Стимульный материал Список а (терминальные ценности)




Скачать 63.12 Kb.
Название Стимульный материал Список а (терминальные ценности)
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция
МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)

   Система ценностей ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни. 
   Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает 2 класса ценностей: 
1) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; 
2) инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации. 
   Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. 
   Респонденту предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. 


Инструкция.

   Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. 
   Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место. 
   Работайте неспеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию. 

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности): 

1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 
3) здоровье (физическое и психическое); 
4) интересная работа; 
5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 
6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 
8) наличие хороших и верных друзей; 
9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 
10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 
11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 
12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 
13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 
14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 
15) счастливая семейная жизнь; 
16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, 
человечества в целом); 
17) творчество (возможность творческой деятельности); 
18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 


Список Б (инструментальные ценности): 
1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; 
2) воспитанность (хорошие манеры); 
3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 
4) жизнерадостность (чувство юмора); 
5) исполнительность (дисциплинированность); 
6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 
7) непримиримость к недостаткам в себе и других; 
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура); 
9) ответственность (чувство долга, умение держать слово); 
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 
12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; 
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 
14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 
16) честность (правдивость, искренность); 
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 
18) чуткость (заботливость). 
   Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы. 
   Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы. 


1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни? 
2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали? 
3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях? 
4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей? 
5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад? 
6. ...через 5 или 10 лет? 
7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди? 
   Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо увидеть индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. 
 







Интерпретация по Олпорту




Отдельно взять 5 доминирующих и 5 последних ценностей отдельно по списку терминальных и инструментальных ценностей.
Определить, к каким системам ценностей можно отнести их. Олпорт определяет их как социальная, теоретическая, экономическая, эстетическая, политическая и религиозная.
Теоретическая. Человек, придающий особое значение этой ценности, прежде всего заинтересован в раскрытии истины. Такой человек характеризуется рациональным, критическим и эмпирическим подходами к жизни. Теоретический тип в высшей мере интеллектуален и чаще избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии.
Экономическая. ”Экономический” человек выше всего ценит то, что полезно или выгодно. Он исключительно ”практичен” и прочно придерживается стереотипа преуспевающего американского бизнесмена. Представители этого типа живо интересуются тем, как делать деньги; знания, не находящие конкретного применения, они считают бесполезными. Многие блестящие достижения в области техники и технологии явились результатом осуществления научных потребностей людей экономического склада.
Эстетическая. Такой человек больше всего ценит форму и гармонию. Воспринимая любые жизненные явления с точки зрения привлекательности, симметрии или уместности, относящиеся к этому типу люди трактуют жизнь как ход явлений, при котором каждый отдельный индивидуум наслаждается жизнью ради самого себя. Эстетический субъект не обязательно будет творцом, художником, но его наклонности могут проявляться в повышенном и активном интересе к эстетическим сторонам жизни.
Социальная. Наивысшей ценностью для социального типа является любовь людей. Весьма вероятно, что такой человек будет рассматривать теоретические, экономические и эстетические подходы к жизни как холодные и негуманные, считая любовь единственной приемлемой формой человеческих взаимоотношений. В чистом виде социальная установка является альтруистической и тесно связана с религиозными ценностями.
Политическая. Доминирующим интересом политического типа является власть. Профессиональная активность людей этого типа не обязательно ограничивается сферой политики, поскольку лидеры в любой области обычно выше всего ценят власть и влияние. Таким образом, у ”политических личностей” существуют явные индивидуальные различия в отношении ценности власти. В то же время незавуалированное выражение данного мотива у политического типа отвергает все другие в жажде личной власти, влияния, славы и известности.
Религиозная. Представители этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого. Однако способы выражения этого желания могут быть различными. Например, одни религиозные личности являются ”имманентными мистиками”, которые находят смысл в самоутверждении и активном участии в жизни. В то же время другие являются ”трансцендентными мистиками”, стремящимися соединиться с высшей реальностью путем отстранения от жизни (например, монахи). Независимо от способа самовыражения, религиозная личность видит в мироздании единство и высший смысл.




Похожие:

Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Тест креативности Торренса ( диагностика творческого мышления) Инструкция...
Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Приказ от 28 июля 2008 года об утверждении инструкции по организации...
В целях обеспечения государственной охраны объектов, хранящих культурные ценности, от противоправных посягательств приказываем
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon 1. Обеспечена возможность работы с элементами основных выпадающих...
Обеспечена возможность работы с элементами основных выпадающих меню список доступных бд, список видов поиска, список форматов просмотра,...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Федеральный список экстемистской литературы
Информационный материал- текст песни, размещенный на Интернет-сайте http ://son ru/text/див-лой-хачик «див- злой хачик текст песни»...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Перспективы и пути повышения гуманистической ценности современного...
Ия гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения: Сборник/Сост и ред.: академик рао, доктор педагогических...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Руководство по эксплуатации терминальных клиентов на ос debian gnu/Linux Расширенная прошивка
...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Учебное пособие к практическим занятиям по курсу «Фармацевтическое товароведение»
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов к лабораторно-практическим занятиям и включает название темы, цель занятия,...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Дохтерман Президент "Ротари Интернэшнл"
Если материал настоящего сборника Вам покажется интересным, Вы можете его использовать на еженедельных заседаниях своего Ротари-клуба...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Учебно-справочный материал Учебно-справочный материал для самостоятельной...
Учебно-справочный материал для самостоятельной проработки слушателями курса повышения квалификации: «Работы по подготовки проектов...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Стоматология (рекомендательный список литературы)
Настоящий список литературы подготовлен справочно-библиографическим отделом по материалам профессиональных периодических изданий...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Строим Локальную Сеть Ver 01 Оглавление 0 Список версий 1 Список...
Мы категорически против перепечатки материалов, размещённых на сайте Overclockers ru. Наличие ссылки на оригинал не является оправданием...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Жанровое воплощение стереотипных ситуаций городского общения: «Аптека»
Не имеет смысла навешивать ярлыки, однако, когда у вас есть большой эмпирический материал, необходимы упорядоченные принципы для...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Логопедического занятия в 1 классе по развитию лексико-грамматических...
Демонстрационный материал – таблицы на развитие зрительного внимания, логического мышления, искусственная елочка, цветные снежинки,...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon 13 июля 2016 года вновь обновился Федеральный список экстремистских...
Федеральный список экстремистских материалов. В него были добавлены пп. 3694 3706. Список Обновление Федерального списка экстремистских...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Д. Ф. Костина Дополнительный материал к учебному пособию
«Программирование в компьютерных системах»: специфика профессии программиста. Дополнительный материал. Учебно-методическое пособие...
Стимульный материал Список а (терминальные ценности) icon Программа I день
Миссия компании и базовые ценности. Методы формирования и внедрения корпоративной культуры

Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск