Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения


Скачать 0.68 Mb.
Название Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения
страница 1/5
Тип Анализ
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Анализ
  1   2   3   4   5

Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения


1. Сравнительная характеристика ключевых западных и отечественных участников рынка

Современная картина мира в мировом гражданском самолетостроении представляет собой итог более чем полувекового развития, который стал наиболее зримым в последнее десятилетие. В настоящее время Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире и глобальными конкурентами друг друга.

Мир авиастроения знает немало примеров создания крупных авиастроительных объединений, все их принято делить на две схемы. Одна была неоднократно применена в США, где путем поглощения образовывались крупные оборонно-промышленные холдинги.

Одно из первых таких поглощений произошло в 1967 году, когда компания McDonnell Company приобрела Douglas Aircraft Company, в результате чего появилась фирма McDonnell Douglas. на тот момент Douglas Aircraft (основана в 1920 году Дональдом Дугласом) оказалась убыточной, не выдержав конкуренции со стороны компании Boeing1. Компания специализировалась на производстве коммерческих авиалайнеров. Наиболее известными из них были DC-3 и DC-7. Первый появился на воздушных трассах в 1935 году и впервые сделал пассажирские авиаперевозки рентабельными. Второй начал летать в 1953 году, став одним из первых самолетов, способных совершать беспосадочные перелеты с восточного побережья США на западное. в свою очередь McDonnell (основана в 1939 году Джеймсом МакДоннелом) стала ведущим поставщиком боевых самолетов для ВВС США. Компания разработала один из первых американских реактивных истребителей F2H Banshee (первый полет - в 1947 году), а также легендарный F-4 Phantom II (первый полет - в 1958 году).

После своего образования McDonnell Douglas продолжил снабжать самолетами армии всего мира. Компания разработала и начала серийный выпуск истребителя F-15 Eagle, ставшего основным боевым самолетом ВВС США. в области коммерческой авиации McDonnell Douglas подняла в 1970 году средне-дальнемагистральный самолет DC-10. Кроме того, в 1984 году McDonnell Douglas приобрела компанию Hughes Helicopters, став производителем основного американского ударного вертолета AH-64 Apache. Однако с окончанием холодной войны и сокращением объемов военных заказов продажи McDonnell Douglas резко пошли вниз. Только с 1990 по 1994 годы обороты компании упали на 25%. После ряда неудач на рынках коммерческих и военных самолетов в конце 1996 года McDonnell Douglas объявила о своем вхождении в состав компании Boeing, слияние было одобрено федеральными властями США в 1997 году. Объединенная компания сохранила за собой лишь один бренд, назвавшись Boeing - по имени наиболее успешного участника альянса.

Слияние Boeing и McDonnell Douglas стало уже третьим за три года крупным поглощением в оборонно-промышленном комплексе США. в 1994 году было оформлено объединение Northrop Corporation и Grumman Corporation в единую Northrop Grumman Corporation (наиболее известный проект в области авиастроения - стратегический бомбардировщик B-2 Spirit).

Год спустя, в 1995 году, возникла корпорация Lockheed Martin. Одной ее частью стала Lockheed Corporation (основана в 1912 г. братьями Аллaном и Малколмом Локхед), известная своим самолетом-разведчиком U-2, военно-транспортными самолетами C-130 Hercules и C-5 Galaxy, сверхзвуковым перехватчиком F-104 Starfighter, первым стелс-истребителем F-117 Nighthawk. Второй составной частью Lockheed Martin стала компания Martin Marietta, которая также была следствием интеграции в 1961 году фирм Martin Company (основана в 1912 г. Гленом Мартином; наиболее известный авиационный продукт - бомбардировщики B-26 Marauder и B-29 Superfortress) и American-Marietta Corporation.

Дальнейшего объединения этих трех американских оборонно-промышленных гигантов - Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman - пока не предвидится: каждая компания специализируется в своих областях, лишь изредка конкурируя друг с другом. в случае необходимости они образуют альянсы для реализации совместных проектов или перепродают друг другу какие-то направления своего бизнеса.

Европейские самолетостроители, осознавая свое стратегическое отставание от американцев, 40 лет назад организовали консорциум Airbus Industrie, которому удалось изменить ситуацию и добиться паритета. Во второй половине 90-х годов прошлого века завершилась и интеграция североамериканских самолетостроителей: гражданское производство McDonnell Douglas перешло в компанию Boeing. Формальным завершением интеграции европейского авиапрома можно считать начало текущего века, когда европейский консорциум перешел на единую акцию и стал компанией Airbus.

Европейский Союз пошел по несколько иному пути, создав наднациональное объединение по сути всей своей авиационной, космической и оборонной промышленности - European Aeronautic Defence and Space Company (EADS). Создание в июле 2000 года этой корпорации стало результатом инициативы правительств Франции, Германии, Испании и крупнейших компаний этих стран. EADS стала результатом слияния французской компании Aerospatiale-Matra, германской DaimlerChrysler Aerospace AG и испанской Construcciones Aeronauticas SA. Каждая из этих компаний также шла долгим путем слияний и поглощений. Так, в 1964 году Focke-Wulf , Focke-

Achgelis и Weserflug объединились в компанию Vereinigte Flugtechnische Werke. Она, в свою очередь, в 1969 году объединилась с Messerschmitt, Bolkow и Hamburger Flugzeugbau, создав Messerschmitt-Bolkow-Blohm (MBB). В 1989 году произошла интеграция MBB с Daimler-Benz. Результатом этого слияния стала компания Daimler-Benz Aerospace. В том же году Daimler-Benz Aerospace объединилась с MTU Aero Engines, Dornier и двумя подразделениями компании AEG. После приобретения концерном Daimler-Benz AG корпорации Chrysler LLC, концерн получил имя DaimlerChrysler AG, а его аэрокосмическое подразделение - DaimlerChrysler Aerospace.

Процесс интеграции во Франции начался еще раньше. В 1936-37 годах на основании нескольких компаний были образованы национальные общества авиастроения юго-востока (Societe nationale des constructions aeronautiques du sud-est) и юго-запада (Societe nationale des constructions aeronautiques du sud-ouest). В 1957 г. они объединились в компанию Sud Aviation. В 1970 г. прошла интеграция компаний Sud Aviation, Nord Aviation и SEREB. Объединение получило название SNI Aerospatiale. В 1999 г. Aerospatiale слилась с Matra в Aerospatiale-Matra.

Основными дивизионами EADS стали компании Airbus (производство коммерческих самолетов), Military Transport Aircraft Division (военно-транспортная авиация), Eurocopter (вертолеты), EADS Astrium (ракетно-космические проекты) и EADS Defence & Security (военные проекты и системы безопасности).

EADS также имеет доли в других крупных аэрокосмических компаниях Европы: 45, 76% в Dassault Aviation (производитель французских истребителей Rafale и Mirage 2000), 46% в Eurofighter GmbH (производитель истребителя Typhoon), 50% в ATR (производитель региональных самолетов ATR-42 и ATR-72), 30% в Arianespace (предоставление пусковых услуг по запуску космических аппаратов).

Однако по итогам десяти лет деятельности EADS приступил недавно к этапу реформирования своей структуры. В декабре 2008 года руководство корпорации объявило о слиянии двух своих дивизионов - Airbus и Military Transport Aircraft Division. В рамках дивизиона Airbus военно-транспортной тематикой будет заниматься подразделение Airbus Military. В настоящее время руководство EADS также рассматривает возможность повышения эффективности своей работы путем объединения ракетно-космического и оборонного дивизионов.

Не являвшийся до сих пор крупной самолетостроительной державой, но имеющий большие амбиции в этой области Китай также пошел по пути интеграции своей авиастроительной промышленности. Правда, все реорганизации китайского авиапрома всегда упрощала его принадлежность государству. С апреля 1982 года все китайские авиастроительные предприятия были переданы в подчинение Министерству авиационной (с апреля 1988 года - авиационной и аэрокосмической) промышленности КНР. Однако для привлечения инвестиций и ускорения развития отрасли в июне 1993 года оно было преобразовано в Китайскую корпорацию авиационной промышленности (China Aviation Industry Corporation, AVIC). Следующим этапом реформы китайского авиапрома стало разделение AVIC в июле 1999 года на две корпорации - AVIC I и AVIC II. Это, по мнению госруководства КНР, позволило более эффективно работать над перспективными авиационными проектами, разделив работы по разной тематике между двумя корпорациями, а также добавив в государственную промышленность «дух здоровой конкуренции». Примечательно, что этот раздел произошел в то же время, когда в США наоборот завершились процессы крупных слияний, а Европа подошла к ним вплотную. Согласно распределению функций AVIC I было поручено заниматься созданием и производством бомбардировщиков (Xian H-6, Xian JH-7), истребителей (J-7, J-8, J-10, J-11 и JF-17/FC-1), а также ближнемагистральных коммерческих самолетов (турбореактивный ARJ-21 и турбовинтовые Xian MA60 и Xian MA600). AVIC II было поручено сосредоточиться на проектах меньшей размерности: учебно-тренировочных самолетах (JL-8, L-15 и CJ-6), малых региональных турбовинтовых пассажирских машинах (Harbin Y-12) и средних военно-транспортных самолетах (Shaanxi Y-8). к AVIC II также отошли проекты вертолетов (Z-8, Z - 9, WZ-10 и Z-11). Однако, как показал опыт работы двух авиастроительных корпораций, такое разделение привело к распылению кадровых, производственных и финансовых ресурсов, а также к избыточности числа одновременно реализуемых проектов. Поэтому в октябре 2008 года было объявлено о слиянии AVIC I и AVIC II вновь в одну единую корпорацию AVIC. Правда, перед этим в мае 2008 года для работы по тематике коммерческих самолетов была образована Корпорация коммерческих самолетов Китая (Commercial Aircraft Corporation of China Ltd., COMAC), акционерами которой выступили AVIC I, AVIC II, центральное Правительство КНР и муниципальное Правительство Шанхая. Главной задачей для COMAC стало создание к 2016 году большого пассажирского самолета C919 размерностью 168-190 пассажиров, что позволило бы Китаю уменьшить свою зависимость от Boeing и Airbus. Кроме того, COMAC были переданы из AVIC I работы над региональными самолетами ARJ-21, Xian MA60 и Xian MA6002.

В результате этих процессов в мире сформировались две мощнейшие компании, на сегодня поделившие мировой рынок магистральных самолетов практически поровну (плюс-минус 10 процентных пунктов из года в год). В сегменте дальних широкофюзеляжных машин подобная ситуация, судя по всему, сохранится надолго. Компании развивают новые проекты: Boeing 787, Airbus A350 XWB и A380, также продолжаются модернизационные работы над семействами Boeing 767 и 777, Airbus A330 и A340. Создание какого-либо альтернативного проекта в данном сегменте не только потребует чрезвычайных ресурсов, но и окажется при прогнозируемом спросе экономически неоправданным (в секторе сверхбольших машин позиционирован только A380 – по расчетам компании Boeing объема рынка в этом сегменте не хватит для конкуренции даже двух производителей).

На другом конце спектра, со стороны региональных самолетов, ситуация принципиально иная. В начале текущего десятилетия еще можно было говорить о признанной дуополии канадской Bombardier и бразильской Embraer, но за прошедшее время на рынок вышли новые проекты, и процесс продолжается: можно упомянуть российский Sukhoi Superjet 100, украинско-российский Ан-148, китайский ARJ21, японский Mitsubishi Regional Jet. Все эти программы в той или иной степени приближаются к 100-местному рубежу, условно отделяющему региональные машины от магистральных. А признанные в этом сегменте лидеры Bombardier и Embraer не только готовят конкурентные ответы «на своей территории», но и движутся в область 110-130-местных машин (Bombardier CSeries и Embraer E-190 и E-195), непосредственно посягая на нижний сегмент узкофюзеляжных семейств Boeing 737 и Airbus A320 и создавая, очевидно, задел для дальнейшего вторжения в наиболее массовый и высокодоходный сегмент узкофюзеляжных 150-180-местных самолетов, представленный семействами Airbus A320 и Boeing 7373.

Со стороны производителей региональных самолетов Embraer и Bombardier, добившихся наибольшего успеха в своем сегменте (многие другие просто разорились или ушли с рынка в начале века), все чаще наблюдаются тенденции увеличить размерность своих самолетов и вторгнуться в сегмент магистральных самолетов. Так например, компания Bombardier в 2011 году в дополнение к своим 110-местному CS100 и 130-местному CS300 представила нового члена семейства CSeries - 150-местный самолет. Бразильская Embraer занимает неопределенную, но твердую позицию на рынке. Хотя Embraer не имеет незамедлительных планов по выходу на 150-местный рынок, первостепенная цель компании заключается в сохранении конкурентоспособности с другими производителями. Очевидно, что технологически и Bombardier и Embraer готовы к вторжению, вопрос только в рыночной ситуации и выборе подходящего момента.

Кроме того, китайская Comac стремится вывести на рынок 150-местный C919 в 2016 г., и тогда же ОАК планирует ввод в эксплуатацию 150-210-местного самолета семейства MC-21. Об амбициозности этих проектов говорят даже их названия (МС-21, как известно, обозначает «магистральный самолет XXI века»). А обозначив свой прорывной проект C919, Китай признает, что литеры «A» и «B» в мировом авиапроме принадлежат Airbus и Boeing, и скромно отводит себе третье место. Очевидно, эти проекты будут пользоваться государственной поддержкой.

Если рассматривать мировое гражданское авиастроение как целостную отрасль, то структура мирового производства в этой отрасли имеет вид, представленный на рисунке 1.

Рис. – Структура продукции мирового гражданского авиастроения4.

Согласно маркетинговым исследованиям компании Boeing, единственными игроками на рынке крупных коммерческих самолетов являютсяAirbus и Boeing. Канадская Bombardier и бразильский Embraer являются лидерами отрасли в региональных и бизнес-самолетов рынке. В целом, рынок гражданского самолётостроения характеризуется высокой степенью концентрации: четыре крупнейшие авиастроительные компании мира удерживают 70% мирового рынка, из них на долю Airbus и Boeing. приходится более 50% (рис. 2). Данное обстоятельство позволяет охарактеризовать рынок гражданского самолётостроения как дуополию.

Рис. – Доли мирового рынка крупнейших авиастроительных компаний5.

Финансовые характеристики и возможности ведущих мировых авиапроизводителей несопоставимы даже с наиболее крупными российскими компаниями (табл. 1).

Таблица .

Важнейшие финансово-экономические характеристики ведущих зарубежных и российских авиастроительных компаний6

Компания

Объем продаж, млрд долл.

Основной капитал, млрд долл.

Численность занятых, тыс. чел.

Объем продаж на 1 занятого, тыс. долл.

Зарубежные

«Boeing» (США)

64, 3

33, 2

160, 5

400, 7

EADS («Airbus»)

60, 6

52, 2

121, 7

498, 0

«Bombardier» (Канада)

17, 7

10, 8

65, 2

271, 1

«Embraer» (Бразилия)

5, 4

6, 0

18, 9

284, 1

Российские

«Сухой»

1, 2

-

31, 0

38, 7

«Иркут»

1, 3

-

-

-

Воронежское акционерное авиастроительное общество (ВАСО)

0, 23

-

7, 2

31, 9

ЗАО «Авиастар»

0, 05

-

-

-

«Авиакор»

0, 02

-

Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова (КАПО)

0, 01

-

6, 1

1, 6

Данные таблицы свидетельствуют, что даже ведущие оборонные авиастроительные предприятия, такие как «Сухой» и «Иркут», выбранные для налаживания производства новых перспективных самолетов, отстают по объемам продаж от бразильской компании Embraer в четыре раза, а от Boeing и Airbus – почти в 50 раз. Уровень производительности труда в российских компаниях на порядок ниже, чем в ведущих зарубежных авиастроительных корпорациях.

В настоящее время многие авторитетные мировые издания составляют свои рейтинги компаний-лидеров мировой авиастроительной отрасли, используя при этом различные критерии. При этом конкурентоспособность продукции этих компаний играет не последнюю роль при составлении рейтингов (рис.3).

15 компаний – лидеров

аэрокосмической отрасли, входящих в рейтинг Global Fortune 500

17 компаний - лидеров

аэрокосмической отрасли, входящих в ТОП-1000 по версииIndustryweek

1. Textron

2. United Technologies

3. Boeing

4. Raytheon

5. Honeywell International

6. General Dynamics

7. Lockheed Martin

8. Rolls Royce Group PLC

9. Northrop Grumman Corp.

10. BAE Systems PLC

11. Thales Group

12. Bombardier

13. L-3 Communications

14. EADS

15. Finmeccanica

1. Boeing Co

2. EADS

3. United Technologies

4. Lockheed Martin

5. Northrop Grumman

6. BAE Systems PLC

7. Raytheon

8. Finmeccanica

9. Rolls Royce Group PLC

10. Textron

11. Dassault Aviation

12. Goodrich

13. Embraer

14. Smiths Group PLC

15. Spirit Aerosystems

16. Saab AB

17. Zodiac SA

Рис. – Примеры рейтингов компаний-лидеров мирового авиастроения.

Что же касается крупнейших игроков на российском рынке гражданского самолётостроения, то истоки глобальной интеграции и кооперирования в российском авиапроме восходят к середине 1990-х годов, причем значительную роль в развитии гражданского сектора авиационной промышленности сыграла отрасль военного авиастроения. В конце января 1996 года президент РФ Б.Ельцин подписал указ об образовании военно-промышленного комплекса МАПО на основе фирмы «МиГ», в который передавались 11 предприятий. Причем помимо смежников по производству истребителей МиГ-29 в состав комплекса планировалось включить вертолетное направление - кооперацию «Камова». Однако корпорация получилась лишь подобием задумывавшегося крупного самолетно-вертолетного холдинга. В нее было передано только 50% госакций ОАО «КБ имени Камова». В конце 1999 года МАПО было преобразовано в российскую самолетостроительную корпорацию (РСК) «МиГ».

В августе 1996 года Б.Ельцин подписал новый указ об объединении разработчиков и изготовителей самолетов марки «Су» в авиационный военно-промышленный комплекс (АВПК) «Сухой». В него планировалось включить ОКБ им. Сухого, Комсомольское-на-Амуре, Иркутское и Новосибирское авиапроизводственные объединения, а также Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева. Но в реальности создать концерн тогда не удалось: его важнейшие составляющие - серийные заводы - продолжали свою вполне самостоятельную деятельность, зачастую игнорируя надстройку в виде АВПК. Причем Иркутский завод и вовсе не контролировался АВПК и государством (на тот момент его госдоля составляла 14, 7%, которая была передана в АВПК), он создавал свой собственный холдинг, ставший корпорацией «Иркут».

Официальное одобрение самой идеи создания ОАК произошло 22 февраля 2005 года на заседании президиума Госсовета, который прошел в подмосковном Жуковском под председательством президента РФ Владимира Путина. Для подготовки создания управляющей компании и консолидации авиастроительного бизнеса в ОАК было организовано некоммерческое партнерство «Объединенный авиастроительный консорциум».

Однако проект указа был раскритикован в ряде заинтересованных государственных ведомствах, в первую очередь, в государственно-правовом управлении администрации президента РФ. Основной причиной этого стал рост госфинансирования, срочная потребность в частных инвестициях исчезла. Доля государства в корпорации была увеличена до «не менее 75% величины уставного капитала». В таком виде 20 февраля 2006 года указ, получивший номер №140, был подписан Владимиром Путиным.

ОАК, как некий аналог общеевропейской компании EADS, выпускающей самолеты Airbus, получила значительную финансовую поддержку государства и направила эти средства в приобретенные компании для улучшения их положения. Бюджет ОАК, составлявший в 2007 г. 2 млрд руб., в 2008 г. вырос до 24 млрд руб. (около 770 млн долл.). Общее производство гражданских самолетов увеличилось с 6 в 2005 г. до 15 в 2009 г. (табл. 2).

Таблица .

Производство гражданских авиалайнеров в России в 2005-2011 гг.7

Тип самолета

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Ан-140

-

1

1

-

1

-

-

Ан-148

-

-

-

-

2

4

2

Ан-38

-

-

1

-

-

-

-

Ил-96

1

2

2

2

4

-

-

Ту-154

1

1

1

-

-

-

-

Ту-204

3

4

2

10

6

4

5

Ту-214

1

2

-

1

3

1

6

Всего

6

10

7

13

16

9

13

Таким образом, за последние семь лет пять основных финальных заводов (ульяновский, воронежский, казанский, самарский и саратовский) выпускали в среднем 9 лайнеров в год, или менее двух самолетов в расчете на одно предприятие, включая как пассажирские, так и грузовые модификации. При этом два завода – самарский и саратовский – в указанный период продолжали достраивать самолеты устаревших советских конструкций. В то время как зарубежные компании, производящие гражданскую авиатехнику, продают сотни самолетов в год (табл. 3).

Таблица .

Поставки гражданских самолетов ведущими зарубежными авиастроительными компаниями, 2000-2011 гг.8

«Boeing»

«Airbus»

«Bombardier»

«Embraer»

2000

491

311

160

2001

527

325

161

2002

381

303

131

2003

281

305

101

2004

285

320

148

2005

290

378

141

2006

398

434

130

2007

441

453

361

169

2008

375

483

349

204

2009

481

498

302

244

2010

462

510

320

246

2011

567

582

308

252

В 2011 г. компания Boeing поставила авиакомпаниям 567 самолетов, Airbus – 582, Bombardier – 308, Embraer – 252 самолета. Те компании, которые снижают объемы продаж до уровня 50–80 самолетов в год, попадают в зону риска, после чего, как правило, следуют банкротства, перепрофилирование или поглощение другими, более крупными авиапроизводителями. Таким образом, российский авиапром (даже если рассматривать его как единую компанию), доля продаж гражданской продукции которого не превышает в последние годы 0, 5% мирового авиарынка, давно перешел критический рубеж, за которым следует прекращение деятельности.

Зарубежные поставщики магистральных самолетов выводят на мировой рынок новую модель или модификацию практически ежегодно. Российский авиапром в 1992–2010 гг. начал поставлять в авиакомпании три типа самолетов, разработка и подготовка производства которых в основном были проведены в советский период: Ил-96-300, Ту-204, Ту-214. Что же касается самолетов, процесс создания которых пришелся на период функционирования отрасли в рыночных условиях, заключительная стадия их создания (от начала подготовки производства до поступления в эксплуатацию) затянулась на неопределенный срок. Такая ситуация сложилась с самолетами Ту-334, Ту-324, Ту-234 и рядом других.

О том, что в настоящее время дуополия на мировом рынке гражданского самолетостроения завершается, свидетельствует множество признаков. Например, об этом можно судить по отношению Airbus к вопросу о ремоторизации семейства A320 двигателями нового поколения. Вопрос не новый, но всего два года назад Airbus расценивал ситуацию исключительно с точки зрения своего собственного бизнеса и конкуренции с Boeing. Рассматривались следующие соображения. Узкофюзеляжный самолет нового поколения должен появиться примерно в 2020 г. (такого же мнения в Airbus придерживаются и сейчас); до этого времени необходимо продать достаточное количество модернизированных A320, чтобы окупить затраты на ремоторизацию. Вместе с тем требуется чтобы модернизация не слишком помешала продажам ни существующей модели, ни самолета-преемника. Кроме того, ремоторизация могла спровоцировать Boeing к созданию самолета-преемника, поскольку разместить перспективные двигатели с высокой степенью двухконтурности под низкорасположенным крылом 737 более затруднительно. Тогда получилось бы, что Airbus модернизирует старую модель, в то время как Boeing создает новую.

Сейчас в ход идут совсем другие соображения. Так как работа по ре-моторизации началась в 2010 году, то начало поставок модифицированных А320 заказчикам может состояться уже во второй половине 2015 г. Это позволит обогнать китайский Comac C919 и, как полагает Airbus, также позволит вовремя парировать угрозу со стороны CSeries. По плану Bombardier, поставки самолетов CSeries должны начаться в 2014 г., но в Airbus ожидают, что Bombardier, подобно остальным самолетостроителям, тоже столкнется с задержками в реализации программы, в результате чего выход на рынок CSeries примерно совпадет с появлением ремоторизированных A320.

Как видно, проблема ремоторизации A320 стала актуальной независимо от того, как может поступить Boeing. По нашему мнению, это и есть реальное доказательство конца дуополии на рынке. Более того, чувствуя угрозу, Boeing и Airbus начинают сотрудничать в вопросах конкуренции (прежде подобное взаимодействие было возможно только в вопросах безопасности и экологии). Сейчас Boeing и Airbus выступают единым фронтом против льгот, которые правительство Канады предоставляет компании Bombardier. Но, похоже, дуополию уже не спасти.

Обобщая изложенное, отметим, что в 2012 году в мировом гражданском авиапроме доминирующим вектором текущего развития стало четкое понимание того, что безраздельное господство компаний Airbus и Boeing на рынке магистральных воздушных судов закончится в обозримом будущем. Причем закончится в самом массовом и высокодоходном сегменте узкофюзеляжных машин вместимостью около 150 кресел, на который претендуют китайские, канадские, российские и бразильские самолетостроители. Конец двоевластия подхлестнет и смену поколений самолетов, что вкупе с экономическими и экологическими требованиями ведет к созданию нового поколения двигателей, композитных материалов, экологически чистого топлива. В связи с этим, представляет несомненный интерес анализ ключевых факторов конкурентоспособности, оперируя которыми, авиастроительные компании рассчитывают увеличить долю своего присутствия на мировом рынке.

2. Анализ факторов конкурентоспособности

Вопрос оценки конкурентоспособности воздушного судна возникает при принятии решения промышленностью о целесообразности разработки и производства нового типа ВС, у коммерческого перевозчика (эксплуатанта) - при выборе самолета для обеспечения спроса на перевозки или необходимости замены списываемого парка, При этом неизбежно встает проблема корректного сравнения эксплуатируемых и новых ВС отечественного производства, а также предлагаемой на отечественный рынок авиационной техники западного производства.

Сегодня отсутствует приемлемая методика определения уровня конкурентоспособности сложной промышленной продукции, в том числе, авиационной. Конкурентоспособность продукции - понятие комплексное, которое требует многогранной оценки. Только начинает формироваться системный подход к управлению конкурентоспособностью сложной научно-технической продукции9.

Необходимо уточнение понятия «конкурентоспособность авиационной техники», под которым следует понимать ее способность удовлетворять потребностям субъекта инфраструктуры, которые позволяют экономически развиваться как продуценту, так и эксплуатанту.

Существуют следующие наиболее известные методы оценки конкурентоспособности10:

метод сравнения с базом образцом;

экспертная оценка конкурентоспособности товара;

оценка конкурентоспособности по объему продаж;

индексный метод оценки КС;

метод анализа иерархии;

определение комплексного показателя КС через среднее арифметическое показателей КС отдельных видов продукции;

представление комплексного показателя КС на основе использования среднего взвешенного геометрического показателя единичных показателей КС и др.

Интенсивное развитие авиационной техники, создание новых поколений пассажирских и транспортных воздушных судов с каждым годом предъявляют все новые требования в области эксплуатации воздушного транспорта, безопасности воздушного транспорта, двигателестроения.

Если не принимать во внимание покупки самолетов частными лицами, правительствами государств для перевозки VIP и другие аналогичные единичные закупки авиационной техники, то в подавляющем большинстве случаев покупателями самолетов являются авиакомпании, как конечный потребитель. Поэтому можно утверждать, что основным обобщающим фактором конкурентоспособности самолета являются требования к его техническим и эксплуатационным характеристикам со стороны авиакомпаний. Можно предположить, что эти требования в максимальной степени отвечают характеру конкуренции на рынке гражданского самолётостроения.

При обновлении воздушного парка авиакомпании обычно руководствуются методом совокупной стоимости владения11 (Total Cost Ownership - TCO), при котором оценивается не только стоимость покупки, но и сравнивается уровень расходов на техническое обслуживание и вывод из эксплуатации. Этот метод, как правило, используется для сравнения аналогичных типов воздушных судов, однако он не подходит для сопоставления нового самолета и того, который уже находится в эксплуатации.

Авиакомпании, которые планируют обновлять флот, как правило, учитывать следующие факторы: пассажировместимость (как главный доходообразующий фактор), цену самолета и стоимость технического обслуживания (как главные затратообразующие факторы), расход топлива и динамику роста цен на топливном рынке, надежность, а также общее воздействие нового самолета на парк эксплуатируемых воздушных судов12. Другие факторы конкурентоспособности, такие как, например, акустические и экологические характеристики воздушного судна, чаще всего отходят на второй план, и учитываются лишь по мере необходимости.

Структура воздушного парка является одним из решающих факторов при принятии окончательного решения о приобретении того или иного типа воздушного судна. Приобретение нового самолета или выведение из эксплуатации одного из воздушных судов оказывает существенное влияние на финансовое положение компании, уровень операционных расходов, способность выполнять рейсы по определенным маршрутам и тарифную политику.

Как объект проектирования, современный самолет представляет собой сложную техническую систему с развитой иерархической структурой, большим числом элементов и внутренних связей, возрастающих примерно пропорционально квадрату числа элементов, например, планер современного широкофюзеляжного самолета состоит больше, чем из миллиона деталей.

С другой стороны, самолет сам по себе - это техническое устройство, мертвое вне действия, вне производства и только как элемент более сложной системы, включающей самолетные парки и летные экипажи, технические средства и персонал для подготовки самолета к полету, он способен выполнять определенные задачи. Следовательно, самолет является подсистемой сложной системы более высокого иерархического уровня - авиационного комплекса, который в свою очередь, является элементом транспортной системы13.

Несмотря на наличие целого ряда отечественных проектов воздушных судов (ВС), современный период неблагоприятен для российской авиационной промышленности, поэтому коммерческий успех может быть достигнут лишь теми производителями, которые обеспечат приемлемый уровень конкурентоспособности в условиях все возрастающих требований к качеству перевозочного процесса, в том числе в условиях конкуренции с продукцией ведущих авиастроительных фирм.

Российские авиакомпании часто отказываются от приобретения российских самолетов, ссылаясь на их якобы низкую конкурентоспособность по сравнению с зарубежными. Однако методического единства подходов к определению конкурентоспособности в этой сфере до сих пор не выработано.

Рис. – Современная структура парка воздушных судов.

Отвлекаясь от теоретических аспектов определения интегрального показателя конкурентоспособности, необходимо отметить, что отдельные технические характеристики новых отечественных и зарубежных самолетов (топливная эффективность, масса сухого снаряженного самолета на одно пассажиро-место) практически совпадают, а по ценовым параметрам российская авиатехника даже имеет преимущество (табл. 4).

Таблица .

Сравнительная конкурентоспособность российских и зарубежных самолетов14

Тип самолета

Число

пассажиров

Стоимость,

млн долл.

Топливная

эффективность, г/пасс.-км

Ил-96

300

58

Зарубежные аналоги:

А-330-300

295

185

Boeing-767-300

295

170

Ty-204

210

40-45

19, 3

Зарубежные аналоги:

А-320

220

90

18, 5

Boeing-757-200

216

80

23/4

Ту-334

100-140

17-20

20

Зарубежные аналоги:

Embraer (Бразилия)

78-118

27-35

Bombardier (Канада)

70-90

24-40

Из таблицы видно, что стоимость ближнемагистрального регионального российского самолета Ту-334 при большей вместимости почти на 50% ниже цены бразильских и канадских аналогов, а стоимость дальнемагистрального широкофюзеляжного Ил-96 при равной пассажировместимости почти в три раза ниже стоимости Airbus и Boeing. При этом отечественные авиакомпании, включая государственный «Аэрофлот», упорно закупают зарубежные самолеты, отказываясь от российских.

Это можно объяснить лишь тем, что закупается преимущественно подержанная западная техника на основе долгосрочного лизинга, а также тем, что западные компании для продвижения на российский рынок своей продукции предоставляют беспрецедентные льготы (оплаченные в конечном итоге средствами государственной поддержки).

Существует точка зрения, что ряд факторов снижает или даже сводит на нет отдельные конкурентные преимущества отечественных воздушных судов нового поколения. Среди них – низкая надежность агрегатов, неудовлетворительная поддержка эксплуатации и отсутствие региональных центров материально-технического обеспечения, несоответствие постоянно ужесточающимся требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по шумам самолетов.

Единичное производство самолетов, обеспечиваемое главным образом заделом, созданным в советский период, и, соответственно, низкий уровень продаж привели к убыточности большинства предприятий гражданского сектора авиационной промышленности, лишенных в силу этого возможности финансировать обновление основных фондов и использовать современные технологии автоматизированного проектирования, производства и обслуживания авиатехники нового поколения.

Предприятия отрасли понесли также серьезные кадровые потери. Например, на авиационном заводе в Ульяновске, где в советский период работало почти 40 тыс. чел., занятость в самолетостроительном производстве в настоящее время составляет 8 тыс. чел. На Воронежском авиационном заводе работает 7 тыс. чел., на Казанском – 6 тыс. В конструкторском секторе идет старение кадров, средний возраст работающих приближается к критическому пределу в 60 лет.

Таблица .

Технико-экономические характеристики «старых» и «новых» российских самолетов

Показатели

Ту-334

SSJ100

Ту-204

МС-21

Пассажировместимость

102-138

78-100

210

150

Расход топлива, кг/час

2000

1800

Крейсерская скорость, км/час

820

840

850

850

Число пилотов

3

2

Дальность полета, км

4100

3000

6500

5000

Первый полет

1999 г.

2010 г.

1989 г.

2014 г.

Начало эксплуатации

-

апрель 2011

1995 г.

2016 г.

Стоимость единицы, млн долл.

17-20

32

35-40

60-70

Стоимость всей программы, млн долл.

100

5300

К основным показателям потребительских качеств ВС следует отнести:

показатели надежности и безопасности;

летно-технические характеристики ВС;

показатели технического совершенства (расход топлива, трудоемкость технического обслуживания и т. п);

экологические показатели;

экономические показатели, такие как удельная стоимость на одно пассажиро-место и топливная эффективность ВС, в совокупности эти параметры определяют прямые эксплуатационные расходы (ПЭР);

цена, условия приобретения, наличие инфраструктуры, послепродажное обслуживание самолета.

Исходя из вышесказанного, в данном исследовании предложена иерархическая структура, включающая в себя три уровня факторов:

1-й уровень - интегральные показатели конкурентоспособности (INT):

для потребителя;

для субъекта инфраструктуры;

для эксплуатанта;

для продуцента.

2-й уровень - обобщающие показатели конкурентоспособности ВС:

лётно-технические характеристики;

силовая установка;

габариты самолета;

экономические характеристики;

показатели безопасности и др.

3-й уровень - частные показатели конкурентоспособности ВС:

пассажировместимость;

крейсерская скорость;

дальность полёта;

необходимая длина ВПП;

максимальная взлётная масса;

максимальный запас топлива;

взлётная мощность;

длина самолёта;

высота самолета;

размах крыла;

диаметр фюзеляжа;

топливная эффективность;

расход топлива;

каталожная стоимость.

При формировании номенклатуры параметров, в частности потребительских показателей качества, принимается к рассмотрению только ограниченное число (около 10) наиболее существенных характеристик объекта оценки. При избыточной номенклатуре (что характерно для сложных технических параметров) имеется опасность растворить главные показатели в обилии второстепенных. В ряде случаев большое число показателей (более 30 - 40) создает только видимость точного решения, что приводит к многократному возрастанию сложности расчетов.

Таким образом, можно констатировать, что на авиарынке функционируют субъекты, которые используют разные критерии конкурентоспособности.

Представляется целесообразным провести сравнительный анализ качества и конкурентоспособности продукции гражданского авиастроения на примере двух типовых моделей самолётов - Ил-96 и Boeing 767. При этом учитывалось, что срок их эксплуатации в России составит пять лет.

Сравнение самолетов Ил-96 и Boeing 767 логичнее всего начать с сопоставления их основных технических параметров и характеристик, от которых зависят эксплуатационные расходы, а также ставки аэропортовых и аэронавигационных сборов (табл. 6). Рассмотрим сначала только те затраты, которые напрямую зависят от летно-технических характеристик воздушных судов.

Таблица .

Сравнение технико-экономических показателей Ил-96 и Boeing 767

Показатель

Ил-96

Boeing 767

Максимальная взлетная масса, т

250

187

Предельная коммерческая загрузка ВС (эксплуатационная), т

33, 6

31, 6

Фактическая дальность, км

6643

7945

Фактический расход топлива, кг/ч

7977

4979

Налет в год на 1 списочное ВС, ч

3067

5168

Процент исправности, %

63, 9

91, 2

Состав летного экипажа (с учетом усиленных и проверяющих), чел.

4, 6

3, 2

Максимальная пассажировместимость (конструктивная), чел.

300

290

  1   2   3   4   5

Похожие:

Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Программа развития муниципального автономного общеобразовательного...
Проблемно-ориентированный анализ, оценка достижений, конкурентных преимуществ
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon «Россия на мировом фармацевтическом рынке»

Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon «Китайский сектор информационно-коммуникационных технологий в конкурентной...

Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Аннотация Иванов Эффективность повышения конкурентных преимуществ организации
Выпускная квалификационная работа (Дипломный проект), 2008, 108 с.,11 рисунков,40 таблиц,40 источников
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Аналитический отчет по результатам Анализа состояния конкуренции...
Целью исследования является: анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке сырой нефти и выявление хозяйствующих субъектов,...
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Донской государственный технический университет
Цель работы состоит в проведении анализа значимости факторов конкурентоспособности и предложении компаниям эффективных инструментов...
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Исследование конкурентных преимуществ исследуемой гостиницы
Исследование особенностей организации гостиничного бизнеса (на примере гостиницы "Сибирь" Алтайского края)
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Инструкция по эксплуатации русский
Мы поздравляем Вас с приобретением стиральной машины Eurosoba 1100 Sprint+, лучшей из всех представленных на мировом рынке малогабаритных...
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Решение Высшего Арбитражного суда РФ по делу ОАО «тнк-вр холдинг»
Формирование конкурентных отношений на оптовом рынке электроэнергии и мощности орэм 44
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Выпускная квалификационная работа по направлению «Экономика»
Важность внедрения в России формата xbrl неоспорима – это необходимое условие для успешного взаимодействия на мировом финансовом...
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Н. В. Парахин, академик ран, доктор сельскохозяйственных наук
Поэтому повышение качества зерна в настоящее время является ключевой проблемой сельского хозяйства, так как участие в мировом рынке...
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon И. А. Ромахина декан факультета
Анализ спроса и предложений на конкретные виды туристских услуг на региональном, российском и мировом уровне
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Основные направления и проблемы формирования механизма государственной...
Объективная необходимость активизации роли государства в повышении конкурентоспособности российских предприятиями мировых рынках
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Оао «интер рао еэс» Приглашение к участию в открытых конкурентных переговорах
Участником конкурентных переговоров может быть любой исполнитель. Претендовать на победу в данных конкурентных переговоров может...
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. Менар К. Экономика организаций
В статье рассматривается положение России на мировом рынке, начиная с 1997 г по настоящее время. Показано отличие воспроизводственной...
Анализ конкурентных преимуществ на мировом рынке пассажирского самолетостроения icon Склад как источник конкурентных преимуществ компании
Главная идея этой книги состоит в том, что склад может и, главное, должен быть равноправным партнером в цепочке поставок. Он должен...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск