Скачать 1.55 Mb.
|
Е.В.ЧудиноваЕ.Н.БуквареваМетодическое пособие для учителяк курсу «Окружающий мир»4 класс Москва 2013 1. ВВЕДЕНИЕ
Методологической основой для создания комплекта послужила теория развития деятельности, сознания, личности человека, разработанная в отечественной философии образования и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Э.В.Ильенков, В.В. Давыдов и др.). В организации начального обучения естествознанию и обществознанию учебники реализуют подход, отвечающий современным образовательным технологиям, прежде всего технологии развивающего обучения, разработанной в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина (теория учебной деятельности), Г.А.Цукерман (теория организации содержательного общения и оценивания). В соответствии с требованиями ФГОС содержание входящих в учебно-методический комплект учебников, учебных и методических пособий направлено на развитие познавательных и созидательных способностей младшего школьника, воспитание у него интереса к учению, формирование желания и умения учиться, становление его как личности. Вместе с этим комплекты по курсу "Окружающий мир" призваны обеспечить решение задач воспитания у учащихся позитивного отношения к научному знанию, выращивания способности самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, быть компетентным в решении задач, предъявляемых жизнью в современном быстро меняющемся мире. Основной задачей компонента "Окружающий мир" в системе Эльконина-Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме этой решаются также следующие задачи: - первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук; - ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе, формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении); - формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры; - воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего обучения знаний, умений и навыков. В процессе изучения "Окружающего мира" развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способности анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации, и прочие, - а также специальные умения - устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т.д. В предлагаемом курсе «Окружающий мир» учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе. Основным методом обучения в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова является постановка и решение учениками системы учебных задач. Постановка учебных задач возможна на практически любом материале. Поэтому тематическое содержание подбиралось так, чтобы а) материал соответствовал требованиям ФГОС НОО 2009 года, б) ученики имели бы дело с чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений, в) у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается). Какое содержание должен освоить ребенок за все годы обучения в соответствии с программой предлагаемого курса? В курсе первого класса ученики осваивают наблюдение, учатся описывать наблюдаемые объекты и процессы, применяя для поиска ответов на вопросы об окружающем мире уже известные им с дошкольного детства способы: спрашивание, чтение, практические пробы. Основной способ действий, осваиваемый ребенком в ходе обучения в течение четырех лет начальной школы, - экспериментирование. В начале второго года обучения дети открывают этот способ в наиболее общем простом виде. Работая всем классом или в группе, к концу второго класса ученики становятся способными формулировать предположения об условиях того или иного процесса и воссоздавать эти условия для проверки на опыте (на материале несложных задач учебника и рабочей тетради). Проведение наблюдений и опытов требует от учащихся освоения способов описания и измерения природных объектов и процессов (2 класс), а затем представления результатов измерений в виде простых таблиц, схем, диаграмм, карт, разрезов и других знаковых форм (начиная с 3 класса). Освоение способов представления данных возможно как на естественнонаучном материале, так и на материале обществознания, поскольку в социальных науках также активно используются эти знаковые формы (для характеристики общественного мнения, демографических явлений, исторических явлений – например, исторические карты, и т.п.). В четвертом классе ученики учатся проводить мысленный эксперимент, выдвигая и обосновывая гипотезы, которые не могут быть проверены экспериментально (гипотезы о смене дня и ночи, смене фаз Луны, форме Земли и пр.). Они проверяют свои предположения с помощью разнообразных моделей (часть 1 учебника). На основе полученных знаний о строении Солнечной системы ученики делают выводы о смене сезонов, распределении природных зон (часть 1 учебника) осваивают календарь (часть 2 учебника). Это позволяет перейти к анализу исторического прошлого. Исследуя следы прошлых тысячелетий и столетий, ученики овладевают способами работы со шкалами времени, знакомятся со способами реконструкции исторических событий (пропедевтика истории), различают позиции естествоиспытателя и историка (подготовка к разделению курса «Окружающий мир» на курсы «Природоведение» и «История» в 5 классе) – часть 2. Если рассмотреть обучение в 4 классе более подробно, то логика разворачивания содержания такова:
а) познакомить детей с общей канвой исторического развития России от Древней Руси до современности б) различить учебные предметы «История» и «Природоведение», которые будут систематически изучаться далее в 5 классе. В ходе этой работы дети сталкиваются впервые с экологической проблематикой.
В ходе усвоения содержания курса способности детей к анализу и научному решению вопросов об окружающем мире развиваются. Систематическая умственная работа по превращению собственных ощущений и наблюдений в знаковые формы, доступные для понимания других людей, и обратная работа – по «чтению» знаковых форм, в которых запечатлен опыт, мысли и чувства других людей, - развивает способности воображения, понимания, вводит детей в пространство высокого общественного сознания. Материал и форма заданий учебников и рабочих тетрадей определяются возрастными особенностями младших школьников. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Особенно много таких заданий в первом классе, так как в возрасте 6-7 лет происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с информационными текстами, с другой. Курс предполагает широкое использование дискуссий, работы детей в группах, парной работы. Обращаем особое внимание учителя на специфику учебников, связанную с основным принципом системы Эльконина-Давыдова: невозможность сообщения ученикам в готовом виде того, что должно стать предметом их собственных открытий. Поэтому в каждой главе учебника есть вводная часть, предназначенная для постановки задачи, материал, необходимый для ее решения, и основные выводы. Само открытие, которое происходит в классе, словами учебника не транслируется. Описание этого процесса и необходимых результатов работы класса приводится в методическом пособии для учителя. Обучение курсу «Окружающий мир» в начальной школе по представленным учебным комплектам обеспечивает готовность учащихся к дальнейшему образованию, достижение необходимого уровня читательской грамотности и предметного опыта, знаний и умений, формируя:
Опираясь на достигнутые к концу начальной школы образовательные результаты курса «Окружающий мир», ученики будут готовы к продолжению обучения в средней школе: изучению курсов природоведения, истории, биологии, географии, физики, химии, астрономии, как в рамках системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, так и любой другой образовательной системы. |
Программа по учебному курсу «Окружающий мир» Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание» |
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов (далее программа) Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов (далее программа) составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой... |
||
Пояснительная записка к курсу» «Окружающий мир» умк «Начальная школа 21 века» «Окружающий мир» умк «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н. В. Виноградовой |
Рабочая программа Предмет: Окружающий мир Уровень образования: начальный... Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе |
||
Рабочая программа курса «Окружающий мир» С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе |
Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения |
||
Учебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010 Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета |
Олимпиада «Умники и умницы». Окружающий мир. 2 класс Перед тобой задания по предмету «Окружающий мир». На их выполнение отводится 45 минут. Внимательно читай задания |
||
Бабина Р. П. О чём говорит дорожный алфавит: Методическое пособие для учителя Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под ред. В. Н. Кирьянова- м.: Третий Рим, 2007 |
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу... Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А |
||
Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по курсу «Основы кристаллооптики» Практическое руководство по работе с поляризационным микроскопом для исследования петрографических объектов: Учебно-методическое... |
Учебное пособие для работы с текстом в курсе «Окружающий мир» Необыкновенно важной оказалась способность понимать написанное, а не только произнесенное вслух |
||
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы... Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений |
Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации... Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... |
||
Методическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено... Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «мир деятельности» ... |
Поиск |