Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет Менеджмента
Программа дисциплины
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
для направления 080200.62 Менеджмент
подготовки бакалавра
Автор программы:
Фаерберг Е.И., к.э.н., доцент кафедры стратегического менеджмента, efaerberg@hse.ru;
Загороднова Е.П., к.э.н., старший преподаватель кафедры стратегического менеджмента, ezagorodnova@hse.ru;
Кожевников А.Д., преподаватель кафедры стратегического менеджмента, a.d.kozhevnikov@gmail.com.
Одобрена на заседании кафедры стратегического менеджмента «19» ноября 2013 г
Зав. кафедрой Е.И. Фаерберг _______________________
Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «05» декабря 2013 г.
Председатель Г.Е. Володина ________________________
Пермь, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 Менеджмент, подготовки бакалавров изучающих дисциплину Управление качеством.
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (протокол от 02.07.2010 г. № 15);
-
Учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, утвержденным в 2010г.
2Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины Управление качеством являются изучение студентами теоретических основ управления качеством, основных принципов и практических методов/способов управления качеством продукции и услуг.
В данном курсе рассматриваются теоретические и методологические основы управления качеством, основные понятия, GAP-модель, методика TQM, современные и перспективные подходы к управлению качеством. Стандартизация, сертификация, самооценка и аудит качества.
Важнейшей целью курса также является приобретение студентами навыков применения изученной концепции на практике при решение конкретных бизнес-ситуаций.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать теоретические и методологические основы управления качеством продукции и услуг;
Уметь пользоваться инструментальными средствами управления качеством;
Иметь навыки (приобрести опыт) профессиональной аргументации при разборе ситуаций в сфере международной сертификации систем качества и аудита качества;
Уметь применять концепцию управления качеством при решении практических ситуаций.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен применять знания о современной системе управления качеством для
обеспечения конкурентоспособности
|
ПК - 26
|
Дает определение понятию качества товара/услуги, воспроизводит основные принципы управления качеством, демонстрирует знание стандартов качества на предприятии, владеет принципами TQM, применяет GAP-модель на практике, представляет связи управления качеством в контексте организационной деятельности, интерпретирует применение системы менеджмента качества в соответствие с изменениями условий функционирования компании
|
Семинарские занятия, обсуждение кейс-стади, обсуждение научных статей, групповая работа студентов, бизнес-игра.
|
4Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин профессионального цикла и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Теория и история менеджмента;
Стратегический менеджмент;
Теория вероятностей и математическая статистика;
Теория организации и оргповедение;
Разработка и принятие управленческих решений.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знает основные этапы эволюции управленческой мысли, опыт выдающихся менеджеров и умеет соотносить их с обстоятельствами собственной практической деятельности;
Способен предложить организационно - управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений;
Знает современные концепции организации операционной деятельности и способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций
Способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;
Способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;
Владеет правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез, использует методы моделирования в научных исследованиях, знает основные источники социально-экономической информации: базы данных, журналы, конференции;
Владеет методами выработки стратегических, тактических и оперативных решений в управлении деятельностью организаций;
Владеет инструментарием стратегического менеджмента для разработки стратегии организации;
Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем в процессе научно-исследовательской работы студентов, при выполнении курсовых работ и выпускной квалификационной работы, написании научных работ и статей, а также в профессиональной деятельности.
5Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
Раздел 1:Теоретические и методологические основы управления качеством
|
1.
|
Введение. Определение понятия «качество»
|
12
|
2
|
2
|
|
8
|
2.
|
Эволюционное развитие менеджмента качества.
|
24
|
4
|
4
|
|
16
|
3.
|
Базовые принципы и идеология TQM.
|
20
|
2
|
2
|
|
16
|
4.
|
Инструментальные средства TQM.
|
24
|
4
|
4
|
|
16
|
Раздел 2 Стандартизация, сертификация, самооценка и аудит качества
|
5.
|
Стандарты серии ISO 9000.
|
28
|
6
|
6
|
|
16
|
6.
|
Модели национальных премий за качество как инструмент управления качеством.
|
36
|
6
|
6
|
|
24
|
|
ИТОГО
|
144
|
24
|
24
|
|
96
|
6Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
1 год
|
Параметры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Эссе
|
|
|
*
|
|
Аудиторное эссе, 90 минут
|
Домашняя работа
|
|
|
*
|
|
Бизнес-игра, 180 минут
|
Итоговый
|
Экзамен
|
|
|
*
|
|
Письменный экзамен, 90 минут
|
6.1Критерии оценки знаний, навыков
Эссе – продемонстрировать концептуальное понимание управления качеством на предприятии, знание стандартов качества на предприятии, дать определение понятию качества товара/услуги, использовать основные принципы управления качеством;
Контрольная работа – продемонстрировать знание принципов TQM и быть способным применять их к конкретной бизнес ситуации, применять GAP-модель и разрабатывать решения по совершенствованию системы качества предприятия;
Экзамен – студент должен продемонстрировать все вышеперечисленные навыки, а также представлять связи управления качеством в контексте организационной деятельности, интерпретировать применение системы менеджмента качества в соответствие с изменениями условий функционирования компании
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
6.2Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: решение кейсов, активность при обсуждение вопросов по определенной теме, правильность решение задач, презентацию докладов, правильность написания микроконтролей студентами.
Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная
где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:
Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р ,
при этом n1 = 0,5, n2 = 0,5.
Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.
7Содержание дисциплины
Раздел 1 Теоретические и методологические основы управления качеством.
Тема 1. Введение. Определение понятия «качество»
Сущность качества и управления им. Зарождение элементов управления качеством. Детерминанты качества. Развитие статистических методов контроля качества. Концепция воспринятого качества.
Количество часов аудиторной работы: 4
Общее количество часов для самостоятельной работы: 8
Тема 2. Эволюционное развитие менеджмента качества.
Основные этапы развития «Менеджмента качества». Комплексный подход к управлению качеством. Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM).
Количество часов аудиторной работы: 8
Общее количество часов для самостоятельной работы: 16
Тема 3. Базовые принципы и идеология TQM.
Ориентация на потребителя. Ориентация на процессы. Непрерывное улучшение процессов. Вовлеченность в работу всех. Базирование решений на основе фактов. Ответственность высшего руководства.
Количество часов аудиторной работы: 4
Общее количество часов для самостоятельной работы: 16
Тема 4. Инструментальные средства TQM.
Семь инструментов контроля качества: контрольный листок, гистограмма, диаграмма рассеивания, стратификация, диаграмма Парето, причинно-следственные диаграммы, контрольные карты. Инструменты управления: алгоритмирование, мозговой штурм, древовидные и стрелочные диаграммы, модель Кано. Методы управления качеством: наделение работников полномочиями, метод сравнения (benchmarking), реинжиниринг. Сферы приложения методов управления качеством и области практического применения.
Количество часов аудиторной работы: 8
Общее количество часов для самостоятельной работы: 16
План семинарских занятий.
Семинар 1
Микроконтроль по теме «Определение понятия «качество»
Задание для работы в группах:
Разделиться на группы не более 5 чел.
Выбрать организацию.
Дать краткую характеристику ее деятельности.
Сформулировать объект исследования, в соответствии с определением понятия «качество товара/услуги».
Выявить и описать основные детерминанты качества товара/услуги.
Семинар 2
Обсуждение темы: «Концепция воспринятого качества и управление качеством с помощью модели разрывов»
Задание для работы в группах:
Проанализировать услугу/товар организации при помощи «GAP-модели»
Семинар 3
Микроконтроль по теме «Эволюция развития менеджмента качества»
Задание для работы в группах:
Выявить все заинтересованные стороны компании. Провести анализ заинтересованных сторон организации. Ранжировать приоритеты основных групп потребителей (заинтересованных сторон) для разработки стратегии развития организации. Определить приоритетные направления стратегии компании в зависимости от выделенных заинтересованных сторон.
Семинар 4
Аудиторное эссе
Тематика эссе:
Управление качеством как фактор конкурентоспособности организации
Сравнительный анализ понятий «качество товара» и «качество услуги»
Проблема управления качеством в условиях кризиса
Роль руководителя при внедрении системы менеджмента качества в организации
Стандарты качества – необходимость, требование времени или дань моде?
Опыт современных компаний в создании систем управления качеством (японских, американских, европейских, российских)
Национальные премии по качеству как стимул к улучшению качества
Проблема низкого качества отечественных товаров.
Формальный подход к сертификации на российских предприятиях
Главная ценность организации – персонал
Семинар 5
Микроконтроль по теме «Базовые принципы идеологии TQM»
Задание для работы в группах:
Проанализируйте Вашу организацию с точки зрения идеологии TQM (по первым двум принципам: ориентация на потребителя, главенствующая роль руководства)
Семинар 6
Микроконтроль по теме «Базовые принципы идеологии TQM»
Задание для работы в группах:
Проанализируйте Вашу организацию с точки зрения идеологии TQM (по первым трем принципам: ориентация на потребителя, главенствующая роль руководства, вовлеченность в работу всех). Примените творческий подход и инструменты анализа из других дисциплин.
Литература по разделу:
1. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник для вузов. НИЦ Инфра-М, 2013.
2. Эванс Дж. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. Короткова – Сп-б., Омега-Л., 2007.
3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. – СПб. – Омега-Л, 2007.
Бенделл Т. Наставники по качеству: Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества:/Пер. с англ. А. Константинова при участии М. Розно. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. – 48с.
Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, И.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин: под ред. Глудкина. – М.: Горячая линия – телеком, 2001. –600с.
Джорж С., Ваймерскирх А.. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. – СПб., «Виктория плюс», 2002г. – 256с.
Ежемесячный научно – технический журнал. Госстандарт России «Стандарты и качество» 1998 – 2007гг.
Крейг Роберт Дж. ИСО 9000: Руководство по получению сертификата о регистрации./ Пер. с Англ. Н.П. Плетневой. – М. РИА «Стандарты и качество», 2001. – 184с.
Лапидус В.А., Рекшинский А.Н. Диалог консультанта с руководителем компании. Изд. 2-е: Н. Новгород, СМЦ «Приоритет» 2001. – 88с.
Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. - СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
Огвозин В.Ю.. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. – М.: Изд. «Дело и сервис»,1999г. – 160с.
Робертсон Б.. Лекции об аудите качества: Пер. с Англ. / Под ред. Ю.П. Адлера. – М.: РИА «Стандарты и качество», 1999. – 266с.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:
Применение кейс-методик для анализа деятельности компаний, деловые игры, обсуждение научных статей, групповая работа студентов.
Раздел 2 Стандартизация, сертификация, самооценка и аудит качества
Тема 5. Стандарты серии ISO 9000.
История развития стандартов качества. Структура базовых стандартов ISO 9000. Обеспечение соответствия Системы Качества требованиям стандарта ISO 9000 как первоочередное требование при проведении сертификации. Стандарты ISO серии 9000 и TQM.
Количество часов аудиторной работы: 12
Общее количество часов для самостоятельной работы: 16
Тема 6. Модели национальных премий за качество как инструмент управления качеством.
Модель премии Болдриджа. Европейская премия качества (EQA). Премия правительства РФ. Проведение самооценки на основе модели премии
Количество часов аудиторной работы: 12
Общее количество часов для самостоятельной работы: 24
План семинарских занятий.
Семинар 7-8
Бизнес игра «Решение, основанное на фактах»
Примерные задания для контрольной работы “Бизнес игра”:
Изучить современное состояние менеджмента качества в России;
Изучить специфику применения системы менеджмента качества в различных отраслях экономики;
Провести анализ применения принципов TQM в современном российском менеджменте.
Рассмотреть кейс с акцентом на применение концепции TQM с целью формирования системы менеджмента качества на предприятии.
Выдвинуть рекомендации в контексте рассматриваемой бизнес-ситуации.
Семинар 9
Микроконтроль по теме «Стандарты ISO серии 9000»
Задание для работы в группах:
Проанализируйте Вашу организацию с точки зрения идеологии TQM (по оставшимся принципам)
Семинар 10
Подведение итогов по проекту
Презентация должна включать следующие блоки:
Общее описание компании
Основные детерминанты качества товара/услуги
GAP-модель
Заинтересованные стороны компании
TQM - рассмотрение принципов
Цикл Деминга
Направления постоянного совершенствования
Базовые процессы компании
Семинар 11
Коллоквиум с выступлением студентов по следующим тематикам:
История развития стандартов качества.
Структура базовых стандартов ISO 9000.
Обеспечение соответствия Системы Качества требованиям стандарта ISO 9000 как первоочередное требование при проведении сертификации.
Взаимосвязь стандартов ISO серии 9000 и TQM.
Семинар 12
Коллоквиум с выступлением студентов по следующим тематикам:
Инструментальные средства TQM (Контрольный лист, контрольные карты, Причинно-следственная диаграмма, Диаграмма Парето, Диаграмма рассеивания, Гистограмма, Частота, Мозговой штурм, Профиль базового качества, Наделение работников полномочиями и др.)
Практика применения TQM в российских и зарубежных компаниях (на конкретных примерах)
Модель премии Болдриджа. Европейская премия качества (EQA).
Премия правительства РФ. Проведение самооценки на основе модели премии.
Литература по разделу:
Аристов О.В. Управление качеством: Учебник для вузов. НИЦ Инфра-М, 2013.
Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. – СПб. – Омега-Л, 2007.
Эванс Дж. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. Короткова – Сп-б., Омега-Л., 2007.
Биктимиров Р. Л., Горохов В. А. и др. Управление качеством и персоналом на промышленных предприятиях. М.: "Глобус", 2004.
Джордж С., Ваймерских А.. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. СПб: "Виктория плюс", 2002. 256 с.
Крейг Роберт Дж. ИСО 9000: Руководство по получению сертификата о регистрации./ Пер. с Англ. Н.П. Плетневой. – М. РИА «Стандарты и качество», 2001. – 184с.
Никитин В.А.. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. - СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
Робертсон Б.. Лекции об аудите качества: Пер. с Англ. / Под ред. Ю.П. Адлера. – М.: РИА «Стандарты и качество», 1999. – 266с.
Basu Ron. Implementing Quality: a practical guide to tools and techniques. Thomson Learning, 2004.
Beckford John. Quality, second edition (2004). Routledge.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:
Применение кейс-методик, обсуждение научных статей, групповая работа студентов, коллоквиумы.
8Образовательные технологии
Применение кейс-методик для анализа деятельности компаний, деловые игры, обсуждение научных статей, групповая работа студентов, коллоквиумы.
Семинарские занятия состоят как из индивидуальной, так и групповой работы студентов, что способствует формированию навыков критического мышления, решения практических бизнес ситуаций, работы в команде.
Кейсы строятся на основании материалов из различных ресурсов – научных статей, ведущих экономических и менеджериальных журналов, ассоциаций кейс-стади, кейсы ведущих университетов мира (в частности Harvard business review, open university и другие).
Деловые игры моделируют реальную бизнес ситуацию и направлены на то, чтобы максимально приблизить студентов к решению практических ситуаций на основании изученного теоретического материала.
Коллоквиумы и дискуссии направлены на формирование собственной интерпретации идей качества у студентов, а также понимания их применимости в современном менеджменте. Подобные формы несут в себе существенную долю самостоятельной подготовки со стороны студентов, что также позволит углубить понимание изучаемого предмета.
8.1Методические рекомендации преподавателю
Дисциплина «Управление качеством» предполагает лекционные и семинарские занятия, а также проведение контрольных мероприятий (текущий контроль проводится на семинарском занятии в устной и письменной формах, промежуточный контроль предполагает написание эссе студентами, итоговый контроль проводится в письменном виде и предполагает решение теоретического теста) и самостоятельную работу студентов по определенным направлениям дисциплины.
Лекционные занятия читаются для всего потока одновременно. Каждая лекция должна сопровождаться наглядными материалами, представленными в виде презентации PowerPoint. Кроме того, по каждой теме лекционных занятий должны быть представлены наглядные примеры из Российской и международной практики управления качеством. Также по определенным темам дисциплины на лекционных занятиях предполагается проведение дискуссий.
Семинарские занятия проходят регулярно в каждой учебной группе. Семинары по дисциплине «Управление качеством» предполагают такие формы работ как, решение кейсов, обсуждение вопросов по определенной теме, решение задач, доклады, написание микроконтролей студентами. Каждый семинар должен сопровождаться реальными практическими примерами в области управления проектами.
8.2Методические указания студентам
В самостоятельную работу студента входит подготовка к семинарам и написанию эссе, самостоятельная проработка ряда вопросов, изучение дополнительной литературы по основным разделам программы.
9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
9.1Тематика заданий текущего контроля
Примерные задания для контрольной работы “Бизнес игра”:
Изучить современное состояние менеджмента качества в России;
Изучить специфику применения системы менеджмента качества в различных отраслях экономики;
Провести анализ применения принципов TQM в современном российском менеджменте.
Рассмотреть кейс с акцентом на применение концепции TQM с целью формирования системы менеджмента качества на предприятии.
Выдвинуть рекомендации в контексте рассматриваемой бизнес-ситуации.
Тематика эссе:
Управление качеством как фактор конкурентоспособности организации
Сравнительный анализ понятий «качество товара» и «качество услуги»
Проблема управления качеством в условиях кризиса
Роль руководителя при внедрении системы менеджмента качества в организации
Стандарты качества – необходимость, требование времени или дань моде?
Опыт современных компаний в создании систем управления качеством (японских, американских, европейских, российских)
Национальные премии по качеству как стимул к улучшению качества
Проблема низкого качества отечественных товаров.
Формальный подход к сертификации на российских предприятиях
Главная ценность организации – персонал
Тема эссе для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Сущность качества и управления им;
Этапы эволюции менеджмента качества;
зарождение элементов управления качеством;
развитие статистических методов контроля качества;
систематический контроль качества от проектирования до изготовления продукции;
комплексный подход к управлению качеством;
всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM).
Принципиальные отличия различных этапов эволюции менеджмента качества;
Сущность философии Деминга (учение Деминга);
«Внешний» и «внутренний» потребитель.
Базовые принципы идеологии TQM;
ориентация на потребителя;
ориентация на процессы;
непрерывное улучшение процессов;
вовлеченность в работу всех;
базирование решений на основе фактов;
ответственность высшего руководства;
Методы выяснения мнения потребителей;
Определение понятия «процесс»;
Специфика управления процессами в рамках идеологии TQM;
Методы «Кайзен» и «Кайрио».
Семь инструментов контроля качества: контрольный листок, гистограмма, диаграмма рассеивания, стратификация, диаграмма Парето, причинно-следственные диаграммы, контрольные карты.
Инструменты управления: алгоритмирование, мозговой штурм, древовидные и стрелочные диаграммы, модель «Кано»;
Методы управления качеством: наделение работников полномочиями, метод сравнения (benchmarking), реинжиниринг;
История развития стандартов качества;
Основные причины, обусловившие разработку стандартов ISO;
Предназначение стандартов ISO серии 9000;
Структура базовых стандартов ISO 9000;
Особенности нового поколения стандартов ISO серии 9000;
Система менеджмента качества;
Основные элементы системы менеджмента качества;
Стандарты ISO серии 9000 и TQM;
Различия в работе организаций в условиях TQM и в соответствии со стандартами ISO серии 9000.
Модель премии Болдриджа. Европейская премия качества (EQA);
Группы критериев, по которым оцениваются претенденты на Европейскую премию в области качества;
Премия Правительства РФ. Характеристики модели премии Правительства РФ в области качества;
Проведение самооценки организации;
Совершенствование деятельности организации благодаря участию в конкурсе на премию в области качества.
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
10.1Базовый учебник
Аристов О.В. Управление качеством: Учебник для вузов. НИЦ Инфра-М, 2013.
10.2Основная литература
Эванс Дж. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. Короткова – Сп-б., Омега-Л., 2007.
Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. – СПб. – Омега-Л, 2007.
10.3Дополнительная литература
Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Процесс под микроскопом //Методы менеджмента качества. 2002. № 7.
Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Чего же мы ждем от системы экономики качества? // Стандарты и качество. 2002. № 1.
Аристов О. В. Управление качеством – М.: "ИНФРА-М", 2007
Бенделл Т. Наставники по качеству: Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества:/Пер. с англ. А. Константинова при участии М. Розно. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. – 48с.
Биктимиров Р. Л., Горохов В. А. и др. Управление качеством и персоналом на промышленных предприятиях. М.: "Глобус", 2004.
Винокуров В.А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия / В.А Винокуров, А.В. Винокуров// Стандарты и качество. 2005. N12.
Горленко О.А., Мирошников В.В. Создание систем менеджмента качества в организации. – М., Машиностроение –1 , 2002.
Давыдова Л.Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 2.
Джордж С., Ваймерских А.. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. СПб: "Виктория плюс", 2002. 256 с.
Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития: Пер. с англ. /Под ред. Т. Конти, Е. Кондо, Г. Ватсона. М.: РИА "Стандарты и качество", 2005. 280 с.
Клячкин В.Н. Статистические методы в управлении качеством. – М.: Финансы и статистика, 2007.
Койдо У. Управление качеством в масштабах компании: становление и этапы развития. Нижний Новгород, СМЦ "Приоритет", 2002, 252 с.
Конти Т. Качество: Упущенная возможность? – М.: РИА «Стандарты и качество», 2007
Конти Тито. Самооценка в организациях. Пер. с англ. И.Н. Рыбакова/ Научное редактирование: В.А. Лапидус и М. Серов. – М: РИА «Стандарты и качество», 2000. – 328с.
Крейг Роберт Дж. ИСО 9000: Руководство по получению сертификата о регистрации./ Пер. с Англ. Н.П. Плетневой. – М. РИА «Стандарты и качество», 2001. – 184с.
Лапидус В.А., Рекшинский А.Н. Диалог консультанта с руководителем компании. Изд. 2-е: Н. Новгород, СМЦ «Приоритет» 2001. – 88с.
Нестеров А.В. Философия качества // Компетентность. 2004. N 1.
Огвозин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. –М.: Изд. «Дело и сервис»,1999г. – 160с.
Погорелов Л.В. Качество банковского менеджмента как характеристика эффективности управления рисками. Банковский бизнес. 2007. N 2.
Райнер Лавренц, Норберт Вагнер Управление качеством. Соответствие ожиданиям клиентов // Логинфо. 2007. №5
Робертсон Б.. Лекции об аудите качества: Пер. с Англ. / Под ред. Ю.П. Адлера. – М.: РИА «Стандарты и качество», 1999. – 266с.
Фалюшина Л.И. Технологии управления качеством в макросистемах образования //Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 4.
Ежемесячный научно – технический журнал. Госстандарт России «Стандарты и качество» 1999 – 2007гг.
Basu Ron. Implementing Quality: a practical guide to tools and techniques. Thomson Learning, 2004.
Beckford John. Quality, second edition (2004). Routledge.
Davis Stanley, Goetsch David. Quality management for organisational excellence: introduction to total quality. Pearson; 7 edition (2013)
Hoyle David. Quality management Essentuals. Routledge (2006)
Kelemen Mihaela. Managing quality. Sage Publications UK (2002)
Oakland John. Total quality management: the route to improving performance (1994). Butterworth-Heinemann.
Oakland John and Porter Leslie. Cases in TQM (1994). Butterworth-Heinemann.
10.4Справочники, словари, энциклопедии
Clark G.J. Quality matters: the decade of quality (2002). Spire City Publishing, Information Press, Oxford.
Lock, Dennis (1994). Handbook of quality management. Gower publishing, second edition.
Juran Joseph, De Feo Joseph. Juran’s quality handbook. McGraw-Hill Professional; 6 edition (2010)
McGhee Patrick. The Academic Quality Handbook: Enhancing Higher Education in Universities and Further Education Colleges. Routledge (1 Mar 2003)
Pyzdek Thomas, Keller Paul. The Handbook for Quality Management, Second Edition: A Complete Guide to Operational Excellence. McGraw-Hill Professional; 2 edition (1 Jan 2013)
10.5Программные средства
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
Программные средства для создания и проведения презентаций (Powerpoint, Keynote и проч.);
Программные средства для статистической обработки данных (SPSS, R, Stata и другие).
10.6Дистанционная поддержка дисциплины
Дистанционная поддержка дисциплины осуществляется посредством системы LMS, в рамках которой студенты взаимодействуют с преподавателем, а также получают доступ к электронным ресурсам по дисциплине. Подобная поддержка в первую очередь подразумевает под собой рассылку актуальных статей по тематике управления качеством, а также ридеров по предстоящим семинарским занятиям.
11Материально-техническое обеспечение дисциплины
Оборудование для проведения презентаций (проектор/интерактивная доска), расходные материалы для проведения бизнес игры (маркеры, листы для флипчарта, ватманы формата А1).
|