департамент здравоохранения Приморского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уссурийский медицинский колледж»
(КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕСТОВ
Уссурийск, 2016
Методические рекомендации по разработке тестов. – Уссурийск: КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж», 2016. - 11 с.
Настоящие методические рекомендации составлены на основе «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Методические рекомендации являются практическим руководством по составлению тестовых заданий. Предназначены для преподавателей КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж».
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании методического совета Протокол № 4 от « 22 » марта 2016 г.
Составители:
О.В.Артамонова, ст. методист КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж»;
Н.Г.Перечкина, методист КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж».
Оглавление
1 Общие положения …………………………………………………………………………
|
4
|
2 Краткая характеристика уровней усвоения знаний……………………………………..
|
4
|
3 Рекомендации по составлению тестовых заданий……………………………………..
|
6
|
3.1 Этапы разработки теста……………………………………………………………..
|
6
|
3.2 Рекомендации по составлению и к формулировкам тестовых заданий…………
|
6
|
3.3 Критерии качества тестов……………………………………………………………
|
9
|
4 Критерии выставления оценки ………………………………………………………….
|
9
|
Библиографический список литературы…………………………………………………..
|
10
|
Приложение 1. Терминологические определения ...............................................……..
|
11
|
1 Общие положения
Тестирование - один из наиболее эффективных методов оценки знаний и умений студентов. К достоинствам метода относится:
- объективность оценки тестирования;
- оперативность, быстрота оценки;
- простота и доступность;
- пригодность результатов тестирования для компьютерной обработки и использования статистических методов оценки.
Тестирование является важнейшим дополнением к традиционной системе контроля уровня обучения.
Для оценки уровня подготовленности студентов методом тестирования создаются специальные тесты. Тесты предназначены для проверки знаний студентов на уровне воспроизведения, понимания или умения применить знания на практике.
Тест – это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений.
Чтобы выполнять функцию инструмента измерения, тест должен состоять из достаточного количества тестовых заданий, число которых определяет длину теста. По своей длине тесты могут быть короткими (10-20 заданий), средними и длинными (до 500 и более заданий). Оптимальное количество заданий, на которое испытуемые еще достаточно охотно отвечают в один присест, составляет 40-60.
Тестовое задание - это один из элементов теста.
Тестовые оценочные средства представляют собой банк тестовых заданий (БТЗ) для проведения текущей и промежуточной аттестации по УД/ МДК и ориентированы на проверку качества знаний обучающихся.
Содержание БТЗ в полной мере отражает содержание рабочей программы УД/ МДК. Тестовые задания могут быть следующих типов:
задание с выбором одного ответа (закрытой и открытой формы);
задание с множественным выбором;
задание на установление правильной последовательности;
задание на установление соответствия.
К заданиям закрытой формы относятся задания, при выполнении которых тестируемый выбирает правильный (-ые) ответ (-ы) из предложенного набора ответов (с единичным выбором; с множественным выбором).
К заданиям открытой формы относятся задания, при выполнении которых тестируемый самостоятельно формулирует ответ, регламентированный по содержанию и форме представления (с регламентированным ответом или свободно конструируемым ответом).
Задания на установление соответствия – это задания, при выполнении которых необходимо установить правильное соответствие между элементами двух множеств: объектов (субъектов, процессов) и их атрибутов (свойств, характеристик, структур и т.п.).
Задания на установление последовательности – это задания, при выполнении которых необходимо установить правильную последовательность действий, событий, операций (порядок среди однородных элементов некоторой группы действий, событий, операций).
2 Уровни усвоения учебного материала
Тестовые задания необходимо создавать в соответствии с основными категориями учебных целей. Основные категории учебных целей в педагогике (по Б.Блуму) - знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Категориями уровней усвоения по ФГОС являются ознакомительный, репродуктивный и продуктивный (таблица). Тестовые задания разрабатываются в зависимости от того, на каком уровне должен быть усвоен учебный материал.
Таблица – Категории учебных целей
Основные категории учебных целей
|
Примеры обобщенных типов учебных целей обучающийся
|
Глаголы, используемые для оценки
|
1 уровень усвоения – Ознакомительный (Знание +Понимание)
|
Знание
|
знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;
знает конкретные факты;
знает методы и процедуры;
знает основные понятия;
знает правила и принципы
|
Систематизировать, выделить, определить, описать, расположить, установить, сформулировать, изложить и др.
|
Понимание
|
понимает факты, правила и принципы;
интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
преобразует словесный материал в математические выражения, графическую форму;
предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных
|
Сопоставить, установить различия, распознать, обобщить, переформулировать, выбирать, перефразировать, переводить, дать примеры, преобразовать, иллюстрировать, изменить (заменить), вычислить, отличить, делать выводы, выводить (заключение), заполнять и др.
|
2 уровень усвоения – Репродуктивный (применение знаний и анализ решения типовых задач)
|
Применение
(сделай после того, как тебе показали пример)
|
использует понятия и принципы в новых ситуациях;
применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
демонстрирует правильное применение метода или процедуры в типичных ситуациях.
|
Оценить, рассчитать, изменить, выбрать, завершить, вычислить, разработать, раскрыть, употребить, исследовать, провести эксперимент, найти, проиллюстрировать, интерпретировать , соотнести, спланировать, выбрать, делать выводы,
описать в общих чертах, решить, передать смысл …, использовать для …
|
Анализ
(отдельно рассмотри части целого)
|
дифференцирует существенное и несущественное;
выделяет скрытые (неявные) предположения;
видит ошибки и упущения в логике рассуждений;
проводит разграничения между фактами, причинами и следствиями;
оценивает и соотносит значимость данных.
|
Провести анализ, оценить, систематизировать, разбить, рассчитать, категоризировать, классифицировать, сравнить, связать, противопоставить, вывести, провести различие, выделить, подразделить, исследовать, провести эксперимент, определить, проиллюстрировать, делать вывод, проверить, собрать сведения, упорядочить, изобразить схематически, отметить, рассмотреть, соотнести, выделить, подразделить, проверить.
|
3 уровень усвоения Продуктивный (синтез и оценка действия)
|
Синтез
(придумай, разработай, изобрети)
|
выполняет творческие работы;
предлагает план проведения эксперимента;
использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.
|
Аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать, составлять, строить, создавать, проектировать, развивать, разрабатывать, устанавливать, объяснять, формулировать, обобщать, интегрировать, изобретать, делать, управлять, изменять, организовывать, производить, планировать, подготавливать, предлагать, , соотнести, обобщить.
|
Оценка
(выскажи суждения, оцени критически)
|
оценивает логику построения материала в виде письменного текста;
оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.
|
Произвести оценку, установить, аргументировать, оценить, выявить значение, выбрать, сравнить, сделать вывод, противопоставить, принять решение, защитить и оценить проект, провести различие, объяснить, составить мнение, ранжировать, интерпретировать, высказать суждение, доказать, определить, прогнозировать, рассматривать, рекомендовать, соотносить, разрешить (проблему).
|
Если промежуточный контроль аттестации проводится в форме тестирования, то БТЗ должен включать разноуровневые задания.
3 Рекомендации по составлению тестовых заданий
3.1 Этапы разработки теста
Для облегчения процедуры составления тестов учебный материал должен быть достаточно формализован, т.е. каждый раздел, тему УД /МДК необходимо представить в виде таких задач и (или) вопросов, которые наиболее полно отображают содержание УД/МДК. При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второстепенными.
На втором этапе, в зависимости от цели тестирования (входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестация и др.) и формы теста разрабатывается план раскладки задач и вопросов в тестовые задания. Формализация учебного материала и составление тестовых заданий - наиболее ответственные и сложные этапы составления тестов.
После составления тестовых заданий преподаватель оформляет правильный ответ (эталоны ответов).
3.2 Рекомендации по составлению и к формулировкам тестовых заданий
Тест должен включать в себя следующие элементы:
- имя теста (отражение сути темы, раздела УД// МДК;
- номер варианта (чем больше, тем лучше, мин.- 4);
- указание уровня усвоения.
Тесты для текущего контроля успеваемости могут включать 10 - 20 тестовых заданий. БТЗ для промежуточной аттестации по МДК включает не менее 200 тестовых заданий, а по УД не менее 100.
Основными элементами тестового задания являются инструкция, задание (содержательная часть), ответы к заданию.
Инструкция к тестовым заданиям определяет перечень действий при прохождении тестирования. Она должна быть адекватна форме и содержанию задания («укажите правильный ответ (ответы)», «установите соответствие», «определите правильную последовательность», «введите правильный ответ»).
Используемая терминология не должна выходить за рамки основных учебников и нормативных документов. Тестовое задание должно соответствовать тем источникам информации, которые применяются при изучении УД /МДК, так как в разных учебниках и учебных пособиях может даваться различная формулировка тем или иным понятиям, могут использоваться различные обозначения и т.д.
Содержательная часть задания не должна включать элементы инструкции.
Содержательная часть задания формулируется в логической форме высказывания, а не в форме вопроса; в ней не должны быть двусмысленные и неясные формулировки, вводные фразы, двойное отрицание, оценочное суждение, выясняющее субъективное мнение испытуемого. Нельзя тестовое задание начинать вопросительными словами или безличной формой, например: «сколько», «какой», «почему» и т.д.
Важнейшим требованием к тестовому заданию является необходимость его простоты. Обучающийся, выполняя такое задание, должен отвечать на один понятный ему вопрос; однако для повышения «емкости» теста можно использовать задания, которые позволяют найти несколько однотипных ответов.
Все повторяющиеся слова должны быть исключены из ответов и вынесены в содержательную часть задания.
В содержательной части и в ответах необходимо исключить слова «большой, небольшой, много, мало, меньше, больше, часто, всегда, редко, никогда …».
Тестовое задание должно подразумевать такой ответ, который не имеет несколько равноправных толкований, что достигается четкой конкретизацией границ применимости данного явления. Например, нельзя давать такую формулировку теста: «Сформулируйте понятие «ноосфера»», так как существует, по меньшей мере, два подхода к формулировке этого понятия. Правильно этот тест сформулировать так: «Приведите формулировку понятия «ноосфера» по В.И. Вернадскому.
Все варианты ответов должны быть грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре, равнопривлекательны. Между ответами необходимы четкие различия. Правильный ответ однозначен и не должен опираться на подсказки.
Среди ответов должны отсутствовать ответы, вытекающие один из другого.
В варианты ответов нельзя включать формулировки «все перечисленное выше», «все утверждения верны», «перечисленные ответы не верны», так как такие ответы нарушают логическую конструкцию тестового задания или несут подсказку.
Число тестовых заданий с отрицанием должно быть минимальным. При этом частица «не» выделяется жирным шрифтом.
Ответы к заданиям должны быть короткими и содержательными. Использование цифр вместо букв расширяет возможности статистической обработки результатов тестирования.
Важно отметить, что тестовые задания требуют высокой степени формализации учебного материала.
Начало формы
Примеры заданий в тестовой форме.
Задание в тестовой открытой форме:
Инструкция: дополнить задание:
Задание: Близорукость корригируется при помощи ____________ линз.
2. Задание в тестовой открытой форме:
Инструкция: дополнить задание:
Задание: Четырехгранный стебель характерен для представителей семейства ___________.
Внимание! Задание в тестовой открытой форме чаще используются для усвоения понятий, терминов, правил. Необходимо так сформулировать задание, чтобы ключевое слово (выражение, формула, схема, знак и т.п.) было в конце предложения.
Тестовое задание с выборочным ответом (закрытая форма)
Инструкция: Выбрать правильный ответ:
Задание: Вскрытый стерильный флакон можно использовать в течение:
1 суток;
3 суток;
10 суток;
6 суток.
Тестовое задание с выборочным ответом (закрытая форма)
Инструкция: Выбрать правильный ответ:
Задание: Определить ткани, относящиеся к механическим:
1) эпидерма, эпиблема, перидерма;
2) склеренхима, колленхима, склереиды;
3) хлоренхима, аэренхима, паренхима;
4) гидатода, млечник, нектарник.
5. Задание в тестовой форме на соответствие:
Инструкция: Установить соответствие:
Задание:
-
Возраст
|
Показатели психомоторного развития
|
1. Два месяца
2. Три месяца
3. Пять месяцев
|
А. Сидит
Б. Произносит слоги
В. Переворачивается со спины на живот
Г. Удерживает голову
Д. Подолгу, певуче «гулит»
Е. Удерживает в руках игрушку
|
Задание в тестовой форме на соответствие:
Инструкция: Установить соответствие:
Задание:
-
Семейство
|
Тип плода
|
1. Apiaceae
2. Fabaceae
|
А. Стручок
Б. Коробочка
В. Ягода
Г. Боб
Д.Вислоплодник
|
Задание в тестовой форме на последовательность действий (для обучения профессиональным видам деятельности)
Инструкция: Установить правильную последовательность:
Задание: Применение грелки:
спросить пациента о самочувствии;
обработать руки кожным антисептиком;
завернуть грелку в пелёнку;
произвести дезинфекцию грелки;
проверить грелку на герметичность (опрокинуть крышкой вниз, сжать руками);
вытеснить из грелки воздух;
приложить грелку на определенный участок тела на 15-20 минут;
наполнить грелку на 2/3 объема водой t 55-600C;
через 5 минут спросить пациента о самочувствии, осмотреть участок кожи;
объяснить пациенту цель и ход процедуры, получить согласие;
завинтить пробку;
убрать грелку, осмотреть поверхность кожи.
Задание в тестовой форме на последовательность действий:
Инструкция: Установить правильную последовательность
Задание: Последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции:
1) голосеменные;
2) водоросли;
3) покрытосеменные;
4) папоротники;
5) мхи.
Внимание! Минимальное число элементов, включенных в тестовое задание (на последовательность действий) должно быть не менее 5, а максимальное – не более 12.
3.3 Критерии качества тестов
Рекомендуется соблюдать следующие параметры тестов.
Соответствие содержания тестовых заданий ФГОС по УД/МДК.
Необходимо проводить подбор заданий, комплексно отображающих основные темы УД/МДК.
Тестовые задания по конкретной УД/МДК должны наиболее полно отображать ее содержание и ключевые понятия, чтобы иметь качественную объективную оценку знаний, умений студентов. Включение в тест второстепенных элементов содержания может привести к неоправданным выводам о знании или незнании УД/МДК.
Необходимо соблюдать пропорции в количестве тестовых заданий по темам УД/МДК.
В каждом тестовом задании необходима определенность, логичность, отсутствие некорректных формулировок, выделение одного предмета измерения (ключевого понятия, термина, правила, определения и т.д.).
Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.
В каждом тесте определяется оптимальное время тестирования, которое задается разработчиками теста. Ориентировочно на выполнение одного тестового задания отводится минимум 1 минута, а максимум – не превышает 5 минут. В целом оптимальным временем для выполнения теста следует считать время от начала процедуры тестирования до момента наступления утомления (в среднем это время составляет 40 - 50 минут).
4 Критерии выставления оценки
В зависимости от уровня тестовых заданий составляются критерии оценки результатов и шкала оценивания.
Предлагается примерная таблица критериев оценки результатов
Процент результативности правильных ответов
|
Оценка уровня подготовки
|
Балл (отметка)
|
Вербальный аналог
|
90-100
|
5
|
отлично
|
80-89
|
4
|
хорошо
|
70-79
|
3
|
удовлетворительно
|
Менее 70
|
2
|
неудовлетворительно
|
Процент выполнения тестов
|
Оценка
|
55-70
|
удовлетворительно
|
71-85
|
хорошо
|
86 и более
|
отлично
|
Библиографический список литературы
Батешов, Е.А. Основы технологизации компьютерного тестирования: Учебное пособие / Е.А.Батешов. – Астана: ТОО «Полиграф-мир», 2011. - 241 с.
Кабанова, Т.А. Тестирование в современном образовании: уч. пособие / Т.А.Кабанова, В.А.Новиков. - М.: Высшая школа, 2010. - 384 с.
Ким, В.С. Тестирование учебных достижений. Монография / В.С.Ким. – Уссурийск: Издательство УГПИ, 2007.
Морозова, Н.Г. Методические рекомендации по составлению тестовых заданий /Н.Г.Морозова. - М.: Издательство МГОУ, 2013.- 17с.
Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: уч. пособие / М.Б.Челышкова. - М.: Логос, 2012. - 432 с.
Фаткуллин, Н.Ю. Методика конструирования теста. Основные рекомендации по формированию банка тестов и определению его структуры. Методика разработки тестов [Электронный ресурс] / Н.Ю.Фаткуллин. – Режим доступа: http://doidpo.rusoil.net /storage/Video/EUMK_DOVOU/tutorial/part8/item4_1.html
Приложение 1
Терминологические определения
Тесты (англ. test – проба, испытание, исследование) – в психологии и педагогике стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а так же знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Тестирование – метод сбора данных об уровне знаний, умений и навыков студентов.
Тестовое задание (ТЗ) – вид поручений, состоящий в требовании преподавателя к студенту выполнить какие-либо учебные действия с целью усвоения содержания учебной дисциплины.
Трудность ТЗ – количество мыслительных операций и характеристик логических связей между ними, характеризующих продолжительность поиска и нахождения верного решения.
Тест – система заданий, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно определить уровень и оценить структуру подготовленности тестируемого.
Контролирующий тест – тест, выступающий в качестве метода или способа измерения уровня и структуры знаний обучающихся.
Банк тестовых заданий (БТЗ) – логически упорядоченный набор тестовых заданий, позволяющих генерировать множество тестов.
Спецификация теста – система характеристик теста, отражающая его содержание и структуру.
Надежность теста – характеристика теста, свидетельствующая о постоянстве эмпирических измерений, то есть многократном повторении.
Валидность теста – действительная способность теста измерять ту характеристику, для диагностики которой он заявлен.
Дистрактор – близкий искомому по своему смыслу вариант ответа, но не являющийся таковым.
МДК - междисциплинарный курс.
УД – учебная дисциплина.
|