Скачать 146.56 Kb.
|
Предмет робототехники это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения. Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многостепенными механизмами типа манипуляторов. Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. На занятиях по Робототехнике осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms. Образовательная программа по робототехнике "ROBOT " это один из интереснейших способов изучения технологий. Во время занятий ученики научаться проектировать, создавать и собирать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию. В распоряжении детей будут предоставлены Лего-конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может запрограммировать робота на выполнение определенных функций. Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию учеников к получению знаний. Образовательная программа по робототехнике «ROBOT» технической направленности, т.к. так как в наше время робототехники ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать. Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика . Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. В педагогической целесообразности этой темы не приходиться сомневаться, т.к. дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования кроме этого дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 7 до 17 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие. Сроки реализации программы 1 год. Модуль «Лего» Режим работы, в неделю 2 занятия по 2 часа . Часовая нагрузка 144 часа. Наполняемость учебной группы: 1-й группы – 10-37 человек; Цель: развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и проектирования. Задачи: Обучающие: - дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств; - научить основным приемам сборки робототехнических средств; - сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования; - ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств. Воспитывающие: - формировать творческое отношение по выполняемой работе; - воспитывать умение работать в коллективе. Развивающие: - развивать творческую инициативу и самостоятельность; - развивать психофизиологические качества воспитанников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном. Основными принципами обучения являются:
На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса: - фронтальные (беседа, лекция, проверочная работа); - групповые (олимпиады, соревнования); - индивидуальные (инструктаж, разбор ошибок, индивидуальная сборка робототехнических средств). Для предъявления учебной информации используются следующие методы: - наглядные; - словесные; - практические. Для стимулирования учебно-позновательной деятельности применяются методы: - соревнования; - поощрение и порицание. Для контроля и самоконтроля за эффективностью обучения применяются методы: - предварительные (анкетирование, диагностика, наблюдение, опрос); - текущие (наблюдение, ведение таблицы результатов); - тематические (билеты, тесты); - итоговые (соревнования). ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Теоретические занятия по изучению робототехники строятся следующим образом: - заполняется журнал присутствующих на занятиях обучаемых; - объявляется тема занятий; - раздаются материалы для самостоятельной работы и повторения материала или указывается где можно взять этот материал; - теоретический материал преподаватель дает обучаемым, помимо вербального, классического метода преподавания, при помощи различных современных технологий в образовании (аудио, видео лекции, экранные видео лекции, презентации, интернет, электронные учебники); - проверка полученных знаний осуществляется при помощи тестирования обучаемых. Практические занятия проводятся следующим образом: - преподаватель показывает конечный результат занятия, т.е. заранее готовит (собирает робота или его часть) практическую работу; - далее преподаватель показывает, используя различные варианты, последовательность сборки узлов робота; - преподаватель отдает обучаемым, ранее подготовленные самостоятельно мультимедийные материалы по изучаемой теме, либо показывает где они размещены на его сайте посвященном именно этой теме; - далее обучаемые самостоятельно (и, или) в группах проводят сборку узлов робота; - весь процесс работы преподаватель снимает на видео, ранее установленную в аудитории; - видеоматериалы выкладываются на сайт в качестве поощрения и повторения материала, материалы так или иначе становятся методическим материалом, который можно в дальнейшем использовать в учебном процессе; - практические занятия начинаются с правил техники безопасности при работе с различным инструментом и с электричеством и разбора допущенных ошибок во время занятия в обязательном порядке. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ По окончанию курса обучения учащиеся должны ЗНАТЬ: - теоретические основы создания робототехнических устройств; - элементную базу при помощи которой собирается устройство; - порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами; - порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств; - правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами. УМЕТЬ: - проводить сборку робототехнических средств с применением LEGO конструкторов; - создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов. Ожидаемые результаты программы дополнительного образования и способы определения их результативности заключаются в следующем: - результаты работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике; - фото и видео материалы по результатам работ учеников будут размещаться на сайте программы дополнительного образования; - фото и видео материалы по результатам работ учеников будут представлены для участия на фестивалях и олимпиадах разного уровня. МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: - олимпиады; - соревнования; - фестивали; - учебно-исследовательские конференции (Например. Научно практическая конференция городских учебно-исследовательских работ) - отчеты учеников со своими работами по телевидению; - отчеты о проделанной работе в местной прессе; - подготовка рекламных буклетов о проделанной работе; - отзывы преподавателя и родителей учеников на сайте программы дополнительного образования.
3. Содержание программы. Введение Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России. Показ видео роликов о роботах и роботостроении. Правила техники безопасности. Тема 1. - Робототехника для начинающих, базовый уровень - Основы робототехники. - Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п. Алгоритм программы представляется по принципу LEGO. Из визуальных блоков составляется программа. Каждый блок включает конкретное задание и его выполнение. По такому же принципу собирается сам робот из различных комплектующих узлов (датчик, двигатель, зубчатая передача и т.д.) узлы связываются при помощи интерфейса (провода, разъемы, системы связи, оптику и т.д.) Тема 2. Технология NXT. - О технологии NXT. - Установка батарей. - Главное меню. - Сенсор цвета и цветная подсветка. - Сенсор нажатия. - Ультразвуковой сенсор. - Интерактивные сервомоторы. - Использование Bluetooth. NXT является «мозгом» робота MINDSTORMS. Это интеллектуальный, управляемый компьютером элемент конструктоа LEGO, позволяющий роботу ожить и осуществлять различные действия. Различные сенсоры необходимы для выполнения определенных действий. Определение цвета и света. Обход препятствия. Движение по траектории и т.д. Тема 3. Знакомство с конструктором. - Твой конструктор (состав, возможности) - Основные детали (название и назначение) - Датчики (назначение, единицы измерения) - Двигатели - Микрокомпьютер NXT - Аккумулятор (зарядка, использование) - Как правильно разложить детали в наборе В конструкторе MINDSTORMS NXT применены новейшие технологии робототехники: современный 32 – битный программируемый микроконтроллер; программное обеспечение, с удобным интерфейсом на базе образов и с возможностью перетаскивания объектов, а так же с поддержкой интерактивности; чувствительные сенсоры и интерактивные сервомоторы; разъемы для беспроводного Bluetooth и USB подключений. Различные сенсоры необходимы для выполнения определенных действий. Определение цвета и света. Обход препятствия. Движение по траектории и т.д. Тема 4. Начало работы. - Включение \ выключение (аккумулятор, батареи, включение, выключение) - Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики NXT). - Тестирование (Try me) - Мотор - Датчик освещенности - Датчик звука - Датчик касания - Ультразвуковой датчик - Структура меню NXT - Снятие показаний с датчиков (view) Для начала работы заряжаем батареи. Учимся включать и выключать микроконтроллер. Подключаем двигатели и различные датчики с последующим тестирование конструкции робота. Тема 5. Первая модель. - Сборка модели по технологическим картам. - Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ) Первую модель собираем ShooterBot, являющейся продолжением модели «быстрого старта», находящегося в боксе. Инструкция в комплекте с комплектующими. Тема 6. Модели с датчиками. - Сборка моделей и составление программ из ТК. - Датчик звука - Датчик касания - Датчик света - Датчик касания - Подключение лампочки - Выполнение дополнительных заданий и составление собственных программ. - Соренования Проводится сборка моделей роботов и составление программ по технологическим картам, которые находятся в комплекте с комплектующими для сборки робота. Далее составляются собственные программы. Тема 7. Модели с датчиками. - Составление простых программ по алгоритмам, с использованием ветвлений и циклов» - Соревнования Датчики цвета (сенсоры) являются одним из двух датчиков, которые заменяют роботу зрение (другой датчик - ультразвуковой). У этого датчика совмещаются три функции. Датчик цвета позволяет роботу различать цвета и отличать свет от темноты. Он может различать 6 цветов, считывать интенсивность света в помещении, а также измерять цветовую интенсивность окрашенных поверхностей. Датчик нажатия позволяет роботу осуществлять прикосновения. Датчик нажатия может определить момент нажатия на него чего-либо, а так же момент освобождения. Ультразвуковой датчик позволяет роботу видеть и обнаруживать объекты. Его также можно использовать для того, чтобы робот мог обойти препятствие, оценить и измерить рас стояние, а также зафиксировать движение объекта. В каждый серво мотор встроен датчик вращения. Он позволяет точнее вести управление движениями робота. 4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции: - электронные учебники; - экранные видео лекции, Screencast (экранное видео - записываются скриншоты (статические кадры экрана) в динамике); - видео ролики; - информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе; - мультимедийные интерактивные домашние работы, выдаваемые обучающимся на каждом занятии; По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся. 5. Материально-техническое обеспечение программы. 1. Компьютерный класс – на момент программирования робототехнических средств, программирования контролеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов LEGO. 2. Наборы конструкторов: - LEGO Mindstorm NXT Education – 2 шт; - программный продукт – по количеству компьютеров в классе; - поля для проведения соревнования роботов –5 шт.; - зарядное устройство для конструктора – 2 шт. - ящик для хранения конструкторов. 6. Техника безопасности. Обучающиеся в первый день занятий проходят инструктаж по правилам техники безопасности и расписываются в журнале. Педагог на каждом занятии напоминает обучаемым об основных правилах соблюдения техники безопасности. Список литературы и электронной информации. РОБОТОТЕХНИКА. Издательство МГТУ. С.А. Вортников «Информационные устройства робототехнических систем» На русском языке о легороботах http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=2 http://www.mindstorms.su/ На английском языке о легороботах http://www.lego.com/education/# http://mindstorms.lego.com/ Каталоги образовательных ресурсов educatalog.ru - каталог образовательных сайтов Сайт автора программы http://robototechnika.ucoz.ru |
Образовательная программа по робототехнике "robot " это Программа «Легороботы» разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», ст. 9 и Письма моин РФ №3 1844 от 06.... |
Смирнова Ольга Анваровна Предметная область «Информатика». Предназначен для организации занятий по конструированию и программированию лего-роботов во время... |
||
Тематическое планирование факультативных уроков по робототехнике... Основным содержанием данного курса являются постепенное усложнение занятий от технического моделирования до сборки и программирования... |
Программа «Robot» Новизна заключается в том, что реализуя свои проекты, учащиеся находят свои творческие решения, применяя такие методы как: эксперимент,... |
||
Доклад Блок Образовательная деятельность Охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников. Именно они должны создавать условия для реализации способностей детей... |
Программа начального общего образования муниципального бюджетного... Это означает, что новая школа, образовательная система требуют применения иных способов управления, что предполагает переосмысления... |
||
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе программы... Основным содержанием данного курса являются постепенное усложнение занятий от технического моделирования до сборки и программирования... |
Образовательная программа предназначена для изучения курса «Основы... Образовательная программа предназначена для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности (обж)» в основной школе (5 9 классы),... |
||
Рассказать о возможностях конструкторов “lego” для создания моделей роботов На практике продемонстрирована возможность построения действующих роботов учениками начальной школы |
Регламентация работы бухгалтерии: как делать и в чем польза для бизнеса? Если бухгалтерия дружно устраивает перерыв на один час, а клиент в это время ждёт, когда ему печать на документы поставят или реквизиты... |
||
Инструкция по сборке и эксплуатации велоэргометра Вы уже сделали! Занятия на велотренажере это один из самых действенных способов в кротчайший период добиться желаемых результатов... |
А. Г. Ломоносов время собирать мысли Вариации на тему спекулятивно-теоретической и религиозной философии: понимать и быть у себя |
||
Программа рассчитана на учащихся 8-16 лет по сроку реализации 3 года... Учащиеся 5-11 классов ряда школ из разных регионов России вовлечены в учебный процесс создания моделей роботов, проектирования и... |
Программа позволяет научиться создавать собственные презентации с... Общеразвивающая программа объединения «Инфознайка» написана на основе опыта работы в данном направлении деятельности с учетом современных... |
||
Гарантия важные меры предосторожности вы купили настольный измельчитель Гарантийный срок эксплуатации настольного измельчителя фирмы Robot-coupe – один год со дня продажи изделия покупателю. Данная гарантия... |
Программа курса архитектура ЭВМ и пк Пк и принципов их работы. Задачей практических занятий является непосредственное практическое ознакомление с компонентами пк и правилами... |
Поиск |