Скачать 1.25 Mb.
|
Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Алексеевский индустриальный техникум» Методическое объединение заместителей директоров по учебной работе ССУЗ Республики Мордовия Круглый стол Проблемы внедрения ФГОС третьего поколения 15 февраля 2013 г. Содержание
Разработка проекта основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС-3: опыт, проблемы, перспективы Н.И.Годяева, заместитель директора по учебной работе ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности» «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (Б.Пастернак) Современная экономика ориентирована на кадры, не только обладающие глубокими знаниями в профессиональной сфере, но и умеющие работать в команде, владеющие современными технологиями. В связи с этим выдвигаются такие требования, как инновационное образование, интегрированное с научно-исследовательской деятельностью, междисциплинарность образования, связь обучения с потребностями бизнеса. Решить эти проблемы в области среднего профессионального образования предполагается путем внедрения и реализации нового поколения государственного стандарта СПО. Государственный образовательный стандарт третьего поколения ставит задачу формирования у выпускников универсальных и профессиональных компетенций. Понимая, с какими проблемами может столкнуться педагогический коллектив при переходе и последующей реализации стандартов нового поколения, методической службой нашего колледжа был предложен, а затем и утвержден Перспективный план работы педагогического коллектива на 2009-2015 учебные годы по проблеме: «Управление качеством образования с использованием высокоэффективных педагогических и информационных технологий в условиях реализации требований образовательных стандартов нового поколения». Прежде чем начинать внедрять ФГОС-3 в образовательный процесс нашего учебного заведения, необходимо было определить для преподавателей, в чем состоит принципиальное отличие ГОС-2 поколения от ФГОС-3 поколения, что такое компетенции, что такое компетентность и чем отличаются компетенции от ЗУНов (знаний, умений и навыков), каковы основные требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ и т.д.? Далее надо было выстраивать принципиально новые взаимоотношения с потенциальными работодателями. Руководство и инженерно-педагогический коллектив Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности использует современные педагогические и производственные технологии для достижения главной цели – подготовки конкурентоспособных выпускников в условиях внедрения ФГОС-3. Деятельность колледжа направлена на реализацию ОПОП с учетом региональных условий. Одной из важнейших её составляющих является формирование прямых результативных связей колледжа с социальными партнерами и работодателями. Благодаря деятельному участию в образовательном процессе колледжа таких лидеров бизнеса как ОАО «Компания «Данон-ЮниМилк» - ОАО «Молочный комбинат «Саранский», ОАО «Сыроваренный завод «Сармич», ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ОАО «Старожиловский молочный комбинат» (Рязанская обл.), ООО «Молоко» г.Сасово (Рязанская обл.), ЗАО МПЗ «Черкизовский», Агрохолдинг «Талина» (ЗАО МПК «Торбеевский», ЗАО МПК «Атяшевский») совершенствуется содержание форм и методов профессиональной практики на объектах работодателей с привлечением опытных специалистов и наставников. Системная подготовка высококвалифицированных специалистов в тесном целевом взаимодействии с социальными партнерами работодателями помогает решать колледжу такие жизненно-важные вопросы, как внедрение ФГОС-3, модернизация образования, качество образования. ФГОС СПО – 3 представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных программ по закрепленным за колледжем специальностям подготовки, имеющим государственную аккредитацию и лицензию на право осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам. Наше учебное заведение самостоятельно разработало 6 ОПОП СПО на основе примерных ОПОП, включающих в себя базисные учебные планы и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующим специальностям: 030912 Право и организация социального обеспечения 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) 230401 Информационные системы (по отраслям) 260201 Технология молока и молочных продуктов 260203 Технология мяса и мясных продуктов Перед началом разработки ОПОП каждая методическая комиссия специальных дисциплин определила их специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировала конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. В связи с этим при формировании ОПОП колледж имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения. Несмотря на все выявленные в период перехода к новым образовательным стандартам недостатки, работа преподавателями колледжа проводится на должном уровне. И показателем этого является то, что преподавателями специальных дисциплин соответствующих методических комиссий было проведено по всем специальностям подготовки проектное исследование «Анализ потребности в умениях», которое по согласованию с ведущими перспективными работодателями-заказчиками кадров региона и Республики Мордовия позволило определить новые виды профессиональной деятельности, новые профессиональные компетенции, характерные для конкретных организаций и предприятий. Мы считаем, что индикатором эффективности использования колледжем при разработке ОПОП предоставленных ФГОС-3 свобод стало дополнение учебным заведением по согласованию с работодателями дополнительного перечня компетенций, вытекающих из потребностей региональной экономики. По ОПОП Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) дополнительно введены 3 новых вида профессиональной деятельности и дополнительно сформированные соответствующие им новые профессиональные компетенции. ВПД.В.7 Проведение контрольно-ревизионной работы ВПД.В.8 Организация, учет и особенности налогообложения предприятий отрасли ВПД.В.9 Ведение комплексного анализа и прогнозирование хозяйственной деятельности предприятия. По ОПОП Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) дополнительно введены 2 вида профессиональной деятельности и соответствующие им профессиональные компетенции ВПД.В.5 Организация работ по эксплуатации оборудования вспомогательных производств ВПД.В.6 Организация работ по технологическому оснащению предприятий отрасли По ОПОП Технология молока и молочных продуктов введены дополнительно 4 вида профессиональной деятельности и соответствующие им профессиональные компетенции ВПД.В.8 Производство мороженого ВПД.В.9 Производство молокосодержащих продуктов ВПД.В.10 Производство продуктов функционального назначения ВПД.В.11. Производство продуктов на основе биологической обработки сырья По ОПОП Технология мяса и мясных продуктов введены дополнительно 3 вида профессиональной деятельности и соответствующие им профессиональные компетенции ВПД.В.6 Производство мясных продуктов из нетрадиционных видов сырья ВПД.В.7 Производство мясных продуктов для детского питания ВПД.В.8 Производство мясных продуктов функционального назначения Поскольку наш колледж в условиях развития современного производства не только не утрачивает своей значимости, но и органично вливается в реализацию производственной программы кадровой политики предприятий, проведено согласование вариативной части ОПОП с работодателями – заказчиками кадров. В результате согласования были скорректированы образовательные программы и учебные планы и введены учебные дисциплины и профессиональные модули по запросам работодателей региона. Таким образом, обеспечены условия для широкого диапазона выбора профессиональных модулей, МДК, учебных дисциплин, что позволило распределить часы вариативной части ФГОС-3 по запросам работодателей региона и республики. При этом возникает необходимость в умении, свободе и ответственности преподавателей на качество знаний студентов. Можно было при разработке ОПОП пойти по иному пути, считая перечень компетенций ФГОС-3 вполне достаточным. Однако, более вероятным представляется вывод, что разработчики ОПОП не видят причин обременять себя дополнительными компетенциями, так как не вполне осознают суть компетентностного подхода в обучении и не соотносят компетенции с кадровым потенциалом учебного заведения, потребностями региона, требованиями работодателей. В связи с этим, именно в условиях, обеспечивающих возможность такого ценностного выбора, осуществляемого в процессе учебно-познавательной деятельности, наиболее всесторонне и гибко определяется уровень качества полученного в колледже образования. На основе анализа мониторинга требований, предъявляемых в данное время к специалисту на рынке труда, по каждой специальности сформирован комплекс новых учебных дисциплин и новых профессиональных модулей, которые отражаются в вариативной части ФГОС-3. Под руководством заместителя директора по учебной работе педагогическим коллективом разработаны проекты ОПОП по 6-ти направлениям подготовки, содержание которых включает в себя:
10. Заключение работодателя о проекте ОПОП. Прежде чем приступить к реализации проектов ОПОП по специальностям в образовательном учреждении была проведена их самооценка. Процедура самооценки включала в себя следующие позиции: 1. Характеристика образовательных потребностей. 2. Учебный план. 3. Формы и методы обучения и контроля. 4. Учебно-методическое обеспечение Разработанные проекты ОПОП, планируемые к реализации в ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «ТКММП» в рамках внедрения ФГОС-3 были представлены на экспертизу нашим социальным партнерам-заказчикам кадров. Для проведения экспертизы были привлечены ведущие специалисты современных высокотехнологичных перерабатывающих производств Республики Мордовия. Экспертиза ОПОП Право и организация социального обеспечения проходила на базе Пенсионного фонда и Социальной защиты населения по Торбеевскому муниципальному району. В качестве экспертов были привлечены заместитель директора ГКУ «СЗН по Торбеевскому району РМ» Шумкин М.М. и заместитель начальника ГУ «УПФ РФ по Торбеевскому муниципальному району РМ» Л.В.Асадулина. Экспертиза ОПОП Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Технология мяса и мясных продуктов проводилась на базовом предприятии ЗАО «Талина» в подразделении ЗАО МПК «Торбеевский». В качестве экспертов были привлечены экономист по труду Черяпова Л.В. и главный технолог Стецура Л.В. Экспертиза по ОПОП Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), Технология молока и молочных продуктов проводилась на базовом предприятии компании «Данон –ЮниМилк» в его Поволжском дивизионе ОАО «Молочный комбинат «Саранский». Экспертизу проводили главный инженер Монахов С.К. и начальник производства Кистайкина Ж.В. Экспертиза ОПОП Информационные системы (по отраслям) проводилась на базовом предприятии ЗАО «Сыроваренный завод «Сармич». В качестве эксперта был привлечен директор Проказов И.А. Экспертиза проводилась по следующим направлениям: 1. Общая характеристика проекта образовательной программы. 2. Содержание программы. 3. Наличие и эффективность механизмов оценки качества обучения. 4. Информационное обеспечение учебного процесса. с критериями оценки: высокая (3 балла), средняя (2 балла), низкая (1 балл), отсутствие (0 баллов) и обязательным замечанием работодателя. Разработанные учебным заведением проекты ОПОП по специальностям при прохождении экспертизы на передовых предприятиях Республики Мордовия получили высокую оценку работодателей – заказчиков кадров. Затем проекты ОПОП были представлены на утверждение учредителю – Министерству образования Республики Мордовия. Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что в нашем учебном заведении каждая ОПОП сформирована как логически связанный комплекс документов с титулом, на котором есть гриф «Утверждено». В настоящее время в колледже реализуется 2-й этап перспективного плана «Апробация стандартов нового поколения средствами высокоэффективных педагогических и информационных технологий». Ведется работа по методическому обеспечению ОПОП: разработка электронных лекций, пособий, УМК, КИМ, КОС; создание электронного банка данных рабочих программ, ФОС, методических средств. ФГОС-3 предъявляет повышенные требования к инженерно-педагогическому составу учебного заведения. Есть требование о том, что преподаватели специальных дисциплин обязаны проходить курсы повышения квалификации в профильных предприятиях и организациях каждые 3 года, то уже в истекшем году преподаватели цикловых комиссий прошли стажировку на ведущих предприятиях переработки молочного и мясного производства ОАО «Молочный комбинат «Саранский» (компания «Юнимилк Данон»); ОАО «Сыроваренный завод «Сармич»; ЗАО МПК «Торбеевский»; ОАО «Ичалковский сырзавод», ЗАО «МПЗ «Черкизовский». В условиях реализации ФГОС-3 особое значение приобретает практика, которая является обязательным разделом ОПОП СПО. Учебная практика и незначительное по объему количество часов производственной практики (по профилю специальности) будут проводиться колледжем в процессе освоения студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей на базе учебно-производственных мастерских колледжа и предприятий-заказчиков: ООО «Молоко» (п.Торбеево), ЗАО МПК «Торбеевский», где у нас имеются кабинеты (лаборатории) и студенты, в условиях действующего производства могут отрабатывать умения и навыки, формировать профессиональные компетенции. Производственная практика в соответствии с рабочими планами по специальностям будет проходить концентрированно на современных базовых предприятиях перерабатывающей отрасли как Республики Мордовия, так и региона, с которыми учебное заведение заключило более 40 договоров о долгосрочном сотрудничестве. Каждому учебному заведению предстоит серьезная, сложная и трудоемкая работа по проектированию новых ОПОП. Она потребует от администрации учебного заведения, от каждого преподавателя соответствующей компетентности и определенных усилий. Конечно, можно использовать примерные ОПОП, которые разрабатываются авторскими коллективами учебно-методических объединений ССУЗов и носят рекомендательный характер. Но наше учебное заведение выработало свой путь внедрения ФГОС-3, используя накопленный богатый опыт «школы подготовки специалистов мясного и молочного дела России». Несмотря на изложенные выше проблемы по переходу на новую систему и стандарты СПО, сложность и трудоемкость этого процесса, недостаточное ресурсное обеспечение, следует все-таки признать, что каждое учебное заведение получает шанс создать такие ОПОП, которые были бы привлекательны для абитуриентов, обеспечивали получение качественного среднего профессионального образования. Жизнь Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности не стоит на месте, наш коллектив всегда в поиске новаторских идей и новых прогрессивных методик. Наш проект разработки ОПОП, основанный на внедрении ФГОС-3, направлен на объединение социальных партнеров, работодателей, для реализации глубокой интеграции образования и производства. Взаимодействие колледжа с социальными партнерами по подготовке высококвалифицированных кадров, в соответствии с требованиями ФГОС-3, основанных на компетенциях, участие в совместных проектах и программах позволяет сформировать специалистов, не требующих «доводки» на будущем рабочем месте. |
Республики Мордовия Государственное бюджетное образовательное учреждение... Федерации от 22 июня 2010 года №678. Организация – разработчик Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия... |
Республики Мордовия Государственное бюджетное образовательное учреждение... Автор: Шугаева Е. Н., преподаватель специальных дисциплин по специальности 260203 «Технология мяса и мясных продуктов» |
||
Республики Мордовия Государственное бюджетное образовательное учреждение... Автор: Шугаева Е. Н., преподаватель специальных дисциплин по специальности 260203 «Технология мяса и мясных продуктов» |
Республики Мордовия Государственное бюджетное образовательное учреждение... Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности приготовлению... |
||
Республики Мордовия «Ардатовский медицинский колледж» Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия |
Республики Мордовия «Ардатовский медицинский колледж» Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия |
||
Законом Республики Мордовия от 8 августа 2013 года №53-з «Об образовании в Республике Мордовия» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №65 комбинированного вида» введено в эксплуатацию в 1970 году |
Республики Татарстан Государственное бюджетное образовательное учреждение... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
||
Главы Республики Мордовия от «31» октября 2013 г. №697-рг схемА Объектом исследования являются охотничьи угодья и охотничьи ресурсы Республики Мордовия |
Республики башкортостан Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
||
Республики башкортостан Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
Республики Башкортостан Государственное бюджетное образовательное... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
||
Отчет о результатах самообследования деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное... |
Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение... Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
||
Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение... Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
Инструкция по работе с документами в государственном собрании республики мордовия Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия от 8 апреля 2013 года №115-рп, от 10 июня 2013 года №232-рп, от 16 июля... |
Поиск |