ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ
«Оператор линии отделки рельсов»
Москва, 2015 г.
Содержание
1.1.Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности 4
1.2 Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации 7
2.1 Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций 12
2.2 Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов 13
2.3 Общие сведения о нормативных правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта 14
Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта 15
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта 19
Приложение № 2
к пояснительной записке 22
Приложение № 3
к пояснительной записке 27
Приложение № 4
к пояснительной записке 39
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной
деятельности, трудовых функций
Проект профессионального стандарта «Оператор линии отделки рельсов» разработан на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. №170Н «Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта».
Профессиональный стандарт «Оператор линии отделки рельсов» относится к области производства черных металлов и изделий из них. Важнейшим видом продукции черной металлургии являются рельсы железнодорожные для магистральных железных дорог широкой колеи. Рельсы являются основным элементом верхнего строения пути, который в значительной степени определяет безопасность движения. Железные дороги являются ключевым звеном транспортной системы Российской Федерации, выполняя более 85% грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) и свыше 40% пассажирооборота.
В 2008 году Правительством РФ утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, определяющая приоритетные направления, этапы и принципы расширения и модернизации сети железных дорог. В соответствии со Стратегией до 2030 года планируется построить свыше 20,7 тыс. км новых линий магистральных железных дорог, создание высокоскоростных пассажирских линий, а также существенное повышение объемов грузоперевозок. Для решения этих задач необходимо как увеличение объемов производства рельсов, так и коренное повышение их качества.
Россия занимает одно из ведущих мест в мире по объему производства рельсов, по количеству разработок и исследований, направленных на повышение их качества.
-
Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Производство рельсов в России сосредоточено в Урало-Сибирском регионе на предприятиях, входящих в структуру компании «ЕвразХолдинг» - ОАО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» и АО «ЕВРАЗ Объединенный Западносибирский металлургический комбинат», а также в структуру компании «Мечел» - ПАО «Челябинский металлургический комбинат».
В настоящее время основные производители железнодорожных рельсов в России приступили к производству и поставке ОАО «РЖД» рельсов, по уровню качества, эксплуатационной долговечности и надежности, соответствующих рельсам ведущих мировых производителей, в том числе к освоению производства рельсов, скорость движения по которым может достигать 200-350 км/час. Для уменьшения количества сварных стыков на магистральных путях осуществляется переход от использования рельсов длиной 25 м к использованию рельсов длиной 50-100 м. Производство длинномерных рельсов является мировой тенденцией.
Чтобы удовлетворить потребности ОАО «РЖД» в длинномерных рельсах высшего, мирового уровня качества, проведена коренная реконструкция рельсового производства на АО «ЕВРАЗ Объединенный Западносибирский металлургический комбинат»», ПАО «Челябинский металлургический комбинат» осуществило комплекс работ по строительству и пуску в эксплуатацию совершенно нового производства рельсов на территории России. Отечественные производители рельсов практически вышли на мировой технический уровень по выплавке стали и разливке стали. В настоящее время рельсы в России производятся только из непрерывнолитых заготовок вакуумированной кислородно-конвертерной стали или электростали.
Завершение реконструкции рельсовых производств и освоение нового производства позволило ликвидировать дефицит в высококачественных рельсах, потребность в которых на период 2015-2030 годов в целом по России оценивается на уровне 1,6-1,7 млн. тонн в год.
В настоящее время в России в массовом масштабе освоено производство рельсов повышенного качества:
• низкотемпературной надежности для эксплуатации при отрицательных климатических температурах (ниже -50 0 С);
• повышенной износостойкости и контактной выносливости для кривых участков пути;
• повышенной прямолинейности для скоростного движения.
Для отражения в нормативной документации достигнутого уровня повышения качества отечественных рельсов и перспективных требований новый российский стандарт на рельсы железнодорожные (ГОСТ Р 51685-2013, введен в действие 1.07.2014) достаточно полно гармонизирован с Евростандартом EN 13674-1:2011 – самым жестким зарубежным стандартом на железнодорожные рельсы, но не эквивалентен ему. По ряду показателей качества новый стандарт предъявляет повышенные требования к качеству отечественных рельсов с учетом специфических условий их эксплуатации на российских железных дорогах.
В соответствии с ГОСТ Р 51685-2013 предприятие – изготовитель рельсов должно иметь сертификационную систему менеджмента качества по ГОСТ ИСО 9001.
В результате реализации проектов реконструкции рельсового производства на ЕВРАЗ ЗСМК внедрены технологии универсальной прокатки и дифференцированного термоупрочнения рельсов, что позволило начать выпуск длинномерной продукции – рельсов длиной 100 метров. В этом отношении значительные перспективы имеет освоение производства рельсов на современном оборудовании Челябинского металлургического комбината.
Для успешного функционирования указанных производств, оснащенных современным технологическим оборудованием, нужны рабочие и специалисты с высоким уровнем профессиональной подготовки. На предприятиях с целью обеспечения производства подготовленными кадрами, разработаны программы обучения персонала работе на новом оборудовании.
Возросшие требования к качеству продукции, насыщенность агрегатов линий отделки современным оборудованием и приборами, высокий темп производства вызывают необходимость повышения уровня знаний, умений и ответственности операторов линий отделки рельсов. На этих линиях осуществляются операции термообработки, правки, клеймения, механической обработки торцов, сверления отверстий, оценки различных качественных характеристик готовых рельсов, сортировки их по категориям и назначению. Помимо умения управления конкретными агрегатами линий отделки операторы должны быть компетентны в нормативно-технической документации по технологии производства и оценке качества продукции. На это есть весомые причины, связанные с коренным обновлением отделочного оборудования, совершенствованием технологии, повышением качественных характеристик и расширением сортамента рельсовой продукции в связи с внедрением нового стандарта на рельсы.
В новом стандарте изменена классификация рельсов по назначению, упрочнению, типам, классам прочности, классу точности изготовления профиля, классу прямолинейности, наличию болтовых отверстий на концах (с отверстиями, без отверстий).
В стандарт введены новые требования к технологии выплавки рельсовой стали, технологии производства и контролю качества рельсов.
Установлены новые дифференцированные требования к качеству рельсов в зависимости от их классификационных признаков. Новый стандарт предусматривает производство рельсов в длинномерном исполнении до 100 м наряду с рельсами промежуточной длины (25; 50 м и др.).
В настоящее время в линиях отделки рельсобалочных станов установлены и освоены современные отрезные станки с высоким уровнем автоматизации, роликоправильные комплексы, двухпозиционные правильные пресса с встроенной системой лазерного контроля прямолинейности рельсов.
При производстве рельсов кардинально изменилась технология термического упрочнения рельсов, скорректирована технология отделки с переносом финишной операции получения заказной длины в конец технологии, что позволило расширить возможности термической обработки рельсов для повышения их механических свойств за счет улучшения микроструктуры, устранить концевые дефекты, получать рельсы с узким диапазоном колебаний по длине.
На Челябинском металлургическом комбинате на вновь введенном рельсобалочном стане рельсы дифференцированно упрочняются способом закалки головки в растворе полимера с прокатного нагрева.
На ЕВРАЗ НТМК осуществлена замена оборудования для объемной термообработки рельсов в масле на новое оборудование для дифференцированной термообработки рельсов с повторного нагрева, что позволило освоить производство рельсов с уникальными физико-механическими свойствами.
Освоение на ЕВРАЗ ЗСМК нового универсального прокатного стана и установки термического упрочнения головки рельса с прокатного нагрева, а также новой линии отделки длинномерных рельсов позволило освоить производство рельсов длиной 100 метров.
На всех предприятиях введены в промышленную эксплуатацию новые автоматизированные линии неразрушающего контроля. Это позволяет в автоматическом режиме контролировать геометрические размеры рельсов, внутренние и поверхностные дефекты, производить совместно с инспекцией РЖД отбор проб для контрольных испытаний рельсов, осуществлять работу по аттестации, формировать индивидуальный паспорт качества каждого рельса, а также оформлять документы для внесения их в Государственный Реестр СИ и в Реестр ОАО «РЖД». При этом для проведения контроля на указанных линиях и оценки качества допускаются подразделения, аккредитованные в установленном порядке, а обслуживающий персонал должен быть аттестован на соответствующий высокий уровень квалификации.
Учитывая все вышеизложенные мероприятия, реализованные на металлургических предприятиях Российской Федерации – производителях рельсов для магистральных железных дорог, профессиональный стандарт «Оператор линии отделки рельсов», как нормативный и методический документ, должен определять повышенные требования к профессиональным качествам, практическому опыту и профессиональному образованию, необходимых для надлежащего исполнения оператором своих обязанностей. При этом работник должен быть мотивирован на постоянное профессиональное развитие и совершенствование.
При разработке стандарта учитывался практический опыт экспертов, руководителей и специалистов металлургических предприятий, что позволило составить профессиональный стандарт в соответствии с реальными потребностями конкретных производств и бизнеса.
|