Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Кафедра фармакологии и клинической фармакологии им. проф. И.В. Комиссарова
Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по дисциплине
«Фармакология»
Специальность:
“Медико-профилактическое дело”
Донецк. 2017 г.
УДК 615.015 (075)
Налетов С.В., Абрамец И. И., Зиньковськая Л.Я., Образцова О. Г., Самойлович, И. М., Зайка Т. О., Сидорова Ю. В., Тихонов В. Н. Евдокимов Д. В., Алесинский М.М.
Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Фармакология» для студентов 3 курса, обучающихся по специальности – 32.05.01. - лечебное дело.
Донецк. – 2017. – с. 163.
Рецензенты: д.м.н., проф. Кривобок Г.К.
Методист УМО ДонНМУ: доц. Игнатьева В.В.
Утверждено Ученым Советом ДонНМУ им. М. Горького
Протокол №
© Налетов С.В., Абрамец И.И., Зиньковськая Л.Я., Образцова О.Г., Самойлович, И.М., Зайка Т.О., Сидорова Ю.В., Тихонов В.Н. Евдокимов Д.В., Алесинский М.М.
Оглавление
-Введение
1. Введение в рецептуру. Рецепт и правила его прописывания. Твердые и мягкие лекарственные формы.
2. Инъекционные и прочие готовые лекарственные формы.
3. Фармакология: предмет, задачи, методы. Фармакокинетика и фармакодинамика.
4. Факторы, влияющие на действие лекарственных веществ.
5. Фармакология раздражающих, местноанестезирующих и вяжущих средств.
6. Фармакология холинергических синапсов. Холинопозитивные средства.
7. Холинонегативные средства.
8. Фармакология адренопозитивных средств.
9. Фармакология адренонегативных средств.
10. Фармакология снотворных, противосудорожных и противопаркинсонических средств.
11. Фармакология обезболивающих средств.
12. Психофармакологические средства (седативные, транквилизаторы, нейролептики).
13. Психофармакологические средства (антидепрессанты, ноотропы, психостимуляторы). Аналептики.
14. Принципы витаминотерапии.
15. Принципы гормонотерапии и лечения заболеваний эндокринных желез.
16.1. Средства, влияющие на иммунную систему.
16.2. Противовоспалительные средства.
17. Лекарственные средства, используемые для коррекции нарушений системы крови.
18. Фармакология средств, регулирующих и корригирующих водно - солевой и пуриновый обмен.
19. Фармакология антигипертензивных и антигипотензивных средств.
20. Антиангинальные, антиатеросклеротические и антиишемические средства.
21. Фармакология сердечных средств. Принципы лечения сердечной недостаточности.
22. Фармакология противоаритмических и маточных средств.
23. Средства, применяемые для коррекции функций органов пищеварения.
24. Средства, применяемые при нарушении внешнего дыхания.
25. Принципы лечения отравлений.
26. Антисептические и дезинфицирующие средства.
27. Антибиотики бета-лактамы и макролиды.
28. Антибиотики аминогликозиды, рифамицины, тетрациклины, хлорамфениколы.
29. Синтетические химиотерапевтические средства: сульфаниламиды, производные нафтиридина, фторхинолона, хиноксалина, оксихинолина, нитрофурана, нитроимидазола.
30. Противотуберкулезные, противоспирохетозные, противопротозойные, противогрибковые, противовирусные и противоглистные средства.
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по фармакологии подготовлены для студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело».
Целями преподавания фармакологии являются:
Использовать знание теоретических основ дисциплины для правильного понимания взаимодействия лекарственного вещества с организмом человека;
1. Уметь анализировать действие лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств.
2. Оценивать возможности их фармакотерапевтического использования.
3. Выписывать в рецептах лекарственные средства в различных лекарственных формах в зависимости от патологического состояния, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики препаратов.
4. Оценивать возможность токсического действия лекарственных средств и способы терапии отравлений лекарственными средствами;
5. Представлять основные показания и противопоказания к применению веществ, пути их введения, различия важнейших препаратов каждой группы лекарственных средств.
Методические указания имеют определенную структуру, утвержденную в ДонНМУ. Каждый раздел начинается с обоснования актуальности и значения темы. Затем формулируются цели изучения конкретного раздела, отображающие умения, которые необходимо приобрести, и обеспечивают управление внеаудиторной подготовкой к практическим занятиям. Теоретические вопросы, списки литературы и графы логической структуры темы содействуют усвоению материала. Решение заданий для контроля освоения темы выполняются самостоятельно, что способствует проверке степени готовности. Краткие методические указания, которые завершают каждую тему, дают возможность определить последовательность этапов занятия.
Модуль 1. «МЕДИЦИНСКАЯ РЕЦЕПТУРА. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ. ФАРМАКОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ».
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ: «МЕДИЦИНСКАЯ РЕЦЕПТУРА»
ВВЕДЕНИЕ В РЕЦЕПТУРУ. РЕЦЕПТ И ПРАВИЛА ЕГО ВЫПИСЫВАНИЯ. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ ГОТОВЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Так как обеспечение больных медикаментами осуществляется через специализированные учреждения – аптеки, любой практикующий врач должен овладеть умением прописать рецепты, являющиеся способом общения с провизором. Удобство приема медикаментов больным обеспечивается адекватным выбором лекарственных форм, знакомство с которыми достигается при изучении рецептуры. К числу широко используемых готовых лекарственных форм относятся, в частности, такие твердые формы как таблетки и такие мягкие формы как мази.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Цель (общая): Уметь прописывать в рецептах готовые твердые и мягкие лекарственные формы.
КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
|
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ
|
УМЕТЬ
|
1. Прописать в рецептах основные виды таблеток и драже, гранулы, капсулы, суппозитории, мази, пасты и линименты.
|
1. Склонять латинские существительные (каф. лат. языка).
|
2. Формулировать сигнатуру для названных лекарственных форм в соответствии с их особенностями применения.
|
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ - УМЕНИЙ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ
Выберите один правильный ответ.
Тест 1
Назовите в винительном падеже множественного числа слова:
tabuletta:
А.Tabulettas, В.Tabulettarum, С.Tabulettae;
Тест 2
Назовите в винительном падеже множественного числа слова:
dragee:
А.Dragees. В.Dragee. С. Drageum;
Тест 3
1.Назовите в винительном падеже множественного числа слова:
suppositorium
А.Suppositoria. В.Suppositoriae. С.Suppositorium.
Тест 4
Назовите в родительном падеже единственного числа слова
unguentum:
А.Unguentum. В.Unguenti. С.Unguenta.
Тест 5
pasta:
А.Pasti. В.Pasta. С.Pastae.
Эталон ответов к заданиям: 1:А, 2:В,3: А. 4:В, 5: С.
Источники информации:
1. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии [Электронный ресурс] : учебник / М. Н. Чернявский. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 400 с. http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970435007.html
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:
1. Теоретические вопросы:
1.Введение в рецептуру. Основные термины: лекарственное вещество, лекарственная форма, лекарственный препарат. Рецепт и правила его выписывания. Приказы МЗ о правилах оформления рецептов.
2.Твердые готовые лекарственные формы: таблетки, драже, гранулы. Выписывание лекарственных веществ в капсулах.
3.Мягкие лекарственные формы: суппозитории, мази, пасты, линименты.
2. Граф логической структуры к теме: «Выписывание готовых твердых и мяхких лекарственных форм» приведен в приложении 1, тема 1.
3. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Основная литературa:
1..«Фармакология. Учебное пособие для студентов медицинских университетов». Налетов С.В., Абрамец И.И. и др. Севастополь: «Вебер», 2015, с 5 – 17
2. Харкевич, Д. А.Фармакология [Текст] : учебник / Д. А. Харкевич. - 10-е изд., испр., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-МЕДиа, 2010. с. 849 – 852.
3. Пособие по курсу фармакологии для иностранных студентов [Текст] / сост. А. Н. Талалаенко ; Донецкий мед. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Донецк : Издатель Заславский Ю. А., 2013.- 219 с.
4. Фармакология с общей рецептурой [Электронный ресурс] : учебное пособие / Майский В.В., Аляутдин Р.Н. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012.
http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970422731.html
5. Фармакология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. Р. Н. Аляутдина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. –
http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437339.html
Дополнительная литература:
1. Фармакология. Под ред. И.С. Чекмана. Винница: Высшая школа, 2011. с.698-745.
2. Фармакология. Курс лекций [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.И. Венгеровский. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015.
http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433225.html
3. Основы фармакологии [Электронный ресурс] : учебник / Д.А. Харкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434925.html
4. Фармакология [Электронный ресурс] : учебник / Д. А. Харкевич. - 11-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434123.html
5. Фармакология. Курс лекций [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.И. Венгеровский. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. –
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970433225.html
6. Фармакология. Тестовые задания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Д.А. Харкевич, Е.Ю. Лемина, Л.А. Овсянникова и др.; под ред. Д. А. Харкевича. - 3-е изд., испр. и перераб. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970423806.html
7. Фармакология с общей рецептурой [Электронный ресурс] : учебник / Харкевич Д.А. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. –
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970427002.html
8. Фармакология: рабочая тетр. к практ. занятиям [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальности "Фармация"] / В. Е. Петров, В. Ю. Балабаньян; Под ред. Р. Н. Аляутдина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426739.html
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. ЭБС ДонНМУ http:// www.katalog.dnmu.ru/
2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/
3. ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
4. Научная электронная библиотека (НЭБ) eLibrary http://elibrary.ru
5. ЭБС Российского университета дружбы народов http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web
6. Информационно-образовательная среда (ИОС) ДонНМУ: http://distance.dnmu.ru
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ
Алгоритм прописывания рецепта.
|
|
|
|
|
Рецепт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечисление веществ
|
|
|
Указание фармацевту
|
|
Сигнатура
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лекарственная форма
|
|
Название вещества
|
|
Количество
|
|
Разделенная лекарственная форма
|
|
Неразделенная лекарственая форма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Таблетки
2. Драже
3. Порошок
4. Гранулы
5. Капсулы
6. Мази
7. Пасты
8. Линименты
9. Суппозитории
|
|
1.По источнику
2. По химической структуре
3.Международное непатентованное название (МНН)
4. Торговое наименование
|
|
1. Твердые (в граммах или
условных единицах) 2. Жидкие (в объемных единицах) 3. Смеси (% концентрация, вес или объем)
|
|
D.t.d.N.
(форма упаковки: in amp., in vit. orig., in caps.)
|
|
D.
|
|
Сколько? Куда?
Как часто?
(Когда?)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|