Ращупкина С. Ю. Логопедические игры

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры


НазваниеРащупкина С. Ю. Логопедические игры
страница1/17
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17






«Обучение с пеленок»


Гаврилова А. С,

Шанина С. А.

Ращупкина С. Ю.

Логопедические игры

Москва 2010







Предисловие

Открывая любую книгу, в том числе и эту, каждый задает себе вопросы: что это за книга? Чем она полезна? Кто ее будет читать? Хочется сказать, что в первую очередь эта книга будет полезна родителям маленьких детей, ведь в ней можно найти разнообразные игры, которые помогут развить речь малыша.

К сожалению, в наш век высоких технологий, снижается уровень культуры и развития связной речи детей. Это связано с тем, что все больше в нашу жизнь вХодят компьютеризация и Интернет, вследствие чего люди, а особенно дети до­школьного возраста и школьники теряют интерес к чтению. Дети развиваются больше физически, чем психически. При этом с каждым годом растет объем зна­ний, который дети должны не просто запомнить, но и понять. В настоящее время создаются новые обучающие программы и методики, которые помогают подгото­вить ребенка к школе.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными зада­чами, взрослым нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них речи, как основного средства общения и способа познания. Часто взрослые плохо представляют себе, что такое речь и на что нужно обращать внимание в обучении ребенка. Что же нужно делать, чтобы речь малыша развивалась пра­вильно? На этот вопрос ищут ответы психологи, педагоги, дефектологи, лингвис­ты и пр.

Из этой книги вы узнаете не только о том, как развить речь ребенка, но и о причинах появления нарушений речи, узнаете о процессе формирования дет­ской речи, а так же сможете подготовить ребенка к успешному обучению в школе. Проводить занятия с ребенком лучше всего в игровой форме, ведь игра занимает главное место в жизни дошкольника. Именно игра делает обучение интересным и занимательным, а значит, и успешным. Для взрослого же игра является отлич­ным средством всестороннего развития и воспитания ребенка.

Глава 1. Что должны знать родители о речи
Возрастные периоды развития детей

В зависимости от возрастных особенностей физического и психического развития ребенка специалисты выделили периоды развития ребенка. Конечно же, между отдельными периодами нельзя провести какой-то определенной и четкой границы, но выделять их просто необходимо, так как каждому из них со­ответствует свой уровень развития организма, наличие ведущей деятельности.

Ученые выделяют следующие периоды развития:

  1. период новорожденности — от момента рождения до 4 недель;

  2. грудной (младший ясельный) период — от 4 недель до 1 года:

  3. старший ясельный период — от 1 до 3 лет;

  4. дошкольный период — от 3 до 7 лет;

  5. младший школьный возраст — от 7 до 10—11 лет;

6)средний школьный возраст (подростковый период, период полового созревания) — от 11 до 15 лет;

7)старший школьный возраст (юношеский период) — от 15 до 18 лет.

Каждому периоду соответствуют свои особенности и степень приспособлен­ности организма к условиям окружающей среды, от которых зависят уход, пита­ние, обучение и воспитание ребенка.
Этапы формирования правильного звукопроизношения у детей

Процесс становления речи довольно сложный и длительный, в ходе него ре­бенок учится не только понимать обращенную к нему речь, но и самостоятельно воспроизводить необходимые звуки, объединять их в слоги и слова, добиваясь при этом того, чтобы его речь понимали окружающие.

В осуществление процесса становления речи включены центральная нерв­ная система, а также слуховые и речевые органы. Помимо этого на процесс ста­новления речи оказывают влияние различные наследственные факторы, усло­вия жизни, воспитание и обучение ребенка. Однако далеко не всегда правильное произношение самостоятельно формируется у ребенка, а в таком случае ему просто необходима помощь логопеда.

Чаще всего у детей встречаются следующие нарушения произношения:

  1. пропуски, т. е. ребенок просто не произносит трудный звук;

  2. и
    Для обозначения неправильного произношения звуков были приняты специальные термины, которые образова­ны от названий соответствующих букв греческого алфавита с добавлением суф­фикса — изм: сигматизм — нарушения произношения свистящих и шипящих звуков, ламбдацизм — звуков [л-ль], ротацизм - звуков [р-рь], каппацизм — [к-кь], гаммацизм - [г-гь], хитизм - [х-хь], йотацизм— . [j].
    скажения — ребенок произносит звук, но несколько искажает его;

3)замены и смешения — ребенок не различает похожие звуки и меняет их местами.

Как правило, подобные нарушения наблюдаются не со всеми звуками, а толь­ко с теми, произнесение которых требует достаточного развития мышц языка, его подъема и скоординированности движений всех речевых органов. Это шипя­щие звуки [ш], [ж], [ч], [щ]; свистящие звуки [с], [з] и их мягкие варианты, [ц]; сонорные звуки [л], [р] и их мягкие варианты. Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков [к], [г], [х], [т], [д] и их мягких вариантов, [j]. Искажаясь, звуки могут произноситься сХодно в близких фонети­ческих группах: глухих и звонких (напри­мер, [с-з], [ш-ж]), твердых и мягких (например, [с-сь], [л-ль]), но могут наблюдаться и изолированные нарушения, особенно твердых или мягких звуков.

Существуют следующие этапы формирования звукопроизношения.
Подготовительный этап

Этот этап направлен на формирование у ребенка интереса к предстоящим занятиям, выработку необходимых точных и скоординированных движений его речевых органов с помощью артикуляционных и дыхательных упражнений, развитие на­выков звукового анализа и контроля своего произношения, тренировку произ­вольного внимания и памяти.
Этап формирования начальных навыков правильного произношения

Этот этап включает в себя постановку правильных звуков, их автоматиза­цию, т. е. закрепление правильного произношения в слогах, словах, предложени­ях, дифференциацию сходных по звучанию звуков, т. е. умение различать похо­жие звуки, отбирать их во время произнесения и не смешивать.

Постановка отдельного звука осуществляется с помощью необходимых спо­собов и приемов. После того, как ребенок научиться произносить этот звук, мож­но переходить к процессу автоматизации, который заключается в том, что ребе­нок произносит доступный ему звук в специально подобранных слогах, словах, предложениях.

Необходимо помнить и о том, что автоматизация уже поставленных звуков должна проводиться при соблюдении определенных правил.


В том случае, если ребенок уже умеет произносить отдельный звук, но не употреб­ляет его в своей речи, коррекционную работу можно начинать, минуя этап поста­новки, т. е. переХодить к этапу автоматизации и диффе­ренциации.



Правила автоматизации звуков

1.Последовательность автоматизации звуков должна определяться особенностями развития ребенка и темпами усвоения нового материала. Логопеды советуют автоматизировать поставленные звуки в обратных сло­гах, так как ребенку довольно легко в медлен­ном темпе поставить свои органы речи в нуж­ное для произнесения согласного звука положение или же быстро изменить их положение для произнесения последую­щего гласного.

2. Начинать постановку звуков лучше всего со свистящих: [с-сь], [з-зь], [ц], при этом можно также вести работу и над заднеязычными [к-г-х] и сонорными [л-ль], [р-рь].

Следует помнить о том, что нельзя одновременно вести работу по постановке свистящих и шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], так как многие дети с нарушения­ми звукопроизношения смешивают эти звуки между собой или взаимозаменяют.

  1. Нужный звук произносится длительно, причем в обратных слогах нужно протянуть и предшествующую ему гласную.

  2. При автоматизации поставленного звука в словах и предложениях не сле­дует обращать пристального внимания на неправильное произношение других звуков. Например, произнося слово ШАР для закрепления звука [ш], нельзя по­путно поправлять звук [р]. Если то же слово встречается при закреплении звука [р], не поправляется произношение звука [ш]. Ведь на начальном этапе обучения ребенку очень трудно следить за правильным произношением нескольких зву­ков одновременно.

  3. В том случае, если автоматизируемый звук находится в середине слова, то слоги, стоящие перед ним следует произносить отдельно. Такое произношение помогает ребенку сосредоточить свое внимание на автоматизируемом звуке.

  4. При автоматизации парных звонких согласных звуков не следует исполь­зовать слова, в которых они оглушаются, например, низкий [ниский], ложка [лошка], гладкий [глаткий], глаз [глас] и т. д.

  5. При автоматизации парных глухих согласных звуков исключаются слова, в которых они озвончаются, т. е. превращаются в парный звонкий согласный. На­пример, просьба [прозьба], сделать [зделать], вокзал [вагзал].

  6. Для того, чтобы не было различий между произнесением слов с автомати­зируемым звуком и разговорной речью, безударная гласная [о] произносится в словах, как [а]. Например, корова [карова], очки [ачки], лето [лета].


Этап формирования коммуникативных навыков

Этот этап необходим для того, чтобы у ребенка выработался навык выбора и употребления поставленного звука в различных ситуациях. На этом этапе можно использовать различные тексты, стихотворения, диалоги, упражнения и рече­вые игры.
Умственное и речевое развитие ребенка
Нарушения развития речи

На умственное и речевое развитие ребенка влияют самые разнообразные факторы, которые зависят от экономических условий, культуры, традиций того или иного общества, уровня медицинского обслуживания.

Однако главным все же является то, что в основе большинства нарушений лежит неправильное развитие нервной системы или ее отдельных анализаторов. Все факторы, влияющие на развитие ребенка, можно условно разделить на внешние и внутренние. Внутренние причины — это, прежде всего, врожденные нарушения, которые обусловлены различными хромосомными и генетическими аномалиями.


Хромосомные аномалии

Подобные аномалии связаны с изменением числа хромосом или их структуры. В результате таких нарушений могут развиться как различные психические заболевания или син­дромы, так и аномалии в виде микроцефалии, нарушения слуха, зрения, интеллекта, деформации конечностей, строения черепа.


Генетические аномалии

Этот вид аномалий связан с тем, что в организме ребенка наХодятся так называемые «опасные» гены, которые вызывают нарушения интеллекта, слуха, болезни нервной системы и т.д.

Однако, кроме того, гены передают по наследству и особые интеллектуаль­ные способности (музыкальные, математические, художественные, литератур­ные).

Внешние факторы, как правило, связаны с неблагоприятным влиянием ок­ружающей среды. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными. Так, к врожденным факторам можно отнести физические (радиация, излучение, за­шумленность, вибрация), механические (травмы, сдавливания, температурные перепады), химические (принятие лекарств, курение, алкоголизм, наркомания, длительное контактирование с химическими веществами), биологические (бо­лезни матери, вирусные и паразитарные инфекции, резус-несовместимость ма­тери и плода, многочисленные аборты, недостаточное возрастное развитие и не­полноценное питание матери).

Приобретенные нарушения в свою очередь можно разделить на родовые, т. е. появившиеся во время родов (механическая травма или асфиксия), и послеродовые, а именно: травмы, инфекционные заболевания, отравления и интоксикации.
Основные этапы развития речи

Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:

  1. предречевой;

  2. образование звуков;

  3. обогащение словарного фонда;

  4. продолжение обогащения словарного запаса.

Итак, рассмотрим каждый из этих периодов более подробно.

Первый период начинается на первом году жизни ребенка (с 3 до 6 месяцев) и характеризуется подготовкой дыхательной системы. Ребенок начинает гулить, происХодит образование недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов, а так же неопределенных речевых звуков. Потом возникает лепет, являющийся первичной формой речевого потока, который состоит из зву­ков, вызванных подражанием.

Н
Над вопросом, как развива­ется речь ребенка и что нужно делать, чтобы это процесс проХодил правильно, работают специалисты разных из областей знаний: психологи, лингвисты, фи­зиологи, дефектологи и пр. Ученые получили большое количество важных фактов, выдвинули интересные ги­потезы для объяснения ме­ханизмов речи.

а втором этапе речевого развития, с 6 месяцев, начинается образование речевых звуков и синтез слогов. В 9—12 месяцев синтезируются слоговые цепи, происходит их автоматизация. На втором году жизни малыш обогащает свой словарный запас и уже может произносить самые простые рече­вые шаблоны.

Третий этап развития речи совпадает с третьим годом жизни ребенка. Его словарный запас в этот период увеличивается до 500 слов, совершенствуется произношение отдельных слов и речевых шаблонов.

На четвертом году жизни словарный запас малыша уже достигает 1 тыс. слов и более, ус­ложняются речевые цепи, число речевых шаб­лонов увеличивается до 10. На этом этапе уча­щается произношение слов, ребенок впервые начинает использовать придаточные предло­жения в построении речевых шаблонов.

На пятом году жизни словарный запас ребенка продолжает обогащаться. Малыш уже может регулировать громкость произношения слов и строить фра­зы, привлекая придаточные предложения. Построение и произношение фраз становится более правильным и совершенным.
Развитие речи ребенка от рождения до 7 лет

Первые шесть месяцев жизни ребенка — это этап эмоционально-личностно­го общения с окружающими, которое удовлетворяет его потребность малыша во внимании и доброжелательности. Именно эмоционально-личностное взаимодей­ствие оказывает большое воздействие на формирование психики ребенка. Этот этап общения является ведущей деятельностью малыша на протяжении первого полугодия.

Развитие речи ребенка тесно связано с развитием его головного мозга, но так же оно во многом определяется воспитанием ребенка взрослыми. На раннем эта­пе мозг развивается очень интенсивно, но это не достаточное условие для его пси­хического развития в целом и речи в частности.

Сложные функции коры полушарий мозга работают в результате взаимо­действия организма с окружающей средой, действий сложнейших внешних раз­дражителей. Если отсутствуют внешние раздражители или они оказывают не­большое воздействие, то работа коры полушарий мозга может задерживаться или идти неправильно.

Существует множество исследований, которые показали, что память, внима­ние, восприятие, воображение и мыслительные операции развиваются через речь. Результаты исследований говорят о том, что основной формой воспитатель­ного воздействия является общение. И совершенно не важно, что в первые меся­цы жизни ребенок пассивно воспринимает воздействие взрослого, а активным участником становится позднее. Таким образом, общение является основой для всех форм воспитательного воздействия.

К концу первого года жизни многие дети уже могут вполне осмысленно упот­реблять около 5 слов, такие как «мама», «папа», «би-би», «тик-так» и т. д. До 1,5 лет ребенок вполне может обходиться высказыванием, состоящим из одного сло­ва, которое приобретает то или иное значение в зависимости от ситуации.

Чтобы лучше понять, как развивается речь ребенка, стоит отметить, что до 1,5 лет активно развиваются связи между предметами, действиями, их словес­ными обозначениями, но устойчивыми они становятся не сразу. После 1,5 лет ре­бенок уже умеет обобщать предметы как в понимаемой речи, так и в активной. Правда, при обобщении слов в активной речи он может допускать ошибки.

С возрастом у ребенка необходимость в общении значительно возрастает. Именно эта потребность и обуславливает возникновение активной речи. После года, когда у ребенка начинает развиваться речь, он вдруг обнаруживает, что ка­ждый предмет имеет свое название. С этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.

Д
До 1 года 6 месяцев ре­бенок пользуется лепе­том во время Ходьбы, движений, а словами только тогда, когда его что-то заинтересовало. После 1 года 6 месяцев он уже начинает исполь­зовать слова во время игры.
ля того чтобы ребенок начал понимать обращенные к нему слова, его нужно побуждать к выполнению различных действий, произношению звуков. Такой тип общения дол­жен строиться на движениях, которыми он уже владеет. Так же нужно разучивать с малышом новые движения и соответствующие им слова.

К концу первого года жизни слова для ребен­ка начинают приобретать обобщенный характер. Малыш способен понять слово «нельзя», если оно употребляется в соответствующей ситуации. На его поведение уже можно влиять вербально. Он может выполнять простые поручения, правильно реагировать на слова «хорошо» и «плохо».

К концу года ребенок произносит около 10 простых слов, которые он понимает. Конечно, понимает он больше слов, чем мо­жет произнести.

Постепенно некоторые слова, подкрепленные мимикой, становятся для него средством общения с взрослыми и другими детьми. Понимание обращенной к нему речи приводит к тому, что усложняются его действия с предметами. Со вре­менем ребенок начинает подражать сначала словам, а потом и фразам, благодаря чему пополняется его словарный запас, который к 2 годам достигает уже 300 слов.

Начиная с 1 года 9 месяцев, увеличивается количество произносимых малы­шом коротких фраз. Большое достижение — это появление вопросов: «А это?» «Какая?». Вопросы служат показателем уровня познавательной активности ре­бенка.

Итак, говорить ребенок начинает к двум годам. Овладение активной речью часто имеет характер «взрыва»: еще не так давно молчащий ребенок вдруг начи­нает говорить. Некоторые исследователи считают, что внезапное появление ак­тивной речи связано с тем, что ребенок открывает для себя то, что каждый пред­мет имеет свое название. И все же 2 года — это приблизительный возраст возник­новения речи у ребенка. Все индивидуально, если только нет никаких речевых отклонений.

В 2 года ребенок быстро накапливает пассивный и активный словари, овладе­вает произношением звуков и грамматическим строем предложения. По собст­венной инициативе малыш начинает употреблять слова примерно через два ме­сяца после того, как он стал произносить их в ответ на вопрос взрослого.

На третьем году жизни ребенка воспитательное значение речи существенно меняется. И хотя при обучении ребенка в этом возрасте все еще важную роль вы­полняет показ, использование речи как средства воспитания и обучения возрас­тает. Несмотря на то, что в три года в развитии речи ребенка наблюдаются значи­тельные достижения, он еще недостаточно хорошо владеет грамматическим строем языка, отчего его речь звучит своеобразно. Поскольку правильное произ­ношение звуков еще не закреплено, то многие из них малыш произносит не так, как надо. Например, смягчает — «зяйка» вместо «зайка», заменяет звук — «по-взет» вместо «ползет», не выговаривает [р] и [л] — «балабан» вместо «барабан». Интересно, что при собственных ошибках в произношении и грамматике, ребенок может замечать ошибки других детей и исправлять их.

Взрослые должны не допускать неправильной речи, искажения слов, а так­же следить за грамотностью своей речи, ведь правильная речь взрослого — залог правильной речи ребенка.

В 4—5 лет малыш уже достаточно хорошо владеет речью, может говорить на отвлеченные темы, т. е. становится возможным общение вне ситуации, носящее познавательный характер. Ребенок уже имеет достаточный запас слов и пра­вильно строит фразы с точки зрения грамматики.

Словарный запас ребенка в 4 года достаточно велик, чтобы свободно общать­ся с окружающими. Но все же иногда он испытывает трудности из-за того, что ему не хватает слов, чтобы описать событие, в котором он участвовал.

Осваивая новые слова, ребенок не просто запоминает их, он пытается осмыс­лить их звуковую сторону, устанавливает связь между предметом и словом, ко­торое его обозначает, т. е. отношение ребенка к лексике становится мотивирован­ным. Поэтому очень часто малыш употребляет слова, которые отсутствуют в языке, например, «копатка» вместо «лопатка», потому что она копает.

Ч
Если ребенок хорошо запоминает, то ему лег­ко воспроизводить не­большие по объему потешки, стихотворения, сказки. Прослушав не­однократно одну и ту же сказку, малыш мо­жет практически до­словно передать ее со­держание, при этом не­обязательно понимая смысл.
ем больше словарный запас ребенка, тем чаще он отвечает на вопросы взрослого разверну­тыми фразами. В его речи появляются существи­тельные и глаголы во множественном числе. В воз­расте 4—5 лет ребенок осваивает сравнительную степень наречий и прилагательных. Дети этого воз­раста еще допускают грамматические ошибки: не­правильно согласуют слова, в том числе существи­тельные среднего рода с прилагательными; при об­разовании существительных множественного числа родительного падежа отмечается влияние окончаний -ов, -ев на другие склонения (ручка — «ручков») и т. п.

Речь ребенка все еще носит ситуативный характер, а потому понять содер­жание рассказа ребенка без дополнительных вопросов сложно.

К 5—6 годам словарный запас ребенка увеличивается до 3 тыс. слов. В этом возрасте малыш уже задумывается над своей речью, по аналогии может созда­вать новые слова, например «намакаронился». Подобные эксперименты говорят о том, что ребенок пытается осознать принципы словообразования.

На пятом году жизни малыш начинает выделять и называть наиболее суще­ственные признаки и качества предметов. Речь в этом возрасте становится раз­нообразней, богаче по содержанию. Больше внимания ребенок уделяет речи ок­ружающих, может до конца выслушивать ответы взрослых, овладевает моноло­гической речью, правильно согласовывает прилагательные с существительными в косвенных падежах, но еще не может без помощи взрослого точно и последова­тельно пересказать текст сказки.

В 5 лет малыш начинает узнавать на слух звуки в словах, подбирать слова на определенный звук. Однако это возможно только в том случае, если у ребенка развито фонематическое восприятие.

В 6 лет у ребенка начинает совершенствоваться связная монологическая речь. Уже без помощи и подсказки взрослого он может передать содержание уви­денного и услышанного, описать события, составить простой рассказ по картин­ке, на которой изображены хорошо известные ему предметы и явления. Однако ребенок еще часто упускает из виду второстепенные детали, концентрируясь в основном на главном.

К моменту поступления в школу в процессе речевой практики малыш уже в достаточной мере овладевает основными грамматическими закономерностями языка, которые заключаются в правильном построении предложения, грамотном и четком выражении мыслей. Конечно, у дошкольника предложения отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Они состоят в основном из подле­жащего и сказуемого или из одного слова, отражающего целую ситуацию.

Часто в речи ребенка шести лет встречаются слова, которые обозначают предметы и действия. Позднее в его речи появляются распространенные предло­жения, которые кроме главных членов предложения содержат так же определе­ния и обстоятельства. Так же ребенок уже употребляет формы не только прямых падежей, но и косвенных, усложняет грамматические конструкции предложений союзами потому что, если, когда и т. д.

Все этого говорит о том, что процессы мышле­ния ребенка усложнились. На этом этапе речевого развития у ребенка начинает развиваться диало­гическая речь, которая выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.


Фундамент речевого развития ребенка за­кладывается еще в до­школьном периоде. Важно, чтобы в этом возрасте развитию речи ребенка уделя­лось как можно больше внимания со стороны взрослых.



Дети, поступающие в школу в 6 или 7 лет уже, как правило, хорошо и четко произносят все звуки. Но бывает так, что произношение оказывается не­достаточно сформированным. В этом случае взрос­лые должны обратить на этот факт особое внимание, не дожидаясь, когда речевой дефект исчезнет сам по себе. Ребенок должен правильно и четко произносить слова, чтобы его речь была понятной для окру­жающих. Неправильное же произношение, напротив может помешать ребенку нормально общаться с окружающими, он может также не понимать речи других.

В 7 лет у ребенка продолжается речевое развитие. Словарный запас увели­чивается, усваивается правильный литературный язык, усложняется граммати­ческий строй и фразовая речь. Словарный фонд ребенка, который поступает в школу, содержит приблизительно 3—7 тыс. слов, иногда он может достигать 10 тыс. слов. В основном словарный запас состоит из существительных, качествен­ных прилагательных, наречий и глаголов. В процентном соотношении конкрет­ных существительных больше, чем отвлеченных — 85%. Крутецкий В. А. в своей работе «Психология обучения и воспитания» писал по этому поводу: «... ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений».

В этом возрасте глаз ребенка способен замечать множество подробностей и деталей окружающего его мира. Наглядно-образная память позволяет ему запо­минать впечатления от увиденного или услышанного. В возрасте 7 лет малыш уже пытается анализировать, сравнивать и сопоставлять явления действитель­ности и на основе этого делать выводы. К концу 7 года жизни у ребенка появляет­ся речевое общение с взрослыми на личностные темы.

Речь его на этом этапе развития становится более точной, логически последо­вательной и развернутой. При описании предмета или явления, пересказе ребе­нок четко излагает свои мысли; отмечается завершенность высказываний.

В этом возрасте дети уже могут самостоятельно описывать предметы, рас­крывать содержание картинки, описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. Дошкольники в этом возрасте пользуются в речи как про­стыми, так и сложными предложениями, а для связи простых предложений в со­ставе сложного используют разделительные и соединительные союзы, причаст­ные и деепричастные обороты, правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания. Единственные сложности, которые возника­ют с падежными окончаниями — это трудности при употреблении несклоняемых существительных (пальто, метро кино и пр.). Произносительная сторона речи ре­бенка выХодит на более высокий уровень: все звуки произносятся правильно, фразы говорятся внятно, громко или тихо в зависимости от ситуации. В 7 лет ре­бенок уже умеет изменять темп речи, четко произносить слова, пользоваться ин­тонационными средствами выразительности.
Причины задержки развития речи

Причин задержки развития речи огромное количество, но можно выделить несколько основных:

  1. задержка или же нарушение развития речи может быть частью другого, более существенного расстройства, например, легкой степени умственной отста­лости. В этом случае поставить точный диагноз может только специалист;

  2. задержка речевого развития может быть вызвана нарушениями слуха ма­лыша. Ведь ребенок, который не слышит или слышит плохо, плохо понимает и речь окружающих людей, а значит, всегда имеет те или иные нарушения звукопроизношения. Именно поэтому при нарушениях развития речи у ребенка роди­телям следует обязательно проконсультироваться с лор-врачом для того, чтобы исключить различные нарушения слуха;

  1. задержка речевого развития может быть частью общего замедленного раз­вития ребенка, причем она может быть тесным образом связана с особенностями развития нервной системы. Так, например, недоношенный или ослабленный вследствие тяжелого заболевания ребенок всегда выглядит младше своего воз­раста. Речь такого малыша может также отставать в развитии, т. е. он может гово­рить меньше и хуже, чем его сверстники;

  2. часто задержка речевого развития может наблюдаться и у здорового ре­бенка, что не будет означать отклонения от нормы. Так, например, известно, что девочки начинают ходить и говорить несколько раньше мальчиков. Помимо этого большую роль в развитии речи играет и наследственность, т. е. если кто-то из ро­дителей заговорил в свое время поздно, то вероятность того, что относительно поздно заговорит и их ребенок повышается. Но если ребенок к трем годам не гово­рит простых предложений, то о варианте нормы следует забыть;

  3. случается так, что абсолютно здоровый и благополучный ребенок живет в таких условиях, в которых речь ему практически не нужна. Как правило, такая ситуация наблюдается в семьях, в которых ребенка понимают с полувзгляда. Та­кой малыш всегда находится под гиперопекой, его потребности всегда удовлетво­рены, а значит и говорит такой ребенок мало и с большой неохотой.

Какие бывают нарушения развития речи

Специалисты выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Это разные вещи, однако у ребенка может встречаться и то, и другое. Если у ребенка наблюдается задержка развития речи, то с этой проблемой работают психолог, невропатолог и участковый терапевт, иногда логопед. К сожалению, не все логопеды работают с детьми до 3—4 лет, но есть и такие, которые занимаются с детьми от рождения, если есть подозрения на проблемы с речью. С нарушения­ми речи в основном работают логопеды и иногда, по необходимости, невропатоло­ги.

Выделяют следующие виды нарушений:

  • дислалия — нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате;

  • ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, которые обусловлены анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

  • дизартрия — нарушения произносительной стороны речи, связанные с недостаточностью иннервации речевого аппарата, т. е. когда ребенок гово­рит, как будто у него во рту каша;

  • нарушения голоса — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения голоса могут быть связаны с различными заболеваниями гортани;

  • б
    За последние 10 лет чис­ло заболеваний гортани у детей значительно возросло. Причиной стала детская реанима­тология, которая позво­ляет сохранить жизнь ребенку, но ее приемы и операции вызывают осложнения, влияющие на голосообразование.
    радилалия (сильно замедленная речь) и тахилалия (ускоренная речь) — это нарушения тем­па речи. И то, и другое нарушение может встречаться как самостоятельно, так и в Сово­купности соматических, неврологических и психических заболеваний;

  • заикание — нарушение темпо-ритмической ор­ганизации речи, которое связано с судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Часто на­блюдается у детей от двух до четырех лет. Это заболевание является распространенным, им страдает приблизительно 1 % населения. Заи­кание у детей может спровоцировать испуг, уг­рожающая ситуация или боль. Но не всегда испуганный ребенок начинает заикаться. Факторами, которые способствуют развитию этого заболевания, являются:

1)невропатическая отягощенностъ родителей;

2)мало положительных эмоциональных контактов между родителями и
ребенком;


  1. поражение головного мозга (родовые травмы и пр.);

  2. физическая ослабленностъ;

  3. «нервность» ребенка;

  4. недостаточность развития мелкой моторики рук;

  5. ускоренное развитие речи;

  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи из-за поражения речевых зон коры головного мозга еще во внутриутробном периоде развития ре­бенка;

  • афазия — полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга. Причинами могут стать нарушение мозго­вого кровообращения, травмы, инфекционные заболевания и т. д.


Что могут сделать родители?

Всем известно, что любую ошибку, в том числе и нарушение развития, легче предотвратить, чем исправлять. Поэтому родители должны помнить о том, что для того чтобы предотвратить задержку развития речи у ребенка следует с пер­вых дней его жизни соблюдать элементарные правила.

Прежде всего, родители должны с первых дней много разговаривать с ребен­ком, общаться с ним, вызывая тем самым его на общение. Кроме того, родителям следует помнить о том, что их усилия должны быть направлены на укрепление эмоционального контакта между ребенком и мамой. Обращаясь к ребенку, мате­ри следует говорить громко и раздельно, в комнате должно быть светло и свежо, игрушки нужны яркие и разноцветные.

Следует очень внимательно следить за развитием речи ребенка. В том слу­чае, если задержка все же есть, то следует незамедлительно обратиться к специалистам, которые помогут установить, действительно ли ребенок развивается с запозданием или процесс проходит в соответствии с нормой. Если же специали­сты установили, что задержка есть, следует установить также и причины ее по­явления.

После того, как были проведены соответствующие исследования и выявлены причины, следует разработать систему занятий, которые помогут справиться с нарушениями развития речи.

Необходимо помнить о том, что все занятия должны обязательно проходить в игровой форме. Игры для ребенка может подобрать педагог или логопед.

Если задержка речевого развития наблюдается у ребенка в возрасте 2 лет, то родителям следует помнить о том, что просто необходимо стимулировать у малы­ша звукоподражание, ведь активная и многообразная звукоподражательная деятельность готовит детей к овладению членораздельной речью.

Не лишним будет также изготовить всевозможные наборы картинок с изо­бражениями животных, птиц, насекомых, людей, транспорта и т. д. Их можно бу­дет использовать для проведения различных речевых игр. Следует также еже­дневно читать ребенку небольшие сказки или рассказы. Можно задавать ему разнообразные вопросы, побуждая малыша к ответу. Пусть первое время это бу­дут односложные ответы, но со временем ребенок научится отвечать и разверну­тыми фразами.

На прогулке с ребенком следует, как можно громче рассказывать ему о том, что он видит вокруг себя.

Родители должны помнить о том, что не следует оставлять ребенка без вни­мания, занимайтесь с ним, и он будет всегда радовать вас своими победами, пусть даже и маленькими.
Когда следует волноваться?

Развитие речи ребенка — это один из самых важных вопросов, который вол­нует родителей. Принято считать, что развитие речи — это показатель умствен­ного развития ребенка. Однако это не совсем верно, поскольку наблюдается об­ратная тенденция, если у ребенка наблюдается задержка речи, то замедляются навыки обучения и общения.

В большинстве случаев в начале второго года жизни или через несколько ме­сяцев наступает, так называемый, «взрыв» развития речи. До двух лет ребенок как бы накапливает информацию об окружающем мире, поэтому к тому моменту, когда ребенок начинает говорить, у него уже достаточно хорошо развиты клетки мозга, мышцы речевого аппарата. Но бывает и так, что развитие речи ребенка за­паздывает.
Причин задержки речи может быть несколько.

1. Слабый мышечный тонус лица или плохо развитые мускулы рта. Опреде­ляется следующим образом: если ребенок роняет пищу изо рта, дышит ртом, мало и невнятно говорит, значит, у него плохо развиты мышцы рта и губ. Причи­ной слабого мышечного тонуса может послужить то, что ребенка рано отняли от груди. Укрепить ротовые мышцы можно несложными упражнениями. Например, дудеть и свистеть, дуть на перышко, выдувать мыльные пузыри, т. е. выполнять такие упражнения, где нужно с напряжением сводить губы вместе. А так же чаще предлагать ребенку пить сок через трубочку, как можно сильнее втягивая щеки; имитировать звуки животных, птиц, поезда, машины и т. д.

2
К сожалению, в боль­шинстве случаев про­блемы со слухом у детей обнаруживаются позд­но. От начала ухудше­ния слуха до того, как это станет заметно, мо­жет пройти достаточно много времени.
. Слабая концентрация слухового внимания. Ребенок не слышит фоновых шумов, т. е. тех, что раздаются на заднем плане, не понимает обращен­ные к нему длинные фразы. В этом случае нужно стараться обращать внимание ребенка на каждый звук и слово, чаще читать ему вслух, показывать предметы, которые его окружают, и называть их. Так же рекомендуется проговаривать все совер­шаемые действия, слова нужно произносить несколько раз.

3. Проблемы со слухом. Плохо развитый слух ребенка может неблагоприятно сказаться на умственном развитии малыша. Здесь важно вовремя диагностиро­вать недостаточный слух, в противном случае можно потерять время для стиму­ляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга.
Существует несколько признаков, благодаря которым можно установить, что у ребенка имеются проблемы со слухом.

  1. Если новорожденный ребенок не вздрагивает при хлопке руками в 1—2 м от него и не успокаивается при звуке голоса матери.

  2. Если в 3—4 месяца ребенок не отвечает на улыбку взрослого, т. е не улыба­ется.

  3. Если в 7 месяцев ребенок не лопочет и не повторяет простые звуки.

  4. Если в 7—12 месяцев он не поворачивает голову на знакомые звуки и не по­дает голос в ответ на обращенную к нему речь.


Когда нужно начинать беспокоиться?

1.Если в словарном запасе ребенка менее 20 слов, и он не может комбинировать их между собой. «Слово» в данном случае обозначает не полноценные слова, а скорее принадлежность одного звука одному объекту. Так звук [ба] всегда означает «бабушка».

2.Ребенок произносит слова невнятно, и понять можно только половину из них.

  1. Ребенок не взаимодействует с другими детьми, не вступает в игру.

  2. Если ребенок не понимает или не может ответить на простые вопросы.

5.Ребенок не узнает и не называет простые предметы, не может назвать некоторых членов семьи.

Если у двухлетнего ребенка обнаружен один или несколько признаков, нуж­но обязательно, не откладывая, обратиться к педиатру, который проверит слух малыша. Нарушения слуха могут возникнуть после перенесенной ушной инфек­ции, что может значительно затормозить развитие речи.

Если со слухом все нормально, то врач может предположить, что у ребенка наблюдается незначительное отставание в развитии. В этом случае он предло­жит понаблюдать за малышом в течение 6 месяцев или года. За это время родители должны помочь ребенку развить навыки, ведь даже если малыш занимается с логопедом, упражнения дома могут оказать существенную помощь.

Следует помнить о том, что у мальчиков в отличие от девочек речевое разви­тие может запаздывать, также у мальчиков гораздо чаще наблюдаются наруше­ния речевого развития и слуха.

Важно помнить

  1. Ребенок не глупее взрослого. Он может обидеться или посмотреть с недо­умением.

  2. Объясните малышу, что если он хочет рассказать о том. что происходило, ему обязательно необходимо употреблять слова, так как жестами тут не обой­тись. Это упражнение очень полезно для детей, которых легко понимают в семье, а потому они «ленятся» говорить.

  3. Важно развивать мелкую моторику ребенка. Он должен больше лепить, рисовать, нанизывать бусины и пуговицы на нитку, складывать пазлы, так как речевой центр и центр тонкой моторики находятся рядом.

В заключение следует сказать, что родители не должны легкомысленно от­носиться к задержке развития речи у ребенка. Несмотря на индивидуальные осо­бенности, есть определенные нормы, отклонения от которых могут стать поводом для начала серьезной работы. А чем раньше она будет начата, тем лучше будут результаты. Согласно статистике, если к 5 годам речь ребенка развита хуже, чем у сверстников, то в 80% случаев это отставание проявится и в школе, что будет мешать нормальному обучению письму и чтению, а в дальнейшем отразится на успеваемости по всем школьным предметам.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconО проведении военно-спортивной игры "Зарница" и соревнований "Школа...
Настоящее Положение определяет правила организации и проведения военно-спортивной игры "Зарница" и соревнований "Школа безопасности",...

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconИгры и тренинги вводное слово
Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Так рождаются игровые пространства разного...

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconИнструкция для начинающего создателя компьютерной игры Конструктор...
Когда я играю в компьютерные игры, я задумываюсь, нельзя ли создать самой компьютерную игру с помощью программ, как выбрать программу...

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconИгра «Кто, где живёт?» Цель игры: закрепляем знания детей о странах,...
Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в...

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconИнструкция по настройке сетевой игры для fifa 2007. Что нужно для игры
Обязательным условием является установка одинаковых патчей на игру. Так же, если, допустим, вы создавали новых игроков и хотите играть...

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconИ. В. Таран Оснащение кабинета
Логопедические лото «Подбери и назови», «Говори правильно (л-ль, ш, ж, р-рь, с- сь, з-зь)», «Домики звуков», «Логический поезд»

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconСценарий пиратской игры по станциям в моу рязанцевская сош
Смысл игры заключается в поисках сокровища, а сокровища находятся на таинственном острове

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconМетодическая разработка деловой игры «сахарный диабет. Гипергликемическая кома у детей»
Деловые игры, как метод активного обучения, в настоящее время находит широкое применение в учебном процессе

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconО проведении I республиканских летних юношеских (детских) спортивных игр
Республиканские летние юношеские (детские) спортивные игры (далее Игры) проводятся с целью привлечения к занятиям физической культуре...

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconМетодические рекомендации по реализации игры: Для создания игры я...
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная...

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconСтрана ттеревертундия (игры для детей и взрослых ) добавлялки
Предлагаются три варианта игры. Ведущий читает стихи, в которых «спрятаны» сбивающие с толку рифмы. Следует быть очень внимательным,...

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconПроведено в 9-х классах 14. 03. 16, 21. 03. 16,в 11-х классах 23....
Цель игры – знакомство с требованиями приема в различные учебные заведения; формирование навыков антикоррупционного поведения

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconВниманию родителей: смертельные игры детей
Повсеместно дети начали играть в «игры смерти» это разновидность информационной диверсии, терроризм против молодежи России, против...

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconПояснительная записка к итоговому занятию «Малые Олимпийские игры»
Учебное занятие «Малые Олимпийские игры» является одной из форм подведения итогов реализации двухгодичной образовательной программы...

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры icon1. Общие положения 1
Настоящее Положение определяет правила организации и проведения военно-спортивной игры "Зарница", "Зарничка" и соревнований "Школа...

Ращупкина С. Ю. Логопедические игры iconКонсультация для родителей. К чистой речи через игры в песке
Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск