Скачать 9.13 Mb.
|
А. С. Макаренко. Публичные выступления (1936-1939 гг.). Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2012 Стр.2 УДК 37(091); 37 (092) ББК 74.03 (2) М15 Печатается по решению редакционно-издательского совета Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина от 31. 05. 2012 г., протокол № 3 Составитель, автор комментариев: Гётц Хиллиг М 15 А. С. Макаренко. Публичные выступления (1936-1939 гг.). Аутентичное издание. Составитель, автор комментариев: Гётц Хиллиг. Серия: Научные публикации в Елецком и Марбургском университетах. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. - 501 с. ISBN 978-5-94809-578-3 В настоящем издании представлены стенограммы всех известных на сегодняшний день публичных выступлений педагога-писателя А.С. Макаренко (1888-1939) в период с 1936 по 1939 г. Речь идет о 22 документах, которые впервые печатаются в аутентичном виде. В результате анализа советских собраний макаренковских сочинений, проведенного лабораторией «Макаренко-реферат» Марбургского университета (ФРГ), было установлено, что официозные издания АПН РСФСР / СССР в семи и восьми томах (с 1950 по 1986 г.) не соответствуют источниковедческим нормам и требованиям текстологии. В значительной мере это касается публикуемых стенограмм, раскрывающих основные принципы педагогической системы А.С. Макаренко. УДК 37(091); 37 (092) ББК 74.03(2) ISBN 978-5-94809-578-3 © Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2012 --- Стр.3 СОДЕРЖАНИЕ От издателя .................................... 5 От составителя . . ........................... 8 Перечень знаков сокращения ...... 11 1 . Выступление в Высшем коммунистическом институте просвещения в Москве ([начало августа 1936 г.]) ............. 13 2. Встреча с читателями Московского завода «Шарикоподшипник» им. Л.М. Кагановича (25.10.1936 г.) ............................................................. 18 3. Диспут в Московском областном педагогическом институте (27.10.1936г.) .....................................53 4. Беседа с родителями - работниками Московского завода «Шарикоподшипник» им. Л.М. Кагановича по вопросу о воспитании детей в семье (28.10.1936г.) ......................... 62 5. Лекция «Художественная литература о воспитании безнадзорных детей», прочитанная в политехническом музее в Москве (21.04 1937 г.) ............. 90 6. Лекция в Московском доме учителя (22.05.1937 г.) ......... 120 7. Цикл лекций «Проблемы школьного советского воспитания», прочитанных в Наркомпросе РСФСР. Лекция первая: «Методы воспитания» (10.01.1938г.) ....................... 127 8. Цикл лекций «Проблемы школьного советского воспитания», прочитанных в Наркомпросе РСФСР. Лекция вторая: «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» (14.01.1938 г.) .................................................... 146 9. Цикл лекций «Проблемы школьного советского воспитания», прочитанных в Наркомпросе РСФСР. Лекция третья: «Педагогика индивидуального действия» (16.01.1938 г.) ....................................... . ............................ 170 10. Цикл лекций «Проблемы школьного советского воспитания», прочитанных в Наркомпросе РСФСР. Лекция четвертая: «Трудовое воспитание, отношения, стиль, тон в коллективе» (20.01.1938 г.) ............................. 192 --- Стр.4 11. Обсуждение «Книги для родителей» на Московском станкостроительном заводе им. С. Орджоникидзе (09.05.1938 г.)....................................219 12. Беседа с начинающими писателями на тему «Как создается художественное произведение» (11.07.1938 г.)......................................................245 13. Лекция о воспитании детей, прочитанная в редакции журнала «Общественница» (22.07.1938 г.).....................................................,.......257 14. Доклад «Основы политического воспитания в советской школе» в Московском педагогическом училище ([лето 1938 г.]).........................280 15. Встреча с учителями начальных и средних школ Ленинграда и Ленинградской области в областном доме учителя (16.10.1938 г.).................292 16. Обсуждение повести «Флаги на башнях» в Ленинградском дворце культуры им. С. М.Кирова (18.10.1938 г.)..............................................325 17. Доклад на совещании в Научно-практическом институте спецшкол и детдомов Наркомпроса РСФСР (20.10.1938 г.)......................................333 18. Встреча с учителями Фрунзенского района г. Москвы (08.02.1939г.)......................................377 19. Речь на юбилее школы № 1 Ярославской железной дороги в Москве (18.02.1939г.).....................................415 20. Публичная лекция в Московском гос. университете на тему «О коммунистическом воспитании и поведении» (01.03.1939 г.)....................418 21. Доклад в Харьковском гос. педагогическом институте (09.03.1939г.)......................................................451 22. Выступление «Из опыта работы» на совещании учителей Ярославской железной дороги в Москве (29.03.1939 г.)..............................................482 Указатель имен... ....497 ОТ ИЗДАТЕЛЯ --- Стр.5 ОТ ИЗДАТЕЛЯ Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина уже несколько лет сотрудничает с руководителем лаборатории по изучению А.С. Макаренко при Марбургском университете («Макаренко-реферат») доктором философских наук, приват-доцентом Гётцом Хиллигом. О нем можно без преувеличения сказать, что его жизнь была посвящена изучению педагогического и писательского наследия выдающегося советского педагога, получившего признание не только в нашей стране, но и за рубежом. А.С. Макаренко был очень яркой, неординарной личностью, чьи высказывания и суждения далеко не всегда укладывались в рамки идеологических стереотипов и политических установок. В 1920-е годы педагогическая система А.С. Макаренко буквально в штыки принималась руководством Наркомпроса в лице Н.К. Крупской и других. Не принимался во внимание явно успешный опыт воспитания несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, разительно отличавшийся по результативности от большинства детских исправительных учреждений и детских домов того времени. В середине 1930-х годов А.С. Макаренко вынужден был оставить свое педагогическое поприще и есть косвенные данные, что он мог быть арестован и репрессирован из-за некоторых своих высказываний, которые его недруги трактовали как враждебные. Однако все обернулось тем, что Антон Семенович перебирается на жительство в Москву в качестве писателя и получает некоторые атрибуты признания властями предержащими — квартиру в престижном писательском доме, возможность публиковаться и получать солидные гонорары и т.д. Тем не менее доверия, судя по всему, к нему никогда не было. За внешним благополучием московского писателя крылись напряженная внутренняя борьба, поиски себя и в последние годы неустроенность в отношении с близкими людьми. Внезапная кончина педагога и писателя кажутся, как это не прозвучит кощунственно, выходом из безысходности и решением всех проблем. В течение буквально нескольких лет после кончины А.С. Макаренко не только получает, наконец, признание властей, но и становится классиком официальной советской педагогики и ее «лицом». Если раньше педагог Макаренко (да и писатель Макаренко) нередко становился объектом разгромной критики, то после педагогической канонизации его стали превозносить и порой безо всякой меры. В конце 1980-х годов он вновь под огнем критики, которая, как кажется, не знает иных цветов, как черный и белый. И безусловное приятие А.С. Макаренко, и его полное отвержение свидетельствуют лишь о масштабе его таланта и неординарности всего им созданного. --- Стр.6 В личности Макаренко как человека и педагога, в его педагогической системе была подлинность, которая привлекала учителей, радеющих за свое дело, ученых, которым претила схоластика и выхолощенность «бездетной педагогики». К его деятельности и педагогическим взглядам присматривались и за рубежом педагоги отнюдь не только левых убеждений. Это вызывало, с одной стороны, чувство гордости, а с другой, враждебное отношение к «буржуазным педагогам», высказывавшим критические замечания не столько в адрес Макаренко, сколько в адрес тоталитарной системы. Вместо конструктивной дискуссии им приклеивали хлесткие идеологические ярлыки, самый безобидный из которых — фальсификаторы «нашего Макаренко». На деле же самыми отъявленными фальсификаторами А.С. Макаренко, как это убедительно доказали немецкий макаренковед Гётц Хиллиг и его коллеги, именно те, кто, подыгрывая властям, творили из Макаренко классика педагогики по советским идеологическим лекалам. Вероятно, наибольший урон нанесла в этом смысле жена А.С. Макаренко Галина Стахиевна, «исправляя» тексты его работ в соответствии с партийной линией и своими личными пристрастиями. Из текстов исчезали значительные фрагменты, другие переписывалась, а то и создавалась «заново». Да и «ученые» приложили к этому руку, делая из Макаренко самого советского педагога. Однако в годы перестройки А.С. Макаренко начали клеймить и те, кто его превозносил и славословил. К сожалению и к стыду нашему, мы так и не удосужились посмотреть, за что мы ругаем Макаренко: возможно его «сталинизм» в значительной степени на совести тех, кто его переписывал и благословлял фальсификацию. А теперь о «десталинизации» А.С. Макаренко. Десталинизировать Макаренко вовсе не означает убрать из его текстов пассажи, которые свидетельствуют о лояльности власти, и тем более писать за него слова, делающие его борцом со сталинизмом. Он, действительно, советский педагог, хотя некоторые его педагогические воззрения нередко совсем не вписывались в советскую официальную педагогику. Мог он идти и против течения в самое опасное время: как известно, он негативно отнесся к выведению трудового обучения из школьного учебного плана. А.С. Макаренко не нуждается, особенно в наше время, в каких либо подпорках и приукрашивании: нужно начать, как это показал Гётц Хиллиг, с очищения Макаренко от фальсификаций. И его тексты, изданные в советское время с большими искажениями, вовсе не стоит изымать из библиотек и уничтожать: они по-своему также важны как документы и свидетельства прошедшей эпохи. Г. Хиллиг провел колоссальную работу по восстановлению аутентичных текстов публичных выступлений А.С. Макаренко в период с 1936 по 1939 год. В оригинале представленные тексты, т.е. без фальсифицирующих правок, публикуются впервые за 70 лет после выхода в свет первого советского (не аутентичного) издания публичных выступлений педагога и писателя. Кроме того, уходит в прошлое конфронтация по поводу «нашего Макаренко» и --- Стр.7 ученые не только нашей страны имеют право говорить о Макаренко «наш», поскольку он уже давно, как сказал немецкий ученый-педагог Л. Фрезе, некогда наставник Г. Хиллига в науке, стал достоянием и мировой науки. У науки, включая и педагогическую, нет «нашей» и «ненашей»: она может быть только настоящей и ненастоящей - псевдонаукой, обслуживающий не истину, а чьи-то партийные интересы. В этой связи весьма показательно в последние два десятилетия сотрудничество ученых из разных стран в рамках Международной макаренковской ассоциации. Убежден, что сотрудничество университетов - Елецкого и Марбургского - даст импульс не только изучению А.С. Макаренко, но и других имен из мира педагогики и других наук. Ректор Елецкого университета им. И.А. Бунина - заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Валерий Кузовлев. Елец, июнь 2011 года. --- Стр.8 ОТ СОСТАВИТЕЛЯ В настоящем издании представлены стенограммы всех известных на сегодняшний день публичных выступлений классика мировой педагогики Антона Семеновича Макаренко (1888-1939) в период с 1936 по 1939 г. Речь идет о 22 документах, которые впервые печатаются в аутентичном виде. Это также относится к включенным в стенографические отчеты, но опущенным в советских изданиях выступлениям участников прений по макаренковским докладам. Бросается в глаза, что все представленные здесь выступления Макаренко, которые приходятся на киевский (№№ 1-4) и московский периоды (№№ 5-22) его жизни, состоялись уже после кончины в июне 1936 г. его «шефа, друга и учителя Максима Горького» (так гласит посвящение автора в изданиях «Педагогической поэмы»). Это, по всей вероятности, произошло не случайно. Смерть Горького стала для Макаренко не только тяжелой утратой, но и избавила его от контроля могущественного покровителя и строгого цензора. Так, из 137 известных на данный момент прижизненных публикаций педагога-писателя 105 появились именно после кончины Горького, т.е. менее чем за три года. Долгая профессиональная обособленность Макаренко вдруг сменилась общественно-идеологической активностью, которая была вызвана не только тем, что его популярность утвердилась лишь с выходом «Поэмы» в середине 1930-х годов, но и новым статусом после смерти Горького. Необходимость вновь издать тексты А.С. Макаренко появилась в результате тщательного анализа семитомного собрания его трудов, изданных в Москве. Ввиду того, что советская официальная педагогика не планировала представить полное издание сочинений педагога-писателя, лаборатория «Макаренко-реферат» Марбургского университета (ФРГ) с начала 1970-х годов приступила к подготовке собственного собрания его трудов. Из рассчитанного на 20 томов двуязычного Марбургского издания до начала публикации нового, восьмитомного, московского собрания трудов А.С. Макаренко, Марбург выпустил в свет восемь томов. В процессе анализа советских собраний макаренковских сочинений выяснилось, что официозные издания АПН РСФСР (СССР) в семи и восьми томах (с 1950 по 1986 г.) не соответствуют источниковедческим нормам и требованиям текстологии. Так, «марбуржцы» обнаружили многочисленные редакторские вторжения в смысл и стилистику авторских текстов, их изменение, сокращение и даже произвольные вставки. В значительной мере это касается особенно важных в педагогическом отношении стенограмм --- Стр.9 выступлений А.С. Макаренко: подлинник частично искажается в угоду конъюнктурной политической идеологии. В рамках подготовки Марбургского издания «Собрания сочинений» Макаренко составитель настоящего сборника изучил все стенограммы выступлений педагога-писателя, которые хранятся в московских госархивах. В результате интенсивной обработки стенограмм вдовой автора Галиной Стахиевной Салько-Макаренко и ее помощниками в архивах сохранилось от двух до пяти вариантов почти каждого из этих документов. Обращает на себя внимание такая, казалось бы, мелочь. Из текстов стенограмм московскими правщиками удалялись почти все ремарки «Смех», указывающие на непринужденное настроение в зале во время выступлений педагога-писателя, — в общей сложности около 200 мест. Вероятно, предполагалось, что такая реакция публики не подходит к образу «выдающегося советского педагога», каковым Макаренко считался с начала 1940-х годов в течение более 30 лет. Это относится и к начальным фразам некоторых выступлений педагога-писателя, где он «кокетничает» перед учителями, например (в документе № 22) следующим образом: «Товарищи! Я очень слабый докладчик и докладов делать не умею. Никак не укладывается в моей голове, что я могу сделать доклад, тем более, что вы сами с усами и поучать вас я не имею права». Подобные «откровения» Макаренко в СССР и его государствах-преемниках никогда не публиковались. Об объеме редакционной обработки стенограмм в различных советских изданиях трудов педагога-писателя содержатся далеко недостаточно корректные данные, которые скорее маскируют истину. Так, в комментарии к семитомнику его «Сочинений» (М., 1950-52; 2-е изд. 1957-58) говорится, что выступление от 1 марта 1939 г. на тему «Коммунистическое воспитание и поведение» (в настоящем издании документ № 20) печатается «с незначительными сокращениями». Однако проверка показала, что из 75 страниц машинописной версии стенограммы выпало в общей сложности 25, а на оставшихся 50 страницах обнаружено около 300 изменений, касающихся стилистики и содержания. Не считая восстановления нескольких наиболее обширных сокращений, почти все эти редакторские вмешательства остались и в восьмитомнике «Педагогических сочинений» А.С. Макаренко (М., 1983-86). То же можно сказать и о публикации выступления Макаренко от 8 февраля 1939 г. на тему «Воспитание в семье и школе» (документ № 18): из 75 страниц сокращению подверглись также 25, а на остальных было внесено около 200 изменений, в большинстве значительных. И, тем не менее, в комментариях к этой публикации в семитомнике мимоходом отмечается, что речь идет о «необходимых стилистических поправках (незначительных)». --- Стр.10 Уже эти два примера фальсификации текстов оригинала достаточно убедительно обосновывают необходимость издать, наконец, подлинник стенограмм. Документы в настоящем издании расположены в хронологическом порядке. Тексты воспроизводятся с сохранением стилистических и языковых особенностей, а также специфики написания прописных и строчных букв. Ошибки в написании отдельных слов и идиоматических выражений сохранены, нормативная форма дается в квадратных скобках; но явные опечатки и описки исправлены без оговорок. Своеобразие аббревиатур также сохранено, однако сокращения, не являющиеся сегодня общепонятными, расшифрованы в квадратных скобках. То же относится и к сокращениям имен и фамилий. На пропуски в текстах указывается в примечаниях. В орфографии и пунктуации соблюдаются современные нормы русского правописания. Комментарий к каждому документу содержит подробное описание источника, данные о соответствующем мероприятии (насколько это известно или удалось установить) и сведения о прежних публикациях текста с характеристикой его воспроизведения. При этом составитель не приводит доказательств редакционных изменений, обнаруженных в советских изданиях документа. Исключение составляют отдельные, наиболее значительные по объему и существенные по содержанию вставки, вписанные рукой Г.С. Макаренко и ее соратников; о таких вставках сообщается в примечаниях. Пояснения, необходимые для понимания особенностей текста, также включены в примечания. Комментарии к документам дополнены указателем имен. В проверке и расшифровке источников, а также в работе над комментариями участвовали Валентин Бейлинсон (Франкфурт-на-Майне), Николай Белканов (Елец), Павел Белявцев (Елец), Валерий Брун-Цеховой (Москва), Наталья Высоцкая (Симферополь), Дмитрий Поляков (Елец), Владимир Резков (Витебск), Зиновий Тененбойм (Санкт-Петербург) и Юрий Токарев (Нижний Новгород). За эту помощь составитель выражает им искреннюю благодарность. Особая признательность Олегу Лукьянченко (Ростов-на-Дону) и Андрею Ткаченко (Полтава) за внимательное редактирование окончательного варианта рукописи и подготовку его к печати. Г.Х. --- Стр.11 ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАКОВ СОКРАЩЕНИЯ Абаринов/Хиллиг — Абаринов А., Хиллиг Г. Испытание властью. Киевский период жизни Макаренко (1935-1937 гг.). Марбург, 2000 (ОРШСиЬА МАКАКЕМК1АМА, №.22). ВД - Макаренко А.С. Воспитание детей в семьей школе. М., 1941. Вт.р. - Второе рождение. Трудовая коммуна им. Ф.Э. Дзержинского, Харьков. Харьков, 1932. ДАХО - Державний архiв Харкiвськоi облаетi. ИМЛИ - Институт мировой литературы РАН, Рукописный отдел. ИПП - Макаренко А.С. Избранные педагогические произведения. Статьи, лекции, выступления. Под общ. ред. Е.Н. Медынского и И.Ф. Свадковского. Составил И.Ф. Козлов. М., 1946. ИПС 1-4. - Макаренко А.С, Избранные педагогические сочинения. В 4-х книгах. Под ред. И.А. Каирова и Г.С. Макаренко. М., 1949. «КдР» - «Книга для родителей». Лис./Уб. - Лисенко П.Г. i Убийвовк I.С. Антон Семенович Макаренко у документах, фотографiях, iлюстрацiях. Киiв, 1969. Лыс. - Лысенко П.Г. Судьбы воспитанников А.С. Макаренко. Документально-биографические очерки. Полтава, 1994. Мор. - Морозова Н.А. А.С. Макаренко. Семинарий. Изд. 2-е, переработ. Л., 1961. Невская - Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко. В 2 ч. / Автор монографии, примечаний, редактор-составитель С.С. Невская. М., 2006. Переписка - Переписка А.С. Макаренко с М. Горьким. Академ, издание. Под ред. Г. Хиллига при участии С.С. Невской. Марбург, 1990 (OPUSCULA MAKARENKIANA, Nr. 11). «ПП» - «Педагогическая поэма». ПС 1 (1983)-8 (1986). — Макаренко А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. Ред. коллегия: М.И. Кондаков (гл. редактор), В.М. Коротов, (С.В. Михалков, В.С. Хелемендик. Составители и авторы комментариев: М.Д. Виноградова, В.Е. Гмурман, Л.Ю. Гордин, А.А, Фролов. М., 1983-86, ПС (1948) - Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Неопубликованные произведения, статьи и стенограммы выступлений. Под ред. Е.Н. Медынского. (Составил А.Г. Тер-Гевондян). М./Л. 1948. РГАЛИ - Российский госархив литературы и искусства. --- Стр.12 РПЭ 1-2 — Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т. 1. М., 1993; т.2, 1999. С 1 (1950)-7 (1952) - Макаренко А.С. Сочинения. Ред. коллегия: И.А. Каиров (гл. ред.), Г.С. Макаренко, Е.Н. Медынский. Подготовили к печати: В.Е. Гмурман, Г.С. Макаренко и А.Г. Тер-Гевондян. М., 1950-52. С 1 (1957)-7 (1958) - Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Ред. коллегия: И.А. Каиров (гл. ред.), Г.С. Макаренко, Е.Н. Медынский. 2-е изд. М. 1957-58. СЭС - Советская энциклопедическая словарь. Изд. 4-ое. М., 1990. ТиП - Макаренко А.С. Теория и практика коммунистического воспитания. Составитель: А.А. Фролов. Редколлегия: М.В. Фоменко (предс.), В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин. Киев, 1985. «ФнБ» - «Флаги на башнях». 1-5, 7, 9, 13 - Makarenko A., Gesammelte Werke. Marburger Ausgabe. Hrsg. v. L. Froese, G. Hillig; S. Weitz, I. Wiehl. Bde.1-5, 7, 9, 13. Bearbeitet v. G. Hillig; S. Weitz, I. Wiehl. Ravensburg / Stuttgart, 1976-82. [ http://zt1.narod.ru/doc/tt-AS-Makarenko-Marburg-skanir.doc / http://yadi.sk/d/hkKuNjcE4mI_V ] OM – серия "OPUSCULA MAKARENKIANA". Марбург. --- Стр.13 1 ВЫСТУПЛЕНИЕ В ВЫСШЕМ КОММУНИСТИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В МОСКВЕ ([Начало августа 1936 г.]) т. МАКАРЕНКО. Благодарю за внимание, которое вы оказали моей «П[едагогической] П[оэме]», за положительные отзывы. Ваши отзывы помогут мне. Я рассматриваю вас как представителей педагогической теории, всю свою жизнь посвятивших педагогике. Мы с вами стоим на одной позиции советской педагогики, но расположены по-разному. Нападать буду я, вы защищайтесь, но у вас оружия нет, и извинить меня может только то, что я один, а вас много. Вы говорите, что теория есть, а я прошу - дайте ее мне! Нет ни одной книги, по которой можно было бы воспитывать педагогу. Я работаю во всеукраинском масштабе, как руков[одитель] тр[удовых] коллектив[ов]. Под моим руководством работает несколько сот педагогов, и я ни одной строчки не могу рекомендовать им к руководству. Вы говорите, а Маркс, а Ленин? Педагогика прячется за Маркса и Ленина, но ведь они не есть профессора педагогики. Не надо их превращать в педагогическую технику, не пришивайтесь к ним. Они дали задание, а вы ничего не сделали, чтобы его выполнить, ничем не ответили на задание. Высказывания М[аркса] и Л[енина] - это высокая идея человечества, но не наука. Почему несколько лет царила теория Шульгина? Пока ЦК партии не сказал об этой антиленинской теории 1. А ведь высказывания М[аркса] и Л[енина] о воспитании были. Почему медицина знает, как лечить рак? Ведь медицина не ждет, что скажет ЦК партии об излечении рака. А в любом вопросе педагогики нет рецепта, нет ни одного указания, как поступать в том или другом случае. Есть только основные принципы, постановление цели. Вы отдали детей на полное усмотрение практикам. Они воспитывают, а вы только говорите «не так». А как надо, никто не говорит. Теоретики говорят только «не так», а доказать ничего не могут. Нагорная проповедь, а не научная теория; на какую науку вы можете рассчитывать в нашей практике? Теория должна своей технической стороной повернуться к практике. Возьмем теперешнюю школу. Хотя бы советскую образц[овую] школу № 2 им. Ворошилова 2. Там ведь нет коллектива. Ссоры, сплетни, разговоры. Я их спросил: вот вы носите имя Ворошилова, а есть среди нас ворошиловцы, Ворошилова вы видели, был ли он у вас? Оказывается, нет. Почему не захотели, чтобы был Ворошилов? А горьковцы гордились тем, что они горьковцы. С какой стати я буду петь дифирамбы педагогике? Ведь я ничем не вооружен. Кто мне хоть чем-нибудь помог - за те 30 лет, что я работаю? Ко мне приходит молодежь, окончившая советские вузы, а она также не --- Стр.14 вооружена. Они знают и психологию, и физиологию, и педологию 3, и педагогику, и др[угие] науки, а пусти их усмирить ... 4 ребят, и они не знают как поступить. И, в конце концов, в работе опираются на мещанский здравый смысл. Большая бедность в педагогической технике; не знают ничего: как надо говорить с учеником, нет умения сидеть, стоять, как надо пройти по лестнице. Вы скажете, что это пустяк. А докажите, что это пустяк. А у нас, у колонистов [у коммунаров. — Г.Х.], существует правило: «сходя по лестнице, не держись за перила», «не опирайся на стену, опирайся на свой костяк». У дзержинцев много законов, которые и не снились теоретикам. Возьмем вопрос о наказании. Говорили, что не должно быть никаких наказаний, и что же получилось в результате? У нас с самого начала было единственное наказание: домашний арест, под честное слово. Я объезжал Киевскую область, в[о] многих детских домах мне пришлось снять железные решетки на окнах 5. Вот до чего дошли практики. Почему в Болшевской коммуне так хорошо? Потому что там нет ни одного человека, который прочитал бы хоть одну педагогическую книгу. Из педагогической теории можно получить общее развитие, но педагогическая теория не наука и тем более [не] техника. Мое выражение «вековечное шарлатанство» объясняется моим тогдашним состоянием, моими переживаниями, но я и сейчас стою на том, что педагогической теории нет. Если бы мне сейчас предложили кандидатуру Песталоцци, я бы с удовольствием его взял, а Руссо я не пустил [бы] и на порог. Я изучил всего Ленина, хорошо знаю Маркса, и нигде у вас не встречал вот этих слов Ленина: «...8 . Инициатива... 9». НКВД, опираясь только на Маркса, а не на педагогическую теорию, делает людей. А педагогическая теория опыт НКВД игнорирует, а только у нас принцип Маркса о соединении обучения с производственным трудом продолжен до конца. В коммуне им. Дзержинского настоящая десятилетка 10. В той же школе № 2 в Москве спрашивал: «Почему у вас нет цветов?» Отвечают: «Дорого». «А почему нет оранжереи?» Даже на оранжереи труда не хватило в трудовой школе. Возьмем другой вопрос - отношения между мальчиками и девочками, кем они направляются. Вот я был в 25-й образц[овой] школе. Там на каждом шагу можно слышать: «мой папа нарком», «мой папа комкор», «мой папа редактор» 11. Знаете вы, чем это искоренить? Конечно, можно послать комсорга, хорошего комсомольца, он двадцать раз ошибется, но выправит это, но где здесь ваша помощь? Давайте говорить прямо. Если теорий нет, давайте создадим хотя бы методику, даже надо сказать методологию, т[ак] к[ак] ее тоже нет. Я вам и это докажу. Приезжает ко мне в коммуну инспектор, у дверей стоит часов[ой] колонист [коммунар. — Г.Х.], в полной форме, но, конечно, винтовка без патрон[ов]. «Зачем часовой? Это вредно!» Какая методология привела к этому выводу? Почему этот метод не хорош? Здесь логика простого усмирения, а иногда и самодурство. Все принято на веру. Методология - средство, которое бросается и никем не проверяется. --- Стр.15 Пример со стахановским движением в школе. Это полнейшее извращение прекраснейшего начинания в производстве. Вдруг какое-то средство кому-то покажется хорошим. Начинают его применять, никогда не проверяя результаты. Возьмем историю сов[етской] школы. Сначала школа была трудовой, потом стала политехнической, а теперь и политехнизм на ущербе. Вы возражаете. Докажите, что не на ущербе. Если мальчик хулиганит в классе. Удалить нельзя, а почему — неизвестно. Почему нехороша командирская педагогика? Потому что сравнивают жизнь коммунаров [колонистов. - Г.Х.] с казармой, да не Красной Армии, а с царской, а по аналогии идут и до аракчеевских казарм 12. Вот потому и нехороша командирская педагогика. Мне часто говорили: результаты у вас хорошие, а идеология нехороша. Ведь что получается. Скажет Шульгин: это средство хорошее - будут его применять, не скажет — не будут. Нет изобретательности мысли, нет опытной методологии, а только метод утверждения и проповеди. Я сейчас начинаю сомневаться в совместном воспитании, будучи 30 лет за него. Очевидно, к этому вопросу надо подходить разно в различных коллективах, методы проверять не на одном только коллективе. Надо пересмотреть метод создания детского коллектива. Каким методом надо воспитывать энтузиазм, героизм? Проповедь[ю], размахиванием руками? Здесь нужна длительная работа детского коллектива. Дело создания настоящей педагогической техники - наше дело с вами. Есть вековое наследство, которое мы используем. Мысли великих педагогов — только эстетика, а не техника. Вы обязаны создать новую педагогическую технику, не успокаиваясь тем, что дал Песталоцци. Чекиста возьмите за образец, а не Песталоцци 13. (Читает конец 3-й книги «Педагогической поэмы», где высказывается надежда, что лет через десять будет, наконец, создана педагогическая теория и тогда не нужно будет писать «П[едагогическую] п[оэму]». Приглашает всех в коммуну им. Дзержинского). КОММЕНТАРИЙ РГАЛИ, 332-4-188, лл.34-38. Стенограмма (конспект слушателя) заключительного слова Макаренко. Машинописная копия. 5 нумерованных листов, текст на которых расположен с одной стороны. Без заголовка и без даты. Данный материал в архиве ошибочно депонирован как не аннотированное дополнение к стенограмме последнего публичного выступления Макаренко (29.03.1939 г.; док. № 22). Определение характера мероприятия произведено по единственной в СССР публикации текста (см. ниже), а датирование — на основании его содержания и хронологии известных на сегодняшний день пребываний докладчика в 1936 г. в Москве, а также обстоятельств организации такого мероприятия в советской столице. Публ. (под заголовком «Выступление А.С. Макаренко в Высшем коммунистическом институте просвещения»): А.С. Макаренко. Кн.7-я. Львов, 1969, с.142-47. Подготовка текста В.Е. Гмурмана и Г.С. Макаренко (умерла в 1962 г.). Соответствующий комментарий (с.142) гласит: «В мае (!) 1936 г. профессора, преподаватели --- Стр.16 и научные сотрудники ВКИПа пригласили А.С. Макаренко на организованное в институте обсуждение "Педагогической поэмы"». По всей вероятности, педагог-писатель выступил в Центральном институте педагогики (ЦИП), входившем во ВКИП, а именно не в мае, а в начале августа 1936 г., во время его тогдашнего пребывания в Москве (27.07.-04.08; см.: Абаринов/Хиллиг, с.124). Директором ЦИПа в июне того же года стал проф. М.М. Ширак, который в опубликованной в центральной газ. «За коммунистическое просвещение» статье (20.07.1936 г., № 99, с.3) дал положительную оценку педагогических взглядов Макаренко (см. Абаринов/Хиллиг, с. 125-26). В комментарии к Львовской публикации также говорится: «При подготовке текста к печати сделаны отдельные поправки, так как автором стенограмма исправлена не была». В противоречие к этому высказыванию сверка львовской версии с конспектом показала, что его текст был значительно переработан. Редакционная правка, вставленная в архивном варианте карандашом между строками, словосочетания и целые фразы, а также купюры позволяют сделать вывод, что данный экземпляр был рабочим текстом для публикации. В машинописной копии речь Макаренко представлена сплошным текстом почти без абзацев, что указывает на ее характер: чувствуется, что она была очень темпераментной, это подтверждается самим содержанием выступления - атака педагога-практика на представителей педагогической теории. 2 «Почему несколько лет царила теория Шульгина? Пока ЦК партии не сказал об этой антиленинской теории». Шульгин В.Н. (1894-1965), «в 1922-31 директор Ин-та методов шк. работы (в 1931 Ин-т марксистско-ленинской педагогики). Чл. иауч.-пед. секции ГУСа (1921-1931). После 1932 науч. сотрудник ряда музеев. / В 20-х гг. разрабатывал (совм. с М.В. Крупениной) концепцию воспитания нового человека, отвечающего требованиям социалист. строя. Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы жизни общества; рассматривал его во всей совокупности стихийных влияний как процесс социализации личности. Считал необходимым включить в сферу пед. анализа деятельность не только школы и семьи, но и всех гос. и обществ, институтов (партии, советов, производств, коллективов, армии и др.). [...] / Идеи Ш. в пост. ЦК ВКП(б) "О нач. и ср. школе" (1931) были осуждены как "глупая антиленинская идея отмирания школы". После этого он отошел от пед. деятельности» (РПЭ 2, с.596). 2 Макаренко 11.02.1936 г. «на собрании учащихся VII-X классов 2-й образцовой московской школы им. К.Е. Ворошилова» выступил о «ПП» (Мор., с.114). 3 Педология (от греч.; букв. - наука о детях) - течение в психологии и педагогике, возникшее в конце 19 века в США. «Россия не осталась в стороне от движения за изучение ребенка и построение системы воспитания и обучения, основанной на знании закономерностей дет. развития. Рус. [Рос. - Г.Х.] наука развивалась в тесном контакте с зарубежной. Наиб. значимые заруб. исследования по этой проблематике были переведены на рус. яз. [...] / После Окт. революции изучение детства приобрело широкий размах. Стремление обеспечить наилучшие условия для дет. развития поставили П. в 20-х гг. в наиб, благоприятные условия. Развилась сеть педологич. учреждений, была издана обширная лит-pa, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журн. "Педология" (1928-32). [...] / Широчайшее распространение в качестве рабочего инструмента П. приобрел метод тестов. Некритически заимствовались образцы зап. тестов без учета специфики рос. действительности. Результаты тестирования считались достаточным основанием для психол. диагноза и прогноза. Такой подход впоследствии привел к дискредитации метода тестов на долгие годы. [...] /4 июля 1936 ЦК ВКП(б) принял пост. "О педологических извращениях в системе наркомпросов", после к-рого само понятие П. получило одиозный смысл» (РПЭ 2, с.133-34). С разгромом педологии даже ее ценнейшие поисковые накопления фактов уничтожены. 4 В тексте пропуск. «Я объезжал Киевскую область, в[о] многих детских домах мне пришлось снять железные решетки на окнах». Речь идет о деятельности Макаренко в ОТК НКВД УССР в Киеве (см. док. № 2, прим.9). --- Стр.17 6 Болшевская коммуна - организованная в 1924 г. трудкоммуна № 1 ОГПУ (НКВД СССР) им. Ягоды, в 1920/30-х гг. всемирно известное учреждение для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, «старший брат» макаренковской «Дзержинки»; см. также док. № 5, прим.29, 38. 7 «Мое выражение "вековечное шарлатанство" [...]». В гл. «Чернильницы по-соседски» (1-я часть «ПП») дословно говорится о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство» (GW 3, с. 109). 8 В тексте пропуск. 9 Полностью цитата гласит так: «Инициатива должна состоять в том, чтобы в порядке отступать и сугубо держать дисциплину». См. сб.: А.С. Макаренко. Кн.7. Львов, 1969, с.145: «Из доклада В.И. Ленина ("Политический отчет Центрального Комитета РКП(б)" на XI съезде партии). В.И. Ленин, Соч., т.33. изд.4, стр.271». 10 «В коммуне им. Дзержинского настоящая десятилетка». Такая полная средняя школа в «Дзержинке» была организована лишь с начала 1934/35 уч. года - вместо рабфака Харьковского машиностроительного института при коммуне, который работал с 1930 по 1934 гг. и являлся гордостью Макаренко. Как следует из документа «О школьном комбинате коммуны им. Ф.Э. Дзержинского», составленного начальником ее педагогической части Макаренко, по всей вероятности, летом 1934 г. (см.: ПС 1, с.204, 358), с начала нового уч. года старшие классы общеобразовательной школы были открыты в составе «школьного комбината», включавшего, кроме семилетки (кл. III-VII), оптико-механическое и индустриальное отделения техникума и старший концентр десятилетки в составе VIII, IX и X кл. О десятилетке «Дзержинки» Макаренко упоминает также в статье «Справа партii (Дело партии)» (газ. «Юний пiнер», 1936 г., № 10, 12.09, с.2). Умалчивание о существовании рабфака при коммуне в настоящем и всех других выступлениях педагога-писателя 1936-1939 гг. можно толковать как реакцию на изменение политики СССР по поводу среднего образования в середине 1930-х гг., в связи с чем рабфаки были упразднены (РПЭ 2, с.236-37, здесь - с.237). 11 «Вот я был в 25-й образц[овой] школе. Там на каждом шагу можно слышать: "мой папа нарком", "мой папа комкор", "мой папа редактор"». Данная школа была расположена в центре столицы (организована в 1931 г. из школ №№ 38 и 68). В середине 1930-х гг. школа № 25 олицетворяла собой все то, чем должна была являться советская школа. Сталин выбрал это учебное заведение для своего младшего сына Василия и дочери Светланы, т.к. школа славилась отменным порядком и дисциплиной (см. сб.: «Иосиф Сталин в объятиях семьи: из личного архива». М., 1993, с.45-48). Там дети вождя учились вместе с детьми высших руководителей СССР: Молотова, Бубнова и проч., а также авиаконструктора А.Н. Туполева, ученого-энциклопедиста О.Ю. Шмидта (см. док. № 7, прим. 10) и др. По оценке американского ученого Ларри Ю. Холмса, «обширные фонды, квалифицированные учителя и общественная известность превратили школу № 25 в учреждение, которое символизировало и узаконивало сталинское образование, сталинизм и СССР» (см.: Holmes L.E. Stalin's School. Moscow's Model School No. 25. 1931-1937. Pittsburgh, 1999). Достоин обсуждения факт, что и Макаренко после переезда с семьей в Москву определил в эту школу свою племянницу Олимпиаду, о чем она рассказывала составителю данного издания в 1970 г. Не исключено, что педагог-писатель посетил две вышеупомянутые столичные образцовые школы в 1936 г., чтобы найти адекватное учебное заведение для опекаемой. 12 «[...] а по аналогии идут и до аракчеевских казарм». Аракчеев А.А. (1769-1834), рос. гос. деятель, с 1808 г. военный министр, организатор и главный начальник военных поселений. Аракчеевщина — казарменный режим, палочная дисциплина, муштра в армии и абсолютное закрепощение трудовых поселенцев, их семей. 13 «Чекиста возьмите за образец, а не Песталоцци». Примечательна редакция этой фразы в публикации данного выступления в сб. «А.С. Макаренко». Кн.7, Львов, 1969, с. 142-47: «И в нашем творчестве мы должны брать в образец большевика, а не Песталоцци». --- Стр.18 2. ВСТРЕЧА С ЧИТАТЕЛЯМИ МОСКОВСКОГО ЗАВОДА «ШАРИКОПОДШИПНИК» ИМ. Л.М. КАГАНОВИЧА (25.10.1936г.) Председатель—тов. ЕНЦОВ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Открывая нашу встречу с автором «Педагогической поэмы» - А.С. Макаренко, мне хотелось бы выразить от имени читателей нашего завода благодарность А.С. за интересную, острую и умную книгу, какой является «Педагогическая поэма». (Бурные аплодисменты.) Наша счастливая страна к своей 19-й годовщине приходит [с] громаднейшими историческими победами. Одной из наиболее важных побед является наша победа в деле перевоспитания человека. Сейчас наша партия, ленинский комсомол по-особому ставят вопросы воспитания, вопросы работы с советским человеком, с советским гражданином. Неудивительно поэтому, что наша советская общественность проявляет исключительный интерес к книге, написанной А[нтоном] С[еменовичем]. Ваша книга, А.С., выдвигает смело остро целый ряд форм и методов воздействия на коллектив, на молодежь, на детвору, используя которые можно лучше, интереснее и более эффективно ставить работу. Хочу показать вам, как наша заводская общественность реагировала на выход «Педагогической поэмы». Вот передо мной лежит наша заводская газета «За советский подшипник» 1. Как наш читатель отзывается о книге, написанной А.С.? Прочту несколько заголовков: «Книга жизни», - так пишет тов. Капралов. «Только большевикам по плечу такая работа», - так пишет комсомолец т. Захряпин. «Волнующая книга», - так пишет т. Белоусов из инструментального цеха. Интереснее всего то обстоятельство, что тов. Белоусов в своей заметке «Волнующая книга» сам очень взволнованно, с большим чувством отзывается о ней. Вот что он пишет: «Несколько лет тому назад тысячи граждан нашей страны были глубоко взволнованы прекрасным художественным фильмом о детской беспризорности "Путевка в жизнь" 2. Он заставлял смеяться и хмурить брови, негодовать подкатывающееся к горлу горе и потрясать зал громкими дружными рукоплесканьями. Война и разруха, голод и тиф унесли миллионы жизней и оставили стране, разорвавшей капиталистические узы, сотни тысяч обездоленных сирот. Сироты вступали на путь беспризорности. Беспризорные бродили по всей стране и, подстрекаемые голодом, совершали преступления. Партия и советская власть уделили огромное внимание вопросу ликвидации беспризорности. А.С. Макаренко в книге "Педагогическая поэма" --- Стр.19 ярко и образно рассказывает об этом. В книге нет ничего надуманного. Большой, чуткий человек рассказывает о своей трудной работе в колонии им. Горького». Я думаю, что это коротенькое место из заметки т. Белоусова «Волнующая книга» наиболее полно характеризует наше собственное отношение к книге А.С. Приведу несколько цифр, которые показывают тот исключительный успех, который имела «Педагогическая поэма» у нас на заводе. Достаточно привести цифры, относящие к 1935/36 г. Книга была взята и прочитана 3 тыс. читателей. Это только официальная цифра. Значительная часть читателей говорит о том, что книгу, которую прочел тот, кто ее брал, помимо него прочли еще 3-4 чел. Таким образом, по меньшей мере, 1/3 нашего завода знакома с «Педагогической поэмой». Это говорит о том, что книга представляет интерес не только как произведение, не только как книга, но и как документ, который поднимает целый ряд острых, волнующих проблем воспитания человека, воспитания коллектива. Все это вместе взятое заставило нас, по настоянию коллектива, пригласить тов. Макаренко для встречи с нашим читателем и послушать самого тов. Макаренко о его хорошей, волнующей книге и о его интересной работе по воспитанию коллектива. Предоставим слово Антону Семеновичу. (Бурные аплодисменты.) А.С. МАКАРЕНКО. Дорогие товарищи, очень благодарен вам за внимание, которое вы оказываете мне и тому делу, которому служу я и вместе со мной многие тысячи людей, - делу воспитания. Я хочу сказать вам несколько слов с таким расчетом, чтобы понятно для вас стало, как я представлял себе задачу своей книги и что рассчитывал вызвать у читателя. Признаться, я не очень надеялся на то, что вопросы воспитания беспризорных вызовут такой интерес у общественности, как это оказалось на самом деле. Кроме того, я не надеялся на свои литературные способности. Поэтому написанная мною книга пролежала 5 лет, пока я решился - под большим нажимом и после энергичных требований A.M. Горького — отдать ее в печать 3. Чего я хотел добиться этой книгой? Я вовсе не думал писать книгу для того, чтобы у меня учились работать с беспризорными. У меня была другая цель — я хотел доказать нашему широкому обществу, а не педагогам, что эти дети, которые назывались беспризорными, — это такие же обыкновенные, хорошие, нормальные дети, как и все дети. Я хотел вызвать у читателей симпатию к этим детям и тем самым в какой-то мере улучшить нашу работу по воспитанию этих детей. Это была первая цель. Какова была вторая цель? Мне хотелось, показать, что только в нашем обществе - обществе трудящихся, в советском обществе, даже из людей третьего сорта, последнего сорта, из тех людей, которых на Западе сваливают на свалку нищеты, огромной смертности и каторжного фабричного --- Стр.20 детского труда, - могут получиться и получаются образцовые, настоящие советские, я бы даже сказал, - большевистские коллективы. Мне хотелось на всей этой стихии беспризорщины отразить наш советский стиль - стиль нашей жизни. Наконец, мне хотелось высказать громким голосом те чисто педагогические мысли, которые возникали у меня в процессе работы. И вот, что касается педагогических мыслей, то, вероятно, меньше всего меня поняли даже педагоги, может быть, по моей вине, потому что я только между делом говорил о педагогике. Говорил между делом еще и потому, что боялся говорить, - должен вам прямо признаться в этом. Вы прекрасно знаете, что только в этом году педология, так сказать, скончалась благополучно 4. Что такое педагогика? До сих пор у нас в этой области существует еще некоторая путаница в терминах. Под педагогикой мы подразумеваем вопросы образования, школьное дело, вопросы повышения человеческих знаний, т.е. все то, что входит в так называемый образовательный процесс. Кроме того, мы понимаем под педагогикой очень широкую стихию воспитания, которая проводится не только воспитателями, но и всей нашей жизнью - каждым из вас над каждым из вас. Два человека, прожившие вместе неделю, уже воспитывают один другого. Явление воспитания - чрезвычайно широкое явление. Трудно понимать его только как явление детское, в особенности в Советском Союзе, где воспитание сделалось одним из широчайших общественных дел. Вы об этом прекрасно знаете. Если спросить, например, откуда взялась наша новая советская молодежь, то ведь прямо как будто ниоткуда, как будто у нас никаких особенных воспитательных книг не написано, как будто и Наркомпросы наши работали плоховато, во всяком случае, мы их ругали буквально ежедневно, как будто и родители наши плавают еще в вопросах воспитания, настоящего коммунистического воспитания, и любовь у нас не всегда зефиром звучала, иногда сквознячком прохватывало. Семейные формы нашего быта недостаточно утряслись. Семья наша только теперь получает свое оформление 5. Но вот смотрите - на наших глазах выросли десятки тысяч новых, совершенно новых, страшно интересных людей, которые фактически сейчас ведут нашу работу, - это молодежь, советская молодежь. Вот на вашем заводе средний возраст - это, наверное, 22-24 года. Да, товарищи, воспитание - это очень широкое общественное явление, и я не осмелился бы взять на себя задачу писать законы этого общественного воспитания. Некоторые догадки, некоторые отдельные мысли, которые у меня, естественно, возникли в процессе работы с беспризорными, я позволил себе высказать в этой книжке. Я еще раз повторяю - педагогики [педологии. — Г.Х.] я боялся настолько, что в своей книге ни разу не упомянул слова «педология» 6, тогда как фактически моя борьба была с педологией и с педологическим уклоном в педагогике. В чем заключается педологическая работа в педагогике? Коротко говоря — в том, что |
Лекция Отечественная историография Гражданской войны в России Лекция... Лекция Национальная политика советского государства: теория и практика вопроса |
Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое... Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного... |
||
Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое... Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного... |
Курс лекций Ставрополь, 2015 содержание стр. Введение лекция Введение... Лекция 5: Приборы и приспособления для обнаружения и регистрации ионизирующих излучений |
||
Литература См. Лекция 7,Лекция 8 Цель работы: Ознакомление с построением фильтров tcp/ip пакетов. Ознакомление с методами шифрования с открытым ключом на примере... |
Лекция Предмет, задачи и методы перевода Лекция Общая характеристика современной теории перевода. Лекция Переводческая эквивалентность |
||
Литература 58 Лекция №15 Понятия и сущность данных, информации, знаний.... Лекция № Поиск полных текстов научных документов в мировых издательских системах 33 |
Заседания Комиссии по соблюдению требований к должностному поведению... Комиссия создана приказом генерального директора Политехнического музея от 06. 10. 2016 г. №68 «О создании Комиссии Политехнического... |
||
Лекция Основы процесса тестирования по 3 Лекция Как протестировать неизвестную программу или наращиваемый подход к первичному функциональному тестированию по. 17 |
Лекция Автоматическое и автоматизированное управление. 5 Лекция Основные требования к scada-системам и их возможности. Аппаратные и программные средства scada-систем 17 |
||
Лекция Введение в курс «Компьютерные технологии в науке и образовании» Лекция Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ито) 18 |
Ситников рудольф Васильевич Ситников рудольф Васильевич начал работать на факультете Информационных технологий и защиты информации ргэу (ринх) с 10. 90 г в должности... |
||
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются... Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи |
Методические рекомендации участникам Конкурса «За нравственный подвиг учителя» Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии... |
||
Содержание Введение Лекция Базы данных и файловые системы Файловые системы 1 Структуры файлов Лекция Ранние подходы к организации бд. Системы, основанные на инвертированных списках, иерархические и сетевые субд. Примеры. Сильные... |
Список основных тем и лекций по ним: Лекция Гостиничные предприятия как часть сферы услуг Должностные обязанности руководителя службы номерного фонда. Организация работы персонала |
Поиск |