Рабочая программа курса «Первые шаги»


Скачать 0.53 Mb.
Название Рабочая программа курса «Первые шаги»
страница 1/4
Тип Рабочая программа курса
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа курса
  1   2   3   4

c:\users\user11\appdata\local\temp\finereader11\media\image1.png


Рабочая программа курса «Первые шаги»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования и авторской программы «Первые шаги» для начальной школы, разработанной Кабышевой В.И., Кузьминых Н.И.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.  

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

  • реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;

  • воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;

  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексирование (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагание (ставить и удерживать цели);

  • Планирование (составлять план своей деятельности);

  • Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Способность вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный.

Цель программы: формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи программы:

  • Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности;

  • Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии;

  • Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, которая реализуется в гимназии: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Содержание программы внеурочной деятельности «Первые шаги» соответствует задачам основной образовательной программе начального общего образования школы.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет углубления знаний.
Связь урочной и внеурочной деятельности


Предмет

Тема учебных предметов

Тема программы «Первые шаги»

Окружающий мир

Этот удивительный мир

Как и где человек проводит исследования в быту




Окружающий мир как объект изучения

Классификация предметов по разным основаниям




Твоё здоровье

Обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта

Информатика

Алгоритмы

«Как работает завод»





Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).

Программа внеурочной деятельности «Первые шаги» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю:

33 часа на первом году обучения;

34 часа на втором году обучения;

34 часа на третьем году обучения;

34 часа на четвертом году обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Воспитательные результаты проектной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЕРВЫЙ
ВТОРОЙ
ТРЕТИЙ

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Презентации

проектов

Участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям
Выставки
Конференции
Фестивали
Чемпионаты
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Оценка планируемых результатов освоения программы:
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Важнейшим звеном внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий и личностных результатов, которые осуществляются при выполнении следующих требований:

- Отслеживание содержательного объема, осмысленность, система в знаниях, прочность и действенность;

-Объективность;

-Индивидуализация;

-Систематичность.

На занятиях по проектной деятельности используются разные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

-Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающихся на каждом занятии.

Оценка отдельных личностных результатов проводится на основе анкет и методик:
Анкета №1

(Диагностика уровня развития коммуникативных склонностей)
Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня развития коммуникативных склонностей.

Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце учебного года), с целью отслеживания динамики развития коммуникативных склонностей обучающихся.

Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель.

Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На каждый вопрос есть два варианта ответа: да или нет. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа на каждый вопрос, подходящий именно вам, и поставить «+» (если вы отвечаете на вопрос «да») и «–» (если вы отвечаете на вопрос «нет») рядом с номером вопроса.

Вопросы

  1. Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?

  2. Если тебя кто-то обидел, долго ли ты обижаешься?

  3. Нравится ли тебе знакомиться с новыми людьми?

  4. Правда ли, что тебе больше понравилось бы остаться дома с игрушками и книжками, чем пойти гулять с ребятами?

  5. Легко ли ты общаешься с людьми, которые намного старше тебя (родители, тети, дяди, бабушки, дедушки и т.д.)?

  6. Трудно ли тебе общаться с малознакомыми ребятами?

  7. Легко ли ты можешь познакомиться с незнакомыми ребятами?

  8. Трудно ли тебе осваиваться в новом коллективе (например, при переходе из садика в школу)?

  9. Если ты захочешь познакомиться с кем-то, подойдешь ли ты знакомиться первым?

  10. Часто ли тебе хочется побыть одному?

  11. Нравится ли тебе постоянно находиться среди людей?

  12. Стесняешься ли ты, когда тебе приходится первым подходить знакомиться?

  13. Любишь ли участвовать в коллективных играх?

  14. Чувствуешь ли ты себя неуверенно среди малознакомых людей?


Обработка результатов. По окончании заполнения анкеты подсчитывается количество совпадений с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл. Затем все баллы суммируются.

Ключ


вопроса

ответ

1

+

2



3

+

4



5

+

6



7

+

8



9

+

10



11

+

12



13

+

14







Интерпретация результатов

От 11 – 14 совпадений – 15 баллов – высокий уровень развития коммуникативных склонностей;

От 7 – 10 совпадений – 10 баллов – средний уровень развития коммуникативных склонностей;

От 0 – 5 совпадений – 5 баллов – низкий уровень развития коммуникативных склонностей.

Анкета №2

(оценка уровня воспитанности и культуры)
Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня воспитанности и культуры.

Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце учебного года), с целью отслеживания динамики развития воспитанности и культуры обучающихся.

Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель.

Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На каждый вопрос есть три варианта ответа:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа (а, б или в) на каждый вопрос, подходящий именно вам, и записать букву, выбранного вами ответа, рядом с номером вопроса».



Вопросы


  1. Я веду себя уважительно по отношению к окружающим меня людям (одноклассникам, друзьям, взрослым):

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я соблюдаю правила поведения в школе:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я всегда соблюдаю чистоту на улицах города:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я бережно отношусь к природе, соблюдаю правила поведения в лесу:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я всегда аккуратен и опрятен:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.



  1. Я бережно отношусь к вещам:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я поддерживаю чистоту в классе и в школе:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я всегда добр в отношениях с людьми:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я всегда говорю «волшебные слова»: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста»:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я всегда уступаю место в транспорте пожилым людям:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я люблю посещать выставки, музеи:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.


Обработка результатов: за каждый выбранный ответ под буквой «а» обучающихся получает 3 балла; за ответ под буквой «б» – 1 балл; за ответ под буквой «в» – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимально возможно набрать 33 балла.

Интерпретация результатов:

От 25 до 33 положительных ответов – 15 баллов – высокий уровень воспитанности, культуры;

От 17 до 24 положительных ответов – 10 баллов – средний уровень воспитанности, культуры;

От 0 до 16 положительных ответов – 5 баллов – низкий уровень воспитанности, культуры.
Анкета №3

(диагностика уровня самостоятельности)
Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня самостоятельности.

Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце учебного года), с целью отслеживания динамики развития самостоятельности обучающихся.

Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель.

Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На каждый вопрос есть три варианта ответа:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа (а, б или в) на каждый вопрос, подходящий именно вам, и записать букву, выбранного вами ответа, рядом с номером вопроса».



Вопросы

  1. Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я стараюсь самостоятельно выполнять задания:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я слежу за опрятностью своей одежды:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я самостоятельно собираюсь в школу (необходимые школьные принадлежности, вещи):

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я люблю самостоятельно ухаживать за животными, растениями:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я помогаю родителям по дому:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я стараюсь самостоятельно преодолевать трудности

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я заранее планирую свои дела:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Я получаю удовольствие, когда помогаю родителям:

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.

  1. Родители мне доверяют несложные поручения (сходить в магазин за хлебом, вынести мусор и т.д.):

а) да;

б) и да, и нет;

в) нет.


Обработка результатов: за каждый выбранный ответ под буквой «а» обучающихся получает 3 балла; за ответ под буквой «б» – 1 балл; за ответ под буквой «в» – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимально возможно набрать 30 баллов.

Интерпретация результатов:

От 23 до 30 положительных ответов – 15 баллов – высокий уровень самостоятельности;

От 15 до 22 положительных ответов – 10 баллов – средний уровень самостоятельности;

От 0 до 14 положительных ответов – 5 баллов – низкий уровень самостоятельности.
Материалы проектов, исследований, поделок, мероприятий. Материалами могут быть: сами исследовательские работы; фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка». О необходимости и полезности оценивать свои достижения также нужно время от времени напоминать ученикам: «Попробуйте сами оценить свои успехи». «Интересно взглянуть на свои достижения?»
Пример листа «Самооценка творческого дела»

1. В начале этого дела у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор):


Максималь-ный уровень










«Превосходно»

Очень высокий результат, его будет сложно повторить

Программный уровень







«Отлично»

Очень доволен, так как результат отличается от обычного

Необходимый

уровень




«Хорошо»

Доволен, похоже на то, что делаю обычно

«Нормально»

Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Пояснительная записка образовательная программа «Первые шаги в робототехнику»
Образовательная программа «Первые шаги в робототехнику» имеет техническую направленность и ориентирована на научно-техническую подготовку...
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Первые практические шаги в реализации 44- фз
Прежде чем озвучить первые практические шаги, с которых должна начаться работа в условиях 44фз, я бы хотела назвать перечень документов,...
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon § Первые шаги, первые трудности, первые достижения
Д. И. Грищенко; первые судебные дела; формирование адвокатского корпуса; исполняющая обязанности председателя оргбюро Е. И. Николаенко;...
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности "Первые шаги моего исследования"
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Рабочая программа курса Код курса: сдм. 19 Тип курса
Рабочая программа курса «Компьютерные технологии управления проектами (международный опыт)» в рамках учебной программы «Управление...
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Программа «талантливые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеобразвивающая программа «Талантливые ручки» разработана на основе авторской программы «Первые...
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Результаты Открытого Республиканского фестиваля-конкурса юных исполнителей...
Открытого Республиканского фестиваля-конкурса юных исполнителей «Первые шаги» в номинации «Хореография» (концертный зал)
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Рабочая программа спецкурса Олимпиадное программирование 8 и класс...
Рабочая программа элективного курса «Олимпиадное программирование» для 8 специализированного класса инженерно-технологической направленности...
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Рабочая программа курса «Химии»
Рабочая программа курса «Химии» предназначена для 9 класса (изучение предмета на базовом уровне)
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Рабочая программа курса «Окружающий мир»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Автор А. А. Плешаков. Рабочая программа конкретизирует...
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Шаги к созданию новых церквей: от идеи до воплощения
Дивизиона в отделе Личного служения и роста церкви. Его опыт в создании новых церквей начался с того, что, будучи старшим пастором...
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Рабочая программа учебного предмета «Химия»
Рабочая программа составлена на основе примерной программа основного общего образования по химии (базовый уровень); Программа курса...
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Рабочая программа элективного курса по информатике и икт «Компьютерная графика»
Рабочая программа элективного курса по информатике и икт «Компьютерная графика» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой,...
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Рабочая программа междисциплинарного курса «Средства исполнения дизайн-проектов»
Рабочая программа междисциплинарного курса «Средства исполнения дизайн-проектов» разработана на основе Федерального государственного...
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Рабочая программа элективного курса по химии «Решение расчетных задач по химии» (11 класс)
Химия. М.: Просвещение, 2008. 56с.), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа курса «Первые шаги» icon Рабочая программа учебного предмета «английский язык»
Данная рабочая программа по английскому языку предназначена для обучающихся 6-х классов общеобразовательной школы, продолжающих изучение...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск