РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии для 5-7 классов
2013- 2014 уч. год
учителя второй квалификационной категории
Качмашевой Татьяны Георгиевны
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана в со соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд. Технический труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программой под редакцией В.Д. Симоненко(М., 2009) Основ.
Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 5-8 классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год.
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.
Цели и задачи :
* создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;
* формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;
*формирование у всех участников УВП интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самореализации;
изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.
Данная программа по желанию социума (детей и родителей), а также, учитывая оснащение кабинета технологии, уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.
Задачи учебного курса
Образовательные:
знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями
преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства,
а также освоение этих технологий;
знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.
Воспитательные:
формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.
В результате изучения технологии учащиеся должны:
знать/понимать:
основные технологические понятия;
назначения и технологические свойства материалов;
назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для получения технологических сведений из разнообразных источников информации;
для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
для создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов и приспособлений;
для обеспечения безопасности труда;
для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.
Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 5, 7 классов для средней общеобразовательной школы. За основу взят вариант II изучения предмета «Технология», т.к. большинство обучающихся – девочки. Основные разделы базовой (государственной) программы 5, 8 классов сохранены (изучаются не в полном объеме) и включены в разделы рабочей программы. Направление «Технология. Технический труд» интегрировано и для мальчиков и для девочек и изучается не в полном объеме.
Обучение предусматривает линейно-концентрический принцип обучения: с 5 по 7 класс учащиеся знакомятся с технологиями преобразования материалов, энергии и информации на все более высоком уровне, в связи с чем, тематика разделов сохраняется и во всех трех параллелях одна и та же. Рабочая программа по учебному курсу «Технология» включает разделы:
Раздел 1. Технология работ в крестьянском хозяйстве. Повышение престижа сельскохозяйственного труда у школьников.
Раздел 2. Кулинария. Формирование культуры питания у детей способствует созданию физически здорового поколения.
Раздел 3. Культура дома. Этот раздел включает несколько тем, подчиненных единой задаче – создания уюта в доме: понятии о композиции в интерьере и современном дизайне, где включены вопросы декоративно-прикладного искусства и
Раздел 4. Технология обработки ткани с элементами материаловедения. Раздел включает в себя проектирование швейных изделий, отношение к вещам. Через воспитание у учащихся эстетического отношения к себе и окружающим формируется личность грамотная в вопросах культуры поведения, культуры одежды, культуры общения и т. д.
Каждый раздел программы и включенные в них темы предусматривают знакомство с профессиями в области труда, связанного или с обработкой конструкционных и поделочных материалов, или с производством и обработкой пищевых продуктов и многое другое, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения учащимися.
Поскольку ведущей деятельностью пятиклассников остается игра, в процесс обучения включены элементы игровых технологий. Теоретический материал преподносится в форме бесед, поисковых и самостоятельных работ. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 длительность практической работы на уроках технологии для обучающихся в 5-8 классах не превышает 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5 классах – не более 10 минут, в 7 – 16 минут. На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени интегративно в течение учебного года.
Учебно - тематическое планирование по технологии.
Класс: 5.( мальчики и девочки)
Учитель: Качмашева Татьяна Георгиевна
Количество часов:
Всего 70 часов, в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков______ часа, зачетов 1час, практических работ 17 часов,
тестов – 1 час, самостоятельных работ 1 час.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд.», «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д.Симоненко.( М .,2007).
Учебники: 5 класс – « Технология. Обслуживающий труд.» под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2009. « Технология. Технический труд.» под ред. В.Д. Симоненко.- М.:Вентана-Граф, 2009.
Учебно - тематическое планирование по технологии.
Класс: 6.( девочки)
Учитель: Качмашева Татьяна Георгиевна
Количество часов:
Всего 70 часов, в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков______ часа, зачетов 1час, практических работ 11 часов,
тестов – 1 час, лабораторных работ 1 час.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д.Симоненко.( М .,2007).
Учебники: 6 класс – « Технология. Обслуживающий труд.» под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2009.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС (70ч)
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов
|
Характеристика деятельности учащегося или виды учебной деятельности
|
Тип урока
|
Виды контроля
|
Наглядные пособия и технические средства
|
Домашнее задание
|
Дата проведения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
План.
|
Факт.
|
1
2
|
Вводное занятие
ТБ в кабинете.
Экология жилого дома.
|
2
1
1
|
Вводный
беседа, опрос
|
Урок формирования знаний
|
Опрос
Мини-проект
|
Иллюстрации
Схема «Материалы отделки комнаты»
|
ТБ
|
|
|
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
|
Технология работ в крестьянском хозяйстве. Осенний период. Экскурсия на учебно-опытный участок.
Уборка и учёт урожая. Сбор семян и корнеплодов. Значение обработки почвы. Правила перекопки почвы.
Весенний период.
Предпосевная обработка почвы.
Выращивание овощных культур
Заготовка и посадка ягодных растений
Кулинария
Физиология питания.
Сервировка стола к завтраку.
Формы нарезки. Санитарно-гигиенические требования и ТБ на кухне.
Блюда из сырых овощей. ТБ.
Блюда из вареных овощей. ТБ.
Блюда из яиц. ТБ.
Бутерброды, горячие напитки. ТБ.
Заготовка продуктов.
Итоговая самостоятельная работа по теме «Кулинария»
Творческий проект «Праздничный стол».
|
12
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
|
Знакомство с пришкольным участком.
Сбор урожая, групповая работа.
Перекапывание почвы.
Обрабатывание почвы.
Посев свёклы, моркови
Работа на пришкольном участке
Оформление стола к завтраку, меню к завтраку
Нарезание овощей. Мытьё посуды
Варка овощей
Жарение яиц
Приготовление бутербродов и чая
Квашение капусты
Составление праздничного меню
|
Комбинированный урок.
Комбинированный урок.
Урок формирования знаний
Комбинированный урок.
Урок формирования знаний
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Урок формирования знаний
Урок обобщения знаний и умений
Урок формирования знаний
Урок формирования знаний и умений
Комбинированный урок
Урок – контроль
|
Практическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Самостоятельная работа
Практическая работа
Дегустация
Дегустация
Дегустация
дегустация
дегустация
|
Садово- огродный инвентарь.
Садовый инвентарь.
Садовый инвентарь.
Садовый инвентарь
Садовый инвентарь
Садово - огородный инвентарь
Схема «Питательные вещества», табл.
Плакат «Сервировка стола»
Плакаты «Формы нарезки», «Кухонный инвентарь»
Плакат «Классификация овощей»
Плакат «Формы нарезки»
Плакат «Блюда из яиц»
Плакат «Виды бутербродов»
Схема «Условия развития микроорганизмов»
Плакат «Сервировка стола»
|
Нарисовать огородный инвентарь.
ТБ
Пословицы о труде.
ТБ
Способы хранения семян
Способы хранения ягод
Функции пищеварения
Правила поведения
Формы нарез-ки ТБ
Формы нарез-ки ТБ
Формы нарез-ки ТБ
Правила сервировки, приготовления блюд
|
|
|
16
17
18
|
Культура дома.
Интерьер кухни, столовой.
Размещение оборудования в кухне.
Творческий проект «Интерьер кухни».
|
6
2
2
2
|
Оформление кухни
Размещение кухонной мебели практическая работа
|
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Урок обобщения знаний и умений
|
Графическая работа
Практическая работа
Практическая работа
|
Иллюстрации, планы комнат
Иллюстрации,
чертежи
Иллюстрации,
репродукции
|
Линии чертежа
Чертежи разверток
Чертежи разверток
|
|
|
19
20
21
22
|
Технология работ с тканью с элементами материаловедения.
Понятие о прядении и ткачестве.
Свойства тканей из раститель-ных волокон, подготовка их к работе. ВТО. ТБ.
Технология соединения деталей. ТБ.
Творческий проект «Прихватка».
|
20
2
2
2
2
|
Знакомство с нитями утка и основа
Оформление альбома натуральных тканей
Соединение двух деталей
Практическая работа
|
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Урок обобщения знаний и умений
Урок- контроль
|
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
|
Иллюстрации, схемы, коллекции, инструкции
Иллюстрации, коллекции, таблицы
Инструкционные карты
Изделия, схемы, чертежи
|
Образцы ткани
Хлопчато- бумажные и льняные ткани
ТБ
Оформление проекта
|
|
|
23
24
25
26
|
Конструирование рабочей одежды.
Моделирование рабочей одежды.
Технология выполнения швов. ВТО.ТБ.
История развития техники. Терминология швейных работ.
|
4
4
2
2
|
Конструирование деталей фартука
Выполнение соединительного шва
Виды швейных машинок
Работа с электрическим утюгом (разглаживание)
|
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Урок обобщения знаний
|
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Тестирование.
|
Инструкционные карты
ТV
Инструкционные карты
ТV
Инструкционные карты
Иллюстрации,
|
Виды фартуков
Подогнуть низ изделия
Соединительные швы
|
|
|
27
|
Отношение человека к вещам.
Уход за одеждой, ремонт одежды.
|
2
2
|
Оформление заплаток на брюках
|
Комбинированный урок
|
Практическая работа
|
Инструкционные карты
|
Подбор тканей
|
|
|
28
29
30
|
Ручная вышивка.
Подготовка к вышиванию.
Технология выполнения простейших швов.
Творческий проект «Салфетка».
|
6
2
2
2
|
Подбор мулине
Выполнение тамбурного шва
Оформление дизайн папки
|
Комбинированный урок
Урок обобщения знаний и умений
Комбинированный урок
|
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
|
Инструкционные карты
Инструкционные карты
Инструкционные карты
|
Стебельчатый шов
Работа со швами
Работа со швами
|
|
|
31
|
Гигиена человека.
Гигиена учащегося.
|
2
2
|
Соблюдение правил мытья кожи рук, головы
|
Урок формирования знаний
|
Фронтальный опрос
|
Схема строения кожи
|
|
|
|
32-33
34
|
Проект.
Правила оформления пояснительной записки.
Защита проекта.
|
6
4
2
|
Выполнение этапов проекта
|
Урок формирования знаний
Урок обобщения знаний и умений
|
Пояснительная
записка
Защита проекта
|
Схема алгоритма составления документации
Примеры проектов
|
Работа над проектом
|
|
|
|