«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей


Скачать 127.06 Kb.
Название«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Разработка учителя технологии МОУСОШ №43 г. Белгород

Тимофеева В. И. для уроков в 8-9 классах с применением интерактивных методов обучения.

.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Брейнсторминг, «мозговой штурм» — это тип взаимодействия, задачей

которого является продуцирование участниками группы максимального ко-

личества идей на предложенную тему.
Это один из самых простых и в то же время весьма эффективный метод

работы с группами. Перед группой ставится конкретная задача. Важно пра-

вильно сформулировать проблему в виде вопроса, чтобы участвующие ге-

нерировали свои предложения, отвечая на вопрос. Как правило, «мозговой

штурм» проводят в темпе, сжато.

Эта техника хорошо срабатывает потому, что мнения одного человека

нередко стимулируют мнения другого, идеи возникают одна за другой.

Методы «мозгового штурма»::

1) способ организации малой группы (управление групповой динами-

кой, ускорение развития группы, например, через разрешение межличност-

ных конфликтов);

2) к способ развития творческого мышления у участников.
Правила «мозгового штурма»
1. Все предложения записываются.

2. Никакой оценки во время процесса.

3. Все идеи равноправны и лишаются авторства.

4. Не существует безумных идей.

5. Безумные предложения способствуют генерации вполне нормальных.

6. Необходимо установить время окончания работы.

7. Самые гениальные предложения появляются в последние 10% отве-

денного на работу времени.
Особенности организации
Группа должна состоять примерно из 3-5 человек;

В группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рас-

сматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображе-

нию участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком ис-

кусные в том или ином деле, нежелательны. Их стремление осмысливать

высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковы-

вать воображение.

У участников должна быть высокая заинтересованность в нахождении

максимально возможного числа новых идей и подходов.

Ведущий не должен подавлять группу, однако он должен занимать такое

положение, которое позволит ему председательствовать на заседании. Хо-

рошо, если бы в его распоряжении была доска.

Наблюдатели, являющиеся по существу секретарями, фиксируют все,

что говорится, даже то, что, по их мнению, не имеет никакого значения.

Они должны быть крайне внимательными и записывать даже шутки, остро-

ты и возможные каламбуры. Наблюдатели-секретари могут распределить

между собой функции: наблюдатель А записывает то, что говорят 1-й, 2-й,

3-й участники, наблюдатель Б — что говорят участники 4, 5, 6 и т.д. Они

не должны фиксировать, кому принадлежат высказывания, и не принимать

участие в дискуссии.
Ход «мозгового штурма»
Вступительный этап
На вступительном этапе ведущий сообщает о методе и правилах игры,

четко и ясно излагает вопрос, требующий решения. Группа делится на участ-

ников и наблюдателей-секретарей. Их задача — фиксировать все идеи, вы-

сказываемые участниками. Задачи участников — высказывать все, прихо-

дящее им в голову. Важнейшим условием является отсутствие внутренней и

внешней критики предложений. Участники не должны прерывать друг друга.

Идея, высказанная одним, может «навести на мысль» другого.
Этап генерации идей
Это — основной этап, который представляет собой творческую часть

процесса. Итогом данного этапа должен стать полный список предложен-

ных идей.

На этом этапе все желающие высказывают любые мнения относительно

решения без каких-либо оценок, обсуждения или упорядочения. Ведущий

также может принимать участие в генерации идей, особенно когда пред-

ложения исчерпаны. Высказанные идеи записываются на чистом листе (на

ватмане, доске). Секретарь может повторить, уточнить формулировку для

более четкой, краткой записи, не изменяя при этом сути сказанного, не на-

стаивая на собственном варианте формулировки.
Этап обсуждения и классификации идей
На этом этапе проводятся обсуждение, классификация, отбор перспек-

тивных предложений.

Заключительный этап
На этом этапе участниками обсуждения или другими членами группы,

экспертами, специалистами осуществляется критика идей по следующим

критериям:

возможность реализации в данных условиях;

возможность реализации сразу, после определенного срока, при до-

полнительных условиях;

возможность применения идей в других областях.
Подведение итогов
Можно провести его в виде резюме «мозгового штурма», сделать это

путем анализа и обсуждения.

Рекомендации для ведущего (для общегрупповой работы)
Спрашивайте Приглашайте, вызывайте идеи; если необходимо, подождите

45 секунд, прежде чем высказать собственное предложение
Записывайте Записывайте все идеи (для дальнейших ссылок на них

целесообразно их нумеровать), но не обсуждайте до конца

штурма
Пускайте в ход Используйте технику эффективного обсуждения в группе, чтобы

побуждать участвующих к высказыванию идей

Резюмируйте Подводите итоги либо перегруппировывайте идеи, помогайте

группе выбрать лучшие

Для продуцирования идей человек должен чувствовать себя в психологи-

ческой безопасности. В «мозговом штурме» психологическая безопасность

обеспечивается условиями и правилами его проведения, т.е. безоценочно-

стью, равноправием участников, отсутствием критики со стороны руково-

дителя, а также доброжелательностью и непринужденностью обстановки, в

которой проводится сама процедура.
Модификации «мозгового штурма»
Карточный штурм
Все идеи записываются на отдельных карточках. Как правило, это

3–5 предложений от каждого участника. Затем все вывешивается на доске,

и можно приступать к процессу группировки. Удобно, если группа не очень

большая или очень разнородна.
Групповой штурм
При таком подходе «мозговой штурм» проходит в группах из 5–7 чело-

век, а затем каждая группа по очереди предлагает одну новую идею. Его

лучше использовать, если число участников больше 15 и помещение не по-

зволяет свободно услышать каждого участника.
Метод 6��3��5
Это тоже метод генерации идей и предложений. Название произошло от

следующего:

�� 6 участников,

�� 3 идеи,

�� 5 мин.

Каждый пишет 3 идеи на листе бумаги, затем листы передаются по кру-

гу. На полученном листе нужно дописать 3 новых идеи и передать дальше.

Процесс заканчивается, когда новых идей не возникает. Чаще всего для

этого достаточно одного круга.
Информационный банк
Метод набора идей, когда число участников очень большое (100 чело-

век). Необходимо иметь ящик, свободный к нему доступ и достаточно много

времени.

Каждый участник подходит и опускает в ящик лист с одной идеей. Затем

берет из ящика другой лист и записывает на нем свою новую идею. Дли-

тельность процесса зависит от числа участников. После этого предложен-

ные идеи обрабатываются, чтобы исключить одинаковые, и предлагаются

для обсуждения.
Метод объективных оппонентов
Каждая группа (или ведущий) выбирает своего человека, который играет

роль оппонента в другой группе, помогая ей критически взглянуть на пред-

ложенные идеи.
SPAN- метод
Каждый участник дает определенное количество баллов каждой из пред-

ложенных идей. Баллы выставляются в зависимости от степени важности

идеи с точки зрения участника. Общее число баллов — 100. Этот метод

хорошо использовать для маленькой группы, 4–7 человек.
Рейтинг
Участники дают 1, 2 и 3 место (соответственно 1, 2, 3 балла) идеям, ко-

торые представляются для них важными. Для дальнейшего обсуждения вы-

бираются те, которые набрали большее количество голосов и меньшее ко-

личество баллов.
Светофор (красные, желтые, зеленые карты)
Это метод достижения консенсуса.

Он характерен тем, что:

�� подходит для легко управляемой группы (15–30 человек);

�� если необходимо, быстро определит наименее спорные вопросы

темы;

�� если необходимо, дает быструю обратную связь;

�� быстро сортирует большое количество проблем.

Каждый участник получает карточки трех цветов и затем по сигналу ве-

дущего просто голосует ими.

Цвета означают:

�� красный — нет, я не согласен;

�� желтый — я могу жить с принятым решением и соглашаюсь поддер-

жать его;

�� зеленый — да, я согласен.

После того, как наименее спорные проблемы отброшены, можно продол-

жить обсуждение более спорных любыми другими способами.

Например, «мозговой штурм»: наибольшее число способов выживания в

экстремальных ситуациях.
Примеры
«Мозговая атака» (8 класс)
«Мозговая атака» проводится по теме «Разработка бизнес-плана «Здо-

ровый образ жизни». Всем участникам группы раздают правила работы.

После фиксирования всех идей работа продолжается по подгруппам,

каждая из которых становится группой экспертов. Они отбирают и обосно-

вывают проект и бизнес-план, подчеркивая его социально-психологическую

значимость и экономическую рентабельность.

В конце занятия происходит обсуждение бизнес-планов, подводятся ито-

ги.
Инструкция: «Представьте себе, что вы менеджер (управляющий, орга-

низатор), составляющий бизнес-план, т.е. план мероприятий, проект разви-

тия своей деятельности по теме «Здоровый образ жизни». Начните состав-

ление бизнес-плана с выбора цели».

Бизнес-план
Введение в бизнес-план
Цель - Формировакние и укрепление здоровья у школьников._________________________________
Способы оценки (предложите какой-либо показатель, на основе которого

можно судить о достижении )

Действия, направленные на достижение цели - учебный год.______________

Дайте точную и сжатую характеристику вашей будущей деятельности по следующим вопросам:

1. Какова будет основная сфера деятельности?

2. Что именно вы планируете делать (начать новое дело, расширить

прежнюю деятельность)?

3. На чем основана ваша уверенность в успехе начинаемого дела? В

чем вы видите залог успеха?

4. В чем новизна вашего проекта или деятельности вашей организа-

ции?

5. Имеете ли вы опыт подобной деятельности?

6. Каким образом собираетесь приобрести необходимые знания и на-

выки?
План сбыта
1. На какого потребителя вы рассчитываете?

2. Кому будете предлагать ваши идеи и мероприятия?

3. Знаете ли вы своих конкурентов?

4. Что они распространяют и каким образом?

Характеристика результатов (продукта) вашей деятельности

1. Насколько результаты будут пользоваться спросом?

2. Как вы будете их рекламировать?

3. Каковы показатели успешности вашей деятельности и достижения

цели?
«Программа развития» («мозговой штурм»)
Учитель предлагает создать профилактическую программу. «Представь-

те, что вы приехали в страну, где у людей есть все возможности сохранить

здоровье, но люди, живущие в этой стране, ведут неправильный образ жиз-

ни — едят нездоровую пищу, употребляют алкоголь, наркотики, много ку-

рят, ведут малоподвижный образ жизни. Исследования медиков показыва-

ют, что число больных растет, среди них все больше детей и подростков. Но


никто не знает, что такое здоровый образ жизни. В свою очередь, вы знаете,

что правильный образ жизни может без лекарств сделать большинство лю-

дей здоровыми. Правительство этой страны готово реализовать ваши пред-

ложения. Что бы вы могли предложить?

Для того чтобы мы с вами могли предложить такую программу, я пред-

лагаю вам провести «мозговой штурм».
Учитель записывает на доске любые поступившие предложения, контро-

лируя при этом, чтобы не было никаких критических замечаний по поводу

этих предложений. Если работа заходит в тупик (поступают предложения

одного типа — например, запугивающая информация или административ-

ные меры), учитель может направить ход работы в другое русло и сам вне-

сти предложение. Например, использование наглядных средств или средств

массовой информации.
Вторым этапом работы является анализ поступивших предложений. Уче-

никам предлагается отобрать самые абсурдные или трудновыполнимые с

правовой или экономической точки зрения, например — расстрел за курение

или значительный денежный приз за нормальный вес или занятия спортом.

После второго этапа работы можно предложить классифицировать остав-

шиеся предложения по таким основаниям: информационные мероприятия,

мероприятия по преодолению вредных привычек, мероприятия, поддержи-

вающие тех, кто ведет здоровый образ жизни.

В зависимости от характера поступивших предложений можно выбрать

и другие основания.
На последнем этапе работы, чтобы создать модель профилактической

программы, можно задать учащимся следующие вопросы:
1. В каком возрасте нужно начинать профилактическую работу? (С дет-

ского возраста — с семьей, затем в школе, потом индивидуально).
2. Полезна ли запугивающая информация? Если да, то в какой мере?

(Только если она достоверна. Нужно чувство меры).
3. Нужно ли контролировать работу создателей рекламы? (Да, нужно.

Кроме рекламы, человек должен иметь доступ к достоверной информа-

ции).
4. Нужны ли телепередачи и фильмы, посвященные здоровью? (Да,

нужны, если они дают нужную информацию и способствуют формированию

здорового образа жизни).
5. Нужна ли научно-популярная литература о здоровом образе жизни?

(Да, нужна, но популярная и наглядная).
6. Должны ли медики помогать людям, желающим отказаться от вред-

ных привычек?
7. Нужны ли административные меры для борьбы за здоровый образ

жизни?

Обсуждение этих вопросов желательно проводить в форме свободной

дискуссии.

«Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?» (8–9 класс)
Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих

человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере

поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участни-

ков. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: «Человек употре-

бляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему:
снимать барьеры в общении;

удовлетворять свое любопытство;

снимать напряжение и тревожность;

стимулировать активность;

следовать принятой традиции;

приобретать новый опыт».
В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о

том, легко или трудно было формулировать эти причины, были ли сделаны

какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание

на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью

алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта.

К примеру, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напря-

жение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, про-

гулок, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п

Похожие:

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconЛитература приложение «Возможные трудности при проведении метода»
«Мозговой штурм как метод использования в профессиональной деятельности педагога»

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconТехнологии работы с родителями "мозговой штурм" Коммуникация, позволяющая...
Первый этап генерация идей (в работе с родителями этот этап может быть использован самостоятельно от других, как основной). На этом...

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconМетодические указания по выполнению лабораторная работы «Изучение...
Целью настоящей работы является изучение методов и приобретение навыков правильного выполнения сердечно-легочно-мозговой реанимации...

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconВоронкова В. В., Перова М. Н., Экк В. В., Кмытюк Л. В
Мозговой В. М., Кузнецов Б. В., Романина В. И., Павлова Н. П., Евтушенко И. В., Грошенков ил

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconЛитература 1
Набор используется для калибровки теста на микроальбумин в моче и спинно-мозговой жидкости

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconРабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных)...
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,...

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconГоловная боль
Например, оперативное вмешательство на мозговой ткани, а также на большей части твердой и мягкой мозговых оболочках, костях черепа...

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconОтек головного мозга это универсальная реакция мозговой ткани на...
Отек мозга может быть местным (фокальным), если развивается, например, в зоне ушиба мозга, в дальнейшем может распространиться на...

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconКлинические рекомендации по ведению детей с тяжелой черепно-мозговой...
Общероссийская общественная организация содействия развитию медицинской реабилитологии «Союз реабилитологов России»

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей icon25 мая 2016 года №5 (40) периодическое печатное издание Администрации...
Ого праздника Победы, жители и гости посёлка Штурм собрались у Аллеи и Мемориала Славы, чтобы почтить память всех тех, кто смог подарить...

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconПояснительная записка рабочая программа по швейному делу для 9 класса...
Р. Ф., Москва, «Просвещение» 2004 год. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Технология....

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconУтверждено приказом директора ит со ран
Основной задачей ученого секретаря является планирование и эффективное управление научными исследованиями и разработками, обеспечение...

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconРуководство Центробанка поставило задачей своей политики борьбу с...
Центробанка и его политики на экономическую ситуацию в России. В свете событий на валютном рынке тема немножко скандальная. Это хорошо,...

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconЛитература Введение
России и за рубежом. Это во многом обусловлено болезненным переходом на новый тип экономики в 1990 году. Тем не менее Российская...

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconТип Размеры Тип устиною! Hrfop 56045

«мозговой штурм» Брейнсторминг, «мозговой штурм» это тип взаимодействия, задачей iconВзаимодействия культур в современных условиях имеет большое значение,...
Азербайджана Гейдара Алиева, которая проходила в 2009 году в Институте Философии ран. Тема взаимодействия культур в современных условиях...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск