Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011


Скачать 4.28 Mb.
Название Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011
страница 1/31
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Русская устная речь

Материалы международной научной конференции
«Баранниковские чтения. Устная речь: русская диалектная и разговорно-просторечная культура общения» и межвузовского совещания «Проблемы создания и использования диалектных корпусов»1
(Саратов, СГУ, 15-17 ноября 2010 г.)

Издательский центр «Наука»
2011

УДК 811.161.1 (100) (082)
ББК 81.2 Рус я 43

Р 89

Р 89 Русская устная речь. Материалы международной научной конференции «Баранниковские чтения. Устная речь: русская диалектная и разговорно-просторечная культура общения» и межвузовского совещания «Проблемы создания и использования диалектных корпусов» (Саратов, СГУ, 15-17 ноября 2010 г.). – Саратов: Издательский центр «Наука», 2011. – 284 с.

ISBN

В сборнике представлены материалы международной научной конференции «Баранниковские чтения. Устная речь: русская диалектная и разговорно-просторечная культура общения» и межвузовского совещания «Проблемы создания и использования диалектных корпусов», посвященных памяти профессора Саратовского государственного университета Лидии Ивановны Баранниковой (1915-2002).

В статьях участников конференции рассматриваются вопросы устной речи: семантика и прагматика устной речи, структура и функции устного текста; лексическая, грамматическая, фонетическая и словообразовательная специфика русской устной речи. Статьи участников совещания посвящены проблемам создания и использования диалектных корпусов.

Для исследователей русского языка, преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников, аспирантов, студентов и всех интересующихся вопросами современной филологии.

Редакционная коллегия:
профессор О.Ю. Крючкова (отв. редактор), инж. А.И.Буранова (отв. секретарь); профессор В.Е. Гольдин, профессор Л.В. Балашова

Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор Дементьев В.В.
доктор филологических наук, профессор Кормилицина М.А.

Издано в авторской редакции

Издание осуществлено за счет средств авторов

ISBN © Авторы статей, 2011

УДК 811.161.1 (100) (082)
ББК 81.2 Рус я 43



Лидия Ивановна Баранникова

1915 - 2002

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Семантика и прагматика устной речи

Балашова Л.В. Метафорические модели ВЛАСТИ в литературном языке и сленге

9

Бекасова Е.Н. Просторечие как феномен церковных распрей

14

Бердникова Т.В. Крест как центральное духовное понятие в жизни диалектоносителя (по материалам текстового говора с. Белогорное)

16

Борщева О.В. Информативная, образная и ценностная зоны концепта ЛЕНЬ и их репрезентанты в русской идиоматике 4

20

Буранова А.И. Функционирование лексики религиозной сферы в конфессионально неоднородном говоре

24

Григоренко Н.А. Об одном фрагменте диалектной языковой картины мира камчадала

28

Иванча А.В. Выражение семантики интенсивности в контекстах с усилительными прилагательными

35

Илюхина Н.А. Разговорная речь как показатель механизмов образной концептуализации знания

40

Каменская Ю.В. Социальная структура общества как фрагмент диалектной концептосферы

45

Леонтьева Т.В. Общительность и общество: мотивационные связи между обозначениями общительного человека и обозначениями единиц социума

50

Наумов К.Д. Тематическая сфера «Сакральное пространство» как источник русской и польской идиоматики

58

Старостина Е.В. Динамика языкового сознания носителей русского языка по данным ассоциативных экспериментов

61

Суравикина Е.В. Языковое сознание диалектоносителя как важный источник толкования семантики слова

67

Трещева Е.Г. Образ события по данным ассоциативных экспериментов

71

Шалина И.В. Просторечная лингвокультура: концептосфера «семья»

75

РАЗДЕЛ 2. Устный текст: структура и функции

Алпатов В.М. Структура устного и письменного текста

80

Букринская И.А., Кармакова О.Е. Речевой портрет жителя провинции

86

Ерофеева Е.В.  Социолингвистический статус современной русской разговорной литературной речи и ее взаимодействие с просторечием

95

Зотина Е.В. К вопросу об изучении языковой диалектной личности (на материале электронной библиотеки русских говоров КФУ)

103

Иванцова Е.В. Культура устного общения в традиционном говоре и элитарная речевая культура: полярность или единство?

109

Косицина Ю.В. Эмоционально-смысловая доминанта диалектного монологического текста

115

Кульшарипова Р.Э.  Русские диалектные тексты как стереотипы речевого поведения

125

Милёхина Т.А. Социальная типология покупателей в русском торговом дискурсе

129

Рогачева Н.Б. Типы вторичных речевых жанров в Интернет-общении

132

Сиротинина О.Б. Общее и социоспецифичное в устной культуре общения

137

Соловьева И.В. Границы между церковным и светским миром в современном городском общении

141

Шаповалова Н.Г. Факторы, влияющие на формирование модельной личности ведущего телевизионного ток-шоу

146

РАЗДЕЛ 3. Лексическая, грамматическая, фонетическая и словообразовательная специфика русской устной речи

Брысина Е.В. Структура и семантика диалектных фразем с глагольным компонентом в составе

151

Гусева Е.Р. Динамика семантики и структуры союзов с n-, ž-партикулами (на материале севернорусских говоров)

155

Дмитриева О.И. Динамическое изучение словообразовательных процессов и возможности использования диалектного материала

158

Каргина А.П. Грамматические особенности функционирования общерусских глаголов в говорах (на материале говоров камчадалов)

163

Костина Л.Ю. Синкретичные диалектизмы (на материале говора ст-цы Архангельской Краснодарского края)

173

Кудряшова Р.И. Переселенческие говоры волгоградской области и их функционирование

175

Малоземлина О.В.  Фонетическая специфика русской устной народной речи (на материале камчатских говоров)

180

Михайлова Л.П. О признаках диалектной лексики, обусловленных воздействием иноязычной системы

186

Мурзаева Т.И. Курско-орловский диалектный комплекс на территории Саратовской области

194

Никифорова О.В.  Наименования приданого в нижегородских говорах

200

Патралова З.С. Окказиональное слово как речевая единица

204

Петрунина С.П. Частица то как средство линейной грамматики текста в сибирских говорах

208

Полищук Л.А.  Из наблюдений над вариантно-синонимическими отношениями в говорах камчадалов (лингвогеографический аспект)

211

Свешникова Н.В.  Грамматические особенности существительных в среднерусском говоре (на материале Саратовского диалектного корпуса)

219

Семенова О.Р. Живая речь на Южном Урале в прошлом и настоящем (лексический аспект)

223

Удалов Н.В., Денденков В.А. К вопросу о функционировании славяно-книжных словообразовательных моделей в диалектах и социолектах русского языка

227

Финько О.С. Наименования жениха и невесты в обрядовом аспекте (на материале кубанского свадебного обряда)

231

Харламова М.А. Антропоцентрический подход в диалектной лексикографии (о новом словаре говоров Среднего Прииртышья)

234

РАЗДЕЛ 4. Проблемы создания и использования диалектологических корпусов

Батраева И.А., Гоннова А.Д., Чебаненко А.А. Поисковый механизм саратовского диалектного корпуса

240

Большакова Н.В. Библиотека текстов как форма хранения и репрезентации диалектной речи

241

Качинская И.Б. Диалектный подкорпус НКРЯ. Новый стандарт подачи. Новое рабочее место

245

Крючкова О.Ю., Гольдин В.Е. Проблемы создания электронного диалектологического корпуса

255

Маркелов В.С. Отражение речевой культуры диалектоносителей в электронной библиотеке русских говоров (на материале говора д. Ботыли Кировской области)

265

Трегубова Е.Н., Емельянова М.В. Лингвокультурный дискурс и специфика его репрезентации в диалектном корпусе

270

Юрина Е.А., Толстова М.А. Проект диалектного корпуса старожильческих говоров Среднего Приобья

276

РАЗДЕЛ 1. Семантика и прагматика устной речи

Л.В. Балашова

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВЛАСТИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ И СЛЕНГЕ

ВЛАСТЬ – один из ядерных социально-культурных концептов в языковой картине мира – обладает сложной, многоуровневой структурой. Его концептуальным ядром являются признаки – (1) ‘право и возможность распоряжаться действиями, поведением кого-л.’; (2) ‘право и возможность влиять на социальное, имущественное и др. положение кого-л.’.

Данные характеристики присущи целому ряду тематических групп, связанных с номинацией властных структур общества: привилегированные слои общества (аристократ); верховные правители (император); законодатели (депутат); высшие должностные лица (канцлер); должностные лица, органы правопорядка (префект, судья); руководители и администраторы (директор, декан); элита (магнат). Властными функциями могут наделяться члены социальной группы (отец – в традиционной семье; учитель – в коллективе учащихся; падре, гуру – в среде верующих).

Характерной особенностью реализации данного концепта является регулярное использование социоморфной метафоры [Балашова 2006; Баранов, Караулов 1991; 2004а, 2004б; Баранов, Караулов 1994; Чудинов, Будаев 2005], причем как в литературном языке, так и в сленге. Но уже в самой частотности таких номинаций есть ряд особенностей.

Так, поскольку основными функциями метафоры являются характеризующая и эмоционально-экспрессивная, то в литературном языке переносные значения практически не встречаются в официальных терминосистемах. Напротив, регулярно (особенно в публицистике и разговорной речи) социоморфная метафора фиксируется при именовании неофициальной – экономической, идеологической и культурной – элиты (нефтяной / газетный король; кумир молодежи; властитель дум) и официальных лиц, оказывающих влияние на жизнь народа (отец народов; царские сатрапы). Другой особенностью исследуемой метафоры в литературном языке является регулярная нейтрализация различий между обозначаемыми типами властных структур: на первый план выходит обобщенное указание на привилегированное положение лица. Например, существительное хозяин в значении ‘полновластный распорядитель’ может быть отнесено к правителю, чиновнику, руководителю, лицу, оказывающему влияние на кого-л. (Хозяин (о Сталине, о любом начальнике); хозяин в доме; хозяин положения).

Современный сленг (этим термином мы именуем внелитературные социальные идиомы) также активно использует социоморфную метафору – около 400 единиц, причем здесь есть как общее, так и специфическое в сравнении с литературным языком. С одной стороны, в переносных значениях тоже регулярно нейтрализуются различия между типами властных структур (барин, сатрап – ‘любой руководитель’). С другой стороны, метафорическое именование таких структур может быть более дробным, чем в литературном языке.

В частности, в уголовном арго наиболее разработанными являются подсистемы «Лидеры преступных группировок», «Представители правоохранительных органов» (дирижёр – ‘комендант в ИТУ’; ‘главарь группировки рэкетиров’; дворник – ‘прокурор’; вождь – ‘начальник отряда в ИТУ’; казак – ‘вожак преступной группы’). В военном жаргоне таким способом характеризуют «Командный состав вооруженных сил» (Иван Грозный, папа – ‘командир части’). В сленге автомобилистов так именуют представителей ГИБДД (мастер / оператор машинного доения, гоблин, соловей-разбойник). Наиболее разнообразной сфера ВЛАСТИ оказывается в молодежном, школьном и студенческом жаргонах: «Преподавательский состав» (Гарри Потер, пастух, чабан, Мюллер – ‘директор школы’; дуче, жандарм – ‘строгий учитель’; ‘классный руководитель’; пастух, указка – ‘воспитатель’; инквизитор – ‘экзаменатор’; мазай – ‘ректор’); «Милиционер» (мушкетер, ряженый, санитар джунглей);«Контролер в общественном транспорте» (стюардесса, контра); «Авторитетный человек» (автор, весовой, старая гвардия).

В целом самой продуктивной в плане формирования социоморфной сленговой метафоры оказываются тематическая группа «Представитель правоохранительных органов» (более 60% от общего числа рассмотренных сленговых единиц). Более или менее регулярно (до 20 единиц) именуются руководители формальных и неформальных объединений (боярин, воевода, дирижер); законодательная и исполнительная власть (базар фуфломётов – ‘Государственная Дума’; скоморох – ‘депутат’; нарком, пастух, туз – ‘высокое должностное лицо’); чиновники (Швондер, гробовщик), а также старшее поколение в семье (спонсоры – ‘родители’; пахан – ‘отец’; паханка – ‘мать’). Властные функции могут закрепляться за мужем и женой, причем в последнем случае признак финансовой власти выходит на первый план (таможня, финансовый директор – ‘жена’). Показательно, что ни разу в современном сленге не зафиксировано метафор, характеризующих церковных и идеологических, морально-этических лидеров. Данный аспект «властных» отношений для носителей социальных идиомов оказывается неактуальным.

С точки зрения продуктивных источников и концептуальных моделей метафоризации в литературном языке и современном сленге обнаруживаются как общие, так и специфические черты. В частности, уже в древнерусском языке лицо, обладающее властью, регулярно ассоциируется с представителем старшего поколения родственников. В целом представление о семье как об основе всяких иных социальных отношений не раз отмечалось в литературе [Колесов 1986: 40–42; Степанов 2001: 555–562]. Специфической чертой данной концептуальной модели является ядерное положение компонента ‘близость, единство’ властителя и подвластного. Последний (младшее поколение) добровольно признает превосходство (экономическое, правовое, морально-этическое) власть предержащего (старшее поколение), рассчитывая на его покровительство (Имhти вамъ мене собh отцемъ, а мнh великому князю васъ держати въ сыновьствh и во чти, безъ обиды. Гр 1433). Руководитель-«отец» может быть строг, тогда как руководитель-«мать» только оберегает, но не наказывает (и рече Олегъ се [Киев] буди мати градомъ русскими. ЛЛ 1377, 8). Функцию властителя-покровителя может выполнять также «муж».

Характерная особенность «семейной» модели – тенденция к терминологизации ее членов. Уже в XI – XVII вв., например, эту функцию могут выполнять отец, батюшка, мать, матушка (ср. в документах по разинскому восстанию: Да пожаловать бы вамъ породhть за дом пресвятые богородицы.., и за батюшку за Степана Тимофhевича, и за всю православную християнскую вhру. Разин 1670: 311).

В современном литературном языке данная модель наиболее востребована в политическом дискурсе. Показательно, что при использовании новых метафор идеологически сохраняется система традиционных семейных отношений, например, мачеха и свекровь – о несправедливой и склонной к агрессии власти (Москва для Риги – свекровь, а не мать). Есть и тенденция к терминологизации: старший брат – о русском народе по отношению к другим национальностям СССР; отец народов – о Сталине. Сейчас подобные номинации обычно используются иронично (Уж не предлагаете ли вы рухнуть на колени и взмолиться: “Владимир Владимирович, на кого ты нас, Царь-батюшка, покидаешь?”).

В сленге «семейная» модель власти чрезвычайно продуктивна в двух основных функциях. Во-первых, это терминологическое обозначение лидера неформального закрытого объединения (в уголовном арго мама – ‘глава преступной группы’; ‘содержательница притона’; в военном жаргоне дед – ‘старослужащий’). Во-вторых, это шутливо-ироничное обозначение начальника / контролирующего органа, чье отношение к подчиненным вряд ли отличается душевностью (студенческом жаргоне мама – ‘женщина-декан’; ‘женщина-ректор’; в молодежном жаргоне папка – ‘милиционер’; в офисном сленге отец народов – ‘об авторитарном руководителе’).

Вторая регулярная социоморфная модель власти основана на СП вооруженного конфликта (оппозиция: победитель / побежденный). В отличие от первой модели здесь основой для формирования метафор становятся признаки противоборства и активности (агрессивности) в отстаивании позиции лидера. С древнерусского языка по настоящее время наиболее активно по этому принципу переносные значения формирует глагольная лексика (завоевать, покорить, пленить). В ХI – XVII в. речь, как правило, идет о власти идеологической, религиозной и этической, хотя возможно указание и на лидерство в семье, коллективе (Мнози убо въ домъхъ рати имуть, да овъ отъ жены рать имать, овъ же отъ чадъ полоняемъ есть. Изб 1073: 69). В современном русском литературном языке с помощью членов данного СП выражаются все типы «властных» ситуаций (покоритель сердец; политический временщик). В политическом дискурсе при описании предвыборной кампании эта лексика приобретает терминологические черты (партия
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Факультет иностранных языков
Дайджест – 2010: Дипломные работы студентов факультета иностранных языков Педагогического института сгу имени Н. Г. Чернышевского...
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Российской цивилизации Сборник материалов III межвузовской научной...
А43 материалов III межвузовской научной конференции 26 февраля 2010 г. Саратов: Изд-во «Наука», 2010. с
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Учитель – ученик: проблемы, поиски, находки Сборник научно-методических...
Учитель – ученик: проблемы, поиски, находки: Сборник научно-методических трудов: Выпуск – Саратов: иц «Наука», 2009. – 88 с
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Проблемы, опыт, перспективы
П18 Профессиональная подготовка будущих учителей: проблемы, опыт, перспективы: Сб науч ст. Саратов: иц «Наука», 2012. 224 с
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Иц «наука» 2009 удк 376-056. 262 (100) (082) ббк 74. 3 я43 И65 И65
И65 Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 14-17 ноября 2008 года....
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Москва 2006 смысл
В276 Когнитивная наука : Основы психологии познания : в 2 т. — Т. 1 / Борис М. Величковский. — М. Смысл : Издательский центр «Академия»,...
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Москва 2006 смысл academ'a
В276 Когнитивная наука : Основы психологии познания : в 2 т. — Т. 2 / Борис М. Величковский. — М. Смысл : Издательский центр «Ака­демия»,...
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Учебное пособие для студентов психологических специальностей Балашов
С44 Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект : учеб пособие для студ психол спец. / Е. М. Скотарева....
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Литература по профессии нпо, 131003. 04 «Машинист на буровых установках»
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык. М.: Издательский центр «Академия»,2011
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Областной закон
Внести в областной закон от 28. 12. 2010 №907-оз «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (газета...
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Приказ от 1 ноября 2012 г. N 572н об утверждении порядка оказания...
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"...
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Приказ от 1 ноября 2012 г. N 572н об утверждении порядка оказания...
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"...
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Приказ от 1 ноября 2012 г. N 572н об утверждении порядка оказания...
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"...
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Приказ от 1 ноября 2012 г. N 572н об утверждении порядка оказания...
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"...
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Приказ от 1 ноября 2012 г. N 572н об утверждении порядка оказания...
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"...
Проблемы создания и использования диалектных корпусов» 1 (Саратов, сгу, 15-17 ноября 2010 г.) Издательский центр «Наука» 2011 icon Приказ от 1 ноября 2012 г. N 572н об утверждении порядка оказания...
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск