Паспорт образовательной программы «Робототехник»


Скачать 173.57 Kb.
Название Паспорт образовательной программы «Робототехник»
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы



Паспорт образовательной программы «Робототехник»

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Робототехник»

Ф. И. О. автора (составителя)

программы

Егоров Денис Геннадьевич

Год разработки

2016

Территория

ХМАО-Югра, Сургутский район, гп Белый Яр

Юридический адрес учреждения

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628433, Сургутский район, гп. Белый Яр, ул. Лесная, д. 8б

Контакты

Телефон: 8 (3462) 74-86-30 E-mail: rcdt61@mail.ru

Документы, послужившие основанием для разработки проекта

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  3. Федеральная целевая программы «Развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года»;

  4. Постановление от 04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей).

  5. Примерные требования к программы дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).

Информация о наличии рецензии

Нет

Цель

развитие технических способностей обучающихся в процессе конструирования и проектирования.


Образовательный формат

Создание мини роботапарка с роботами робототизированными механизмами, разного уровня сложности.

Задачи

Образовательные:

• - сформировать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;

- научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;

- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.

Развивающие:

- развивать творческую инициативу и самостоятельность;

- развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.

- Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Воспитательные:

- формировать творческое отношение к выполняемой работе;

- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

Срок реализации программы

1 год

Кол-во часов на учебный год

Модуль «Теоретик» – 68 часов.

Модуль «Роботехник» - 80 часов.

Возраст обучающихся

9-15 лет

Формы занятий

Занятия проводятся по группам, по подгруппам и индивидуально

Методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

  1. В.А. Козлова, Робототехника в образовании.

  2. Наборы ТехноЛаб, LEGO и его структуры

  3. Интернет-обозреватель Internet Explorer

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Компьютерный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 3-12 ученических мест с выходом в Интернет.

Наборы ТехноЛаб: начальный уровень (9-12 лет);

LEGO и его структуры

Предустановленное программное обеспечение:

  • Программное обеспечение RoboPlus

  • приложения Microsoft Office;

  • интерактивная книга «Азы информатики» Дуванов А.А.

  • В.А. Козлова, Робототехника в образовании;

  • интерактивная доска;

  • проектор;

  • Интернет-обозреватель Internet Explorer


Пояснительная записка.

Одна из наиболее важных задач, стоящих перед системой образования сегодня, - повышение качества содержания образования. Особая роль в решении этой задачи отводится учреждениям дополнительного образования детей. Главной целью УДОД является выявление, изучение и наиболее полное удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных запросов детей и их родителей. В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых федеральных образовательных стандартов и использование современных образовательных технологий.

Направленность. Данная программа технической направленности

Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий.

Новизна образовательной программы заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том что, она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе конструирования и программирования обучающиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Использование ТехноЛаб - конструкторов повышает мотивацию обучающихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Работа с образовательными конструкторами ТехноЛаб позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, что является вполне естественным. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Обучающиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Программа составлена с учётом санитарно-гигиенических требований и возрастных особенностей обучающихся.

Программа включает в себя два модуля, количество часов, в которого определяется педагогической целесообразностью и учитывает возрастные особенности обучающихся.

1 модуль «Теоретик» – 68 часов

2 модуль «Роботехник» - 80 часов.

Изучение каждого модуля по желанию обучающихся может завершаться итоговой аттестацией с выдачей свидетельства о завершении обучения по данной программе с указанием пройденного модуля.
Модульное планирование программы обучения позволяет по-разному варьировать учебный материал:

- включать в образовательный процесс один или несколько модулей;

- увеличивать время на изучение одного из модулей;

- взять для реализации какой-либо модуль и построить на этой основе отдельную программу.

Образовательная цель программы: развитие технических способностей обучающихся в процессе конструирования и проектирования.

Основные задачи программы:

Обучающие:

- дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;

- научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;

- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами

Воспитывающие:

- формировать творческое отношение к выполняемой работе;

- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

Развивающие:

- развивать творческую инициативу и самостоятельность;

- развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.

- Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих,  является возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество.

Организационно-педагогические условия:

Программа предназначена для обучающихся 9-15 лет.

Количество обучающихся в группе составляет 10-12 человек.

Педагогическая целесообразность.

В образовательном процессе возможны теоретические и практические формы проведения занятий.

Образовательный процесс основывается на следующих принципах:
- принцип научности;
- принцип систематичности; 
- принцип доступности учебного материала; 
- принципа наглядности;
- принципа сознательности и активности; 
- принцип прочности;
- принцип индивидуализации.

Основные методы работы: 1)объяснительно-иллюстративный метод (педагог объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал; осуществляется в форме лекции, беседы, демонстрации опытов, экскурсии);

2) репродуктивный метод (воспроизведение знаний при решении задач, воспроизведении опытов);

3) метод проблемного обучения (реализуется в форме проблемного изложения учебного материала с использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач, моделирования объектов и процессов);

4) частично-поисковый метод обучения реализуется при выполнении практических работ, работа с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;

5) особое значение имеет исследовательский метод. В объединении планируется и реализуется самостоятельная исследовательская деятельность, когда обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с помощью педагога. При выполнении исследований используются информационные технологии и Интернет-ресурс.

Содержательно-тематическая структура программы


Уровни

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стартовый уровень.

Среда конструирования - знакомство с деталями конструктора.

Сборка простейшего робота по инструкции.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Наличие мотивации к интеллектуальному и творческому труду.



-Обучающиеся знают основные термины.


-Умеют добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

-Делают выводы в результате совместной работы всей группы.

-Перерабатывают полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Базовый уровень

Программное обеспечение RoboPlus. Создание простейшей программы.

-Развивают аналитические способности

-Развивают мотивацию к интеллектуальному и творческому труду.


Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

-Умеют вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

-Умеют критически осмысливать материал, представленный в источниках информации.

- Развивают навыки публичного выступления


Продвинутый уровень.

Обучающиеся способны сами Управлять двумя моторами. Езда по квадрату.

Управление одним мотором.

Программное обеспечение RoboPlus создание простейшей программы.

Сборка собственной модели робота

- Повышение уровня учебной успешности в общеобразовательной школе


-Разрабатывают собственную модель робота учитывающую особенности объекта изучения.

- Могут подобрать оборудование для создания и программирования моделей робота.

-Самостоятельно сопоставляют понятия и явления, делают собственные выводы.
-Приобретают навыки самостоятельной работы;
-Умеют отстаивать свою точку зрения, слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.

-Умеют чётко и ясно излагать свои мысли.


Модуль 1. «Теоретик»



Образовательная задача модуля – овладение первоначальными знаниями по устройству робототехнических средств.

Программа модуля «Теоретик»


Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

2

2

-

Правила техники безопасности и гигиены в кабинете при работе за компьютером.

2

2

-

Основы робототехники.

6

2

4

Знакомство с деталями конструктора.

10

2

8

Среда конструирования.

16

6

10

Основы работы с ТехноЛаб.

10

4

6

Программное обеспечение RoboPlus.

18

4

14

Аттестация обучающихся.

2

1

1

Показательные соревнования.

2

2

-

ИТОГО:

68

25

43



Модуль 2. «Роботехник»



Образовательная задача модуля – научить основным приёмам сборки и программирования робототехнических средств.

Программа модуля «Роботехник»

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

2

2

-

Правила техники безопасности при работе с конструктором.

2

2

-

Работа с конструктором

12

2

10

Способы передачи движения. Понятия о редукторах.

12

2

10

Сборка простейшего робота по инструкции.

12

2

10

Создание простейшей программы.

16

6

10

Управление одним мотором.

10

4

6

Модели с датчиками.

10

4

6

Аттестация обучающихся.

2

1

1

Создание мини роботопарка из простейших роботов.

2

-

2

ИТОГО:

80

25

55


Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны:

знать:

- правила безопасной работы;

- основные компоненты конструкторов ТехноЛаб;

- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

- компьютерную среду, включающую в себя язык программирования RoboPlus;

- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

- основные приемы конструирования роботов;

- конструктивные особенности различных роботов;

- как передавать программы в контроллер;

- порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;

- как использовать созданные программы;

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

-создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

-создавать программы на компьютере для различных роботов;

-корректировать программы при необходимости;

Уметь:

-принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.

- проводить сборку робототехнических средств, с применением ТехноЛаб конструкторов;

- создавать программы для робототехнических средств.

-прогнозировать результаты работы.

-планировать ход выполнения задания.

-рационально выполнять задание.

-руководить работой группы или коллектива.

-высказываться устно в виде сообщения или доклада.

-высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.

- представлять одну и ту же информацию различными способами

Формы контроля результатов освоения программы.

Исходя из целей образовательной программы и задач обучения, спрогнозированных, ожидаемых в течение учебного года результатов обучения и критериев, разработаны следующие формы отслеживания ее результативности:

  • обучающий аспект - методы устного контроля, создание мини-проектов, тестирование, викторины;

  • развивающий аспект - систематическое первоначальное и последующее тестирование логического аспекта мышления;

  • воспитательный аспект - наблюдение и фиксирование изменений в личности обучающегося по мере освоения программы.

Формы оценивания:

Итоги освоения программы фиксируются с помощью диагностико-оценочного инструментария, где отражены показатели и критерии оценивания результатов обучения.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • входной контроль

  • текущий контроль

  • промежуточный контроль

  • итоговая аттестация.

Формы контроля: письменные тесты, устный опрос.

Материальное и методическое обеспечение программы

Материальная база предполагает наличие учебного кабинета оснащенного компьютерами для индивидуальных занятий, экраном для просмотра видео материалов, столами для групповых занятий, стулья, доска. Реализация программы предполагает использование компьютера и мультимедийной установки. Сформированного комплекса презентаций, итоговых тестовых заданий по годам обучения, дающие представление о том, какой объём знаний и какие навыки должны быть сформированы у воспитанников на каждом этапе обучения.

При организации занятий используются методы:

  • вербальные (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ текстов)

  • наглядные;

  • практические (игры, тренинги, практикумы);

  • демонстрационные.


Принципы построения образовательного процесса:

  • включение детей в активную творческую деятельность;

  • связь теории с практикой (интеграция обычного занятия с компьютером);

  • сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности;

  • осуществление комплексного подхода к организации занятий, чередование различных видов деятельности;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе учебно-воспитательной работы;

  • обеспечение последовательности и системности в обучении и воспитании;

  • наглядность;

  • доступность.

Дидактические условия построения образовательного процесса:

На занятиях объединения «Робототехника» используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:

- развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать конструкции, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкой моторики;

- воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду.

- обучению основам конструирования, моделирования, автоматического управления с помощью компьютера и формированию соответствующих навыков. Приемы и методы организации занятий.

Методическое обеспечение программы включает в себя:

  • методическую библиотеку содержащую как справочный материал, так и учебную литературу;

  • периодическую литературу, регулярно получаемую Домом детского творчества,

  • методические пособия, разрабатываемые преподавателем с учетом конкретных ситуаций, возникающих в ходе реализации программы или при необходимости более глубокого изучения какой-либо темы;

  • мультимедийные обучающие программы и учебники по роботатехнике разного уровня сложности;

  • на занятиях используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.



список используемой литературы
1 В.А. Козлова, Робототехника в образовании

2 Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» -

3 Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NTPress,

2007, 345 стр.;

4 Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ «РОС»,

2012;

5 Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGODAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.

6 Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.

7 Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/index.php/2012-07-07-02-11-23/kcatalog

Интернет-ресурсы

http://lego.rkc-74.ru/

http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.

http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.

http://learning.9151394.ru

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты:

http://mon.gov.ru/pro/fgos/

http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792

www.uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html

http://confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc

http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792

http://pedagogical_dictionary.academic.ru

http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17



МАУДО «Центр детского творчества», Сургутский район, ХМАО-Югра


Похожие:

Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Паспорт образовательной программы
Управление процессом реализации образовательной программы на основе мониторинга образовательного процесса и его результатов
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Паспорт программы профессионального обучения 1 Общие положения
...
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Паспорт программы профессионального обучения 1 Общие положения
...
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Паспорт программы профессионального обучения 1 Общие положения
...
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Паспорт программы 4 Раздел 1 Введение 6 1 Общие сведения о доу 6
...
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Паспорт основной образовательной программы Целевой раздел основной...
Содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Паспорт программы дисциплины Область применения программы рабочая...
Лингвистика профиль (45. 03. 02. 02 Перевод и переводоведение) в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 45. 03. 02 лингвистика...
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Программа 2012 г паспорт основной образовательной программы муниципального...

Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Пояснительная записка Цель и задачи реализации Адаптированной Образовательной...
Другие значимые для разработки и реализации Адаптированной Образовательной Программы характеристики
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая...
Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Паспорт образовательной программы ( оп )
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества №4 Советского района...
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Целевой раздел образовательной программы. Пояснительная записка....
Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Паспорт и обоснование программы паспорт программы комплексного развития...
Основное направление стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги»
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Структура программы Паспорт Программы 3 Пояснительная записка 5 Цели...
«Региональный открытый социальный техникум», Льговский филиал техникума, родители студентов
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации образовательной...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (личностные, метапредметные,...
Паспорт образовательной программы «Робототехник» icon Пояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 16

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск