Пояснительная записка
к профессиональному стандарту
«Менеджер продуктов в сфере информационных технологий»
1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности и трудовых функций менеджера продуктов в сфере информационных технологий
1.1. Перспективы развития вида профессиональной деятельности
Профессия «менеджер продукта» в мировой практике существует с середины 50-х годов. Исторически под этим названием понимался специалист, ответственный за организацию сбыта определённого продукта на определённом рынке – географическом и/или социодемографическом. Другой близкий термин к названию профессии с таким толкованием – brand manager или менеджер торговой марки.
В 90-х годах с приходом рыночной экономики в Россию эта профессия появилась и здесь.
Тогда же, в конце 90-х годов, в России стали зарождаться и крепнуть собственные программные продукты – текстовые процессоры, бухгалтерские приложения, справочно-правовые системы, переводчики, антивирусы.
До 2000-х годов таких продуктов было немного и функцию развития продукта выполняли ключевые сотрудники компании – генеральный директор, директор по маркетингу, технический директор, руководитель направления.
В 2007–2008 гг. в Россию стал приходить бум стартапов, по мере развития веб- и мобильных технологий сильно снизился порог входа в разработку программных продуктов. Сотни и тысячи студентов начали увлекаться темой создания собственных продуктов, а сотни специалистов и менеджеров ИТ-индустрии стали искать способы создания успешных ИТ-продуктов.
В крупнейших продуктовых ИТ-компаниях появилась выделенная должность «менеджер продукта», в ответственность которого стала входить не только организация сбыта продукта, но и создание и развитие продукта, в ряде случаев включая маркетинговую работу и управление разработкой.
За период 2000–2010 гг. в США сформировалась профессия менеджера ИТ-продуктов, появилось множество профессиональной литературы, сетевых изданий, целая группа консалтинговых компаний и специальные конференции.
Эти материалы сейчас жадно впитываются российскими представителями продуктовой разработки в области информационных технологий.
Появился спрос на подготовку менеджеров продуктов – как крупные успешные компании, так и молодые стартапы испытывают нехватку менеджеров, владеющих одновременно и тематикой маркетинга, и тематикой информационных технологий.
В количественном выражении публичный спрос на профессию в виде числа вакансий (порядка 200 вакансий) сравнительно невелик, также как и невелико число готовых программ и курсов подготовки, но влияние таких специалистов на становление и развитие российских ИТ-продуктов очень значительно.
Опираясь на анализ зарубежного опыта последних 10 лет, можно уверенно говорить, что эта новая для России профессия будет развиваться семимильными шагами и оказывать серьёзное влияние на инновационный сектор российской экономики.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций менеджера продуктов в области информационных технологий
Исследования штатного расписания, содержания деятельности, должностных инструкций и программ развития менеджера продукта в сфере информационных технологий в различных, главным образом, зарубежных организациях показывают на целесообразность выделения 4 квалификационных уровней для этой профессии и соответствующих функций.
Условные названия этих уровней:
4 – младший менеджер ИТ-продукта;
5 – менеджер ИТ-продукта;
6 – старший, ведущий менеджер ИТ-продукта, менеджер серии продуктов;
7 – менеджер портфеля продуктов, директор по продуктам.
Выделение большего числа уровней пока представляется нецелесообразным, учитывая новизну профессии и её слабую институциализированность.
1.2.1. Четвёртый уровень квалификации менеджера продуктов в области информационных технологий
Четвёртому уровню квалификации (младший менеджер ИТ-продукта) соответствует обобщённая трудовая функция А:
Сопровождение развития существующего продукта
|
В её состав включены следующие 5 трудовых функций:
наименование
|
код
|
Сопровождение продуктовых исследований
|
A/01.4
|
Разработка требований к продукту
|
A/02.4
|
Сопровождение дизайна, разработки и выпуска обновлений продукта
|
A/03.4
|
Сопровождение разработки планов развития и продвижения продукта
|
A/04.4
|
Поддержка продаж продукта
|
A/05.4
|
1.2.2. Пятый уровень квалификации менеджера продуктов в области информационных технологий
Пятому уровню квалификации (менеджер ИТ-продукта) соответствует обобщённая трудовая функция B:
В её состав включены следующие 9 трудовых функций:
наименование
|
код
|
Управление продуктовыми исследованиями
|
B/01.5
|
Определение продукта, управление дизайном и требованиями к продукту
|
B/02.5
|
Создание и управление планом развития продукта
|
B/03.5
|
Заказ разработки продукта, контроль её хода и приёмка продукта
|
B/04.5
|
Координация планов разработки и продвижения продуктов и согласованной работы соответствующих подразделений
|
B/05.5
|
Планирование и организация вывода продукта и его обновлений на рынок
|
B/06.5
|
Экспертное сопровождение и анализ продаж продукта
|
B/07.5
|
Управление показателями успешности и развитием продукта
|
B/08.5
|
Организация вывода продукта с рынка
|
B/09.5
|
1.2.3. Шестой уровень квалификации менеджера продуктов в области информационных технологий
Шестому уровню квалификации (старший, ведущий менеджер ИТ-продуктов, менеджер серии продуктов) соответствует обобщённая трудовая функция C:
Управление серией продуктов и группой их менеджеров
|
В её состав включены следующие 9 трудовых функций:
наименование
|
код
|
Заказ и анализ результатов технологических исследований в интересах серии продуктов
|
C/01.6
|
Разработка бизнес-планов, ценовой политики и стратегии развития серии продуктов
|
C/02.6
|
Заключение партнёрских соглашений и развитие отношений с партнёрами
|
C/03.6
|
Управление бюджетом серии продуктов
|
C/04.6
|
Управление группой менеджеров продуктов
|
C/05.6
|
Продвижение продуктов
|
C/06.6
|
Заказ и контроль выполнения программы проектов по созданию, развитию, выводу на рынок и продажам продуктов
|
C/07.6
|
Управление патентами на технологии, создаваемые в рамках продуктов
|
C/08.6
|
Разработка предложений по приобретению и продаже технологических, продуктовых и прочих интеллектуальных активов и организаций
|
C/09.6
|
1.2.4. Седьмой уровень квалификации менеджера продуктов в области информационных технологий
Седьмому уровню квалификации (директор по ИТ-продуктам, менеджер портфеля ИТ-продуктов) соответствует обобщённая трудовая функция D:
Управление портфелем продуктов и подразделением управления продуктами
|
В её состав включены следующие 5 трудовых функций:
наименование
|
код
|
Управление исследованиями новых рынков
|
D/01.7
|
Управление портфелем продуктов
|
D/02.7
|
Развитие процессов и практик управления продуктами и их интеграции с остальными процессами компании
|
D/03.7
|
Подбор и прием на работу менеджеров продуктов и управление их деятельностью
|
D/04.7
|
Организация продажи и покупки активов, способствующих увеличению успешности портфеля продуктов
|
D/05.7
|
1.3. Описание состава трудовых функций менеджера продуктов в области информационных технологий
1.3.1. Состав трудовых функций уровня A
Состав трудовой функции A/01.4 «Сопровождение продуктовых исследований»:
Трудовые действия
|
Составление портретов потребителя продукта
|
Проведение интервью
|
Разработка анкет
|
Обработка результатов анкетирования
|
Ведение реестров гипотез о проблемах потребителя и решениях
|
Разработка методики экспериментов на проверку гипотез
|
Проведение экспериментов, проверяющих гипотезы
|
Составление реестров конкурирующих продуктов
|
Составление реестров отличительных свойств конкурирующих продуктов
|
Сбор отзывов потребителей о продукте и его конкурентах
|
Анализ отзывов потребителей о продукте и его конкурентах
|
Необходимые умения
|
Проводить интервью
|
Обрабатывать количественные данные
|
Алгоритимизировать деятельность
|
Необходимые знания
|
Основы маркетинга
|
Основы научной деятельности
|
Методы проведения количественных и качественных исследований потребителя
|
Состав трудовой функции A/02.4 «Разработка требований к продукту»:
Трудовые действия
|
Сбор идей о требованиях к продукту из различных источников
|
Изуч ение концепции и бизнес-плана продукта
|
Разработка реестра ключевых свойств продукта
|
Разработка функциональных требований к продукту
|
Разработка сценариев использования продукта
|
Создание макетов интерфейса продукта
|
Разработка требований к качеству продукта
|
Разработка нефункциональных требований к продукту
|
Проведение рабочих сессий по обсуждению требований
|
Организация распределения приоритетов требований к продукту
|
Необходимые умения
|
Проводить совещания
|
Разрабатывать требования
|
Расставлять приоритеты в области требований
|
Необходимые знания
|
Основы инженерии требований
|
Состав трудовой функции A/03.4 «Сопровождение дизайна, разработки и выпуска обновлений продукта»:
Трудовые действия
|
Консультирование команды разработки по требованиям
|
Рецензирование дизайн-решения на соответствие требованиям
|
Контроль качества реализации требований
|
Подготавка информации о составе изменений в версии продукта
|
Необходимые умения
|
Проводить ручное тестирование программного обеспечения (далее – ПО)
|
Необходимые знания
|
Человеко-ориентированный подход к проектированию интерактивных систем
|
Состав трудовой функции A/04.4 «Сопровождение разработки планов развития и продвижения продукта»:
Трудовые действия
|
Подготовка информационных сводок по конкурентам, отзывам потребителей, результатам продаж продукта, требованиям к продукту
|
Обновление плана развития продукта по результатам обсуждений
|
Предложение каналов и методов продвижения продукта
|
Создание черновиков описаний рекламных кампаний
|
Подготовка черновиков пресс-релизов и новостных сообщений
|
Создание реестров отраслевых событий
|
Необходимые умения
|
Создавать коммерческие тексты
|
Необходимые знания
|
Методы долгосрочного планирования
|
Основы рекламы
|
Теория организации рекламных кампаний
|
Состав трудовой функции A/05.4 «Поддержка продаж продукта»:
Трудовые действия
|
Создание черновых описаний продукта для покупателей
|
Проведение демонстрации возможностей продукта
|
Консультирование потенциальных покупателей по возможностям продукта
|
Ведение реестра вопросов потенциальных покупателей
|
Необходимые умения
|
Проводить публичные выступления
|
Проводить переговоры
|
Необходимые знания
|
Основы продаж
|
|