Проблемы и перспективы развития
исторической информатики
И.М. Гарскова (Москва)
К вопросу об истории исторической информатики
Анализ историографии последних лет показывает повышение интереса к теоретическим проблемам исторической информатики: осмыслению закономерностей и этапов ее развития, взаимодействия с другими областями научного знания, перспектив на будущее. В связи с этой ситуацией автор ставит перед собой задачу дать небольшой обзор этапов развития исторической информатики, опираясь как на отечественную, так и на зарубежную историографию вопроса.
1. В 1960-х – 1970-х гг. в связи с развитием информационных и компьютерных технологий историки, как и другие гуманитарии, обратились к междисциплинарности, диффузии методов и подходов других наук – того, что объединялось в понятии "новые" методы. В этом русле формировалось такое направление исторических исследований, как квантитативная история. Создание машиночитаемых источников в формате баз данных характеризует развитие квантитативной истории в 1980-е годы, когда важной частью исследования становилась работа с данными, направленная на извлечение информации из исторических источников и перевод ее в электронный вид. Именно благодаря развитию квантитативной истории еще в эпоху больших ЭВМ появились первые источники этого вида, а затем и специализированные электронные архивы.
В итоге, обращение к сложным методам, применение которых невозможно без компьютеров, а также создание и коллекционирование МЧД явились основными предпосылками оформления исторической информатики в самостоятельное направление сначала внутри квантитативной истории, а затем и вне ее. Этот этап можно называть аналитическим (по терминологии М. Таллера – методо-ориентированным), поскольку в центре внимания были междисциплинарные подходы и методы, которые в известной мере отодвигали на второй план специфику исторического источника.
2. В 1986 г. была создана международная ассоциация "History and Computing", обозначившая институализацию направления.
Поскольку историческая информатика до определенного этапа развивалась "внутри" квантитативной истории, не существовало разногласий относительно роли и места квантитативных методов в историческом исследовании, а информационные технологии в работе с источниками рассматривались как органическая составляющая квантитативного исследования.
Ситуация изменилась, когда в рамках исторической информатики началось обсуждение ее предмета и методов. Этот этап поставил много вопросов, в том числе и теоретического характера, и породил ряд международных дискуссий конца 1980-х – первой половины 1990-х годов. Еще в 1987 г. М. Таллер поставил вопрос о теоретическом обосновании исторического компьютинга (historical computing) и сформулировал тезис о фундаментальном различии между "обычной" обработкой данных и обработкой исторических данных. В этой работе констатировалась необходимость проводить различие между методо-ориентированной и источнико-ориентированной методологиями использования компьютера в историческом исследовании. М. Таллер подчеркивал наличие фундаментальных различий между исторической наукой и теми дисциплинами, которые широко используют статистические методы, ограниченнность возможностей статистики при работе с "размытыми" историческими данными, содержащими неопределенность в суждениях и оценках, и неэффективность стандартных процедур формализации информации источника. Углубленное внимание к историческому источнику и специфическим источниковедческим проблемам компьютеризованного исторического исследования позволяет обозначить этот этап развития исторической информатики как источнико-ориентированный (следуя терминологии М. Таллера).
Идеи М. Таллера оказали заметное влияние на развитие направления. Увлечение многих исследователей вопросами создания источнико-ориентированных баз данных даже привело к тому, что в 1994 г. П. Доорн выступил с докладом "Я и моя база данных: движение к концу направления History and Computig", вызвавшем оживленную дискуссию.
Вообще говоря, не удивительно, что интерес к разработке машиночитаемых копий или, точнее, версий традиционных "бумажных" источников, к созданию синтетических или мета-источников превышает на определенном этапе интерес к их анализу. В сущности, это ни что иное, как проблема роста новой научной дисциплины. Более сложные методы анализа данных занимают подобающее место в лаборатории исследователя тем быстрее, чем быстрее будет накоплен достаточно большой объем электронных версий источников, надежных и достоверных. До этого идет нормальный процесс количественного роста источников нового вида. Таким образом, "источниковая ориентированность" многих работ по исторической информатике на определенном этапе – явление скорее положительное или, по крайней мере, закономерное.
3. Дискуссии и поиски путей развития исторической информатики на рубеже XX – XXI вв. привели к определенному организационному кризису направления. В частности, в течение ряда лет нерегулярно выходил в свет журнал "History and computing", печатный орган АНС. Издание возобновилось 2007 г. под названием "International Journal of Humanities and Arts Computing", что знаменует новое обращение к междисциплинарности, взаимодействию гуманитарных наук на "новом витке". Пути преодоления кризиса обсуждались на конференциях АНС в 2003 и 2004 гг., а также в известной публикации О. Боонстра, Л. Брере и П. Дорна (2004 г.). Перспективные направления развития исторической информатики связываются в этой работе с моделированием данных, электронной публикацией источников и результатов исследований; совершенствованием процедур информационного поиска; а также с современными методами анализа коллекций исторических источников поливидового состава.
Думается, 2003–2004 гг. можно считать началом этапа, который характеризуется не противопоставлением стратегий и подходов, но их взаимодействием. На первый план выходят проблемы синтеза аналитической и источниковой компонент, особенно в такой области, как создание и использование исторических научно-образовательных (тематических) ресурсов. Эта деятельность связана с сохранением историко-культурного наследия и обеспечения доступа к нему, в том числе с использованием сетевых технологий. Междисциплинарность играет здесь особенно важную роль, поскольку требует кооперации не только с коллегами, применяющими ИКТ в других гуманитарных науках, но и со специалистами в области информационных технологий, а также с архивистами, работниками музеев и библиотек. По характеру теоретических, методических и технологических разработок в области исторической информатики этот этап можно назвать ресурсным (по терминологии М. Таллера – ресурсно-ориентированным).
Л.И. Бородкин (Москва)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКИ
В течение последних двух-трех лет историческая информатика в России и других странах получила новый импульс развития, связанный как с потребностями исторического образования, всё более плотно соприкасающегося с новой информационной средой, с новым рельефом рынка интеллектуального труда, так и с изменениями, происходящими в структуре современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эти процессы приводят к появлению новых профилей специализации студентов-историков, к адаптации тематики изданий Международной ассоциации "History and Computing" (AHC), изменениям в содержании конференций национальных ветвей АНС. Так, в 2007 г. на Историческом факультете МГУ была утверждена магистерская программа по исторической информатике, в 2008 г. на кафедре исторической информатики появилась первая группа специализирующихся студентов.
В 2007 г. произошло «переформатирование» журнала "History and Computing", учрежденного в 1989 г. Международной ассоциацией "History & Computing" (AHC). Почти 20 лет работы редколлегии этого журнала создали ему репутацию ведущего периодического издания в области информатизации гуманитарного знания. Традиции этого издания будут продолжены в новом журнале – "International Journal of Humanies and Arts Computing" (IJHAC), который заявлен в статье редакторов, открывающей первый выпуск, в качестве преемника журнала "History and Computing". Новое название отражает тенденцию к усилению междисциплинарности современных исследований в области гуманитарных наук. Журнал представляет теперь сотрудничество трех научных организаций: International Association for History and Computing, Cultural Atlas Initiative, Digital Resources in the Humanities and Arts. Приоритетная тематика, которую будет поддерживать журнал, включает визуализацию, цифровые медиа, моделирование, ГИС в гуманитарных приложениях, информационную архитектуру, e-Science, Веб-сервисы, опыт применения грид-технологий и другие направления современных разработок ИКТ. Приветствуютcя также статьи и обзоры по электронным ресурсам и электронным публикациям (e-Resources и e-Publications).
Появление здесь ряда новых для гуманитарной аудитории терминов и понятий требует комментариев: ведь они в ближайшие годы войдут в активный лексикон исторической информатики, а затем – и в общенаучный лексикон гуманитариев. Наиболее характерной чертой развития ИКТ в 2000-х гг. является формирование новых компонентов электронной среды взаимодействия. Этот процесс породил новые методологические подходы, программные и аппаратные решения, новые термины и понятия. Широкое распространение получили новые категории: e-Science, e-Social Science, e-data, e-Research, e-Publications, e-Culture, e-Learning, e-Business, e-Banking, e-Medicine, e-Government и т.д., связанные с развитием распределенной инфраструктуры информационных технологий и ресурсов. Наверное, излишним будет напоминание, что "e" означает здесь "electronic". Нас интересует прежде всего содержание термина e-Science, возникшего изначально в Великобритании, где крупные исследовательские проекты в этой области начались в 2001 г. Именно там было дано первое определение e-Science, получившее в дальнейшем широкое распространение: «научно-технологическая область, в которой всё возрастающую роль играют распределенное глобальное взаимодействие посредством сети Интернет, с использованием очень больших коллекций данных, компьютерных ресурсов тера-уровня и высококачественной визуализации, доступных индивидуальному пользователю» (см., например: http://www.nesc.ac.uk). Работа с такими массивами требует вычислительных мощностей с производительностью уровня терафлоп. Обычный пользователь Интернета работать в этом режиме не сможет. Сегодня потребность в таких крупномасштабных ресурсах и компьютерных мощностях испытывают в основном ученые-естественники, но в ближайшем будущем к этому рубежу подойдут и разработчики проектов в различных областях социально-гуманитарного знания. Задача e-Science, таким образом, – создание организационных и технологических структур, разработка соответствующего программного обеспечения для функционирования новой информационной среды с распределенными ресурсами (информационными и вычислительными), обеспечивающих доступ к ним индивидуальных пользователей, исследовательских групп, лабораторий и институтов (эти сообщества называют виртуальными организациями).
Основное русло реализации задач e-Science прокладывают быстро развивающиеся грид-технологии (Grid). Ситуацию можно сравнить с состоянием сети WWW в конце 1990-х гг., при этом специалисты предсказывают, что Grid произведет такую же революцию в области обработки данных, какую Интернет произвел в сфере компьютерных коммуникаций. При этом специфика термина e-Social Sciences заключается не только в предметной области используемых распределенных информационных ресурсов, но и в акценте на взаимодействие ученых-обществоведов со специалистами по ИКТ.
Заметное место в тематике зарубежных ассоциаций АНС занимают вопросы разработки научно-образовательных ресурсов, использования новых ИКТ в обучении студентов-историков (включая технологии дистанционного обучения, Web 2.0 и др.). Так, этой тематике была посвящена очередная ежегодная конференция американской ветви АНС, которая прошла в этот раз в виртуальном режиме (апрель 2008 г.). Конференция имела характерное название: Web 2.0 / History 2.0: Making History Together. В центре внимания участников были следующие вопросы: Что включает «исторический сегмент» Web 2.0? В чем его отличия от соответствующего сегмента Web 1.0? Что заставляет нас выходить за пределы возможностей Web 1.0? Каковы приложения Web 2.0 в исторических исследованиях и образовании? Каковы «плюсы» и «минусы» Web 2.0 в этих приложениях? Рассмотрение этих вопросов потребовало обращения к конкретным аспектам сетевого взаимодействия, указанным организаторами конференции: программы «Open source», используемые для интерпретации истории; тэги в исторических приложениях; технологии Wiki, блоги и RSS в исторических приложениях; право собственности на данные: базы данных и исторический анализ; картографирование истории (документация, основанная на возможностях Google), создание звуковых и видео-передач (подкастов), цифровое видео (напр., YouTube), виртуальные миры в исторических приложениях.
Новые тенденции развития исторической информатики обсуждались также в Лондоне, где в ноябре 2008 г. состоялся круглый стол, организованный Британской ассоциацией "History and Computing" (AHC-UK) и посвященный обсуждению рукописи книги "Historical Methods for the 21st Century", которая выйдет в свет весной 2009 г. (как в «бумажной» форме, так и в он-лайне). Книга, содержащая обзор и характеристику методического инструментария историка XXI века, написана благодаря совместной инициативе AHC-UK и Национальной архивной службы Великобритании, Института исторических исследований Лондонского университета, а также Британского Академического Центра высшего образования в области истории, классических исследований и археологии. Главная цель книги, как указывают авторы, – преодолеть разрыв между литературой, посвященной общей характеристике применения ИКТ в истории и изданиями, ориентированными на те или иные продвинутые компоненты ИКТ, конкретные методы и специальные технологии. Другая задача авторов – сблизить направления использования ИКТ в исторических исследованиях, с одной стороны, и в историческом образовании, – с другой.
Представляет интерес содержание этой книги, которая, судя по всему, станет заметной вехой в развитии исторической информатики. Работа содержит следующие разделы: роль теории; категории исторического анализа; поиск в электронных каталогах Национальных архивов; использование технологий оцифровки; организация данных; использование коллекций данных; технологии Web 2.0; просопография; технологии изучения истории народонаселения; ГИС; исследования локальной истории; аудио-архивы; видео-архивы; text mining; data mining (интеллектуальный поиск и анализ данных); статистический анализ.
Представленная тематика активно обсуждалась на ежегодной конференции AHC-UK в ноябре 2007 г., где акцент был сделан на использовании ИКТ в образовании студентов-историков всех трех уровней (бакалавриат, магистратура, PhD). На шести секциях этой конференции обсуждались следующие вопросы: 1) компьютерные технологии в обучении аспирантов-историков; 2) веб-ресурсы национальных архивов: поиск в он-лайновых каталогах; 3) креативное использование ИКТ в обучении историков – бакалавров и магистров; 4) критика источников: «цифровая дипломатика» в учебном плане историков; 5) аккумуляция и дифференциация профессиональных знаний и навыков при переходе с уровня бакалавра на уровень магистра: роль ИКТ; 6) современное содержание специализации по профилю "History and Computing" в британских университетах.
В заключительной части доклада обсуждаются возможности отражения рассмотренных тенденций в учебном плане специализации по профилю «Историческая информатика».
И.М. Гарскова (Москва)
|