Презентация результатов


Скачать 0.57 Mb.
Название Презентация результатов
страница 1/5
Тип Презентация
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Презентация
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Московской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Педагогическая академия последипломного образования

специалистов Московской области

Аттестационная работа

«Теоретический анализ возможностей метода проектов в реализации и развитии творческих способностей школьников»

Немчинов Николай Несторович

преподаватель 1-й категории

Научный руководитель:

засл. учитель РФ, к.п.н., доцент Е.С. Глозман


Москва 2011
Оглавление
Введение

Глава I. Творчество и творческие способности

1.1 Творчество как способ реализации личности

1.2 Стадии творческого процесса

1.3 Мотивация к творчеству

1.4 Эмоции и творчество

1.5 Творческие способности женщины и мужчины

1.6 Творческие способности и подходы к их развитию

1.7 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Глава II. Метод проектов

2.1 Метод проектов как универсальное дидактическое средство

2.2 Основные этапы выполнения проекта

2.3 Дизайн как форма проектного сознания

Глава III. Творческий учебный проект: «Оформление фойе поселкового ДК для праздника «15 лет детской школе искусств»

3.1 Методический паспорт проекта

3.2 Методика осуществления проекта

3.2.1 Погружение в проект

3.2.2 Планирование и организация деятельности

3.2.3 Осуществление деятельности

3.2.4 Презентация результатов

3.2.5 Подведение итогов

3.3 Тестирование и наблюдение

3.4 Результаты и выводы

Заключение

Список литературы
Введение
Осознание того, что в новой России, в условиях реформирования образования, когда авторитарная, когнитивная парадигма образования сменилась гуманистической, смысловой, предполагающей создание условий для проявления индивидуальности, выявления и оптимального развития креативных возможностей личности, когда информационный бум набирает силу, развитие творческих способностей стало важнее общей эрудиции, преподавание образовательной области «Технология» (ООТ) как никакой другой отрасли знания открывает перед педагогом необъятное поле для посева «разумного, доброго и вечного». Появилось даже новое понятие – социальная технология.

Причиной возникновения социальной технологии стала, по мнению В.А. Кальней и С.Е. Шишова, потребность быстрого и крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности. В.А. Кальней формулирует наиболее общее понятие технологии на системном уровне, определяя ее как «сложную систему, в основе которой лежит применение орудий, инструментов, аппаратов, использующую наработанные человечеством навыки (а это говорит о том, что технология - это часть культуры), знания и умения, а также адекватная информация, система управления необходимыми ресурсами (кадровыми, транспортными, физическими, энергетическими, сырьевыми и т.д.) и, наконец, подсистема различных социальных, экономических, экологических и других последствий, связанных с внедрением данной технологии» (15) .

Приоритетной задачей общего образования становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной сферы, творческого подхода к труду, что представляется условием эффективности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации выпускников школы.

Что может быть важнее для молодых людей в стремительно меняющемся мире, чем своевременная профессиональная ориентация? Только любящий свою работу человек может быть счастлив. Могу признаться, лет пятнадцать своей жизни потратил впустую. Поиск себя, смысла жизни затянулся непростительно надолго. Собственно и в педагогике я из-за того, что хочется помочь молодым как можно раньше обрести себя и избавиться от инфантилизма, присущего моему поколению.

Определив для себя смысл жизни как постоянное самовыражение через творчество, убежден, что и для всех людей в большей или меньшей степени присуще творческое начало, что творческие способности можно и необходимо замечать и развивать, и для этого есть довольно эффективные подходы. Один из таких подходов – метод проектов.

Обилие публикаций на тему развития творческих способностей и формирования художественного мышления свидетельствует если не об актуальности, то о моде данной тематики, однако авторы зачастую выдают желаемое за действительное. Например, статья о ковриках «Творческий проект», Кутявиной Е. В., содержащая сведения как выбрать окрас ковра, технологическую карту будущего изделия, экономический расчет. Прочитавшему статью остается слепо следовать рекомендациям. Предлагается обычная репродуктивная методика изготовления изделия (21).

Однажды я наблюдал ход занятий тестопластикой (изделия из соленого теста) в одном образовательном учреждении: брались трафареты, по которым изготавливались будущие изделия, готовые просушенные изделия раскрашивались по схеме, образцу. Причем делалось все это под маркой обучения творчеству. Репродуктивная деятельность, копирование, внешняя активность отожествлялись с творческой, но творчество всегда есть внутренняя активность.

Писатель Е. Замятин, считал, что настоящему творчеству научить нельзя, учить надо ремеслу, выявляя и развивая творческие способности обучаемых (37). Убежден, что нужно и можно создавать среду, которая побуждала бы к творчеству, а деление творчества на «настоящее» и «ненастоящее» субъективно. Даже идеал не абсолютен во времени и в различных культурах.

Работая с детьми около двадцати лет, долгое время оставался поклонником свободного погружения детей в творчество: дети приходили и начинали рисовать, если были затруднения, обговаривались тема, последовательность ведения работы, предлагались какие-то технические приемы, набор красок. Фактически моя роль сводилась к профессиональному консультированию. Имея большой опыт выставочной деятельности, обширные познания по технике рисунка, живописи, созданию композиции и развитое чувство гармонии, консалтинг проводил довольно успешно. В конечном итоге создавались работы, за которые их авторы получали грамоты и дипломы победителей районных конкурсов детского творчества. Однако было замечено, что, достигнув определенного уровня, дальнейшее развитие мастерства не происходит, и дети теряют интерес к занятиям.

Пришлось ненасильственно чередовать свободное творчество с постановками, с рисованием с натуры. Причем, оказалось, вовлекать в рисование с натуры необходимо уже с трех-четырех лет, тогда в пять-шесть лет дети сами просят усложнять задания, способны оценить свои возможности. В настоящее время считаю, что обучение основам профессиональной деятельности (развитие репродуктивных способностей) должно либо предшествовать любому творчеству, либо, что сложнее для педагога, принимать форму творчества. Необходимо давать детям знание теории. При обучении изобразительному, декоративно-прикладному искусствам и дизайну – основ цветоведения, конструктивного рисования, законов композиции. Нужны практические задания по эффективному освоению положений теории. Освоение профессиональных, ремесленных, репродуктивных приемов в идеале должно проходить в режиме микрооткрытий. В программах по ООТ и изобразительной деятельности вопросам теории, связи теории и практики не уделяется достаточного внимания, что недопустимо. Предмет оказывается выхолощенным.

Все сферы материального и духовного производства требуют эстетически развитых специалистов, способных создавать общественно значимые ценности. Художественное творчество является мощным механизмом духовного преображения действительности и стимулом самореализации личности в культурном пространстве. Оно формирует культурологическое самосознание индивидуума (3, 4, 5), «помогает человеку понять мир и самого себя»(2, с.386), даёт ему «возможность возвысить достигнутую ранее ступень культурного развития» (2, c.320), эмоционально обогащает и устремляет жить «по законам красоты».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной Доктриной образования в Российской Федерации, центральной фигурой российской государственной политики в области образования становится человек-созидатель, художник, творец, призванный утвердить «статус России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства» (14, 16, 29; c.6).

С 2005 года я работаю в детской школе искусств (ДШИ). Результат: учащиеся стали участниками республиканского фестиваля «Я люблю тебя, Россия!» 2005, 2006 годы, дипломантами международного конкурса «Свет Вифлеемской звезды», 2006 год, работы моих учеников напечатаны в журнале «Эскиз» №10, №11 за 2006 г. (50), по итогам учебного 2005/2006 года весь класс был переведен из 2-го в 4-й, минуя третий.

В настоящей работе предпринята попытка обобщить личный опыт работы и данные литературы по реализации и развитию творческих способностей ребенка, используемых для этой цели приемах и методах, формах учебно-творческой деятельности школьников, стимулирующие развитие их творческих способностей, эффективности метода проектов в процессе обучения основам профессиональной деятельности.

Цель работы:

  1. Показать возможности метода проектов для создания атмосферы творчества, реализации и направленного развития творческих способностей учащихся.

  2. Показать возможность профориентации учащихся через творчество.

Задачи:

  1. Изучить и провести анализ литературы по проблеме.

  2. Ознакомиться с методами:

    • Психолого-педагогического эксперимента.

    • Создания среды благоприятной для творческой деятельности.

    • Формирования мотивации к творчеству через интересы.

  3. Практическое освоение метода проектов.

Методы исследования: теоретические (сравнительный, логический и терминологический анализ и синтез данных научной литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование, беседы с учащимися, изучение педагогической, технологической, нормативно-правовой, организационно-методической документации; обобщение педагогического опыта; планирование, проведение и обработка данных эмпирического исследования).

База исследования: учащиеся 4-ого класса ДШИ п. Свердловский, Щелковского района, Московской области (возраст 9-10 лет), обучающиеся по семилетней образовательной программе.

творчество школьный мотивация эмоция

Глава I . Творчество и творческие способности
1.1 Творчество как способ реализации личности
"Наиболее значимые для человека задачи - это стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия), уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать лучшим из того, чем ты способен стать, необходимо мужество. Надо осмелиться полностью отдаться чему-либо, погрузиться во что-то без остатка, преодолев позерство и желание защиты и свою застенчивость, переживать свои порывы без самокритики. Сделав окончательный выбор, принимать решения и брать на себя ответственность. Прислушиваться к самому себе (а не только к папе, маме, учителю и авторитету). Дать возможность проявиться своей индивидуальности, то есть реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент" (9).

Именно в творчестве человек может раскрыть свой потенциал наиболее полно. Не могу согласиться с убеждением В.Н. Дружинина, не считающего творчество деятельностью, так как оно спонтанно, амотивно, не имеет цели (13). Хотя его можно понять, когда встречаешь на страницах учебных пособий такие понятия как «творчество репродуктивное» (38). Репродуктивного творчества не бывает! В.Н. Дружинин, по всей вероятности, хочет разделить творческую деятельность (вычленить) на собственно творчество и деятельность, но творчество всегда репрезентативно, то есть имеет определенную форму (теория, художественное произведение, картина и т.п.) для предъявления, что невозможно без деятельности.

Творчество – это деятельность, направленная на выявление индивидуальности творца. Целью творчества является предъявление самости. Мотивация творчества – стремление к самоактуализации. Безусловно, права Е.Л. Яковлева: «Принято считать, что творчество проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного – например, решение задачи), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Мы же считаем, что творчество – это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта. В самом понятии «индивидуальность» заключено несколько смыслов. Во-первых, индивидуальность указывает на факт существования индивида; индивидуальность – это некоторая живая целостность. Именно так она понимается в биологических науках. Во-вторых, понятие индивидуальности указывает на то, что один индивид не похож на другой; эти различия между индивидами изучаются в психологии как индивидуальные.

В-третьих, понятие индивидуальности указывает на то, что каждый человек уникален и неповторим.

Таким образом, индивидуальность уникальна и неповторима, ее осознание человеком и предъявление другим людям уже является творческим актом» (50).

Уникальные произведения искусства, изобретения, научные теории, прогрессивная эволюция, общественное благоденствие – позитивное творчество. Революции, войны, всякого рода антиискусства – примеры негативного, бесконтрольного или контролируемого действа, разрушения, антиподы творчества.

Есть мнение, что творчество не терпит схем, алгоритмов, инструкций, поскольку в процессе творчества устанавливаются новые, необычные, нестандартные причинно-следственные связи и принимаются решения. Различного рода алгоритмы и инструкции помогают эффективно выполнять работу, задание, но действия по самому эффективному алгоритму не есть творчество. Компьютер может выполнять работу очень эффективно, но это не творчество. Однако очевидно, что законы, алгоритмы, схемы, технологические цепочки есть основы ремесла, только постигнув которые, доведя их применение до автоматизма и возможны истинные творческие прорывы на высоком профессиональном уровне. В противном случае нас ожидает печальная участь уничтожения цивилизацией породившую ее культуру.

Творчество бессознательно, неподконтрольно воле и разуму, иррационально, но парадокс заключается в том, что чем более мы рациональны, чем более свободны в ремесле, тем легче нам даются творческие полеты, тем более они захватывающи.

Согласно О.И. Нагель творчество = творческие способности + творческая активность (29).

Удивительно, но до сих пор нет общепризнанной теории творчества. Лучшая, из известных мне посвященных проблемам творчества книг, книга В.Н. Дружинина «Психология общих способностей» (13) изобилует противоречиями и спорными постулатами. В замечательном учебном пособии В. Кузина «Психология живописи» отсутствуют какие-либо сведения о творчестве как психическом процессе, профессия художника представлена автором как художественная деятельность на базе усвоенных знаний, умений, навыков (19). Учебное пособие В.И Петрушина «Психология и педагогика художественного творчества» является попыткой собрать под один корешок различные сведения о творчестве. Получилось собрание разнообразных, противоречивых взглядов на творчество (37). Заглянув в словари и энциклопедии, обнаружим, что определение творчества практически полностью совпадает с определением труда.

Существует мнение, что креативность (творческость) присуща изначально всем детям, но после наступления стадии зрелости, после 20-25 лет, инволюционирует, и лишь 2,5 % человеческой популяции составляют личности, являющиеся отклонением от нормы, которые сохраняют креативность (6).
1.2 Стадии творческого процесса
Важным мне представляется положение многих авторов, занимавшихся проблемой творчества, о стадийности творческого процесса (22, 43, 44).

Стадии творческого процесса:

  1. Интуитивная стадия обнаружения проблемы, необходимости решения задачи, возникновение замысла, гипотезы, идеи, появление чувства, вдохновения. Это невербальная стадия. На этой стадии большая роль принадлежит воображению, образ возникает без обращения к языку.

  2. Логическая, инкубационная, стадия созревания. Выстраиваются план, схема, происходят рассуждения и обобщения. Часто на подсознательном уровне, бесконтрольно.

  3. Инсайд – стадия внезапного открытия, прозрения, интуитивная.

  4. Фактическое исполнение творческого замысла. На этой стадии важны умения и навыки, знание ремесла.

Лично у меня вначале возникает ощущение, что надо что-то сделать, затем оно либо

  • уходит куда-то, как бы забывается, а потом, иногда спустя месяцы, вдруг всплывает в виде последовательных шагов, ведущих к решению или готового образа, требующего воплощения;

  • немедленно вызывает действие, например, записывать текст, возникающий как бы ниоткуда, который остается только отшлифовать.

В настоящее время много пишется о ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Ее автор Г.С. Альтшуллер составил алгоритм творчества, последовательность действий, позволяющих довольно эффективно имитировать творческий процесс (1). По всей вероятности, ТРИЗ зиждется на компенсаторных функциях мозга. Творческий интуитивный, невербальный процесс сведен к логической цепочке, основанной на вербальном интеллекте.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Презентация результатов icon 4. Презентация результатов
Ивашковская И. В., Пирогов Н. К., Родионов И. И., Семёнов А. С., Черкасова В. А., Степанова А. Н., Удальцов В. Е., Кокорева М. С
Презентация результатов icon 4. Презентация результатов
Ивашковская И. В., Пирогов Н. К., Родионов И. И., Семёнов А. С., Черкасова В. А., Удальцов В. Е., Первакова Е. Е., Макеева Е. Ю.,...
Презентация результатов icon II. внедрение и презентация результатов нир
Диалектика как логика: пролог к гуманистическому материализму в книге Русский марксизм. Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич...
Презентация результатов icon Презентация книги Дмитрия Ермолаева «Мурманское кино»
Презентация сайта, посвященного памяти японского велопутешественника Харухисы Ватанабэ
Презентация результатов icon Презентация результатов в виде реферата, творческой работы. Участие...
Прошу аттестовать меня в 2013 году на высшую квалификационную категорию по должности «учитель»
Презентация результатов icon Презентация занятия дополнительного образования кружка «Волшебный крючок»
«Цветы, которые не вянут…» презентация занятия дополнительного образования кружка «Волшебный крючок»
Презентация результатов icon О проведении мониторинга планируемых результатов обучения
Обобщённая оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых...
Презентация результатов icon Техническое задание на поставку и внедрение программы для обработки результатов фиксации
Программа автоматизированной обработки результатов фото-видеофиксации нарушений Правил дорожного движения
Презентация результатов icon «Пояснительная записка. Планирование результатов освоения ооп ООО....

Презентация результатов icon Презентация триггера
Позволяет загружать программное обеспечение, независимо от версии установленной прошивки
Презентация результатов icon Презентация триггера
Позволяет загружать программное обеспечение, независимо от версии установленной прошивки
Презентация результатов icon Урока Используется презентация
Оборудование: компьютер, медиапроектор, гербарный материал "Лекарственные растения"
Презентация результатов icon Инструкция по работе c арм «Просмотр результатов размещения»
...
Презентация результатов icon Инструкция по получению промежуточных результатов тестирования знаний...
Для просмотра промежуточных результатов тестирования знаний необходимо войти по ссылке
Презентация результатов icon Презентация по теме; раздаточный материал
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательное школа №2»
Презентация результатов icon Презентация энергоаудита на объекте
Энергоаудит. Пособие для слушателей образовательных курсов по энергетическому менеджменту

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск