Скачать 0.96 Mb.
|
Государственный антинаркотический комитет ДОКЛАД О НАРКОСИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ Москва 2016 СОДЕРЖАНИЕ
Введение Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2015 году (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с Положением о Государственном антинаркотическом комитете, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», по результатам проведения Государственным антинаркотическим комитетом (далее – Комитет) и антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации (далее – Антинаркотические комиссии) мониторинга наркоситуации. Цели, задачи и методология осуществления мониторинга наркоситуации установлены Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 485, Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации, утвержденными 21 декабря 2011 г. Комитетом (в редакции от 24 декабря 2014 г.). При подготовке Доклада использовались: доклады Антинаркотических комиссий о наркоситуации в субъектах Российской Федерации; статистические, информационно-аналитические сведения и экспертные оценки органов государственной власти. В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 Доклад содержит сведения о результатах реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия). Доклад содержит развернутую информацию о тенденциях развития в Российской Федерации в 2015 году ситуации, связанной с незаконным оборотом и незаконным потреблением наркотических средств и психотропных веществ, а также рекомендации по совершенствованию работы органов государственной власти в данной сфере деятельности. Незаконные оборот и потребление наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотики) являются острейшей проблемой современности, представляющей угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Мониторинг ситуации, связанной с незаконным оборотом и потреблением наркотиков, показал, что наркоситуация в Российской Федерации в 2015 году продолжала оставаться тяжелой. В целях противодействия незаконному обороту наркотиков при консолидирующей роли Комитета органами государственной власти Российской Федерации в 2015 году был реализован комплекс организационных и практических мер, направленных на реализацию Стратегии. 17 июня 2015 г. Президентом Российской Федерации проведено заседание президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу реализации государственной антинаркотической политики Российской Федерации. В целях совершенствования антинаркотического законодательства в 2015 году приняты 11 федеральных законов, издано 9 указов и 3 распоряжения Президента Российской Федерации, 9 постановлений и 5 распоряжений Правительства Российской Федерации. Так, Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен запрет на оборот новых психоактивных веществ и установлена уголовная ответственность за нарушение такого запрета. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части создания системы выявления потребителей наркотических средств и психотропных веществ среди лиц, чья профессия непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (авиационный персонал, командный состав судна и другие) и чья профессия предполагает ношение оружия (полицейские, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, частные охранники). Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. № 174 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств» дополняет список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, новыми наркотическими средствами. Кроме того, продолжено развитие принципиально нового для российской системы института правового побуждения наркопотребителей к прохождению профилактических, лечебных и реабилитационных процедур. Введены правовые основания использования электронного документооборота и электронной подписи при вынесении постановления по делу об административном правонарушении. Выработаны механизмы предоставления поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики. На наркоситуацию в Российской Федерации оказывают влияние следующие факторы: наличие протяженной государственной границы с государствами, с территории которых контрабандно ввозятся на территорию Российской Федерации наркотики (Украина, Казахстан, КНР и др.); перенос всех видов контроля (за исключением пограничного) на внешнюю границу Таможенного союза, вступление Республики Армения и Киргизской Республики в Евразийский экономический союз создают предпосылки для наращивания представителями наркобизнеса объемов транзитных поставок афганских опиатов в Россию через государства Центрально-Азиатского региона; острый экономический и политический кризис на территории Украины, слабость ее органов правопорядка, резкое обнищание населения, значительный поток миграции через российско-украинскую границу создали условия для вовлечения местного населения в преступную деятельность, связанную с производством и контрабандой наркотиков, а также использования территории данного государства для транзита наркотрафика; увеличение экономического сотрудничества и товарооборота с государствами Центральной Азии и Латинской Америки повышает риски контрабандного ввоза наркотиков; наличие в городах учреждений пенитенциарной системы. В результате правоохранительной деятельности в 2015 году из незаконного оборота было изъято более 34 тонн наркотиков, пресечено около 237 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за совершение наркопреступлений осуждено 116,6 тыс. человек. В местах лишения свободы отбывало наказание 162,8 тыс. граждан, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (25% от общего числа осужденных). В 2015 году Антинаркотическими комиссиями были проведены социологические исследования отношения граждан к проблеме незаконного оборота наркотиков, в ходе которых было опрошено более 180 тыс. граждан. По результатам социологических исследований число респондентов, имеющих опыт потребления наркотиков, оценивается в 6,8%. Число респондентов, употребляющих наркотики с разной степенью периодичности, – в 1,6%. На конец 2015 года специализированными наркологическими медицинскими организациями страны было зарегистрировано 544,6 тыс. потребителей наркотиков, из которых 311,8 тыс. – больные наркоманией, а 232,8 тыс. – пациенты с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков». Потребляют наркотики инъекционным путем 298 тыс. человек. В последние годы отмечается тенденция к снижению потребления наиболее опасных опийных наркотиков, а также к потреблению наркотиков инъекционным путем на фоне роста незаконного оборота синтетических наркотиков. В Российской Федерации в 2015 году продолжился стремительный рост незаконного оборота синтетических наркотиков, в т.ч. и новых психоактивных веществ. Впервые за все время наблюдения за наркоситуацией в Российской Федерации из незаконного оборота синтетических наркотиков было изъято больше, чем наркотиков опийной группы. Синтетические наркотики заняли второе по распространенности в незаконном потреблении место, уступив только наркотикам каннабисной группы, уровень потребления которых также имеет тенденцию к снижению. В целом можно констатировать, что усилия Государственного антинаркотического комитета, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов государственной власти позволили не допустить роста незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков в стране. При сохранении интенсивности мер, принимаемых органами государственной власти при координирующей роли Государственного антинаркотического комитета, ухудшения наркоситуации в стране не прогнозируется. 1. Деятельность по сокращению предложения наркотиков 1.1. Структура наркорынка В 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации из незаконного оборота было изъято 34,1 тонны наркотиков, что соответствует показателю 2014 года (34,4 тонны). Прекурсоров было изъято 629 кг. Структура российского наркорынка в 2015 году складывалась следующим образом. Наиболее распространенными в незаконном обороте по-прежнему остаются наркотики каннабисной группы (марихуана, гашиш, масло каннабиса), на долю которых приходится 69% от общего количества изъятых наркотиков. Находящиеся на территории Российской Федерации в незаконном обороте каннабисные наркотики имеют как иностранное происхождение, так и изготавливаются из местного растительного сырья. Контрабандно ввозимые в Российскую Федерацию наркотики каннабисной группы поступают в основном из Афганистана, стран Центрально-Азиатского региона, Северной Африки (Марокко) и Европейского союза. Ввозятся в Россию каннабисные наркотики через границу с Украиной, Республикой Беларусь и Казахстаном, через российско-азербайджанскую границу, порты Каспийского моря: из иранского порта Энзели в порты, расположенные в Республике Дагестан и Астраханской области, а также через границу с Финляндией. Существенное влияние на наркоситуацию в Российской Федерации оказывает наличие собственной сырьевой базы для изготовления наркотиков каннабисной группы. Так, практически во всех регионах Северо-Кавказского и Южного, в ряде регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов имеются обширные очаги произрастания дикорастущей конопли на пустующих сельскохозяйственных землях. Отмечаются факты ее незаконного выращивания в труднодоступной горно-лесистой местности, что обусловлено благоприятными климатическими условиями и географическим положением данных регионов. Лидеры преступных группировок организуют сбыт наркотиков растительного происхождения на территориях их произрастания и поставку в другие субъекты Российской Федерации. По итогам работы за 2015 год Россельхознадзором на площади 3,9 тыс. га выявлено зарастание земель сельскохозяйственного назначения дикорастущими наркосодержащими растениями в 20 субъектах Российской Федерации. Наибольшие площади зарастания выявлены в Красноярском крае (2,25 тыс. га), в Ростовской области (670 га) и Оренбургской области (587 га). В 2015 году из незаконного оборота было изъято около 23,5 тонн наркотиков каннабисной группы, что на 1% меньше, чем в 2014 году. Отмеченная в последние годы тенденция уменьшения доли изымаемых из незаконного оборота наркотиков каннабисной группы в общем объеме изымаемых наркотиков (за 5 лет на 16%) продолжится и в ближайшей перспективе. Распространенность каннабиноидов будет постепенно снижаться вследствие вытеснения их с наркорынка стремительно набирающими «популярность» синтетическими наркотиками (в первую очередь новыми психоактивными веществами). В 2015 году наркотиков опийной группы, стабильно занимавших второе по распространенности место, впервые было изъято меньше, чем синтетических наркотиков. При этом их доля в общем количестве изъятых наркотиков снизилась с 14,2% до 9,4%. В 2015 году из незаконного оборота было изъято около 3,2 тонны опийных наркотиков, что на 35% меньше, чем в 2014 году. Героина было изъято 2 тонны (на 38% меньше, чем в 2014 году), маковой соломы 1 тонна (на 28% меньше), опия всех видов 7 кг (на 85% меньше), дезоморфина 0,6 кг (на 53% меньше). Столь значительное снижение изъятий из незаконного оборота наркотиков опийной группы связано со следующими обстоятельствами. Абсолютное большинство находящихся в незаконном обороте в Российской Федерации опийных наркотиков имеют афганское происхождение. Афганские опиаты поступают на территорию Российской Федерации по «северному» маршруту через Таджикистан, Киргизию, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, по части «балканского» маршрута – через Иран, страны Закавказья (Азербайджан, Грузия) и акваторию Каспийского моря, а также по «восточному» маршруту – через Китай и Монголию. Растительное сырье для изготовления опийных наркотиков на территории Российской Федерации практически не выращивается. Согласно данным УНП ООН, в 2015 году в Афганистане впервые за последние 6 лет произошло существенное снижение объемов производства опийного мака. По оценочным данным ООН, общая площадь выращенного опийного мака в Афганистане уменьшилась на 19% и составила 183 тыс. га. Урожайность опия с 1 га снизилась с 28,7 кг до 18,3 кг. В результате объем собранного опия уменьшился практически вдвое и составил порядка 3,3 тыс. тонн против 6,4 тыс. тонн в 2014 году. Вместе с тем интенсивность незаконного оборота опийных наркотиков сохранится. |
Доклад о результатах работы в 2015 году и основных направлениях деятельности... Общие итоги деятельности Министерства спорта Российской Федерации за 2015 год |
Доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2015 году 2016... Охватывают теперь весь российский культурный ландшафт (более 160 городов участников, проводятся несколько раз в год) |
||
Доклад о реализации государственной политики в области условий и... Состояние производственного травматизма в разрезе субъектов Российской Федерации 5 |
Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2011... Значимые результаты защиты конкуренции в 2010 году и актуальные задачи защиты конкуренции в Российской Федерации 6 |
||
Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2011... Значимые результаты защиты конкуренции в 2010 году и актуальные задачи защиты конкуренции в Российской Федерации 6 |
Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2012... Значимые результаты защиты конкуренции в 2011 году и актуальные задачи защиты конкуренции в Российской Федерации 5 |
||
Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2012... Значимые результаты защиты конкуренции в 2011 году и актуальные задачи защиты конкуренции в Российской Федерации 5 |
Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2016... Охватывает только действия по использованию данной программы, но не весь процесс коммерческой деятельности, связанный в том числе... |
||
Государственный доклад «о состоянии условий и охраны труда в чувашской... |
Доклад подготовлен мбоу «Воронинская сош» Открытый информационно-аналитический доклад о результатах и состоянии системы образования в 2015-2016 учебном году – Воронино 2016... |
||
Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2015... В этом докладе использованы результаты опроса, проведенного с участием региональных отделений рспп. Ниже приведены результаты опросов,... |
Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2015... В этом докладе использованы результаты опроса, проведенного с участием региональных отделений рспп. Ниже приведены результаты опросов,... |
||
Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина... Правовое просвещение |
Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году Москва 2014 год Региональные целевые программы развития культуры в субъектах Российской Федерации 52 |
||
Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2010... Отражение целей и задач конкурентной политики в региональных программах развития конкуренции 13 |
Доклад о результатах деятельности федеральной службы государственной... Охватывается практически вся деятельность Росстата |
Поиск |