Скачать 8.79 Mb.
|
ОБЩЕВОЙСКОВАЯ АКАДЕМИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра тактики Тактика – искусство боя Учебник Учебник предназначен как для тех, кто намерен познать азы тактики, так и для тех, кто занимается углубленным изучением ее проблем. Книга имеет теоретическую и практическую направленность. В учебнике аккумулируется многовековой боевой опыт, подробно рассматриваются современное состояние и перспективы развития тактики, излагаются ее базисные основы в форме принципов общевойскового боя.Достоинство труда состоит в том, что в нем исследованы глубинные истоки искусства управления войсками; детально изложены основы теории подготовки и ведения наступательного, оборонительного и встречного боя, даются рекомендации командирам и штабам по их подготовке и ведению, а также по совершенствованию передвижений, расположению войск на месте, обстоятельно рассмотрены вопросы всестороннего обеспечения боя. Учебник изложен живым, образным языком, богато иллюстрирован. Он учит творчески, новаторски мыслить. Труд не имеет аналогов в отечественном и зарубежном книгоиздательстве. Это не просто учебник, а своего рода энциклопедия военного искусства, он по праву может стать настольной книгой для офицера любого ранга. Учебник составлен по плану Академии военных наук. Рецензенты: Заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор Генерал-лейтенант В.Г. Резниченко; Заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор генерал-лейтенант В.А. Сапожинский. Оглавление Стр. Об авторе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 Глава первая. ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИКИ КАК ИСКУССТВА БОЯ. . . . 16
Глава вторая. ПРИНЦИПЫ БОЯ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КАРКАС ИСКУССТВА ТАКТИКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 2.1 Значение принципов боя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70 2.2 Путеводные маяки в управленческой деятельности командира в бою . . .78 2.3 Боевая готовность подразделений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 2.4 Решительность, активность и непрерывность ведения боя. . . . . . . . . . . .103 2.5 Организация и поддержание непрерывного взаимодействия. . . . . . . . . .107 2.6 Внезапность действий и применение воинской хитрости. . . . . . . . . . . . .137 2.7 Решительное сосредоточение усилий на главном направлении в решающий момент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 2.8 Маневр подразделениями и ударами в бою. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 2.9 Своевременное восстановление боеспособности подразделений. . . . . . 217 2.10 Полное напряжение моральных и физических сил, использование морально-психологического фактора в интересах выполнения боевой задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .243 Глава третья. ТАКТИКА – ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . 270 3.1 Искусство управления войсками по опыту войн. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272 3.2 Характеристика современной системы управления войсками. . . . . . . . .289 3.3 Предвидение – основа управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 3.4. Принятие решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 3.5 Постановка боевых задач. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 3.6 Организация взаимодействия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .314 3.7 Планирование боя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317 3.8 Контроль за подготовкой к бою и выполнением боевых задач. . . . . . . . 322 Глава четвертая. ИСКУССТВО НАСТУПЛЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 4.1 Искусство наступления по опыту войн. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325 4.2 Развитие теории современного наступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 4.3 Способы перехода в наступление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356 4.4 Боевые задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361 4.5 Боевой порядок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368 4.6 Подготовка наступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .372 4.7 Взаимодействие в наступлении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .376 4.8 Внезапность в наступлении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388 4.9 Маневр в наступлении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394 4.10 Огневое поражение противника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .405 4.11 Ведение наступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410 4.12 Форсирование водных преград. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422 4.13 Наступление ночью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .427 4.14 Наступление в городе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433 4.15 Наступление в горах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .442 4.16 Наступление в пустыне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .448 4.17 Наступление в северных районах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454 Глава пятая. ИСКУССТВО ОБОРОНЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460 5.1 Искусство обороны по опыту войн. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462 5.2 Развитие теории современной обороны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 480 5.3 Построение обороны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .494 5.4 Подготовка обороны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .502 5.5 Взаимодействие в обороне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .515 5.6 Скрытность и внезапность в обороне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 528 5.7 Маневр в обороне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 540 5.8 Ведение обороны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .548 5.9 Оборона ночью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 561 5.10 Оборона в городе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .568 5.11 Оборона в горах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .573 5.12 Оборона в пустыне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 577 5.13 Оборона в северных районах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 580 Глава шестая. ИСКУССТВО ВСТРЕЧНОГО БОЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 583 6.1 Искусство встречного боя по опыту войн. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .583 6.2 Условия возникновения и характерные черты современного встречного боя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .589 6.3 Факторы достижения успеха во встречном бою. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 592 6.4 Боевые задачи, построение боевого порядка подразделений. . . . . . . . . .597 6.5 Организация и ведение встречного боя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .601 Глава седьмая. ИСКУССТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ВОЙСК. . . . . . . . . . . . . . 606 7.1 Искусство передвижения войск по опыту войн. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .606 7.2 Искусство передвижения войск в современной операции и бою. . . . . . .610 Глава восьмая. РАСПОЛОЖЕНИЕ ВОЙСК НА МЕСТЕ. . . . . . . . . . . . . . . .624 8.1 Основы расположения войск на месте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 624 8.2 Охранение войск при расположении на месте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .627 8.3 Организация расположения войск. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .630 8.4 Действия сторожевого охранения и охраняемых войск при нападении противника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .635 Глава девятая. ИСКУССТВО ВСЕСТОРОННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЯ. .638 9.1 Из истории развития системы всестороннего обеспечения боя. . . . . . . .639 9.2 Разведка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..642 9.3 Охранение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..656 9.4 Защита войск. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 668 9.5 Радиоэлектронная борьба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .677 9.6 Тактическая маскировка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .686 9.7 Инженерное обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .697 9.8 Техническое обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .708 9.9 Тыловое обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 711 Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .723 Справка об авторе Генерал-майор Воробьев Иван Николаевич – заслуженный деятель наук РФ, доктор военных наук, профессор, почетный профессор Военной академии им. М.В. Фрунзе, действительный член Международной академии информатизации и Академии военных наук – родился 22 июня 1922 года. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1942г. по 9 мая 1945г. В годы войны прошел боевой путь от курсанта до майора – командира стрелкового батальона. За отличия в боях награжден тремя орденами, в том числе Орденом Красного Знамени. В общей сложности имеет 25 правительственных наград. В Вооруженных Силах СССР с 1940 по1987гг. В 1950 году закончил Военную академию им. М.В. Фрунзе с отличием и золотой медалью, а в 1955г. – адъюнктуру академии. В войсках занимал должность заместителя командира 127-й мотострелковой дивизии. На преподавательской работе на кафедре тактики Военной академии им. М.В. Фрунзе – 17 лет, 16 лет проходил службу в научном подразделении Генерального штаба ВС СССР. В настоящее время – профессор Общевойсковой академии ВС РФ. Автор более двухсот научных работ по тактике и оперативному искусству, среди них капитальные военно-патриотические труды «Принципы общевойскового боя», «Военная футурология», является соавтором трудов «Тактика» из серии «Библиотека офицера», «Боевые действия в особых условиях», «Боевые действия ночью», «Методология военно-научного познания», «Культура военного мышления», «Боевые действия в вооруженном конфликте», «Тактика миротворческих сил», «Контртеррористическая операция», ежегодно выступает на страницах журнала «Военная мысль», газеты «Красная звезда». Ряд его статей удостоены первой премии Министра обороны РФ. За цикл работ о тактике в 2000 г. присуждена премия Академии военных наук имени А.А. Свечина. Предисловие Победит та армия, которая лучше постигнет дух современного боя. А. Свечин С древнейших времен полководцы стремились найти «эликсиры» победы. Прошли века, было проведено бесчисленное количество военных походов, сражений, пролито море человеческой крови, прежде чем пытливые мыслители, познавая накопленный боевой опыт, анализируя скрытые «пружины» и «рычаги», действующие в сложной, противоречивой боевой обстановке, нащупали полезные для практической деятельности путеводные нити, выработали рекомендации, как готовить и вести бой. С течением времени они обогатились, сформировались в довольно стройные поучения, которые стали находить отражение в руководящих документах. Но поскольку специфика боевых уставов такова, что не позволяла подробно показать, как шло развитие способов тактических действий, иллюстрировать их примерами, доказательствами, расчетами, то уже в древности делались попытки разрабатать руководства, некое подобие учебников по тактике. Одним их первых таких учебников было древнекитайское «семикнижье», в том числе трактат Сунь-Цзы « О военном искусстве» (VI – Vв. до н.э.). За прошедшие тысячелетия тактика, как искусство боя, прошла большой и многосложный путь развития. Он складывался из определенных исторических ступеней - это военное искусство Древнего Востока (Индии, Китая, Египта, Вавилона), военное искусство Древней Греции и Древнего Рима; Средневековья; эпохи Возрождения; Нового времени; войн домашинного и машинного периодов; двух мировых и многочисленных локальных войн и вооруженных конфликтов второй половины двадцатого века. Поистине современная тактика олицетворяет собой мудрость веков, зиждется на стержне истории. Военная история – великий учитель. Настоящее прочно стоит на плечах прошлого и столь же незыблемо опирается на крылья будущего. Ценность неисчерпаемой сокровищницы истоков зарождения и развития военного искусства состоит в том, что они раздвигают исторически ограниченные небольшим временем и пространством рамки опыта личности, обогащают его познанием опыта предшествующих поколений, осветляют его мысль мудрыми деяниями талантливых полководцев и военных теоретиков прошлого. Великие полководцы всегда с благоговением относились к истории. Наполеон наставлял: «Ведите наступательную войну, как Александр, Ганнибал, Цезарь, Густав Адольф, Тюренн, принц Евгений и Фридрих: читайте и вновь перечитывайте историю их 83 походов и формируйте на них свое мышление; это единственное средство стать великим полководцем и разгадать тайны искусства; ваше сознание, просвещенное таким путем, отбросит правила, противные началам, которых держались великие люди1. Познание боевого опыта прошлого всегда благотворно. Конечно, военная история не в состоянии дать ответы на насущные вопросы сегодняшнего дня. Она не может открыть завесу будущего, но исторический опыт в силах вразумить, наставить, окрылить, оплодотворить творческую мысль офицера, натолкнуть его на глубокие раздумья, расширить познания, а это само по себе уже не мало. Выстраданный потом и кровью многих поколений боевой опыт, позволяет офицеру выбирать свои жизненные установки, вооружает ценностной ориентацией, пробуждает новаторский дух, конструктивное начало, учит видеть действительность через призму времени, помогает целеустремленно, с научных позиций решать проблемы современности. Исторический опыт войн ценен еще и тем, что учит не только тому, что и как делать, но и тому, чего не следует делать, помогает избежать ошибок, находить правильные пути решения боевых задач в современных условиях. Пользуясь историческим методом, можно, по выражению Ф.Энгельса, получить «разъяснение процесса развития»1 а, следовательно, выявлять тенденции, прослеживать, как развивалась теория, какие этапы прошла, какие факторы оказали влияние на ее формирование. Изучение боевого опыта не должно быть пассивно-созерцательным. Извлечь из него правильные уроки можно лишь, рассматривая события в тесной взаимосвязи с теми условиями и обстоятельствами, которые складывались в то время. При этом важно проявлять максимальную объективность, учитывать не только положительные, но и отрицательные стороны – ошибки, просчеты и недостатки в действиях командиров, штабов и войск. Предлагаемый учебник по тактике опирается на исторические «подмостки». Это не изложение «рецептов» постижения успехов в бою (их не существует в природе), это не катехезис непреложных истин – тактике чужды каноны, догматические установки - это размышление о тактическом искусстве, попытка проникнуть в творческую «лабораторию» командира, показывать, с чем он сталкивается в поисках неординарного решения в бою, какие противоречия и трудности приходится преодолевать при управлении войсками, понять насколько сложен и тернист путь, ведущий к победе. Может возникнуть вопрос, почему учебник именуется как «тактика – искусство боя», ведь есть альтернатива – назвать его «тактика – наука о бое». И то и другое название правомерны. На страницах военной печати в прошлом неоднократно велась дискуссия по вопросу о том, что представляет собой тактика – науку или искусство. Авторы, отрицавшие тактику – науку в качестве основного довода приводили тот аргумент, что тактика не может дать непреложных, годных на все случаи правил ведения боя. Следовательно, утверждали они, тактика не может быть наукой, она представляет собой искусство, основывающееся лишь на одаренности военачальников. Сторонники этой точки зрения ссылались на авторитет Клаузевица, который писал, в книге «О войне», что «… представляется абсолютно невозможным снабдить военное искусство подмостками в виде положительной научной системы, которая давала бы во всех случаях внешнюю опору военному деятелю1. Непризнание наличия закономерностей в военных явлениях и, в частности, в бою неизбежно влекло за собой и отрицание науки в этой области. Но Клаузевиц здесь противоречил сам себе. Именно он явился одним из основоположников создания «положительной научной системы» в теории вооруженной борьбы. Заметим, что противопоставление науки и искусства, кстати, не только в военном деле, но и в других областях человеческой практики, происходит до сих пор. В принципе это неверно. Всякая наука имеет свое приложение к жизни, то есть свое искусство и, наоборот, всякое искусство имеет свою науку, свою теорию, представляющую собой обобщенный опыт, обобщенную практику. Поэтому на вопрос, что представляет собой тактика – науку или искусство – следует ответить: и то другое. Тактика, как и стратегия и оперативное искусство, имеет свою научную теорию и свое искусство – приложение этой теории к жизни. Поскольку в данном учебнике главным предметом рассмотрения является интеллектуальная деятельность командира, офицера штаба, как организаторов боя, то предпочтение отдано именно искусству тактики. В энциклопедических источниках термин «искусство» определяется как высокая степень умения, мастерства в какой-либо сфере деятельности2. К числу особо сложных видов искусства относится военное. Оно резко отличается по своему содержанию от других видов искусств. В военном искусстве воля человека направлена не против мертвой материи, и не против объектов одухотворенных, но пассивных, инертных, а против активно действующего противника. В операции, бою сталкиваются две воли, два решения. Достижение поставленных целей, выполнение боевых задач осуществляется в ожесточенном противоборстве сторон. В силу этого военному искусству присуща особая специфика. Ему, как никакому другому виду искусства, противопоказаны схематизм, шаблон, догматическое мышление, рутина. В его основе лежат неустанные творческие поиски, смелое новаторство, дерзание и риск военачальника. За ошибки и просчеты, допущенные в бою, неизбежна жестокая расплата. В учебнике красной нитью проходит мысль, что искусство тактики озарено светом общего исторического движения жизни. В различные периоды оно включало в себя и медленную эволюцию и быстрые скачки. Познать тактику, как искусство, можно только через призму диалектических законов. Все ее элементы и составные части постоянно находились и находятся в развитии. В историческом аспекте тактика предстает как цельная живая, динамичная система, чутко реагирующая на изменения средств вооруженной борьбы и как всякий живой организм отзывающаяся всем своим содержанием на технические нововведения, научные открытия, изменения характера боевой обстановки, взглядов на войну. Именно из жизни, боевой практики берут свое начало истоки зарождения искусства боя. Методологические аспекты познания глубинных основ тактики предполагают использование философских категорий: законов, закономерностей и принципов в качестве специфического инструментария интеллектуальной деятельности, направленной на познание природы боя, раскрытие его характерных черт. Основными диалектическими противоречиями, на основе разрешения которых шло и идет совершенствование способов тактических действий, являются: извечное противоборство между средствами нападения и защиты; постоянные нарушения равновесия между имеющимися боевыми возможностями войск и новыми, возростающими требованиями боевой действительности; противоречия между целями боя и хроническим недостатком наличных средств между реальностью боевой обстановки и недостаточными представлениями о ней; противоречия между старыми и новыми способами ведения боя между внезапностью и контрвнезапностью, маневром и контрманевром, ударом и контрударом. В субъективной сфере, в сфере искусства в ходе войн шло постоянное противоборство интеллектуальных качеств командиров противодействующих сторон, состязания боевого мастерства войск, соперничество не только оружия, но и способов его применения, систем боевого управления, взаимодействия и обеспечения. Именно осмыслению этих явлений и посвящена настоящая работа. Своим острием учебник направлен на формирование у офицера нестандартного тактического мышления, на неприятие схематизма, шаблонных подходов, на борьбу с рутиной и казенщиной, на возрождение тактики как подлинного искусства ведения боя. Отличительная черта учебника состоит еще в том, что в нем отражается опыт не только русской (советской) военной школы, но и боевой опыт зарубежных армий. Мы долгое время кичились тем, что только советская военная наука обладает монополией на истину, затушевывая собственные промахи. Конечно, разработка теории глубокого боя и операции в Красной Армии в 30-х годах – важное достижение отечественной военной мысли, но она оставалась только теорией. Практика же свидетельствует о том, что на глубокую стратегию немецкой армии с началом Великой Отечественной войны советские Вооруженные силы ответили линейной, кордонной, приграничной стратегией, на глубокое, двухмерное, «перпендикулярное» оперативное искусство немцев наша армия ответила недостаточно совершенным оперативным искусством в наступлении и отсутствием разработанной теории оперативной обороны. На глубокую, отчасти воздушно-наземную, трехмерную тактику немцев наша армия ответила в начале войны линейной тактикой в обороне, и лишь в ходе войны нам удалось научиться по-настоящему воевать, но досталось это большой кровью. В труде нам хотелось бы избежать крайностей, не допускать противопоставления отечественной и зарубежной военной мысли. Корни и истоки их зарождения в конечном счете едины. Учебник создан не на пустом месте. Его прямым предшественником является военно-теоретический труд «Тактика» из серии «Библиотека офицера» (1966, 1984, 1987 г.г.), в разработке которого автор принимал непосредственное участие, а также единоличный труд автора «Принципы общевойскового боя», изданный в 1992 году и военно-теоретический труд "Военная футурология (1999г.). Принципиально новым в данном учебнике являются его композиция, живой образный стиль изложения, объемная историческая фабула, отражение опыта локальных войн и вооруженных конфликтов 50-х – 90-х годов. У учебника нет прямого утилитарного назначения. Познать теоретические основы тактики не значит стать мастером вождения войск. Хотя труд претендует на статус учебника, но ему не присущ назидательный, менторско-поучительный тон. Учебник учит размышлять и в этом его главное отличие от других учебников. Он не имеет аналогов в отечественном и зарубежном книгоиздательстве. В нем содержатся вопросы, относящиеся не только к тактике, но и военному искусству в широком его значении, так что можно считать, что это своего рода энциклопедия военного искусства. Глава первая. Формирование тактики как искусства бояНеизвестный автор, появившегося много веков назад трактата «О возвышенном», писал, что ко всякой научной дисциплине предъявляются два требования: «Во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом».1 Это верное суждение нуждается в дополнении: предмет должен быть рассмотрен в связи с задачами науки, а способ (метод) изучения предмета необходимо поставить в связь с системой. Всякая наука имеет свой предмет и свою систему. Выявить их, рассмотреть их эволюцию – значит определить специфику, сферу деятельности и задачи этой науки. Данная методология и положена в основу построения учебника. Этому и посвящена данная глава. |
Руководство по ветеринарно-санитарному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Руководство) определяет порядок и задачи ветеринарно-санитарного обеспечения Вооруженных... |
Руководство по медицинскому обеспечению вооруженных сил Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации №1 |
||
Указ президента российской федерации об утверждении общевоинских... В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-фз "Об обороне", в целях приведения общевоинских уставов Вооруженных... |
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утв... Настоящий Устав определяет права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними,... |
||
Приказ Минобороны РФ от 9 октября 1999 г. N 455 "Об утверждении Положения... Утвердить прилагаемое Положение о медицинском освидетельствовании летного состава Вооруженных Сил Российской Федерации |
Руководство по организации выполнения требований безопасности на... Наставление по учебно-материальной базе Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение n 1 к настоящему Приказу) |
||
Генерального штаба вооруженных сил российской федерации О мерах по улучшению организаторской работы командиров (начальников) в повседневной плановой деятельности и боевой подготовке войск,... |
Руководство по обеспечению воинских частей Вооруженных Сил Российской... Приказ Министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации техническими... |
||
Техническое задание на выполнение комплекса работ по восстановлению... Настоящее техническое задание (ТЗ) определяет цель, задачи, основные положения, объекты, порядок взаимодействия ОАО «Воентелеком»... |
Вооруженных Сил Российской Федерации Первый заместитель Министра... В методических рекомендациях приведены основные положения по организации и ведению воинского учета граждан Российской Федерации (далее... |
||
Общие положения Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации |
Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-фз "Об обороне", в целях приведения общевоинских уставов Вооруженных... |
||
«Отчеты по службе экологической безопасности» «Табеля срочных донесений органов военного управления материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на... |
Правительства Российской Федерации от 11 июля 1994г. №821 Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной... |
||
Вооруженных сил российской федерации Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №1541 “Об утверждении Положения о воинском учете” в целях оказания помощи... |
Вооруженных Сил Российской Федерации (к статьям 11, 78, 94) положение... Военной присяге, а военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, приносит обязательство перед Государственным флагом Российской... |
Поиск |