Скачать 85.88 Kb.
|
КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ ОЦЕНОК ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫХ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЙ IAPS ПО ШКАЛАМ «ВАЛЕНТНОСТЬ», «СИЛА» И «ДОМИНАНТНОСТЬ» Васанов А.Ю., (ИП РАН, ЦЭП МГППУ), Марченко О.П., (ЦЭП МГППУ), Машанло А.С., (Факультет психологии и социальной работы МосГУ, Москва) Применение стандартных баз данных слов, изображений, аудио или видеозаписей и т.п. в качестве стимульного материала позволяет грамотно подготовить экспериментальное исследование и контролировать влияние побочных переменных. Кроме того, использование подобных баз данных дает возможность сравнения полученных результатов в различных исследованиях. Необходимость использования стандартных баз данных может быть продемонстрирована наглядными примерами исследований, которые проводятся в области клинической психологии. Аналогичные случаи специфических нарушений когнитивных способностей, интересующие исследователей, могут встречаться редко в разных клиниках и странах. Для того, чтобы можно было сделать общие выводы по этим случаям, необходимо использовать одни и те же методики со строго регламентированной процедурой и проводить исследование с одним и тем же стандартным стимульным материалом. Оптимальным вариантом является использование в работе уже существующих баз данных со стандартными оценками для слов, изображений, аудио или видеозаписей по значимым для обеспечения надежности исследования переменным. Однако было показано, что многие такие переменные характеризуются культурной специфичностью (Medin, Atran, 2004). Так, частота встречаемости тех или иных объектов в повседневной жизни индивидов, принадлежащих разным культурам, может сильно отличаться. Поэтому, например, база данных «IPNP» (International Picture Naming Project), состоящая из схематических изображений различных объектов и действий, обладает оценками по ряду шкал и показателями, собранными в разных странах (Szekely, 2005). При работе с вербальным материалом используются базы данных с усредненными оценками слов по таким шкалам, как доминантность, образность, типичность, возраст приобретения и т.п. (например, Ruts et al., 2004). Подобные базы данных создавались для различных стран, так как было показано, что психолингвистические показатели отличаются для разных языков (Yoon et al., 2004). Что касается исследования эмоций, то для этих целей также создавались базы данных. П. Экманом была создана база данных фотоизображений эмоциональных экспрессий (Ekman, Friesen, 1979). Существуют базы данных эмоционально окрашенных звуков (Bradley, Lang, 1999), слов (Bradley, Lang, 1999), видеозаписей различных действий, вызывающих приятные или неприятные эмоции и т.п. Наиболее часто используемой в когнитивных исследованиях эмоций базой данных является международная система эмоционально окрашенных фотоизображений IAPS (International Affective Picture System), разработанная П. Лангом (Bradley, Lang, 2007; Lang, et al., 2008). Каждое фотоизображение в этой базе данных обладает стандартными оценками по шкалам валентности (valence), силы (arousal) и доминантности (dominance), которые, как показано в исследованиях, оказывают влияние на различные зависимые переменные (например, Kaestner, Polich, 2011). Поэтому при подборе фотоизображений для экспериментального исследования необходимо учитывать показатели их валентности, силы и доминантности. Кроме того, в случаях, когда целью исследования является сравнение показателей выполнения экспериментальных задач участниками исследования с двумя или более наборами фотоизображений, необходимо уравновешивать выборки этих фотоизображений по вышеуказанным шкалам. База данных IAPS используется по всему миру. Исследователи из разных стран не проводят проверки надежности этих шкал, a priori предполагая культурную универсальность этих норм. Нами была поставлена цель проверки культурной независимости этой базы данных. Для этого было проведено пилотажное исследование на русскоязычной выборке. Первым этапом исследования стало проведение экспертной оценки набора фотоизображений IAPS на предмет выделения наиболее значимых и естественных для российской выборки фотоизображений. Далее нами были получены эмоциональные оценки фотоизображений по шкалам валентности, силы и доминантности у выборки российских респондентов. Гипотеза Ho состояла в том, что средние значения оценок по шкалам валентности, силы и доминантности у российской выборки значимо не отличаются от оценок генеральной совокупности (за генеральную совокупность брались оценки американской выборки). Альтернативная гипотеза H1 заключалась в том, что эти значения будут значимо отличаться. Различия между двумя выборками будут означать необходимость создания отдельных российских норм IAPS по шкалам валентности, силы и доминантности. Методы исследования Первичный отбор фотоизображений Участники исследования. В исследовании приняли участие три девушки и двое юношей, возрасте от 18 до 24 лет, обучающихся в различных ВУЗах и на разных курсах. Процедура исследования. Экспертное оценивание проходило в течение 4 часов. На начало эксперимента субъективная оценка самочувствия у участников была высокой. Участники исследования работали в тихом помещении при комфортных условиях. Исследование проводилось индивидуально. Материалом исследования стал набор фотоизображений IAPS (International Affective Picture System) – «Международная система эмоционально окрашенных фотоизображений», состоящая из 944 фотоизображений. Оценке подвергались все 944 фотоизображения по двум параметрам: естественность-неестественность и значимость-незначимость для российской выборки. Процедура проходила следующим образом: при предъявлении фотоизображения участник исследования высказывал свое мнение по вышеуказанным параметрам применительно к каждому из изображений. Если соотношение по обоим критериям было 4:1 или единогласно (естественно, значимо), то фотоизображение оставляли в наборе. Если хотя бы двое участников считали его неестественным или незначимым, фотоизображение удалялось. Таким образом, из 944 фотоизображений осталась треть. Стандартизация на американской выборке проводилась следующим образом. Было образовано 16 групп участников. Каждой группе предъявлялся набор из 60 фотоизображений. Для того, чтобы можно было сопоставить полученные нами результаты с американскими, мы построили свое исследование таким же образом. Анализ полученных оценок участников позволил отобрать для нашего пилотажного исследования 59 фотоизображений, из которых одно предъявлялось дважды в эксперименте для проверки точности ответов участников исследования (таким образом, всего было 60 предъявлений). Описание процедуры экспериментальной части. В исследовании приняли участие восемьдесят человек (сорок девушек и сорок юношей). На начало эксперимента субъективная оценка самочувствия у участников была высокой. Для оценки самочувствия использовалась методика САН (Самочувствие. Активность. Настроение). После полученной инструкции каждый участник исследования переходил к оценке набора фотоизображений IAPS. На экране в случайном порядке предъявлялись фотоизображения, которые участник исследования должен был оценить по девятибалльной шкале по трем параметрам. В первом случае было необходимо оценить, приятную или неприятную эмоцию испытывает каждый участник при просмотре фотоизображения (валентность). Во втором случае было необходимо решить, является ли эта эмоция сильной или слабой (сила). Для получения оценок по шкале «доминантность» участников исследования просили оценить, насколько он может-не может контролировать эмоцию, вызываемую предъявлением фотоизображения. Для сравнения между показателями оценок российской и американской выборок использовался критерий t-Стьюдента, позволяющий проверить гипотезу о среднем значении генеральной совокупности (Гласс, Стэнли, 1976). Результаты После обработки первичных данных были получены усредненные оценки по шкалам «Валентность», «Сила» и «Доминантность». В качестве меры использовалось среднее для обеспечения возможности сравнения полученных результатов с результатами американского исследования, где также использовалось среднее. Так как в базе данных встречаются фотоизображения с одинаковым названием, то в тексте указывается номер фотоизображения, наряду с обозначением каждого фотоизображения на английском и русском языках. Сравнительный анализ эмоциональных оценок американской и российской выборки. Анализ полученных результатов сравнения двух выборок (американской и российской) показал следующее: По параметру «Валентность»(Valence) оценки 29 фотоизображений из 59 качественно различаются (p<0,05). Наиболее сильные различия (p≤0,0002) прослеживаются в оценках следующих фотоизображений: Snake (змея), №1050; Hospital (больница), №2205; Man (мужчина), №2500; Hospital (больница), №3220; Starving Child (голодающий ребенок), №9040 - американская выборка в среднем оценила данные фотоизображения более отрицательно, чем российская. Open Chest (вскрытая грудная клетка), №3250. Российская выборка в среднем оценила данное фотоизображение более отрицательно, чем американская. Brownie (шоколадный кекс), №7200. Американская выборка в среднем оценила данное фотоизображение более положительно, чем российская. В одних случаях обнаруживаются значимые различия, что подтверждает гипотезу о культурной специфичности оценок (гипотеза H1), в других случаях различия не значимы, что свидетельствует в пользу гипотезы об универсальности оценок, их независимости от культурной составляющей (гипотеза H0). По параметру «Сила» (Arousal) оценки 35 фотоизображений качественно различаются (p<0,05). Наиболее сильные различия (p≤0,0002) прослеживаются в оценках следующих фотоизображений: Horse (лошадь), №1590; Rabbit (кролик), №1610; Gorilla (горилла), №1660; Puppies (щенки), №1710; Adult (взрослый), № 2010; Baby (ребенок), №2040; Hospital (больница), №2205; Family (семья), №2340; Man (мужчина), №2490; Man (мужчина), №2500; Elderly Woman (пожилая женщина), №2510; Elderly Woman (пожилая женщина), №2520; Beer (пиво), №2600; Eye Disease (глазная болезнь), №3160; Mountains (горы), №5600; Desert (пустыня), №5900; Rolling Pin (скалка), №7000; Basket (корзина), №7010; Seal (тюлени), №9180. Для всех перечисленных выше фотоизображений сила эмоций у российской выборки была выше, чем у американской. Лишь для одного из наиболее сильно отличающихся по данному параметру фотоизображения (p≤0,0002) – Skier (лыжник), №8030 – сила эмоций у американской выборки была выше, чем у российской. По параметру «Доминантность» (Dominance) оценки 57 фотоизображений (из 60 предъявлений) качественно различаются (p<0,05). Лишь по трем фотоснимкам нет значимых различий по данному параметру: Rabbit (кролик), №1610; Baby (ребенок), №2040; Brownie (шоколадный кекс), №7200. По данным фотоизображениям оценки доминантности у обоих выборок высокие (в пределах 7 баллов в среднем). Выводы Несмотря на заявленную культурную независимость методики IAPS, на эмпирическом материале доказано, что существуют значимые различия между эмоциональной оценкой воспринимаемых фотоизображений американской и российской выборками как по шкале валентности, так и по шкалам силы и доминантности. Таким образом, подтверждена гипотеза, что база данных эмоционально окрашенных фотоизображений и оценки по шкалам характеризуются культурной специфичностью. Обнаруженная культурная специфичность этой базы данных доказывает необходимость создания отдельных норм для русской выборки, которые должны быть учтены наряду с американскими нормами при подготовке исследования. Литература Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - Прогресс. - 1976 г. – 493 стр.— М., 1976. Bradley M. M., Lang P. J. The International Affective Picture System (IAPS) in the study of emotion and attention. / Handbook of Emotion Elicitation and Assessment. J. A. Coan and J. J. B. Allen (Eds.). New York: Cambridge University Press. 2007. P. 29-46. Bradley M. M., Lang. P. J. International affective digitized sounds (IADS): Stimuli, instruction manual and affective ratings (Tech. Rep. No. B-2). Gainesville, FL: The Center for Research in Psychophysiology, University of Florida.1999. Bradley M.M., Lang P.J. Affective norms for English words (ANEW): Stimuli, instruction manual and affective ratings. Technical report C-1, Gainesville, FL. The Center for Research in Psychophysiology, University of Florida. 1999. Ekman P., Friesen W. V. Pictures of Facial Affect. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists. 1979. Kaestner E.J., Polich J. Affective recognition memory processing and event-related brain potentials // Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience. 2011. 11(2). P. 186-98. Lang P.J., Bradley M.M., & Cuthbert B.N. International affective picture system (IAPS): Affective ratings of pictures and instruction manual. Technical Report A-8. University of Florida, Gainesville, FL. 2008. Medin D.L., Atran S. The native mind: biological categorization, reasoning and decision making in development across cultures // Psychological Review. 2004. V. 111. № 4. P. 960−983. Ruts W., De Deyne S., Ameel E., Vanpaemel W., Verbeemen T., Storms G. Dutch norm data for 13 semantic categories and 338 exemplars // Behavior Research Methods, Instruments, & Computers 2004. V. 36. P. 506–515. Szekely A., D'Amico S., Devescovi A., Federmeier K., Herron D., Iyer G., Jacobsen T., Arévalo A. L., Vargha A., Bates E. Timed action and object naming // Cortex. 2005. 41. №1. P. 7-26. Yoon C., Feinberg F., Hu P., Gutchess A.H, Hedden T., Chen H., Jing Q., Cui Y., Park D.C. Category norms as a function of culture and age: Comparisons of item responses to 105 categories by American and Chinese adults // Psychology and Aging. 2004. 19. №3. P. 379–393. |
Сила ведьм благодарность Я хочу выразить благодарность молчаливой мудрости тысяч Ведьм, которые, подвергаясь репрессиям, не смогли сделать свои знания общедоступными.... |
Сила ведьм благодарность Я хочу выразить благодарность молчаливой мудрости тысяч Ведьм, которые, подвергаясь репрессиям, не смогли сделать свои знания общедоступными.... |
||
Закономерности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе Цель данной дисциплины: сформировать у студентов научные представления о психологической природе нарушений эмоционально-волевой сферы... |
В чем проявляется специфичность ферментов? Ответ Фагоцитоз необходим для защиты организма от чужеродных бактерий и переваривания отмирающих клеток организма |
||
Руководство пользователя 6 Операция «Выдача оценок» |
Рабочая программа дисциплины содержание коррекционной работы с детьми... Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы |
||
Знание есть сила материалы 65 итоговой межвузовской научной студенческой... Знание есть сила: Материалы 65 итоговой межвузовской научной студенческой конференции — Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная... |
«Искусство спб» 1994 ббк 63. 3 Л80 ... |
||
Преимущества перед твердомерами стационарными Твердомер портативный динамический (по шкалам Роквелла, Бринелля, Виккерса, Шора d и др.), а также для опред lim-прочности на разрыв,... |
Утвержден ... |
||
Методические рекомендации для участников стажировочной площадки по... «Эмоционально-сенсорное развитие младших школьников как фактор повышения эффективности их учебной деятельности в рамках реализации... |
Тип водоразбавляемое каменное покрытие. Область применения Предназначено для новых и ранее окрашенных бетонных, оштукатуренных и кирпичных поверхностей, древесноволокнистых, древесностружечных... |
||
Инструкция по использованию изделия защита Предназначен для снятия плесени с неокрашенных и окрашенных ранее деревянных, оштукатуренных и бетонных поверхностей перед первичной... |
1. Пояснительная записка …1 Спо. Представленные лексико-грамматические материалы содержат ключи, критерии оценок, тесты и задания, дидактические единицы и тематическую... |
||
Н. В. Пил Сила позитивного мышления Когда жизнеспособность ослабевает, попробуйте использовать формулу здоровья |
Регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства... Сводная ведомость оценок результатов выполнения профессионального комплексного задания |
Поиск |