Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2


Скачать 1.64 Mb.
Название Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2
страница 1/11
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Петелинская средняя общеобразовательная школа

Педагогический калейдоскоп

Современное образование:

опыт, проблемы, перспективы

Выпуск 2

http://gimnasium64.ucoz.ru/foto/1.jpg

Редколлегия: методист МАОУ Петелинская СОШ Шелягина Галина Михайловна

Педагогический калейдоскоп. Современное образование :опыт, проблемы, перспективы.

– Петелино – июль 2017 г. – 182 с.



В сборнике представлены материалы, подготовленные учёными, учителями округа, методистами по актуальным проблемам современного образования.

Предназначен для использования педагогическими работниками, методистами, завучами. Предлагаемый материал также поможет при подготовке к урокам, практическим занятиям, семинарам

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1: Аукцион педагогических идей (Из опыта работы)

Абрамова Н.Г.


Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе

4

Бацман А.Т.

Приёмы педагогической техники (из опыта работы)

10

Екименко И.Ю.

Обучение математике на основе метапредметного подхода

14

Медведев А.С.

Формирование универсальных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности по физической культуре в начальных классах в рамках ФГОС

26

Мухамедзянова

Л.В.

Система работы с молодыми педагогами в МАОУ Петелинская СОШ (за 2016-2017 уч год)

38

Мясоедова Н.П.

Приёмы формирования УУД у учащихся начальной школы

47

Фильберт А.В.

Выявление и развитие одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

51

Шипичкина Л.В.

Развитие творческих и интеллектуальных способностей посредством применения современных технологий

59


Раздел 2: В помощь учителю

Шелягина Г.М. В помощь учителю 66
Абрамова Н.Г.

учитель начальных классов

филиала МАОУ Петелинская СОШ «Хохловская СОШ»

h:\на сайт\фотографии пет\фото 2\s6301105.jpg
Игровые технологии
на уроках русского языка в начальной школе


Предлагаемые социо-игровые технологии обучения гуманизируют сам процесс общения учителя с учениками и учеников между собой на уроке, способны обеспечить радость творческих открытий на уроке по любому предмету. Эмоции открытий могут и должны присутствовать и в личном педагогическом труде каждого учителя, и в познавательной деятельности каждого ребёнка. Я предлагаю попробовать применить приемы, которые использую в своей практике.

  • Проверка домашнего задания.

  • К доске вызывается ученик (с тетрадью). По воздуху он пишет ответы, полученные дома. Кто в классе не согласен, тот – хлопнул в ладоши.

  • Воздушное письмо ученику лучше выводить спиной к классу. Но тогда «писцу» сначала нужно будет подать какой-нибудь знак для внимания (например, хлопком в ладоши).

  • Потом то же будут раздаваться хлопки. Но это уже будут хлопки зрителей. И уже в знак несогласия (когда неверный ответ). При этом железный уговор – никаких слов! Иначе упругость игровой атмосферы сильно пострадает. Все выяснения – кто прав, кто виноват – после воздушного вырисовывания писцом всех своих ответов в домашнем задании.

  • Можно следовать и такой режиссуре. Если был хоть один хлопок, то никакой отметки не ставится. Просто вызывается следующий. Если и у него прозвучит хоть один хлопок (не важно - из-за небрежного написания, или из-за ошибочных вычислений хлопнувшего), на место отправляется и он, пока не будет у смотрящих полного согласия.

  • Нет хлопков протеста – пятерка (при условии, что все ответы правильные). Если хлопков не было (то есть весь класс считает, что все задания решены правильно), а некоторые из ответов ошибочны – отметку не снижать! (На худой конец ее лучше вообще не ставить, чем снижать! Ведь, если в классе все ошибаются в одном и том же месте, значит, учителю нужно не столько отметки снижать, сколько вернуться к объяснению этого места еще раз.)

  • Лингвистический футбол.

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

  • «Составь слово по опорным словам

Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.

Радость, задумал, коряга - РАДУГА

Сияние, понедельник, поливает – СИНЕВА

  • Арабское письмо

В ОКЕАНЕ ЖИВЕТ НЕОБЫЧНАЯ РЫБА

АБЫР ЯАНЧЫБОЕН ТЕВИЖ ЕНАЕКО В.

  • Слова на одну букву

Эта традиционная детская игра может быть использована на уроках по любому предмету. Обычно она начинается с зачина: «Здесь, вокруг нас…», «Я вижу…», «На пароход грузили… (или выгружали)» — после чего перечисляются слова, начинающиеся с какой-то одной добровольно выбранной буквы.

На уроке эта игра хорошо активизирует память детей. Выполнять задание лучше малыми группками. Чтобы определить победившую группу, участникам надо считать, сколько слов сказала каждая группа. Это игровое задание хорошо использовать и как разминку, и как прием закрепления пройденного.

  • На русском языке: «С разделительным мягким знаком на пароход грузили — бурьян, карьер, вьюн …».

  • Или: «Вокруг нас есть глаголы II спряжения — светить, видеть, дышать, морочить, спросить, молвить…».

  • Слепой капитан.

  • Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза, и, руководствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, они выполняют учебное задание.

  • — вставляют пропущенные слова в тексты (определения), заранее написанные учителем на доске (по тексту на каждого капитана; содержание текстов может совпадать или быть разным);

  • вытягивают билетик с заданием для всего ряда(или команды);

  • угадывают отвечающего домашнее задание(правило, определение и т. п.);

  • вставляют пропущенные буквы в слова.

  • Слухачи.

  • Выбирается водящий (а лучше команда водящих из трех-четырех человек), который затем выходит из помещения. Остальные играющие выбирают одно из пройденных правил или определений.

  • Каждое слово строчки распределяют по группам участников. Когда водящий возвращается, все одновременно начинают безостановочно произносить свои слова. Водящий - «слухач» (или команда «слухачей») ходит между компаниями, выуживая отдельные слова и складывая их в заданную строчку.

  • Вариант. Задумывается слово. Например, бумага. Выбирается известный мотив — один на всех. Одна группа поет: «бу-бу-бу-бу-бу», другая — «ма-ма-ма-ма-ма», третья — «га-га-га-га-га». В этом варианте ведущие «слухачи» меняются быстрее, поэтому задание проходит оживленнее.

  • Вариант. Складывание безостановочно распеваемых слогов из задуманных фамилий писателей (Сер-ван-тес, Тур-ге-нев), художников (Су-ри-ков, Вас-не-цов).

  • Волшебная палочка

  • «Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу (например, существительное — прилагательное (глагол) к нему). Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».

  • Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — ответил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правильность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность словосочетаний возникает в том случае, если слушающий сразу за словом передающего представляет реальную картину из жизни и, исходя из ее особенностей, дает свой ответ.

Например: СТОЛ — стол с чернильными пятнами,

стол со скатертью, раскладной стол, обеденный стол.

БЕЖИТ — собака бежит, ручей бежит, девочка бежит, дорога бежит

Примеры вариантов:

  • при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза;

  • говорящему становится видна оценка всеми присутствующими его слов, когда вводится такое условие: если кто-то из присутствующих ответил бы точно так же, то они встают;

  • но с помощью этого условия можно выявлять стереотипы и банальности,

например, передающий: елка — принимающий: зеленая (все, кто ответил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бывают на свете елки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, высокие, с шишками, искусственные и т. д.); или трубочист — черный, мяч — круглый, небо — голубое и т. п.

  • Игры «Буква по воздуху»

Ученики выбирают ведущего. Стоя спиной к классу, он крупно пишет по воздуху какую-нибудь букву – не меньше метра в диаметре! Все отгадывают ее (при этом отгадывающие часто непроизвольно повторяют движения ведущего, что способствует запоминанию материала).

  • Например, воздушные письма выводить по воздуху можно:

– плечом, головой, ухом, ногой, коленкой и т. д.


Бацман А.Т.,

учитель иностранного языка

МАОУ Петелинская СОШ

h:\на сайт\семинар амо\s6301159.jpg
Приемы педагогической техники (из опыта работы )

У каждого учителя есть свои педагогические приемы, которые складываясь в определенную систему, образуют педагогическую технику и, поддерживая друг друга, помогают ему достичь своих целей. Сильных педагогических приемов не так уж мало, но хороший профессионал часто использует всего несколько, но это очень хорошо отработанные, проверенные приемы, которые образуют для учителя своего рода страховочную сеть. Лучший способ загубить педагогическую технику - схватиться за все сразу. Приемы педагогической техники можно разделить на несколько групп. Я бы хотела остановиться на некоторых из них, которые наиболее близки мне при организации коллективной учебной деятельности:

1. Прием «Суд». Создаются группы:

-«Подозреваемый в незнании» (опрашиваемый ученик)

-«Прокуроры» (указывают на допущенные ошибки)

- «Адвокаты» (защищают, подчеркивая успех)

- «Судьи» (выслушивают все стороны, включая подозреваемого с самооценкой, выносят приговор-оценку).

При возникновении споров есть право апелляции к учителю.

2.Прием «Пирамида», - работа в парах, затем в четверках, затем в открытой группе.

3. Прием «Ранжирование» (Расположить по степени значимости - например, создать модель благополучия, лист покупок и т.д., используя заданный список)

4. «Интервью» Двигаясь по классу, учащиеся задают вопросы друг другу во 2 л. ед. ч, затем в открытой группе пересказывают данные от 3 л. ед.ч (тренировка спряжения глаголов)

5. По единому тексту каждая группа составляет мини- рассказ о стране (географическое положение, климат и т.д.), выбирая свою информацию.

6.Прием «Займи позицию» или «Точка зрения», например: «Путешествовать хорошо.» - «Да», «Нет», «Да, но…».Учащиеся делятся на три группы и каждая аргументирует свою позицию.

7. Каждая группа получает свой мини-рассказ и инсценирует его.

8. Мини-проекты: после изучения темы в течение завершающего урока создать продукт и презентовать его- например: «Поздравительная открытка», постеры- «Времена года», «Портрет одноклассника», «Спорт» и т.д. Таким образом происходит обобщение материала, тренировка в употреблении изученных лексико-грамматических структур.

9. Составить текст на заданную тему, выбирая его части из большого количества разных отрывков, находящихся в разных местах класса..

10. Прием «Найди ошибку»- каждая группа составляет текст, допуская в нем ошибки, пропуская слова или буквы, другая группа их находит и исправляет.

11. Игровой прием «Снежный ком» .

12. «Цепочка» - продолжить предложение

13. «Кто больше слов запомнит» (за 2 мин )

14.«Да- нетка» (Например: дан план города, выяснить, где живет учитель)

15. Игры с мячом. При тренировке спряжения глаголов - на доске список глаголов, дети в кругу - первый ученик подбрасывает мяч и называет глагол в 1л. ед. ч., например: « Я сплю», сосед слева ловит мяч и говорит «ты спишь» и т д. Мяч не должен упасть на пол.

16.Прием «Ты обо мне» - при изучении степеней сравнения прилагательных, каждому учащемуся прикрепляется на спину лист бумаги, все ходят по классу и пишут на листах прилагательные в разных степенях сравнения, например: «ты самый умный», «ты самая красивая» и т. д. Кроме этого приема, можно использовать и такой - каждый ученик на листе бумаги обводит свою ладонь, подписывает свое имя и передвигает соседу справа, тот на одном из пальцев пишет прилагательное, характеризующее хозяина ладони и передает дальше и т.д.

Все приемы педагогической техники, упомянутые здесь, являются плодом труда многих педагогов - энтузиастов своего дела, очень разных, но объединенных любовью к своему делу. Я выделила лишь несколько из наиболее близких мне. Нет педагогической панацеи. Нет одного, «самого главного» приема. Радуга из одного цвета - не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают радужный эффект. И в результате - хорошо организованный учебный процесс, дающий хорошие знания и удовлетворение всем его участникам.

Екименко И.Ю.,

учитель математики

филиала МАОУ Петелинская СОШ  «Хохловская СОШ»

h:\на сайт\одар.д\s6301581.jpg

Обучение математике на основе метапредметного подхода

Я часто обращаюсь к коллегам с таким вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения.

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Тут есть и еще одна проблема – если нет жизненной необходимости – значит - нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но…

Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания.

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса, а именно урока математики. На уроках математики я реализую данный подход в создании метапредметной проблемной ситуации.

В результате создания проблемной ситуации и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательную цель урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.

Примерами метапредметных проблемных ситуаций на моих уроках служат:

-ситуации неопределенности

-ситуации неожиданности

-ситуации конфликта

-ситуации опровержения

-ситуации предположения.

На  таких  уроках  происходит  формирование  ключевых  компетенций:  информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне), коммуникативной (работа в группе по извлечению информации)и  компетенции  личностного  самосовершенствования (самомененджмент).

Стараюсь использовать на уроке различные приемы активизации познавательной деятельности учащихся, чередование видов и форм работы. Использую проектную методику, технологию укрупнения дидактических единиц, технологию личностно-ориентированного развивающего обучения, технологию критического мышления, использую активные и интерактивные методы обучения.

Мой  опыт работы показывает,  что  дети иной раз теряют интерес к обучению уже  в 7 - 8  классах. Учитывая психологические и возрастные особенности подростков, я ставлю перед собой главную задачу - повышение мотивации старшеклассников к учению. Отдельное изучение предметов не даёт возможности детям увидеть смысл обучения  вообще.  Между тем, только целостное восприятие общеобразовательных программ, даёт полное представление о значимости обучения.

Опыт показывает, что при проведении таких уроков, как, например: «Действия с натуральными числами и системы счета» – 5 класс (математика и история); «Решение квадратных уравнений» (алгебра и краеведение) – 9 класс, и другие, развивается познавательная и исследовательская деятельность обучающихся. Ведь работа учителя и ученика в этом случае доставляет радость, является продуктивной, а не приводит к обоюдной деградации личности. На своих уроках я стараюсь организовать учебный процесс в соответствии с естественной потребностью личности свободно мыслить, творить, самоутверждаться. «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины», – говорил древнегреческий философ Протагор из Абдеры (481 – 411г. до н.э.).

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Какими знаниями по экономике обладает выпускник нашей общеобразовательной школы? Создается странная ситуация: физики знакомят обучающихся с ядерными реакциями, математики – с дифференциальным и интегральным исчислением, а о рыночной экономике, об экономических терминах они не имеют представления. Не следует забывать великого дидактического принципа, выдвинутого Я.А. Коменским: то, что изучается, должно иметь много связей. Сообщения о повышении или понижении «чего-то» на несколько процентов воспринимаются совершенно неадекватно. Поэтому необходимо решать задачи, связанные с начислением сложных процентов. При изучении темы в 9 классе «Геометрическая прогрессия» можно выстроить урок «Геометрическая 4 прогрессия и ее приложения в экономике» и рассмотреть вопрос: «Как банки дают кредиты различным фирмам, и как система банков может увеличить возможности кредитования фирм?». Учащиеся видят, что такие, на первый взгляд, бесполезные вопросы, как сумма членов геометрической прогрессии, бесконечно убывающая прогрессия и ее сумма, имеют глубокий экономический смысл.

При изучении темы «Проценты» включаю в обязательные задания правила начисления банковских процентов. Тема, даже для маленьких детей, знакомая из жизни семьи. Делаю акцент на инфляцию этого года или месяца. Учащиеся, в процессе работы, сами «вкладывают» деньги в «банк» и рассчитывают свой реальный доход от вложенного капитала. А «банк» им  показывает  номинальный  доход.  У детей  возникает законный  вопрос  -  в чём  причина?  И они заинтересованно ищут ответ на него. Уроки такого типа развивают у школьников  способности,  вырабатывают знания на примере реальных расчётов и показателей «банка». Эта ситуация, отработанная на уроке, обязательно найдёт у них применение в их личной жизни. Таким образом, знания становятся необходимостью.

Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности.

Применяемые в школьной практике задачи с экологическим содержанием показывают, что школьники лучше начинают ориентироваться в нестандартных ситуациях, прививается у детей любовь к малой родине. Прикладной характер математики можно показать, рассказывая о задачах планирования народного хозяйства. Например, известно, что прирост объема древесины в лесном массиве происходит по законам геометрической прогрессии. Ребята с интересом узнают, что составление прогноза погоды – сложная математическая задача.

Многие математические теории при формальном изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто непонятными. Если же подойти к этим проблемам с позиции исторического развития, то станет виден их глубокий жизненный смысл, их естественность, необходимость. Практика убеждает, что вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность обучающихся. Это происходит в процессе решений исторических задач: через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель имеет возможность познакомить обучающихся с самим понятием творчества, коснуться многих нравственных категорий. Исторический материал – это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс обучающихся, приучить их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях. «Не мыслям надо учить, а учить мыслить», – подчеркивал Э. Кант.

Обращение к историческим событиям создают эмоциональный подъем в классе. Даже неинтересная тема способна увлечь школьников, если учитель сумеет связать с ней такие факты, которые вызовут светлые чувства у слушателей.

В своей профессиональной деятельности я стремлюсь обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности, удовлетворить потребности и интересы моих учеников; прилагаю основные усилия не для формирования у детей социально-типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

Практическая направленность обучения математике предусматривает ориентацию его содержания и методов на изучение математической теории в процессе решения задач, на формирование у школьников компетенций самостоятельной деятельности, связанных, в частности, с выполнением тождественных преобразований, вычислений, измерений, графических работ, использованием справочной литературы, на воспитание устойчивого интереса к предмету, развитие универсальных учебных действий, планирования и рационализации своей деятельности.

На уроках необходимо обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала и задачного материала, так, чтобы школьники понимали его значимость, ближнюю и дальнюю перспективу его использования. По возможности, можно очертить область, в которой данный материал имеет фактическое применение.

Подготовка обучающихся к экзаменам – одна из трудоемких работ. Учителю нужно так построить свою работу, чтобы был отработан материал обязательного уровня и материал повышенной сложности. А для этого надо выработать свою специфику подготовки. Проанализировав итоги обучающихся 9 класса на ОГЭ-2016, где обученность составила 67%, а также трудности, с которыми столкнулись ребята, решила изменить свою систему подготовки к экзаменам. Мною была разработана система занятий по подготовке к итоговой аттестации. Изучив материалы пособий, демоверсий, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, уровень сформированности их учебных умений и навыков был составлен график групповых подготовительных занятий, индивидуальных консультаций, утвержден состав групп взаимопомощи, организовано участие в окружном клубе по подготовке к ОГЭ «Интеллект-9».

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и уроку вообще. Поэтому я использую разнообразные формы устных заданий: традиционные (вычислить, сравнить, упростить и т.д.) и нетрадиционные: математическая лестница, задача–загадка, задача в стихах, работа по блок-схеме, вычисление цепочкой, задачи экономического, экологического содержания, задачи со сказочными героями, задачи логического характера. Использование в устной работе нематематической информации направлено на воспитание у обучающихся любознательности, стремление познавать новое, расширение кругозора. Опыт показал, что ни в коем случае не следует умалять роль устных упражнений в старших классах. Они, кажущиеся легкими, эмоциональными, действуют на обучающихся мобилизующе, увлекают и слабых школьников. В классе, психологически не готовом к занятиям по математике, рискованно начинать урок, думая, что сам материал овладеет вниманием обучающихся.

Школа, в которой я работаю, занимается реализацией проблемы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе личностно- ориентированного подхода».

Совершенствовать качество знаний обучающихся по математике, усиливать мотивацию к изучению предмета мне помогают знания, полученные в ходе работы над моей методической темой «Обучение математике на основе личностно-ориентированного подхода».

Работая над методической темой, активно внедряю в практическую деятельность инновационные технологии и отдельные приемы, активизирующие познавательную творческую деятельность обучающихся. В процессе обучения используются современные образовательные информационно- коммуникационные технологии, активно использую на уроках электронные образовательные ресурсы, ресурсы сети Интернет. Для обогащения своей методической копилки часто посещаю сайты «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru), Первое сентября, Фестиваль «Открытый урок», https://infourok.ru, https://videouroki.net, Социальная сеть работников образования «Наша сеть».

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться. Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это осуществляется мною в рамках создания проектов, где большая роль отводится самостоятельной работе обучающихся.

Перечислю ещё некоторые достоинства метода проектов:

  • Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу.

  • Творческие проекты позволяют выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

  • Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?

  • При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.

  • Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Перечисленные достоинства проектов и будут способствовать овладением определенными способностями, которые можно применять в разных областях жизнедеятельности.

На уроках я сочетаю приемы фронтальной, групповой, индивидуальной работы. Допускаю нелинейную организацию урока, например, первая часть урока – обучение всего класса по общей программе, вторая – дифференциация обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Важно организовать сотрудничество обучающихся на уроке. Школьники не только выбирают «коллег» для работы, являются консультантами-помощниками, но и участвуют в организации урока, имеет место взаимное обучение.

В повседневной работе стараюсь обнаруживать и укреплять связь тех трудовых и умственных компетенций, которые вырабатываются в процессе занятий математикой, с компетенциями, необходимыми в различных профессиях. Хорошим резервом служит проведение внеклассной работы по предмету. Подготовка и проведение к внеклассным мероприятиям по математике также способствует развитию между учащимися сотрудничества, взаимопонимания, умения уважать чужое мнение, самодисциплины. После такого взаимодействия у обучающихся проявляются лидерские качества, желание взять ответственность на себя, умение довести начатое дело до конца.

Развитие интереса к изучаемому предмету – важная составляющая работы учителя. В своей работе стремлюсь добиться того, чтобы интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивал основы наук. Стараюсь сделать урок необычным и запоминающимся, создать на уроке условия для успешного усвоения изучаемого материала.

В моей методической копилке много «находок», которые собираются и проверяются на жизнеспособность годами. Перед изучением нового материала часто предлагаю решить задачу практического содержания: найти площадь, посчитать, сколько 5 килограммов краски, кусков обоев нужно для ремонта, какой вклад в банке целесообразнее выбрать, какой тарифный план при подключении к сети Интернет наиболее дешевый и др. Через решение прикладных задач происходит раскрытие роли математики в повседневной жизни, в современном мире.

Повышение мотивации к изучению математики, применение современных методов обучения способствую позитивной динамике учебных достижений обучающихся. За три года работы наблюдается повышение качества знаний по математике. Так качество знаний по математике в целом в 2013/14 учебном году составило 58%, в 2014/15 – 63%, в 2015/16 учебном году составило 69%.

Уровень обученности в каждом классе по математике, алгебре и геометрии ежегодно составляет 100 %.

Одной из важных составляющих образовательного процесса является оценка учебной деятельности обучающихся, которая делится на внешнюю и внутреннюю оценку.

Внешняя оценка деятельности учащихся представлена административными контрольными работами, участием в мониторинговых исследованиях, итоговой аттестацией.

Внутренняя оценка включает в себя контрольные и самостоятельные работы, тестирование, оценивание устных ответов обучающихся на уроках, результативность выполнения домашних заданий, анкетирование. Чтобы получить объективное представление о достижениях обучающихся данные внешней и внутренней оценки для каждого ученик по каждому предмету (математика в 5-6 классе, алгебра, геометрия в 7-9 классах) заносятся в таблицу.
Данная форма работы позволяет скорректировать работу по овладению знаниями, умениями, навыками, выделить слабые места, наметить план действий для достижения наиболее высокого результата.

Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребенку. Гуманизацию обучения вижу в максимальном учете особенностей, возможностей, темперамента, склонностей и интересов ребенка. Гуманизация предполагает усиление практического и прикладного аспектов в преподавании. Это означает, что в обучении математике ставится акцент на общее развитие ребенка. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», – писал К.Д. Ушинский. С этой целью в своей работе использую логические задачи, кроссворды – как форму дидактической игры, творческие работы. В плане эстетического воспитания большую роль играют такие темы, как «Симметрия», «Координатная плоскость» и другие. Уроки несут глубокую практическую направленность, и ярко прослеживается связь с другими предметами. Стараюсь, чтобы эстетика была не гостьей на уроке, а эффективным средством повышения качества воспитания и преподавания.

В основу моего педагогического общения с учащимися положены идеи педагогики сотрудничества, принципы личностно-ориентированного подхода. В каждом ребенке я вижу прежде всего личность, которую следует уважать. Главное правило личностного подхода – умение внушить ребёнку, что он единственный и неповторимый среди других единственных и неповторимых. Второе правило – нет «любимчиков» и «нелюбимчиков». Все дети равны в коллективе, и главное здесь – создание ситуации успеха. Мой опыт показывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребёнка, резко изменяет его деятельность.

Приходя в школу, дети ждут от нас, учителей, душевной щедрости, мудрости, и мы не вправе обманывать их в этих ожиданиях. Доброжелательная улыбка, понятные замечания, не вызывающие обиды, тонкий диалог – всѐ это способствует созданию положительных эмоций и результативности урока.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.
http://geomath.my1.ru/img/uchitel1.gif
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon Проблемы, опыт, перспективы
П18 Профессиональная подготовка будущих учителей: проблемы, опыт, перспективы: Сб науч ст. Саратов: иц «Наука», 2012. 224 с
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon План введение 5
Проблемы и перспективы развития рынка страховых услуг (российский и международный опыт) 8
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon Таре Наука и образование: проблемы и перспективы Сборник материалов...
Наука и образование: проблемы и перспективы [Текст]: сборник материалов студенческой научно-практической конференции (9 апреля 2015...
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon Список вакансий
Образование: среднее профессиональное. Опыт работы на промышленных прямострочных и специальных машинах (оврлоки) на предприятии по...
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon График работы, способы оплаты
Образование: среднее профессиональное. Опыт работы на промышленных прямострочных и специальных машинах (оврлоки) на предприятии по...
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon Республики Мордовия Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Разработка проекта основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос-3: опыт, проблемы, перспективы
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon Дипломная работа Тема: Страхование средств автотранспорта в рф: современное...
Тема: Страхование средств автотранспорта в рф: современное состояние и перспективы развития
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви
Кой деятельности Русской Православной Церкви в значительной мере выполнила свое назначение. В новом документе, первое рассмотрение...
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon «Современное образование неслышащих детей: новые требования, возможности, ответственность»
Электронный сборник Всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Современное образование неслышащих детей: новые...
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon Судебное администрирование: опыт, проблемы, перспективы
Уоррен рассказали об опыте работы по электронному документообороту в своих судах. В свою очередь, американские адвокаты Стивен Нотинжер...
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon Российской Федерации «ино центр (Информация. Наука. Образование)»
Актуальные проблемы современности сквозь призму философии. Выпуск 1 /отв ред. С. В. Девяткин; Новгу имени Ярослава Мудрого. – Великий...
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon Иц «наука» 2009 удк 376-056. 262 (100) (082) ббк 74. 3 я43 И65 И65
И65 Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 14-17 ноября 2008 года....
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon К: проблемы и перспективы материалы II всероссийской научно-практической...
Всероссийской научно-практической конфереции молодых ученых и аспирантов «Молодежная наука и апк: проблемы и перспективы»
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon Вооруженных сил российской федерации
Учебник предназначен как для тех, кто намерен познать азы тактики, так и для тех, кто занимается углубленным изучением ее проблем....
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon В. Жириновский Россия и Япония
Экономическое сотрудничество России и Японии: современное состояние и перспективы
Современное образование: опыт, проблемы, перспективы Выпуск 2 icon «Архитектурно-планировочное бюро-сервис»
Современное состояние и перспективы социально экономического развития города. 17

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск