МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДОЗНАНИЕ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Методические рекомендации по изучению дисциплины
для слушателей заочной формы обучения
Специальность 030900.62 Юриспруденция
030900.62 Юриспруденция
профилю подготовки уголовно-правовой
(деятельность участкового уполномоченного полиции)
Краснодар
2016
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Дознание в органах внутренних дел» преподается в Краснодарском университете МВД России для слушателей факультета заочного обучения в соответствии с рабочими учебными планами, рабочей учебной программой, а также сложившимся положительным опытом преподавания дисциплин специализации в вузах МВД России и современной практики расследования преступлений в форме дознания.
В современных социально-экономических условиях государством предъявляются высокие требования к сотрудникам органов внутренних дел, которые должны обладать современными профессиональными, правовыми, психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками для эффективного выполнения служебных задач. Проблема совершенствования организации и производства дознания носит многоаспектный характер. Эффективность ее решения во многом зависит от уровня знаний и умений специалистов, вооруженных системным мышлением, интегральной методологией профессиональной деятельности, арсеналом теоретических и практических средств всех предметных областей.
Целью изучения учебной дисциплины «Дознание в органах внутренних дел» является выработка умений и навыков организации и производства расследования преступлений, осуществляемого в форме дознания.
Основными задачами дисциплины являются:
обеспечение интеграции знаний об особенностях организации расследования преступлений в форме дознания;
обеспечение интеграции знаний об особенностях возбуждения уголовных дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, и производстве неотложных следственных действий по ним;
развитие слушателями способностей овладения умениями и навыками по производству следственных и иных процессуальных действий с учетом специфики преступлений, подследственных органам дознания;
развитие у слушателей умений и навыков по организации взаимодействия служб при производстве дознания;
формирование готовности слушателей к компетентным профессиональным действиям по расследованию преступлений, по которым предварительное следствие необязательно, и производству неотложных следственных действий по преступлениям, по которым производство предварительного следствия обязательно.
Слушателям необходимо глубоко и всесторонне изучить теоретическую
часть названного курса и научиться применять полученные знания в ходе практических занятий, предусмотренных учебным курсом, а затем – в практической деятельности органов внутренних дел. При этом решающее значение имеет самостоятельная работа слушателей, их заинтересованное профессионально мотивированное стремление к овладению навыками работы дознавателя.
Знания, умения и навыки, приобретаемые в результате изучения дисциплины учебного плана
В результате изучения дисциплины «Дознание в органах внутренних дел» обучающийся должен:
знать:
- способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5).
уметь:
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);
- применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридический деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-6);
- осуществлять производство дознания по уголовным делам (ПК-14);
- работать с заявлениями, иными процессуальными документами, принимать различные процессуальные решения (ОК-5, ПК-18);
- уметь реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений (ПК-20).
владеть:
- навыками применения в профессиональной деятельности теоретических основ раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-18);
- навыками принятия процессуальных решений, составления протоколов, постановлений и иных процессуальных документов (ОК-5, ПК-18).
Взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами
учебного плана
Вопросы организации расследования в форме дознания рассматриваются при изучении ряда общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации и относится к разделу вариативная часть, С.3.2.1 профессионального цикла и изучается после прохождения таких учебных дисциплин как Философия (С.11.2), Теория государства и права (С.3.1.1), Правоохранительные органы (С.3.1.18), Уголовное право (С.3.1.12), Криминалистика (С.3.1.15), Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел (С.3.2.8). Это предполагает следующие требования к выходным знаниям, умениям и компетенциям слушателей, студентов, необходимым для изучения курса «Дознание в органах внутренних дел»:
- - наличие у обучающихся теоретических знаний о природе и сущности государства и права; о системе права, механизме государства; о механизме и средствах правового регулирования, реализации права; о сущности и содержании правовых норм и правовых институтов (Теория государства и права.);
- об основных направлениях (функциях) правоохранительной деятельности, о понятии, системе, структуре и полномочиях правоохранительных органов, а том числе осуществляющих функции по государственной защите участников уголовного судопроизводства (Правоохранительные органы);
- о признаках преступления, составе преступления, видах освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания; обстоятельствах, исключающих преступность и наказуемость деяния (Уголовное право Общая часть);
- психологические основы производства мер государственной защиты; психологические особенности участников уголовного процесса (Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел);
- наличие навыков по оперированию юридическими понятиями и категориями, работе с законодательными и другими нормативными правовыми актами (Теория государства и права, Правоохранительные органы);
- стремление быть нетерпимым к любому нарушению закона в профессиональной деятельности, бережно относиться к чести и достоинству гражданина, быть ответственным за судьбы людей и порученное дело (Профессиональная этика и служебный этикет).
Однако очевидно, что обособленные дисциплинарные знания обучаемых не способны быть практическим ориентиром для выполнения качественной профессиональной деятельности. Эффективным средством формирования целостных систем знаний и умений у слушателей может стать интеграция содержания смежных дисциплин в рамках одной учебной дисциплины «Дознание в органах внутренних дел».
На изучение дисциплины «Дознание в органах внутренних дел» слушателям факультета заочного обучения в соответствии с рабочими учебными планами отводится от 12 до 22 аудиторных часов в зависимости от специализации. Завершается курс итоговым контролем знаний в форме экзамена или зачета.
Особенности изучения данной учебной дисциплины
Изучение данного курса основывается на знании слушателями основ теории государства и права и осуществляется в тесной взаимосвязи с такими правовыми науками, административное право, гражданское право, уголовное право, уголовный, гражданский процессы и другими.
Процесс изучения включает в себя аудиторные занятия с преподавателем (лекции, семинары), а также самостоятельную работу студентов.
Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи в обучении по дисциплине «Дознание в органах внутренних дел» при подготовке к занятиям, при подборе литературы для обучения и подготовке рефератов, контрольной работы и зачету.
Учитывая направленность данного пособия, основной формой усвоения материала при заочном обучении является самостоятельная работа. При самостоятельном изучении необходимо в первую очередь обращаться к первоисточникам.
Темы, вопросы, подлежащие изучению изложены в предлагаемых материалах. Кроме того, в них содержится перечень литературы (основной и дополнительной), рекомендуемой для подготовки к занятию.
При подготовке к семинарам, практическим занятиям слушатели должны обращаться не только к учебной литературе, но и к научным трудам. При изучении научных трудов следует запоминать сведения об авторах, основные положения научных трудов и наиболее принципиальные дискуссионные точки зрения. Много познаний в области юриспруденции можно почерпнуть из периодической печати, средств массовой информации. В процессе обучения следует постоянно обращаться к юридическим журналам, таким как «Российская юстиция», «Бюллетень Верховного Суда», «Право и закон», «Законность», «Российский судья», «Российский следователь» и др.
Изучение дисциплины «Дознание в органах внутренних дел» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; семинарское занятие; практическое занятие; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); коллоквиум, круглый стол, дискуссия, доклады, научные сообщения и их обсуждение и т.д.
При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
прослушивание лекционного курса;
чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
проведение семинарских занятий с более подробным рассмотрением ключевых проблем дисциплины;
проведение практических занятий с разбором конкретных ситуаций, возникающих в практической деятельности в связи с необходимостью защиты субъектов уголовного судопроизводства, с целью овладения навыками принятия решения по ситуации на основе норм уголовно-процессуального законодательства и ФЗ, а также по ряду тем в форме деловых игр в целях овладения навыками участия в производстве следственных и иных процессуальных действий и составления процессуальных документов.
Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации.
Самостоятельная работа представляет собой подготовку к семинарским и практическим занятиям; изучение и анализ нормативных правовых документов, а также учебников, учебных пособий, научных публикаций; подготовку к деловой игре и составление документов по ее итогам; подготовку к письменной работе; подготовку к зачету (экзамену).
В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации могут использоваться тестовые задания.
При подготовке к занятиям слушателям необходимо на основе конспективных записей лекционного материала и рекомендованной основной и дополнительной литературы составить схему ответа на вопросы, выносимые на обсуждение в рамках занятия. Для получения сведений о том, какие вопросы подлежат исследованию на занятии обучающимся необходимо руководствоваться рабочей учебной программой данной дисциплины.
При подготовке к занятию обучающийся должен ознакомиться с содержательной частью учебников по теме занятия и сделать тезисы ответов. Если при изучении соответствующего материала возникают затруднения, обучающийся должен получить консультацию у преподавателя кафедры.
Особенностью данной темы является необходимость запоминания и понимания основных понятий дисциплины. Для эффективности рекомендуется составлять словарь основных терминов и понятий.
Ответ на вопрос занятия должен быть четким, логически выстроенным и последовательным. При ответе на вопрос допускается использование опорного конспекта занятия, но не сплошное считывание находящейся в нем информации. Необходимо приучать себя к общению перед аудиторией и постановки речи, как неотъемлемого элемента юридической профессии.
При выборе темы реферата целесообразно предварительно изучить рекомендуемую литературу, причем не только учебную, но и периодические специализированные издания. Время доклада не должно превышать 10 минут, а оформляется рукописным вариантом, либо с помощью компьютерной техники. Оценка реферата осуществляется по четырех бальной системе.
Лекция является научно обоснованным, логически стройным монологическим изложением учебного материала, освещающим малоизученные и перспективные вопросы развития конкретной области науки, концентрирующих внимание на наиболее сложных узловых моментах. Она должна стимулировать активную познавательную деятельность слушателей, их стремление к самостоятельной работе по углубленному и всестороннему изучению проблемных и дискуссионных вопросов по конкретной теме.
Семинар – одна из форм изучения дисциплины, представляющая собой коллективное творческое обсуждение теоретических вопросов слушателями, проводимое под руководством и с участием преподавателя. Семинарское занятие своей целью преследует развитие умений у слушателей свободно и юридически грамотно излагать учебный материал живым литературным языком, аргументировано и корректно отстаивать свои мнения и убеждения.
Семинарское занятие позволяет преподавателю осуществлять контроль уровня усвоения учебных вопросов, выявлять пробелы и недостатки в знаниях слушателей. Наибольший эффект при проведении семинарского занятия может быть достигнут только при условии соответствующей подготовки к нему. Слушатель должен проработать конспект лекции, предложенные в программе или методических рекомендациях нормативные правовые акты, учебную и научную литературу, а также передовой опыт органов дознания, в том числе органов внутренних дел.
К ответу слушателя на занятиях предъявляются следующие требования: он должен быть правильным, полным и последовательным; иметь обобщения (выводы) и связь с ранее изученными темами дисциплины, возможно, с другими науками и учебными дисциплинами; иметь примеры из практической деятельность органов внутренних дел. Речь отвечающего должна быть четкой и ясной.
Практическое занятие – наиболее важная форма обучения слушателей, преследующая своей целью комплексное использование теоретических знаний уголовного процесса, криминалистики и других дисциплин, полученных ими ранее и формирование устойчивых умений и навыков в дальнейшей их практической деятельности. Как правило, основными методами проведения практических занятий является участие слушателей в ситуационно-ролевых тренингах, сопровождающееся решением конкретных практических задач. При решении поставленной задачи слушатели должны опираться на Конституцию Российской Федерации, действующее уголовно-процессуальное законодательство, современные достижения в области криминалистики.
Вопросы, обсуждаемые в начале каждого практического занятия, направлены на проверку общей готовности учебной группы к занятию и уточнение (уяснение) всех принципиальных положений теории в связи с предстоящей их отработкой части занятия.
Самостоятельная работа слушателей преследует цель самостоятельного и углубленного изучения теоретического материала, полученного ими ранее на других занятиях. Она может проводиться с участием преподавателей и сопровождаться отработкой практических умений и навыков в выполнении практических упражнений.
Для повышения эффективности обучения и придания ему практической направленности самостоятельная работа может осуществляться с использованием архивных уголовных дел, видеофильмов и других материалов следственно-судебной практики.
В часы самоподготовки на кафедре проводятся консультации, основной задачей которых является оказание научной и методической помощи слушателям в изучении учебного материала, усвоение которого для них представляет определенную трудность. Обычно это индивидуальные консультации по инициативе слушателей. В отдельных случаях слабоуспевающий или пропустивший несколько занятий слушатель может быть вызван на консультацию (собеседование) самим преподавателем. Кроме того, перед экзаменом, проводятся групповые консультации.
Вопросы для подготовки к лекции
|