МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №36 «Золотой ключик» г. Набережные Челны Республики Татарстан
«Утверждён»
Заведующий МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида
№ 36 «Золотой ключик»
___________ Никишина Н. Н.
Утверждена на педсовете №1
от «29» августа 2014г.
ПРОГРАММА ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
«Вырастай-ка»
Пояснительная записка
Программа «Вырастай-ка» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации. Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом. Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, формированием рецидивирующей и хронической патологии. Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей. В результате этого в нашем детском саду №36 «Золотой ключик» разработана программа “Вырастай-ка». Программа “Вырастай-ка” комплексно подходит к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. Закаливание – обеспечение рационального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка. Эффективность закаливания существенно возрастает, если соблюдается режим дня. Режим дня – хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту. Режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития детей. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков.
Цель работы по профилактике заболеваний детей – укрепление иммунитета детей, повышение сопротивляемости организма к факторам внешней среды.
Цель оздоровительной работы – укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Достижение поставленных целей осуществляется посредством решения следующихзадач:
обеспечение снижения частоты случаев острой заболеваемости
совершенствование функций ведущих физиологических систем организма ребёнка
создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребёнка
улучшение физического развития детей
повышение к устойчивости к утомлению, повышение работоспособности
формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности
Ведущие линии реализации задач программы:
обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе современных медико-педагогических и здоровьесберегающих технологий.
забота о социальном благополучии ребёнка.
охрана психического здоровья и всесторонне развитие ребёнка в деятельности.
Принципы реализации программы:
научность – подкрепление всех проводимых мероприятий по укреплению здоровья научно обоснованными методиками.
непрерывность и целостность – вся работа по оздоровлению детей должна проводиться в комплексе и системе всего учебно-воспитательного процесса.
преемственности – необходимость поддержания связей между возрастными категориями.
Пути реализации:
внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога
Целевые ориентиры:
у детей:
оптимальное функционирование организма;
повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;
у педагогов:
осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;
у родителей:
необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Организация профилактики заболеваемости и оздоровления
детей с ослабленным здоровьем
1.Организационные мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ.
|
а) составление списка детей, нуждающихся в оздоровлении;
б) составление индивидуального плана оздоровления;
в) оценка эффективности оздоровительных мероприятий;
г) работа с родителями.
2. Профилактические мероприятия по оздоровлению детей в ДОУ.
а) строгое выполнение санитарно-гигиенического режима;
б) коррекция режима дня и питания;
в) закаливание в сочетании с дыхательной гимнастикой;
г) не специфическая профилактика ОРЗ и гриппа;
д) мероприятия по ослаблению адаптивного синдрома.
3. Лечебные мероприятия по оздоровлению детей (в лечебных учреждениях).
а) санация вторичных очагов инфекции;
б) восстановительное лечение в период острых заболеваний;
в) противорецидивное лечение (детям с хроническими заболеваниями).
Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
1. Мониторинг здоровья:
- осмотр детей специалистами
- осмотр детей медицинским персоналом ДОУ
- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий в течение месяца
- мониторинг заболеваемости детей
2. Рациональная организация двигательной активности:
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
3. Система закаливания:
- обширное умывание
- ходьба по «дорожкам здоровья»
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
-посещение бассейн
4. Лечебно-профилактическая работа:
- постоянный контроль за осанкой
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- рациональное питание
- использование фитонцидов
- кварцевание помещений
- витаминизация третьего блюда
-приём витаминов
5. Использование нетрадиционного оздоровления:
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «дорожкам здоровья»
-аромопрофилактика
6. Психогигиенические мероприятия:
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
7. Система работы с родителями:
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
-участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Оздоровительные мероприятия
I Строгое соблюдение режима дня:
Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года
Уменьшение продолжительности учебного процесса
II Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:
III Индивидуальный подход к детям с учетом:
Выявленной патологии педиатром и др. специалистом
Индивидуальных особенностей организма
Влияния факторов, способствующих частым заболеваниям
VI Физическая культура:
С элементами дыхательной гимнастики
Занятия на улице с элементами подвижных игр
V Развитие моторики / Массаж:
VI Основы закаливающих мероприятий:
Соответствующая одежда для улицы
Длительное пребывание на свежем воздухе
Воздушные и солнечные ванны летом
VII Аромотерапия / Музыкотерапия (во время режимных моментов)
VIII Лечебные мероприятия:
IX Профилактика:
Мероприятия:
- гимнастика для глаз - Ходьба по «Дорожке здоровья» и т.д.
X Внедрение сезонных курсов общеукрепляющей терапии.
Оздоровительные и профилактические мероприятия:
1. Профилактика нарушений осанки, плоскостопия: ходьба по «Дорожкам здоровья», занятия на тренажерах и т.д.
2. Дыхательная гимнастика, посещение бассейна
3. Витаминизация
4. Профилактика простудных заболеваний: приём дибазола, чесночные букетики, оксолиновая мазь
5. Фитопрофилактика
6. Закаливание: полоскание рта, мытье рук, ног прохладной водой и тд.
7. Аромотерапия
8. Игровой массаж
Оздоровительные мероприятия
для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями
Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий.
Щадящий индивидуальный режим.
Рациональное питание с обогащением пищи витаминами.
Прием витаминов и фитонцидов.
Физическое воспитание в объеме программы с обеспечением индивидуального подхода.
Использование элементов дыхательной гимнастики при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, физических упражнений после дневного сна.
Обязательное включение физических упражнений с произношением звуков и слогов на выдохе и вдохе, дыхание носом – вдох и выдох и др.
Закаливание – обеспечение рационального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, достаточное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна.
Требования к проведению закаливания:
- Учет индивидуальных особенностей ребенка
- Положительные реакции ребёнка на закаливание
- Непрерывность закаливания
- Наблюдение медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром
- Согласие родителей
Основные направления деятельности сотрудников ДОУ по сохранению здоровья детей:
Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНов.
Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу.
Организация рационального питания и витаминизация воспитанников.
Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем.
Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
Организации работы по формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни строится на основе падагогики сотрудничества
Педагоги - Изучение программ, инновации
Планирование работы с детьми
Оборудование предметно-развивающей среды
|
Семья - Анкетирование
Родительские собрания
Консультации
Совместная работа
|
Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
Рациональная организация двигательной активности:
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
Система закаливания:
- обширное умывание
- ходьба по «дорожкам здоровья»
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
-посещение бассейна
Профилактическая работа:
- постоянный контроль за осанкой
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- использование фитонцидов
- кварцевание помещений
-приём витаминов
Использование нетрадиционного оздоровления:
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «дорожкам здоровья»
-аромопрофилактика
Психогигиенические мероприятия:
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
Система работы с родителями:
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
- участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Приложение:
Система закаливания по возрастам:
-возрастная группа- с 2 до 4 ЛЕТ:
Закаливание водой:
-«Рижский метод закаливания» и ходьба по ребристым доскам, босохождение;
-умывание прохладной кипяченой водой;
-полоскание рта водой;
Закаливание воздухом и солнцем:
-солнечные ванны;
-воздушные ванны в облегченной одежде;
-гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года;
-пробуждающая гимнастика;
-гимнастика для глаз;
-массаж стоп-профилактика плоскостопия;
-возрастная группа- с 5 до 7 лет:
-ходьба по дорожкам здоровья и босохождение;
Закаливание водой:
-обширное умывание прохладной водой;
-влажные и сухие обтирания;
Закаливание воздухом и солнцем:
-солнечные ванны;
-воздушные ванны в облегченной одежде;
-гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года;
-пробуждающая гимнастика;
-гимнастика для глаз ;
-полоскания горла водой;
-массаж стоп – профилактика плоскостопия;
Использование нетрадиционного оздоровления:
- самомассаж и точечный массаж;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
-витаминопрофилактика;
-чесночно-лимонная смесь в зимние месяцы;
-оксалиновая мазь в зимние месяцы;
-витаминные чаи и сироп шиповника;
-аромопрофилактика в период вспышки гриппа и ОРЗ;
-кислородные коктейли;
Психогигиенические мероприятия:
- элементы музыкотерапии в режимных моментах;
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ;
-элементы релаксации;
Методики закаливающих процедур для детей с 2 до 7 лет:
1.Полоскание полости рта и горла:
Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта проводится с 3-4 лет.
Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.
На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!».
2. "Рижский" метод закаливания:
Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети, бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, имеет несколько вариантов. В нашемДОУ применяется в младших группах для детей от 2 до 4 лет.
Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t.Другая- в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая. Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение повторяется 2-3 раза и совмещается с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья". "Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа "травка" или пластиковые дорожки. Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.
3.Босохождение и ходьба по дорожкам здоровья:
Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим ее с раннего возраста.После сна дети в трусиках, босиком бегают по игровой комнате, а затем выполняют разные виды ходьбы. Нами также используется щадящий метод закаливания: хождение по влажным солевым дорожкам в комбинации с босохождением по массажным коврикам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп, но и осуществляется массаж стопы; стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма. В летний период босохождение используется во время прогулок в отведенных местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту. Приучать ходить босиком – отличный вариант закаливания детей .Закаливание детей в ДОУ и в домашних условиях проводятся от 30 минут в день до нескольких часов. «Хождение босиком» - хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома. В летний период можно предоставить детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам, которые действуют как сильные раздражители. А теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность. Закаливание «Хождение босиком» можно проводить в игровой форме, с увеличением количества и качества упражнений. В закаливании используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки. Рифмованные фразы, произносимые педагогом во время выполнения детьми упражнений в закаливании, повышают интерес и помогают правильно выполнять упражнения, например: «Муравьишки, муравьишки, вы, как - будто бы из книжки! Вместе весело и дружно строим домик очень нужный!»". В нашем ДОУ для босохождения используются "Дорожки Здоровья", (после сна) которые представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа "травка" или пластиковые дорожки, ребристые доски. Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.
4. Обширное обтирание:
Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 5 до 7 лет. В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогает воспитатель. Проводится после сна. Для этого подготавливают мягкую махровую рукавичку. Намочив ее в теплой воде и отжав, начинают с обтирания рук ребенка от кончиков пальцев до плеч. После необходимо обтереть грудь, живот и спину. Затем ноги до паховой области и в конце – ягодицы. Температура воды должна составлять 27˚. Ткань рукавички должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. Суть обширного обтирания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий. После обтирания тело растирают сухим полотенцем до легкого покраснения. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности и в стихотворной форме:
на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;
на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;
на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;
на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;
на счет "5" - обтираем лицо и уши.
Растирание можно проводить в стихотворной форме «Умывай-ка»:
«Раз» обмоем кисть руки — обмыть правой рукой левую кисть.
«Два» с другою повтори — обмыть левой рукой правую кисть.
«Три» до локтя намочили — мокрой правой ладонью провести от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» — с другою повторили — мокрой левой ладонью провести от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» по шее провели— мокрые ладони положить сзади на шею и вести одновременно вперед.
«Шесть» смелее по груди— мокрой правой ладонью сделать круговое движение по груди.
«Семь» лицо свое обмоем — мокрыми ладонями провести по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» с рук усталость смоем — ополоснуть руки.
«Девять» воду отжимай — отжать их, слегка стряхивая.
«Десять» сухо вытирай— вытереть руки насухо.
5.Пробуждающая гимнастика:
Гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель может начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Гимнастика пробуждения «Мышки-шкряботушки» (для средней группы):
1. «Потягушки» - и. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, вытянуть носки ног.
2. «Тренируют лапки» - и. п. : то же. Поднять ноги вверх, руками коснуться ног.
3. «Пугливые мышки» - и. п. : лёжа на животе, руки согнуты в локтях. Приподняться на вытянутых руках, повернуть голову вправо-влево.
4. «Проворные мышки» - и. п. : стоя на четвереньках, голова опущена. Прогнуть спину, голову поднять вверх.
5. «Гибкие спинки» - и. п. : то же. Повторить упражнение № 4 с раскачиванием вперёд-назад.
6. «Мышка в норке» - и. п. : стоя, руки вдоль туловища. Присесть и сгруппироваться.
|