«ПРИНЯТО»
на педагогическом совете Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 418» г. Перми
Протокол от ______№________
|
|
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом заведующего
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 418» г. Перми
Приказ от __________№______
____________/Н.В. Заридзе
|
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
МАДОУ «Детский сад №418» г. Перми
Пермь - 2015 год
Содержание.
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно – правовая база………………………………………………………………..3
1.2. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации Программы…………………………………………………………………………………,,…….3
1.3. Принципы к формированию Программы …………………………….. ………………….5
1.4. Значимые характеристики для реализации Программы ………………………………...7
1.5. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в ДОУ…………….……………………………………………………….....8
2. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………….10
II. Содержательный раздел
1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка….13
1.1. Социально-коммуникативное развитие ………………………………................................12
1.2.Познавательное развитие …………………………………………………………………….23 1.3. Речевое развитие ……………………………………………………………………………33
1.4. Художественно-эстетическое развитии ………………………………………………..…38
1.5. Физическое развитие ……………………………………………………………………..….51
2. Особенности организации образовательной деятельности
2.1.Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи …………………………………………………………………..61
2.2. Алгоритм логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи…..62
2.3. Формы образовательной деятельности……………………………………………………63
2.4. Методы и средства реализации программы……………………………………………....64
3 . Годовое комплексно-тематическое планирование ДОУ…………………………………..65
4. Взаимодействие педагогов групп компенсирующей направленности…………………….65
5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников………………..69
6. Направления поддержки детской инициативы……………………………………………….75
7. Преемственность в работе ДОУ и школы……………………………………………….….76
III. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение …………………………..……..…………….....77
2. Развивающая предметно-пространственная среда…………………..…………………....97
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно – правовая база
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для групп компенсирующей направленности МАДОУ «Детский сад №418» гПерми разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26;
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
-Устав МАДОУ «Детский сад № 418».
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для групп компенсирующей направленности МАДОУ «Детский сад №4 418» г.Перми разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. и программы Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи».
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер и обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей в возрасте от 5-х до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
1.2 Цели и задачи Программы:
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Для достижения цели по реализации обязательной части адаптированной образовательной программы дошкольного образования для групп компенсирующей направленности ДОУ ставится следующие задачи:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Целями деятельности МАДОУ «Детский сад №418» по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для групп компенсирующей направленности являются:
- создание условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего и подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание их речевого и психофизического развития, всестороннее гармоничное развитие;
– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;
– осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
- обеспечение разностороннего гармонического развития детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направления: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, духовно-нравственному и художественно-эстетическому;
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе и обеспечение готовности ребенка к школе.
Задачи коррекционного обучения:
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
Развитие фонематического слуха и восприятия, развитие навыков звукового анализа.
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи старших дошкольников.
Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.
1.3.Принципы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с основнымипринципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач с учетом ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей:
- коррекционные задачи:исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей;
- профилактические;
- развивающие: оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития.
2. Единство диагностики и коррекции.
Принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку, предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную.
Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития.
Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития.
При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы сказкотерапии, игротерапии, методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться последовательность реализации дидактические принципы:
Развитиединамичности восприятия.
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
Продуктивность обработки информации.
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
Развитие и коррекция высших психических функций.
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
Обеспечение мотивации к учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя.
1.4. Значимые характеристики для реализации программы.
Образовательный процесс в ДОУ осуществляют: заведующий, заместитель заведующего, воспитатели, учителя – логопеды, музыкальный руководитель. Медицинское сопровождение образовательного процесса обеспечивает медицинская сестра.
В группах компенсирующей направленности работают 8 педагогов, среди них:
воспитатели – 4 человека,
Специалисты:
- музыкальный руководитель – 1,
- учителя логопеды – 2
- инструктор по физической культуре – 1.
Характеристика квалификационных категорий педагогов:
- первая квалификационная категория - 6 человек;
- соответствие занимаемой должности – 2человека;
Педагоги имеют образование:
- высшее – 5человек;
- среднее – 3 человека.
Образовательный процесс осуществляется:
- по двум режимам в каждой возрастной группе, с учётом тёплого и холодного периода года;
- группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.
В МАДОУ «Детский сад №418» функционируют 2 логопедические группы:
- старшая группа- 25 человек;
- подготовительная группа - 25 человек.
Программа является внутренним стандартом для всех участников образовательного процесса:
-определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов ДОУ;
-способствует адекватности интегративного подхода в содержании образовании;
-способствует накоплению спонтанного опыта детей в организованной обобщенной предметной среде; в специально продуманной и мотивированной самостоятельной деятельности; в реальном и опосредованном обучении;
-обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах ДОУ, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, учитель-логопед. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы. При этом все педагоги строят работу по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели, учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, коррекционных играх-занятиях с воспитателем в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед.
Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели и инструктор по физической культуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.
В группе компенсирующей направленности ДОУ коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
нормативно-правовой базы ДОУ,
образовательного запроса родителей,
выходом примерных основных адаптированных образовательных программ,
возрастного состава детей,
диагноза поступающего контингента детей.
ДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
|