Скачать 173.12 Kb.
|
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад №7» Консультация для родителей. К чистой речи через игры в песке. Учитель-логопед: Лебедева Олеся Владимировна г. Хабаровск 2018 год Чтобы чисто говорить нужно много играть, играть в нужные речевые игры. Одна из самых любимых забав детей – игра в песке. Во-первых, как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Это позволяет через игру в песке у ребенка вызвать или усилить чувство доверия, принятия и успешности. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в социуме. Кроме того, игры в песке развивают мелкую моторику рук.Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.Занятия ребёнка, связанные с развитием мелкой моторики рук не только готовят маленькую ручку к письму, но и развивают память, мышление, внимание, воображение. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, коррекция происходит более интенсивно и гармонично. Песочная терапия чаще используется психологами. Для коррекции речи детей уникальные возможности песка практически не используются. Иногда процесс автоматизации звуков из-за специфики работы на логопункте и в результате тяжёлых речевых нарушений затягивается. Наши дети, требующие особого индивидуального подхода, с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится и то, от чего не устаёт. Для коррекционных игр в песочнице предлагаю использую следующее оборудование:
- человеческие персонажи - здания: дома, школы, церкви, замки - животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр. - машины: сухопутные, водные, космические, боевые - растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр. - постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота - естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр. - символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. - сказочные герои: злые и добрые - домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др. - пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.) .
Алгоритм работы с песком в коррекции звукопроизношения.
Здравствуй, песочек! Цель: знакомство с ритуалом вхождения в песочницу.
Песочная фея — это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками. (Дети показывают игрушки и по возможности называют их.) Песочная фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир. Поздоровайтесь с песочком и феей. Какие слова для приветствия можно использовать? Дети: Здравствуй, песочек! Доброе утро, Фея! Приветствуем тебя, Фея. Привет,песочек!(Дети гладят песочек и здороваются) Фея очень рада вам и здоровается песочным дождём. Ребёнок кладёт руку на песок. Логопед набирает в кулак песок и медленно сыплет его на руку малыша. Песочек может поздороваться и с каждым пальчиком отдельно — тогда логопед сыплет песочек на отдельные пальчики. Можно предложить ребенку закрыть глаза и положить на песок ладонь с расставленными пальчиками; взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок, закрыв глаза, называет этот палец. Затем меняются ролями — теперь угадывает уже взрослый. «Важные правила» Цель: знакомство с основными правилами поведения в песочнице. Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш: 1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок изпесочницы. 2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. 3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу. Сначала правила поведения с песком определяет логопед, в дальнейшем ритуал входа видоизменяется 2. Подготовительные игры. Цель: обучение основным приёмам действий с песком.
«Необыкновенные следы» Продолжаем игру, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку.
«Пальчики здороваются со звуком …». Инструкция: Прикоснись по очереди каждым пальчиком к песку и проговори звук (например, С), слог. А теперь прикоснёмся всеми пальцами одновременно. К песку пальчик прижимаю И звук чётко называю. «Водопады». Инструкция: Набери песок в правый кулачок, пересыпай в левую руку и проговаривай Ш. Поменяй руки. Пересыпай обоими руками. «Солим суп»- перетираем песок между пальцами. Инструкция: Набери песок в щепотку, посоли суп – СССС, а теперь другой рукой –ШШШ. «Погреем ручки» - перетираем песок между ладонями Инструкция: Насыпь песок в ладошку, накрой другой и разотри. Проговаривай звук Ш Я ладошки разотру И от холода спасу «Жучки здороваются» Инструкция: Спрячь руки в песке, подвигай пальчиками, чтобы освободить их от песка. Одновременно проговаривай звук Ж Наши ручки как жучки. В песочке спрятались они. Ребенок полностью погружает руки в песок, двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых, «Пароход плывёт». Инструкция: Скользи по песочку ладонью. Проговаривай звук Л. Что же это за гудок? Это пароход плывёт. Ребёнок скользит ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения. «Змейка» Инструкция: Поставь ладонь на ребро. Поскользи по поверхности песка, как змейка. Проговаривай звук З или Ш А теперь моя рука – настоящая змея. «Поскользить» ребром ладони по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как змейка) «Человечек» Инструкция: Встань двумя пальчиками (указательным и средним) на песочек и шагай и одновременно проговаривай звуки Т-Д (постановочное для Р) Раз, два – посмотри, Человечек мой в пути. «Месим тесто» Инструкция: Покажи, как замешивают тесто. Одновременно проговаривай Звук Л. Моё тесто из песка Замешу я без труда «Прогулка» Инструкция:Пройдись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком). Одновременно проговаривай звук (любой автоматизируемый звук, слог). По песочку я гуляю, Звуки (слоги) чётко называю «Загадочные следы» Инструкция: Сгруппируйте пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Одновременно с движением проговаривайте звук, слог (любой автоматизируемый звук, слог). «Звуковые дорожки» Инструкция: Нарисуйте пальчиком дорожку между картинками на поверхности песка (горизонтальные, вертикальные, зигзагообразные, круговые, волнистые). На поверхности песка лежат на достаточном расстоянии друг от друга картинки или игрушки: Пароход – моряк (Р), Собака- косточка (Р), Снегурочка –снежинка (С) и т.п. Ребёнок рисует дорожку между ними и одновременно проговаривает поставленный звук. Можно предложить ребёнку выбрать карточку с изображением «дорожки» и повторить её пальчиком на песке, одновременно проговаривая автоматизируемый звук, слог
«Песчаная буря» На поверхности песка лежат карточки со слогами. Карточки слегка засыпаны песком. Ребёнок сдувает песок и читает слог. Инструкция: Сдуй песок и прочитай слог. «Буквы (звуки) подружились». На поверхности песка слева от ребёнка лежат звуковые символы на необходимый согласный звук или буква, справа звуковые символы гласных звуков или буквы А, О, У, Ы, Э. Инструкция: Проведи пальчиком дорожку от одной буквы до другой, подружи буквы. Прочитай, что получилось? «Клад». Перед ребёнком стоит фигурка Короля Мышей и лежит согласная буква. Гласные спрятаны в песке. Инструкция: Король Мышей спрятал гласные буквы. “Ночь. Уснула детвора, Вдруг, в кладовке, из угла Вылез сам Король Мышей, Выкрал буквы у детей. Спрятал тут же их в песок, Чтоб никто найти не смог. Чтобы дети не читали, Чтобы букв они не знали, Чтобы не было веселья, Чтоб их дон стал подземельем.. Побыстрей детей спасайте, Буквы мигом раскопайте, Назовите все, кто знает, Пусть Король в норе рыдает!” Найди в песке гласную букву, собери и прочитай слог. «Бусы». В песке спрятаны бусины со слогами: СА, ША, СО, ШО, СЫ, ШИ, СУ, ШУ. Инструкция: Найди в песке бусины, прочитай их. Собери бусы и прочитай получившуюся слоговую цепочку. «Собери слог». Поверхность песка поделить на 2 части. В одной спрятать согласные буквы, в другой – гласные. Инструкция: Найди по одной букве в каждой части песочницы и составь прямой и обратный слог.
«Песчаная буря» На поверхности песка лежат картинки на определённый звук. Карточки слегка засыпаны песком. Ребёнок сдувает песок и называет картинку. Инструкция: Сдуй песок и назови картинки. «Отгадай предмет» Дети сидят за столами. Предметы или картинки спрятаны в песке. Один раскапывает в песочнице предмет и описывает его, остальные отгадывают Инструкция: Ребята, сейчас вы по очереди будете находить в песочнице предмет и описывать его. Остальные дети должны догадаться, о чём идёт речь. «Мячик». Инструкция: Сделай в песке две ямки (лунки). Я буду называть слово и перекатывать мяч в твою лунку, а ты повтори слово и перекати в мою. «Отгадай картинку по части» Картинка засыпана песком. Ребёнок убирает песок с картинки с помощью кисточки до тех пор, пока не отгадает её. Инструкция: Убирай песок с картинки с помощью кисточки. Постарайся отгадать картинку, стряхнув как можно меньше песка. «Собери картинку» Одна или несколько разрезных картинок спрятаны в песке Инструкция: Найди части картинки (ок) в песке и составь целую. Назови картинки. «Горы . Подели на слоги» На поверхности песка стоят горы с одной, двумя и тремя вершинами. В песке спрятаны предметы на определённый звук. Инструкция: Выкопай картинку, назови её, определи сколько слогов в этом слове и положи под соответствующую гору. «Чего не стало?» Картинки на определённый звук лежат на поверхности песка. Инструкция: Назови картинки. Запомни. Песочная фея спрячет под песком одну из картинок. Скажи, чего не стало? «Отгадай на ощупь» В песке спрятаны предметы на определённый звук. Инструкция: Найди в песке предмет, не доставай его. Определи на ощупь, что это. «Построим мост» В песке спрятаны картинки-кирпичики со звуками С и Ш На поверхности песка звуковые символы С и Ш (насос и шина) Инструкция: Найди в песке картинки и назови их. Выложи дорожку из картинок с «С» и «Ш». Сделай из пальчиков ножки человечка. Пройди по дорожке пальчиками и называй картинки. Ступай одной ножкой на картинки с «С», а другой на картинки с «Ш». (Сумка – шуба, сок – шайба) «Клад 1» На поверхности песка разложены предметы или картинки на определённый звук. Например, самолёт, скамейка, собака. Инструкция: Назови предметы. Под них мы будем прятать клад. Под самолётом спрячем сундук, под скамейкой – сумку и т.д. Скажи, какие предметы и где спрятаны. «Клад 2» На поверхности песка разложены картинки или предметы на звуки С, З, Ж, Ш. Например, самолёт, забор, шиповник, жаба. Инструкция: Назови картинки. Под них мы будем прятать клад. Под самолёт спрячь клад в названии которого слышится С, под забор с З, под шиповник с Ш, под жабу с Ж. Вспомни, где и какой клад спрятан «Загадки» Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа. Инструкция: Отгадай загадку. Правильный или нет твой ответ, ты сможешь проверить сам. В песочнице закопана отгадка. «Археолог». У ребёнка картинки или предметы на определённый звук. Инструкция: Закопай картинки. Расскажи, что ты сделал? Варианты фраз: Я закопал…, я спрятал… , я раскопал…, я выкопал…, я вырыл…, я нашёл… Можно привлечь дополнительно персонажа. Примеры отрабатываемых предложений: Лунтик закопал (нашёл, спрятал) ложку, лупу, лапоть. Рома раскопал (вырыл, обнаружил) робота, ракушку, рамку. «Наведём порядок» На поверхности песка ребёнок расставляет предметы интерьера. Инструкция: Мила заигралась и навела в комнате беспорядок. Посмотри, где оказались предметы: Кукла под столом, ложка на полке, булка на полу, лодка под стулом. Скажи, где сейчас предметы. Наведи порядок, положи предметы на место. Скажи, где сейчас предметы. «Собери слово» На поверхности песка разложены слоги. Инструкция: Нарисуй от слога к слогу дорожку так, чтобы получилось слово.
«Чего не стало?» Картинки на определённый звук лежат на поверхности песка. Инструкция: Назови картинки. Запомни. Песочная фея спрячет под песком одну из картинок. Скажи, чего не стало? «Гора». Инструкция: Сделай из песка гору и расставь игрушки согласно моей инструкции. Например, Маша, поставь машину на гору. Петя, поставь сумку справа от горы. Расскажите, где находятся предметы относительно горы. «Лунка и гора» Перед ребёнком картинки со звуком Л и Р. Инструкция: Сделай в одной части песка лунку, а в другой гору. Положи картинки, в названии которых слышится Л в лунку, а со звуком Р на гору. Правильный ответ: Я положу ложку в лунку, а ракушку на гору. «Клад 1» На поверхности песка разложены предметы или картинки на определённый звук. Например, самолёт, скамейка, собака. Инструкция: Назови предметы. Под них мы будем прятать клад. Под самолётом спрячем сундук, под скамейкой – сумку и т.д. Скажи, какие предметы и где спрятаны. «Клад 2» На поверхности песка разложены картинки или предметы на звуки С, З, Ж, Ш. Например, самолёт, забор, шиповник, жаба. Инструкция: Назови картинки. Под них мы будем прятать клад. Под самолёт спрячь клад в названии которого слышится С, под забор с З, под шиповник с Ш, под жабу с Ж. Вспомни, где и какой клад спрятан. «Раскопки». У ребёнка картинки или предметы на определённый звук. Инструкция: Закопай картинки. Расскажи, что ты сделал? Варианты фраз: Я закопал…, я спрятал… , я раскопал…, я выкопал…, я вырыл…, я нашёл… Можно привлечь дополнительно персонажа. Примеры отрабатываемых предложений: Лунтик закопал (нашёл, спрятал)ложку, лупу, лапоть. Рома раскопал (вырыл, обнаружил) робота, ракушку, рамку. «Наведём порядок» На поверхности песка ребёнок расставляет предметы интерьера. Инструкция: Мила заигралась и навела в комнате беспорядок. Посмотри, где оказались предметы: Кукла под столом, ложка на полке, булка на полу, лодка под стулом. Скажи, где сейчас предметы. Наведи порядок, положи предметы на место. Скажи, где сейчас предметы. «Весёлые предложения или небылицы» В песке спрятаны картинки на определённый звук. Инструкция: Найди в песке 2-3 картинки. Составь из них предложение. Предложение может быть необычным и даже смешным. Например, воробей играет на трубе.
«Сказочник 1» Детям предлагают выбрать предметы на определённый звук. Инструкция: Выбери предметы для своей истории, распредели их на песке. Придумай и расскажи историю или сказку. «Сказочник 2» Детям предлагают предметы на определённый звук. Инструкция: Придумай историю из предложенных предметов. «Сказочные представления» Логопед читает знакомую сказку, затем ребёнок разыгрывает её на песке с использованием персонажей и мелких предметов. Инструкция: Давай вспомним сказку Теремок? Выбери предметы, которые тебе понадобятся для демонстрации сказки. Попробуй разыграть её на песке. «Продолжи сказку» В песке спрятаны игрушки на определённый звук. Играют несколько детей. Инструкция: Вы вместе должны придумать одну сказку или историю. Первый достаёт одну картинку или предмет и начинает историю. Каждый последующий пытается продолжить историю с учётом того предмета, который выкопает. «История с продолжением» Детям предлагают предметы на определённый звук. Инструкция: Логопед начинает историю, используя лексику на определённый звук. Ребёнок придумывает продолжение и конец. «Режиссёр» Рассказ или сказка подбирается с учётом автоматизируемого звука. Количество детей равно количеству персонажей истории. Инструкция: Я прочитаю вам историю. Ваша задача разыграть её на песке. В ходе занятий отметила, что игры с песком позитивно повлияли на коррекционный процесс в целом. Дети ещё с большим желанием стали посещать занятия. Игротренингпозволил поддерживать работоспособность детей на протяжении всего занятия. Манипуляции с песком положительно сказались на развитии сложнокоординированных движений мелкой моторики рук. Автоматизация звуков стала проходить в более короткие сроки и эффективнее. Дети стали терпимее друг к другу, научились договариваться, делиться, определять очерёдность в игре, стали выслушивать и помогать друг другу. Во время игр с песком мне удалось добиться установления более доверительных отношенийс детьми. Песок превратил коррекционные занятия в увлекательную игру, что, по-моему, является прекрасным результатом проделанной работы. Ресурсы: 1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., „Чудеса на песке." Песочнаяигротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей., С-Петербург, 1998. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб, 1998. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. „Как помочь „особому" ребенку". Книга для педагогов и родителей. СПб, „Детство-пресс", 2001. 4. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. „Практикум по песочной терапии", СПб, „Речь", 2002. 5. Эль Г. „Человек, играющий в песок". Динамическая песочная терапия., СПб, „Речь", 2007. 6. ХайдиКэдьюсон, Чарлз Шефер. „Практикум по игровой психотерапии"СПб, „Питер", 2001. 7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А.. „Проективная диагностика в сказкотерапии", СПб, „Речь", 2003. 8. Катаева А.А., СтребелеваЕ.А.,"Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников", Книга для учителя, М., 1993. 9. Родина А. М. Работа с песочницей // Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001. 10. Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А.Бадхена, В.Е.Кагана. - М.: Смысл, 1997. 11. Материалы сайтов: http://festival.1september.ru. 12. Стебенева Н. Город на песке (по материалам сайта) |
Консультация для родителей В последние годы большую популярность приобретают детские развивающие игрушки. С их помощью родители во время игры помогают крохам... |
Консультация для родителей: «Лето прекрасное и безопасное!» Конечно и для детей мы хотим превратить отдых в праздник, или хотя бы насытить его впечатлениями и приключениями. Предлагаю вашему... |
||
Консультация для родителей: «Лето прекрасное и безопасное!» Конечно и для детей мы хотим превратить отдых в праздник, или хотя бы насытить его впечатлениями и приключениями. Предлагаю вашему... |
Консультация для родителей В случае острого заболевания ребенок может быть направлен в доу не ранее чем через 2 недели после клинического выздоровления. Запрещается... |
||
Консультация для родителей В случае острого заболевания ребенок может быть направлен в доу не ранее чем через 2 недели после клинического выздоровления. Запрещается... |
Консультация для родителей воспитателя по физкультуре Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость... |
||
Инструкция для родителей по проверке входа в электронный дневник через есиа Для учащихся младше 14 лет и старше 14,5 лет, их родителей (законных представителей) вход в эж/эд осуществляется через кнопку "Вход... |
Консультация для родителей ротавирусная инфекция Как правило, через 5-7 дней наступает выздоровление, организм вырабатывает стойкий иммунитет к ротавирусу и повторное заражение происходит... |
||
Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития... Цель: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ содержания художественных... |
Консультация для родителей на тему |
||
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи мадоу №15 Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями... |
Памятка для родителей «Как играть с детьми в народные игры» Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.... |
||
Памятка для родителей Авансом вносить на счет ребенка Пополнять карточку нужно через терминал в школе, а при отсутствии карточки по адресам муп «цшдп» на ул. Рабкоров 20. Проценты за... |
«Детское автокресло — это безопасность вашего малыша». Консультация для родителей |
||
Вниманию родителей: смертельные игры детей Повсеместно дети начали играть в «игры смерти» это разновидность информационной диверсии, терроризм против молодежи России, против... |
Консультация для родителей Психофизическое развитие включает в себя показатели моторного, сенсорного развития и интеллекта |
Поиск |