Исследование состояния психических функций


Скачать 183.97 Kb.
Название Исследование состояния психических функций
Тип Исследование
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Исследование
Диагностическая карта (дети 5-6 лет)

Диагностическая методика составлена Т.Н. Волковской на основе модификации диагностического комплекса О.Н. Усановой и нейропсихологической методики И.М. Марковской.

Дата обследования начало _____________________ конец __________________

Ф.И.О.__________________________________________________________________________________

Дата рождения ___________________Домашний адрес_________________________________________

Сведения о родителях:

Ф.И.О. матери___________________________________________________________________________ Место работы, должность__________________________________________________________________

Ф.И.О. отца______________________________________________________________________________ Место работы, должность__________________________________________________________________



Исследование состояния психических функций.

Исследование зрительного гнозиса.

Цветной и предметныйгнозис.



Задание


Оценка в баллах

н. г.

к. г.

1.

Подбор по образцу и название цветов








1.1

Инструкция: "Покажи все красные, зеленые, синие, желтые фигуры."При затруднении в выполнении задания дается другая инструкция: Покажи все фигуры вот такого цвета(указывается фигура одного из цветов)









Подбор по образцу геометрических фигур








1.2

Инструкция:"Покажи все квадраты (треугольники, круги)". При затруднениив выполнении задания "Покажи только такие фигуры (указывается квадрат, круг и т.д.)









Узнавание контурных изображений








1.3

Инструкция: "Назови, чтоздесь нарисовано".









Узнавание перечеркнутых изображений








1.4

Инструкция: " Назови, что здесь нарисовано".







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов - все ответы правильные.

4 балла - правильно узнает и называет предметы, но при рассмотрении перечеркнутых изображений сам прибегает к вспомогательным приемам: обводит контуры пальцем, комментирует предложения словами.

3 балла - самостоятельно справляется только с более легкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приемам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности делает ошибки.

2 балла - и после организующей помощи экспериментатора задания выполняются с ошибками.

1 балл - не справляется ни с какими заданиями.

2.

Исследование слухового гнозиса








2.1

Различение ритмических последовательностей. Ритмы задаются по следующей схеме: 11, 111, 11,…, 11. Инструкция : " Послушай и скажи, сколько раз я стучу. Сколько сильных ударов, сколько слабых ?"







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов - все задания выполняются правильно и самостоятельно.

4 балла - правильные ответы только при замедленном предъявлении задания.

3 балла - правильные ответы удаются только после специальной помощи: ребенку предлагается воспроизвести (простучать, пропеть) заданный ритм

2 балла - правильные ответы единичны, несмотря на помощь экспериментатора.

1 балл - все ответы неправильные

3.

Исследование пространственного восприятия.







3.1

Ориентировка в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего. Инструкция: " Покажи твою левую (правую) руку. Покажи мою левую (правую) руку и т.п.."







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов - задание выполняется правильно.

4 балла - задание выполняется правильно, но замедленно.

3 балла – ребенок ориентируется в сторонах собственного тела, но затрудняется в ориентировке в сторонах тела напротив сидящего.

2 балла - правильные ответы единичны, несмотря на помощь экспериментатора.

1 балл - все ответы неправильные

3.2

Дифференцировка пространственных понятий.

Инструкция: " Показать, что в центре рисунка." Что справа от квадрата: Что слева от квадрата? Что под маленьким треугольником? Что под большим треугольником? Что между маленьким кружком и большим квадратом? Какие

фигуры вверху рисунка?







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов - задания выполняются правильно.

4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются

самостоятельно.

3 балла-задания выполняются с минимальной помощью взрослого.

2 балла -для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.

1 балл-задания не выполняются

4.

Исследование временного восприятия








4.1

Назови части суток.

Какое сейчас время суток? Почему?







4.2

Перечисли времена года.

Охарактеризовать текущее время года







4.3

Перечислить дни недели.

Какой день недели сегодня?

Какой был вчера? Какой будет завтра?







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятельно.

4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно.

3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого.

2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.

1балл - задания не выполняются

5

Конструктивный праксис








5.1

Сложить разрезные картинки разной конфигурации разреза.

из 2 – х фрагментов,

из 3 – х фрагментов,

из 4 – х фрагментов.







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятельно.

4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно.

3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого.

2 балла - задания выполняются после демонстрации образца.

1 балл - задания не выполняются

5.2

Нарисовать без образца

Домик Ромашка Елочка







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов - правильное изображение предметов.

4 балла - отсутствие какой-либо незначительной детали рисунка.

3 балла - отсутствие какой-либо существенной детали рисунка.

2 балла - неправильное расположение деталей в пространстве рисунка.

1 балл - отсутствие четкого изображения предмета

5.3

Нарисовать человека

Инструкция: " Здесь (показывают ребенку), нарисуй человека, так как сможешь. Больше никаких пояснений, помощи или привлечения, внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается.







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов - нарисованная фигура должна иметь голову и все части лица, ,туловище, конечности, детали одежды. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой). Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги отогнуты.

4 балла - отсутствие незначительных деталей рисунка.

3балла-фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней.

2балла - примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

1балл-отсутствует четкое изображение туловища или обеих пар конечностей ("головоног"). Каракули.

6.

Исследование движений и действий







6.1

Анализ элементарных компонентов движений, их силы, точности, быстроты и координированности. Выполнение простых инструкций. " Сожми мою руку ". "Пройдись по комнате". " Попрыгай на одной ноге". Определение ведущей руки: правая, левая (нужное подчеркнуть).







6.2

Выявление синкенизий ( пробы ЗАЗЗО). Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом, затем поочередно прикасаемся к каждому пальцу ребенка кроме 4 –го, говоря: " Подними только этот палец".

На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двухсторонние (на обеих руках).







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов - задания выполняются без синкинезии.

4 балла - односторонние синкинезии в части заданий.

3 балла - односторонние синкинезии при выполнении каждого задания.

2 балла - перекрестные синкинезии.

1 балл - двухсторонние синкинезии.

6.3

Оптико – кинестетическая организация движения. Пробы на праксисы, позы:

Сложение по подражанию : 1-2 пальцев в кольцо.

Вытягивание 2 – 3 пальцев " Сделай зайчика".

Вытягивание 2 – 5 пальцев " Сделай козу рогатую".







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов - все задания выполняются правильно без помощи взрослого.

4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе.

3 балла - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии.

2 балла - выполнить задание удается только с помощью другой руки. Сгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии.

1 балл - задания не выполняются

6.4

Зрительно – пространственная организация движений (проба Хэда).

Предварительно выявляется, усвоено ли ребенком понятие " Левая" "Правая" рука. Затем садимся напротив ребенка и предлагаем воспроизвести положение своей руки. Инструкция: " Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку." При отсутствии понятий "левой" и "правой" руки инструкция другая: "Когда я подниму ту руку, которой пишу, ты тоже поднимешь свою руку, которой ты пишешь (рисуешь), а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь свою другую руку".

При эхопраксиях для исключения влияния зрительных образов, то же задание предлагается выполнить по словесной инструкции. "Подними правую руку! Возьми правой рукой левое ухо!"







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов - все задания выполняются правильно (в предложенном темпе).

4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе.

3балла - правильно выполняются 5-7 заданий, после чего возникают эхопраксии (явления истощения), ошибки замечаются и исправляются самостоятельно.

2балла- эхопраксии возникают при выполнении первого задания и удерживаются при выполнении последующих: ошибки замечаются самостоятельно.

1 балл -стойкие эхопраксии, ошибки самостоятельно не замечаются.

7.

Исследование памяти







7.1

Заучивание 10 слов при 4-х кратном предъявлении

Дом, кот, лес, зерно, игра, мост, хлеб, окно, брат, мед.







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов–непосредственное воспроизведение 10 слов, отсроченное воспроизведение - не менее 8 слов..

4 балла–в результате заучивания ребенок воспроизводит не менее 8 слов, при этом по мре повторения, число воспроизводимых слов постепенно увеличивается; отсроченное воспроизведение не менее 6 слов.

3балла–в процессе заучивания воспроизводится не более 6-7 слов, отмечается неравномерность в процессе воспроизведения, единичны включения близких по смыслу слов; отсроченное воспроизведение не менее не более 5 слов.

2балла-непосредственное воспроизведение не менее 5 слов; отсроченное воспроизведение 2-3 слова.

1 балл -непосредственное воспроизведение менее 5 слов; отсроченное воспроизведение – единичные слова.

8.

Исследование экспрессивной речи








8.1

Называние предметов и действий.

Ребенку предлагается назвать изображение на картинках предметы и действия в условиях предъявления картинок по одной.

Существительные

1. 2. 3.

Мама лук черепаха дом корова бутылка

мяч автобус милиционер пальто волк халат

кубики кастрюля игла

Глаголы

Идет читает ест лежит строит пьет

бежит пишет подметает смеются вырезает завязывает

плывет раскрашивает копает







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов–адекватно передается значение слова, при этом постоянные звуковые замены или искажения произношения не учитываются.

4 балла–при близких вербальных заменах (например, вместо "кубики-строитель", "лежит-отдыхает", "раскрашивает-рисует").

3балла–при ответах словосочетаниями, содержащими искомое слово (после повторного предъявления инструкции), в т.ч. при употреблении сочетания глагола "делает" с искомым глаголом "мальчик делает читает".

2балла-при ответе после контекстной подсказки (например: "девочка нарисовала дом, а теперь его раскрашивает").

1 балл - при отказе, а также грубых вербальных заменах, в т.ч. при заменах названий предметов их функцией (вместо "кровать - спать" и наоборот, вместо "капать-лопата").

8.2

Составление фраз ( исследование возможности и комбинирования слов во фразы и качества грамматического структурирования.

Ребенку предлагается описать предложенную картинку "Что здесь нарисовано?"







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов–при составлении ребенком грамматически правильных предложений, отражающих содержание смысла предлагаемой картинки.

4 балла– при ответе словосочетанием с пропуском субъекта и объекта действия. (Например: "чистит зубы" вместо "мальчик чистит зубы", "майчик езет" вместо "мальчик лезет через забор"), если не может исправить ошибку после повторного предъявления инструкции.

3балла– при пропуске предлогов и нарушении предложенных отношений (например, "зайка дейво", вместо "зайка под деревом").

2балла-при допустимом, но нетрадиционном порядке слов в предложении (например, "идитькися туе" вместо "кошка сидит на стуле", а также при употреблении двух простых предложений вместо одного сложного (например, "мама моет, деитькатаека" вместо "мама моет посуду, а девочка вытирает тарелки")).

1 балл - когда дети не могут составить предложение (молчат), а также при перечислении объектов и субъектов действия.

8.3

Составление рассказа по сюжетной картинке. (Исследование уровня развития и качества связной речи) Рассказать что изображено на сюжетной картинке.







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов–высказывание носит развернутый характер, словарный запас соответствует возрасту ребенка.

4 балла– развернутое высказывание характеризуется ограниченностью словарного запаса, наблюдаются единичные случаи аграмматизма.

3балла– кроме бедности словарного запаса и аграмматизмов встречаются нестойкие звуковые замены, амнезия слов.

2балла-признаки, характерные для балла "3", сочетаются со стойкими звуковыми заменами, амнезией слов с вербальными
(смысловыми) заменами.

1 балл - пересказ самостоятельно не удается, необходима помощь в виде наводящих вопросов. Кроме всех признаков, характеризующих балл "2" , наблюдаются эхолалии и персеверации.

8.4

Исследование произношения всех групп звуков изолированно в словах.

С, Э, Ц, Ш, Х, Ч, Щ, К, Г, П, Б, М, Т, Д, Н, В, Ф; параллельно исследуется произношения мягких звуков.







5 баллов - безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.

4 балла – 1-2 зв. правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы).

3 балла - нарушено произношение трех-пяти звуков.

2 балла - в любой позиции искажаются или заменяются шесть-девять звуков.

1 балл - искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от десяти звуков.



Исследование фонематического слуха








8.5а.

Пробы на повторение парных, а также серии трех звуков и простых слогов: а-о-у; б-р-к; п-б-п; д-т-д би-ба-бо;







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов–все задания выполняются правильно.

4 балла– отмечаются лишь единичные ошибки.

3балла– большинство заданий выполняются с ошибками.

2балла-доступно лишь различение изолированных фонем.

1 балл -испытывает затруднения при различении даже изолированных фонем.



Познание звука в слове








8.5б.

Распределить предъявленные картинки ( 6 картинок на группы в соответствии с заданным звуком)

Инструкция: Разложить в одну сторону картинки со звуком "Ш", а другую на звук "С".







8.5в.

Опознание позиций звука в слове. Услышать и сказать, где находится звук ( 6слов) в начале ; в середине; в конце.







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов– все задания выполняются правильно.

4 балла– ошибок нет, но в ответах замечается замедленность, неуверенность.

3балла– ошибки в 1-2 словах.

2балла-ошибки в 3-4 словах.

1 балл -ошибки в 5-6 словах.

Исследование импрессивной речи

8.6

Понимание значений слов обозначающих предметы и действия.

Перед ребенком последовательно выкладываются 10 картинок, которые предлагаются рассмотреть, а затем показать названную картинку.

существительные глаголы

яблоко ест

собака играет

ведро чистит

шарф поливает

мишка читает

мышка считает

трава пашет

дрова копает

варежки моет

перчатки стирает







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов– все задания выполняются правильно.

4 балла– в ответах детей замедленность, неуверенность.

3балла– наблюдаются смысловые замены (варежки-перчатки, моет-стирает).

2балла-кроме смысловых замен, наблюдаются замены близких в фонетическом оформлении слов (мишка-мышка, катает-качает).

1 балл - затрудняется в выполнении задания.

8.7

Понимание предложений











Исследование различения смысла на основе грамматических значений слова. Перед ребенком выкладываются картинки.. Предлагается показать названную картинку.







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов– все задания выполняются правильно.

4 балла– ошибки в понимании конструкций, которые преодолеваются при самостоятельном проговаривании инструкции.

3балла– понимание трудных конструкций недоступно, даже после повторных проговариваний; остальные задания выполняются правильно.

2балла-трудные задания недоступны; более легкие задания выполняют только после повторных самостоятельных проговариваний.

1 балл - все задания выполняются неправильно, повторное проговаривание и инструкции неэффективны.




Исследование мышления. (Исследование наглядно действенных форм мышления).







9.1

Классификация предметов по одному признаку.

Материал: из 24 картинок с изображением геометрических фигур ( по 6 штук: круг, треугольник, ромб, квадрат, 3- х цветов – красный, желтый, синий. 2-х величин большая, маленькая) Перед ребенком выкладывают два ряда карточек по две фиргуры одного цвета и просят продолжить классификацию. ( должно получиться три ряда фигур различающихся по цвету) . Инструкция : Продолжи раскладывать карточки походящие по цвету.







9.2

Классификация предметов по одному признаку . (формы и величины).

Материал:

  1. Таблица расчерченная на квадраты в вертикальном ряду который обозначены выпуклые неокрашенные геометрические фигуры, а в верхнем постепенно уменьшающиеся по величине круги.

  2. Набор геометрических фигур, каждая из которых представленных 5 последовательно изменяющихся величинами в соответствии с образцами.

Перед ребенком раскладываются первые три карточки и прелагает продолжить работу.







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов– задания выполняются правильно, самостоятельно.

4 балла– задания выполняются правильно с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу выполнения задания.

3балла– задания выполняются после подсказки.

2балла- трудные задания недоступны.

1 балл - все задания выполняются неправильно, повторное проговаривание и инструкции неэффективны.




Исследование вербально - логических форм мышления.







9.3

Сравнение и различие понятий.

Материалы: пара слов.

Инструкция : " Я назову два предмета, а ты скажи чем они похожи и чем отличаются."







9.4

Классификация предметов.

Материал: набор карточек с предметными изображениями ( игрушки, одежда, посуда, мебель, животные, спорт.)

Инструкция : " Разложи эти карточки на столе, что к чему подходит" ( название групп и их количество не указывается).







9.5

Исключение предметов.

Материал : набор карточек с предметами. Один предмет не относиться к данной категории.

Инструкция :" На каждой карточке изображены 4 предмета . Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Найди тот не подходящий предмет, скажи почему он не подходит к остальным, и скажи как можно назвать остальные три предмета.







9.6

Установление последовательности событий.

Материал: Серии сюжетных картинок, от 3- х до 6 – ти, картинок в серии.

Инструкция: На картинках одно и тоже событие . Нужно разобраться с чего все началось, что было дальше, и чем дело закончилось.







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов– все задания выполняются правильно.

4 балла– задание выполняется правильно, но в замедленном темпе.

3балла– задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу выполнения задания.

2балла-для выполнения задания требуется помощь взрослого.

1 балл-задание не выполняется даже после обучающего эксперимента.

10.

Исследование графических навыков.







10.1.

Проведение прямой линии







10.2.

Проведение слева направо







10.3.

Проведение сверху вниз







10.4.

Проведение прямой линии короче данной ( длиннее)







10.5.

Соединение точек







10.6.

Рисование волнистых и ломанных линий.







10.7.

Рисование геометрических фигур







10.8.

Рисование неотрывно(графических) рядов, ( на удержании строчки) " заборчик, цепочка."







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

5 баллов–графические навыки сформированы соответственно возрасту.

4 балла– задание выполняется медленно, неуверенно.

3балла– задание выполняется медленно, неуверенно с отрывом карандаша от бумаги.

2балла-нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии.

1 балл-задание не выполняется.




ГРАФИК СТРУКТУРЫ ДЕФЕКТА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.







Похожие:

Исследование состояния психических функций icon 4. Исследование воздействия лекарств на патоморфоз психических заболеваний
Психиатрия (греч psyhe – душа, iatrea – лечение) – клиническая дисциплина, занимающаяся изучением распространенности, этиологии,...
Исследование состояния психических функций icon Исследовательская работа исследование явления выделения тепла при...
Введение стр
Исследование состояния психических функций icon Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний...
П 78 член-корр. Рао, д псх н., проф. В. И. Панов, д псх н., проф. А. Б. Леонова
Исследование состояния психических функций icon Исследование технического состояния топливных форсунок по диагностическим...
Целью настоящей статьи является рассмотрение технического состояния топливных форсунок по диагностическим параметрам двигателя Deutz...
Исследование состояния психических функций icon Рекомендации по подготовке пациентов к лабораторным исследованиям
Лечащий врач Вам назначил биохимическое исследование крови с целью объективной оценки Вашего состояния, уточнения диагноза
Исследование состояния психических функций icon Терминальные состояния. Терминальное состояние – это последние, граничащая...
Механизм развития терминального состояния универсален – гипоксия (гипоксическая, циркуляторная, гемическая, тканевая, смешанная)....
Исследование состояния психических функций icon Роль биологически активных добавок в системе подготовки спортсменов....
В настоящее время достижение высоких спортивных результатов невозможно без очень больших физических и нервно-психических нагрузок,...
Исследование состояния психических функций icon «Исследование общей удовлетворенности граждан качеством деятельности...

Исследование состояния психических функций icon Исследование функционального состояния внс
Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы у работников железнодорожного транспорта (эпидемиология, клиника, терапия)...
Исследование состояния психических функций icon Исследование №2 30 Исследование №3 31 Исследование №4. Создание сайта...
Поэтому школьнику необходимо не только усвоить основные понятия и положения теории экономики, но и научится применять полученные...
Исследование состояния психических функций icon 1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции...
Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции
Исследование состояния психических функций icon Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ...
Лабораторная работа 4, 5 Исследование регистров, счетчиков и дешифраторов Лабораторная работа 6, 7 Исследование генератора псевдослучайной...
Исследование состояния психических функций icon Содержание
Исследование волокон и волокнистых материалов /^Исследование металлов, сплавов, металлических изделий
Исследование состояния психических функций icon Должностная инструкция ведущего специалиста отдела записи актов гражданского...
Должность ведущего специалиста отдела записи актов гражданского состояния (далее ведущий специалист) в Перечне должностей муниципальной...
Исследование состояния психических функций icon Рентгенологическое отделение
Исследование пищевода и желудка: последний прием пищи не позднее 20 ч до начала исследования. На исследование приходить натощак
Исследование состояния психических функций icon Т. Н. Тихомирова Развитие способностей в социальной среде: предсказания...
Работа представляет собой многоплановое исследование механизмов влияния социальной среды на формирование различных функций когнитивных...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск