Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир»


Скачать 1.55 Mb.
Название Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир»
страница 1/27
Тип Методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Е.В.Чудинова

Е.Н.Букварева

Методическое пособие для учителя

к курсу «Окружающий мир»



4 класс

Москва

2013



1. ВВЕДЕНИЕ



  1. Задачи и предмет курса, особенности четвертого года обучения



Методологической основой для создания комплекта послужила теория развития деятельности, сознания, личности человека, разработанная в отечественной философии образования и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Э.В.Ильенков, В.В. Давыдов и др.). В организации начального обучения естествознанию и обществознанию учебники реализуют подход, отвечающий современным образовательным технологиям, прежде всего технологии развивающего обучения, разработанной в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина (теория учебной деятельности), Г.А.Цукерман (теория организации содержательного общения и оценивания).

В соответствии с требованиями ФГОС содержание входящих в учебно-методический комплект учебников, учебных и методических пособий направлено на развитие познавательных и созидательных способностей младшего школьника, воспитание у него интереса к учению, формирование желания и умения учиться, становление его как личности. Вместе с этим комплекты по курсу "Окружающий мир" призваны обеспечить решение задач воспитания у учащихся позитивного отношения к научному знанию, выращивания способности самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, быть компетентным в решении задач, предъявляемых жизнью в современном быстро меняющемся мире.

Основной задачей компонента "Окружающий мир" в системе Эльконина-Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме этой решаются также следующие задачи:

- первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;

- ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе, формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении);

- формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

- воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего обучения знаний, умений и навыков. В процессе изучения "Окружающего мира" развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способности анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации, и прочие, - а также специальные умения - устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т.д.

В предлагаемом курсе «Окружающий мир» учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.

Основным методом обучения в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова является постановка и решение учениками системы учебных задач. Постановка учебных задач возможна на практически любом материале. Поэтому тематическое содержание подбиралось так, чтобы а) материал соответствовал требованиям ФГОС НОО 2009 года, б) ученики имели бы дело с чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений, в) у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается).

Какое содержание должен освоить ребенок за все годы обучения в соответствии с программой предлагаемого курса?

В курсе первого класса ученики осваивают наблюдение, учатся описывать наблюдаемые объекты и процессы, применяя для поиска ответов на вопросы об окружающем мире уже известные им с дошкольного детства способы: спрашивание, чтение, практические пробы.

Основной способ действий, осваиваемый ребенком в ходе обучения в течение четырех лет начальной школы, - экспериментирование. В начале второго года обучения дети открывают этот способ в наиболее общем простом виде. Работая всем классом или в группе, к концу второго класса ученики становятся способными формулировать предположения об условиях того или иного процесса и воссоздавать эти условия для проверки на опыте (на материале несложных задач учебника и рабочей тетради). Проведение наблюдений и опытов требует от учащихся освоения способов описания и измерения природных объектов и процессов (2 класс), а затем представления результатов измерений в виде простых таблиц, схем, диаграмм, карт, разрезов и других знаковых форм (начиная с 3 класса). Освоение способов представления данных возможно как на естественнонаучном материале, так и на материале обществознания, поскольку в социальных науках также активно используются эти знаковые формы (для характеристики общественного мнения, демографических явлений, исторических явлений – например, исторические карты, и т.п.).

В четвертом классе ученики учатся проводить мысленный эксперимент, выдвигая и обосновывая гипотезы, которые не могут быть проверены экспериментально (гипотезы о смене дня и ночи, смене фаз Луны, форме Земли и пр.). Они проверяют свои предположения с помощью разнообразных моделей (часть 1 учебника).

На основе полученных знаний о строении Солнечной системы ученики делают выводы о смене сезонов, распределении природных зон (часть 1 учебника) осваивают календарь (часть 2 учебника). Это позволяет перейти к анализу исторического прошлого.

Исследуя следы прошлых тысячелетий и столетий, ученики овладевают способами работы со шкалами времени, знакомятся со способами реконструкции исторических событий (пропедевтика истории), различают позиции естествоиспытателя и историка (подготовка к разделению курса «Окружающий мир» на курсы «Природоведение» и «История» в 5 классе) – часть 2.

Если рассмотреть обучение в 4 классе более подробно, то логика разворачивания содержания такова:

  1. на астрономическом материале дети учатся строить развернутые гипотезы о небесных явлениях (смена дня и ночи, фазы Луны, солнечные и лунные затмения) и проверять их в модельном эксперименте.

  2. В ходе объяснения небесных явлений они приходят к современным представлениям о Солнечной системе. Глобус и теллурий рассматриваются как модели, демонстрирующие современные представления о форме, положении и движении Земли в Солнечной системе.

  3. Изучая эти модели, ученики прогнозируют а) смену сезонов на Земле, б) распределение природных сообществ на Земле, и, соответственно изучают подробно явления смены времен года на территории нашей страны (преимущественно в режиме повторения) и природную зональность территории России.

  4. Из рассмотрения характера движения Земли и Луны в Солнечной системе вытекает понимание способов измерения времени людьми (солнечные и лунные календари). Сравнивая эры календаря у разных народов, ученики впервые сталкиваются с историческими событиями.

  5. Систематическое рассмотрение некоторых исторических событий через призму взглядов «историков» и «естественников» позволяет

а) познакомить детей с общей канвой исторического развития России от Древней Руси до современности

б) различить учебные предметы «История» и «Природоведение», которые будут систематически изучаться далее в 5 классе. В ходе этой работы дети сталкиваются впервые с экологической проблематикой.

  1. Рассмотрение в историческом аспекте роста численности населения Земли, развития техники и технологии, характера использования энергетических ресурсов, - позволяет ученикам понять происхождение основных экологических проблем современности и определить собственную позицию по отношению к ним.


В ходе усвоения содержания курса способности детей к анализу и научному решению вопросов об окружающем мире развиваются. Систематическая умственная работа по превращению собственных ощущений и наблюдений в знаковые формы, доступные для понимания других людей, и обратная работа – по «чтению» знаковых форм, в которых запечатлен опыт, мысли и чувства других людей, - развивает способности воображения, понимания, вводит детей в пространство высокого общественного сознания.

Материал и форма заданий учебников и рабочих тетрадей определяются возрастными особенностями младших школьников. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Особенно много таких заданий в первом классе, так как в возрасте 6-7 лет происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с информационными текстами, с другой.

Курс предполагает широкое использование дискуссий, работы детей в группах, парной работы.

Обращаем особое внимание учителя на специфику учебников, связанную с основным принципом системы Эльконина-Давыдова: невозможность сообщения ученикам в готовом виде того, что должно стать предметом их собственных открытий. Поэтому в каждой главе учебника есть вводная часть, предназначенная для постановки задачи, материал, необходимый для ее решения, и основные выводы. Само открытие, которое происходит в классе, словами учебника не транслируется. Описание этого процесса и необходимых результатов работы класса приводится в методическом пособии для учителя.

Обучение курсу «Окружающий мир» в начальной школе по представленным учебным комплектам обеспечивает готовность учащихся к дальнейшему образованию, достижение необходимого уровня читательской грамотности и предметного опыта, знаний и умений, формируя:

  • достаточный уровень знаний об объектах и явлениях природы и общественной жизни, умения использовать эти знания в стандартных и нестандартных учебных и внеучебных ситуациях; умение осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках (объяснение учителя, учебник, дополнительная литература, словари, сеть Интернет), анализировать эту информацию и обобщать ее1;

  • умение участвовать в диалоге в ситуации учебного и повседневного общения, высказывать и аргументировать собственную точку зрения; создавать несложные монологические высказывания на доступные темы, составлять несложные письменные тексты в форме инструкции, описания результатов собственного исследования и рассуждения по изученным темам;

  • умение извлекать и толковать информацию, представленную в различных знаковых формах (информационный текст, включающий ряды, классификации, картосхемы, разрезы, профили, простейшие диаграммы и графики), что обеспечивает готовность к восприятию учебных материалов для средней школы; пользоваться словарями и другими справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

  • сформированность общеучебных умений и универсальных учебных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы учащихся, таких как участие в постановке и решении классом учебной или учебно-практической задачи, моделирование, нахождение адекватного способа решения задачи, действия контроля, самооценки и самоанализа.

Опираясь на достигнутые к концу начальной школы образовательные результаты курса «Окружающий мир», ученики будут готовы к продолжению обучения в средней школе: изучению курсов природоведения, истории, биологии, географии, физики, химии, астрономии, как в рамках системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, так и любой другой образовательной системы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Программа по учебному курсу «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание»
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов (далее программа)
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов (далее программа) составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Пояснительная записка к курсу» «Окружающий мир» умк «Начальная школа 21 века»
«Окружающий мир» умк «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н. В. Виноградовой
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Рабочая программа Предмет: Окружающий мир Уровень образования: начальный...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Рабочая программа курса «Окружающий мир»
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу
Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Учебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Олимпиада «Умники и умницы». Окружающий мир. 2 класс
Перед тобой задания по предмету «Окружающий мир». На их выполнение отводится 45 минут. Внимательно читай задания
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Бабина Р. П. О чём говорит дорожный алфавит: Методическое пособие для учителя
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под ред. В. Н. Кирьянова- м.: Третий Рим, 2007
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу...
Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по курсу «Основы кристаллооптики»
Практическое руководство по работе с поляризационным микроскопом для исследования петрографических объектов: Учебно-методическое...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Учебное пособие для работы с текстом в курсе «Окружающий мир»
Необыкновенно важной оказалась способность понимать написанное, а не только произнесенное вслух
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы...
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Методическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено...
Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» icon Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «мир деятельности»
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск