Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз)


Скачать 2.32 Mb.
Название Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз)
страница 1/18
Тип Автореферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего образования г. Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи


Дудушкина Светлана Викторовна

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ
ПРИНЦИПА АВТОНОМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
(ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК, ЯЗЫКОВОЙ ВУЗ)

Специальность 13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания

(иностранные языки)
Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор Е.Г. Тарева

Москва

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….....

3

Глава 1. Принцип автономной деятельности студентов
в современном высшем иноязычном образовании
……………….…..


16

1.1. Автономия в системе высшего иноязычного образования.................

16

1.2. Сущность и роль принципа автономной деятельности студентов при обучении иностранному языку………………………………….……


31

Выводы по 1 главе………………………………..……………………..….

57

Глава 2. Роль принципа автономной деятельности студентов при обучении аудированию на начальном этапе обучения…………...….


59

2.1. Сущность автономного аудирования в контексте
компетентностного подхода в обучении иностранным языкам…….....


59

2.2. Характеристики способности к автономному аудированию
студентов начального этапа обучения в языковом вузе………...………


78

Выводы по 2 главе……………………………………………………...…..

100

Глава 3. Обучение студентов автономному аудированию.................

102

3.1. Технология обучения аудированию на основе принципа
автономной деятельности студентов (начальный этап языкового вуза)..


102

3.2. Исследование в ходе опытного обучения эффективности методики обучения автономному аудированию……………………………..………


123

Выводы по 3 главе…………………………………………………...……...

147

Заключение………………………………………………………..……….

149

Список использованной литературы ……………………….…..……..

154

Приложения…………………………………………………………...…...

172


ВВЕДЕНИЕ
Концепция современного образования в целом и иноязычного образования в частности нацеливает процесс обучения на развитие личности обучающегося – студента языкового вуза, отвечая его потребностям и учитывая возможности. Данная установка требует модернизации содержания обучения и применения новых дидактических подходов и принципов. В современных условиях важной частью процесса обучения иностранному языку становится автономная деятельность студентов, от которой во многом зависит квалификация будущего выпускника, готового к профессиональному самопознанию и саморазвитию. Данное требование нормативно закреплено в положениях Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО) по направлению «Педагогическое образование», где указывается на необходимость подготовки профессионала, готового к осуществлению профессионального самообразования и личностного роста, к моделированию собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры (для выпускников академического и прикладного бакалавриата) [ФГОС ВО 2014].

Как показывает анализ литературы, проблема самостоятельного и автономного изучения иностранного языка (далее – ИЯ) находится в эпицентре научных исследований (М.А. Ариян 1999, А.Е. Капаева 2001, Н.Ф. Коряковцева 2003, Т.Ю. Тамбовкина 2007 и др.). К настоящему времени рассмотрены вопросы формирования стратегий автономного чтения (Т.Ю. Терновых 2007, И.Д. Трофимова 2003), методика формирования учебного умения активизировать языковой материал (Е.В. Апанович 2003), проблемы управления самостоятельной учебной деятельностью студентов и контроля за качеством ее реализации (Г.Р. Биккулова 2008, Н.А. Ерошина 2001, И.П. Павлова 1992,
Т.Г. Сорокина 1991, Е.Г. Тарева 2002), подготовки студентов языкового вуза – будущих учителей к профессиональной автономии (О.А. Гаврилюк 2006). В целом можно констатировать, что в лингводидактике проблема автономии обучающихся, овладевающих ИЯ, находится в состоянии пристального изучения.

Несмотря на явный интерес исследователей к этой проблеме, вопросы актуализации автономной деятельности студентов при обучении ИЯ далеки от полного разрешения. Между тем, в последнее время потребности в автономизации процесса «погружения» студентов в иноязычное и инокультурное пространство становятся все более актуальными. Данные потребности связаны с ростом количества иноязычной аутентичной информации, представленной в аудио- и видеоформатах, с которой студент может познакомиться в просторах Интернета. С учетом данных обстоятельств, становится очевидной проблема, связанная с необходимостью оптимизации процесса автономного восприятия на слух, понимания и переработки многочисленной аудиоинформации, выбор и значимость которой определяются индивидуальными интенциями студента, нацеленного на удовлетворение своих познавательных потребностей в сфере различных областей функционирования иноязычного социума.

Проблема обучения аудированию является одной из наиболее востребованных в научном лингводидактическом контексте уже на протяжении более трёх десятилетий. Безусловный интерес представляют работы, связанные с изучением особенностей обучения аудированию в языковом и неязыковом вузах (И.Ю. Борозинец 1991, Н.Н. Гавриленко 1989, Н.И. Гез 1982,
Т.В. Громова 2003, Н.В. Еухина 1996, Н.Ю. Кириллина 2006, Н.Н. Конева 2001, О.А. Обдалова 2001, Д.В. Позняк 2007, Е.Г. Скосоренко 1993, О.В. Тунина 2004, И.И. Халеева 1989, В.А. Яковлева 2003); с исследованием психофизиологической (Е.И. Исенина 1975, М.П. Коваленко 2003, Ю.А. Никитина 2002, Е.С. Суздалева 1998) и речеведческой основ аудирования (К.М. Бржзовская 2003, М.С. Киронова 2002); с выявлением и классификацией трудностей понимания аудиосообщений (Н.Ю. Абрамовская 2000, Н.В. Елухина 1996, Б.А. Лапидус 1980, И.Д. Морозова 1993, Е.Г. Скосоренко 1993,
И.И. Халеева 1989); с изучением проблем взаимосвязанного обучения аудированию с другими видами речевой деятельности (И.А. Дехерт 1984, И.А. Зимняя 1973, Е.А. Колесникова 2008); с установлением видов аудирования
(Н.И. Гез 1985, И.А. Дехерт 1984, Е.В. Елухина 1970); с разработкой систем упражнений и учебных пособий по обучению смысловому восприятию на слух (Н.И. Гез 1985, Н.В. Елухина 1971, Я.В. Зудова 2005, А.И. Черкашина 2003); с созданием теории и технологии контроля навыков и умений аудирования (Л.В. Туркина 1996).

Сделано немало, но решены далеко не все проблемы, связанные с обучением восприятию и пониманию иноязычной речи на слух. Современные социально-политические и экономические условия смещают интерес ученых в сторону активизации самостоятельных усилий студента в области актуализации данного вида речевой деятельности. Возрастающие возможности непосредственного общения с носителями иностранных языков (развитие средств массовой и телекоммуникационной информации, доступность поездок и учебы за границей), увеличение требований ФГОС ВО, связанных с профессионально значимым устным взаимодействием на межкультурном уровне, выдвигают новые требования к уровню сформированности аудитивной способности выпускников языковых вузов. Данная способность должна обладать параметрами автономной деятельности субъекта.

Самостоятельная работа, направленная на восприятие и понимание аутентичных аудиотекстов, всегда сопровождалась значительными трудностями для обучающихся, поскольку, работая в автономном режиме, они не могут прибегнуть к непосредственной помощи со стороны преподавателя, носителя языка и иных консультантов. Особую сложность процесс автономного восприятия и понимания иноязычной речи на слух представляет для студентов начального этапа обучения ИЯ в вузе. Даже обладая некоторым уровнем сформированности стратегий самостоятельной работы с иноязычными аудиотекстами, приобретенным в школе, имея определенный уровень владения ИЯ, студент, придя в вуз, не переносит имеющийся опыт в новые образовательные условия. Находясь один на один с источником аудиоинформации, он испытывает трудности в активизации своих личностных ресурсов, в использовании оправданных оптимальных лично для него методов и приемов понимания воспринимаемой на слух информации. При этом он должен проявить себя как автономная личность, от качества его автономных усилий зависит успешность удовлетворения его коммуникативных потребностей.

Практика преподавания французского языка в языковом вузе, рефлексия нашего педагогического опыта (с 1995 г. по настоящее время), а также проведенные в ходе выполнения исследования диагностические замеры (см.
п. 3.2) показывают, что готовность студентов к автономной продуктивной работе с аудиоматериалами не находится на должном уровне сформированности. Наши опросы, беседы со студентами (об этом подробнее см. п. 3.2) показали, что студенты испытывают трудности в отборе по собственной инициативе материала для аудирования, у них редко возникает потребность в самостоятельном поиске, восприятии и переработке актуальной аудиоинформации на иностранном (французском) языке. Результаты нашей диагностики показали, что аудирование воспринимается обучающимися только как задание для выполнения, предложенное преподавателем; как правило, они не осознают, что аудирование является эффективным средством самостоятельного совершенствования коммуникативных способностей, лингвокультурологических и лингвострановедческих знаний, а значит залогом успешности в ходе межкультурной коммуникации. В целом уровень мотивации студентов к этому виду речевой деятельности является достаточно низким, отмечается отсутствие у них «мотивации успеха» в данной сфере учебной деятельности.

Из сказанного возникает противоречие между усиливающейся потребностью в высоком уровне сформированности способности студентов языкового вуза воспринимать и понимать на слух разнообразные иноязычные аудиосообщения, удовлетворяющие их потребностям (в том числе профессиональным), и отсутствием теории и технологии формирования данной способности с опорой на принцип автономии обучающихся. Данное противоречие является обобщающим для более частных противоречий:

  • между разработанной в лингводидактике теорией и технологией реализации принципа автономии в обучении иностранным языкам и отсутствием попыток применить полученные результаты к процессу обучения аудированию;

  • между фундаментальностью теории обучения аудированию и малым количеством научных работ, нацеленных на исследование самостоятельной деятельности обучающихся при восприятии и понимании иноязычной речи на слух;

  • между необходимостью овладения студентами автономным аудированием уже на начальном этапе обучения в языковом вузе и традиционно иными приоритетами, устанавливаемыми для данного периода и предусматривающими целенаправленное управляемое формирование речевых навыков и умений, где аудирование выступает в большей степени как средство овладения другими коммуникативными способностями;

  • между наличием разнообразия в уровнях владения студентами умениями аудированияи, соответственно, необходимостью дифференциации подходов к развитию данного умения и универсальной, единообразной технологией обучения аудированию, предлагаемой в учебниках и реализуемой в педагогической практике.

Актуальность исследования, таким образом, обусловлена современными требованиями к уровню подготовки студентов в области восприятия и понимания на слух разнообразных аудиосообщений, удовлетворяющих их профессиональным потребностям. Формирование аудитивной способности студентов с опорой на принцип их автономной деятельности уже на начальном этапе обучения позволит обеспечить реализацию индивидуальных стратегий обучающихся, обладающих индивидуальными особенностями и определенным уровнем владения иностранным языком при поступлении в вуз.

Проблема исследования формулируется в виде следующего вопроса: каким образом обеспечить развитие автономии студентов начального этапа обучения в языковом вузе, чтобы достичь повышения качества овладения таким сложным коммуникативным умением, как аудирование?

Объектом исследования выступаетпроцесс автономной учебно-познавательной деятельности студентов, овладевающих иностранным языком как специальностью.

Предметом исследования являетсяметодика обучения аудированию иноязычных (на французском языке) текстов в условиях активизации принципа автономной деятельности студентов языкового вуза.

Целью исследования является создание эффективной, теоретически обоснованной и проверенной опытным путем методики обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов начального этапа обучения в языковом вузе (на материале французского языка).

Гипотеза исследования: обучение студентов языкового вуза аудированию будет более эффективным, если:

  • процесс обучения аудированию будет построен на базе принципа автономной деятельности студентов, ориентированного на учет индивидуальных потребностей, интересов обучающихся на основе поставленных ими целей овладения иноязычным общением, выработки индивидуального стиля учебной деятельности, достижения высокого уровня самостоятельности и рефлексии;

  • будет доказана возможность обучения аудированию с опорой на принцип автономной деятельности студентов уже на начальном этапе обучения и будет определен минимально достаточный для этого уровень владения иностранным языком;

  • будут выявлены параметры способности к «автономному аудированию» и определены критерии её сформированности;

  • будет разработана и экспериментально проверена методика, нацеленнаяна обучение автономному аудированию студентов начального этапа языкового вуза.

Сформулированные цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач исследования:

  1. Уточнить особенности автономной деятельности студентов на современном этапе развития высшего иноязычного образования.

  2. Раскрыть сущность и значение принципа автономной деятельности при обучении студентов языкового вуза.

  3. Определить содержание и особенности «автономного аудирования», его статус в составе компонентов профессионально-педагогической компетентности выпускника языкового вуза.

  4. Выявить критерии сформированности способности к «автономному аудированию».

  5. Разработать и проверить опытным путем технологию формирования способности к автономному аудированию текстов на французском языке (начальный этап обучения).

Методологическую основу исследования составляют базисные положения теории речевой деятельности (В.А. Артемов, Л.С. Выготский,
П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия) и аудитивной деятельности (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев), теория языковой личности и вторичной языковой личности (Ю.Н. Караулов, И.И. Халеева,
К.Н. Хитрик), основополагающих подходов для современной системы образования: компетентностного (И.Л. Бим, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя,
А.В. Хуторской, С.Е. Шишов), личностно-деятельностного (Л.В. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская), коммуникативного (И.Л. Бим, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев), коммуникативно-когнитивного (Д. Бёрнс, А.В. Щепилова), проблемного
(И.Я. Лернер, В.В. Сафонова), культуроориентированных (Н.И. Алмазова,
Г.В. Елизарова, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Е.Г. Тарева, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова), дифференцированного (И.Л. Бим, А.А. Миролюбов), а также основные положения теории принципов обучения иностранным зыкам
(С.А. Ламзин, М.В. Ляховицкий, Р.К. Миньяр-Белоручев, Э.П. Шубин).

Теоретическую основу исследования составляют базовые положения в области теории и методики профессионального (Ю.К. Бабанский, Г.П. Ильин, В.В. Краевский, В.А. Сластенин) и профессионального иноязычного
(Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, Б.А. Лапидус, Р.П. Мильруд, Е.Г. Тарева, А.Н. Щукин) образования, теории и методики обучения аудированию
(М.Л. Вайсбурд, Н.И. Гез, Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, Я.М. Колкер, В.В. Сафонова, Е.С. Устинова, D. Brown, J. Richards, G. White), автономии школьников и студентов в учебной деятельности (М.А. Ариян, Н.Ф. Коряковцева,
Е.Н. Соловова, Т.Ю. Тамбовкина, L. Dickinson, H. Holec, D. Little), концепции оптимизации, активизации, интенсификации учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, А.Л. Бердичевский, Н.Ф. Коряковцева, Б.А. Лапидус, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева, Е.Г. Тарева, А.В. Усова, Т.И. Шамова).

Методы исследования:

  • теоретические: изучение, анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы по данной теме, систематизация полученной информации, теоретическое моделирование, прогнозирование хода и результатов исследования;

  • эмпирические: изучение и анализ нормативных документов по организации иноязычного профессионального образования, наблюдение за деятельностью студентов и учебным процессом, изучение педагогического опыта (в том числе собственного), психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, опросы), опытно-экспериментальное обучение, методы анализа данных и их графическая интерпретация.

Научная новизна исследованияопределена тем, что:

  • впервые принцип автономной деятельности обучающихся представлен как лингводидактический принцип в приложении к формированию способности к восприятию, пониманию и переработке иноязычных аудиотекстов, отражающей личностные потребности студентов начального этапа обучения и основывающейся на их индивидуальных особенностях;

  • доказана роль автономного аудирования в общей системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в условиях начального этапа языкового вуза;

  • впервые определены характеристики и параметры проявления способности к автономному аудированию студентов языкового вуза.

Теоретическую значимость исследования составляет включение в терминосистему лингводидактики терминов «автономное аудирование», «способность к автономному аудированию», уточнение сущности и статуса принципа автономной деятельности студентов в системе принципов обучения иностранным языкам; выявление и обоснование специфики принципа автономии при обучении аудированию; уточнение цели, содержания и технологии обучения аудированию, обусловленных применением принципа автономной деятельности студентов; разработка критериев определения уровней сформированности способности к автономному аудированию; формулирование требований к отбору и организации материалов для автономного аудирования, создание методики обучения аудированию студентов языкового вуза, основанной на применении принципа автономной деятельности студентов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии (методов, приемов, средств) обучения автономному аудированию студентов языкового вуза; в создании номенклатуры поуровневых вариативных (индивидуально обусловленных) критериальных характеристик сформированности способности к автономному аудированию. Разработанная методика может лечь в основу создания учебных пособий для обучения аудированию студентов языкового вуза, а также при определенной модификации школьников старших классов, студентов неязыковых вузов. Полученные результаты могут быть использованы при обучении восприятию и пониманию аудиоматериалов на других иностранных языках.

Практическая апробация исследования проведена на базе Института иностранных языков ГБОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» в 2012/2013 и 2013/2014 уч. годах. В опытно-экспериментальном обучении приняли участие студенты I-II курсов по направлению обучения «Педагогическое образование» и «Лингвистика» (всего 53 человека). Материалы работы обсуждались на заседаниях кафедры французского языка и лингводидактики и ежегодных научных сессиях МГПУ
г. Москвы в период 2012-2015 гг., а также на Международной научно-практической конференции памяти академика РАО И.Л. Бим «Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации» (Москва 2013), VI Международной научной конференции «Язык: категории, функции, речевое действие» (Москва-Коломна 2013), VI Международной научно-методическойконференции «Методические и психолого-педагогические проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе» (Харьков 2013), 43-й и 44-й Международных филологических научных конференциях (Санкт-Петербург 2014, 2015), III Международной научной конференции «Взаимодействие языков и культур» (Череповец 2014), Шестой Международной научной конференции «Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: человек, сознание, коммуникация, интернет» (Левен (Бельгия) 2014), VI Международной научно-методической конференции «Информационно-коммуникативные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации» (Москва 2014).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Повышение эффективности обучения аудированию в языковом вузе связано с актуализацией принципа автономной деятельности студентов, обладающего двойственной квалификацией как дидактического, так и методического принципа. Дидактическое значение принципа в современной системе высшего профессионального образования основано на активной автономной позиции студента, ориентированной на обеспечение непрерывного образования / самообразования в течение всей жизни. Методическая ценность данного принципа проявляется в формулировке обучающимся собственных целей овладения иноязычным общением, выработке им самим индивидуального стиля учебной деятельности, достижении высокой степени самостоятельности при анализе результатов собственного труда и рефлексии над возможными способами повышения его эффективности.




  1. Автономное аудирование предполагает самостоятельные действия обучающегося по отбору и прослушиванию аутентичных звучащих текстов на ИЯ с целью их понимания, интерпретации и использования по собственному усмотрению в процессе иноязычной коммуникации. Выбор тематики, установление продолжительности звучания и степени трудности материала для автономного аудирования, поиск путей преодоления данных трудностей определяются самим обучающимся в зависимости от его личностных, деятельностных и психофизиологических особенностей с подключением консультирующих действий преподавателя. Способность к автономному аудированию как деятельности обусловлена положительным отношением и высоким уровнем мотивации студентов, она базируется на совокупности знаний и комплексе умений, служащих содержательным ядром процесса обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов. В комплекс входят умения, определяемые, с одной стороны, личностными и психофизиологическими особенностями студентов, с другой, спецификой автономного аудирования как деятельности.

  2. В ходе актуализации принципа автономной деятельности студента в процессе обучения аудированию целесообразно применение аудиовизуальных ресурсов Интернет, отбор которых согласуется с содержанием автономной аудитивной деятельности студента. Сам студент, осознавая специфику процедуры и при необходимости обращаясь к помощи преподавателя, осуществляет личностно мотивированный отбор аудиотекстов согласно принципам: тематического детерминизма, аутентичности, профессиональной направленности, коммуникативной ценности / ситуативности / функциональности, информативности / тематической направленности, доступности, количественной достаточности и жанрово-стилевого разнообразия.

  3. Формирование способности к автономному аудированию необходимо предусматривать для студентов, чей уровень владения иностранным языком не ниже В1. Такие студенты ментально, психически, эмоционально готовы к проявлению способности к автономному аудированию, предполагающей систематически осознаваемую потребность самостоятельного обращения (выбора, восприятия, понимания, переработки) к иноязычным аудиотекстам с визуальной поддержкой с целью самосовершенствования своих личностных качеств и развития профессиональной компетентности. Согласно критерию зависимости / независимости от рекомендаций преподавателя проявляются низкий, средний и высокий уровни сформированности способности к автономному аудированию.

  4. Технология формирования способности к автономному аудированию, основанная на принципах обучения, которые необходимы для формирования и развития данной способности (личностного целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося и вторичности изучения готовых известных результатов, ситуативности обучения, образовательной рефлексии), вбирает в себя ряд этапов данного процесса (диагностика и мотивирование, информирование и ориентирование, формирование и развитие индивидуальных аудитивных стратегий), в процессе которых реализуются стратегии, побуждающие студентов к прослушиванию аудиотекстов с целью понимания, переработки и применения полученной информации. Актуализации данных стратегий способствуют специально спроектированные приемы, ведущим из которых является взаимообмен студентами полученной в ходе автономного аудирования информацией, а также опытом автономного прослушивания. Степень сформированности способности к автономномуаудированию определяется согласно таким показателям, как аффективность, личностность, инициативность, инструментальность, когнитивность, рефлексивность, продуктивность, целеполагание.

Цель и задачи исследования определили структуру и содержание диссертации, состоящей из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, раскрыта цель, определены объект, предмет, задачи, методологические основы и методы исследования, формы апробации результатов исследования, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, обозначены положения, выносимые на защиту.

В первой главе выявлена направленность нормативных документов по направлениям «Педагогическое образование» (профиль Иностранный язык) и «Лингвистика» на усиление доли самостоятельной работы обучающегося, определено место принципа автономной деятельности студентов в системе принципов обучения иностранному языку; проанализировано соотношение понятий «учебная автономия», «учебная компетенция» и «автономность личности».

Во второй главе проведено обобщение данных об обучении аудированию, накопленных в методической науке; установлена сущность автономного аудирования, определены виды трудностей автономного аудирования; даны критериальные характеристики способности к автономному аудированию; обоснована важность использования аудиовизуальных материалов как основных для формирования данной способности.

В третьей главе представлена технология обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов начального этапа обучения, включающая принципы, этапы, общие стратегии, формы контроля и само- и взаимоконтроля студентов в период обучения с целью формирования и развития способности к автономному аудированию; представлена технология практического применения данной методики; проведено исследование эффективности практического применения данной технологии.

В заключении подведены итоги настоящего исследования: установлено, что достигнуты цель и решены поставленные задачи, гипотеза подтверждена, опытно-экспериментальная работа отвечает всем необходимым требованиям.

В приложениях размещены обобщенный список трудностей аудирования текстов на французском языке, определенных исследователями-лингвистами; ситография отобранных студентами аудиовизуальных материалов по тематике базового учебника по практическому курсу французского языка ЭКО В1 (2010) для самостоятельного прослушивания «AUDIOTHĖQUE (fiche sitographique socle commun)»; материалы дискуссии о важности и месте аудирования в овладении видами речевой деятельности; анкеты-опросы студентов; результаты 4-х срезов, статистические таблицы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Образовательная программа «Теория и методика обучения иностранным...
I. Теоретические вопросы обучения студентов восточников англоязычному деловому дискурсу
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие Текст предоставлен
Методика обучения дошкольников иностранному языку: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностр яз.» («Методика...
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Методика формирования стратегий овладения профессиональным дискурсом...
Охватывает такие области, как экскурсионная деятельность, турагентская деятельность, анимация, сервисная деятельность, туроперейтинг,...
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon «Иностранный язык»
«Французский язык. Углубленная подготовка» (3-6 семестр), 504 часа, 14 зачетных единиц
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Методика формирования стратегий овладения профессиональным дискурсом...
Охватывает такие области, как экскурсионная деятельность, турагентская деятельность, анимация, сервис­ная деятельность, туроперейтинг,...
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 39. 03. 01 «Социология»
Содержание: умк по дисциплине иностранный язык (английский язык) для студентов направления 39. 03. 01 «Социология». Форма обучения...
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Методические указания по выполнению контрольной работы по учебной...
«Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с учебной дисциплиной «Русский язык и культура речи» и Федеральными государственными...
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Инструкция по оформлению портфолио студентов двгии
Поэтому наш вуз считает необходимым обеспечить не только процесс развития компетенций специалиста, но и отслеживание и предъявление...
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Рабочие программы по учебному предмету «Английский язык» 2 -4 класс
Программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку в основной общеобразовательной школе на основе линии умк...
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon На соискание степени магистра лингвистики Научный д ф. н., профессор...
Французский и английский языки в языковой политике франции по материалам докладов главной делегации по французскому языку и языкам...
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Программа дисциплины «теория и методика велосипедного спорта» по...
Кафедра теории и методики велосипедного, конькобежного спорта, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Немецкий язык
Пособие для студентов второго курса дневного и вечернего отделений ои мгюа по направлению подготовки «Юриспруденция». Цель пособия...
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Теория и методика велосипедного спорта
Задачами курса лекций является раскрытие содержания учебной дисциплины «Теория и методика велосипедного спорта», обеспечение студентов...
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Теория и методика велосипедного спорта
Задачами курса лекций является раскрытие содержания учебной дисциплины «Теория и методика велосипедного спорта», обеспечение студентов...
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Теория и методика велосипедного спорта
Задачами курса лекций является раскрытие содержания учебной дисциплины «Теория и методика велосипедного спорта», обеспечение студентов...
Методика обучения аудированию на основе принципа автономной деятельности студентов (французский язык, языковой вуз) icon Психодиагностическое обеспечение оценки сформированности ууд в основной школе
«Кто Я?» (М. Кун), методика «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?» (И. В. Дубровина), диагностика самооценки и уровня притязаний» (С. Я. Рубинштейн),...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск