Скачать 5.3 Mb.
|
Аннотация рабочей программы дисциплины «Философия» Целью изучения дисциплины является приобретение знаний и умений в области философии, а также навыков, необходимых для формирования у студента общекультурных и профессиональных компетенций и применения философских и общенаучных методов в повседневной и профессиональной жизни. Курс философии имеет целью ознакомить студентов с основными философскими проблемами онтологии, гносеологии, социальной философии и философской антропологии, раскрыть особенности философской методологии, изучить различные мировоззренческие системы, помочь в формировании у студентов гуманистического мировоззрения, адекватного вызовам современности. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования, связи философии с другими научными дисциплинами; введение в круг философских проблем, связанных с личностным, социальным и профессиональным развитием; рассмотрение категориального аппарата философии; освоение теоретических положений философии; изучение истории философии, отражающей общую логику и развитие человеческой культуры в целом; определение места и роли отечественной философии в общей картине философской мысли; изучение особенностей философской методологии; выявление основных онтологических, гносеологических, социально-философских и антропологических проблем в системе философского знания; формирование представлений о тенденциях и закономерностях развития общества, о проблемах и перспективах современной цивилизации; умение логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; умение использовать в практической жизни философские и общенаучные методы мышления и исследования; умение демонстрировать способность и готовность к диалогу по проблемам общественного и мировоззренческого характера, способность к рефлексии; овладение навыками анализа и восприятия текстов, имеющих философское содержание; овладение навыками поиска, критического восприятия, анализа и оценки источников информации; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога, устной и письменной аргументации, публичной речи. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам развития техники и технологии. Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных научных тенденций, фактов и явлений. Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера. Курс «Философия» состоит из 9 модулей. Модули 1, 5, 6, 7, 8, 9 состоят из одной МЕ. Модуль 2 из 6 МЕ, модуль 3 из 3МЕ, модуль 4 из 3 МЕ. МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Модульная единица 1. Основы философского знания. Понятие философии. Рождение философской мысли. Предмет философии как науки. Отрасли и специфика философского знания. Многообразие философских взглядов. Особенности философии как науки. Студент должен знать: определения понятий: «философия», «объект философии» и «предмет философии»; «отрасли философского знания», специфика философии как науки. Студент должен уметь: ориентироваться в многообразии философских вопросов, видеть специфику философского знания, понимать и ориентироваться в многообразии философских взглядов и учений. МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Модульная единица 2. Античная философия. Классический период в развитии греческой философии (5-4 в. до н.э.). Демократические полисы и античное просвещение. Особенности античной философии. Учение софистов. Формирование атомистики, Анаксагор, Материалистическое учение Демокрита. Учение Сократа. Философия Платона, Аристотеля. Особенности культуры эллинистического периода. Студент должен знать: определения понятий: «философия», «объект философии» и «предмет философии»; «отрасли философского знания», специфика философии как науки. Студент должен уметь: ориентироваться в многообразии философских вопросов, видеть специфику философского знания, понимать и ориентироваться в многообразии философских взглядов и учений. Модульная единица 3. Философия средневековья и эпохи Возрождения. Формирование предпосылок средневековой философии. Европа 5-15вв. Мир христианства, Теоцентризм, Проблема добра и зла, человеческого грехопадения, Радикальное изменение ценностей, Учение Аврелия Августина, Первенство Бога, человек – творение Бога. Мистика и схоластика, Спор о природе общих понятий (универсалей). Реализм, номинализм, Фома Аквинский. Средневековая картина мира. Европа 14-15 вв. Черты эпохи Возрождения. Интерес к античности. Итальянский гуманизм. Никола Кузанский, Рождение современного естествознания. Н. Коперник, Д. Бруно. Студент должен знать: характерные черты философии, основные философские вопросы и проблемы актуальные в данный период, имена философов средневековья и эпохи Возрождения, названия их трудов, основные направления и философские школы. Студент должен уметь: самостоятельно анализировать и высказывать собственное мнение по актуальным вопросам философии средневековья и эпохи Возрождения, понимать основополагающую роль религии и ее влияние на философию данного периода. Модульная единица 4. Философия Нового времени 17-18вв. Развитие капитализма в Европе. Революции. Особенности философии данного периода. Великие географические открытия. Формирование механико-материалистической картины мира. Эмпиризм, рационализм. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Лейбниц, Д. Локк, Спиноза, Т. Гоббс и их учения. Студент должен знать: характерные черты философии, основные философские вопросы и проблемы актуальные в данный период, имена философов Нового времени и названия их трудов, основные направления и философские школы. Студент должен уметь: самостоятельно анализировать и высказывать собственное мнение по актуальным вопросам философии Нового времени, видеть причины и особенности в изменении взглядов философов и их учениях в данный период. Модульная единица 5. Немецкая классическая философия. Особенности философии данного периода. Предпосылки расцвета немецкой культуры. И. Кант – идеи учения. И. Фихте, Ф. Шеллинг, Шопенгауэр. Г. Гегель- мыслитель венчающий развитие немецкой философии. Проблема морали, права, государства. Историзм и диалектика Гегеля. Философия Л. Фейербаха и ее влияние на развитие философской мысли. Студент должен знать: характерные черты философии, основные философские вопросы и проблемы актуальные в данный период, имена представителей Немецкой классической философии и названия их трудов. Студент должен уметь: самостоятельно анализировать и высказывать собственное мнение по актуальным вопросам Немецкой классической философии, видеть причины и особенности в изменении взглядов философов и их учениях в данный период Модульная единица 6. Западноевропейская философия 19-20вв. Марксизм, условия его формирования, основные идеи. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше - взгляды, концепции. Экзистенциализм: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр. Влияние экзистенциализма на Европейскую культуру. Студент должен знать: характерные черты западноевропейской философии 19-20 вв., имена философов и названия их трудов основные философские вопросы и проблемы актуальные в данный период, направления и философские школы. Студент должен уметь: самостоятельно анализировать и высказывать собственное мнение по актуальным вопросам Западноевропейской философии, видеть причины и особенности в изменении взглядов философов и их учениях в данный период. Модульная единица 7. Русская философия. Истоки и особенности русской философии. Спор западников и славянофилов. Почвенничество. К. Леонтьев, Н. Данилевский, В.Соловьев – основные принципы их учений. Н. Бердяев, Л. Шестов и их экзистенциализм. Вклад русской мысли в мировую философию. Студент должен знать: характерные черты Русской философии, основные философские вопросы и проблемы актуальные в русской философии, имена философов и названия их трудов, основные направления и философские школы. Студент должен уметь: самостоятельно анализировать и высказывать собственное мнение по актуальным вопросам Русской философии, видеть причины и особенности во взглядах философов и их учениях, доказывать свою точку зрения, самостоятельно делать выводы по актуальным вопросам темы. МОДУЛЬ 3. ОНТОЛОГИЯ Модульная единица 8. Бытие. Виды бытия. Мир как целостная реальность. Мифологические, научные, философские «картины» мира. Универсальное теоретическое знание (метафизика). Бытие и небытие. «Полюсы» бытия: существование мира и жизнь человека. Понятие микрокосма, судьбы, экзистенции. Трудности философского осмысления бытия. Проблема доказательства существования внешнего мира. Бога, нашего «Я». Существование и «сущность». Бытие общего и индивидуального, материального и идеального. Бытие и пространство, «горизонты» мира и его безграничность. Бытие и время. Идея бесконечного и непреходящего существования мира. Время и вечность. Абстрактная онтология – философская концепция общих характеристик бытия. Поиск первоосновы сущего, структурных «единиц» бытия. Учение о категориях. Студент должен знать: понятие бытия, небытия, материи, духа, время, пространства; положения материализма, идеализма, как способов миропонимания; области философского исследования: природа-общество-человек. Студент должен уметь: понимать мир как целостную реальность, рассуждать о бытии и небытии, временим, вечности, видеть многообразие явлений, самостоятельно делать выводы по теме. Модульная единица 9. Природа и ее философское осмысление. Основные предметные области философского исследования: природа – общество - человек. Многообразие явлений и проблема единства мира. «Материя» и «дух». Полярность понятий и реальный статус двух «начал». Материальные и духовные аспекты человеческой жизни. Природа идеального. Объективная и субъективная реальность. Материализм и идеализм – альтернативные способы миропонимания. Студент должен знать: понятия бытия, небытия, материи, духа, время, пространства; положения материализма, идеализма, как способов миропонимания; области философского исследования: природа-общество-человек. Студент должен уметь: понимать мир как целостную реальность, рассуждать о бытии и небытии, временим, вечности, видеть многообразие явлений, самостоятельно делать выводы по теме. Модульная единица 10. Универсальные связи бытия. Диалектическое миропонимание. Природа и ее философское осмысление. Целостность и многообразие мира. Подвижность, изменчивость бытия. Трудности постижения связей и взаимодействия явлений, целостности предметов их движения, изменения, развития. «Парные» диалектические понятия (единичное - общее, явление - сущность, возможность - действительность). Поиск «единства противоположностей», освоение диалектики. Универсальные связи бытия. Принципы диалектического миропонимания. Структурные связи. Часть и целое. Элементаризм и холизм. Принцип целостности. «Форма» и «содержание» Упорядоченность бытия. Порядок и хаос. Гармония и дисгармония. Элементы и структура. Понятие системы. Типы систем. Причинные связи. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Законы и их типы. Принцип детерминизма. Качественные и количественные характеристики вещей. Методы качественного и количественного анализа. Проблема качественных трансформаций, «скачков». Обратимые и необратимые изменения. Цикличность и поступательность изменений («отрицания отрицания»). Прогресс, регресс. «Полярности» (противоположности) в осмыслении мира. Поиск «позитивной » диалектики (Гераклит, Н. Кузанский, Гегель). Студент должен знать: принципы диалектики. Студент должен уметь: рассуждать о мире на основе диалектических принципов, видеть в мире единичное и общее, обратимые и необратимые изменения, цикличность и поступательность изменений; различать прогресс и регресс, доказывать свою точку зрения, самостоятельно делать выводы по актуальным вопросам темы. МОДУЛЬ 4. ГНОСЕОЛОГИЯ Модульная единица 11. Познание. Знак, его природа, роль в получении, хранении, преобразовании и передаче информации. Семиотика - общая теория знаков и знаковых систем. Семантика, синтактика, прагматика. Язык. Предметоименная и деятельно-функциональная концепции языка. Письменность, знак и образ. Проблема «идолов языка» (Ф. Бэкон, Т. Гоббс). Концепция языковых ловушек в философии (Л. Витгенштейна). Познание как культурно-исторический процесс. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Научные, философские и религиозные картины мира. Действительность, мышление, логика и язык. Студент должен знать: понятия: наука, истина, познание; виды и способы познания, роль сознания, соотношение веры и знания, рациональное и иррациональное в познании, суть и основы научной, религиозной и философской картины мира. Студент должен уметь: рассматривать познание как культурно-исторический процесс, видеть неуклонное возрастание роли науки в жизни человека, оценивать роль сознания и самосознания в развитии личности, различать рациональное и иррациональное в познавательной деятельности, применять критерии научности, рассуждать по актуальным вопросам темы. Модульная единица 12. Философия науки. Развитие философии как науки, этапы развития, позитивизм, постпозитивизм. Студент должен знать: понятия: наука, истина, познание; виды и способы познания, роль сознания, соотношение веры и знания, рациональное и иррациональное в познании, суть и основы научной, религиозной и философской картины мира. Студент должен уметь: рассматривать познание как культурно-исторический процесс, видеть неуклонное возрастание роли науки в жизни человека, оценивать роль сознания и самосознания в развитии личности, различать рациональное и иррациональное в познавательной деятельности, применять критерии научности, рассуждать по актуальным вопросам темы. Модульная единица 13. Философия техники. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука техника. Знание и техническая деятельность. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Студент должен знать: понятия: наука, истина, познание; виды и способы познания, роль сознания, соотношение веры и знания, рациональное и иррациональное в познании, суть и основы научной, религиозной и философской картины мира. Студент должен уметь: рассматривать познание как культурно-исторический процесс, видеть неуклонное возрастание роли науки в жизни человека, оценивать роль сознания и самосознания в развитии личности, различать рациональное и иррациональное в познавательной деятельности, применять критерии научности, рассуждать по актуальным вопросам темы. МОДУЛЬ 5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Модульная единица 14. Человек. Личность. Общество. Культура. Человек как предмет философии. Биологическое и социальное в человеке. Тело и душа. Мужское и женское начало в философии. Жизнь, смерть, бессмертие. Проблема смысла жизни. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное в человеке. Внутренний мир человека. Деятельность (труд) базовая философская категория. Общество. Общественные отношения. Регулятивы деятельности. Природа сознания. Его связь с языком. Массовое, групповое, индивидуальное сознание. Политика и власть. Правовое государство. Исторический характер общественной жизни. Студент должен знать: моменты биологического и социального в человеке, основы человеческой деятельности, виды и способы социализации, понятия политики, правового государства. Студент должен уметь: видеть биологическое и социальное в человеке, тело и душу, рассуждать о смысле жизни, внутреннем мире человека, о природе сознания, доказывать свою точку зрения, самостоятельно делать выводы по актуальным вопросам темы. МОДУЛЬ 6. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Модульная единица 15. Философское осмысление истории. Исторический характер общественной жизни. Понятие истории. Возможность и действительность, необходимость и случайность. В историческом прогрессе., проблема его направленности и закономерности. Гипотеза общественного прогресса. Конкретные форы исторической жизни народа. Роль личности в истории. Своеобразие исторического познания. Понятие цивилизации. Теория мировых цивилизаций. Теория общественно-исторических формаций. Студент должен знать: понятия истории, цивилизации, возможности, действительности, необходимости, случайности и закономерности в историческом прогрессе, гипотезу общественного прогресса, конкретные форы исторической жизни народа. Студент должен уметь: видеть роль личности в истории, своеобразие исторического познания и исторического процесса различных народов, рассуждать по актуальным вопросам темы, доказывать свою точку зрения, делать выводы. МОДУЛЬ 7. АКСИОЛОГИЯ Модульная единица 16. Нормы, ценности, идеалы. Природа эстетического. Ценности как ядро культуры. Относительное и абсолютное в ценностях. Ценности конкретной эпохи и общечеловеческие ценности, универсальные ценности. Нравственность. Природа морали. «Моральный закон в нас» И. Кант. Тенденция возрастания роли морального фактора в общественной жизни. Этика как учение о высших нравственных целях и принципах. Добро, зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье…основные этические учения в истории философии (Конфуций, Будда, Моисей, Христос). Студент должен знать: относительное и абсолютное в ценностях, ценности конкретной эпохи, общечеловеческие ценности, универсальные ценности, понятие нравственности, природу морали.Студент должен уметь: рассуждать о нормах морали, ценностях, правильно оценивать понятия: добро, зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье, доказывать свою точку зрения, делать выводы. МОДУЛЬ 8. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ Модульная единица 17. Тема Бога в философии. Вера в существование и главенствующую роль сверхестественных сил в жизни людей. Идея Бога. Общественно-историческая природа и социальные функции религии. Мировые религии. Проблема веры и разума. Доказательства бытия Бога. Нравственное обоснование религии. Нравственная концепция христианства. 10 заповедей Моисея – первый моральный кодекс цивилизации. Образ Христа. Русская религиозная философия. Религия в современном мире. Студент должен знать: мировые религии, историю возникновения и развития религии, основные догматы религии, ее заповеди. Студент должен уметь: рассуждать по актуальным вопросам темы, доказывать свою точку зрения, делать выводы МОДУЛЬ 9. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОГНОЗЫ БУДУЩЕГО Модульная единица 18. Глобальные кризисы и проблемы. История и перспективы цивилизации. Иллюзия всемогущества науки и техники. Кризис ценностей. Человечество перед лицом глобальных проблем. Сценарии будущего Русский космизм. Концепция безопасного и устойчивого развития мирового сообщества и России. Разум как высшая ценность бытия человека. Роль философской мысли в современном мире. Миссия философии. Студент должен знать: особенности и виды глобальных проблем, перспективы современной цивилизации, способы решения глобальных проблем. Студент должен уметь: рассуждать по актуальным вопросам темы, доказывать свою точку зрения, делать выводы. Дисциплина «Философия» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла . Общая трудоемкость дисциплины 108 часов, что составляет 3 зачетные единицы. Промежуточная аттестация в виде экзамена. |
Аннотация рабочей программы дисциплины «Уголовный процесс» Цель изучения дисциплины Дисциплина «Уголовный процесс» относится к циклу дисциплин ого цикла учебного плана по направлению подготовки 40. 03. 01 (030900.... |
Аннотация рабочей программы дисциплины «История» Цель освоения дисциплины Сформировать целостное представление о месте и роли истории России в мировом историческом процессе на основе изучения важнейших процессов... |
||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Иностранный язык»... Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные... |
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (опоп) |
||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины оп. 01 Основы теории... Рабочая программа учебной дисциплины оп. 01 Основы теории информации предназначена для реализации государственных требований к минимуму... |
Аннотация дисциплины Кадровое делопроизводство Цель изучения дисциплины Цель изучения дисциплины: усвоение теоретических основ документоведения в современной организации в свете требований Трудового кодекса... |
||
Аннотация рабочей программы дисциплины «Философия» Направление подготовки... Задачи: формирование представлений об основных исторических типах мировоззрения, о природе сущности, назначения и смысла жизни человека,... |
1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи |
||
Задачами освоения дисциплины являются изучение Аннотация к рабочей программе дисциплины д 2 Методы управления естественной кормовой базой |
Аннотация дисциплины «Портовые гидротехнические сооружения» Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций |
||
Примерный учебный план 16 Аннотации программ учебных дисциплин профиля... Анализ и диагностика финасово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) 31 |
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего образования Целью изучения данной дисциплины является расширение и углубление знаний студентов, необходимых им для дальнейшей профессиональной... |
||
Аннотация программы учебной дисциплины «Базы данных» 5 Цели и задачи дисциплины 5 Теоретико-множественные операции (объединение, пересечении, разность, декартово произведение) 25 |
Разработка рабочей программы учебной дисциплины «Специальные дисциплины... Рабочая программа учебной дисциплины «Решения sap для автоматизации ключевых бизнес-процессов» |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Релейная защита и автоматизация» Целью изучения дисциплины является подготовка инженеров в области релейной защиты и автоматики систем электроснабжения |
2. место дисциплины в структуре образовательной программы Цель изучения дисциплины: формирование у обучающихся способностей и готовности к межкультурному общению |
Поиск |