современной экономики на уровне отраслей, промышленных комплексов и предприятий
(актуальность тематики, практическая значимость)
|
применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач в сфере промышленности (доклад, отзыв руководителя)
|
методикой и методологией проведения научных исследований в сфере промышленности;
навыками самостоятельной исследовательской работы (разработка мероприятий)
|
ПК-3
|
теоретические и методические вопросы и методы описания национальных, отраслевых и региональных экономических систем, явлений и процессов; основные закономерности и ключевые факторы развития экономики предприятий, комплексов и отраслей; методы и способы управления экономическими структурами; теории, концепции, подходы и парадигмы экономики и управления народным хозяйством
(организация НИР)
|
анализировать процессы функционирования экономических систем, организаций и их подразделений в целях рационального управления экономикой; прогнозировать и планировать развитие экономических явлений, процессов и систем; оценивать эффективность методов управления экономикой (организация НИР)
|
конкретными методами и технологиями исследования и проектирования социально- экономических систем и процессов; методами анализа, планирования, прогнозирования, стратегического и оперативного 9 управления экономикой всех отраслей народного хозяйства; методами разработки и реализации производственных программ в отдельных отраслях экономики (организация НИР)
|
ПК-4
|
стратегии поведения экономических агентов; варианты стратегии поведения экономических агентов с учетом различных факторов; (организация НИР)
|
собирать, анализировать, обобщать информацию, необходимую для разработки стратегии поведения экономических агентов (организация НИР)
|
навыками разработки стратегии поведения экономических агентов (организация НИР)
|
ПК-5
|
основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам промышленности (апробация и публикация)
|
использовать современное программное обеспечение для решения экономико-статистических и эконометрических задач отраслей, промышленных комплексов и предприятий; формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов в промышленности (апробация и публикация)
|
навыками микроэкономического моделирования с применением современных инструментов (апробация и публикация)
|
ПК-6
|
нормативные и методические документы в области экономики промышленности, требования к содержанию и правила оформления рукописей к публикации в рецензируемых научных изданиях (апробация и публикация)
|
представлять результаты НИР (в т.ч., диссертационной работы) академическому и бизнес-сообществу (апробация и публикация)
|
методами планирования, подготовки, проведения НИР, анализа полученных данных, формулировки выводов и рекомендаций по направлению "Экономика", профиль "Экономика и управление народным хозяйством" (апробация и публикация)
|
ПК-7
|
сущность общепедагогических методов и форм воспитания; особенности педагогических технологий и механизм их реализации в преподавании экономических и управленческих дисциплин; виды учебной работы, используемые в высших учебных заведениях
(апробация и публикация)
|
создавать и развивать отношения со студентами, способствующие успешной педагогической деятельности; проектировать педагогическую деятельность в преподавании экономических и управленческих дисциплин; (апробация и публикация)
|
основными методическими приемами организации разных видов учебной работы; учебным материалом и содержанием экономических и управленческих дисциплин; методами организации самостоятельной работы студентов (апробация и публикация)
|
ПК-8
|
цели и задачи учебной дисциплины, методические приемы, применяемые при проведении конкретного вида учебной работы.
(апробация и публикация)
|
доходчиво доносить до студентов содержание тем изучаемой учебной дисциплины; организовать работу группы студентов при проведении практических занятий; осуществлять организацию самостоятельной работы студентов и контролировать ее результаты (апробация и публикация)
|
культурой организации педагогического труда, техникой информативного, демонстрационного и речевого воздействия, совокупностью умений эффективного использования педагогических приемов и средств в целях качественного решения учебно-воспитательных задач (апробация и публикация)
|
3 МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ООП
Государственная итоговая аттестация является обязательной составляющей ООП для аспиранта. Она занимает ведущее место в контроле освоенных аспирантом за период обучения компетенций, необходимых для осознанного и самостоятельного построения и реализации перспектив своего развития и карьерного роста.
К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, в полном объеме выполнившие учебный план (индивидуальный учебный план).
4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
4.1 Виды и объёмы государственной итоговой аттестации
Таблица 2
Виды ГИА
|
Трудоемкость (в ЗЕТ)
|
Всего объем работы (в часах)
|
Всего учебных занятий (в часах)
|
Лекции
|
Семинары
|
Самостработа
|
Аттест.
|
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
|
3
|
108
|
-
|
-
|
108
|
Экзамен
|
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание учёной степени кандидата наук
|
6
|
216
|
-
|
-
|
216
|
Защита НКР
|
Всего
|
9
|
324
|
-
|
-
|
324
|
-
|
4.2.Содержание итоговой государственной аттестации.
4.2.1 Программа подготовки к государственному экзамену
Программа государственного экзамена приведена в Приложении к Программе ГИА.
4.2.2 Порядок проведения экзамена
- аспиранты должны быть ознакомлены с программой государственного экзамена не позднее, чем за шесть месяцев до даты его проведения;
- выпускающая кафедра организует проведение необходимых консультаций; аспирантам, разъясняет принципы и порядок проведения экзамена, критерии оценки ответов, порядок апелляции и пересдачи, а также дает ответы по существу на все вопросы, возникшие при подготовке к экзамену;
– форма экзамена – устная, экзаменационные листы (материалы для ответов на экзаменационные билеты) аспиранты пишут на специальных бланках, подготовленных выпускающей кафедрой;
– продолжительность экзамена: подготовка к ответам на вопросы экзаменационного билета – не более 1,5 часа, ответы на вопросы экзаменационного билета и собеседование с членами ГЭК по содержанию этих ответов ~ 0,5 часа; выступление (с презентацией) по РПД, одноименной с названием НКР аспиранта и ответы на вопросы по содержанию выступления ~ 0,5 часа (при этом, выступление не более 0,25 часа). Между первой частью экзамена (подготовка и ответы на экзаменационные билеты) и второй (доклад по РПД и его обсуждение) - перерыв не менее 30 минут;
– порядок хранения экзаменационных работ (экзаменационные листы), презентации доклада по РПД, результаты экзамена вместе с копиями контрольных экзаменационных заданий передаются в отдел аспирантуры и докторантуры в недельный срок после даты проведения экзамена, в дальнейшем результаты экзамена не пересматриваются; материалы экзаменационной процедуры хранятся на выпускающей кафедре в течение трёх лет.
5 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
5.1 Паспорт фонда оценочных материалов для ГИА
Таблица 3
Виды ГИА
|
Код контролируемой компетенции
|
Этап (начальный, основной, завершающий)
|
Способ оценивания
|
Оценочный материал
|
Государственный экзамен
|
УК-5,6
ОПК-1-3
ПК-1-8
|
Завершающий
|
Экзамен (коллективное решение ГЭК)
|
Комплект вопросов (билетов) по дисциплинам и блокам, выносимым на государственный экзамен. РПД, подготовленная аспирантом для ГЭК, презентация доклада и доклад по ней.
|
Защита научно-квалификационной работы
|
Коллективное решение ГЭК, отзывы руководителя, организации, рецензия (рецензии)
|
НКР, представленная на отзыв руководителю и рецензенту (рецензентам) и членам ГЭК, презентация, доклад, вопросы членов ГЭК
|
5.2 Типовые вопросы для включения в экзаменационные билеты для оценки уровня освоения компетенций
5.2.1 ОПК -1,2 ПК – 1-8
По спецдисциплине профиля 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством.
Национальная экономика как хозяйственная система. Предпосылки функционирования национальной экономики.
Отраслевая структура национальной экономики. Факторы, влияющие на формирование отраслевой структуры, Показатели, характеризующие отраслевую структуру.
Региональная структура национальной экономики. Факторы, влияющие на формирование региональной структуры, Показатели, характеризующие региональную структуру.
Уровень жизни населения. Факторы, влияющие на уровень жизни. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.
Природно-ресурсный потенциал национальной экономики.
Трудовой потенциал национальной экономики.
Инновационный потенциал национальной экономики.
Инвестиционный потенциал национальной экономики.
Методологические и методические основы прогнозирования национальной экономики.
Принципы и методы экономического районирования.
Прямые и косвенные методы государственного регулирования территориального развития. Система органов государственного регулирования территориального развития в РФ и их функции.
Программы регионального развития как механизм реализации региональной политики. Принципы их разработки и реализации.
Основные направления совершенствования современной региональной политики России.
5.2.2 УК – 5,6; ОПК -3
По дисциплине «Профессиональные компетенции преподавателя технического вуза» и блоку Практика («Педагогическая практика»)
Методы и средства обучения в высшем образовании.
Структура профессиональных компетенций и уровни сформированности профессиональной компетентности преподавателя высшей школы.
Понятие и структура педагогической технологии, ее признаки. Критерии технологичности.
Структура дидактического процесса. Обучение как вид познавательной деятельности.
Основные виды деятельности и обучающие модели, реализуемые в технологии контекстного обучения; методы технологии контекстного обучения.
Культура поведения, общения и мышления педагога.
5.2.3 ОПК -1
По дисциплине «Методы статистической обработки в научных исследованиях»
1. Содержание и этапы статистического исследования. Статистическое наблюдение.
2. Понятие, виды и задачи статистического изучения взаимосвязей явлений. Статистическое изучение корреляционной связи.
3. Представление результатов статистической обработки массовых данных. Статистические таблицы. Статистические графики.
4. Статистические показатели. Абсолютные показатели. Относительные показатели. Средние величины.
5. Выборочное наблюдение. Виды и способы отбора единиц в выборочную совокупность. Ошибки выборочного наблюдения.
5.2.4 ОПК -1
По дисциплине «Методология подготовки и написания диссертации»
1. Научные публикации и труды (тезисы, научная статья, диссертация, монография, автореферат и др.) как средства развития науки и научных школ.
2. Требования ВАК РФ к диссертациям на степень кандидата наук и апробации их материалов в научной среде.
3. Мировые наукометрические показатели. Показатели результативности научных работ.
4. Разновидности информационного свертывания текста. Аннотация и реферат. Автореферат диссертации как пример информационного свертывания текста. Требования ВАК РФ к автореферату диссертации.
5. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий РФ.
6. Выбор исходных материалов, прототипов, методов исследований процессов и явлений в научной отрасли Вашего диссертационного исследования.
7. Формулирование научной новизны, практической значимости результатов, полученных в диссертационной работе. Актуальность темы диссертационного исследования и достоверность полученных результатов.
5.3 Требования к составлению контрольных экзаменационных заданий (КЭЗ)
КЭЗ разрабатываются выпускающими кафедрами не позднее, чем за 2 месяца до государственной итоговой аттестации, утверждаются директором департамента подготовки кадров высшей квалификации и хранятся на выпускающей кафедре.
КЭЗ состоят из экзаменационных билетов (в каждом из, которых – два вопроса (темы)) и задания на разработку рабочей программы дисциплины, одноименной с названием НКР аспиранта.
Один из вопросов экзаменационного билета выбирается из перечня вопросов по актуальным проблемам спецдисциплины (одноименной с названием профиля программы), актуальные проблемы которой приведены в Приложении, а типовые вопросы в пункте 5.2.1.
Другой вопрос по одной из тем других дисциплин, актуальные проблемы которых приведены в Приложении, а типовые вопросы в п.п. 5.2.2-5.2.4 настоящей Программы ГИА. Для дисциплин по выбору составители КЭЗ отслеживают соответствие этого вопроса дисциплине, изучаемой конкретным аспирантом по выбору. Допускается включать комплексные вопросы, соответствующие нескольким из изученных аспирантом дисциплин
КЭЗ должны отвечать следующим требованиям:
– количество КЭЗ должно быть не менее числа экзаменуемых;
- трудоемкость ответов на все КЭЗ должна быть приблизительно одинаковой;
– все КЭЗ должны быть индивидуальными, в них не должно быть повторяющихся вопросов;
Задание на разработку рабочей программы дисциплины (РПД), одноименной с названием НКР, доклада и презентации на заседании ГЭК изложено в Приложении к Программе ГИА. Однако за два месяца до государственного экзамена обучаемый и его научный руководитель согласуют тему НКР (а, следовательно, и РПД), если в процессе прохождения подготовки в аспирантуре на момент указанного согласования возникла необходимость в корректировании темы. При этом изменение названия темы НКР осуществляется в установленном порядке.
5.4 Типовые вопросы по докладу с презентацией РПД, одноименной с названием НКР
1.Какие новые профессиональные задачи сможет решать обучаемый после изучения Вашей дисциплины?
2. Какие элементы компетентностного подхода к обучению использовали Вы при проектировании Вашей дисциплины?
3.Чем обоснован набор типов занятий с обучаемыми при разработке Вашего курса?
4. Каков уровень подготовки должен быть у изучающих Вашу дисциплину и учли ли Вы этот уровень при адресации Вашей дисциплины?
5. Соответствует ли трудоемкость изучения Вашей дисциплины результатам, достигаемым в процессе её изучения?
6. Какова эффективность запланированных Вами оценочных средств для контроля уровня сформированности дополнительных компетенций, приобретаемых после изучения Вашей дисциплины?
5.5 Типовые вопросы членов ГЭК на защите научно-квалификационной работы
1. Какими источниками Вы пользовались при поиске научной информации по теме Ваших исследований?
2. В каких изданиях опубликованы результаты Вашей работы?
3. Какие математические модели Вы использовали при обработке результатов исследований?
4. В чем новизна результатов Ваших исследований? Как Вы охарактеризуете эту новизну: концепция, идея, обогащающая известную концепцию, или как новую методику, расширяющую границы познания?
5. На каких конференциях были доложены и/или опубликованы результаты Вашей работы?
6. Почему Вы выбрали для исследований именно эту методику?
7. Какова погрешность, выбранного Вами метода анализа? Покажите интервал достоверности на графике.
8. Дайте характеристику, выбранному Вами методу исследований.
9. Как проводилась обработка экспериментальных данных?
10. Какова достоверность полученных Вами результатов?
11.Сформулируйте практическую ценность Ваших исследований?
12. Каков Ваш вклад в результаты научных работ, опубликованных коллективом с Вашим участием?
13. Чем обоснована теоретическая значимость результатов Ваших исследований?
14. Чем обоснована практическая значимость результатов Ваших исследований?
15. Ваш прогноз по перспективы использования результатов Вашей работы.
16. Какие новые научные факты (факторы, гипотезы, тенденции, положения, идеи, доказательства) изложены в Вашей работе?
17. Удалось ли Вам в НКР раскрыть существенные противоречия в известных представлениях на изучаемый вами предмет (изучаемое явление, изучаемый процесс), если удалось, в чем оно заключается?
18. Каков результат сравнения Ваших авторских научных достижений с данными, представленными в независимых источниках по данной тематике?
19. Какое программное обеспечение использовано Вами при выполнении работы и обработке полученных результатов?
20 Как Вы обосновали в работе представительность выборочных совокупностей единиц наблюдения (измерения)?
21. Можете ли вы заявить о наличии последовательного плана исследований по теме Вашей НКР? Что не удалось Вам при его осуществлении?
5.6 Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания на процедурах ИГА
Показатели оценивания компетенций представлены в таблице 1, критерии – в таблице 4. Оценивание сформированности компетенций выпускника осуществляется:
Государственной экзаменационной комиссией в процессе заслушивания ответов на вопросы экзаменационного билета, доклада (с презентацией) по рабочей программе дисциплины, одноименной с названием НКР (диссертации) и ответов на вопросы членов ГЭК по указанным двум испытаниям
Государственной экзаменационной комиссией (в процессе защиты НКР).
Рецензентом (рецензент оценивает качество выполнения НКР по определённым критериям, отмечает достоинства и недостатки работы).
Руководителем обучаемого (в отзыве на НКР оценивает умения и навыки выпускника и отмечает достоинства и недостатки работы).
Для государственного экзамена
В процессе ответов на вопросы оценивается уровень профессиональной исследовательской и педагогической компетентности аспиранта, что проявляется в квалифицированном представлении результатов обучения.
При определении оценки учитывается грамотность представленных ответов, стиль изложения, способность ответить на поставленный вопрос по существу и с использованием профессиональной терминологии.
При оценивании сформированности компетенций по освоению основной образовательной программы в процессе экзаменационного испытания используется 4-уровневая шкала.
Ответ оценивается, исходя из следующих критериев:
«Отлично» – содержание ответов исчерпывает содержание вопросов. Аспирант демонстрирует как знание, так и понимание вопросов, а также проявляет способность применить педагогические, исследовательские и информационные компетенции на практике по профилю своего обучения.
«Хорошо» – содержание ответов в основных чертах отражает содержание вопросов. Аспирант демонстрирует как знание, так и понимание вопроса, но испытывает незначительные проблемы при проявлении способности применить педагогические, исследовательские и информационные компетенции на практике по профилю своего обучения.
«Удовлетворительно» – содержание ответов в основных чертах отражает содержание вопросов, но допускаются ошибки. Не все положения проекта раскрыты полностью. Имеются фактические пробелы не полное владение терминологией и литературой. Нарушаются нормы философского языка; имеется нечеткость и двусмысленность письменной речи. Слабая практическая применимость педагогических, исследовательских и информационных компетенций по профилю своего обучения.
«Неудовлетворительно» – содержание ответов не отражает содержание вопросов. Имеются грубые ошибки, а также незнание ключевых определений и литературы. Ответы не носят характер развернутого изложения темы, на лицо отсутствие практического применения педагогических, исследовательских и информационных компетенций на практике по профилю своего обучения.
Аспиранты, получившие по результатам государственного экзамена оценку «неудовлетворительно», не допускаются к государственному аттестационному испытанию – защите выпускной квалификационной работы
При выставлении общей единой оценки государственной комиссией используется тот или иной алгоритм свертывания оценок, декомпозированных по членам комиссии и фрагментам экзаменационного испытания (ответы на каждый вопрос экзаменационного билета, доклад, презентация, ответы на дополнительные вопросы).
Аспирант считается соответствующим требованиям ФГОС, если он в ходе государственного экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности (способности) решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера. Ниже данного порогового значения, который в действующей балльной системе оценок соответствует оценке в 3 балла, лежит область несоответствия уровня подготовки обучающегося требованиям ФГОС, что влечет за собой заключение ГЭК о неудовлетворительной оценке, полученной обучаемым по результатам государственного экзаменационного испытания.
Для защиты НКР
Заключительное испытание в рамках ГИА представляет собой защиту результатов научно-исследовательской работы (НКР), осуществляемую в форме научного доклада и демонстрирующую степень готовности выпускника к ведению профессиональной научно-педагогической деятельности.
Требования к научно-квалификационной работе определяются ГОСТ Р 7.0.11-2011 и федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Выполненная научно-исследовательская работа должна соответствовать критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
При оценивании сформированности компетенций по освоению основной образовательной программы в процессе защиты НКР используется также четырёхуровневая (четырехбалльная) шкала (2; 3; 4; 5). Оценки «отлично(5)», «хорошо(4)» и «удовлетворительно(3)» соответствуют успешному прохождению заключительного государственного аттестационного испытания. Оценка «неудовлетворительно (2)» выставляется ГЭК при несоответствии уровня подготовки обучаемого требованиям ФГОС и (или) требованиям образовательной программы
Единую оценку ГЭК рекомендуется определять как среднеарифметическую оценок членов ГЭК, правила округления и решение в случаях ее соответствия серединам интервалов между соседними баллами (2,5; 3,5; 4,5) устанавливаются ГЭК самостоятельно.
Членам ГЭК для повышения объективности выставления индивидуальной оценки конкретному обучаемому рекомендуется предварительно определять дифференцированные оценки по отдельным составляющим материалов защиты. Например, в соответствии с таблицей 4.
На усмотрение конкретного члена ГЭК его индивидуальная оценка обучаемому может быть определена либо как среднеарифметическая выставленных в соответствии с табл. 4 дифференцированных оценок, либо как среднеарифметическая дифференциальных оценок, скорректированных с учетом различных удельных весов, назначенных данным членом ГЭК.
Таблица 4
Оценочный материал
|
Критерий
|
Оценка по 4–х уровневой шкале
|
Научно- квалификационная работа (НКР)
|
Материал НКР по показателям оцениваемых компетенций на высоком уровне
|
5
|
Материал НКР по показателям оцениваемых компетенций представлен на хорошем уровне
|
4
|
Материал НКР по показателям оцениваемых компетенций на удовлетворительном уровне
|
3
|
Материал НКР по показателям оцениваемых компетенций представлен неудовлетворительно
|
2
|
Доклад
|
Доклад глубоко и последовательно отражает суть работы, демонстрирует высокий уровень освоения оцениваемых компетенций
|
5
|
Доклад отражает на хорошем уровне суть и последовательность изложения работы, демонстрирует средний уровень освоения оцениваемых компетенций
|
4
|
Доклад не в полной мере отражает суть работы, нарушена последовательность изложения, демонстрирует минимальный уровень освоения оцениваемых компетенций
|
3
|
Доклад не последователен, не ясна суть работы, демонстрирует, что минимально допустимый уровень освоения оцениваемых компетенций не достигнут
|
2
|
Вопросы членов ГЭК
|
Ответы на вопросы членов ГЭК продемонстрировали высокий уровень сформированности оцениваемых компетенций
|
5
|
Ответы на вопросы членов ГЭК продемонстрировали средний уровень сформированности оцениваемых компетенций
|
4
|
Ответы на вопросы членов ГЭК продемонстрировали минимально допустимый уровень сформированности оцениваемых компетенций
|
3
|
Ответы на вопросы членов ГЭК продемонстрировали, что минимально допустимый уровень сформированности оцениваемых компетенций не достигнут.
|
2
|
Рецензия
|
Оценка рецензента
сформированности оцениваемых компетенций
|
5 , 4, 3, 2
|
Отзыв руководителя
|
Оценка руководителя сформированности оцениваемых компетенций
|
5, 4, 3, 2
|
Апробация материалов НКР в научной печати
|
Число публикаций в изданиях из списка ВАК
|
≥4 (для техн.), ≥5 (для гуман. направлений)
|
5
|
3 (для техн.), 4 (для гуман. направлений)
|
4
|
2 (для техн.), 3 (для гуман. направлений)
|
3
|
<2 (для техн.), <3 (для гуман. направлений)
|
2
|
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
по основной образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров по направлению
38.06.01 Экономика
для профиля:
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством.
Барнаул 2016
ЧАСТЬ I
ПРОГРАММА
междисциплинарного экзамена по дисциплинам, имеющим определяющее значение для профессиональной деятельности научно-педагогических кадров
Программа междисциплинарного экзамена содержит:
– перечень разделов, тем и дидактических единиц учебных дисциплин образовательной программы, выносимых для проверки на государственном экзамене, обеспечивающих формирование у обучающихся компетенций, отнесенных к ГИА;
– рекомендуемую литературу.
1 Для ОПК -1,2 ПК – 1-8 (по актуальным вопросам спецдисциплины профиля 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством)
1.1 Программа
</3></2>
|