Звукопроизношение и звукослоговая структура слова


Скачать 125.68 Kb.
Название Звукопроизношение и звукослоговая структура слова
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция
Обследование экспрессивной речи

(Наглядное пособие О. И. Азовой «Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников»)

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ И ЗВУКОСЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

  • Обследование звукопроизношения (используются сюжетные и предметные картинки)

  • Обследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова (предлагается назвать картинки или повторить слова различной слоговой структуры) (рис. 5-7)

Материал – слова сложной слоговой структуры (термометр, половодье, аквариум, дирижабль, регулировщик, соковыжималка, чистильщик, кремлёвские звёзды); предложения, состоящие из слов сложной слоговой структуры:

На перекрёстке строители выстроили четырнадцатиэтажный дом.

Преподаватель по физкультуре перепроверил у учащихся физкультурную форму.

Пограничники задержали подозрительного человека.

В шифоньере лежало пятнадцать пододеяльников и девятнадцать простыней.

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Используется приём называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщающие понятия.

  • Определение объёма и качества номинативного словаря (в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и лексическим темам) (рис.8, 9)

Предлагаются слова, относящиеся к одной лексической группе: «деревья», «птицы», «профессии», «транспорт», «времена года», «цветы», «электроприборы», «инструменты».

Инструкции: как можно назвать все эти предметы? Почему мы можем их объединить этим словом?

  • Умение называть части целого (рис. 10-12).

Инструкция: назови части, из которых состоит этот предмет.

Материал – предметные картинки: троллейбус, трамвай, туфля, телевизор; дерево, дом, компьютер, лев; чайник, человек, книга, птица.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение задания. Объём словарного запаса соответствует возрасту.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при объяснении значений, недостаточно развито категориальное мышление (проблемы при классификации предметов), трудности в актуализации нужных слов. Меленный темп при выполнении заданий.

Уровень ниже среднего (2 балла) – неверное объяснение, ошибки при объяснении значений. Низкий уровень обобщений, бедный словарный запас, сформированы некоторые видородовые понятия, медленный темп работы.

Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа. Объём активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классифицирования предметов.

  • Умение называть предмет по действию (рис.13-18)

Инструкция: кто мычит, жуёт? Кто блеет, жуёт? Кто хрюкает, чавкает? Кто ржёт, скачет? Кто гогочет, шипит? Кто кукарекает? Кто воркует? Кто ухает? Кто кудахчет? Кто щебечет? Кто мурлычет, ласкается? Кто крякает? Кто каркает? Кто воет? Кто ревёт? Кто рычит? Кто тявкает? Кто трубит? Кто кукует? Кто чирикает? Кто курлычет? Кто шипит, ползёт? Кто пыхтит? Кто жужжит, жалит?

Инструкция: подбери как можно больше предметов к действию.

Материал – глаголы:

- летит … (самолёт, пух, жук, птица. парашют, вертолёт, стрела,…);

- плывёт… (бревно, лодка, пароход, человек, щепка, утка,…);

- растёт… (цветок, ребёнок, трава, росток, дерево,…);

- поёт… (певица, соловей, дети, хор, душа,…);

- ползёт … (змея, уж, червяк, человек, улитка, гусеница, таракан,…);

- пищит… (игрушка, мышка, малыш, комар,…);

- скрипит… (дерево, стул, старый диван, снег, дверь, телега,…);

- хрустит … (огурец, морковь, снег, сухарь, капуста, сахар,…).

Инструкция: подбери предмет к действию.

Материал – глаголы: гремит … (гром); светит …(солнце); идёт …(дождь); сверкает …(молния); метёт …(метель); плывут …(облака); дует … (ветер.

Инструкция: подбери живой и неживой предмет к одному и тому же действию.

Материал - глаголы: идёт ... (человек, дождь); плывёт … (рыба, бревно); садится … (мальчик, пыль); погружается … (аквалангист, подводная лодка); летит …птица, дельтаплан); едет … (велосипедист, машина); прыгает … (ребёнок, мяч).

  • Умение называть действия по предмету

Сказать, как передвигается, подаёт голос, какое другое любое действие может выполнять.

Инструкция: кто как голос подаёт? (Рис. 13-18.)

Материал – картинки: корова, овца, свинья, лошадь; курица, соловей, кошка, утка; гусь, петух, голубь, филин; ворона, волк, медведь, лев (тигр); лиса, слон, кукушка, воробей; журавль, змея, ёж, комар.

Слова для справок: мычит, блеет, хрюкает, ржёт; кудахчет, щебечет, мяукает, крякает; гогочет, кукарекает, воркует, ухает; каркает, воет, ревёт, рычит; тявкает, трубит, кукует, чирикает; курлычет, шипит, пыхтит, жужжит.

Инструкция: как передвигается? (Рис. 19-21.)

Материал – картинки: лягушка, птица, змея, рыба; конь, слон, корова, заяц; белка, человек, кузнечик, обезьяна.

Слова для справок: прыгает, летает, ползает, плавает; скачет, бегает, ходит, прыгает (перепрыгивает).

Инструкция: как ест? (Рис. 22, 23)

Материал – картинки: курица, белка, кошка, корова; человек, собака, малыш (маленький ребёнок), конь.

Слова для справок: клюёт, грызёт, лакает, жуёт, сосёт.

Инструкция: что делает? (Рис. 24-29.)

Материал – картинки профессий: певица, пианист, балерина, художник; скульптор, учитель, врач, воспитатель; кузнец, пекарь, сторож, повар; швея, вышивальщица, маляр, печник; водитель, строитель, столяр, штукатур, уборщица, продавщица, часовщик, контролёр.

Слова для справок: поёт, играет, танцует, рисует; лепит, учит, лечит, воспитывает (занимается); куёт, печёт, варит; сторожит, шьёт, вышивает; красит, кладёт; строгает, штукатурит, строит, водит; убирается, продаёт, чинит часы, проверяет.

Инструкция: назови, кто что делает? (Рис. 30-32.)

Материал – картинки-действия:

- девочка, качающаяся на качелях;

- мальчик, выполняющий домашнее задание;

- девочка, пьющая сок;

- мужчина, сгребающий листья;

- малыш, насыпающий песок в ведёрко;

- женщина, вышивающая узор;

- женщина, пришивающая пуговицу;

- мальчик, переливающий воду;

- учительница, входящая в класс;

- мальчик, раскладывающий на столе ложки.

  • Умение подбирать признаки к предмету

Инструкция: назови (отгадай) предмет по его признакам.

Материал – прилагательные:

- прыгучая, пушистая, рыженькая … (белочка);

- пушистая, рыженькая, хитрая … (лиса);

- маленький, круглый, колючий …(ёж);

- большой, старый, развесистый …(дуб);

- стройная, зелёная, колючая …(ёлочка);

- красная, спелая, душистая … (земляника);

- красная, колючая, пахучая …(роза);

- детский, приключенческий, интересный … (фильм);

- чистый, свежий, морозный …(день);

- тёплый, мелкий, моросящий … (дождик);

- белоствольная, русская, стройная … (берёзка);

- высокий, новый, многоэтажный … (дом).

Инструкция: составь словосочетание с данными признаком и подбери к признаку предмет.

Материал – прилагательные: голубой добрый, быстрый, дружный, прекрасная, улыбчивая, прозрачная, сухая, пустое, глубокое, вкусное, чистое.

Инструкция: подбери к предметам подходящие признаки (рис. 33 – 35).

Материал – предметные картинки: пирожное, стол, тарелка, платье; заяц, палатка, огурец; лилия, море, рысь, корабль; слова: погода, дождь, настроение, поведение, урок, успех, боль.

Инструкция: назови как можно больше предметов с таким признаком.

Материал – вопросы:

- Что бывает круглым (овальным, квадратным, треугольным)?

- Что бывает зелёным (красным, синим, розовым, оранжевым)?

- Что бывает высоким (низким)?

- Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?

- Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?

- Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?

- Что бывает тяжёлым (лёгким, «невесомым»)?

- Что бывает глубоким (мелким), колючим, острым, хрупким)?

  • Умение подбирать местоимение к данному предмету (рис. 36 -39)

Инструкция: каким предметам подходят местоимения мой, моя, моё, мои.

Материал - картинки: ружьё, машина, кольцо, плащ; куртка, зонт, перо, рубашка; компьютер, ведро, ручка, портфель; пианино, рюкзак, книга, пальто, кепка.

  • Умение употреблять в речи наречия (рис. 40-42)

Инструкция: дополни предложения, отвечая на вопрос «как»?

Материал – картинки животных и начала фраз, которые произносит логопед:

- Дятел стучит …(глухо).

- Лиса крадётся … (осторожно).

- Заяц оглядывается … (медленно).

- Ворона каркает …(громко).

- Тигр нападает …(внезапно).

- Лошадь несётся … (вскачь).

- Олень бежит … (грациозно).

- Мышь бежит … (быстро).

- Чайка кружит … (плавно).

- Слон идёт … (величаво).

- Корова мычит … (протяжно).

- Жаворонок поёт … (звонко).

Беседа о временах года, частях суток и т. п. с использованием наречий.

Инструкция: когда бывают каникулы? (Летом, осенью, зимой, весной.)

- Когда ты проснулся? (Утром.)

- Когда ты будешь обедать (обедал)? (Днем.)

- Когда ты будешь выполнять домашнее задания? (Вечером.)

- Когда ты будешь спать? (Ночью.)

- Когда был … (называется день недели, который был вчера)?

- Когда был … (называется сегодняшний день недели)?

- Когда будет … (называется день, который будет послезавтра)?

- Когда будет … (называется день, который будет завтра)?

Расскажи о погоде. Сегодня на улице как? (Холодно, пасмурно, ветрено, туманно и др.)

Расскажи о себе. У тебя на душе сейчас как? Когда получишь подарок, то как? (Хорошо, спокойно, тоскливо, грустно, весело, радостно.)

- Где располагается потолок? (Вверху.)

- Где располагается пол? (Внизу.)

- Где располагается … (называется предмет, который находится сзади)? (Сзади.)

- Где располагается … (называется предмет, который находится справа)? (Справа.)

- Где находится … (называется предмет, который находится за окном)? (Вдалеке или близко.)

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) – правильное, самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при подборе слов (лексически неточно подобранное слово, слово с похожим значением).

Уровень ниже среднего (2 балла) – неверно подобранное слово.

Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

  • Умение подбирать слова – антонимы

Инструкция: подбери антоним к предметам.

Материал – слова: друг, свет, смерть, жара, горе, богатство, правда, старость, зима, отъезд, конец, победа.

Инструкция: подбери антонимы к признакам (прилагательным).

Материал – словосочетания: мелкий пруд, мелкий дождь, свободный стул, свободная обувь, свежий хлеб, свежий огурец, сладкое яблоко, сладкое лекарство.

Инструкция: употреби в ответе глагол-антоним.

Материал - вопросы:

- Вы выиграли партию в шахматы?

- Вы здесь работали?

- Вы стояли всю дорогу?

- Вы все время говорили?

- Вы заснули?

- Вы нарушали правила дорожного движения?

Инструкция: ответь, употребив наречие-антоним.

Материал – вопросы:

- Вы вернётесь с работы рано?

- Он хорошо себя чувствует?

- Вы часто ходите в театр?

- Докладчик говорил медленно?

- На улице тепло?

- Вы встаёте поздно?

- Вы себя чувствуете беспокойно?

  • Умение подбирать слова-синонимы (рис. 43, 44)

Инструкция: подбери слова, близкие по значению данным.

Материал – предметные картинки:

- алфавит (азбука);

- башмаки (ботинки, боты);

- бегемот (гиппопотам);

- бокал (фужер, кубок);

- птица (птаха, пичуга);

- врач (доктор, Айболит);

- здание (дом);

- гармонь (гармошка, гармоника).

Материал – слова (прилагательные):

- аккуратный (чистый, опрятный);

- робкий (трусливый, боязливый, пугливый);

- грустный (печальный, скучный, невесёлый);

- душистый (ароматный, пахучий);

- жестокий (безжалостный, бессердечный, свирепый, злой, сердитый);

- интересный (занятный, увлекательный);

- красивый (прекрасный, очаровательный, прелестный);

- красный (румяный, алый);

- смелый (храбрый, отважный, бесстрашный).

Материал – слова (глаголы):

- пугать (стращать);

- писать (черкать);

- кружиться (крутиться);

- стучать (колотить);

- болеть (хворать);

- бежать (мчаться, лететь);

- варить (готовить, стряпать);

- злиться (сердиться, обижаться).

  • Умение объяснять значение слов (рис. 45-48)

Инструкции: скажи, что изображено на картинке? Объясни, что означает это слово, как ты его понимаешь?

Материал – предметные картинки: рельсы, ледокол, аквариум, скворечник; пылесос, венок, палуба, багаж; гроза, берет, хлястик, винегрет; лужа, сито (решето), юнга, магазин.

Инструкции: объясни … это значит какой? Объясни, что означает это слово, как ты его понимаешь?

Материал – слова (прилагательные): южный, старый, усатый, столовый, жестяной, книжный, вельветовый, алый.

Инструкции: объясни, что значит …? Объясни, что означает это слово, как ты его понимаешь?

Материал – слова (глаголы): сшивать, разглаживать, тушить, остудить, подкрасться, предъявить, срубить, сгубить, стряпать, отвергнуть.

  • Умение объяснить устойчивые словосочетания (на основе экспериментальной методики Б. В. Зейгарник «Соотношение пословиц, метафор и фраз»)

Инструкция: объясни значение словосочетания.

Материал - словосочетания: золотое сердце, колючий взгляд, добрые руки, глухая ночь, железный характер, ядовитый человек, каменное сердце.

Инструкция: объясни значение выражения.

Материал – метафоры: сесть в калошу, на морозе щеки горят, бить баклуши, надуть друга, работать спустя рукава, водить за нос, яйца курицу не учат.

Инструкция: прочитай пословицу (поговорку) и подбери к ней подходящую фразу, отражающую ее смысл.

Материал – пословицы:

- Делу время, а потехе час.

- Медведь на ухо наступил.

- И днём с огнём не разыщешь.

- Купить кота в мешке.

- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- Бездонную бочку водой не наполнишь.

- Шила в мешке не утаишь.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) – правильное, самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при объяснении значений, неточности пои объяснении значений, употребление неточных значений при подборе антонимов и синонимов.

Уровень ниже среднего (2 балла) – неверное объяснение, большое количество ошибок при объяснении значений и при подборе антонимов и синонимов.

Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа.


Похожие:

Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Инструкция по подготовке статей на конференцию пумсс
Ключевые слова: структура статьи, текст, стиль, примеры форматирования, шаблон-заготовка, файл
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Инструкция по подготовке статей на конференцию пумсс
Ключевые слова: структура статьи, текст, стиль, примеры форматирования, шаблон-заготовка, файл
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Тема: Состав слова
Цели деятельности учителя: учить подбирать родственные слова по обратному словарю и разбирать их по составу; формировать умение выполнять...
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Содержание программы 1 класс Обучение грамоте 64 ч. Слово и предложение (2 ч)
Выделение предложений из речевого потока. Слова как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различие слова и предложения....
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Курс лекций по предмету «Психолингвистика» 2004-2005 г г
А. А. Леонтьев – звуковая структура слова похожа на медаль, так как имеет две стороны. С одной стороны она предполагает фонематический...
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Реферат Ключевые слова
Ключевые слова: стратегия, устойчивое развитие, возможности, факторы, условия, регион
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon 2. Структура информационного канала. Информационно-логическая структура доказывания 3
Процессуально-познавательные функции общей информационной модели механизма расследуемого события
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Тест для учащихся начальной школы “Подбери слова”
Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению...
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Ooo "св-робот" Компьютерные курсы рабочая программа
Переменные, операции, выражения в php. Типы переменных. Изменение типа переменной. Динамические переменные. Константы. Комментарии....
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Краткие рекомендации для педагога Файл «Рекомендации» фио автора...
Догадайтесь какие слова принесла оса, отгадайте загадки ребусы, составь слова из слогов
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Эрудит-Марафон Учащихся «эму 2010/2011» Конкурс Специалистов литературное чтение
Однажды Казуар взял в библиотеке Большой Увлекательный Сборник по литературе. В нём он нашёл испорченное стихотворение. Некоторые...
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Структура учреждения и структура управления Директор учреждения
Учреждения, представляет его во всех учреждениях, предприятиях и иных организациях
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Артикуляционная гимнастика для малышей
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести...
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Методическая разработка к лекционным
Термин информатика (от французского informatique) образована путем слияния начало слова information (информация) и конца слова automatique...
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon «Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у...
Коррекция слоговой структуры слова одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения...
Звукопроизношение и звукослоговая структура слова icon Автор исследования-центона «За чертой двадцать первого…» Алексей...
«Слова о полку Игореве», затрагивая исторические, литературные и иные реалии Автора «Слова», «Бояна», «Ярославны», «Всеслава», «Соколича»...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск