Пояснительная записка
Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие.
Обучение игре.
Трудовое воспитание.
Социальное развитие.
Ознакомление с художественной литературой.
Безопасность.
Художественно-эстетическое развитие.
Обучение продуктивной деятельности.
Обучение конструированию.
Объем образовательной нагрузки.
Перспективно-тематическое планирование.
Социальное партнерство с родителями.
Список литературы и материально-технического обеспечения.
Рабочая программа группы для детей с РПР разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2.Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
5.Адаптированная образовательная программа дошкольной образовательной организации для детей с РПР.
6.Устав ДОО.
7.Положение о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.
Данная программа составлена с учетом принципов дошкольного образования:
проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных (субъектов) отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Ожидаемые результаты внедрения данной программы
Активизация познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации.
Восполнение пробелов предшествующего развития, ослабление степени отставания детей по основным линиям развития.
Овладения знаниями, умениями и навыками в объеме данной образовательной программы.
Формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Формы организации образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию
ОД
|
ОД в ходе режимных моментов
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Взаимодействие
с семьями воспитанников
|
-игры, беседы,
-чтение художественной литературы,
-наблюдение,
-реализация проектов,
-эксперименты
-драматизации,
-экскурсии,
-викторины.
|
-сюжетно-ролевые игры на прогулке, вечером,
-беседы,
-разрешение проблемных ситуаций.
-чтение художественной литературы.
|
-сюжетно-ролевые игры
-рассматривание иллюстраций
|
-Встречи с интересными людьми,
-работа над портфолио,
-праздники,
-клубы по интересам и пр.
|
Формы организации образовательного процесса по трудовому воспитанию
ОД
|
ОД в ходе режимных моментов
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Взаимодействие
с семьями воспитанников
|
-ручной труд
-труд в природе
-экскурсии
-проектная деятельность
|
-самообслуживание
-поручения
-дежурства
-хозяйственно-бытовой труд
-труд в природе
-игра (дидактическая, с/ролевая, игры-экспериментирования)
-наблюдения
-экспериментирование в природе
-чтение художественной литературы
|
-самообслуживание
-дежурства
-хозяйственно-бытовой труд
-ручной труд
-труд в природе (на участке ДОУ)
-игра (дидактическая, с/ролевая, игры-экспериментирования-наблюдения
|
-экскурсии
-выставки совместного творчества,
-конкурсы
|
Обучение игре:
В старшем дошкольном возрасте дети реализуют свою потребность в игре через свободную деятельность и в специально спроектированных педагогами игровых ситуациях. Педагоги через другие занятия, через наблюдения за профессиональной деятельностью взрослых, беседы и чтение литературы формируют у детей представления о природе и рукотворном мире, мире социальных отношений. Проектирование игровой ситуации и реализация запланированных взрослым задач в игре детей возможно только при наличии у детей определенных знаний и представлений, а также соответствующей игровой атрибутики и игрушек.
Тематику игр следует подбирать с учетом уровня развития детей и стремиться, чтобы она была логично связана с тематикой по «Ознакомлению с окружающим миром». Детей обучают сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации, подвижной игре, дидактической игре.
Задачи
|
Формы образовательной деятельности
|
- формирование игры как деятельности, развитие ее компонентов;
- развитие игры как совместной деятельности;
- обогащение содержания детских игр.
|
Игры с правилами, творческие игры, игровые проблемные ситуации.
|
Трудовое воспитание (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд):
Задачи
|
Формы образовательной деятельности
|
- обучение детей планированию своей деятельности;
- развитие таких личностных качеств как терпение и трудолюбие;
- формирование представлений о свойствах различных материалов (бумага, картон, ткань, природный материал);
- при изготовлении различных поделок и игрушек обучение детей использованию в работе ножниц, клея, пластилина, иголки и ниток.
|
Индивидуальные и коллективные поручения, дежурства и коллективный труд, игровые и бытовые проблемные ситуации, дидактические игры, беседы, викторины, рассматривание картин и иллюстраций, слушание и обсуждение худ. произведений, изготовление поделок, создание макетов, реализация проектов.
|
Социальное развитие
Задачи
|
Формы образовательной деятельности
|
- на основе прочтения художественного произведения (фрагмента) или его драматизации, в основу которого положены проблемные ситуации и отношения социальной тематики, познакомить детей с образцами норм социально-правильного поведения, представлениях о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях и др.
|
Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, рисование, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихотворение, слушание и обсуждение худ. произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов.
|
Ознакомление с художественной литературой
Задачи
|
Формы образовательной деятельности
|
- уделять особое внимание пониманию детьми содержания текстов;
- расширение представлений об окружающем мире;
- расширение словаря
|
Беседы, слушание художественных произведений, игровые проблемные ситуации, чтение, разучивание стихов, драматизация, театрализация, викторины
|
Результаты образовательной деятельности
Художественная литература
-
Достижения ребенка
(«Что нас радует»)
|
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
|
Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой;
-обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра; называет любимые тексты, объясняет, чем они ему нравятся;
-знает фамилии 3-4 писателей, названия их произведений, отдельные факты биографии;
-способен устанавливать связи в содержании произведения, понимать его эмоциональный подтекст;
-использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов;
-активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности, в сочинении загадок, сказок.
|
|
Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо, ребенок предпочитает общению с книгой другие занятия;
-литературный опыт ограничен произведениями из круга чтения детей более младшего возраста;
-не может назвать своих любимых литературных произведений;
-не знает жанров литературных произведений;
-ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах художественной деятельности;
-ребенок монотонно и с длительными паузами читает стихи, плохо пересказывает знакомые тексты, отказывается от придумывания загадок, участия в литературных играх.
|
Безопасность
Основные направления программы.
1.Ребенок и другие люди
1.1.О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
1.2.Опасные ситуации контактов с нехнакомыми людьми.
1.3.Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
1.4.Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
1.5.Если «чужой» приходит в дом.
1.6.Ребенок как объект сексуального насилия.
2.Ребенок и природа.
2.1.В природе все взаимосвязано.
2.2.Загрязнение окружающей среды.
2.3.Ухудшение экологической ситуации.
2.4.Бережное отношение к живой природе.
2.5.Ядовитые растения.
2.6.Контакты с животными.
2.7.Восстановление окружающей среды.
3.Ребенок дома.
3.1.Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
3.2.Открытое окно, балкон как источник опасности.
3.3.Экстремальные ситуации в быту.
4.Здоровье ребенка.
4.1.Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
4.2.Изучаем свой организм.
4.3.Прислушаемся к своему организму.
4.4.Ценности здорового образа жизни.
4.5.О профилактике заболеваний.
4.6.Навыки личной гигиены.
4.7.Забота о здоровье окружающих.
4.8.Поговорим о болезнях.
4.9.Инфекционные болезни.
4.10.Врачи-наши друзья.
4.11. роли лекарств и витаминов.
4.12.Правила первой помощи.
5.Эмоциональное благополучие ребенка.
5.1.Психическое здоровье.
5.2.Детские страхи.
5.3.Конфликты и ссоры между детьми.
6.Ребенок на улицах города.
6.1.Устройство проезжей части.
6.2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
6.3.Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
6.4.Правила езды на велосипеде.
6.5.О работе ДПС.
6.6.Полицейский-регулировщик.
6.7.Правила поведения в транспорте.
6.8.Если ребенок потерялся.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка
(«Что нас радует»)
|
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
|
Ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям;
ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и сверстниками;
проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада;
в общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности;
различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил;
имеет представления о том, что «хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления
|
Ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого;
- конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнеров по игре, отказывается от выполнения общих правил, если они препятствуют его интересам и возможности получить выигрыш;
- не умеет сдерживать свои непосредственные побуждения и желания, проявляет равнодушие к другим (сверстникам, близким), если их просьбы или эмоциональные, физические состояния препятствуют осуществлению задуманного или желаемого в данный момент;
- часто не внимателен к указаниям старших, не замечает своих промахов и недостатков, критикует других, использует дразнилки и прозвища в общении со сверстниками;
- жалуется на нарушение правил поведения другими детьми, свои промахи связывает только с виной других детей.
|
|
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Формы организации образовательного процесса по изобразительной деятельности
ОД
|
ОД в ходе режимных моментов
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Взаимодействие
с семьями воспитанников
|
-рисование
-лепка
-аппликация
-художественное конструирование
-рассматривание
-проектная деятельность
-беседы
-конкурсы
|
-наблюдение
-игра
-рисование
-лепка
-аппликация
-художественное конструирование
-рассматривание
|
-рисование
-лепка
-аппликация
художественное конструирование
-рассматривание
|
-проектная деятельность
-организация выставок
-конкурсы
|
Задачи по реализации:
Развитие предпосылок ценностно смыслового восприятия и понимания произведенией искуссв, мира природы.
Становление эстетического становления к окружающему миру.
Стимулирование соопереживания персонажей художественных произвеженией.
Реализация творческой деятельности.
Обучение продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
В рамках продуктивной деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации. На начальном этапе занятия проводят в виде совместной деятельности детей и воспитателя с целью выработки эмоционально положительной реакции и привлечения детей к продуктивной деятельности. Операционные предпосылки продуктивной деятельности формируются на комплексных коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога. Затем проводятся занятия лепкой. Детей учат обследовать предметы, анализировать предмет в целом и отдельные его детали, затем опять предмет в целом. Такая последовательность способствует развитию сенсорно-перспективной и аналитико-синтетической деятельности. Затем предмет изображают в технике аппликации. Детей учат правильно располагать части предмета относительно друг друга и сам предмет на листе бумаги. Сначала дети работают с готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе ребенка учат техническим приемам изображения предмета. Сколько проводить занятий лепкой, аппликацией и рисованием в первом полугодии воспитатель определяет самостоятельно на основе анализа достижений детей. Во втором полугодии воспитатель постепенно переходит на режим проведения одного вида занятия в неделю (лепка, аппликация, рисование), но их последовательность сохраняется.
Задачи
|
Формы образовательной деятельности
|
- интеллектуальное и эмоциональное развитие детей с ЗПР;
- развитие восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации;
- формированию изобразительных умений и навыков;
- коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка.
|
Рисование, лепка, аппликация (непосредственно образовательная деятельность)
|
Обучение конструированию
Конструирование занимает в дошкольном детстве такое же значимое место, как и продуктивная деятельность, и теснейшим образом связано с игровой деятельностью. Занятия конструированием имеет и коррекционно-развивающую направленность. Оно способствует развитию предварительного планирования, восприятия пространственных отношений, сенсорно-перцептивным способностям, наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению.
Задачи
|
Формы образовательной деятельности
|
- овладение ребенком практическими знаниями о геометрических телах;
- обучение умению выделять существенные отношения и связи между деталями и предметами;
- обучению умению преобразовывать предметные отношения различными способами (надстраиванием, перестраиванием комбинированием и др.);
- обучение навыкам моделирования пространства и чтению графических моделей и простых схем-планов;
- обучение конструированию из строительного материала; из различных по способам крепления деталей конструкторов, бумаги, природного материала.
|
Непосредственно образовательная деятельность, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов.
|
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка
(что нас радует)
|
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
|
высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений; эмоционально-эстетически окликается на проявления прекрасного;
‒ последовательно анализирует произведение, верно понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации;
‒ различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности;
‒ любит и по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать необходимые для игр объекты, «подарки» родным, предметы украшения интерьера;
‒ самостоятельно определяет замысел будущей работы, может её
конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности;
‒ проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности;
демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым;
‒ приминает участие в процессе выполнения коллективных работ
конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности;
‒ проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности;
|
|
интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве ярко не выражен;
‒ неуверенно различает, называет некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов;
‒ демонстрирует невысокий уровень творческой активности, недостаточно самостоятелен; затрудняется определить тему будущей работы;
‒ создает маловыразительные образы; демонстрирует относительный уровень технической грамотности, создает схематические изображения примитивными однообразными способами.
|
Формы и средства организации коррекционной непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель:
- образовательная деятельность в режимных моментах по развитию речи и познавательному развитию с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи и познавательных процессов;
- коррекционная непосредственно-образовательная деятельность по закреплению навыков, полученных на занятиях дефектолога (коррекционный час);
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Програмно – методическое обеспечение
|
Формы работы с детьми
|
Содержание работы
|
Результы работы
|
1.Б.М.Шальнев,
В.В.Шахов
Мир детства:
Родная культура (учебник-хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста).
Липецк, 1996г.
2.Сборник Заповедная природа Липецкого края (на рубеже тысячелетий)
Составитель В.Астахов, Ю.Дюкарев, В.Сарычев.
Липецк, 2003г.
3.Сборник Времена года на Липецкой земле.
Липецк, 2004г.
4.Сборник Липецк – мой любимый город.
Липецк, 2004г.
5.Сборник Липецкий зоопарк.
Липецк,2008г.
6.В.А.Медведев Знаете ли вы свой край? (краеведческая викторина по Липецкой области). Воронеж,1982г.
7.Г.Н.Лебединский, Н.В.Марков Липецк. Воронеж, 1984г.
8.Сборник Петровские места в Липецке.
Липецк, 2003г.
9.Сборник Липецк. Знакомые места. Составитель Нарциссов А.С. – Липецк, 2013г.
10.О.Л.Князева, М.Д.Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
СП, 1997г.
11.М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова Красна изба (знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада).
СП,2004г.
|
1. Совместная деятельность педагогов с детьми.
2. Реализация проектов
3. Викторины
|
1.Знакомство с предметами народного быта (русская печь, люлька,сундук, прялка, домашняя утварь и др.).
2.Знакомство с русским народным творчеством (сказки, песни, былины и др.).
3.Знакомство с произведениями народного искусства и народных ремесел (глиняная посуда и глиняная игрушка, вышивка, плетение (лапти, корзины и др.).
4.Знакомство с народными обрядовыми праздниками (Рождество, Масленица, Пасха, Троица).
5.Знакомство с русскими народными играми (Салки, Прятки, Горелки, Жмурки, Казаки-разбойники, Разрывные цепи и др.).
Проект «Мой дом, моя улица».
Проект «Моя семья».
На темы «Люби и знай свой край родной», «Русские народные сказки».
|
У детей возникает стойкий интерес к прошлому своей семьи, страны, своего народа. Дети ощущают свою принадлежность к историческому прошлому страны, идет формирование
Патриотических чувств, развитие духовности. Народные игры позволяют удовлетворить потребность детей в движении, способствуют развитию смекалки, ловкости, находчивости, упорства.
Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к ее членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Вместе с родителями создается генеалогическое дерево каждой семьи. Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к ее членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Закрепляются знания о родном городе и крае. Воспитывается интерес и уважение к родному городу и краю.
Закрепляется знание детьми персонажей русских народных сказок. Воспитывается интерес к народному творчеству.
|
Объем образовательной нагрузки
ОО «Художественно-эстетическое развитие» (старший возраст)
Виды деятельности
|
Количество в неделю
|
Количество в месяц
|
Количество в год
|
рисование
|
1
|
4
|
36
|
аппликация
|
1 раз в две недели
|
2
|
18
|
лепка
|
1 раз в две недели
|
2
|
18
|
конструирование
|
1
|
4
|
36
|
ОО «Художественно-эстетическое развитие» (подготовительный возраст)
Виды деятельности
|
Количество в неделю
|
Количество в месяц
|
Количество в год
|
рисование
|
1
|
4
|
36
|
аппликация
|
1
|
4
|
36
|
лепка
|
1
|
4
|
36
|
конструирование
|
1
|
4
|
36
|
Календарный
месяц
|
Темы
|
Варианты итоговых мероприятий
|
Коррекционная группа для детей с РПР
|
сентябрь - ноябрь
|
Сентябрь
1-2. Мониторинг развития детей.
3. Овощи.
4. Фрукты.
Октябрь
1. Золотая осень.
2. Деревья.
3. Игрушки.
4. Человек. Части тела.
Ноябрь
1. Домашние животные.
2. Дикие животные.
3. Животные жарких стран.
4. Животные холодных стран.
|
1-2.
3. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
4. Составление описательных загадок о фруктах.
1. Экскурсия в осенний сквер.
2. Коллективная работа «Осенний парк».
3. Экскурсия в магазин игрушек.
4. День здоровья.
1. Сюжетно-ролевая игра «На бабушкином дворе».
2. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».
3-4. Фотовыставка «Клуб путешественников»
|
декабрь - февраль
|
Декабрь
1. Зимующие птицы.
2. Зима.
3. Зимние забавы.
4. Новый год
Январь
1. Мониторинг развития детей.
2. Одежда.
3. Обувь.
4. Город. Дом.
Февраль
1. Транспорт.
2. Профессии.
3. День защитника Отечества.
4. Семья.
|
1. Изготовление кормушек для птиц.
2. Экскурсия в зимний сквер.
3. Физкультурное развлечение «Мы рады зиме».
4. Новогодний праздник.
1.
2-3. Дидактическая игра «Оденем кукол на прогулку».
4. Проект «Мой дом, моя улица»
1. Развлечение «На чем люди ездят, плавают, летают».
2. Беседа «Кем я стану, когда выросту».
3. Развлечение «Будем в Армии служить…»
4. Проект «Моя семья».
|
март –
май
|
Март
1. Ранняя весна. 8 Марта.
2. Перелетные птицы.
3. Домашние птицы.
4. Продукты.
Апрель
1. Посуда.
2. Мебель.
3. Бытовые электроприборы.
4. Цветы.
Май
1. Насекомые.
2. Лето. Летние забавы.
3-4. Мониторинг развития детей.
|
1. Утренник для любимых мам.
2. Развлечение «Встреча птиц».
3. Коллективная работа «Птичий двор».
4. Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты».
1. Инсценировка по сказке «Федорино горе».
2. Сюжетно-ролевая игра «Новоселье»
3. Развлечение «Наши помощники»
4. Коллективная работа «Цветной ковер».
1. Экологическая викторина о насекомых.
2. Спортивный праздник «Веселые старты».
3-4.
|
|