Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418»


Скачать 1.93 Mb.
Название Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418»
страница 1/18
Тип Основная образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
 

«ПРИНЯТО»

на педагогическом совете Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 418» г. Перми

Протокол от ______№________




«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом заведующего

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 418» г. Перми

Приказ от __________№______
____________/Н.В. Заридзе


АДАПТИРОВАННАЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

МАДОУ «Детский сад №418» г. Перми

Пермь - 2015 год 
Содержание.
 I. Целевой раздел

 1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно – правовая база………………………………………………………………..3

1.2. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации Программы…………………………………………………………………………………,,…….3

1.3. Принципы к формированию Программы …………………………….. ………………….5

1.4. Значимые характеристики для реализации  Программы  ………………………………...7

1.5. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,

воспитывающихся в ДОУ…………….……………………………………………………….....8

2. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………….10 

                                         

II. Содержательный раздел

1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями  развития ребенка….13

1.1. Социально-коммуникативное развитие ………………………………................................12 

1.2.Познавательное развитие …………………………………………………………………….23  1.3. Речевое развитие ……………………………………………………………………………33

1.4. Художественно-эстетическое развитии ………………………………………………..…38

1.5. Физическое развитие ……………………………………………………………………..….51

2. Особенности организации образовательной деятельности

2.1.Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи …………………………………………………………………..61

2.2. Алгоритм логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи…..62 

2.3. Формы образовательной деятельности……………………………………………………63

2.4. Методы и средства реализации программы……………………………………………....64

3 . Годовое комплексно-тематическое планирование ДОУ…………………………………..65

4. Взаимодействие  педагогов групп компенсирующей направленности…………………….65

5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников………………..69

6. Направления поддержки детской инициативы……………………………………………….75 

7. Преемственность в работе ДОУ и школы……………………………………………….….76

III. Организационный раздел

  1. Материально-техническое обеспечение …………………………..……..…………….....77 

2. Развивающая предметно-пространственная среда…………………..…………………....97



I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно – правовая база

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для групп компенсирующей направленности МАДОУ «Детский сад №418» гПерми разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26;

- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

-Устав МАДОУ «Детский сад № 418».

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для групп компенсирующей направленности МАДОУ «Детский сад №4 418» г.Перми разработана  на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.  и программы Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи».

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер и обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей в возрасте от 5-х до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям:

- социально-коммуникативное развитие

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.
 1.2 Цели и задачи Программы:

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и  направлена на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Для достижения цели по реализации обязательной части  адаптированной образовательной  программы дошкольного образования для групп компенсирующей направленности ДОУ ставится  следующие задачи:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Целями деятельности МАДОУ «Детский сад №418» по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для групп компенсирующей направленности являются:

- создание условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего и подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание их речевого и психофизического развития, всестороннее гармоничное развитие;

– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;

– осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

- обеспечение разностороннего гармонического развития детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направления: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, духовно-нравственному и художественно-эстетическому;

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности;

- всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе и обеспечение готовности ребенка к школе.
Задачи коррекционного обучения:

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

  2. Развитие фонематического слуха и восприятия, развитие навыков звукового анализа.

  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

  4. Формирование грамматического строя речи.

  5. Развитие связной речи старших дошкольников.

  6. Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.


1.3.Принципы к формированию Программы                                                       

Программа сформирована в соответствии с основнымипринципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач с учетом ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей:

- коррекционные задачи:исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей;

- профилактические;

- развивающие: оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития.

2. Единство диагностики и коррекции.

Принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку, предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную.

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития.

Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития.

При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

  1. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы сказкотерапии, игротерапии, методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

  1. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться последовательность реализации дидактические принципы:

  • Развитиединамичности восприятия.

В ходе  коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

  • Продуктивность обработки информации.

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся  полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

  • Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

  • Обеспечение мотивации к учению.

Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

  • Концентрический. 

В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя.   
 1.4. Значимые характеристики для реализации программы.

Образовательный процесс в ДОУ осуществляют: заведующий, заместитель заведующего, воспитатели, учителя – логопеды, музыкальный руководитель. Медицинское сопровождение образовательного процесса обеспечивает медицинская сестра.

В группах компенсирующей направленности работают  8 педагогов, среди них:

воспитатели – 4 человека,

Специалисты:

- музыкальный руководитель – 1,

- учителя логопеды – 2

- инструктор по физической культуре – 1.

Характеристика квалификационных категорий педагогов:

- первая квалификационная категория -  6 человек;

- соответствие занимаемой должности – 2человека;

Педагоги имеют образование:

- высшее – 5человек;

- среднее – 3 человека.

Образовательный процесс осуществляется:

- по двум режимам в каждой возрастной группе, с учётом тёплого и холодного периода года;

- группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.

В МАДОУ «Детский сад №418» функционируют 2 логопедические группы:

- старшая группа- 25 человек;

- подготовительная группа - 25 человек.

Программа является внутренним стандартом для всех участников образовательного процесса:

-определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов ДОУ;

-способствует адекватности интегративного подхода в содержании образовании;

-способствует накоплению спонтанного опыта детей в организованной обобщенной предметной среде; в специально продуманной и мотивированной самостоятельной деятельности; в реальном и опосредованном обучении;

-обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах ДОУ, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.

Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, учитель-логопед. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы. При этом все педагоги строят работу по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели, учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, коррекционных играх-занятиях с воспитателем в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед.

Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели и инструктор по физической культуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

В группе компенсирующей направленности ДОУ коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

  • нормативно-правовой базы ДОУ,

  • образовательного запроса родителей,

  • выходом примерных основных адаптированных образовательных программ,

  • возрастного состава детей,

  • диагноза поступающего контингента детей.

ДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи (онр) с детьми старшего дошкольного возраста
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В....
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon С тяжелыми нарушениями речи
Примерная адаптированная основная образовательная программа для до-школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В....
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи мадоу №15
Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями...
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г. Шарыпово Красноярского...
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа...
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Программа рассмотрена Утверждаю: и одобрена на заседании Заведующий...
Целевой раздел. Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием...
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (онр)
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Приказ №111-1 от 30. 03. 2015 г. Адаптированная основная образовательная...
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» авт. Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Основная адаптированная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-8 лет 2017
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №62 г. Липецка
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Доо. Она представляет собой модель процесса обучения детей в каждом возрастном периоде, обеспечивающую достижение воспитанниками...
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Руководство мадоу детский сад №69 Адрес электронной почты: dou 69@...
Управление мадоу детский сад №69 осуществляет заведующий: Виолетта Александровна Частоступова
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Приказ решением педагогического совета от 28. 08. 2014г №35/12 детского сада
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности доо для детей с тяжёлыми...
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного...
...
Основная образовательная программа для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи мадоу «Детский сад №418» icon Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными...
Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск