Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Плеханово
Грязинского муниципального района Липецкой области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Директор МБОУ СОШ с.Плеханово
протокол от « 30 » августа 2016 г. № 1 __ _________________ Е.М.Шептий
приказ от «30» августа 2016 г. № 141
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ СОШ С. ПЛЕХАНОВО
ГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
(В НОВОЙ РЕДАКЦИИ)
с. Плеханово
2016 г.
Раздел
|
Содержание
|
Страницы
|
|
ОбОбщие положения
|
5
|
I.Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования
|
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования
|
6-9
9-15
|
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО
1.2.1. Общие положения
1.2.2 Структура планируемых результатов
1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы
1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП.
1.2.5. Предметные результаты ООП
1.2.5.1. Русский язык
1.2.5.2 Литература
1.2.5.3. Иностранный язык (на примере английского языка)
1.2.5.4. Иностранный язык (второй-на примере английского языка)
1.2.5.5. История России. Всеобщая история
1.2.5.6. Обществознание
1.2.5.7. География
1.2.5.8. Математика
1.2.5.9. Информатика
1.2.5.10. Физика
1.2.5.11. Биология
1.2.5.12. Химия
1.2.5.13. Изобразительное искусство
1.2.5.14. Музыка
1.2.5.15. Технология
1.2.5.16. Физическая культура
1.2.5.17. Основы безопасности жизнедеятельности
1.2.5.18. Основы духовно-нравственной культуры народов России
|
15-19
19-27
27-30
30-42
41-44
44-49
49-59
59-71
71-80
80-85
85-118
118-124
124-132
132-139
139-143
143-155
155-160
160-172
172-175
175-180
180-182
|
Система оценок достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
1.3.1. Общие положения
1.3.2. Особенности оценки личностных результатов
1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов
1.3.4. Особенности оценки предметных результатов
1.3.5.Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему общему образованию
|
183-197
|
II. Содержательный
|
2.1 Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности).
2.1.1. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта.
2.1.2 Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности.
2.1.3 Типовые задачи применения универсальных учебных действий.
2.1.4 Описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений
2.1.5 Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций
2.1.6 Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования. Знакомство со средствами ИКТ.
2.1.7 Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе.
2.1.8 Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей.
2.1.9 Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров.
2.1.10 Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.
|
197-200
200-221
221-234
234-240
240-244
244-251
251-255
256-258
258-259
259-263
|
2.2 Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности
2.2.1. Общие положения
2.2.2. Основное содержание учебных предметов при получении основного общего образования:
- русский язык
- литература
- иностранный язык.
- история России. Всеобщая история
- обществознание
- география
- математика. Алгебра. Геометрия
- информатика
- физика
- биология
- химия
- изобразительное искусство
- музыка
- технология
- физическая культура
- основы безопасности жизнедеятельности
- основы духовно-нравственной культуры народов России
|
263-266
|
2.3 Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования
|
267-316
|
2.4 Программа коррекционной работы
|
316-342
|
III.Организационный.
|
|
|
|
3.1 учебный план основного общего образования
|
342-352
|
3.2 календарный учебный график МБОУ СОШ с. Плеханово на 2016 – 2017 учебный год
|
353-354
|
3.3 план внеурочной деятельности для учащихся 5-х, 6, 7-х классов МБОУ СОШ с. Плеханово на 2016-2017 учебный год
|
355-364
|
3.4 система условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта.
|
364-421
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с.Плеханово на 2016-2021 гг. разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577)
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
4.Санитарно – эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. регистрационный N 19993), (в ред. изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85, изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72, Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81), «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениям», утвержденные Постановлением главного государственно санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189.
5. Устав МБОУ СОШ с. Плеханово Грязинского муниципального района Липецкой области и др.
Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Основная образовательная программа основного общего образования разрабатывается с учётом особенностей МБОУ СОШ с. Плеханово, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательной деятельности.
Данная программа отражает переход на новые стандарты образования - ФГОС ООО, который происходит поэтапно.
Основная образовательная программа основного общего образования школы в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные особенности, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы школы.
Целевой раздел основной образовательной программы
основного общего образования
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Плеханово Грязинского муниципального района Липецкой области разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждѐн приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897) . Программа разработана членами рабочей группы по введению ФГОС ООО МБОУ СОШ с.Плеханово.
ООП ООО МБОУ СОШ с. Плеханово нацелена на обеспечение выполнения требований ФГОС ООО, определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости путем эффективного использования ресурсов образовательного учреждения и общества в социально-экономических реалиях Грязинского района Липецкой области и в соответствии с программой развития школы.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада МБОУ СОШ с.Плеханово;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды Грязинского района Липецкой области для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центром занятости населения Грязинского района;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В основу реализации ОПП школы положены следующие принципы:
1) принцип адресности ОП позволяет при организации образовательного процесса удовлетворять образовательные интересы и потребности близлежащего социума школы.
2) принцип доступности качественного образования обеспечивает равные возможности при достижении планируемых результатов освоения ООП ООО для всех категорий обучающихся согласно их возрастным особенностям, здоровья, степени одаренности и т.д. Принципиально важными критериями качества образования становятся доступность, открытость, вариативность, ориентация на личностные запросы и практическую значимость.
3) принцип инновационной направленности образовательного процесса предполагает формирование в образовательном учреждении норм отношений, стимулирующих инновационную деятельность всех участников образовательного процесса. Этот принцип требует: расширения сферы инновационной деятельности педагогов; использования управленческих средств, стимулирующих как индивидуальную, так и коллективную инновационную деятельность.
4) принцип преемственности предполагает преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
5) принцип индивидуализации обучения предполагает всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
6) принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся позволяет сформировать единое образовательное пространство учреждения для эффективной и качественной реализации требований ФГОС.
7) принцип интеграции школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, культуры и спорта позволяет компенсировать недостаток определенных образовательных направлений и предметов в школе или предоставить обучающимся возможность освоения определенных дисциплин на профильном уровне;
8) принцип социализации обучающихся позволяет включить обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
9) принцип общественного участия в формировании содержания и организации образовательного процесса обеспечивает соблюдения общественного договора и общественной экспертизы качества предоставляемых образовательных услуг.
10) принцип оценки образовательных достижений обучающихся позволяет обеспечить внедрения системы оценивания результатов образовательной деятельности обучающихся с позиции комплексности и объективности и др.
11) принцип целостности и комплексности предусматривает охват всех сторон деятельности школы в соответствии с требованиями ФГОС и определяется системой требований нормативно установленных стандартом: требований к результатам образования, к структуре основных образовательных программ условия и ресурсам их реализации в образовательном процессе ОУ.
12) принцип полноты отражения в ООП специфики ОУ, социокультурной среды МБОУ СОШ с.Плеханово.
13) принцип реалистичности позволяет выстраивать образовательный процесс с учетом специфики образовательного учреждения, имеющегося ресурсного обеспечения, возможностей педагогического коллектива в обеспечении достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:
• с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
• с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
• с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
• с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
• с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
• бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
• стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
• особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
• обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т.е. моральным развитием личности;
• сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
• изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбором условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
ООП ООО соответствует принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Федеральный законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
гуманистический характер образования;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
ООП ООО адресована:
Учащимся и родителям
для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;
для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.
Учителям
для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.
Администрации
для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО;
для регулирования отношений субъектов образовательного процесса, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.
Содержание ООП ООО формируется с учётом:
государственного заказа:
создание условий для получения обучающимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности.
социального заказа:
организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;
воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.
заказа родителей:
возможность получения качественного образования;
создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
сохранение здоровья.
ООП ООО МБОУ СОШ с. Плеханово создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.
|