Скачать 173.57 Kb.
|
Паспорт образовательной программы «Робототехник»
Пояснительная записка. Одна из наиболее важных задач, стоящих перед системой образования сегодня, - повышение качества содержания образования. Особая роль в решении этой задачи отводится учреждениям дополнительного образования детей. Главной целью УДОД является выявление, изучение и наиболее полное удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных запросов детей и их родителей. В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых федеральных образовательных стандартов и использование современных образовательных технологий. Направленность. Данная программа технической направленности Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Новизна образовательной программы заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося. Педагогическая целесообразность программы заключается в том что, она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе конструирования и программирования обучающиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики. Использование ТехноЛаб - конструкторов повышает мотивацию обучающихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Работа с образовательными конструкторами ТехноЛаб позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, что является вполне естественным. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Обучающиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Программа составлена с учётом санитарно-гигиенических требований и возрастных особенностей обучающихся. Программа включает в себя два модуля, количество часов, в которого определяется педагогической целесообразностью и учитывает возрастные особенности обучающихся. 1 модуль «Теоретик» – 68 часов 2 модуль «Роботехник» - 80 часов. Изучение каждого модуля по желанию обучающихся может завершаться итоговой аттестацией с выдачей свидетельства о завершении обучения по данной программе с указанием пройденного модуля. Модульное планирование программы обучения позволяет по-разному варьировать учебный материал: - включать в образовательный процесс один или несколько модулей; - увеличивать время на изучение одного из модулей; - взять для реализации какой-либо модуль и построить на этой основе отдельную программу. Образовательная цель программы: развитие технических способностей обучающихся в процессе конструирования и проектирования. Основные задачи программы: Обучающие: - дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств; - научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств; - сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования; - ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами Воспитывающие: - формировать творческое отношение к выполняемой работе; - воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности. Развивающие: - развивать творческую инициативу и самостоятельность; - развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном. - Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих, является возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Организационно-педагогические условия: Программа предназначена для обучающихся 9-15 лет. Количество обучающихся в группе составляет 10-12 человек. Педагогическая целесообразность. В образовательном процессе возможны теоретические и практические формы проведения занятий. Образовательный процесс основывается на следующих принципах: - принцип научности; - принцип систематичности; - принцип доступности учебного материала; - принципа наглядности; - принципа сознательности и активности; - принцип прочности; - принцип индивидуализации. Основные методы работы: 1)объяснительно-иллюстративный метод (педагог объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал; осуществляется в форме лекции, беседы, демонстрации опытов, экскурсии); 2) репродуктивный метод (воспроизведение знаний при решении задач, воспроизведении опытов); 3) метод проблемного обучения (реализуется в форме проблемного изложения учебного материала с использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач, моделирования объектов и процессов); 4) частично-поисковый метод обучения реализуется при выполнении практических работ, работа с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями; 5) особое значение имеет исследовательский метод. В объединении планируется и реализуется самостоятельная исследовательская деятельность, когда обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с помощью педагога. При выполнении исследований используются информационные технологии и Интернет-ресурс. Содержательно-тематическая структура программы
Модуль 1. «Теоретик»Образовательная задача модуля – овладение первоначальными знаниями по устройству робототехнических средств. Программа модуля «Теоретик»
Модуль 2. «Роботехник»Образовательная задача модуля – научить основным приёмам сборки и программирования робототехнических средств. Программа модуля «Роботехник»
Ожидаемые результаты Обучающиеся должны: знать: - правила безопасной работы; - основные компоненты конструкторов ТехноЛаб; - конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; - компьютерную среду, включающую в себя язык программирования RoboPlus; - виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; - основные приемы конструирования роботов; - конструктивные особенности различных роботов; - как передавать программы в контроллер; - порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств; - как использовать созданные программы; - самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.); -создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу; -создавать программы на компьютере для различных роботов; -корректировать программы при необходимости; Уметь: -принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель. - проводить сборку робототехнических средств, с применением ТехноЛаб конструкторов; - создавать программы для робототехнических средств. -прогнозировать результаты работы. -планировать ход выполнения задания. -рационально выполнять задание. -руководить работой группы или коллектива. -высказываться устно в виде сообщения или доклада. -высказываться устно в виде рецензии ответа товарища. - представлять одну и ту же информацию различными способами Формы контроля результатов освоения программы. Исходя из целей образовательной программы и задач обучения, спрогнозированных, ожидаемых в течение учебного года результатов обучения и критериев, разработаны следующие формы отслеживания ее результативности:
Формы оценивания: Итоги освоения программы фиксируются с помощью диагностико-оценочного инструментария, где отражены показатели и критерии оценивания результатов обучения. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Формы контроля: письменные тесты, устный опрос. Материальное и методическое обеспечение программы Материальная база предполагает наличие учебного кабинета оснащенного компьютерами для индивидуальных занятий, экраном для просмотра видео материалов, столами для групповых занятий, стулья, доска. Реализация программы предполагает использование компьютера и мультимедийной установки. Сформированного комплекса презентаций, итоговых тестовых заданий по годам обучения, дающие представление о том, какой объём знаний и какие навыки должны быть сформированы у воспитанников на каждом этапе обучения. При организации занятий используются методы:
Принципы построения образовательного процесса:
Дидактические условия построения образовательного процесса: На занятиях объединения «Робототехника» используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют: - развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать конструкции, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкой моторики; - воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду. - обучению основам конструирования, моделирования, автоматического управления с помощью компьютера и формированию соответствующих навыков. Приемы и методы организации занятий. Методическое обеспечение программы включает в себя:
список используемой литературы 1 В.А. Козлова, Робототехника в образовании 2 Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» - 3 Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NTPress, 2007, 345 стр.; 4 Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ «РОС», 2012; 5 Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGODAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г. 6 Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г. 7 Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/index.php/2012-07-07-02-11-23/kcatalog Интернет-ресурсы http://lego.rkc-74.ru/ http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника. http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование. http://learning.9151394.ru Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/ http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792 www.uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html http://confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792 http://pedagogical_dictionary.academic.ru http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17 МАУДО «Центр детского творчества», Сургутский район, ХМАО-Югра |
Паспорт образовательной программы Управление процессом реализации образовательной программы на основе мониторинга образовательного процесса и его результатов |
Паспорт программы профессионального обучения 1 Общие положения ... |
||
Паспорт программы профессионального обучения 1 Общие положения ... |
Паспорт программы профессионального обучения 1 Общие положения ... |
||
Паспорт программы 4 Раздел 1 Введение 6 1 Общие сведения о доу 6 ... |
Паспорт основной образовательной программы Целевой раздел основной... Содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования |
||
Паспорт программы дисциплины Область применения программы рабочая... Лингвистика профиль (45. 03. 02. 02 Перевод и переводоведение) в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 45. 03. 02 лингвистика... |
Программа 2012 г паспорт основной образовательной программы муниципального... |
||
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Адаптированной Образовательной... Другие значимые для разработки и реализации Адаптированной Образовательной Программы характеристики |
Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая... Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы |
||
Паспорт образовательной программы ( оп ) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества №4 Советского района... |
Целевой раздел образовательной программы. Пояснительная записка.... Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе |
||
Паспорт и обоснование программы паспорт программы комплексного развития... Основное направление стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги» |
Структура программы Паспорт Программы 3 Пояснительная записка 5 Цели... «Региональный открытый социальный техникум», Льговский филиал техникума, родители студентов |
||
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации образовательной... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (личностные, метапредметные,... |
Пояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 16 |
Поиск |