Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи


Скачать 2.03 Mb.
Название Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
страница 1/17
Тип Основная образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г. Шарыпово Красноярского края. Тел.: 8(39153)28-3-59. E-mail: ds.Delphin5@yandex.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Красноярского края
Управление образованием Администрации города Шарыпово

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида»

АДАПТИРОВАННАЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

(ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)

С 5 ДО 7 ЛЕТ

Составители:

учитель – логопед I квалификационной категории Галкина Г.А.

учитель – логопед I квалификационной категории Стрелковская О.Н.
г.Шарыпово, 2016г


«Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета

Протокол № ___

«_____»__________________201___г.


Утверждаю:

Заведующая МБДОУ №5 «Дельфин»

_____________________О.Ю.Васильева

Приказ № ____

от «_____»__________________201__г.


Согласовано:

Председатель Совета МБДОУ №5 «Дельфин»

_________________Н.В.Васечкина

Протокол № ____

«_____»__________________201____г.






ОГЛАВЛЕНИЕ АООП
Ӏ. Целевой раздел ………………………………………………………………………………..4

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………………….4

1.1.1. Цели и задачи деятельности по реализации Программы ……………………………..4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ………………………………….5

1.1.3. Значимая для разработки и реализации Программы характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) ………………………………..6

1.1.4. Приоритетные направления деятельности группы компенсирующей

направленности ………………………………………………………………………………..10

1.2. Планируемые результаты освоения Программы ……………………………………..11

1.2.1. Целевые ориентиры освоения Программы старшего дошкольного возраста ………11

1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы …………………....12

ӀӀ. Содержательный раздел …………………………………………………………………....15

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях ……………………………..15

2.1.1. Образовательная область «Речевое развитие» ………………………………………...15

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» ……………………………….17

2.1.3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ……………….23

2.1.4. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ……………….31

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие» …………………………………....37

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов ………………………………………………....44

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции

нарушений речи детей ………………………………………………………………………....50

2.4. Описание системы взаимодействия специалистов ДОУ по

реализации Программы………………………………………………………………………...61

2.5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик….63

2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы …………………………… 66

2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ……………………………...68

2.8. Взаимодействие со школой и социумом ………………………………………………...72

2.9. Особенности организации диагностики и мониторинга ……………………………….74

III. Организационный раздел …………………………………………………………………76

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы ………………………76

3.2. Кадровое обеспечение реализации АООП ……………………………………………..77

3.3. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и

воспитания для реализации Программы ……………………………………………………..78

3.4. Организация распорядка и/или режима дня …………………………………………....79

3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий ДОУ ……………...82

3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды ……………………..83

ӀV. Дополнительный раздел …………………………………………………………………..86

4.1. Краткая презентация программы ………………………………………………………...86

4.1.1. Используемые Примерные программы ………………………………………………..86

4.1.2. Цели и задачи деятельности по реализации адаптированной программы ………....86

4.1.3. Возрастные категории детей, на которых ориентирована программа……………….87

4.1.4. Характеристика взаимодействия педагогов группы с семьями воспитанников…...87

Ӏ. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим нарушением речи) с 5 до 7 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г. Шарыпово разработана в соответствии с

- ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования" (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.11.2013 г. № 6241);

- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г.);

- Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №5 «Дельфин» г. Шарыпово,

- примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В.Нищевой.



  1. Цели и задачи деятельности по реализации Программы

Целью данной Программы является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Цель Программы достигается через решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

При разработке Программы учитывались международные принципы, заложенные в Конституции, законодательстве РФ и Конвенции ООН о правах ребенка:

̶ поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период – подготовка к следующему этапу развития;

̶ личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;

̶ уважение личности ребенка;

̶ реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Также основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Программа построена на следующих принципах дошкольного образования в соответствии с п.1.4 ФГОС ДО:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьями;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.1.3. Значимая для разработки и реализации Программы характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (ФиличеваТ.Б.).

Характеристика детей со I уровнем развития речи

Речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен.

Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Характеристика детей со II уровнем развития речи

Данный уровень определяется как зачатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó» — дай пить молоко; «бáска атáть ни́ка» — бабушка читает книжку; «дадáй гать» — давать играть; «во изи́ асáня мя́сик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» — три ежа, «мóга ку́каф» — много кукол, «си́ня кадасы́» — синие карандаши, «тáсин петакóк» — красный петушок и т. д.

       В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тиди́т а ту́е» — сидит на стуле, «щи́т а тóй» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

       Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «али́л» — налил, полил, вылил, «гибы́ суп» — грибной суп, «дáйка хвот» — заячий хвост и т. п.). Существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тю́фи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юкá» — рука, локоть, пальцы, «сту́й» — стул, сиденье, спинка; «миска» — тарелка, блюдце, ваза; «ли́ска» — лисенок, «мáнька вóйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

       Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

       Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандáс» — карандаш, «аквáя» — аквариум, «виписéд» — велосипед, «мисанéй» — милиционер, «хади́ка» — холодильник.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа...
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon С тяжелыми нарушениями речи
Примерная адаптированная основная образовательная программа для до-школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В....
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи мадоу №15
Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями...
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (онр)
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Приказ №111-1 от 30. 03. 2015 г. Адаптированная основная образовательная...
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» авт. Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи (онр) с детьми старшего дошкольного возраста
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Основная адаптированная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-8 лет 2017
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №62 г. Липецка
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями...
Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации Программы
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Доо. Она представляет собой модель процесса обучения детей в каждом возрастном периоде, обеспечивающую достижение воспитанниками...
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Приказ решением педагогического совета от 28. 08. 2014г №35/12 детского сада
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности доо для детей с тяжёлыми...
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Рабочая программа коррекционно развивающей работы в логопедической...
Коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными...
Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) разработана...
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Рабочая программа по физической культуре для детей старшего дошкольного...
Дидактические методы и приемы, применяемые на физкультурных занятиях для детей с тнр
Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи icon Пояснительная записка Данная адаптированная основная образовательная...
Программа предназначена для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, сложными множественными...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск